BEYEP COBETCKO-
ИСЛАНДСКОЙ
ДРУЖБЫ
	5 января в Москве во Всесоюз-
нсм обществе культурной связи с за-
границей (ВОКС) состоялся вечер
советеко-исландской дружбы. На ве-
чере присутствовали’ представители
советской общественности, видные
деятели культуры, члены Правления
ВОКС, члены секций ВОКС, ответ-
`ственные. работники МИД CCCP,
представители советской печати, а
также  `Чрезвычайный посланник 4
Полномочный министр Исландии в
СССР г-н Пьетур Торстейнссон с су-
прукдой.
	Открывая вечер, член Правления.
	ВОКС Л. Кислова пожелала даль-
нейшего развития и укрепления друж-
*бы и культурного сотрудничества
между народами Советского Союза
и Исландии.
	С болышим и интересным докладом
выступил ‘писатель, лауреат Сталин-
ской премия Б. Полевой, который вс
главе делегации деятелей советской
культуры побывал в Исландии в мае
прошлого года. В своем докладе
Б. Полевой рассказал собравшимся
о развитии культурных и дружест-
венных связей между советским и
исландским народами, о деятельно-
сти Общества «Исландия—СССР».
Вспоминая с искренним чувством
симпатии о встречах с иеландскими
трудящимися, Б. Полевой заявил:
	«Я рад сказать здесь в присутствии
посланника Исландии, что эта любовь
и уважение людей его страны к Со-
	ветскому Союзу являются счастливой
	любовью, любовью с полной взаимно-
стью. Мы, советские люди, любим и
уважаем народ Исландии, его древ-
нюю богатую культуру, его самобыт-
ное искусство... Уезжая из Исландии,
мы уносили в своих сердцах кусочек
тепла, которое всегда стараемся раз-
давать с трибун, рассказывая своим
согражданам об этой далекой стране
И о ее славном трудолюбивом, муже-
ственном, несгибаемом народе».

’ Присутствующие тепло встретили
выступление Чрезвычайного послан-
ника и Полномочного министра Ис-
ландии в СССР г-на П. Торстейнссо-
на.

В заключение состоялся концерт с
участием ведущих мастеров советско-
го искусства, в котором были испол-
нены также произведения исландских
композиторов Изольфсона и Сванбир-
сона, отрывки из вокального цикла
«Исландия», написанного композито-
ром Т. Николаевой на слова поэта
А. Софронова.
	Вечер прошел в теплой, дружест-
венной обстановке.
	В ИНСТИТУТЕ

ИСТОРИИ
ИСКУССТВ
	Сегодня сектор истории театра Ин-
ститута истории искусств Академии
наук СССР проводит большое сове-
щание. Цель его’== привлечь внима-
ние театров к ряду произведений
классической драматургии, которые
могут представить практический инте-
рес для драматических творческих
коллективов.

Будут заслушаны сообщения о рус-
ском и западноевропейском класси-
ческом репертуаре, о классической
драматургии народов СССР, стран
народной демократии. С сообщения-
ми выступят доктор искусствоведения
Г. Гоян, кандидаты искусствоведения
Г. Бояджиев и Б Ростоцкий.
		Письмо генера
	ПЕКИН, 7 января. (ТАСС). Кор-
респондент агентства Синьхуа coo6-
щает из Кэсона:

Корейско-китайская сторона потре-
бовала, чтобы нейтральная комиссия
по репатриации и командование ин-
‚дийских охранных войск при проверке
‘списков военнопленных опознавали и
`отделяли тайных агентов (т. е. аген-
 тов-—-лисынмановцев и  чанкайши-
стов. — Прим. ред.) и ликвидировали
их организацию. Это требование со-
держится в ответном письме предста-
вителя ‘корейско-китайской стороны
генерала Ли Сан. Чо от 4 января
председателю нейтральной комиссии
‘по репатриации генералу Тимайя. В
‘письме говорится:

Я имею честь: уведомить о получе-
нии вашего письма от 2 января 1954
‘года, в котором вы отмечаете, что
мероприятие, проведенное индийски-
ми охранными войсками 31 декабря
1953 года в секторе «В» лагеря воен-
нопленных в Тонжанни, было про-
‘веркой списков военнопленных и от-
нюдь не каким-либо «отбором». Вы
далее указываете, что индийские ох-
‚ранные войска никогда не пойдут на
самовольную подмену  соответствую-
шего условия соглашения о компе:
‚тенции нейтральной комиссии по. ре-
`патриации так называемым  процес-
сом «отбора». Это достойно похвалы.

Однако я должен указать, что по-
сле того, как индийские охранные
войска произвели проверку спнсков
военнопленных 31 декабря 1953 го-
да, командование войск Объединен-
ных Наций и даже печать Индии ут-
верждали, что это был «отбор» индий-
скими охранными войсками военно-
пленных в секторе «В». Согласно со-
общениям печати, даже представи-
тель командования индийских охран-

Военные преступники
	БЕРЛИН, 6 января. (ТАСС). В
настоящее время боннское прави-
тельство полготавливает закон 06
амнистии лиц, изменивших свою фа-
мнлию во избежание преследования
после войны. Боннские власти наме-
рены с помощью этого закона пол-
ностью реабилитировать бывших гит-
леровских фашистов, скрывающихся
в настоящее время в Западной Гер-
мании под вымышленными именами
из страха перед наказанием за со-
вершенные ими во время войны пре-
ступления против человечности.
	одном из таких гитлеровских
военных преступников — Курте Кну-
те, до последнего времени скрывав-
шемся. в Западной Германии под
именем Курта Кведенфельда, сооб-
шили недавно газета «Вестфелише
	рундшау» и ряд других западногер-
манских газет.
	Курт Кнут находился на руково-
дящей работе в нацистской партии с
самого начала захвата гитлеровцами
власти в Германии. За свои «заслу-
ги» еще до войны он получил 30-
лотой значок титлеровской партии.
Во время разбойничьей войны гит-
леровского фашизма против совет-
ского народа Кнут ‘был направлен
в штаб Розенберга на временно `ок=
купироваиной территории Украины,
где он занимался ‘организацией фа-
шистского грабежа. Как пишет га-
зета, через его «ведомство» в то вре-
мя прогло более 40 млн. кг. раз-
личного продовольствия, вывезенно-
го гитлеровнами с Украины. Таким
образом, Кнут является одним из ви-
HOBHHKOB голода, свирепствовавшего
на Украине во время фашистской ок-
купации. В середине 1944 года Кнут
	был назначен начальником штаба
гитлеровского гаулейтера Коха в Во-
	Крупными, мужественными мазка-
ми нарисовал композитор. фигуру
смелого, преданного родине вожака
повстанцев, соратника Богдана —
Максима Кривоноса, партию кото-
рого поет в нашем театре народный
артист СССР Борис Гмыря.

Воплощением народного страдания,
высокого идеала народного патрио-
тизма является образ Варвары. Ког-
да шляхтичи сожгли ее мужа, старо-
го казака Ниву и ее сыновей, эта
женщина ушла’ на Сечь, решив от-
дать всю свою жизнь делу борьбы

за освобождение народа. ИМ она co-
вершает подвиг — не задумываясь,
	‘выпивает яд, предназначенный вра-
	гами для Боглана, спасая жизнь то-
	му, кто должен спасти ee родину.
	Именно такой мы видим Варвару в
исполнении заслуженной артистки
УССР Н. Гончаренко.
Привлекательны в опере и спек-
такле образы борца за свободу роди-
ны полковника Богуна (народный ар-
тист УССР В. Борищенко) и его воз-
любленной Соломии (заслуженная
артистка УССР Л. Руденко). Особо
хотелось бы сказать о молодом пев-
ud, выпускнике Киевской консерва-
тории Ю. Галкине, который талантли-
во исполняет партию посла Великой
	Во многом способствует раскрытию
	идеи оперы прекрасное оформление,
созданноё народным - художником
	СССР А. Петрицким. Успех спектак-
	Трудовой
подъем
	в ГДР
	ла Ли Сан Чо
	ных войск назвал мероприятие индий-
ских охранных войск «отбором». Я
надеюсь, что вы внесете ясность в
этот вопрос.
	1 енерал Ли Сан Чо отметил, что
‘индийские охранные войска даже те-
перь, когда прошло несколько меся-
‘eB после взятия ими на себя функ-
ций по охране, по существу не знают
о положении в лагере военнопленных
в Тонжанни. Чтобы исправить это
серьезное положение в кратчайший
срок, говорится в письме, я предла-
гаю, чтобы командование индийских
  охранных войск немедленно обеспечи-
`ло принятую на себя этими войсками
ответственность за охрану  военно-

пленных ‚в лагере в Тонжанни не
только на словах, но и на деле.

Далее работа по проверке списков
военнопленных, проведенная индий-
скими охранными войсками, достаточ-
но доказала, что имеется полная воз-
можность опознать и изолировать
тайных агентов. В`вашем письме ры
заявили, что «организации военно-
пленных продолжают существовать.
Их насильнический характер и па-
губное влияние остаются». Чтобы вы-
полнить условия соглашения о ком-
петенции нейтральной комиссии но
репатриации и исправить то нетерпи-
мое положение, которое в течение
длительного времени существует в
лагере военнопленных в Тонжанни,
который номинально значится под
охраной индийских войск, я требую,
чтобы нейтральная комиссия по ре-
патриации и индийские охранные
войска во время проверки . списков
военнопленных опознавали и изоли-
ровали тайных агентов и ликвидиро-
вали их организацию,
	Жду вашего ответа.
	генералу  имайя
	распоясьваются
	БЕРЛИН, 7 января. (ТАСС). Труз
дящиеся Германской Демократиче-
ской Республики начали 1954 год
большим трудовым и политическим
подъемом. Со всех концов респуб-
лики поступают сообщения о первых
успехах в работе предприятий, о раз-
вертывании соревнования за увелиз
чение выпуска ‘и улучшение качест-
ва продукции.

Рабочие, инженеры и техники
фабрики искусственного шелка им:
Фридриха Энгельса в Премнике взя-
ли на себя новые трудовые обяза-
тельства. Производство фабрики в
этом году будет расширено на 36
проц. Сейчас коллектив предприятия
выполняет и перевыполняет свои
дневные нормы.

Как сообщают из Эльсница, гор=
няки каменноугольной шахты имени
Карла Либкнехта также успешно вы-
полняют в первые дни нового года
свои производственные задания. От
дельные бригады шахтеров обязались
выполнить годовые планы на 2—3
месяца раньше срока.

Металлурги Бранденбургского ста-
лепрокатного завода ознаменовали
начало года выдачей скоростных
плавок, дав республике больше ста-
ли и проката, чем это предусматри-
вается планом.
	6 января после продолжительной и
тяжелой болезни скончался член Ком-
мунистической партии Советского Со-
юза, заместитель начальника Техни-
ческого управления Министерства ма-
шиностроения СССР, дважды лауре-
	‚ат Сталинской премии, профессор Ни-
	колай Гордеевич Зубарев.

Н. Г. Зубарев родился в 1903 го
ду в Донбассе в семье рабочего-ме=
таллиста. Трудовую жизнь он начал
17-летним юношей.

С 1924 года деятельность Н. Г.
Зубарева была неизменно связана с
отечественным тракторостроением.
Окончив Харьковский  технологиче-
ский институт, работая в течение ря-
да лет главным конструктором трак-
торных заводов, он все свои силы,
знания и способности отдавал разра-
ботке и созданию переловых кон-
струкций тракторов. При участии и
под руководством Н. Г. Зубарева для
сельского хозяйства были созданы
дизельный трактор «ДТ-54», универ-
сальный колесный трактор «ХТЗ-7» и
другие.

С 1952 года Н. Г. Зубарев работал
на посту начальника Технического
управления и члена коллегии бывше-
го Министерства автомобильной и
тракторной промышленности, а в по-
следнее время — заместителем на-
чальника Технического управления
Министерства машиностроения СССР.
	Н. Г. озубарев сочетал инженер-
ную деятельность с общественной. Он
неоднократно избирался депутатом
Харьковского городского Совета.

Заслуги Н. Г. Зубарева были высо-
ко оценены Советским  правитель-
ством, наградившим его двумя орде-
нами Трудового Красного Знамени и
медалями.

Н. Г. Зубарев был преданным сы:
ном Коммунистической партии, всег-
да отличавшимся скромностью, чут-
костью и отзывчивостью.

Светлая память о Н. Г. Зубареве
долго будет жить в сердцах всех
знавших его товаришей.

Акопов, Паршин, Степанов,
Хламов, Костоусов, Рыжков,
Потапов, Мартынов, Парфенов,
Крылов, Фомин, Гарбузов, Па-
шин, Лисняк, Рыбкин, Иванов,
Худашев и другие.
	PAA HO
	СЕГОДНЯ
	ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕС-
ПУБЛИКА. В будапештском уни-
версальном магазине детских то-
варов.
	Фото МАДЬЯР-ФОТО.
SSSSSsoss?t
	Международные`
заметки
	Разоблаченная
ложь
	В ОДНОМ из последних номеров

американского — прогрессивного
журнала «Мансли ревью» приводят-
ся факты, разоблачающие два заве-
домо лживых утверждения. Одно из
них принадлежит Дэвиду Лилиента-
лю, заявившему в своей книге «Круп-
ный капитал — новая эра», что «ма-
териальные блага нашего общества
распределены широко, почти среди
всех, почти независимо от положе-
ния, класса или происхождения чело-
века». Другое, столь же лживое изре-
чение, принадлежит перу Сильвии
Портер, заявившей на страницах га-
зеты «Ныю-ЙМорк пост»: <..Америка
сейчас ближе к «абсолютному равен-
	ству» доходов, чем любая другая
страна мира. Мы, в сущности, унпич-
тожили очень бедные и бедные
класеы».
	Журнал «Мансли ревью» публику-
ет подробный анализ доходов раз-
личных слоев’ населения США. Из
него явствует, что почти половина
всех американских семей располага-
ет значителько меньшей суммой, ко-
торая, по осторожному определению
американской официальной статисти-
ки, необходима для «скромного» об-
раза жизни. Доходы 4,6 миллиона
семей составляют ничтожную сумму
— менее тысячи долларов в год,
или менее 20 долларов в неделю, то
есть вчетверо меньше суммы, опре-
деляемой официальнюй статистикой,
как достаточной для «скромной»
жизни (примерно 4 тысячи долла-
ров в год). А по данным прогрессив-
ных организаций, 80 процентов аме-
риканских семей имеют доход ниже
официального прожиточного миниму-
ма. И только 3,3 процента семей по-
лучают доход от 10 тысяч долларов
и выше в год.

Так живут трудящиеся. Но еще
хуже положение миллионов  безра-
ботных. ` Конец минувшего года озна-
меновался тем, что кривая безрабо-
тицы в США круто пошла вверх.
Лишь-с 25 ноября по 5 декабря
число заявлений о пособиях по без-
работице увеличилось почти на чет-
верть миллиона по сравнению с пер-
вой половиной ноября того же года.
Это не значит, конечно, что заявления
о пособиях будут удовлетворены.

Мы привели немного фактов, но и
они с достаточной полнотой разоб-
лачают болыную ложь монополисти-
ческой печати об «абсолютном ра-
венстве» и «высоком уровне жизни»
в США.
	п. Миронов.
	Художественно-промышленное   училище (быви:. Строгановское) го-
	бСработке дереза. Они будут рабо-
	товит мастеров по художественной о
	тать на строках Москвы и других городов страны. НА СНИМКЕ: сту-
денты первого курса В. живых, Н. НАРЬИНШНИН, А. БАЛАШЮВ и препо-
	а занятиях

Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	Традиционные рождественские тур-
ниры проводятся в Англии с 1895 го-
да. В первом гастингском турнире с
успехом выступил великий русский
шахматист М. И. Чигорин. В 1934 го-
лу здесь играл М. М. Ботвинник.

Гастингс — небольшой курортный
городок на берегу Ламанша, в двух
часах езды от Лондона. В городе око-
ло 70 тысяч жителей.
	В небольшом турнирном помещении
проводятся десять турниров. В каж-
дом из них играет по десять шахмати-
стов. Среди участников несколько
женщин, в-том числе английская шах-
матистка Брюс.

Главный турнир, в котором прини-
мают участие советские гроссмейсте-
ры, естественно, привлекает основное
внимание. Английские газеты помеща-
ют портреты Д. Бронштейна и А. То-
луша, их партии, печатают прогнозы
о вероятном победителе.
	В турнирном помещении есть киоск
с шахматной литературой, в том чис-
ле и советской. Охотно раскупается
последний — двенадцатый номер жур-
нала «Шахматы в СССР», где на об-
ложке напечатан портрет победителя
международного турнира претенден-
тов в Швейцарии московского гросс-
мейстера В. Смыслова.
	Вышло уже пять номеров шахмат-
ного бюллетеня, посвященного турни-
ру в Гастингсе.

Нельзя не отметить, что регламент
турнирах несколько непривычен для
советских гроссмейстеров. Туры про-
водятся ежедневно с 9 ч. 30 м. утра
до   ч. 30 м. дня по лондонскому вре-
мени. Затем — двухчасовой перерыв
для обеда и отдыха и с Зч. 30 м. до
5ыч. 30 м. вечера идет доигрывание от-
ложенных партий. Если партия вновь
отложена, она доигрывается вечером,
с 8 ло 10 часов. День отдыха — вос-
кресенье.

Мастер Вл. Алаторцев.
и о СН
	ПЕРВЕНСТВО СЕСР
ПО ХОККЕЮ
	Очередные игры на первенство
СССР по хоккею с шайбой состоя-
лись вчера на стадионе «Динамо».

Наибольший — интерес вызвала
встреча московской команды «Зенит»
с хоккеистами Ленинградского дома
офинеров. Оба коллектива являются
претендентами на призовые места.

Игра выявила превосходство зе-
нитовнев Москвы, одержавших
побелу со счетом 11:2.

Состязание команды ИДСА с че-
лябинским «Авангардом» закончи-
лось победой армейских спортсме-
нов со счетом б: 1.

Осталось еще 18 игр. Лидером яв-
ляется московское «Динамо», на-
бравшее 22 очка из 24 возможных.
По 19 очков у команд ЦДСА и
московского «Зенита», но «Зенит»
провел на игру больше. Ленинград-
ский дом офицеров набрал 16 очков.
Далее следуют команда клуба: име-
ни Карла Маркса (г. Электросталь,
Московской области), челябинский
«Авангард», рижская «Даугава»,
динамовны Ленинграда’ и сверллов-
ская команда «Динамо», набравшая
всего ? очка.
	даватель А. ВАЛЕЕВ (второй слева)
	ГАСТИНГС (Англия), 7 января.
(Пс телефону. Наш спец.‘ корр.).
Седьмой тур международного шах-
матного турнира в Гастингсе начал-
ся вчера с опозданием. На_лвалцать
минуг турвирным залом овладели
кинооператоры. Шахматный киноре-
портаж будет перелан по телевиде-
нию и включен в ближайнтий кино-
выпуск «Новости дня». .

Среди зрителей в зале мы сегодня
вилим старейшего шахматиста Анг-
лии 72-летнего мастера Томаса, из-
вестную нам’ по выступлениям. на
международных женских турнирах в
Москве Трэнмер, чемпиона Англии
среди юношей Пенроуза...

Первой заканчивается партия То-
луша с английским мастером Хор-
ном. Прямой атакой на короля со-
ветский гроссмейстер уже на 29-м
холу добивается победы.

Бельгийский мастер О’Келли вы-
игрывает у гроссмейстера Тартако-
вера (Франция). Мастер Тешнер
(Западная Германия) сдается чем-
пиону Исландии Олафссону.

После упорной борьбы мастер Вейл
(Англия) соглашается на ничью с
мастером Матановичем (Югославия).

А как же протекает партия лиде-
ров турнира — гроссмейстера Брон-
штейна (СССР) с мастером Алек-
сандером (Англия)?

В голландской партии завязалась
сложная борьба. Играя на вынг-
рыш, Бронштейн, избегая упроще-
ний, пожертвовал сперва одну, а за
ней и другую пешку. Английскому
мастеру удалось значительно упро-
стить позицию. Партия была отло-
жена и вечером дважды ‚доигрыва-
лась, но все же осталась „незакон-
ченной в слелующей позиции:
	Александер
	ТУРНИР В ГАСТИНГСЕ
	СЕДЬМОЙ ТУР
		в западной Германии

сточной Пруссии. Здесь он пытался
организовать пресловутый «фолькс-
штурм».

При приближении Советской Ар-
мии он бежал вместе с Кохом в за-
падную часть Германии. ШМз страха
перед наказанием за совершенные
им военные преступления Кнут скры-
вался здесь под вымышленным име-
нем Курта Кведенфельда,  обосно-
вавшись в сельском местечке Кру-
кум (район Мелле, округа Оснаб-
рюк).

Пользуясь привилегиями «бежен-
ца», Кнут основал в Западной Гер-
мании собственное предприятие по
производству фруктовых напитков.
Кроме того, сн занялся активной ра-
ботой в местной организации запад-
ногерманской переселенческой пар-
тии («Блок изгнанных и лишенных
прав») и даже стал депутатом мест-
ного крейстага от этой партии. Лишь
из опасения быть разоблаченным
Кнут отклонил предложение своих
партийных единомышленников овы-
движении его кандидатом на послед-
них выборах з боннский бундестаг.

Он перестал опасаться разоблаче-
ния лишь позже, когда ему стало из-
вестно о подготовке боннским пра-
вительством закона об амнистии всех
подобных ему’ бывших фашистов,
скрывающихся под вымышленными
именами.
	20 декабря 1953 года он напра-
`вил министру внутренних дел земли
Нижняя Саксония Боровскому пись-
мо, в котором он «ввиду предстоя-
шей амнистии» открыл свое настоя-
шее имя.
	По сообщениям западногерманской
печати, в настоящее время в За-
падной Германии насчитывается око-
ло 60.000 таких замаскировавшихся
бывших гитлеровских главарей.
	ля является результатом большой
творческой работы, проведенной с ис-
полнителями постановшиком оперы
народным артистом СССР М. Кру-
шельнинким и дирижером народным
артистом УССР В. Пирадовым. Осо-
бенно впечатляют массовые сцены,
которые играют большую роль в спек-
	‘

такле. ,
Не Могу без волнения говорить о

центральном персонаже оперы —
Богдане Хмельницком, партию кото-
рого выпала мне высокая честь ис
полнять. Каждый раз, когда прихо-
длится выступать в этой роли, я чув-
ствую тот же трепет, который испы-
тывал первый раз на сцене Большого
театра в Москве. Это огромное сча-
стье и вместе с тем большая ответ-
-ственность — создавать на сцене жи-
вой образ народного вождя, леген-
ларного героя, стремиться заставить
слушателя жить с ним одними чув-
`ствами, одними помыслами. С упое-
` нием работал я над созданием этого
образа, еше и еше возвращался к
прочитанным историческим ‘и литера-
турным источникам, изучал докумен-
ты и иконографический материал.
Полнее представить себе во всем ве-
личии образ героя, раскрыть. его
характер помогли мне музыка
К. Данькевича и либретто В. Васи-
левской и А. Корнейчука в последней
редакции.

Создавая образ Богдана Хмельниц-
кого, я стремился вложить в свой
		Ay
‘

ae

“a

i.
ee
rate!

a
oe

a,

et

A

ty

и Ae aoe

\

NN
	Бронштеин
		В этом положении черные записа-
ли свой 69-й ход.

Таким образом после семи туров
положение в группе лидеров сле-
	дующее: Бронштейн — 4 очка и
одна отложенная партия, Толуш —
41% очка, Александер — 4 очка и
	одна отложенная партия и О’Келли
— 4 очка. У Матановича, Олафссо-
на и Тешнера по 3% очка.

Сегодня утром начался  предпо-

следний — восьмой тур, в котором
Бронштейн играет с Олафссоном, а
Толуш — с Матановичем. Оба со-

ветских гроссмейстера играют чер-
HHIMH.

Вечером будут донгрываться не-
оконченные партии.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, 19:08 —
А. Головко — «Артем Гармаш» (глава
из романа). 18.30 — Трансляция нон-
церта из Алма-Аты (по станциям).
	` 19.45 — Передача «На темы дня». 20.090

— Симфонический концерт (по город-
ской сети). 21.00 — Беседа «Cospe-
менная литература Монгольской На-
родной Республики». 21.20 — Монтаж
оперетты Соловьева-Седого «Самое
заветное». 23.00 — Камерный концерт
из произведений ПТуберта.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.00 — My-
зыкальная передача для детей «Песня
Родины моей». 19.00 — Эстрадный кон-
церт. 19.30 — В. Шекспир — «Укроще-

ние строптивой»; радиокомпозиция
спектакля Центрального театра Совет-
ской Армии. 21.00 — Болгарские на-

родные песни. 21.20 — Трансляция
концерта молодых исполнителей. 22.85
— Кабалевский — Концерт для форте-
пиано с оркестром. 23.00 — Стихотво-
рения Н. А. Некрасова. 23.30 — Эст.
радный концерт.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — Тран-
сляция оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан».
22.40 — Концерт «Музыка народов
СССР». 23.15 — Концерт по программе,
составленной радиослушателями.
	ЗАВТРА

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — В. Пз-
нова — «Времена года»; глава из ро-
	мана. 10.45 — Романсы советских ком-
позиторов на стихи Пушкина. 11.15 —
В. Коростылев и М. Львовский — сказ-
ка-шутка «Димка в открытом море»;
радиопостановка для детей. 13.00 —
Одоевский — «Городок в табакерке»;
радиопостановка для детей. 13.30 —
Ответы. на вопросы радиослушателей
по литературе и искусству. 14.00 — Пе-
редача из Бухареста. 14.30 — Песни
народов СССР (по станциям). 16.30 —
Для детей: Музыкальный радиожур-
нал. 17.00 — Китайские песни (по го-
родской сети). 17.30 — Концерт для
учащихся школ и училищ трудовых

резервов.
ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 — Ма-

рийская музыка. 17.00 — Концерт мо-
лодых исполнителей театра им. Станн-
славского и Немировича-Данченко.
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАВТРА
	19.30 — Гулак-Артемовский — ‹запо-
рожец за Дунаем»; передача из музы-
кального театра им. Станиславского и
Немировича-Данченко.
	Коллегия, партийный комитет
и местком Министерства маши-
ностроения СССР с глубоким
прискорбием извещают о 6e3-
временной кончине заместителя
начальника технического управ-
ления Министерства машино-
строения СССР лауреата Ста-
линских премий, профессора,
члена КПСС
	Николая Гордеевича
ЗУБАРЕВА,
	последовавшей 6 января после
продолжительной и тяжелой 6о-
лезни, и выражают глубокое со-
болезнование семье покойного.
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	Опера о народном герое
	«Богдан Хмельницкий» на сцене Киевского театра
оперы и балета имени Т. Г. Шевченко
	БРАЗ Богдана
Хмельницкого
всегда привлекал
внимание ученых
и поэтов. живопис-

se
М. ГРИШКО,

лауреат Сталинской премни,
народный артист СССР

>

С увлечением
принялись мы за
переработку  опе-
ры. Работа была
напряженной, HO
	она поставила нам
	цев и драматургов,
скульпторов и композиторов. Воспеть
образ великого полководца и государ-
ственного деятеля Украины, создать
музыкальные произведения, в которых
полным голосом зазвучала. бы величе-
ственная тема дружбы народов, люб-
ви украинского народа к своему стар-
шему брату — русскому народу, —
вст та почетная задача, которая стоит
геред украннскими композиторами и
исполнителями. Большим событием в
украинском музыкальном искусстве яв-
ляется опера «Богдан Хмельницкий»,
созданная композитором К. Даньке-
вичем по либретто писателей В. Ва-
силевской и А. Корнейчука.
	История создания этого произве-
дения очень поучительна, она являет-
	ся ярким свидетельством братской
помощи украинскому искусству со
стороны представителей искусства
	великого русского народа, свидетель-
ством материнской заботы Коммуни-
стической партии о развитии искус-
ства украинского народа. Созданная
в 1950 году первая редакция оперы
была поставлена Киевским театром
оперы и балета имени Т. Г. Шевчен-
кои в следующем году показана в
Москве во время декады украинского
искусства и литературы. Столичная
общественнрсть встретила спектакль
с интересом. Однако эта редакция
оперы имела существенные недостат-
ки, на которые и указали советская
общественность, партийная печать.
Авторы и исполнители внимательно н
чутко восприняли эту критику, кото-
рая помогла сделать произведение
исторически и жизненно правдивым.
	много радости, радости творческое
труда. Композитор К. Данькевич, пи-
сатели В. Василевская и А. Корней-
чук в творческом содружестве с кол-
лективом театра во главе с поста-
новшиком народным артистом СССР
М. Крушельницким создали новую
редакцию оперы, премьера которой
состоялась осенью 1953 года. Спек-
такль тепло встречен слушателями, и
те аплодисменты, которыми нас ода-
ряет публика, являются наилучшей
наградой за наш труд.

Опера повествует о крупных исто-
рических событиях трехсотлетней дав-
ности. Но как волнуют они сердца
каждого слушателя и каждого испол-
нителя!

Горе народное, неисчислимые, тя-
желые страдания украинцев под пя-
той панской Польши показаны в про-
логе оперы. Мы видим, как издевает-
ся польская шляхта над казаками и
крестьянами, презрительно называя
их «хлопами», мы видим, как пре-
даются страшной казни мужественные
и благородные казаки Нива и Журба.
Умирая, они не покоряются врату,
они остаются победителями! Образы
их являются как бы воплощением
лучших черт свободолюбивого, непо-
коренного народа.

Мы видим, как народ восстает на
борьбу с захватчиками. В Запорож-
скую Сечь приходят восставшие кре
стьяне и казаки. Их руководитель
Kpusonoc требует, чтобы Богдан
Хмельницкий начал решительные дей-
ствия против Полышни. И вот Хмель-
ницкий начинает подготовку к осво-
	труд все те чувства, которые волнуют
сейчас меня. Душа моя, как и душа
каждого советского человека, до
края полна радостными и светлыми
мыслями, чувством великой, нацио-
нальной любви к русскому народу, к
Москве, к мудрой Коммунистической
партии. Когда я пою Богдана, я ви-
жу перед собой прекрасную, цвету-
щую Советскую Украину, вижу такие
дорогие каждому простому человеку
мира рубиновые звезды московского
Кремля. Предо мной предстает вся
наша советская страна, весь свобод-
ный советский народ, радостно, с пес-
нями созидающий свое счастье, и еще
большей любовью я проникаюсь к
своему Богдану, вместе с ним всей
лушой переживаю чувства всего на-
		Братам слава!
Братам-народам слава!
Навечно рядом
Киев-—Москва золотоглава!
	г КИЕВ.
	бодительной войне. Он посылает на-
родных пезцов — кобзарей подымать
народ на восстание и одновременно
шлет гонцов в Москву.

Всю силу своего таланта вложили
создатели оперы в финальный — чет-
вертый акт, создав яркую, колорит-
ную праздничную картину\ церемонии
воссоединения Украины и России, ко-
торая состоялась на площади в Пе-
реяславе 309 лет назад — картину
народного ликования.

Что прежде всего увлекает в опе-
ре — это яркая, мелодичная, ‚органи-
чески связанная с народным творче-
ством музыка. Характерной ее чертой
является преемственность традиций
русской и украинской музыкальной
классики и в первую очерель таких
шедевров, как «Иван Сусанин» Рлин-
ки и «Тарас Бульба» Лысенко.

Музыку всей оперы наряду с укра-
инскими народными мелодиями от
начала до конца пронизывают инто-
нации русской народной песни «Сла-
ва», которая здесь воплощает в себе
обобщенный образ русского народа и
как бы выражает идею дружбы укра-
инского и русского народов, стремле-
ние всех народных масс Украины к
воссоелинению с Россией.
	В опере много запоминающихся,   20 и
певных арий близких по своему! Руси.
	напевных арий, близких по своему
характеру народным песням и думам.
Эти арии являются у композитора
основным средством развития харак-
теров действующих лиц.
	НА СНИМКЕ: финальная сцена
из оперы НК. Данькевича «БОГДАН
ХМЕЛЬНИЦКИЙ» в постановке Ки-
евского театра оперы и балета
имени Т. Г. Шевченко; Богдан
Хмельницкий (третий слева) — на-
родный артист СССР М. ГРИШКО,
посол Великой Руси ` (справа) — ар-
тист Ю. ГАЛКИН.