над которой они находятся: все они развешены так, что смотрятся легко и последовательно. Над снимками всюду помещены большие настенные многокрасочные яркие панно и картины, писан
ные художниками. Но так как панно висят над фотографиями, а взгляд посетителя не может обойти фотографии, то живопись не «спорит» со снимками. Стенды оставляют цельное впечатление.
Все снимки сопровождены кратким текстом. От этого фотографии приобрели познавательную ценность, они отнюдь не смотрятся на стендах как «декоративные привески». Так как почти каждый из стендов знакомит посетителя с достижением какого-нибудь одного лучшего в республике хозяйства того или иного профиля, фото
графии создают полную картину всех отраслей сельского хозяйства.
В павильоне экспонируется 280 отдельных снимков. Это — целая фотовыставка. При столь удачном принципе оформления, избранном орга
низаторами павильона, можно было ожидать, что здесь фотография полностью развернет свои изобразительные средства.
Разрешена ли эта задача?
Снимали для павильона несколько фотографов. В основном представлен материал ленинградцем С. Бамунером. Работали еще тт. Акмолинский, Д. Козлов, Салафанов и др.
С. Бамунер не один год занимается серийными съемками. На этой работе он заметно вырос. По
казательны в этом отношении стенд и альбом, посвященные колхозу Алма-Атинской области «Луч Востока». Быт и многообразное хозяйство колхоза-миллионера показаны фотографом очень убедительно. Удались ему и некоторые другие серии. Но несмотря на определенный успех т. Бамунера, мы склонны думать, что возможно
сти, предоставленные фотографии оформителями, оказались богаче показанного фотографом материала.
Хорошо владеющий техникой, умеющий выбрать объекты, т. Бамунер небрежно относится к композиционной стороне съемки. На это указывалось фотографу еще при обсуждении Все
союзной выставки фотоискусства 1937 г. Ряд его работ и тогда показал, что к построению кадра фотограф подходит непростительно торопливо (например, «Казахские колхозницы» — кадр легко «резался» пополам; «Ликбез в степи» — нарочи
тость расположения группы). Просмотр снимков, выставленных в павильоне Казахстана, лишь ук
репляет нас во мнении, что автор до сих пор серьезно вопросами композиции еще не занялся. Он несмело в снимках сочетает планы, в пей
зажах не выявляет воздушную перспективу, очень спешит со съемкой портретов. Почти все
его портреты знатных колхозников, снятые при солнечном освещении, страдают общим недостатком: контрастными светотенями. Между тем, опытный фотограф не может не знать, что простейшими видами подсвета можно добиться от
личной передачи формы и объема лица. Стоит вспомнить для примера общеизвестные работы А. Скурихина «Таня», М. Альперта «К. Коконбаева» и «Портрет чувашки».
Право, если бы С. Бамунер строже относился к себе и работал как художник, он достиг бы го
раздо лучших результатов. Будем надеяться, что, учтя недостатки в общем удачной съемки этого года, он порадует нас в следующей экспозиции более зрелыми снимками.
Из остальных участников съемки для павильона надо отметить т. Салафанова, казахстанского фоторепортера. В павильоне всего лишь один стенд, оформленный его снимками, стенд колхоза Джаркентского района, Алма-Атинской области «Красные горные орлы». По выразительности фо
тографий это несомненно лучший в павильоне стенд. Несмотря на однообразие сюжетов (колхоз овцеводческий), все снимки смотрятся с интере
сом. Автор умело пользуется светом. Несколько пейзажей его (тонкорунные овцы на пастбище), снятых против света, являются украшением зала.
Итак, хотя фотография в павильоне Казахстана и производит в целом отрадное впечатление, пол
ностью ее изобразительная сила не использована. Вряд ли можно винить в этом одних фотографов. Повидимому, как и во многих других павильонах, недостаточно внимательно отнеслись к их ин
структированию организаторы, съемки. Ставка де
лалась на составление плана — перечня объектов съемки. Поэтому, хотя снимки и знакомят посе
тителей со всеми отраслями сельского хозяйства Казахстана, с успехами отдельных колхозов и совхозов, — редкие из этих фотодокументов вызывают эмоции. Мало образов, которые создава
ли бы полноценные картины из жизни страны. В этом отношении фотография в павильоне значительно уступает воздействующей силе прекрасных и ярких панно, исполненных живописцами.
А жаль. При умелом, правильном инструктирований фоторепортеров фотографическое оформление павильона могло бы получиться убедительнее.
Но и то, чего достигли оформители павильона во главе с художником А. А. Риттихом, до
стойно похвалы. Из того, что оказалось в руках оформителей, сделано многое: фотография в па
вильоне заняла по праву почетное место, и с этой точки зрения опыт казахстанцев следует признать одним из наиболее удачных, заслужи
вающих внимательного изучения оформителями других павильонов выставки.