А А-Я
				ххх
	ИДУЩИЕ
ВПЕРЕДИ
	Его портрет — широколицый, с ве-
селыми искорками в. глазах nape-
нек — поивлекал внимание сразу.
Как-то уж очень по-мальчишески вы-
глядел. он среди своих товарищей,
рабочих, заслуживших почетное пра-
во быть занесенными на доску «Луч-
шие люди инструментального цеха».
	«Свиридов Н. Я. Токарь, выполня-
ет норму на 210 процентов» — сто-
	яла подпись под фотографией.

— Толковый паренек,— сказал 0
нем мастер цеха И. Ю. Васильев. —
Такие, как он, — опора завода. По-
казывая пример в труде, Свиридов
успешно учится в школе рабочей мо-
лодежи. Мало этого, он старательно
обучает профессии токаря своего
родного брата, тоже поступившего на
наш завод. т

..Нет, совсем нелегко несколько.
часов выстоять у; станка, а потом на-
труженными руками браться за учеб--
ник. Но преодолевать трудности по-

могает сознание долга: — Ты ком-
сомолец, а значит обязан итти вие-
ред.

Семнадцатилетнего бригадира Ни-
колая Свиридова, успешно окончив-
шего весной шестой класс школы
рабочей молодежи, сегодня вместе с
другими его сверстниками можно бу-
дет увидеть на занятиях в седьмом
классе. Лучше читать чертежи, раз-
бираться в сложных деталях, глубже
интересоваться книгами -=- всему
этому его учит школа.

‚А вот другие люди с Московского
	тормозного завода имени „1. М. Ка-
гановича. Двадцативосьмилетняя фре-
зеровшица Виктория Бадаева сегодня
начнет учебу в восьмом классе завод-
ской школы. И сегодня же пошел в
первый класс ее нервенец—сын Олег.
	— Будем соревноваться с сыном в
	учебе — кто кого обгонит! — шутит
работница.

Во что бы то ни стало учиться в
вузе или техникуме — эта мечта
	ведет вперед Викторию Бадаеву, сле-
саря Якова Виткина, рабочего Дми-
трия Лазарева, контролера’ Юрия
Афонского, слесаря-инструменталь-
щика Георгия Архангельского,  при-
нятых в восьмой класс, и многих
других молодых производственников.
	В нынешнем учебном году школа
№ 72 при Московском тормозном за-
воде из семилетней преобразована в
десятилетнюю. Для удобства  уча-
щихся, занятых на производстве в
разные смены, организованы так на-
зываемые сменные классы. Пока в
школе восьмой класс будет самым
старшим. Со следующего же года
здесь откроется девятый класс, а
потом и десятый.
	Тьжячи учащихся, начиная от роб-
ких первоклассников и кончая деся-
тиклассниками, заполнили сегодня
школьные здания. Сели за парты’ и
	те, кто варит сталь, водит поезда,
подает на-гора уголь, создает мощ-
ные механизмы и точнейшие прибо-
	Я. Калугина.

В НОВЫХ
ЗДАНИЯХ
	В Дзержинском районе, на Бутыр-
ском хуторе выросло новое красивое
пятиэтажное здание школы. Сегодня
в новой школе, получившей номер
253, начали учебный год большеты-
сячи детей и подростков.

В школе просторные и удобные
классы, хорошие помещения для
учебных кабинетов, два зала — ак-
товый и физкультурный.

Количество таких школ в Москве
непрерывно растет. В этом году их
должно быть построено 36. Две шко-
	лы-новостройки открываются В
Киевском районе столицы, две — в
Москворецком. Готовится к приему
	учащихся новое школьное здание на
Авиамоторной улице в Калининском
районе.

В этом году в первые классы школ
столицы принято околю 80 тысяч де-
тей.
		едагогическим коллективам—
	организаций школ, районных KOMH-
тетов партии.
	В прошлом учебном году боль-
IIHHCTBO учителей серьезно  изучало
материалы ХГХ съезда Коммунисти-
ческой партии, работу И. В. Сталина
«Экономические проблемы социализ-
ма в СССР».
	Много внимания — политическому
просвещению учителей уделяется в
Пролетарском районе. Большинство
учителей в прошлом учебном году
занималось в сети партийного ^ про-
свещения, при райкоме КИСС для
них был ортанизован лекторий.
	Результаты углубленной учебы
сказались на работе школ — в шко-
лах района улучшилось качество пре-
подавания, повысилась успеваемость,
число второгодников по сравнению с
1951/58 учебным годом снизилось,
	На днях вопрос об итогах 1952/58
учебного года в школах столи-
цы и их задачах на новый учебный
год обсуждался на заседании бюро
горкома КПСС. Было отмечено, что
некоторые райкомы партии (Красно-
гвардейский, Ленинградский, Ок-
тябрьский, Сталинский, Первомай-
ский) за последнее время ослабили
внимание к школам, не обеспечива-
	ют повседневного руководства
школьными ‘партийными  организа-
	пиями, не вникают в работу отдель-
ных школ, не осуществляют контроля
за идейным и научно-теоретическим
уровнем преподавания истории, Кон-
ституции СССР, литературы,  гео-
графии и других предметов.

Решить главную задачу — повы-
сить уровень всей учебно-воспитатель-
ной работы — невозможно, если нет
хорошо организованного коллектива
учащихся. В создании такого коллек-
тива педатогам должны самым ак-
тивным образом помогать комсомоль-

ские и пионерские организации,
	Около 359 тысяч учащихся школ
столицы — пионеры. Свыше 100 ты-
сяч старшеклассников являются чле-
нами ВЛКСМ. Эти дети и юноши
инициативны, пытливы, настойчивы.
Многого может достичь педагог, пио-
нервожатый, секретарь комсомоль-
Ской организации, если сумеет ув-
лечь пионеров и комсомольцев инте-
ресным делом, убедить их в пользе
этого лела.
	Б@льшое внимание работе с дет-
ским коллективом уделяет, молодая
учительница, классный руководитель
5-го «В» школы — № 626 Кировского
района Н. И. Горчакова. Все учени-
цы класса — пионерки. Еженедельно
в классе проводились беседы о до-
стижениях советского народа, о жиз-
ни детей в капиталистических стра-
нах и на другие темы. Часто всем
классом ходили в театр или кино.
Пионерки ведут оживленную перепи-
ску с учащимися одной из школ Ук-
раины. Из учениц Класса создан‘ пио-
нерский хор. В школе знают этот
класс как класс высокой успеваемо-
сти и отличной дисциплины.
	К сожалению, во многих школах
работа с пионерским звеном, отрядом,
комсомольской группой организована
неинтересно. Зачазтую пионеры и
комсомольцы скучают Ha своих сбо-
рах и собраниях.
	И районные комитеты ВЛКСМ не
могут снять с себя ответственности
за эти недостатки. Они, а также и го-
родской комитет ВЛКСМ должны ре-
 нгительно улучшить руководство ком-
сомольскими и пионерскимизоргани-
зациями школ. Это в. первую очередь
относится к райкомам ВЛКСМ Пер-
вомайского, Москворецкого, Красно-
гвардейского, Ждановского,  Совет-
ского н Ленинградского районов.
	Наступивший учебный год в шко-
лах столицы должен быть ознамено-
ван решительным улучшением учеб-
но-воспитательной работы, повышени-
ем успеваемости во всех классах,
ликвидацией второгодничества. Есть
все возможности успешно решить эти
задачи. Для этого необходимо улуч-
итить руководство педагогическими
коллективами со стороны директоров
школ, районных и городского отде-
лов народного образсвания. Для это-
го необходимо, чтобы в работу школ
постоянно и глубоко вникали район-
ные комитеты КПСС.
	К. Анисимова,
	лучшее руководство
	Инспекторы ГорОНО, знакомясь с
работой школ, делают обычно пра-
вильные выводы. Они обсуждаются
затем на совешаниях директоров, но
дглеко не всегда доводятся до сведе-
ния всех учителей. А самое главное,
инспекторы не проверяют, как выпол-
няются их предложения по устране-
нию отмеченных недостатков.
	В 1952 году инспектор TopOQHO
тов. Баркова проводила проверку
школ Советского района. Знакомство
с работой школ №№ 116, 119, 122 и
других позволило вскрыть причины
их отставания. Следовало ожидать,
что ГорОНО укрепит школы кадра-
ми, окажет конкретную помощь в
улучшении всего учебного процесса.
Но этого не было сделано. Город-
ской отдел народного образования,
обсудив итоги обследования на сове-
щании директоров школ‘ района,
больше о школах Советского района
не вспоминал до конца учебного го-
да. Положение же в них не только
не изменилось к лучшему, но даже
	ухудшилось.
	(СОВЕТСКИЙ СОЮЗ имеет самую
разветвленную ‘сеть школ в ми-
ре. Только за послевоенные годы в
нашей стране построено 23.500
школьных зданий. В Москве за этот
период открыто 72 школы-ново-
стройки. В текушем году в столице
будет построено еще 36 школ.

В соответствии c¢ задачей, постав-
ленной директивами ХПХ съезда Ком-
мунистчческой партии о переходе от
семилетнего образования на всеобщее
среднее, в крупнейших городах Со-
ветского Союза число учащихся в
восьмых--десятых классах в 1952 го-
ду увеличилось на 44 процента.

В прошлом году в старших классах
столичных школ было 116.900. уча-
щихся, теперь их число достигло
152.500 человек.

Огромные <редства — 22,4 милли-
арда рублей — выделены на школы
вособщего. обучения решением пятой
‚ сессии Верховного Совета СССР.

Строительство новых школ, уве-
личение = количества в них старших
классов, издание большими тиража-
ми учебников, расширение приема`в
педагогические институты — все это
й многое другое ярко характеризует
ту постоянную заботу о развитии
просвещения, о воспитании’ подра-
стающего поколения, которую прояв-
ляют Коммунистическая партия и Со-
ветское правительство. Все это соз-
дает самые благоприятные условия
для учебы школьникам, для работы
педагогам.
	Множеством примеров — школьные
коллективы столицы доказывают, как
	при умелом использовании этих ус
ловий достигаются прекрасные ре-
зультаты.
	Гордостью школ являются тыся-
чи их воспитанников, получивших 30-
лотые и серебряные медали. Только
в истекшем учебном году эта почет-
ная награда — первая награда в
жизни юных граждан нашей стра-
ны — воучена 9.833 выпускникам,
	Высокой успеваемости в течение
ряда лет добились школы №№ 515,
528, 626 Кировского. района (дирек-
тора тт. Ходорова, Покровская, Бой-
ченко), №№ 494 и 497 Пролетарского
(директора тт. Зяблова,  Кобрина),
№ 690 Сталинского (директор тов.
Жуковская), № 201! Тимирязевского
(директор тов. Кириков), № 29
Фрунзенского (директор тов. Мартья-
нора) и многие другие.
	Олыт таких педагогических коллек-
тивов необходимо всемерно изучать и
распространять. Это поможет быст-
рее изжить недостатки, которые име-
ются в работе московских школ, А
недостатков—и не второстепенных, а
серьезных — у нас еше много. Co
всей полнотой они были вскрыты на
закончившихся на днях августовских
совещаниях учителей.

Обсуждая задачи нового учебного
года, участники совещаний, естествен-
но, говорили и об итогах прошедше-
TO, делали из них выводы.

Итоги 1952/53 учебного года не мо-
гут удовлетворить Москву. Не только
не изжито, но даже увеличилось чи-
сло второгодников. Возросло по срав-
нению с предыдущим учебным годом
и число учашихся, державших пов-
терные экзамены. ‘

Почему же, несмотря на то, что в
столичных школах работает большое
число опытных педагогов, успевае-
мость во многих районах снизилась?
Главные причины этого —неуловлет-
ворительная. работа некоторых учи-
телей и слабое руководство педаго-
гическими коллективами со стороны
мнегих директоров школ, районных и
городского отделов народного обра-
зования.
	Формальной проверкой ограничил
Городской отдел народного образо-
вания и свою помощь школам Фрун-
	‚зенского и Москворецкого райочов.
	Работники народного образования
справедливо критикуют заведующего
сектором школ ГорОНО тов. Чернен-
кова за отсутствие тесной связи со
пколами. Показательно, что в тече-
ние всего 1952/53 учебного года тов.
Черненков ни разу сам не принимал
участия в инспектировании школ и
районных отделов народного образо-
	вания

Живое, оперативное руководство
школами, районными ‚отделами на-
	родного образования lopOHO часто
подменяет заселательской суетней,
изданием болыного количества при-
казов. В то же время выполнение
приказов, а также планоз различных
мероприятий контролируется плохо.
	Вот. пример. 4 мая этого года за-
ведующий ГорОНО тов. Наумов под-
писал приказ, в котором были кон-
кретные предложения по улучнению
дела народного образования BO
Фрунзенском районе. Он остался ле-
жать в папках. Учителя и директора
школ района так о нем ничего и не
	узнали.

Не вникают глубоко в существо
работы школ и ряд руководителей
	РОНО. Заведующий отделом народ-
ного образования Первомайского
района тов. Владимирский слабо
контролирует организацию  учебно-
воспитательной работы в школах,
	болышинстве районных отделов
народного образования не созданы
советы, которые должны обсуждать
наиболее важные вопросы работы
 кол. Таким образом принцип кол-
	лоевтивности нарушается.
	Первый день занятий в 125-й средней женской итнойе Советсного района. На переднем плане учезицы пер-
	БУГРОВА.
		~  BY3—*
HIHODHVRAM
	‚ Учащиеся московских школ = ца.
стые гости в Высшем техническом
училище имени Баумана. Каждый
год Училище организует для школь-
ников технические кружки — по ме-
ханике, физике, сварочному делу,
радиотехнике и другим дисциплинам,
Занятиями кружков, которые mote
щало прошлой зимой более 250 под.
ростков, руководят профессора и
преподаватели вуза. Школьники име.
ют возможность знакомиться. с до-
стижениями советской техники в 60-
гато оборудованных учебных кабине-
тах и лабораториях, сами проводят
там различные опыты. Эти занятия
помогают им правильно ‹ выбрать
профессию, прививают интерес к
изучению техники.

Преподаватели и студенты в про-
шлом году прочли в школах около
500 докладов, посвященных история
училища имени Баумана и специаль-
ностям, которые можно там изйчить,
	С успехом прошла организованная
в Училише техническая олимпиада
для школьников. Учащимся, которые
лучше других решали задачи по ме.
ханике, физике, математике, была
выданы премии.
	Кружки, олимпиады и лекции 0у-
дут организованы вузом для школь-
ников и в наступающем учебном To

ду. >
		ЛЕКЦИЙ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
	В прошлом году при школах 48
клубах Сокольнического района бы-
ли созданы пять лекториев для ро
дителей. Читались лекции о трудовом
воспитании детей в семье, о помощи
родителей школе в воспитании уча-
щихся и на другие темы. Лекции про-
слушали бойьше 10 тысяч человек,
	В новом учебном году пропаганда
педагогических знаний расширится. В
библиотеке № 71! открылась выстав-
ка педагогической литературы. Здесь
систематически проводятся = кон-
сультации для родителей по вопросам
воспитания детей. С первых дней
сентября начинает работать poli:
тельский кружок по педагогике. Его
занятиями будут руководить учите:
ля. На днях откроются два новых
лектория. для родителей при школах
№№ 379 и 392. _

Сотни докладов и лекций для-ро-
дителей намечено провести в новом
учебном году и в других районах
	  СТОЛИЦЫ.
	вого класса ОЛЯ ПОГОСОВА и ТАНЯ
	К ЛАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
			ВЫСШЕЙ
	Беседа с начальником Главного управления
	высшего образования Министерства культуры СССР
профессором В. П. Елютиным
	Начавшийся учебный год будет
новым важным этапом в развитии со-
ветской высшей школы. В соотзетст-
вии с историческими директивами ХХ
съезда партии высшие учебные заве-
дения нашей страны должны уже к
концу пятилетки примерно вдвое уве-
личить выпуск специалистов. Работа
вузов должна быть направлена на
успешное решение задач, поставлен-
ных пятой сессией Верховного Сове-
та СССР.
	Большая, хорошо вооруженная зна-
ниями армия специалистов и науч-
ных работников непрестанно попол-
няется молодыми кадрами. Значи-
тельную часть этих новых кадров
подготовят московские вузы, в кото-
рых уже сейчас обучаются свыше
170 тысяч студентов. Сегодня на пер-
вых курсах высших учебных заведе-
ний Москвы приступили к занятиям
более 40 тысяч первокурсников. Сре-
ди них — представители всех нацио-
нальностей Советского Союза.
	Историческим является новый учеб-
ный год в жизни крупнейшего выс-
шего учебного заведения нашей стра-
ны — Московского государственного
университета имени Ломоносова. Се-
годня многие его факультеты начали
занятия в новом высотном здании на
Ленинских горах.
	Много нового будет внесено в этом
году в организацию учебной деятель-
ности вузов Москвы. Рост советской
науки, запросов народного хозяйства
потребовали пересмотра учебньх про-
грамм, создания новых кафедр, фа-
культетов, лабораторий.
	В связи с развитием горной про-
мышленности и непрерывным усовер-
шенствованием техники горного дела,
переработаны учебные программы и
планы горных институтов. В этих
институтах вводится подготовка ин-
женеров более широкого профиля
вместо узких специалистов. Коренной
переработке в свете директив ХХ
съезда партии по нятилетнему плану
развития СССР подверглось более
ста учебных программ. В горном ин-
ституте имени Сталина открыта но-
вая кафедра «Буро-разрывные рабо-
ты», организована лаборатория для
практического изучения этой отрасли
горного дела.
	оначительно расширяется и под-
готовка специалистов для промыш-
ленности строительных материалов,
особенно по технологии производства
силикатов. Московский институт хи-
мического ‘машиностроения начнет
	готовить инженеров— специалистов по
теплотехнике силикатного производст-
	ва. В связи с этим в вузе созданы
новые кафедры. Увеличивается под-
готовка специалистов по строитель-
ным материалам и`в Химико-техно-
логическом институте имени Менде-
леева. ; о
	Для полиграфической промышлен-
ности будут готовиться безо отрыва
от производства инженеры-экономи-
сты. С этой целью в Полиграфиче-
ском заочном институте создан но-
вый факультет.
	Для студентов издается около 300
учебников по различным — отраслям
знаний. Более ста из них вышли в
свет к началу учебного года.
	Все это создает благоприятные
условия для улучшения качества под-
готовки будущих специалистов и мо-
лодых ученых. Долг руководителей и
преподавателей высшей школы-—ис-
пользовать эти условия и так пост-
роить учебный процесс, чтобы каж-
дый студент уже с первого курса
приучался к самостоятельной, вдум-
чивой работе не только по учебни-
кам, но и в лабораториях, учебных
кабинетах. Нашей стране нужны спе-
циалисть с широким kpyrosopom,
способные применять теоретические
знания на практике, самостоятельно
решать большие народно-хозяйствен-
ные и научные задачи. Помощь пре-
подавателям в. воснитании таких ка-
честв у студентов должны оказывать
партийные, комсомольские организа-
ции вузов. ‘

Особое значение в свете этих задач
приобретает самостоятельная научно-
исследовательская работа учащихся.
В этом году деятельность научных
студенческих обществ будет значи-
тельно расширена. Коллективы Ka-
федр обязаны как можно больше
	привлекать студентов к своеи науч-
ной работе.
	Переводные экзамены этого года
показали, что в болынинстве вузов
столицы значительно улучшилось пре-
подавание общественных дисциплин.
Без овладения марксизмом-лениниз-
мом не может плодотворно трудиться
ни один ученый, ни один специалист.
Для дальнейшего улучшения качест-
ва преподавания основ марксизма-ле-
нинизма в вузах потребовалось  до-
полнить и переработать учебные ‘про-
граммы с учетом тезисов «Пятьде-
сят лет Коммунистической партии
Советского Союза» и материалов ХХ
	съезда паотии.
	Правильное руководство предпола-
reer также соблюдение одного’ из
главнейших ленинских принципов —
принципа правильного подбора кад-
ров по их политическим и деловым
качествам. Но и в этом важнейшем
деле Городской отдел народного об-
разования допускает серьезные ошиб-
ки. Достаточно сказать, что наруше-
ние этого принципа привело к тому.
что в прошедшем учебном году в
школах столицы сменилось 68 дирек-
тсров, что была допущена большая
текучесть учительских кадров.

Вопросы идейно-политического вос-
питания учителей должны быть  по-
стоянно в центре внимания партийных
		—A что, -- деловито спросил
кто-то из десятиклассников, — разве
райисполком уже вынес решение? ;

— Какое решение?
	— Ну о том, чтобы расчистить пу-
стыфь, поставить забор и все прочее,
о чем вы говорите.
	— Почему же райисполком?—уди-
вился директор. — Решение должны
вынести мы с вами. Сад-то наш,
школьный, и сажать @о, стало быть,
должны школьники. Не так ли?
	Они согласились. Без особого пыла,
но согласились.
	<Нодождите,— сказал про себя ди-
ректор—еще будет так, что мне при-
дется отбирать у вас лопаты и силой
выпроваживать домой!» Новый ди-
ректор 470-й школы знал мальчиков,
больше того, —он любил их, больше
того, — он верил в них.
	Эта затея с пустырем была не
столько практической, сколько педа-
гогической задачей. И хотя невозмо-
жно было дольше жить школе на
этом угрюмом пустыре, открытом
всем ветрам, главное состояло не в
этом, главное было в том, чтобы на
серьезном и увлекательном деле спло-
тить детский коллектив. Сад-—это
только начало. А там почему бы им
не взяться, например, за монтирова-
ние своего школьного радноузла. А
физкультурный зал! Угораздило же
аркитекторов спроектировать школу
без зала, надо исправлять эту оп-
	—— И ВОТ вы придете в школу.
ere Это будет, скажем, первого
сентября. Деревья еше не успеют по-
	‹елтеть, и вы издалека увидите зе
леные вершины. Вдоль высокого за-
бора будут расти липы, а там даль-
ще — яблони и сливы, а еще даль-
ше, в самой глубине, — смородина,
малина, крыжовник. Ну, разумеется,
цветы, желтые дорожки, скамейки... —
Он остановился: — Что же еще?

— Фонтаны,— добавил чей-то сме-
ющийся голос.

Директор, прищурившись, посмотрел
на улыбающегося подростка.

— Насчет фонтанов не уверен, но
вот спортивная площадка  действи-
тельно необходима. Я думаю, ее
	лучие -всего устроить в центре, как
	вы полагаете?
Мальчики посмотрели в окно Ha
пустырь, окружающий школу. Yue
	лый, ничем не огороженный кусок
земли. Ямы и рытвины, бугры и коч-
ки. шебень и камни. Кто-то тихонько
	СВИСТНУ,

РАДОСТЬ
	‚ заместитель заведующего
отделом школ МГК КПСС.
		ного осеннего дня, которым откры-
вается школьный год.

В школе все еще тихо. В этой ти-
шине хоропю думается. Директор
	проходит мимо портретов школьни-
	ков-отличников, висящих в  болыной
раме. Скоро они и их товарищи со-
берутся сюда. Тысяча двести маль-
чиков. Тысяча двести характеров. И
как ни велик опыт и проницатель-
ность педагога, но и он не всегда
может предвидеть, что творится в
душе юноши или подростка; и дол-
жен быть счастлив, если заслужил
его доверие, и тот сам откроется ему.

Это произошло после зимних ка-
никул. Один из старшеклассников,
комсомолец, спокойный и исполни-
тельный юноша. пропустил подряд
три дня. Случай, из ряда вон выхо-
дящий, так как никаких причин, объ-
ясняющих этот прогул, он привести
не мог, «Здоров. И дома все здоро-
вы. Нет, ничего не случилось. Не
приходил и все. И, пожалуйста, не
надо вопросов».

Директор, разумеется, туг же уз-
нал об этом событии, но пока ни-
чего предпринимать не стал.

Вечером, когда школа. опустела, в
его кабинет тихонько постучались.
	— Вы меня вызывали, Владимир
Петрович?

— Нет, я надеялся, что ты сам
придешь. а
	— Бот. я пришел.

.- Очень хорошо. Садись.

Помолчали.

— Владимир Петрович...

— Да, я слушаю тебя.

— Владимир Петрович... я... влю-
бился. :

Это было настолько неожиданно,
что даже привыкший ко всякого ро-
да неожиданностям директор школы
опешил.
	— Она... Владимир Петрович, a
	лошность, кажется, они с мальчика-
ми могут тут кое-что предпринять...
	Одна за другой вставали перед
директором и учителями дальние и
	ближние пели. Превосходное выраже-
	ние, точное и поэтическое нашел для
них Антон Семенович Макаренко —
‚«завтрашняя радость». Итак, первая
43 них — будущий школьный сад.
	Что до него самого. так он уже
видит этот сад, которого еще нет в
помине. И физкультурный зал уже
жил в его воображении, — светлый,
просторный, высокий. ИМ школьный
радиоузел. И натертый паркет. И
дежурные с красными повязками, ко-
торым все беспрекословно подчиня-
ются... Он видел школу, в которую
только ‘что. пришел, такой, какой она
должна была ‘стать примерно года
через три.
	Это отличало его и раньше. Еше
двадцать пять лет назад в глухой
деревне Енисейке в Восточной Сиби-
ри он так нарисовал крестьянам бу-
дущее их маленькой школы, что они
только диву дались.
	4 вот то первое сентября, о
котором говорил директор ‘мальчикам
три года назад, наступило.
	Владимир Петрович, как всегда,
пришел в школу первым. В саду бы-
ло пустынно, дождевые капли сереб-
рились в траве и на листьях. Ильин
неторопливо пошел по дорожке, по-
сыпанной желтым песком. Липы сто-
яли зеленой шеренгой вдоль фасада.
Низкорослые яблоньки столпились в
дальнем углу сада среди разросших-
ся кустов смородины. Спортивная
площадка еще хранила следы — вче-
рашнего футбольного состязания. Вла-
димир Петрович прошел мимо’ под-
солнухов, склонивших отяжелевшие
головы, мимо клумбы с яркими. осен-
	ними пветами, мимо излюбленной
десятиклассниками  скамеечки и, во-
шел в школу.

Два мальчика, один постарше, дру-
гой совсем маленький. вероятно, пер-
воклассник, стоят на пороге физкуль-
турного зала.
	— ИНонимаешь, — говорит  стар-
ший, — когда я пришел в эту шкс-
лу, никакого зала вовсе не было. А
на этом месте было два класса. Ме-
жду ними стена — во! — Он раз-
двигает руки во всю  ширь. — Мы
разломали стену и стали таскать
камни.
	— И ты таскал? — младший смот-
рит на брата с великим почтением.

— Спрашиваешь! А потом содрали
паркет и стали землю копать.

— И ты\ копал?
	— А то нет что ли. Мы тут, зна-
ешь, сколько земли вытащили, гора
была аж до третьего этажа.
	Директор улыбается: ну, положим,
это ты, брат, преувеличил, ничего не
до третьего. И справедливости ради
следовало бы тебе сказать ‘о тех лю-
дях, без которых бы у вас ничего не
вышло, — о рабочих... Но вслух ди-
ректор не говорит ничего и даже от-
ходит в сторонку, чтобы не омущать
ребят.

— Вам что, — продолжает crap-
ший, — вы на все готовенькое при-
шли, а вот попробовали бы как мы,
тогда бы знали. — И ветеран шко-
ль, произнеся эти многозначительные
слова, идет дальше, а за ним следу-
ет потрясенный первоклассник:

Матово поблескивают двери клас-
сов. Пахнет олифой, воском,  типо-
графской краской (на подоконнике
лежит стопка новеньких учебников), и
еще чем-то неуловимым, может быть,
осенней чуть увядшей травой. Это
запах первого сентября, торжествен-
	— У нас в этом году новости—
рассказывает он. — Во-первых, зим
ний сад. Да, настоящий зимний сад
стеклянная крыша — все, как пола-
гается. Нет, его пока нет, но будет.
Потом — мастерские, у нас ведь
основательный пробел в этом OTHO-
шении, вот будем выправлять. Uo
еще? В дополнейие ко всем нашим
кружкам еще один новый, автомо-
бильный. Между прочим, я первыйв
него записываюсь, это я решил еще
в сорок третьем. Был такой казус
со мной. Преследуя врага, мы в од
ном селе обнаружили несколько CO
	вершенно исправных мотоциклов. И
вот вместо того, чтобы укатить   Ha
них, только посмотрели: ния, и
	мой товарищ не знали мотора... То-
гда я и решил, что буду презирать
себя, если не овладею  автомобиль-
ным делом. Ну, а что касается маль-
чиков, так их агитировать не  при-
дется.

— Учиться собираемся лучше. В
школе дружный коллектив и, значит,
хорошая успеваемость, но учиться
можно еще прилежнее. Так мы и ре:
шили в прошлом году, когда итоги
подвели. Это и будет нашей главной
«завтрашней радостью» — много пя-
терок.

Владимир Петрович поглядывает
	на часы.

Сад уже полон мальчиков. Ожив:
ленные лица, улыбки, смех — они не
видались целое лето. .

Начинается первый урок oor
учебного года. Пожелаем же успеха
	тем, кто сегодня сел за школьные
парты.
	Н. Ивантер.
	просто даже не могу сказать, какая
это девушка... ну, просто не могу и
не умею.

— Самая лучшая? — с доброй
усмешкой сказал Ильин.

Юноша смотрел на него растерян-
ными и счастливыми глазами.

— Я просто не знал, что так бы-
вает. Читал про любовь, но это сов-
сем не то... Три дня, как она yexa-
ла, она — ленинградка.

Он посмотрел на директора все
тем же сияющим взглядом.

— Эти три дня я все холил на
	г“ АВ Л 5% АОДИЛ на
вокзал. Приду, постою там, где мы
прощались... А на следующий день
	спять прихожу и опять стою. И так
все три дня. А в школу я не мог
ходить, ну что я бы сидел тут, как
болван, мне все равно в голову ни-
чего не шло...

Это не было похоже на извинение
или онравдание, скорей это было
признание. И старший товарищ, муж-
чина, оценил доверие юноши.

Вряд ли сейчас был уместен раз-
говор о недопустимости прогулов и
тому подобное. Владимир Петрович
сказал о другом—®© большом и пПре-
красном чувстве, которое надо беречь,
	о душевной силе, которую нельзя
растрачивать по пустякам, о том,
как любовь помогает людям делать-
	ся чище и лучше.

- Это был длинный разговор, и пос-
ле окончания его юноша, попрощав-
шись, ушел. Но он вернулся снова.
Просунув голову в дверь, сказал:

— Владимир Петрович, я забыл
вам сказать, что этого со мной боль-
ше не случится. Я говорю о прогу-
лах. Вообще никогда.

Через час зазвенит первый звонок.
Директор обходит школу. Кажется,
все в порядке. Он спускавтся в своя
	Мг ок EEE Set EOE all Ey

кабинет. Тут ин происходит наша
встреча.
	Ильин не удивился: а почему, соб-
ственно, они должны поверить ему
вот так с первого слова! Они его
еще не знают. Да и самих себя вряд
ли знают. Эти мальчишки и не дога-
дываются, какие великолепные дела
сни могут совершать, когда из них
	выработается настоящий коллектив.
	НА СНИМКЕ: директор 476-й
школы В. ИЛЬИН беседует с уче-
никами в школьном саду.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКНОВА.