О СТЕРЕОСНОПАХ И СТЕРЕОСНИМКАХ

В. КАН

С

тереоскоп! Нехитрый этот прибор дает возможность пережить на короткий миг волнении путешественника, исследователя, натуралиста. За полчаса перед взором могут пройти произведения искусства, хранящиеся в лучших музеях страны, замечательные научные коллекции, вереницы диковинных животных.
Два года назад была создана фабрика стереоскопических наглядных пособий, находящаяся в ведении Наркомнроса, но фактически фабрика приступил а к работе только в 1939 году.
Фабрика должна была стать важным подспорьем в работе школы, выпустить ряд альбомов и серий для самообразования, дать спе
циальные технические пособия по сборке машин, по кристаллографии, геологии, минерало
гии. План был намечен большой и нужный, но реализовать его ее удалось и на одну деся
тую. Прежде всего в этом повинен Учпедгиз, не сумевший обеспечить свою фабрику необходимым материалом. Вместо 200 тыс. кв. м фотобумаги фабрика получила в 1939 году толь
ко 2 тыс. кв. м, и дополнительно после вмеша
тельства Комиссии Советского Контроля еще 10 тыс. кв. м.
Фабрика выпустила альбом чертежей по стереометрии тиражей в 30 тыс. экземпляров и серию стереоснимков «Горы» тиражей в 10 тыс. экземпляров. «Стереометрии» разошлась в 5 дней, хотя никаких объявлений о выходе альбома не было. Стереоскопические чертежи фабрика изготовила по анаглифическому способу. Суть его состоит в том, что бинокулярная пара окрашивается в два цвета, а рассматривание производится при помощи очков, окрашенных в те же цвета, благодаря чему каждый глаз ви
дит только одно изображение. Способ печати
анаглифов разработан Научно-исследовательским институтом Огиза и хорошо освоен фабрикой. Альбом по стереометрии выполнен прекрасно, сложнейшие построения, почти не встречающиеся в натуре, вы видите с предельной отчетливостью. Это бесспорное достижение фабрики.
Гораздо хуже обстоит дело с оптической стереоскопией. Стереоснимки выполнены неряшливо. Негативы взяты старые. Фактура объек
тов съемки в снимках передана плохо, контуры часто расплываются. Тут фабрика не только не приблизилась к лучшим современным загранич
ным образцам, но, пожалуй, отстает даже от дореволюционной продукции.
Между тем задачи, которые стоят перед фабрикой, требуют высокой культуры производст
ва. Сейчас фабрика готовит на материале Всесоюзной сельскохозяйственной выставки такую
ответственную серию, как «Дарвинизм». Это бу
дет единственное стереоскопическое пособие по эволюции видов. Редактирует серию академик Якушкин. На материале же выставки будут выпущены серии «Богатства СССР» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства».
На фабрике есть люди, которые любят свое дело и стремятся поднять его на высокий уро
вень, но кустарная база, примитивное оборудование, необеспеченность сырьем не дают воз
можности развернуть производство. Фабрика загнана в помещение, напоминающее курятник. Стереоскопы изготювляются на другом пред
приятии. Их внешняя отделка заставляет же
лать много лучшего. Козырьки делаются из фанеры и не полируются. Чтобы сдвинуть попе
речную перекладину стереоскопа, нужно не мало усилий.
Фабрика решила сама наладить изготовление стереоскопов. Новый образец у нее разработан, во дело тормозится из-за отсутствия помещения: негде развернуть цех.
Стереоскопы выпускает также трест местной промышленности Коминтерновского района Москвы. Однако конструкция стереоскопа выбрана трестом неудачно. Перекос оптических осей, который неизбежен в данной конструкции благодаря полужесткой раздвижной гармошке, сильно затрудняет совмещение обоих кадров и вызывает вред
ное утомление глаз. Совершенно недопустимым является также и то, что в данной конструкции изменение базиса сопровождается перемещением центров оптических осей по ломаной кривой.
Серии снимков треста также страдают рядом существенных дефектов. Сама стереофотосъемка и в особенности монтирование бинокулярных пар и их подготовка к массовой фотопечати производится без всякого учета специфических условий стереоскопического производства.
Острая нужда в широком развитии советской стереоскопической промышленности настойчиво требует квалифицированного и серьезного подхода к постановке новых стереопроизводств.
До разработки советских конструкций стереофото аппаратов крайне важно было бы иметь развитую промышленность стереоскопов и сте
реоснимков. Помимо размеров 9X18 и 6X13 см, явно недостаточно представленных указанными выше предприятиями, необходимо для массово
го и индивидуального по пользования выпустить складные стереоскопы 45X107 или 50X110 им