Е
	А:
	ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	О награждении орденами и медалями
учителей школ
	Москве
	no Fropeoexzy
			птьешь дома, — получается добротное
платье и с запасами на рост. У швей.
ников же все в обрез. И выходит
что в сентябре платье впору, а к мар.
ту и узковато и коротковато.

Известно, что у школьников быстро
протираются локти. Так почему бы
не прикрепить к готовому платью лог.
куток материи на случай возможного
ремонта?

А попробуйте купить девочке-под.
ростку нарядное ` платьице! (Сплошь
и рядом материал чудесный, а сшито
так, что брать не хочется. Сделано
стандартно, безвкусно, на один фасон

От души желаю, чтобы все эти не.
достатки в производстве товаров на.
родного потребления и в торговлет.
скорее были устранены.

Н. Щелчкова;
домашняя хозяйка.
	НЕНУ НОЕ
НОВАТОРСТВО
	После долгих путешествий по м.
газинам я, наконец, стал обладателец
обеденного круглого стола, изготоь
ленного Московской мебельной фабуе.
кой № 2. Меня устраивало все:
внешний вид стола, и его удобна
форма, и размеры — 90 сантиметр»
в диаметре. Удобно и то, что мо
можно раздвинуть до больших ре;
меров.
	Но досадные мелочи омрачили ри.
доёть покупки. Началось с тбго, чи
стол не проходил в дверь квартиры
нормальную дверь, обычной ширины
Лишь общими усилиями всех соседе
его втиснули в прихожую, а пот
лишь под очень большим «нажимом»
так, что пострадали и стол и двер,
of, наконец, был водрорен на мет,
	Конструкторы, создавая обеденный
стол, забыли, видно, что в домах (у
ществуют двери, и сделали столы н
со съемными, а прочно укрепленны.
ми крышками. Это «новаторство» з».
	но излишне.

И. Попов
	комнате
	Вместе с ростом благосостояния со-
ветских людей возрастают их потреб-
ности и запросы. Вижу я это и по сво-
ой семье. Хочется покрасивее и наряд-
нее одеть детей, самим одеться по-
лучше. И вот в связи с этим есть У
меня некоторые практические предло-
жения работникам торговли, и про-
мышленности. м

Приходишь в Магазин ‘с дочерью-
школьницей купить форменное платье.
Во время примерки обнаруживается—
одно платье широко в плечах, другое
узко в бедрах, третье коротковато.
другом магазине то же самое. Начи-
наешь соображать: может, эту юбку
можно отпустить, в боках расставить.
Посмотришь — швы так прострочены,
что ничего сделать нельзя. 7

На платье 46-го размера идет. три
метра шерстяной материи: Если
	И ДНЕМ
я НОЧЬЮ
	Продолжение. Начало см. «Вечернюю Москву»
за 4, 5, 6, Ти 8 января 1954 2.
	В соответствии с Указом Прези-
диума Верховного Совета СССР от
12 февраля 1948 года за выслугу лет
и безупречную работу наградить:
	МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»
	116. Селенкину Анну Александров-
ну —, учительницу начальной школы
№ 251.

117. Сергееву Александру Михай-
ловну— учительницу средней школы
№ 255.

118. Скворцову Антонину Михай-
ловну — учительницу средней школы
№ 232.

119. Скоблину Евгению Ивановну
учительницу средней школы № 631.

120. Скудину Нину Васильевну —
учительнину средней шкслы № 333.

121. Смирнову Веру Владимировну
— учительницу семилетней школы
рабочей молодежи № 83.

122. Смирнову Клавдию Яковлевну
— учительницу средней школы № 142.

123. Смирнову Нину Петровну —
редактора редакции географии учеб-
но-педагогического издательства Мн-
нистерства просвещения РСФСР.

124. Смирнову Ольгу Ивановну —
учительницу средней школы № 413.

125. Соболеву Астру Герасимовну—
учительницу средней школы № 163.

126. Соловьеву Софью Дмитриевиу
— учительницу средней школы № 534.

127. Спирину Александру Ивановну
—Учительницу средней школы № 407.

128. Старикову Ольгу Михайловну
— учительницу средней школы № 50.

129. Суханову Наталью Ивановну:—

учительницу средней школы № 235.
130. Сьянову Анну Ивановну —учи-
тельницу средней школы № 497. .
131. Тарасову Анну Ильиничну —
учительницу средней школы № 129.
132. Титову Ольгу Александровну—
учительницу средней школы № 643.
133. Тихомирову Марину Ивановну
— директора средней школы № 642.
134. Удальщсву Елизавету Василь-

евну — учительницу семилетней шко-
лы Ne 323.
	135. Филичеву Татьяну Андреевпу
— учительницу средней школы № 279.

136. Фомину Лидию Васильевну —
заведующую учебной частью средней
школы № 5Е0.
	Фрид Клавдию Алексеевну —

138. Фуртову Нину Васильевну —
учительницу средней школы № 205.

139. Халдееву Агнию Николаевну—
учительницу средней школы № 282.

140. Цанк Анну Абрамовну — учи-
тельницу средней школы № 683.

yet Чиркину Софью Александров-

№ 220.

142. Шайкевич Веру Давыдовну —
учительницу средней школы № 145,

143. Шапиро Хаю Моисеевну —учи-
тельницу средней школы № 609.

144. Шарабандову Еву Сергеевну—
заведуюшую учебной частью средней
школы № 634.

145. Шибанова Федора Гаврилови-
ча—директора средней школы № 50.

146. Шкаликову Ирину Ивановну—
учительницу средней школы № 408.

147. Шмыгова Алексея Сергеевича
— учителя средней школы № 413.

148. Щеглову Евгению Львовну —
директора средней школы № 602.

149. Щербину Клавдию Парфирьев-
ну— учительницу средней школы
Ne 60.

150. Эгенбург Басю Израилевну —
учительницу средней школы № 7.

151. Яблокову Софью Васильевну—
учительницу средней школы № 443.

152. Яковлева Алексея Николаеви-
ча — учителя средней школы № 450.

МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»
	1. Абрамову Екатерину Никитичну
— учительницу средней школы № 48].

2. Аверичеву Веру  Сергсевну —
учительницу средней школы № 212.

3.-Авраменко Зинаиду Васильевну
— Учительницу средней школы № 20.

4. Адрианову Ольгу Александровну
— учительницу средней школы Ne 328.

5. Акинфиеву Валентину Сергеевну
— Учительницу средней школы № 590.

6. Александрову Клавдию Иванов-
ну — учительницу средней школы
№ 401.

7. Алексееву Елизавету Ивановну—
учительницу средней школы № 467.

8. Алешину Анну Алексеевну —
учительницу средней школы № 210:

9. Амелину Валентину Федоровну
учительницу средней школы № 5520.

10. Ананьева Михаила Алексеевича
— учителя средней школы Ne 272.

11. Ананьева Сергея Михайловича
— учителя средней школы № 196.

12. Андрееву Людмилу Васильевну
—чительницу средней школы Ne 434,

13. Андрианову’ Марию Ефимовну—
школы № 605.

14. Антонову Александру Васильев-
№ 228.

15. Антонову Евдокию Матвеевну—
учительницу средней школы № 395.

16. Антонову Наталию Александ-
ровну — учительницу средней школы
№ 207.

17. Арсланову Софью Мифтахов-
ну—учительницу средней школы
№ 550.

18. Артамонову Раису Ильиничну—
учительницу средней школы № 36.

19. Архангельскую Наталью Гри-
	горьевну — учительницу средней шко-
лы № 3980.
	Новый жилой дом на Ленин-
гралском шоссе, 65—73.
		20. Бабикову Гамару Николаевну
учительницу средней школы № 432.

21. Бабич Раису Степановну — ди-
ректора средней школы № 443.

22. Базылеву Тамару Алексеевну —
учительницу средней школы № 116.

23. Бакун Доминику Николаевну —
директора средней школы № 2727.

24. Барышеву Тамару Ивановну —
учительнину средней школы № 163.

25. Бачинскую Ольгу Алексеевну —
учительницу средней школы № 44.

26. Башагину Екатерину  Кузьми-
ничну — учительницу средней школы
№ 204.

27. Белехову Анну Трофимовну —
учительницу средней школы № 602.

28. Белову Анастасию Алексеевну—
учительницу средней школы № 585.

29. Белову Веру Изотовну — учи-
тельницу средней школы № 364.

30. Беляеву Лидию _Степановну —
учительницу средней школы № 242.

31. Богатову Ирину Борисовну —
учительницу средней школы № 110.

32. Богатову Серафиму Евлампиев-
ну — учительницу средней. школы
№ 100.

33. Богданову Анну Ильиничну —
школы № 705.

34. Боргенс Екатерину Ивановну —
учнтельнину средней школы № 317.

35. Борзякову Анну Петровну —
учительницу средней школы № 165.

36. Борисова Сергея `Георгиевича —
учителя средней школы № 578. .

37. Борщевскую Сарру Иосифовну
— учительницу средней школы № 603.

38. Бочарова Сергея Степановича—
учителя средней школы № 606.

39. Бочкину Капиталину Алексеев-
№ 417

40. Бсярову Ольгу Ивановну— учи-
тельницу средней школы № 979.

41. Бронскую Веру Николаевну —

42. Будкову Ольгу Сергеевну— учи-
тельницу вспомогательной школы
№ 532.

43. Букленеву Любовь Георгиевну
— инспектора управления кадров Ми-
нистерства просвещения РСФСР.

44. Васильева Ивана Петровича —
учителя средней школы № 638.

45. Васильеву Елену Александровну
— учительницу средней школы № 472.

46. Васильчикову Татьяну Дмитри-
евну — учительницу средней школы
№ 34.

47. Вайнштейн Елизавету Ефимов-
ну — учительницу средней школы №
4/2.

48. Вершину Антонину Ивановну—
учительницу средней школы № 441.

49. Ветрову Марию Федоровну —
учительницу вспомогательной школы
№ 451.
	Взорову Надежду Михайловну
	‚ — учительницу средней школы № 433.
	51. Вигурскую Антонину Сергеевну
— учительницу средней школы № 457.

52. Виеска Анну Ивановну — учи-
тельницу средней школы № 379.

53. Викторову Людмилу Петровну
— учительницу средней школы № 36.
	54. Винокурову Лидию Алексан-

дровну — учительницу средней шко-
лы № 425
	55. Власенкову Евгению Сергеевну
	— учительницу средней школы № 146.
56. Воробьеву Екатерину Алексан-
дровну — учительнину средней шко-
лы № 163.
57. Воронину Екатерину Ивановну
—учительнипу средней школы № 157.
58. Гаврилову Ольгу Николаевну —
учительнипу средней школы № 338.
59. Гедаминскую Зою Дмитриевну
— учительницу средней школы № 51.
60. Герасимова Николая Алексан-
	дровича — учителя средней школы
№ 313.
51. Глатман Нину Александровну—
52. Глушкову Екатерину Ивановну
— директора средней школы № 477.
63. Головину Александру Иоси-
	фовну — учительницу средней школы
№ 19.
	64. Головкину Пелагею Ивановну—
учительницу средней школы № 149.
65. Гончарова Гавриила Владими-
	ровича — учителя средней школы
№ 978.
	66. Гончарову Антонину Петровну—
учительницу средней школы № 165,

67. Гора Петра Васильевича — учи-
теля средней школы № 47.

68. Горину Валентину Николаевну
—уУчительницу средней школы № 988.
	(Продолжение следует)
	занятия no Teprosomy обору-
навел 256 HEMHSIO-
	Фото В ВИКТОРОВА.
	В ИНСТИТУТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ИМЕНИ ПЛЕХАНОВА. Практические
	дозанию студентов 4-го курса товароведческого фанультета.
ВА, В. МОРОЗОВ, доцент Г. ЧЕРНОВ, студенты М. МАГДАПУ
	АКОНЧИЛА работу ХПИ партий-

ная конференция Киевского райо-

на. Присутствовало более семисот де-

легатов, представлявших свыше 24 ты-
сяч коммунистов.

Конференция показала, что район-
ная партийная организация, борясь за
претворение в жизнь решений ХХ
съезда партии, июльского и сентябрь-
ского Пленумов ЦК КПСС, идейно
выросла, организационно окрепла, по-
высила свою боеспособность.

В докладе секретаря райкома тов.
Рыжухина и в выступлениях делега-
тов отмечалось, что райком партии и
первичные организации стали лучше
сочетать политическую и хозяйствен-
ную работу, более умело мобилизуют
трудящихся на досрочное выполнение
государственных планов.

Промышленность района досрочно,
к 10 декабря, завершила программу
1953 года. За одиннадцать месяцев
минувшего года выпущено продукции
сверх плана на 140 миллионов рублей

Развертывая борьбу за повышёние
производительности труда — этого ре-
шающего ‘условия увеличения выпу-
ска и снижения себестоимости про-
дукции,— партийные организации ста-
ли глубже вникать в экономику пред-
приятий. Усилилась борьба за вне-
дрение новой техники, механизанцию
трудоемких работ и увеличение съема
пролукции с имеющихся производ-
ственных площадей и оборудования.

На конференции вместе © тем отме-
чалось, что на ряде предприятий сла-
бо ведется борьба за использование
резервов производства, допускается
неравномерный выпуск продукции.
Это имеет место на лакокрасочном
заводе, фабрике имени Сакко и Ван-
цетти, в артели «Художник» и неко-
торых других. На отдельных пред-

приятнях — в 3-м троллейбусном
парке, на заводе имени Бадаева и
других — часты случаи нарушения

трудовой дисциплины.

Недостаточное внимание еще уделя-
ет работе промышленных предприятий
райком партии. На конференции был
подвергнут критике промышленно-
транспортный отдел райкома (заве-
дующий тов. Мякенький). Отдел
неглубоко вникает в работу предпри-
ятий, не анализирует технико-эконо-
мические показатели и часто проходит
мимо крупных недостатков в деятель-
ности предприятий. Об этом говорили
директор Дорхимзавода имени Фрун-
зе тов. Седин, начальник отделения
Московско-Киевской железной дороги
тов. Бирюков, начальник Рублевской
водопроводной, станции тов. Сарычев
и другие.

Осуществляя решения сентябрьско-
го Пленума ЦК КПСС, партийные ор-
ганизации предприятий и учреждений
района усилили помощь подшефным
колхозам и МТС Ново-Петровского
района Московской области.

Вместе с тем, некоторые партийные
организации и хозяйственные руково-
дители еще слабо помогают подшеф-
ным колхозам и МТС.

— Если райком более или менее
успешно организует хозяйственную
	помощь колхозам, — заявил секре-
тарь партбюро библиотеки имени
В. И. Ленина тов. Тарасов, — то в
	развертывании политической и куль-
	  TYDHO-MaCCOBOH работы далеко не ис-
	У резательных машин — студенты я.
РОВ, Л. МИРОНОВА и Н. БАЛАБОХИНА.
	Для удобства трудящихся столицы
	‘полгода назад четыре крупных про-
довольственных магазина были пере-
ведены на круглосуточную торговлю.
Москвичи получили таким образом
	возможность не только днем, но #
ночью приобрести необходимые про-
	дукты. Выделенные для этого магази-

an а
	ны — №№ Зи 5 «Гастроном», № 16
«Бакалея» и № 64 Шербаковского
райпищеторга — в. любое время су-
ток располагают большим ассорти-
ментом колбасных, мясных, рыбных
и молочных изделий, бакалейных и
	других товаров.
Но, к сожалению, почти ни в одном
	из них нельзя купить самого необхо-
димого продукта — хлеба. Черного
хлеба здесь нет и в помине, редко
бывает белый.

Нам кажется, что ночные магазины
должны обязательно торговать хле-
	бом.
А. Хоссон,
	солист Большого театра СССР.
	Лимон в
	НА РАЙОННЫХ ПАРТИЙНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯА
	УМЕЛО СОЧЕТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ
И ХОЗЯЙСТВЕННУЮ РАБОТУ
		стоятельно, по индивидуальным пла-
нам. В результате всю сеть партий-
ного просвещения пришлось перестрз-
ивать.

Райком мало уделяет внимания
пропагандистам. Об этом говорили
делегаты тт. Тягний, Шахворстова и
другие. Районный комитет, указыва-
ли они, не принимает должных мер к
тому, чтобы семинары пропагандистов
работали творчески.

Директор районного филиала ве-
чернего университета марксизма-ле-
нинизма тов. Соловьев, подчеркнув
большую роль университета в полити-
ческой подготовке руководящих кад-
ров, критиковал партийные организа-
ции и, в частности, парторганизации
железнодорожных предприятий за “TO,
что они не проявляют интереса к 7т0-
му, как занимаются коммунисты, на-
правленные в университет. Тов. Со-
ловьев сделал также критические за-
мечания в адрес МГК КПСС. Он за-
явил, что горком партии не рассмот-
рел предложение, высказанное на
прошлой районной партийной конфе-
ренции об организации заочного обу-
чения при вечернем университете
марксизма-ленинизма. Не считаясь с
потребностями района, горком отзы-
вает лучшие силы лекторов в свою
лекторскую группу.

Большюе внимание уделили доклад-
чик и делегаты вопросам партийно-
организационной работы. Райком в
практической работе придавал боль-
шое значение соблюдению принципа
коллективного руководства. Ежеме-
сячно проводились пленумы, регуляр-
но созывались заседания бюро райко-
ма. Но собрания партийного актива,
пленумы и заседания бюро райкома
порой слабо готовились. Указывалось
также, что часто за принятием ре-
шения бюро райкома не следовала
организаторская. работа и длитель-
ное время не контролировалось ис-
полнение.

Делегаты критиковали райком за
слабую связь с первичными. органи-
зациями.

— Долгое время в цехах нашего

предприятия, — заявила секретарь
партбюро фабрики имени Сакко и
Ванцетти тов. Бубнова, — не были

заведующие отделами и секретари
райкома партии. .

Конференция прошла в обстановке
высокой активности, под знаком кри
тики и самокритики. В обсуждении
докладов райкома КПСС и ревизион-
ной комиссии приняли участие 923 де-
легата.

На конференции выступил с речью
член Президиума ЦК КПСС, Первый
Заместитель Председателя Совета
Министров СССР тов. В. М. Молотов.
В работе конференции приняли так-
же участие член Президиума ЦК
КПСС, Первый Заместитель Предсе-
дателя Совета Министров СССР тов.
Н. А. Булганин, секретарь МК КПСС
тов. Н, А. Михайлов и секретарь МГК
КПСС тов. И. В. Капитонов,

Конференция приняла развернутое
решение, направленное на успешное
осуществление больших и ответствен-
ных задач, поставленных Коммуни-
стической партией и Советским прави-
	тельством. Избраны новый состав
райкома партии, а также делегаты`на
	областную и городскую конференции.
	ницкий. Первый был из шляхетского
рода Хмелевских, который отличился
военными заслугами перед Польской
Короной. После долголетней службы
отец Станислава — Стефан Хмелев-
ский, прозванный за ратные подвиги
«Александром Македонским» Речи
Посполитой, получил чин регимента-
тора всех коронных войск на Украине.
	+ Станислав был вполне достоин вн-
	сокой чести первым среди юношей
выступить с поздравлениями на та-
ком патриотическом празднике. Един-
ственно, что мешало юноше Хмелев-
	скому отличиться, — это его крепкая
дружба с Хмельницким.

Хмельницкий, лучший ученик в
	коллегии, находившийся под покро-
вительством самого шефа Станисла-
ва Жолкевского, не только не имел
каких-либо отличий «гонору уродзо-
ного», но еще и гордился своим про-
исхождением из простых людей, на-
зывал себя степным казаком, как
говорила ему его мать. К тому же
наливайковское безбожие сына како-
го-то чигиринского подстаросты из
юго-восточных кресов начинало нер-
вировать администрацию коллегии и
даже протекторов Ордена. И с этим,
острым на язык, лучшим в коллегии
	ритором, богословом, и дружил Ста-
нислав Хмелевский.
	Все же верх одержал род «Алек-
сандра Македонского» Речи Посполи-
той: Хмелевскому разрешили полго-
	товить поэтическую оду — «Слава
зброе панствовей».
	SMEAR адмнаиспрации колле-

гии, по совету самого Жолкевского,
юноша Хмелевский жил в собствен.
	НОМ Львовском доме. Жолкевский по-—
	совеговал региментатору поселить со
Станиславом и сына чигиринского _
подстаросты Хмельницкого... Жили в
разных комнатах этого небольшого
домика, расположенного на окраине
города. Дом окружал чудесный двор,
рядом — перелесок над- рекой, где)
юноши вместе проводили большую
	часть свободного времени.
	Киевский
район
- >
	пользуются болыпие возможности
района, где сосредоточено много ин-
ститутов Академии наук СССР, круп:
нейших библиотек и других культур-
но-просветительных учреждений.

В Киевском районе в минувшем го-
ду объем жилищного и культурно-бы-
TOBCTO ‘строительства увеличился по
сравнению с 1952 годом в два с поло-
ВИНОЙ раза. Это обязывало райком
партии и исполком райсовета усилить
внимание к строительству.

Однако, как признал  доклад-
чик, райком и некоторые партий-
ные организации строек не приняли
должных мер для осуществления пла-
на строительства жилой площади. В
результате он был выполнен лишь на
82 процента.

Анализируя работу партийных орга-
низаций научных институтов, делегаты
отмечали, что райком партии несколь-
ко улучшил руководство ими. Это спо-
собствовало усилению роли парторга-
низаций, их влияния на решение за-
дач, стоящих перед научными инсти-
тутами. В то же время на конферен-
ции указывалось, что райком не ис-
пользует всех возможностей для улуч-
шения деятельности парторганизаций
научных институтов.

— Парторганизации этих институ-
тов, — сказал секретарь партбюро
Института экономики Академии наук
СССР тов. Котов, — не пользуются
еще должным вниманием райкома
партии. Районный комитет редко со-
зывал секретарей парторганизаций. А
те совещания, которые проходили, пс-
свящались лишь общим вопросам.
	Директор института Маркса —
Энгельса — Ленина — Сталина при
ЦК КПСС тов» Обичкин посвятил
	свое выступление вопросам идеологи-
ческой работы. Он говорил о том ог-
ромном значении для идейной закал-
ки, политического воспитания комму-
нистов и всех трудящихся, которое
имеет новое издание Сочинений
В. И. Ленина и’двухтомное издание
«КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов
ЦК».

В районе создана широкая сеть
партийного просвещения. В ней зани-
маются более 22 тысяч коммунистов—
около 96 процентов состава партийной
организации, а также почти восемь
тысяч беспартийных.

Делегаты отмечали, что у коммуни-
стов и беспартийных велик интерес к
изучению теории’ марксизма-лениниз-
ма. Однако в постановке партийной
пропаганды еще есть серьезные упу-
щения. За это райком и его отдел
пропаганды и агитации подверглись
острой критике.

Заместитель секретаря парткома
Министерства внешней — торговли
СССР тов. Николаев говорил, что от-
дел пропаганды и агитации райкома
неправильно ориентировал парторга-
низацию министерства, рекомендовав
вовлечь всех коммунистов в семинары
и кружки. Между тем большинство
коммунистов министерства имеет пол-
ную возможность заниматься само-
	иезуитского ордена, называемое кол-
легией. В ней к концу этого года
обучалось около полутысячи душ пре-
имущественно польской, но частично
и украинской молодежи в возрасте
от тринадцати до двадцати лет. Это
будущие государственные мужи, пре-
латы божьего престола католической
веры, властители человеческих душ...

Как бы в честь завершения много-
летней польско-московской войны,
протекторы иезуитской коллегии ре-
шили отметить это событие школьным
рождественским праздником. Десятку
лучших учеников старших классов
было поручено написать поздрави-
тельные рефераты, стихи, песни. Шко-
ла готовилась принять около лвухсот
гостей из Львова и других городов:
Галича, Перемышля, Ярослава, Луц-
ка, даже из Кракова и Варшавы.

Среди лучших учеников старших
классов коллегии было немало и та-
ких, которым ректоры не только не
разрешили готовить реферат или пи-
сать стихотворение, но ‘категорически
запретили даже и думать об этом. То
были дети незнатных поляков, а так-
же молодые шляхтичи, по требованию
родителей исповедовавшие восточную
греческую веру. Им также отказано
было в чести выступить со своими по-
здравительными трудами на этом
вечере.

Особое место в школе занимали два
лучших ученика старших классов.
Это были «Хмели», как прозвали их
в коллегии за фамилии: Станислав
	Хмелевский и Зиновий-Боглан Хмель-
	попадая в комнаты. с более сухн
воздухом и с меныним освещение,
быстро теряют листву, болеют и и.
сто гибнут. Не учитывая. квартирны
условий, резко отличающихся ип
оранжерейных, хозяйства эти в зн
чительной мере обесценивают con
работу с комнатными лимонами,

Сейчас ежегодно для любите
школ, учреждений выращивается пу:
мерно 25 тысяч саженцев. Такое к
личество совершенно не может уд
летворить спроса на растения. Къ
му же отпускные цены на сажени
выращивание которых не являя
сложным и трудоемким делом, сиь
ком высоки. Например,  трехлетиь
растения в совхозе «Х лет Октября
стоят около 50 рублей.

Чтобы быстро размножить до
точное количество павловских лм
нов, надо прежде всего увелич
фонд Маточных растений, закупавн
в Павлове или Горьком.

В установлении наиболее подход
щих условий для выращивания 9
женцев в оранжереях могли бы м
мочь научно-исследовательские ор.
низации, такие, как  ботаничеци
сады Академии наук СССР и yt
верситета, Сельскохозяйственная а
демия имени Тимирязева, Академ
коммунального хозяйства.

Павловских лимонов еще мало
школах и детских учреждениях. М
ду тем там благоприятная обстановя
для их культивирования —- свели
помещения, ровная температура.
терес к этим растениям у юнние
очень велик. Каким замечательны
Украшеннем уголка живой природ
могут быть эти плодоносящие дер
ца! Городскому отделу народного $
разования следовало бы принять№
ры к широкому внедрению кульур
лимонов в школах.

Не должно стоять в стороне и У
равление озеленения Москвы, котор
имеет крупнейшие оранжереи,

Наконец, многое может сделать 0
щество содействия озеленению Мох
вы. Мы имеем в виду пропагаюм
этой культуры с помощью выставх
и консультирование москвичей о 10!
как самостоятельно выращивать
моны укоренением черенков x Mt
вивкой в домашних условиях,
	Агроном К. Духанин.
	НА СНИМКЕ; павловские лимо
ны в совхозе «Лихоборы».
	Фото А. ТАРТАКОВСКОШО.
	Павловские лимоны, которые поль-
	зуются особой популярностью В
Москве, завезены сюда из Пав-
лова-на-Оке, Горьковской обла-
	сти. Там комнатные лимоны культи-
вируют с ХУПТ столетия. Они хоро-
шо приспособились к недостатку све-
та и тепла, стали менее прихотливы.
ча четвертый-пятый год после
укоренения растения начинают плодо-
носить и с шести-семилетнего возра-
ста дают ежегодно по 20—30 и боль:
ше хороших по вкусу и красивых
плодов.
	Кто же занимается в столице и В
пригородах выращиванием павлов-
ских лимонов? К сожалению, очень
немногие хозяйства. Это — цветочный
цех Братцевской ‘птицефабрики, от-
деление опытно-селекционной станции
«Главконсерва» в селе Коломенском,
цветочное хозяйство «Лихоборы», соз-
хозы «Х лет Октября» и имени
Ленина и некоторые другие,
	Хозяйства эти имеют около тысячи
экземпляров маточных растений в
возрасте от 5 до 10 лет. :
	Надо сказать, что воспитание са-
женцев в оранжереях и теплицах ча-
ще всего ведется не совсем правиль-
но. Стремясь получить наиболее круп-
	ные растения, им создают повышен-
ный режим тепла, влажности, осве-
щения, обильного питания. Такие
лимоны выглядят очень хороню, но,
	Богданом в комнате, за перего-
родкой-простенком, жила Мелашка.
Она’ была ему и кухаркой, и ма-
терью, заботясь о религиозной чисто-
те хлопца, по совету матери воспи-
тывая в юношеской душе патриотиче-
ский дух, любовь к своему народу.
В далеком Львове она была как бы
глазами родителей.
	Часто зимними вечерами юные
друзья заходили к Мелашке. Она рас-
сказывала им о прошлом и настоя-
щем, рассказывала им и о польско-
московской войне.
	— Не сердитесь на нас, родная, —
обращался с извинением к Мелашке
всегда вежливый по отношению к ней
Богдан. — Стась любит слушать о
старине, ему дед в Остроге о многом
рассказывал... Может быть, и вы нам
поведали бы что-нибудь о прошлом.

2 >. = -:- 4 7%

Не видели мы его, а не терпится уз-
нать... возможно, еще и пригодится.
	— А пригодится, Богданко. все
	MP MAVARICH, — соглашалась Мелаш-
ка. — Только рассказчик из меня как
	тот сноп соломы вместо окна. Намо-
лочу семь мешков, а они и пустые.
	Обладая природным умом, Мелаш-
ка была осторожной в выборе своих
рассказов, He затрагивала  шляхет-
ской чести Стася. Казацкую славу
Байды Вишневенкого, Ивана Подко-
вы и больше всего Косинского и На-
ливайка превозносила над всеми,
иногда незаметно и для себя от рас-
	сказа переходила к увлек ательной
мечте.
	По этим рассказам Мелашки оба
хлопца узнали о том, что шляхта на-
стойчиво засылала в Москву «ополя:
ченного царевича Димитрия». —Ме-
лашка прививала обоим юношам ува-
жение как к свободе народа поль-
	ского и украинского, так и к своболе
	русского народа,
	Вот под впечатлением таких на-
	ей Та.
строений и начал Стась Хмелевский_
	ГОТОВИТЬ
	свою поздравительную оду
	  Me
в рождественскому вечеру. Боглан
	помогал эму в
	активно и искренне
	этом. Лучше Стася владея латинске
и греческой письменностью, зная #
память многие изречения Цицерон
избранные творения Вергилия,
Горация, мудрые высказывания Пл
тона, исторические этюды Фукидил
Богдан оказывал помощь другу. 0х
создавалась быстро и была готб
раньше других работ учеников, №
	торые так усердно готовились
празднику.

За день до начала торжеме
	Стась Хмелевский осмелился MOK
зать свою оду знаменитому дидаск
лу по риторике в коллегии — Андре
Мокрскому. Совершенство 10%
сложные и одинаково ясные предл
жения, звонкие рифмы в торжестве!
HOH ome — все это так любил пож!
лой ритор. Ода пленила его, оставй
настолько хорошее впечатление, ч®
он не ‘сделал даже замечания Mole
	дому автору. Лишь на одной строф
остановился:
	— Проше ми зацитовать вториче
то место, где говориться о том, к
	люде Московии, пламенно чинили 01
пор.
	Стась еще не был политиком и №
сообразил, что на этой crpobe &
могут остановить и высшие отцы OP
лена на самом празднике. Еще‘
большим подъемом прочитал строфу
	Жебы Волги плин не рушиц ку

Гданську,
Жебы с огня Край полъяц
	у высокости, —
Московитин вкладает рух
	вольности
До рук князю Пожарськему!..

Мокрский немного подумал, шо
том повторяя про себя те же слом.

— Вероятно, мой любый Стась, 8.
этих словах говориться, еж хлоп м0:
сковский, борясь за право государ“
ственной независимости своей Моско:
вии, Избрал себе польным гетманом
	тоже не какого-нибудь хлопа, а му.
	СКАНДАЛ
В ИЕЗУИТСКОИ
	HE КАЖДЬЙ год хорошая зима
украшает Львов. Иногда прой-
дет год, а львовчане и снежинки не
увидят на улицах города: что припо-
рошит ночью, то к утру растает. А
тут подошла, точно тихо подкралась,
к Львову мягкая, теплая зима. Снеж-
ная пороша покрыла затвердевшую
от заморозков землю. Будто в новую,
свежую одежду переоделся город;
люди полной грудью вдохнули свежий
зимний воздух после долгой осени.
	Вместе с такой приятной зимой к
Львову дошли и удивительные вести
о том, что народное ополчение Рос-
сии разгромило польские войска. Про-
стой люд города и окрестностей видел
в ТОМ «промысел божий», набожно
крестился, но вслух не высказывал
своего мнения по этому поводу.
Вспоминали при случае пословицу:
из чужой хаты выйдешь или уважае-
мым гостем, или в торбе вынесут кос-
ти. Неведомый Кузьма Минин и
князь Пожарский возглавили народ-
ное движение. Следовало ли короле-
вичу Владиславу без приглашения
вламываться в чужую хату, на пре-
	стол Москвы себя королем возве-
CTH?..
	Люди чувствовали, что после раз-
грома польских войск MOCKOBCKO-
польские отношения напоминают со-
стояние затяжной непримиримой вой-
ны. Тяжело вздыхали, но осуждали
за это не московский народ. Поль-
ская шляхта не хотела примириться
с соседетвом на Востоке сильного
	КОЛЛЕГИИ
		Отрывок из романа
«Хмельницкий»
	русского народа. Попытки Петра
Скарги ополячить его мирным путем,
перекрестить в католиков провали-
лись еще при Иване Грозном. Теперь
же потерпела крах и военная аван-
тюра Зигмунда П. Королевские вой-
ска разгромлены, королевича изгнали
из Москвы, много известных в крае
родовитых шляхтичей, иезуитов и ди-
пломатов погибло.
	Чтобы ослабить впечатление от
этого политического и военного скан-
дала, шляхта с иезуитами до седь-
мого пота старались смягчить разме-
ры и значение поражения, нанесенно-
го Польше Пожарским.

В конце года во Львове произошло
чрезвычайное происшествие, улажи-
вать которое пришлось самому воево-
де Станиславу Жолкевскому. О со-
бытиях в Москве стало известно и
львовским обывателям, которые вос-
приняли их, как первые признаки не-
минуемого падения могущества Поль-
ской Короны. О позорном поражении
заговорили ремесленники многочис-
ленных цеховых братств, заговорилй
мещане, заговорило и православное
духсвенство.

В государственные дела вмешались
львовские иезуиты. Пятый год во
Львове существует учебное заведение