ТУРНИР
В ШВЕЙЦАРИИ
	ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
И ДЕВЯТНАДНАТЫЙ
ТУРЫ
		ETOH
	ДОМ НА ВАРШАВСКОМ ШОССЕ
	Перед домом разобьют сквер с фонтаном, устроят
детские плошалки. Во лроре построят подземный
	гараж на 40 индивидуальных легковых автомашин.

Проект дома, разработанный архитектурной ма-
стерской № 3 «Гипрогора» (архитекторы П. Ревя-
кин, В. Туканов, Б. Головин, Н. Мокшанин и инже-
нер-конструктор М. Фельдберг), одобрен Архитектур-
но-строительным советом.
	HA СНИМЕЕ: проект жилого дома для металлур-
гов на Варшавском шоссе.
	нию, не подкреплено делом. строн-
тели работают медленно. До сих пор
не установлена кровля над корпусом,
и дожди заливают площадки, на ко-
торых ‘изготовляются железобетонные
детали.

Нуждаются в капитальном ремонте
и производственные корпуса на заво-
дах №№ 6, 7, 8. Но на заводе № 7,
например, к ремонту приступили с
большим опозданием. Замена пере-
крытий в основном цехе только нача-
та. Работники предприятия проявили
инициативу и решили круглый год
выпускать детали на открытом поли-
гоне. Для этого надо механизировать
подачу материалов в бетономешалку,
утеплить ее, оборудовать хотя бы
временное закрытое помещение для
арматурного цеха, создать склады
для цемента, песка, гравия, устано-
вить котел. Но ничего этого не
делается. Не создают здесь и запаз
сов сырья и топлива.

В подчинении Управления промыш-
ленности строительных деталей Мос-
горисполкома находится и Краснопре-
сненский комбинат, один из цехов
которого выпускает силикатный кир-
пич. Программу первого полугодия
цех сорвал в основном из-за плохой
подготовки к зиме. Здесь и теперь
мало думают об этом. Уже давно
следовало оборудовать. склад для
хранения хотя бы ‘суточного ‘запаса
песка, но строительство помещения
даже не начиналось.

Времени до наступления ‘холодов
осталось немного. Неотложная зада-
ча работников Управления промыш-
ленности строительных деталей и его
предприятий — ускорить подготовку
к зиме.
	К. Киселев,
И. Петров.
	«КУБОК СССР»
ПО ФУТБОЛУ
	Заканчивается розыгрып!г «Кубка
СССР» по футболу. В субботу со-
стоялась последняя четвертьфиналь-
ная встреча. Играли московские
команды «Спартак» и «Локомотив».
90 минут состязания результата не
дали. Исход соревнования решил
мяч, забитый в добавочное время
в ворота спартаковцев.
	Чемпион страны, проигравший со
счетом 0:1, выбыл из розыгрыша.

Все четыре участника полуфиналь-
ных встреч определились. Сегодня
играют динамовцы Москвы и «Шах-
тер» (Сталино). Завтра будет про-
веден второй полуфинал. В нем при-
мут участие московский «Локомо-
тив» и куйбышевский «Зенит».
	за путепроводом Московско-Курско-Донбасской же-
лезной дороги, в самом начале Варшавского шоссе,
началось строительство десятиэтажного жилого дома
для металлургов. Огромное здание займет це-
лый квартал на холме. Издалека будет виден краси-
вый фасад, облицованный светлой керамикой, укра-
шенный многочисленными арками, балконами и раз-
личными архитектурными деталями.

В доме запроектировано более 350 квартир в две,
три и четыре комнаты. В первом и втором этажах
будут промтоварные магазины, мастерские бытового
		обслуживания, детский сад.‘
	Управление промышленности строи-
тельных деталей Мосгорисполкома —
главный поставщик сборных железо-
бетонных изделий для строек столи-
цы. Опыт прошлых лет показывает,
что с наступлением зимы ‚на пред-
приятиях этого управлени насту-
пает производственный спад. Выпуск
изделий уменьшается. А это замед-
ляет темпы строительства.
	Такого рода спады происходят в
результате плохой подготовки к зиме.
Следовало ожидать, что управление
примег необходимые меры, чтобы
предстоящая зима не застала заводы
и карьеры врасплох. Но факты гово-
рят о другом.
	Начнем с того, что приказ о подго-
товке к зиме по управлению был из-
дан лишь 14 августа. Предприятия
получили его еще позже. На заводах
№№ 4 и 7 руководящие работники
цехов еще не ознакомлены с прика-
зом.

В прошлом особенно сильно отста-
вали с подготовкой к холодам на
карьерах, где добывается сырье для
предприятий. Как ни странно, но и
сейчас ни на одном из карьеров не
снят растительный покров в тех ме-
стах, где зимой будет  добываться
сырье. .

Раньше работники карьеров объяс-
няли это недостатком механизмов. А
что они могут сказать теперь, полу-
чив в достаточном количестве маши-
ны и оборудование? Причина отста-
вания кроется в том, что управление
(начальник тов. Проскуряков, глав-
ный инженер тов. Максимов) слабо
контролирует работу карьеров. Кста-
ти сказать, находятся они вдали от
Москвы — в Тульской, Рязанской
областях и отдаленных районах Под-
московья. Работники управления

РЕШАЮЩИЕ ДНИ
		ТАК МОГЛО БЫТЬ...
	бавляются в его личном архиве все
новые и новые авторские свидетельст-
ва на изобретения, совершенствующие
созданный им механизм.

Но где же самый автомат? Почему
его не видно? Ответ на этот вопрос
занял бы слишком много места. Со-
лидный альбом получился бы из фо-
топортретов всех тех, по чьей вине
«Друг» до сих пор не может пробить
себе дорогу, кто лишил нас возмож-
ности уже в течение двух десятков
лет пользоваться замечательным ме-
ханизмом.

“Тут пришлось бы назвать давным-
давно сошедших со сцены деляг“из
Союзкино, из Гостехники. Пришлось
бы приномнить загадочное исчезнове-
ние из Политехнического музея пер-
вого опытного фотоавтомата. Pac-
сказать длинную повесть о том, как
судьба машины очутилась в руках...
артели бытового обслуживания Дзер-
жинского района. И, наконец, о том,
как теперь. на последнем этапе, вто-
рой и все еще единственный экземп-
ляр «Друга», котсрым в 1940 году
восхищались на официальных  про-
смотрах многие специалисты, знато-
ки этого дела, оказался низведен до
	роли развлекательного паркового ат-:
р:
	тракциона. Впрочем, куда там! Ето
не удостоили даже и этой ‘весьма
скромной чести. В Центральном пар-
ке культуры и отдыха, куда его за-
бросила все та же злосчастная судь-
ба, он ржавеет уже четвертый год
где-то на складе...

Вот перед нами один из многочис-
ленных документов, относящихся к
истории «Друга», — заключение экс-
пертной комиссии по технической
приемке экспериментального образца.
фотоавтомата. Авторитетные экспер-
ты записали в протоколе: -

— Комиссия считает нужным при-
нять фотоавтомат. для серийного за-
водского выпуска...

..Время бежит. След конкретных
виновников молчаливой расправы
над «Другом» успел простыть теперь
уже и в Центральном парке культу-
ры и отдыха. Благополучно отбыли
к местам своего нового назначения и
прежний директор парка тов. Ивано-
ва и прежний начальник эксплуата-
ционного отдела тов. Найденов, ко-
торые не смогли, видите ли, найти
свободного местечка для фотоавто-
мата. А у нового директора пар«а
тов. Родиной точка зрения совершен-
но определенная: `

— Фотоавтомат Венгеровского, —
говорит она, — нам ни к чему. Пусть
забирают его куда хотят...

Где ж эта улица, где ж этот дом,
в стенах которого будет, наконец, в
полном объеме разрешен затронутый
злесь вопрос?
	Л. Апресян.
	ОТОАВТОМАТЫ = отечественной
марки «Друг» уже прочно вошли
в наш быт. Мы привыкли пользовать-
ся ими так же просто, так же мимо-
		ЦЮРИХ (Швейцария), 5 октября.   Ходом, как. пользуемся уже давным-
	(По телефону. Паш спец. корр.). На
международном шахматном турнире
пятнадцати гроссмейстеров — mpe-
тендентов на матч с чемпионом мира
	. Ботвинником сыграно еще два
тура.

В субботу состоялся восемнадца-
тый тур.
	Энергично провел всю партию ли-
дер турнира Смыслов против  экс-
чемпиона мира Эйве. В дебюте Рети
советский гроссмейстер рано пожерт-
вовал пешку и захватил открытые
линии и ‘диагонали. На 27-м ходу
Смыслов изящно пожертвовал  фи-
гуру, а уже к 33-му ходу отыграл
весь пожертвованный материал и 0с-
тался с лишней пешкой. Партия от-
ложена. Победа Смыслова не вызы-
вает сомнений, ~
	Решевский в партии с Авербахом
захватил’ инициативу и развернул
атаку на Короля. Авербах защищал-
ся не лучшим образом, вскоре поте-
рял пешку и отложил партию в про-
игрышном положении. .

Острая борьба развернулась у Ке-
реса с Сабо. В итоге венгерский
гроссмейстер имеет ладью и четыре
пешки против двух коней и трех пе-
mex.
	Болеславский, избравший против
Котова  староиндийскую защиту,
удачно маневрировал и захватил
	инициативу. Котов упорно защищал-
ся, но на 40-м ходу в обоюдном
цейтноте сыграл неточно. Партия от-
	ложена с преимуществом у Боле-
славского.
В партии Бронштейн — Петросян
	также была разыграна cCTapCHHAHH-
ская защита. В ‘поисках осложнений
Бронштейн пожертвовал пешку, но
вскоре предложил ничью. Петросян
отказался, а затем на, 32-м ходу,
когда ‘у него были шансы на выиг-
рьин, сам предложил ничью, которая
	и была принята. эф

В острой и неясной позиции сог-
ласились на ничью на. 98-м ходу
	Глигоряч и Найдорф.
	давно телефонами-автоматами.

Смешно даже вспомнить, сколько
хлопот доставляла нам, бывало, не-
обходимость заказать несколько’ кар-
точек-миниатюрок для паспорта,
пропуска или служебного удостовере-
ния. Не во всяком фотоателье испол-
няли такие заказы. И всюду приходи-
лось подолгу томиться то за выпиской
квитанции, то в ожидании съемки, а
потом не раз и не два наведываться—
готорРы ли? Наконец, когда равнэдуш-
ная девица извлекала из груды отпе-
чатков наши карточки, трудно бывало
иной раз признать себя в изображен-
ной на них мрачной личности. Со
вздохом надо было снова усаживать-
ся перед аппаратом и вновь снимать-
ся в той же ожаменелой позе.

Иное дело — «Друг». Добросовест-
ный, аккуратный, культурный и впол-
не объективный! Вы входите в каби-
	ну, усаживаетесь в кресло и ‚.задерги-.
	ваете за собой шторку. Вы остае-
тесь с глазу на глаз — вы и «Друг».
Опускаете приобретенный в кассе
жетон, и автомат приходит в действие.
	Двадцать семь секунд занимает
съемка. Уже через несколько минут
— за это время вы едва успеваете вы-
курить папиросу — «Друг» выдает
вам шесть совершенно готовых сухих
фотокарточек, на которых вы сняты в
трех вариантах.
	За карточки, что вы получили, при-
шлось бы раньше уплатить в любом
фотоателье рублей десять, а «Друг»
изготовляет их всего лишь за один
рубль. Он ведет ‘строгий учет этим
поступлениям. У него, как у всякого
уважающего себя автомата, есть счет-
Чик.

Вы хотите, быть может, получить
карточки болышнего размера, хотя бы
в почтовую открытку? Что ж, скоро
поступят в эксплуатацию и такие фо-
тоавтоматы, что смогут с такой же
легкостью и с той же быстротой вы-
полнить и этот.заказ. Более того, из-
готовляя карточки, «Друг» сможет
записать на оборотной стороне их, на
миниатюрном граммофонном диске
ваш голос, любой продиктованный
рами текст. .
	Не пора ли, однако, объясниться,
тсварищи читатели? Сейчас вы узна-
ете, к чему, собственно, клонит автор
этих строк, говоря о машине, которая
давно сконструирована, но которой в
действительности мы, увы, еще не
пользуемся.

Фотоавтомат много лет назад был
изобретен советским конструктором
В. Венгеровским. Год за годом при-
		По следам наших выступлений
	«Еще раз об обслуживании пассажиров»
	[4 августа в «Вечерней Москве»
	был опубликован под таким заголов-
	ком обзор писем читателей. В нем
критиковались недостатки в обслужи-
вании пассажиров на Московском же-
лезнодорожном узле.

Как сообщил редакции заместитель
начальника Главного пассажирского
управления Министерства путей со-
общения тов. .Козак, приведенные в
обзоре факты ‘имели место. Приняты
меры для устранения недостатков.

На Рижеком` вокзале устаяовлен
	дополнительный телефонный аппарат
для приема заказов на билеты с до-
ставкой на дом. Бюро обслуживания
принимает заявки на билеты с 8 ча-
сов утра до 9 часов вечера. Агент бю-
ро обслуживания Чибисова, по вине
которой не был доставлен на дом би-
лет, снята с работы.

Для улучшения перевозок приго-
родных. пассажиров на Московском
узле назначено дополнительно 35 пар
поездов. При назначении их учитыва-
лись пожелания пассажиров.
	В номенклатуре фабрики «Агро-
пособие» насчитывается 1.109 раз-
личных . н‚аименований наглядных
	пособий дпя высших и средних
учебных заведений страны. Здесь
изготовляют муляжи плодов и ово-
щей, жизотных, а танже макеты
различных сельснохозяйственных
построек. Коллектив фабрини еже-
месячно перевыполняет производ-
ственные планы. НА СНИМКЕ:
бригадир модельного цеха К. МЕР-
КУЛОВА (слеза) и отделочница
Г. ГРИГОРЬЕВА заканчивают от-
делну муляжа тонкорунного ба-
	рана.
Фото А. ПОЗДНЕВА (ТАСС).
	„БАНЯ“ НА СЦЕПЕ
ТЕАТРА ИМЕНИ
Евг ВАХТАНГОВА
	етом 1951 года по радио был пе-
редан спектакль «Баня» Вл. Маяков-
ского. Постановка, осуществленная
народным артистом СССР Р. Симо-
новым, вызвала большой интерес. Со
всех концов страны в Москву в ад-
рес Радиокомитета. стали поступать
	многочисленные писыма. /Поди самых
	различных возрастов и професони пи-
сали о злободневности, актуальности
замечательного сатирического произ-
веления Маяковского.
	Несколько дней назад Р. Н. Симо-
нов приступил к ренетициям «Бани»
в театре имени Евг. Вахтангова. В
беседе с нашим корреспондентом ©н
рассказал:

— Драматические произведения
Маяковского «Баня» и «Клоп» яв-
ляются образцами настоящей совет-
ской сатирической комедии. Образы,
соэданные Маяковским 25 лет назад,
живы и. по сегодняшний день. С
болышой художественной силой умел
Маяковский огнем сатиры жечь все
отрицательное, прогнившее,  омерт-
вевшее,  тормозящее наше движение
вперед, к коммунизму.
	«Бане» наряду с отрицательны-
ми персонажами мы встречаем  про-
стых, хороших советских людей. Это
изобретатель Чудаков, комсомолен
Велосипедкин, рабочие  Двойкин,
Тройкин. Это люди с сощиалистиче-
ским миропониманием, строители но-
вой жизни. Есть в пьесе образ Фос-
форической женщины — делегатки
будущего, пришедшей из 2.030 года.
В ее уста Маяковский вложил взвол-
нованные слова, обращенные к лю-
дям нашей современной эпохи:
	«С каким восторгом смотрела я Ces
годня ожившие буквы легенд о ва-
шей борьбе — борьбе против всего
вооруженного мира паразитов и по-
работителей. За вашей работой вам
некогда отойти и полюбоваться со-
бой, но я рада сказать вам о вашем
величии».

Как можно глубже и острее рас-
крыть идейный замысел драматиче-
ского произведения Маяковского, со-
здать яркий, сатирическо-комедий-
ный спектакль — вот задача, кото-
рая стоит перед нашим коллективом.
		УСКОРИТЬ ПОДГОТОВКУ
ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЬНИЛЕННОСТИ
СТРОЙДЕТАЛЕЙ К ЗИМЕ
		Геллер имел значительное преиму-
щество против Штальберга, но перед
самым откладыванием партии сыг-
рал неточно. Партия, видимо, закон-
чится вничью.

Вчера состоялся  девятнадцатый
тур. .

Невероятные происшествия  про-
исходили в партии Сабо—Решевский
(ферзевый гамбит). Американский
гроссмейстер очень рано попал в
трудное положение. После 13 ходов
у него оставалось всего сорок минут
для обдумывания. И здесь началась
серия приключений. Уже на 17-м хо-
ду венгерский гроссмейстер мог ре-
шить партию в свою пользу, но упу-
стил эту возможность. Сохраняя
подавляющее преимущество, Сабо на
22-м ходу, когда у Решевского оста-
валось всего десять минут, не заме-
THA, что может объявить мат в два
хода. На 26-м ходу (Сабо в третий
раз упустил победу, а еще через два
хода согласился на ничью.

Без особых осложнений протекала
партия Штальберг—Смыслов,. где
	лидер турнира быстро уравнял игру.

На 27-м ‘ходу была зафиксирована
НИЧЬЯ.

Мирно закончились также партии
Эйве — Керес и Авербах — Бронш-
тейн, где партнеры согласились на
ничью на 95-м и 97-м ходах.
	Рокировавшись в разные стороны,
Болеславский и Геллер развернули
острую борьбу. На 14-м ходу Геллер
жертвует пешку, а на 16-м ходу —
качество. Болеславский остроумно
защищался и после размена ферзей
уравнял шансы, но затем допустил
грубую ошибку и потерял две пеш-
ки. Партия отложена. У Геллера че-
тыре связанные ‘проходные пешки,
которые обеспечивают ему победу.
	Петросян, избравший против Гли-
горича староиндийскую защиту, вы-
играл пешку и отложил партию с
лучшей позицией и шансами на вы-
игрыш.
	Найдорф пожертвовал Гайманову
пешку, которую советский гроссмей-
стер сумел’ удержать. Партия отло-
жена и, видимо, закончится вничью.

Сегодня будут доигрываться все
	отложенные партии,
	Гроссмейстер С. Флор.
	Чудесный экран телевизора даст
нам возможность быть очевидцами
самых различных событий. Вот на
стадионе «Динамо» идет состязание
советской и индийской футбольных
команд. Вот на’заводе испытывается
новая машина. ‘Вот торжественное
заседание, посвященное важной исто-
рической дате... А сколько театраль-
ных спектаклей, сколько кинокартин
видят владельцы телевизоров, не вы-
ходя из своей комнаты!

Но у телевизора есть специфиче-
ская особенность, к которой не все
привыкают: маленький экран. Это
ограничивает и число зрителей. Про-
блема большого телевизионного экра-
на сейчас является одной из важней-
ших, тем телевидения.

Увеличить изображение на экране
	  телевизора можно, например, создаз
	гигантскую  электронно-лучевую труб-
ку. Но такие трубки весьма трудно
изготовлять, и они требуют ‘очень вы-
соких электрических ‘напряжений .—
до 100.000 вольт и выше.
	Другой путь создания большого те-
левизионного экрана заключается. в
применении особых зеркал. Зеркало
улавливает изображение на экране
телевизионной трубки и отражает его
на экран значительных размеров.
Для этого нужна трубка повышенной
яркости, но в общем вся установка
легко осуществима.

Большой интерес представляет спо-
соб академика А. А. Чернышева, на-
званный клапанным. Суть его. заклю-
чается в том, что электрические сиг-
налы, несущие изображение, посту-
пая в специальное клапанное устрой-
ство, управляют силой света какого-
нибудь мощного источника, направ-
ленного на экран. «Клапан» приот-
крывается то’ больше, то. меньше, то
совсем закрывается, и в результате
на экране получается чередование
света и теней, в точности COOTBeT-
	ствующее такому же чередованию,
уловленному в натуре передающей
телевизионной камерой. К сожале-
	нию, до сих пор изображения, давае-
мые клапанной системой, слишком
бледны, и. не найден технически удов-
летворительный способ развертыва-
	очень редко бывают на местах, а ес-
ли и бывают, то не вникают глубоко
в суть дела. Разве не этим объяс-
няется, что такой крупный карьер,
как Горенский, из 50 тысяч кубомет-
ров растительного слоя над камнем,
предназначенным для добычи зимой,
снял только 97 тысяч кубометров.
	Только наполовину выполнили план
таких работ карьеры Веневский и
«Гурбан».

-По приказу управления на всех
заводах к зиме должен быть создан
месячный запас гравия, щебня, пе-
ска и других материалов. Но карь-
еры не справляются с обеспечением
даже текущих нужд предприятий.
На заводах нет благоустроенных
площадок. Негде хранить сырье и
двухмесячные запасы топлива.
	— Посмотрите на наш двор, — го-
ворит главный инженер завода № 4
тов. Осташевский. — Здесь не толь-
ко автомашине, человеку негле прой-
ти. Как же тут создавать запасы?
	Завад № 4 не в первый раз встре-
чает зиму неподготовленным. И про-
исходит это потому, что реконструк-
ция предприятия, которую следовало
закончить еще в прошлом году, ве-
дется по сей день медленно и плохо.

То же можно видеть и на заводе
№ 5. Начальник управления тов.
Проскуряков, управляющий трестом
«Мосгорпромстрой» тов. Златковим
обещали закончить реконструкцию
неха №  . Это обещание, к сожале-
	ФСАБРИЧНЫЙ ПРОФИЛАКТОРИИ
	столовую, которая расположена здесь
же, возле здания фабрики.

По вечерам в гостиной профилак-
тория звучит музыка. Молодежь тан-
цует, поет. Люди постарше занима-
ются рукоделием, беседуют, читают.
Сейчас в профилактории отдыхают
мотористки ‘4-го цеха В. Орлова и
Е. Чеснова, подсобная рабочая 6-го
цеха А: Федорова, оператор 8-го це-
ха В. Мызникова и другие. Работни-
цы говорят, что отдых в профилак-
тории значительно улучшает здоро-
вье, помогает хоронпю и плодотворно
трудиться. Книга предложений полна
записей: работницы фабрики благо-
дарят медицинский персонал профи-
лактория за хорошее обслуживачие,
заботу и внимание.

П. Ипполитов.
	На территории швейной фабрики
имени Клары Цеткин стоит окружен-
ное цветником светлое здание профи-
лактория. В уютных спальнях наряд-
ные занавески, цветы. В гостиной
много книг, свежие газеты, журна-
лы. В профилактории ежемесячно
отдыхают 25 работниц фабрики. Все
они по назначению врача проходят
специальный курс лечения: при фаб-
ричной амбулатории открыты хорошо
оборудованные свето- и водолечеб-
ницы.

Каждое утро медицинская сестра,
вооружившись. блокнотом и каранда-
шом, обходит отдыхающих. Она при-
	нимает заказы на завтрак, обед 4
	ужин. Меню разнообразно, выбор
болыпой. Затем заявка передается в
	КАК ЭТО
ДЕЛАЕТСЯ
	Спектакль «Баня» готовит к пока-
зу и Театр сатиры.
	PAA HO
	СЕГОДНЯ
	Студенты Института механизации и электрификации сельского
	зяйства имени В. М. Молотова ЧЖУ
ЦЗЯ-ПИН, ЛИНЬ ЦИ в тракторной
доцент А. КУРГАНОВ.
	и электрификации сельского хо-
BO-MAO, ЧЖОУ ЦЗИНЬ-ГЭНЬ, ЮАНЬ
лаборатории института. Справа —
	Фото Г КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 13.00 — Пе-
редача о зжизни республик, областей
и городов страны. 18.30 — Радиофести-
валь русской народной песни и песни
советских композиторов. 20.00 — Бе-
седа на международные темы. 20.30 —
Репортаж о футбольном состязании на
«Кубок СССР». 21.15 — Радиопостанов-
ка по повести Рашидова «Победители».
22.30 — Последние известия. 23.30 —
Концерт по программе, составленной
радиослушателями.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА, 18.00 — Тран-
сляция концерта из Алма-Аты, 19.00—
Глазунов — Балетные сцены. 19.30 —
«Кубок СССР». 20.30 — Последние из-
вестия. 20.50 — Симфонический кон-
церт из произведений финских ком-
позиторов. 21.20 — Беседа <Роет аро-
изводительности труда — решающее
условие снижения себестоимости про-
дукции». 21.35 — Монтаж оперетты
Кальмана «Фиалка Монмартра». 23.05
— Русские песни.
	ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА, 19.30 — эст-
‘радный концерт. 20.30 — Трансляция
концерта из Колонного зала Дома со-
юзов. 21.15 — Концерт Т. Лавровой и
С. Шапошникова. Трансляция из Мос-
ковского дома ученых. 22.30 — Изб-
ранные нроизведения Мендельсона.
23.30 — Русские песни.
		ния изображения на экране с боль-  от передатчика, можно было доволь-
	но отчетливо разглядеть лицо мо-
сковского диктора, ‘ читать надписи
И ФЗ:

Эти «чудеса» объясняются отраже-
нием радиоволн от ионосферы. Такое
отражение, к сожалению, происходит
только при определенных условиях и
носит случайный характер. Чтобы
точно установить благоприятные ус-
ловия для сверхдальней телевизион-
ной передачи и, быть может, на-
учиться пользоваться ими, нужны
дальнейние многочисленные наблю-
дения и исследования.
	Мы теперь с особым удовольствием
смотрий цветные кинофильмы. Цвет-
ное телевидение также значительно
повысило бы качество передач. Про-
блема цветного телевидения уже ре-
шена, и затруднение заключается
только в TOM, чтобы удешевить си-
стему и чтобы владельцы «черно-бе-
лых» телевизоров могли’ принимать
цветную передачу после самой незна-
	‘чительной переделки и приспособле-
	ния своих аппаратов.
	шим количеством строк.

Советские специалисты успешно пре-
одолевают все затруднения, стоящие
на пути к большому телеэкрану.
Скоро в кино «Эрмитаж» москвичи
смогут увидеть первые телевизион-
ные программы на болышом экране.
	Как ни странно покажется на пер-
вый взгляд, но любители телевиде-
ния в далеком прошлом были не-
сравненно меньше ограничены pac-
стоянием, чем теперь. Они принимали
Москву на далеких окраинах Союза.
Это объясняется тем, что ‘раньше пе-
редачи велись на радиоволнах, pac-
пространяющихся на тысячи кило-
метров. Современное же телевещание
для достижения необходимой четко-
сти изображения осуществляется
только на ультракоротких радиовол-
нах, распространение которых orpa-
ничивается пределами прямой види-
мости, то есть 25—30 километрами.
При очень высоко поднятых прием-
ных антеннах это расстояние удли-
няется до 60—70 км.

Предложено несколько способов
увеличения дальности действия теле-
видения. Можно пользоваться спе-
‘циальным кабелем, соединяющим уси-
лительные пункты, расположенные на
расстоянии 7—8 км. друг от друга.
Можно приемо-передающие «телеви-
зионные подстанции» поднять на вы-
сокие башни, чтобы приемники и пе-
редатчики телевизионных сигналов
«видели» друг друга.” Сеть таких ра-
диорелейных подстанций может про-
тянуться как угодно далеко.

Наконец, совсем не фантастиче-
ским является создание воздушных
телевизионных ретрансляционных
пунктов. Самолеты, летающие в стра-
тосфере, могут служить отличными
приемо-передающими станциями, дей-
ствие которых будет распространять-
ся на несколько сот километров.

Есть у телевидения и свои «тай-
ны», которые полностью еще ‘не рас-
крыты учеными. В Голландии, на-
пример, иногда принимались телеви-
зионные передачи из Москвы. На
	экране телевизора, находившегося на
	расстоянии около 2000 километров
	„Электрическое изображение“
	точки, вновь собирается в одно це-
лое.

Может показаться странным, что
все, увиденное нашим глазом, пере-
дается отдельными точками. Но стоит
в увеличительное стекло рассмотреть
фотографии в газете или журнале, и
вы увидите, что «сплошные» изобра-
жения всегда образованы множест-
вом отдельных точек.

Естественно, возникает вопрос: Ка-
ким же образом точку, являющуюся
частью изображения и отражающую
в той или другой мере «вет, превра-
тить в электрический ток, наиболее
удобный для передачи на расстояние
по проводам или пою радио?

Эту задачу решил великий русский
ученый А. Г. Столетов, открывший,
что свет легко преобразуется в элек-
тричество в устройстве, называемом
фотоэлементом. Благодаря открытию
Столетова можно любое оптическое
изображение превратить в «электри-
ческое изображение», состоящее из
электрических зарядов, легко  пере-
даваемых по проводам и по радио.
На месте приема — на светящемся
экране телевизионной трубки—«элек-
трическое изображение», отдавая свои
заряды, вновь становится зримым,
оптическим.

Много лет назад профессор Петер-
бургского технологического института
Б. Л. Розинг знакомил студентов с
чудесной стеклянной трубкой, непохо-
жей ни на одно устройство, приме-
нявшееся в технике. Затаив дыхание,
слушатели старались He пропустить
ни единого слова Б. Л. Розинга об
«электрической телескопии» — © сПо-
собе, позволяющем видеть на огром-
ных расстояниях при помощи элек-
	тричестгва.
В 1911 году Б. Л. Розинг добился
	удивительного результата: на экране
его трубки появилось четкое изобра-
	жение четырех светящихся парал-
лельных линий. Нам,  видящим на

экране своих телевизоров футболь-
	ные состязания, спектакли лучших
	театров, это может показаться слиш-
ком скромным: всего четыре парал-
лельных линии! Но Б. Л. Розинг
опытами е электронно-лучевой труб-
кой еще сорок два года назад дока-
зал полную возможность развития
телевидения при помощи чисто элек-
трического метода, без участия ка-
ких-либо механически движущихся
деталей. .

Неузнаваемо изменилас трубка
Розинга в современных телевизорах!
Ее усовершенствованию в огромной
мере помогли работы советских уче-
ных: А. П. Константинова, П. В.
Шмакова, П. В. Тимофеева, С. И. Ка-
таева и других.

Качество изображения — будь то
в кино или на экране телевизора —
определяется числом тех «точек» или
элементов, которые складываются в:
строки и из которых состоит изобра-
жение. Видимые нами изображения,
когда мы смотрим фильм, склады-
ваются из полутора—двух миллио-
нов отдельных элементов. Изображе-
ния, передаваемые Московским теле-
центром, слагаются из 500.000 от-
дельных „элементов, составляющих
625 строк. А первые телевизионные
передачи, начавшиеся в нашей
стране в 1931 году, ограничивались
разложением изображений на 1.200
элементов по 40 точек в каждой
строке.

Советский стандарт в телевиде-
нии — 625 строк, и это обеспечивает
высокую четкость изображения. Но и
625 строк соответствуют всего лишь
среднему по техническим ‘показате-
лям кинофильму. 1000—1200 строк —
вот к чему следует стремиться. Были
уже проведены опыты по передаче
изображений в 1050 строк, соответ-
ствующих разложению примерно на
1,5 миллиона отдельных элементов.
Итти дальше двух миллионов эле-
ментов, на которые разбивается изо-
бражение, не имеет смысла, так как
наш глаз может четко воспринять не
более этого количества.

__ ВНИМАНИЕ, показывает Моск-
ва...». Эти слова впервые раз-
	дались более двадцати лет назад, и
как далеко вперед ушла наша техни-
ка телевидения стех пор! Многие еще
	помнят, какие тусклые, нечеткие изо-
	бражения возникали тогда перед зри-
телями.

Люди, отдававшие все силы, чтобы
можно было «хоть что-нибудь YBH-
деть», превращались постепенно в
энтузиастов «видения на расстоянии»,
в специалистов, играющих теперь
немалую роль в развитии телевиде-
ия в нашей стране.
	Чем же объяснялось низкое каче-
ство изображений, когда телевидение
делало свои первые шаги? Самой си-
стемой, носящей название механиче-
ской.

Каков принцип передачи изображе-
ний на расстояние? Представим себе,
что перед нами какой-то рисунок и
ито такой же рисунок надо получить
в другом помещении. Мы можем
определенным образом разрезать наш
рисунок на части — мельчайшие
квадраты — и перенести их в другое
место. Конечно, складывать эти ча-
стички рисунка необходимо будет то-
же в определенном порядке: ‘удобнее
всего так, как мы читаем, — буквы
складываются в строки, идущие сле-
ва направо, строки опускаются свер-

xy BHH3.

Но если каждый квадратик выб-
ранного нами рисунка может нести
какую-то сравнительно значительную
часть изображения, то частицы, на
которые надо «разрезать» изображе-
ние для передачи его по радио, долж-
ны быть самыми простейшими эле-
ментами — точками. Вот на такие
точки и разлагается все, на что
устремлен стеклянный глаз телеви-
зионной камеры. Как буквы в книге,
эти точки или элементы. образуют
строки, следующие одна за другой.
На месте приема изображение, раз-
битое при передаче на отдельные
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — Hepe-

дача ‘0’ новых внигах. — «Песни
свободной Албании» {сборник ал-
банзной поэзии). 10.25 — Беседа во-

жатого «Пионерское звено». 10.40 —
Концерт лауреатов 3-го Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в
Берлине. 11.40 — Для юношества. Из
цикла «Новаторы пятилетних. Очерк
Ю. Фалатова «Пять профессий Алек-
сандра Макушенко». 12.20 — Песни ©

народных героях. 13.45 — Концерт
польской ‘музыки. 14.00 — Передача
на международные темы. 16.10 — Та-

тарские народные‘ песни. 16.30 —
Т. Хадкевич «Сговор» (рассказ}. 17.30—
«Беседы врача? — «Предупреждение и
лечение ангины».

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 ,— Po-
мансы Варламова. 16.00 — Симфониче-
ские произведения Бетховена. 17.00 —
Отрывки из оперы 3. Палиашвили
«‹Данси». 17.45 5 Русские песни.
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ СЕГОДНЯ
	13.25 — ПолуФинальная встреча ро-
зыгрыша «Кубка СССР» по футболу.
Передача со стадиона «Динамо». 21. 25
	— Художественный кинофильм ‹овез-
да». .
	Область применения телевид.
расширяется с каждым днем. Экран
телевизора позволяет администрации
предприятия видеть, что происходит

в любом цехе. Опасный опыт можно
Ва на расстоянии, наблюдая за
ним на экране. Сложную хирургиче-
скую операцию, любой процесс, тре-
бующий особой! ловкости и сноровки,
можно показывать на экранах теле-
визоров, и десятки зрителей, стоя как
бы рядом с выдающимся специали-
стом, будут видеть каждое его дви-
жение, не мешая. его работе.
	Почетны и нелегки задачи совет-
ских специалистов в области телеви-
дения. Одной из важнейших являет-
ся создание массового телевизора —
дешевого, простого, надежного. Его
ждут ‘потребители. Новый массовый
телевизор позволит дальновидению
охватить огромные территории нашей
страны. Слова «показывает Москва»
будут с нетерпением ожидаться и в
городах и селах, находящихся‘ на
эгромных расстояниях от столицы.
	Инженер А. Морозов.