ЗЕМЛЯНИКУЫ—В САДЫ МОСКВИЧЕЙ
	РАСШИРЯЕМ ПОСАДКИ
	поддержан
	Наш коллективный плодовый сад—
гордость завода имени Владимира
Ильича. Там, где еще недавно был
пустырь, растет свыше 2 тысяч яб-
лонь, 11 тысяч кустов крыжовника,
красной и черной смородины, боль-
тиие участки заняты садовой земляни-
кой.

Два года назад’ на заводе увлека-
лись садоводством лишь одиночки. А
сейчас около ста рабочих проводят
свой досуг в коллективном саду близ
станции Востряково.

Немало трудов пришлось  прило-
жить, прежде чем пустырь стал цве-
тущим садом. Дружно взялись мы за
дело — поставили забор, выкопали
более 20 колодцев, благоустроили
территорию. Теперь приятно побы-
вать в этом уголке Подмосковья. Не-
дарюм с такой охотой выезжают ра-
бочие в свой сад.

Садоводство — полезное и увлека-
тельноё занятие. Многие У нас стали
опытниками. Кадровый рабочий
М. Бударин разводит. виноград. Де-
сяпки опытников посадили мичурин-
скую черную рябину. Это редкое для
Подмосковья растение есть на участ-
ках инструментальщиков А. Калити-
на, И. Якимчука, А. Садкина, А. Ни-
китиной.

Чтобы повысить урожай в саду,
улучшить опыление растений, решили
завести ульи. Пчеловодством овла-
девают слесарь И. Горчиков, калиль-
щик Д. Казаков, термист К. Волчен-
KO.

У каждого заволского саловода есть
	своя любимая культура. Но олна ин-
	Почин мастера
	Бчера президиум  Московского юб-
ластного комитета профооюза ‚ рабо-
чих легкой и пищевой промышленно-
сти обсудил предложение мастера
обувной фабрики «Парижская Комму-
на» Лидии Савельевой о развертыва-
нии социалистического соревнования
за полную ликвидацию переделок в
процессе производства’

Коллектив заготовочного участка,
	котсрым руководий молодои мастер
Савельева, систематически  перевы-
полняя производственные задания,
	довел в августе выпуск продукции
первым сортом до 98,3 процента при
плане 96 процентов. Не успокаиваясь
на достигнутом, тов. Савельева нача-
ла изыскивать пути дальнейшего
	улучшения качества юбуви. Ее пред-
	Состязания м
	тересует всех — это земляника. Каж-
дый старается посадить поболышне ку-
стов этого замечательного растения.
По сравнению с прошлым годом
плантации земляники в нашем саду
выросли почти втрое.

Долбежница механического цеха
В. Иванова собрала в нынешнем го-
ду свыше 50 килограммов земляни-
ки и наварила на весь год варенья.
Кадровик завода И. Калачов, прора-
ботавший на предприятии почти пол-
века, снял 40 килограммов ягод.

Сейчас посадки земляники расши-
ряют старший технолог моторосбо-
рочного цеха К. Фомичев, который
высадил около тысячи кустов, мастер
механического цеха Г. Куканов, то-
карь В. Трефилкин.

Земляника завоевывает все боль-
шую любовь заводских садоводов.

Есть у нас и нерешенные вопросы,
например, водоснабжение. Было
бы целесообразно соорудить в саду
водокачку, сделать бассейн. Помочь
в этом мог бы заводской комитет.

В Вострякове есть сады и других
предприятий. Следовало бы как-то ко-
ординировать работу садоводов, ока-
зывать им больше атротехнической
помоши.
	Садоводы завода имени Влади-
мира Ильича

А. Калитин,

заточник;

М. Шуленин,

инструментальщик;

Д. Казаков,

калильщик.
	Л. Савельевой
	ложение добиться полной ликвидация
переделок встретило дружную . под-
держку работниц и дало положитель-
ные результаты. За короткий срок ка-
чество выполнения производственных
операций повысилось, возврат загото-
BOK Ha переделку ‘уменышился с
50—60 пар в смену до семи и менее
пар. Увеличился выпуск первосортной
продукции. Весь коллектив фабрики
горячо поддержал инициативу моло-
дого мастера.

Президиум Московского областно-
го комитета профсоюза одобрил начи-

нание Л. Савельевой и предложил
	профсоюзным организациям вместе с
хозяйственными руководителями рас-
	пространить его на предприятиях.
	ОТОЦИБвЛИСТОВ
			НА ВЕЛОЗАВОДСКОЙ

свой облик Велозаводская улица. Здесь выросли
ия, жилые корпуса, культурные и бытовые учреж-

Е : : Я

Строительство на этой улице продолжается. Скоро здесь начнется
строительство еще одного жилого дома. Он предназначен для рабо-_
чих завода малолитражных автомобилей. Дом будет примыкать к.

` существующему ныне шестиэтажному зданию, которое вырастет еще.
на один этаж. Расположенный на площади, образованной пересече-_
нием Велозаводской улицы и Тюфелева проезда, нозый дом украслт
	весь раион.
	дения.
	На двенадцатом этаже угловой части здания в небо взметнется
башня со итилем, который будет виден издалека ц при ярком солнце
и при электрическом свете. Фасад корпуса оденется в золотистые кс-
рамические плитки, а цоколь до уровня первого этажа — в гранит.
	В новом доме запроектировано 140 квартир.

В нижних этажах разместятся детские ясли, парикмахерская, лех-
торий и методический кабинет санитарного просвещения. Вдоль тро-
тиаров бидит посажены деревья, а ‘во дворе разбиты цветники
	_туаров будут посажены <
устроены детские площадки.
	Работники спытно-показательной трикотажной фабрики Моснворецкого райпромтреста увеличивают вы-
	Многие передовые работницы взяли новые
	пуск трикотажных изделий высокого Качества для населения.
	позышенные обязательства и успешно их выполняют. НА СНИМКЕ: вязальщцицы К КОСТИНА, К. ЛОГИНО-
	ВА и бригадир cme
котажное nonorvo:
	из котороя вырабатывается три-
	р смены А. АФОНИЧЕВА пресматривают качество пряжи,
		сменные задания эти работницы выполняют на 150 процентов. фото М ОЛЕХНОВИЧ.
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
		ОБСУДИЛИ И... УСПОВОИЛИ

p 740M с корпусами 1-го подшип-
никового завода имени Кагано-
вича возвышается здание заводского
Дома культуры. А1о вечерам ярко го-
рят его огни. Рабочие и служащие
охотно идут сюда послушать доклад,
лекцию, концерт, посмотреть фильм,
спектакль.
	Ждановский район располагает не-
малым числом  культурно-просвети-
тельных учреждений. Здесь имеются
`16 рабочих клубов, 125 библиотек, де-
сятки красных уголков. Велика их
роль в коммунистическом воспитании
трудящихся. Но подчас многие из этих
учреждений не выполняют своей по-
четной роли, плохо удовлетворяют
культурные запросы москвичей. И
правильно поступили в Ждановском
райкоме партии, когда вопрос о рабо-
те культурно-просветительных учреж-
дений вынесли на обсуждение плену-
ма.
	Пленум состоялся в середине апреля
и прошел с большой активностью. Вы-
ступавшие вскрыли серьезные недоче-
ты в деятельности клубов, библиотек,
красных уголков, в партийном руко-
водстве ими. Многочисленные приме-
ры, приводившиеся на пленуме, пока-
‚зали, что успешно справляются со
своими задачами только те культур-
но-просветительные учреждения, кото-
рые ощущают повседнезную помощь
и внимание местных партийных и
профсоюзных организаций. Пленум
потребовал от бюро, отдела пропа-
ганды и агитации райкома, от парт-
комов и партбюро улучшить руковол-
ство клубами, библиотеками, красны-
ми уголками с тем, чтобы повысить
идейно-политический уровень всей их
работы, превратить их в подлинные
очаги коммунистического воспитания
трудящихся.
	Минуло пять месяцев. Пора поинте-
ресоваться, как выполняется решение
пленума, какие изменения произошли
за это время.в клубах района.

Острой критике подвергался на пле-
нуме клуб завода малолитражных ав-
томобилей. Отмечалось, что он не вё-
		Плохо работают и некоторые дру-
гие клубы района. Три из них, на-
пример, долгое время закрыты на ре-
монт. Ни райком, ни исполком рай-
совета не приняли мер для ускоре-
ния ремонта.
	Практическую помощь клубам, би-
блиотекам призван повседневно ока-
зывать отдел  культурно-просвети-
тельной работы исполкома районного
Совета. Но в течение пяти месяцев
отдел не имел руководителя, а вре-
менно исполнявшую обязанности за-
ведующего отделом комсомолку тов.
Соловьеву работники райкома даже
не познакомили с решением плену-
Ma...
	Почему же пять месяцев не прине-
сли заметного улучшения в работе
культурно-просветительных учрежде-
ний? Дело в том, что руководители
райкома, его отдела пропаганды и
агитации не развернули организатор-
ской работы по осуществлению при-
нятого пленумом решения. Характер-
ный штрих. В решении указывались
задачи клубов, красных уголков, пар-
ков в подготовке к первомайскому
празднику. Но постановление райко-
ма пришло в партийные организации
уже после праздника. За пять меся-
цев бюро райкома не обсудило - HH
одного вопроса, связанного с дея-
тельностью  культурно-просветитель-
ных учреждений. Эти вопросы не за-
трагивались на совещаниях секрета-
рей партийных органйзащий. Заведую-
ивий отделом пропатанды и агитации
тов. Шестак с трудом вспоминает,
когда отдел собирал директоров клу-
бов. «Было это не то в мае. не то в
	июне...». А о. заведующих библиотека-  .
	ми, работниках красных уголков нет
и речи.

Руководители райкома, его отдела
пропаганды и агитации не поинтере-
совались тем, как выполняется на ме-
стах решение пленума.

— Сейчас’мы такую проверку ор-
ганизуем; — рассказывает тов. Ше-
стак.
	Выясняется, однако, что проверяет-
ся не выполнение решения пленума
райкома, а частный вопрос — итоги
летней работы клубов. Обследование
поручено почему-то комсомольцам.
Ясно, что они не могут проверить,
как руководят культурными учрежде-
ниями партийные организации.

Факты показывают, что руководи-
тели Ждановского райкома недооце-
нивают значение проверки исполне-
ния, которое со всей силой было еще
раз подчеркнуто на ХПХ съезде пар-
тии.

И. Пудалов.
	Сейчас ведутся подготовительные работы на площадке, рабочие
перевозят в другое место павильоны колхозного рынка, часть терри-
тории Которого займет будущий жилой корпус завода малолитраж-_
	ных автомобилец.
		KCN
	пре
спр
кот
	ДЫ
XOC
ска
	лес
urt
	НА СНИМКЕ: проект жилого дома завода малолитражных авто-
мобилей на Велозаводской улице, 6.

—
	Железнодорожная
	мы плохо окрашен и имеет  непри-
глядный Вид.

На платформе, прокладывая кабель
для осветительной арматуры, векры-
ли асфальт, и так и оставили образо-
вавшиеся канавы. Много говорилось
о замене отопительных печей, так
как существующие плохо оботре
вают помещение. В зимнее время в
дикторской, 3 билетных кассах TeX:
пература не превышает 7 градусов
тепла.

Приказом начальника дороги of
13 марта 1953 года предусматрива-
лась постройка на «Электрозаводской»
новых билетных касс, но пока ничем
еще не сделано.

Неоднократно Московский паса.
жирский отдел сообщал  начальняку
службы зданий и сооружений дороги
тов. Крутенкову о плохом состояния
платформы «Электрозаводская». Ho
необходимые меры пока не приняты,

Н. ШИРЯЕВ,

ревизор пассажирского отдела
Московского отделения
Московско-Разанской х. д.
	кает крыша, в ванных комнатах с по-
толков отваливается штукатурка, на
кухнях выпадают облиновочные плит.
ки.

Строительный ° отдел министерства
внутренних дел СССР (начальник
тов. Мельников) заключил договор с
подрядчиком (начальник тов. Рома
ко) на устранение недоделок, но
Строителя затягивают выполнение рз-

от. ~
	Когда же жителям дома будут с03-
даны нормальные жилийные усло
	ВИЯ?

А. ВОЦБЕРГОВ,
	служиваются весьма примитивно. г
ботникам киоска приходится вручную
вращать ручку сатуратора. Это быс1-
ро утомляет их, создает зачастую
длинные очереди желающих выпить
газированной воды. Такая картина
наблюдается на заводе «Красный 65
гатырь», комбинате имени Щербако-
ва, фабрике «Красная работница» #
многих других.
	Между тем на некоторых  прех
приятиях (завод имени Буденного,
фабрика имени Свердлова) очен
	просто вышли из положения, приск
собив к сатураторным установкам м
торы. Это облегчило труд работников,
обслуживающих киоски, и аннулирс
вало очереди. Для такого несложно
го мероприятия не требуется боль
ших затрат, и его легко осуществит
на любом предприятии:

А. ПЕРНИКОВ,
инспектор Москворецкой меж-
районной конторы Мосминвод”
торга. ея
	По неопубликованным
письмам
	3. Калинкина написала о плохо»
обслуживании фотолюбителей в $
	зографии № 24, артели «Московский
	фотограф».

Заместитель председателя през!
днума Мосгорпромбытсоюза тов. Пр
кофьев сообщил редакции, что 3а8е
дующий фотографией № 24 Васильеь,
He обеспечивший нормального обслу-
живания заказчиков, освобожден OF
работы.

В ближайшее время будет открыто
еше одно предприятие для выполе
ния заказов фотолюбителей.

*

О злоупотреблениях шофера та
си «МК-75-18» написал в редакцию
М: И. Озерный.

Начальник Управления пассажи?“
ского автотранспорта  Мосгориспол
кома тов. Зеленов, которому  6ы10
направлено письмо. ссобшил редак
	ции, что при проверке факты пол
твердились.
За злоупотребление — служебчым
	положением и хулиганские денстви»
шофер такси «МК-75-18» А. Кира
нов 7-го таксомоторного парка YB
лен с работы. Неправильные дейст
вия администрации парка 8 этом де
ле были осуждены на совещании Хо
зяйственного актива управления.
	Забытая платформа

платформа мы плохо окраии
	Дом с недоделками
	Мотор у сатуратора
	ПО СЛЕДАМ ОДНОГО
РЕШЕНИЯ ПЛЕНУМА
КДАНОВСКОГО РАИЙКОМА КПСС
		дет лекционной пропаганды, плохо ис-
пользует наглядную агитацию, мало
связывает свою деятельность с произ-
водственной жизнью предприятия.
	Поговорите сегодня с автозаводца-
ми — рабочими, инженерами, партий-
ными и профсоюзными активистами, и
вы узнаете, что за пять месяцев рабо-
та клуба не улучшилась. За лето со-
стоялись только три лекнии на поли-
тические темы. Да и они готовились
плохе, собирали ‘немногочисленную
аудиторию. С майских дней почти не
обновлялись стенды наглядной агита-
ции. Не помнят автозаводны, когда
проводились в клубе встречи с нова-
торами производства, лекции о новой
	технике.

— Вся клубная деятельность сво-
дится у нас к прокату фильмов, — го-
ворят на заводе.

И это, к сожалению, так.
	Партком предприятия не принял
действенных мер для оживления рабо-
	ты клуба. Правда, однажды вопрос о
	нем был включен в повестку дня засе-

дания парткома, но обсуждением дело

ограничилось, Поговорили и успокои-
ЛИСЬ...
	Побываем в рабочем клубе OK-
тябрьского трамвайного депо. Здесь
просторный зрительный зал, комнаты
для кружковой работы. К сожалению,
более трех месяцев эти помещения
пустовали — клуб был закрыт на ре-
монт. Может быть, его за это время
капитально обновили? Нет, кроме ре-
монта библиотечных комнат ничего су-
щественного не сделано. «Клуб — не
производство, . зачем спешить с его
ремонтом», — рассуждали хозяйствен-
ные руководители депо. И то, —что
можно было сделать за 3—4 недели,
тянулось три с лишним месяца. Парт-
бюро, профсоюзная организация не
встали на защиту интересов клуба, не
пстребовали от хозяйственников уско-
рения темпов ремонта.
	— Много раз, -—— рассказывает за-
ведующая библиотекой тов. Строга-
нова, — просила я партбюро и зав-
ком поставить доклад о работе биб-
лиотеки. Ведь у нас тысяча читате-
лей, 13 тысяч томов литературы, нам
нужна помошь партийной и профсо-
юзной организаций. Десять лет ра-
ботаю я в библиотеке, но ни разу
	‘‹партбюро и завком нашими делами
	не интересовались.
	«Электрозаводская» находится в чер-
	те Москвы, среди красивых новых
зданий. Однако состояние этой плат-
формы оставляет желать лучшего, но
это мало беспокоит руководителей
Московского отделения Московско-
Рязанской железной дороги.

Двери в зал ожидания закрываются
плохо, и когда поднимается ветер, в
помещении создается сквозняк, тучи
пыли врываются в зал, в переходный
тоннель. Пыль загрязняет стены и
осветительную ‘арматуру.

Много говорилось о сооружении во-
рот у обокх выходов из тоннеля, но
пока ничего не сделано. В окнах па-
вильона, в билетных кассах, в дик-
торской нет форточек, и здесь всегда
душно.

Из года в год откладывается
устройство ‘вторых оконных рам. Из-
за отсутствия их в зимнее время в по-
мещениях сыро и холодно. Весной
сделали ремонт платформы, но кры-
ша протекает, кое-где уже отвали-
	вается штукатурка. Фасад платфор-
	Наш новый девятиэтажный дом
№ 3/9 в Кутузовской слободе привле-
кает внимание своим красивым фаса-
дом. Но стоит побывать во лворе и в
некоторых квартирах, как убеждаешь-
ся, что строители многое недоделали.

Двор не спланирован и не озеле-
нен, завален досками, кирпичом, ста-
рым железом, строительным мусором.
Кое-где перед окнами стоят строин-
тельные леса.

В ломе много детей, но в такой об-
	становке им негде погулять и поиг-
рать.
	Над некоторыми квартирами проте-
	Почти на всех московских фабри-
ках и заводах есть киоски с газиро-
ванной волой. Рабочие в течение тру-
дового дня могут утолить жажду.

Но сатураторные установки `об-
	В воскресенье в районе станции
Расторгуево, под Москвой, состоялись
всесоюзные соревнования по мото-
циклетному кроссу на первенство
ДОСААФ СССР. Холодная погода и
затянутое тучами небо не помешали
многим москвичам приехать посмот-
реть интересные «остязания.

...Под_ №: 133 шел на машине клас-
са до 350 куб. ом. ленинградский гон-
щик А: Дежинов. В сильном темпе
он прошел 25-километровый круг,
удачно преодолев три брода и де-
сятки естественных препятствий (спу-
ски; подъемы, канавы, целину). На
‚остальных трех кругах ленинградец
продолжал следовать впереди а за-
кончил 100 километров кросса с луч-
шим временем дня — 2 ч. 25 м.
16,2 с. 8

Напряженная борьба разгорелась
среди участников. выступавших на
	мотоциклах класса ло 175 куб. ом. На
	Вчера.на стадионе «Динамо» в по-
вторном соревновании встретились
команды московского «Торпедо» и
тбилисского «Динамо». Как известно,
решением Главного управления по
физической ‘культуре и спорту Ми-
нистерства здравоохранения CCCP
результат встречи этих команд, со-
стоявшейся 4 сентября, был отменен
и назначено повторное соревнование.

Оба ‚ коллектива . претендуют на
призовые места. Тбилисцы борются
вместе со спартаковцами столицы за
звание чемпиона страны, а’ автозавод-
цы оспаривают с динамовцами Моск-
вы третье место. ~
	Торпедовцы провели вчера игру с
большим подъемом. Уже к концу пер-
вой половины счет был 2:0 в пользу
москвичей. Мячи красиво забили на-
	палающие Иванов и Золотов.
	второи половине ИФ-километрового
пути вперед вышел спортсмен под
№ 18. Это был чемпион РСФСР пред-
ставитель Московской области Г. \Ма-
лышев. Однако он неправильно про-
шел дистанцию, и победа была при-
суждена москвичу Плешакову. Его
время — 24, 45 m. 56.6 c..
	На 199-километровой дистанции по
классу машин до 750 куб. см. победил
чемпион РСФСР представитель Мо-
сковской области В. Хрипков — 2 ч.
25 м. 52,6 с., а до 760 куб. см. с ко-
лясками В. Волчкевич (Ленинград) —
24. 56: m.- 25.7 с.
	Женщины и юноши зысгупали на
50 км. Здесь первенствовали Л. Пет-
	рова (Армянская ССР) — 1 ч. 48 м.
	15,2 с. и И. Руденко (Киргизская
CCP) — 1 «a. 37 mw. 118 «
	Командное первенство завоевали
	лонинградцы.
	ПЕРЕД. ПОСЛЕДНИМИ ИГРАМИ
		Носле перерыва капитану тбилисс-
кой команды Гогоберидзе удалось от-
квитать один гол, но вскоре грубая
ошибка вратаря «Динамо» Маргания
дала возможность Вяч. Соловьеву с
35 метров забитБ третий гол. На по-
следней минуте Малов доводит счет
до 4:1.

Торпедовцы одержали заслуженную
победу. 10 сентября они встречаются
с динамовцами Москвы. Эта игра и
определит, какая из команд займет
третье призовое место. Оба коллекти-
ва набрали сейчас по 23 очка.
	А. Акимов,
заслуженный мастер спорта.

*
В Ленинграде вчера ленинградский
«Зенит» принимал московских спар-
	таковцев. Игра закончилась победой
ленинградцев со счетом 1:0.
	—8 сентяб ря—
	ОЛЛЕКТИВ Кантского сахарного

завода первым в Киргизии начал
сезон сахароварения. Хорошо подго-
товились к сезону все заводы Киргиз-
ского сахаросвекловичного треста. Ра*
бочие и инженеры сахарных пред-
приятий внесли более 800 рационали-
заторских предложений по улучше-
нию технологии производства. Четы-
реста внедренных предложений уже
позволили механизировать трудоем-
кие процессы разгрузки и подачи
свеклы, улучшить качество сахара и
свести до минимума потери. Мощ-
ность всех сахарных заводов респуб-
лики значительно повышена, что дает
возможность быстрее переработать
богатый урожай свеклы («Известия»).
	М предприятия Са-
ратова и области ведут перера-
ботку зерна нового урожая. Ежеднев-
но с причалов Саратовского речного
порта и с товарных станций железной
дороги отправляются транспорты, гру-
женные высокосортной пшеничной
мукой, крупяными изделиями и ком-
бикормами. Производство пшеничной
муки и крупы высших сортов увели-
чивается изо дня в день. В июле за-
воды Саратовского мельничного тре-
ста выработали сколо 37 тысяч тонн
сортовой муки, в августе — свыше
42 тысяч тонн. Еше больше будет
произведено пшеничной муки в сен-
тябре («Правда»).
	х

ЧЕРА в помещении филиала
Болышого театра состоялся вечер
учащихся ремесленных, железнодо-
	рожных училиш и школ ФЗО Моск-
вы, посвященный началу учебного го-
да. Выступивший с докладом началь-
ник Москозского городского управле-
ния трудовых резервов И. С. Шишков
отметил, что в минувшем учебном го-
ду из училищ Москвы на предприятия,
стройки и транспорт столицы пришло
более 7 тысяч  квалифицированных
рабочих. 1 сентября в училищах Мо-
сквы приступили к занятиям свыше
15 тысяч будущих рабочих. В период
обучения они будут изготовлять слож-
ную и многодегальную продукцию. С
речами на вечере выступили замести-
‚тель министра культуры СССР тов.
Кафтанов, начальник Главного уп-
равления профессиснального образо-
звания Министерства культуры СОСР
тов. Зеленко, секретарь МГК ВЛКОМ
тов. Агафонов, токарь лауреат Ста-
линокой премии тов. Чикирев и дру-
гие. Затем состоялся большой кон-
церт коллективов художественной са-
модеятельности трудовых резервов
Москвы, Ленинграда, Горького, ма-
стеров искусств («Комсомольская
правда»).
		ла бы расстояние, рав-
ное полукилометру. Рез-
цами из быстрорежущей
стали чугун обрабаты-
вался со скоростью 200
метров в минуту. Разни-
ца более чем в два с по-
ловиной рава!

„ЛМногими ценными
знаниями обогатила
Сельцова поездка в го-
	род Куйбышев. Там он!
	встретился с токарем Ва-
силием Колесовым и с
другими знатными нова-
торами нашей страны.
Петр Яковлевич, изучив-
ший всю литературу о
методе работы Колесова,
внимательно  прислуши-
вался к разговорам ско-
ростников. В почине то-
каря Средневолжского
завода он увидел много
общего со своим MeTO-
дом. Разница была лишь
в там, что Колесов совер-
шенствовал технологию
обработки стали, а Сель-
цов внедрял силовой ме-
тод на чугуне.

Недавно Петр Яков-
левич побывал na Ря-
	ментирует. Вот из заводской лабора-
тории принесли керамический резен.
Сельцов посылал его на исследова-
ние, Не сразу этот инструмент, от-
личающийся высокой , устойчивостью,
нашел признание. Сергей Суриков —
опытный токарь, но и он вначале сла-
бо верил в то, что пластинкой, напо-
минающей осколок столовой фаянсо-
вой тарелки, можно точить чугун. Но,
взяв в руки обработанный Сельцовым
фланец, с удивлением провел пальцем
по гладким, еше горячим бокам:
	— Аороню получилось...
— Попробуй! — посоветовал Сель-
ов. — Не резен, а чудо!
	Суриков тут же начал обрабатывать
этим необычным резцом втулки. Если
выходящую из-под керамического`рез-
ца стружку вытянуть в сплошную ли-
	нию, то она каждую минуту покрыва-
	оборудовать целый завод средней ве-
`личины.
	..Грудовой день кончился. Возвра-
щаясь домой, Петр Яковлевич оста-
новился и посмотрел вокруг. На тем-
носинем бархате вечернего неба от-
четливо выделялся величественный
силуэт высотного здания Московско-
го университета, куда собирается по-
ступить старшая дочь Сельцова.

«Хороша, хороша красавица Мос-
ква! — думал Петр Яковлевич. —
Неузнаваемой стала и наша жизнь».
Он взошел на ступеньки Нодъезда чо-
вого дома, в котором недавно полу-
чил квартиру, и еще долго любовал-
ся ‘ласковыми огнями родного горо-
	да, полной грудью вдыхая прохладу
осенней ночи.
	Дома, разбирая в письменном сто-
ле старые бумага, Сельцов обнару-
жил расчетный листок, помеченный
1931 годом. Петр Яковлевич‘ сличил
его с расчетным листком за прошлый
	месяц. Получилась огромная разни-

ца. Заработок увеличился в десять
ра3!
	А рядом с расчетными листками в
столе лежали другие примечательные
бумаги. Они говорили о том, что
за последние два года токарь Сель-
HOB создал несколько типов новых
	резцов, каждый из которых предна-
значен для двух-трех операций. Каж-
дый новый резец Сельцова — новый
шаг вперед по пути повышения про-
изводительности труда. И делает этот
	act не только Петр Яковлевич
Сельцов. С ним в ногу шагают и те.
	кто работает его резцами. А таких
многое Только на родном Петру Яко-
влевичу заводе «Красный  пролета-
рий» уже изготовлено около пятияа-
	сяч зезнов новой, прогрессивной гео-
метрии.
	Количество их растет. Заявки на
созданный токарем Сельцовым ин-
струмент поступают из многих угол-
ков советской страны.

Н. Малов.
	НА СНИМКЕ: токарь 1-го меха.
	чического цеха завода «Красный
пролетарий» П. СЕЛЬЦОВ.
	Фото М. КУЛЕШОВА.
	НОВАТОРЫ ПЯТОИ ПЯТИЛЕТКИ
	1 окарь
	Петр Сельцов
	H4 СТАНКЕ обрабатывается чугун-
ная Деталь. Несколькими ручья-
ми «стекает» вниз темносерая чешуй-
чатая стружка. Петр Яковлевич на
мгновение отводит каретку в сторону,
и мы видим укрепленный в резцедер-
жателе инструмент. который своими
широкими гранями вгрызается в уп-
ругую толщу металла.

— Хорош, хорош резец! — слышат-
ся одобрительные возгласы.
	В одной из заводских лабораторий,
возле скоростного станка, собрались
передовые производственники, инже-
неры-технблоги, ведущие конструкто-
ры. Токарь П. Я. Сельцов демонстри-
рует созданный им комбинированный

резец для обработки чугунных дета-
лей. .
	Петр Якозлевич обрабатывает чу-
гунные детали. Механически перене-
сти методы скоростников на свой ста-
нок ему не удалось. Старые резцы не
выдерживали высоких скоростей. Не-
мало бессонных ночей провел новатор
за созданием такого инструмента, ко-
торый не «садился» бы и не крошился
при работе на высоких режимах. Но
желаемое не приходило. Если он уве-
личивал скорость, то резец словно
«таял», и его приходилось выбрасы-
вать. При средней скорости и боль-
шой подаче поверхность изделия по-

лучалась неровной и требовала до-
полнительной. обработки.
	Однажды у Петра Яковлевича воз-
никла мысль — сделать на инстру-
менте вторую режушую кромку.

Опыт удался как нельзя лучше.
Новый резец позволял ‘последователь-
но растачивать отверстия, обтачивать
	наружные плоскости, снимать фаску
и делать выточку. Производитель-
ность труда повысилась больше чем
в полтора раза.

Петр Яковлевич предварительную
обточку делает широким ‘резцом <
подачей в 2—3 миллиметра. По обыч-
ной же технологии станочник не дол-
жен выходить за пределы подачи
0,8 миллиметра. Но тогда контролер
получает от него только 24 детали в
смену, а Сельцов сдает 72!
	Рядом с новатором трудится то-
карь Александра Ершова. У нее ча-
стенько разлаживается станок, в
работница вместо одного миллиметра
на припуск оставляет целых три. Лиш-
ний металл приходится удалять на
отделочных операциях.
	Заметив заминку в работе Ершовой,
Сельцов без зова подходит кее стан-
ку, советует немного уменьшить ско-
рость и увеличить подачу, приносит
ей свой резеп с широкой режущей
кромкой. , .

Проходят два-три часа, и возле
	станка Ершовой вырастают штабели
	шкивов, фланцев, втулок. Их гладкие
	бока отливают синеватым блеском.
	Молодая работница спешит в контору
за новым заданием. Планировщик Па-
вел Андреевич Макеев в шутку заме-
чает»
	— Ha тебя, Epmiosa, не наберещь-
ся металла!

Более десяти лет Сельцов обходит-
ся без наладчика. Своему мастерству
Петр Яковлевич обучил более шести-
десяти человек,

Петр Яковлевич постоянно экспери-
		заноком  станкостроительном  заво-
де, поделился там на областной
конференции скоростников своим
опытом. В одном из нехов завода он
продемонстрировал силовой метод
обработки деталей. На показе при-
сутствовало более двухсот делегатов
конференции. Токари станкозавода
тут же начали применять сельцовские
резцы. Крупные детали, на обработ-
ку которых уходило три дня, теперь
Бзготовляются за четыре часа!
	Церед отъездом Сельцова в коман-
дировку к нему на участок пришел
работник планового отдела В. К. Лео-
HOB.
	— Я вот прикинул, сколько TH,
Петр Яковлевич, за два < половиной
года сверхплановых деталей выпу-
стил. Получилось, что станками, co-
	бранными из этих деталей, можко