‚ ПОСЛЕ ГАСТРОЛЕЙ
В МОСКВЕ
	Несколько дней назад’ закончились
в Москве гастроли Ленинградского
\театра эстрады, возглавляемого Ар-
`кадием Райкиным. Театр пробыл в
Москве почти полгода, выступая в
эстрадном театре «Эрмитаж», Цен-
тральном доме культуры железнодо-
рожников, Доме ученых, в концерт-
ных залах столицы, всюду неизменно
встречая теплый прием москвичей.

Гастролируя в Москве, Райкин со
своими товарищами работал над про-
  граммой, которой театр отметит свое
пятналнатилетие. Она! будет назва-

на так же, как и первая программа,
	  ознаменовавшая  рождение театра, —
«За чашкой чая».

— В ней, — говорит А. Райкин, —
кмы хотим. вести. беседу со зрителями
о методах нашей работы, о том, что
  такое эстрадный театр; каковы его
  особенности, о новых и старых жан-
  рах, о сатире на эстраде, о том, как
действеннее и острее разоблачать
людские пороки, мешающие движе-
нию нашего общества вперед, к ком-
мунивму.

Надо отдать должное нашим дра-
матургам, давно уже работающим ‘в
жанре «малых форм», — они во мно-
гом помогли нашему театру. Я имею
`в виду В. Полякова, долгие годы свя-
занного < нашим коллективом,
В. Масса и М. Червинского, Б. Лас-
кина, В. Дыховичного и М. Слобод-
ского.

Весь наш коллектив испытывает
большую радость. В наступившем
году нам, эстрадным актерам, сделан
замечательный подарок — в Москве
создается постоянный эстрадный те-
атр. Публика давно уже испытывает
в нем потребность. Не меньшую по-
требность испытывают в нем актеры.
Нам было очень трудно работать в
помещении летнего эстрадного теат-
ра в «Эрмитаже», где нет ни хорошю
оборудованной сцены, ни XOPOUTHX

А. РАИКИН.

артистических уборных, где плоха
акустика и где нет минимальных
	удобств для зрителя.

На днях мне была оказана высокая
честь — вести концерт на новогоднем
молодежном балу в Кремле. Трудно
выразить то воодушевление, которое
испытал я, оказавшись   перед этой
необычной аудиторией, — ликующая
молодость была передо мной, она за-
полнила высокие ‘и торжественные за-
лы Большого Кремлевского дворца,
как бы олицетворяя собой сверкаю-
щую юность нашей советской дер-
жавы.

Я покидаю родную рав уно-
ся в сердие эту безмерную радость
от новогодней встречи с молодостью
древней Москвы.

Наш. коллектив надеется скоро сно-
ва выступить перед москвичами,
	КИНОКАБИНЕТ
- ВУЗА
	Многие лекции в Энергетическом
институте имени В. М. Молотова: со-
провожлаются демонстрацией ‘техни-
ческих фильмов. В вузе есть кинока-
бинет, располагающий несколькими
киноустановками, в том ‘числе пере-
движными. В фильмотеке — более
пятидесяти различных технических
фильмов.

С начала учебного гола научно-
технические и’документальные карти-
ны просмотрело’ более 13 тысяч  зри-
телей.
		залило лучами леса, озарило высо-
кие горные луга, согрело холмы за
селом. Солнце заглянуло в долину и
Тут осветило все руины и пепелища,
голубые воды ‘потоков, яркие весен-
ние цвёты, еще *зеленую траву на
лугах. Да и само оно было таким ве-
селым, таким не по-осеннему‘ теплым.

Вслед за лучами солнца с пере-
валов Карпат вошли в долину воины
Советской Армии. Многие из них ос-
танавливались на перевалах, кото-
рыми они только что овладели, и все
глядели вдаль, на западные склоны
Карпат и на голубые бескрайние до-
лины. Так вот он, веками угнетае-
мый, захваченный врагами край, где
живут родные люди, откуда доносил-
ся клич о помощи, где люди с ору-
жием в руках, не шадя ни сил, ни
жизни, боролисьоза свое’ освобожде-
ние, за воссоединение с братьями
из-за Карпат — < Советской Укран-
ной. Здравствуй, Закарпатье! Здрав-
ствуйте, горы и долины! Как очаро-
вательны вы в неповторимой красе
своей!

А в Кленах люди уже ожидали с
перевалов своих освободителей, своих
братьев. Жители надели лучнгее из то-
го, что у них еще осталось. У здания
прежней сельской ‘управы, а ныне
Народного комитета, в праздничной
одежде собрались мужчины, женщи-
ны, дети, у их ног, На ряднах, лежа-
	ли хлеб и. соль, стояли крынки с пе-
	нистым, свежим молоком, — больше
ничего не имело население этого бо-
гатого края.

У крыльца Народного‘ комитета
развевался красный флаг. Сельский
	Шведский дипломат о своих впечатлениях
от поездок в 000
	СТОКГОЛЬМ, 6’ января. (ТАСС).
В шведском журнале «Идун» напе-
чатана статья. посланника Эйнара
Мудига под заголовком «Поездка в
Россию». Как указывает автор, с
1949 года сон регулярно’ совершает
поездки в СССР с. целью ведения
ежегодных торговых переговоров. Во
время этнх поездок он имел возмож-
ность познакомиться с жизнью совре-
менной России.
	Касаясь самих торговых перегово-
ров, Мудиг отмечает, что они всегда
носят корректный и ‘дружественный
характер. .

` Указав, что во время пребывания
в СССР предоставляются’ широкие
возможности посетить советские те-
атры, музеи и познакомиться с ис-
торическими памятниками, автор пи-
шет: «Я бродил по Москве в каком
угодно направлении и в какое угод-
но время дня и ночи, и никто мне
не мешал ‘делать такие прогулки.
Порядок на улицах образцовый:
женщина может, не опасаясь, идти
по городу среди ночи, чего, как из-
вестно, не бывает в городах, распо-
ложенных близко к нам.
	Часами я расхаживал по картин-
ным таллереям и музеям, присоединял-
ся к группам студентов или школь-
ников, которые заполняют все по-
добные места и ходят под руковод-
	ством своих учителей или экскурсо-
	водов, и никто ничего не сказал мне,
и никто не проявил беспокойства по
поводу моего присутствия...

..Русская опера как в части ре-
жиссуры, так и в отношении сыгран-
ности, а часто также и в части ин-
дивилуального исполнения, кажется,
значительно превосходит оперу в
других странах. Имеется также боль-
шое количество драматических теат-
ров, игра артистов в которых в’ о6б-
щем стоит на таком высоком уровне,
что даже очень незначительного зна-
комства © русским языком достаточ-
но для того, чтобы следить за дей-
ствием пьесы и диалогами.

Музыка, театральное искусство и
балет сегодняшней России, кажется,
нахолятся на более высоком уровне,
чем когда-либо».

Указав, что «за период 1951—1953
годов заметно улучшился ассорти-
мент товаров в магазинах», автор пи-
шет: «Продовольственных магазинов
вполне достаточно, и на больших
улицах в центре — это роскошные
магазины © большим выбором това-
ров». «Что привлекает внимание ино-
странцев, — продолжает Мудиг, —
так это толпы молодежи, которые
всегла собираются у витрин книж-
ных магазинов и рассматривают вы-
ставленные книги...  Любознатель-
ность молодежи, кажется, не знает
границ. Это можно’ наблюдать и в
музеях».
	Нарушение терговых связей
между странами
Западной Европы
и Дальнего Востока _
	=: Fr

ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). Как
сообщает английское центральное бю-
ро информации, в Женеве опублико-
ван обзор ООН о состоянии торговли
между странами Западной Европы и
Дальнего Востока. Обзор подготов-
лен совместно секретариатами Эконо-
мической комиссии ООН для Азии и
Дальнего Востока, Экономической ко-
миссией ООН для Европы и Органи-
зацией ООН по вопросам продоволь-
ствия и сельского хозяйства.

В обзоре, в частности, отмечается
значительное сокращение — почти на
25 процентов-—объема импорта стран
Западной Евролы из Азии (без Япо-
нии) по сравнению с довоенным уров-
нем.

Обзор показывает, что торговля ©
Азией отставала от послевоенного
расширения ‘мировой торговли. В по-
слевоенный период и до конца 1949
года, говорится в обзоре, наблюдалзея
значительный дефицит в торговле
стран Азии, ‘а сырьевой бум (искус-
ственное оживление в капиталистиче-
ской ‘экономике), начавшийся с ко-
рейской войны, хотя и вызвал вре-
менное улучшение состояния торгов-
ли, был недолховечен и не способ-
ствовал возврашению к старой систе-
ме торговли и платежей.

В обзоре указывается, что сокра-
щение объема экспорта повлняле
главным образом на сокращение про-
изводства в странах Азии.
	Заявление генерального секретаря
социалистической партии Пакистана
0б американо-пакистанских
военных переговорах
	ДЕЛИ, 6 января. (ТАСС). Индий-
ское информационное бюро, ссылаясь
на сообщение газеты «Хиндустан
таймс», передает о выступлении 4 ян-
варя генерального секретаря сопиа-
листической партии Пакистана Мо-
хаммеда Юсуф-хана, который, обра-
щаясь к членам организации народно-
социалистической партии штата Дели,
заявил, что его партия в Пакистане
выступает против предполагаемого
американо-пакистанского военного
пакта, так как он’будет «гибельным»
для единства Азии. Предполагаемый
пакт, сказал Юсуф-хан, не только
подвергнет опасности единство Азин,
за которое выступает его партия, нои
приблизит холодную войну к грани-
пам Индии.
	Ухудшение
экономического положения

западногерманских
	трудящихся
	Т олландекая газета,
с концерте
советского скрипача
Игоря Безродного
	ГААГА, 6 января. {«ТАСС). Газета
«Хет фадерланд» поместила специ-
альную статью о концерте советского
скрипача Игоря Безродного, сестоязв-
шемся в Гааге 3 января. Газета пи-
wet
	23-летний советский скрипач Игорь
Безродный играл на скрипке Стра-
дивариуса, которую он получил в по-
дарок от своего правительства.. Иметь
преимущество играть на таком чудес-
ном инструменте — пожалуй, нан-
высшая награда, которая только су-
ществует для скрипача..И он по пра-
ву заслужил этот чудесный инстру-
мент. Этот 23-летний молодой чело:
век заслуживает звания выдающего-

ся мастера.

Игра Игоря Безродного полна чув-
ства. Звук исполнен совершеннейшей
красоты. Его пианиссимо таково, «то
трудно подыскать слова,. которыми
можно было бы описать его...
			Английские газеты =
о выступлении молодых
советских артистов

в Лонлоне
	ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). An-
глийские газеты уделяют болышое
внимание выступлению молодых со-
ветских артистов на 2-м Всеанглий-
ском фестивале студенческой моло-
дежи в Лондоне. Болынинство газет
вчера поместило снимки советских
артистов на сцене. «Дейли геральд»,
комментируя выступление советских
	исполнителей, отмечает: «Самыми
горячими овациями Ha фестивале
была встречена вчера группа рус-
		В ГАСТИНГСЕ
	- ШЕСТОЙ
	Центральный театр транспорта показал новый спектакль «В стране
игр» Сергея Мнхалкова. НА СНИМКЕ: сцена из второго действия: Кри-
велло — артист Б. ГЛАГОЛИН, Двуличие — артистка Л. АНТОНОВА, принц
	Чихалья — артистка М. БЕРНОВА,
	Андрюша Попов — артистка Г. МАЛЬКОВА.
	король Унылно — артист И. ОРЛОБ,
	Фсго 3. ТУРИЯНСКОГО.
	Пакануне конференции министров финансов
стран Британской империи
	СИДНЕЙ, 6 января. (ТАСС). -8
января в Сиднее открывается конфе-
ренция министров финансов стран
Британской империи. Газета «Сидней
морнинг геральд» сообщает о’ раз-
ногласиях, возникших между делега-
тами конференции по вопросу 06 им-
перских - преференциях. Как заявил
министр финансов Канады Эбботт,
по мнению Канады, имперские пре-
ференции (предпочтительные тарифы.
— Ред.) «были полезны в течение
многих лет, однако сейчас пора их
отменить, а заодно устранить и дру-
гие барьеры, препятствующие обме-
ну валютой и торговле. Являясь тор-
говой страной с долларовой валютой,
Канада считает, что имперские пре-
ференции, поскольку речь идет о са-
мой Канаде, приводят к неблагопри-
ятным результатам».

Эбботт добавил, что канадская ne-
	‚легация не будет участвовать в ра-
	боте конференции в такой мере, как
делегации стран стерлинговой зоны,

Представитель же Новой Зеландии
Боуден в свою очередь, напротив, за-
явил, что Новая Зеландия является
горячей сторонницей расширения’ и
укрепления системы имперских пре-
ференций. т

Представитель официальных кру-
гов Австралии держится взгляда, оди-
накового со взглядами новозеланд-
ского делегата, и противится попыт-
	кам ослабить систему «имперских
преференций».

Касаясь одного из основных вопро-
сов, подлежащих обсуждению на
конференции, — обратимости фунта
стерлингов, газета «Дейли миррор»
пишет: «Некоторые делегаты стран
стерлинговой зоны также дали по-
нять, что они склоняются скорее в
пользу постепенных мер перехода к
обратимости фунта стерлингов, не-
жели внезапных действий... Однако
принятие окончательных решений на-
счет обратимости зависит в основном
от политики Соединенных Штатов в
области кредита ‘и торговли».

ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). По
сообщению сиднейского  корреспон-
дента агентства Рейтер, 5 января
на совещании должностных лиц, под-
готавливающих конференцию ми-
нистров финансов стран Британской
империи, возник резкий спор между
Англией и почти всеми другими стра-
‘нами империи. ‘

Делегаты Индии, Пакистана, Юж-
но-Африканского Союза и Цейлона
возражали представителю — англий-
ского министерства финансов Лесли
Роуэну, призвавшему использовать
золотые и долларовые запасы Бри-
танской империи для урегулирова-
ния проблем, «возникающих в свя-
	зи с возможным экономическим спа-
лом в США».
	В ТЕАТРАЛ СТОЛИЦЫ
	ДЛЯ юного
ЗРИТЕЛЯ
	ЧЕТЫРЕ НОВЫХ
СНЕКТАКЛЯ
	Четыре московских а — име-
ни Моссовета, драмы Kowentti,

«Ромэн» и Центральный reap Co
ской Армин последние дни 1953 roma

и первые дни нового года ознамено-
вали показом новых спектаклей.
	Коллектив Центрального . театра
Советской Армии неоднократно обра-
шался к драматургии А. Н. Остров-
ского. На его сцене были поставлены
пьесы «Шутники», «Волки и овцы»,
«Последняя жертва», «На всякого
мудреца довольно простоты». Сейчас
театр поставил комедию «Не было ни
троша, да вдруг. алтын» (режиссер
И. Ворошилов, оформление худож-
ника А. Матвеева). В, главных ролях
заняты ‘народные артисты РСФСР
А. Хохлов, Н. Колофидин, заслужен-
ные артистки РСФСР Л. Добржан-
ская, В. Окунева и другие. Спектакль
	эдет на Малой снене театра.
	В театре имени Моссовета состо-

ялась премьера нозой пьесы А. Соф-
ронова «Варзара Волкова» (режис-
сер И. Анисимова-Вульф, художник
М. Виноградов). Заглавную роль ис-
полняет народная артистка СССР
В. Маренкая. :
	Современный водевиль Ц. Солода-
ря «В сиреневом саду» показал кол-
лектив Театра драмы и комедии.
Режиссер — заслуженный артист
РСФСР А. Плотников, художник —
Г. Лебедева. Музыку написал ком-
позитор Н. Богословский. Романтиче-
ская‘сказка- «О тех, кто’ любит», на-
писанная драматургом А. Антоколь-
ским по мотивам цыганского фольк-
лора, поставлена в театре «Ромэн».
Режиссер С. Баркан, оформление
А. Лунина.
	х ГЛАВПЬИМ режиссером Дра-
матического театра имени А. С. Пуш-
кина назначен заслуженный артист
РСФСР, лауреат Сталинской  пре-
мии И. Туманов.

* СВЬПШЕ ПЯТНАДЦАТИ ЛЕТ
бессменным и единственным ‚ испол-
нителем роли Чацкого в спектакле
Малого театра «Горе от ума» был
народный артист СССР М. Царев.
Теперь на эту роль введен еще один
исполнитель — заслуженный артист
РСФСР Б. Телегин, который впервые
выступил в спектакле 3 января.
	% ВБ СЧЕКГАКЛЕ Музыкального
театра имени К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко «Лебе-
диное сзеро» главную партию Одет-
ты—Одиллии исполнила ленинград-
ская балерина О. Моисеева.
	Всю ночь высоко в горах за Кле-

нами на линии Арпада не умол-
кал бой, всю ночь там гремели ору-
дия, до самого ‘утра’ раскаленным
металлом светилось небо. Бой шел
на огромном пространстве в несколь-
ко сотен километров, вдоль и вглубь
всей линии Арпад.

И всю эту ночь партизаны в Кле-
нах не спали. Не располагая доста-
точными силами, чтобы двинуться с
запада к линии Арпада, они заняли
все высотки, расположенные над до-
рогой с гор, готовые и малой силой
своей в нужный час обрушиться на
банды оккупантов.

За ночь с далеких горных лугов и
лесов вернулись в село все кленовча-
не. Им было известно, что здесь,  в
долине, еще может произойти‘ бой,
сни знали, что взбешенные гонведы
способны теперь на любые злодеяния
И слепую месть, — и все же они не
могли в это время находиться ‘вдали
от села, Утро застало мужчин, жен-
щин и детей на холмах и в лесах
сразу же за Кленами.
	Утро! Да будет благословенно
‘каждое утро, с новыми силами тор-
жественно и гордо встречаемое чело-
веком! Утро, наступившее после
штурма в горах, было особенно тор-
жественным и особенно радостным.
С линии Арпада в Карпатах позор-
но бежали потрепанные, разбитые на-
голову гонведы.

Этих потрепанных гонведов, мерз-
ких, отвратительных в своем живот-
ном страхе, гнали из берлог воины
	Советской Армии, а тут, в долине, им
	еще немало досталось и от народныл
	ДНЕВНИК ИСКУССТВ
	Б дни школьных каникул  теат-
ры столицы на дневных спектаклях
показывают. лучишие постановки ре-
пертуара. Юным зрителям предо-
ставлена возможность посмотреть
спектакли «Иван Сусанин», «Князь
Игорь», «Лебединое озеро», «Лес»,
«Таланты и поклонники», «Горе от
ума», — «Семья», «Незабываемый
1919-й», «Директор» и другие.

Ряд театров к школьным канику-
лам поставил специальные спектакли

для юного зрителя. В театре име-
ни А. С. Пушкина ставится китай-
ская сказка «Туфелька Дин», в Цен-
тральном театре транспорта — сказ-
ка С. Михалкова «В стране игр», в
театре имени Ленинского комсомола
— сказка «Чудесная встреча», на-
писанная Л. Черкашиной по моти-
вам туркменского ‘фольклора.  В ‘те-
атре имени К. С. Станиславского и
Вл. И. Немировича-Данченко возоб-
новлен балет «Доктор Айболит». Од-
ним из лучших спектаклей Художест-
венного театра является «Синяя пти-
ца» М. Метерлинка. 45 лет назад
был впервые показан этот. спектакль,
поставленный К. С. Станиславским,
Л. Сулержинким и И. Москвиным.
Более 20 лет «Синяя птина» стави-
лась в МХАТ. В 1936 году эта по-
становка была снова возобновлена и
шла до 1950 года. Всего спектакль
	прошел свыше 1.260 раз. В эти дни
юные зрители вновь могут увидеть
«Синюю птицу» — чудесную поста-
новку мхатовцев, посвященную борь-
бе человека с природой за подлин-
ное счастье. Режиссер возобновления
Г. Конский.
	¥%e ГЛАВНЫМ режиссером Геат-
ра оперетты назначен заслуженный
артист РСФСР, лауреат. Сталинской
премии В. Канделаки, главным дири-
жером — заслуженный деятель ис-
кусств Казахской ССР. Г. Столяров.
	3х В МОСКОВСКИХ кинотеатрах
демонстрируется специальный кино-
выпуск <Пюд знаменем единства». В
этом короткометражном документаль-
ном фильме рассказывается о_ работе
третьего Всемирного конгресса проф-
союзов, состоявшегося в октябре про-
шлого года ‘в столице  Австрим —
Вене. В фильме широкс использованы
синхронные съемки. Так, например,
синхронно сняты фрагменты из вы-
ступления главы советской делегации
тов. Н. М. Шверника.
	Отрывки из второй книги романа
	\ Средби произведений, наа ко-
торыми работают украинские
писатели, выделяется роман
С. Скляренко «Карпаты». Пер-
вая часть романа вышла из пе-
чата в 1952 году на украинском
ци русекон языках. —^

Ниже мы помещаем два от-
рывка из второй части романа
«Карпаты», который в ближай-
_mee apema выйдет в свет‘ от-
дельной книгой. :

==

мстителей — партизан Закарпатья.
Не все гонведы, бежавшие в то утро
с перевалов по ущельям и лесам,
остались в живых, но те, которым
удалось уцелеть, могли себя считать
счастливейшими из счастливых, ибо
вырваться из такого ада было, в са-
мом деле, невыразимым счастьем.
Гонведы бросали оружие, падали на
колени, теперь они уже проклинали
войну, они умоляли оставить им
жизнь, клялись, что болыше никогда
не возьмут в руки оружия. И парти-
заны Закарпатья, извечно томившие-
ся в неволе и еще вчера хоронизщие
родных своих людей, проявляли выс-
шее благородство, были милосердны
к побежденным.

Так началось то памятнсе утро, ут-
ро Победы. Бой на перевале уже
утих. Солние откуда-то из-за горизон-
та позолотило вершины Карпат, и
сни выступали на чисто голубом, яс-
ном небе. словно сказочные корабли
	или крепости. Затем выплыло солнце,
	ГАСТИНГС (Англия), 6 января.
(По телефону. Наш спец. корр.).
Как мы уже вчера сообщали, в пя-
том туре традиционного междунарол-
ного шахматного турнира з Гастинг-
се три партии остались незакончен-
ными.
	Отложенная в обоюдоострой пози-
ции партия Толуш — О’Келли дои-
грывалась дважды. У советского
гроссмейстера было некоторое преи-
мущество, но на восьмом. часу игры
Толуш ^в сложном положении допу-
стил неточность и проиграл.
	Партии Тешнер — Александер и
Олафссон — Матанович закончились
вничью.
	Вчера состоялся шестой тур.
	Партия Матанович’ — Бронштейн
протекала в обоюдоострой борьбе и
была отложена в положении, где со-
ветский гроссмейстер мог выиграть
пешку. ’Проанализировав позицию,
Бронштейн не захотел рисковать и
согласился на ничью.

Партия Толуш’ — Тартаковер так:
же была отложена, но при доигры-
вании Толуш использовал свое. преи-
мущество и на 58-м ходу добился
побелы.
	Встречи Александер — Олафссон,
О’Келли — Тешнер и Хорн — Вейд
закончились ВНИЧЬЮ.
	Таким образом после шести туров
впереди попрежнему илет Бронштейн
(СССР), имеющий 4% очка. Совет-
ский гроссмейстер три партии выиграл
и три партии закончил вничью.
	На втором месте английский мастер
Александер, набравший 4 очка.
	Третье и четвертое места делят
гроссмейстер Толуш (СССР) и мастер
Тешнер (Западная Германия), имею-
щие по 3 счка.

Далее идут: мастера О’Келли
(Бельгия) и Матанович (Югосла-
вия) — по 3 очка, гроссмейстер Тар-
таковер. (Франция) и Олафссон (Ис-
	ландия) — To 24 очка, английские
мастера Вейд — 2 очка и Хорн —
1% очка.
	До конца турнира осталось три ту-
ра. Сегодня в седьмом туре Брон-
штейн ‘встречается с Александером,
а Толуш — (с Хорном.
	Мастер Вл. Алаторцев.
	барабанщик Савва Шепа давно при-
готовил этот флаг, а минувшей
ночью, перед самым рассветом, при-
крепил его к крыльцу. Старый че-
ловек, бездомный калека, он и сей-
час стоял под ним, ведь это и он
встречал зарю новой жизни.

— Идут! Идут! — прокатилось в
толпе, и партизаны, на чьих шляпах
были приколоты алые ленточки, под-
тянулись и выстроились с оружием в
руках, а Антон Тиснянец, уже  хо-
дивший за линию фронта к воинам
Советской Армии и лишь недавно
возвратившийся от них, подал ка-
кую-то команду партизавам. Люди
подтянулись, поправили › жилеты,
еше раз взглянули на скромные свои
дары, подносимые советским BOH-
нам от чистого сердца. °

— Берите; Гафия,‘вы хлеб-соль, —
тихо промолвил Данило Ковач в
шагнул вперед.

Растерянная, но счастливая мать
глянула на людей, на Антона, по-
клонилась, положила на полотенце
хлеб с шепоткой соли’и медленно
пошла рядом с Данилом Ковачем.
	Воины Советской Армии шли под
развернутым знаменем, во главе <
седым командиром. Увидев людей,
собравшихся у дома, над которым
реял красный флаг, командир подал
команду, и воины остановились.

Данило Ковач снял шляпу и сде-
лал еще несколько последних нтагов.
Рядом с ним, по правую руку, шла
Гафия Тиснянчиха. Мать была край-
не растеряна, она не знала, как ей
ступать, но еще ‘более растерялась
и вовсе оробела, увидев среди воинов
сына своего Павла. «Мой славный
хлопец, сладкий, хороший!» — поду-
мала и распрямила плечи,
	— Дорогие ‘братья! — в напря-
женной тишине сказал Данило Ко-
вач. — Приветствуем вас, благода-
	рим вас, просим принять наш хлеб-
СОЛЬ...
	Седой командир посмотрел на Да:
нила Ковача, на вдову, на всех лю-
дей, стоявших за ними. Он взглянул
и на перевалы —: они были знакомы
ему с давних лет. Потом он сделал
шаг вперед, снял фуражку, принял
хлеб и попеловал его,
	БЕРЛИН, 6 января. (ТАСС). Эко:
номическое положение трудящихся
Западной Германии все более ухул-
шается. Как отмечает немецкая де-
мократическая печать, в Западной
Германии в последнее время наблю-
дались многочисленные случаи уволь-
нения рабочих с предприятий и ра-
зорения ремесленников. На предпри-
ятии «Ллойл-Моторенверке» в Бре-
мене уволено 600 рабочих; 150 рабо-
чих ганноверской фирмы «Афиа» ли:
шились работы; на предприятиях
«Рувафабрик» (Хаймсбах) работу
потеряло более % всего коллектива:
на фабрике ‘резиновой обуви в Ханау
уволены 150 женщин-работниц.

Как сообщает печать, на районной
бирже трула в Грайльсхейме число
зарегистрированных безработных
только в течение одного месяца уве-
личилось с 1.664 до 2.156, а в Аахе-
не оно возросло за то же время при-
мерно на 500 человек. Такое же по-
ложение наблюдается и в ремеслен-
ном производстве. Так, в Гамбурге
за последнее время остались без ра-
боты: 2.200 рабочих-ремесленников.

Дирекция, партбюро и проф-
ком Московского технологиче-
ского института пищевой про-
мышленности с глубоким при-
скорбием извещают о скоропо-
стижной смерти профессора
	Владимира Израилевича
ЛЕВКОВА,

последовавшей. 2 января, и вы-
	разкают соболезнование семье
покойного.

ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕЛЛА
	менения в составе правительства и
поэтому должен подать в отставку.
По окончании заседания совета ми-
нистров Пелла направился в Квири-
нальский дворец, чтобы сообщить пре-
	РИМ, 6 января. (ТАСС). Как пере-
дает агентство АНСА, вчера на вне-
очередном заседании совета  минист-
ров. премьер-министр Джузелие Пел-
ла сообщил членам правительства,
	что он не в состоянии. произвести из- ’ зиденту республики о своем решении.
	ПОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА, В польском порту Гдыня. Под-
готовка нк погрузке торгового судна.
		— Спасибо вам, люди, за хлеб, за
соль и за гостеприимство. С победой
приветствуем вас, люди, с освобож-
дением! Наши ‘воины рады бы
остаться с вами, о многом погово-
рить. Но мы спешим вперед, то-
варищи, нужно бить врага и дальше.
в его логове.

. — Слава! — провозглашали люди,
и гулкое эхо отзывалось в горах.
	— Слава нашей Армии-освободи-
тельнице! Слава вам, советские лю-
nu! Слава великому русскому. наро-
	ny! Слава трудящимся Советской
Украины! Привет вам и слава,
братья!
	И все люди, стоявшие у здания
Народного комитета, ринулись вие-
ред, и впервые за сотни лет тут, на
западных склонах Карпат, над Чер-
ной Тиссой брат обнял брата, мать
обняла сына, люди тромко говорили
слова, сотни лет тайно произносимые
народом, люди говорили о любви,
дружбе, о, кровном, нерушимом
братстве. Солние вставало над гора-
ми. Победа шла с гор. И Юлина,
именно в этот момент показавшаяся
с другой стороны, направлявшаяся с
раховского шляха в село, на мгно-
венье остановилась, увидев много
людей у сельской управы, услышав
торжественные возгласы. Потом во
весь дух побежала по селу.

— Любимый мой! Дорогой Антон

— Юлина! . $

— Невестушгка! )

— Сестрица!

*

96 ноября 1944 года! Никогда
трудящиеся Закарпатья не забудут
этого дня, первого за семьсот лет
дня, когда избранники народа в го-
роде Мукачеве заклеймили проклять-
ем вековое насилие, во весь голос,
от чистого сердца, никого не боясь,
сказали, каким путем хотят итти
дальше и как хотят жить...
	Со всех углов Закарпатья собира-
лись в Мукачеве делегаты. В’ горах
уже выпал снег, в ущельях меж
хребтами кипели полные осенних вод
потоки. Отступая, фашисты разруша-
ли дороги и. мосты, — трудно было
в это время добираться в Мукачев.

Но люди шли сквозь снег и тума-
	вая потоки, шли днем и ночью, стре-
мясь попасть в Мукачев, куда их
послал народ. И вместе со всеми
пришли в Мукачев также делегаты
из Кленов — Данило Ковач, Кород-
жий, Сегинь, Гафия Тиснянчиха.

Съезд Народных комитетов Закар-

патья начался в два часа дня. Деле-
гаты еще задолго до начала заседа-
ния заполнили зал. Репродукторы
висели. всюду в Мукачеве, звучали
они во всех городах ‘и селах Закар-
патья, иокогда в зале кинотеатра,
где происходил съезд, гремели апло-
дисменты, их повторяли горы и до-
лины, все села обширного края. Как
не похоже было все это на старое За-
карпатье, когда все ‘дела, насущные
вопросы решались за спикюй народа,
скрытно от него. Свою судьбу решал
теперь сам народ!
_ Сцена большого зала утопала в
ярких осенних цветах. Над ними
‘вздымались, как волны, красные зна-
мена, те знамена, под которыми тру-
дящиеся Закарпатья выходили преж-
де на ‘демонстрацию против угнета-
телей, знамена, ` которые, словно
неугасаемые огни, светили людям в
годы оккупации, знамена, с которы-
Ми трудящиеся Закарпатья встречали
освободительницу свою — Советскую
Армию. Знамена борьбы и побед пе-
реплелись сегодня с верховинскими
цветами.

Время близилось к двум часам. В
зале царило оживление. Здесь встре-
чались люди, которые в дни оккупа-
ции боролись в подполье, и те, кто
были оторваны все эти годы от род-
ной стороны, тут были и ролствен-
ники тех, кто смертью храбрых пал
в боях с: врагами — жена Олексы
Борканюка, родные Логойд, Сирков,
Василя Жупана, братьев Чижмаров.
И те, кого уже не было в живых,
жили тут среди живых, потому что
сейчас осуществлялось то, во имя че-
го они боролись, начиналась новая
жизнь, дававшая им бессмертие,

Среди делегатов в зале сидели Да-
‚;нило Ковач, Сегинь и’ Гиснянчиха.
Иосифа Короджия пригласили к себе
ужгородские художники — делегаты
съезда. Этим людям было о чем по-
говорить, они рассказывали друг дру-
гу о своих планах, договаривались о
	[ны, шли над пропастями, преодоле-   выставке в Ужгороде, на которой
	Короджий собирался выставить свою
новую картину.

Данило Ковач поддерживал взвол-
нованную Тиснянчиху. Она все еще
не могла постигнуть, каким образом
очутилась в Этом большом светлом
зале, ей казалось, будто все смотрят
на нее, женшину, одетую по-верхо-
вински, Бывало ли когда-нибудь,
чтоб женщина с Верховины участво-
вала в таком высоком собрании? Не
очень ловко чувствовал себя и чабан
Cervus, но держался спокойнее, ров-
нее.

Однако и Тиснянчиха и Сегинь
вовсе растерялись, когда на сцену
вышел председатель Народного коми-
тета Мукачева, когда открыл собра-
ние и предложил избрать президиум.
Тиснянчиха спокойно слушала фа-
милии, называемые со сиены. Ona
лично не знала этих людей, но’ го-
лосовала за них, поднимая свой де-
легатский билет. Вдруг она услыша-
ла:

— Чабан с Верховины... Юрко
Сегинь... 3
	В зале все бурно зааплодировали, и

сильнее всех аплодировали Данило
и Тиснянчиха. А чабан в этот момент

встал и не знал, что ему делать, как
себя вести.

В следующее мгновение ‘у Гафии
Тиснянчихи  похолодело все тело,
кровь, казалось, отлила от сердца.

— Гафия Тиснянчиха, жена погиб-
	шего  подпольщика, партизанекая
мать...

В зале загудели голоса:

— Слава! Слава! Слава матери
	партизанской! Да здравствует мать!
	Она встала и увидела, как со всех
углов зала к ней тянутся руки,
словно каждый из этих людей хотел
обнять ее, поцеловать.

Что творилось в ту минуту с Гафи-
ей Тиснянчихой! Она встала, покло-
нилась по-простому, по-селянски на
все стороны и внезапно почувствова-
ла, что уронила несколько тяжелых.
слез. Это были слезы невыразимой
радости, наивысшего счастья. Ей не
было стыдно своих слез. Только по-
чему же слезы блестят Ha глазах
многих людей? Не надо плакать, Oj
	(Окончание на 4-й стр.)