®

Сотни москвичей посе-
тают ежедневно нотный
магазин Музгиза на Не-
глинной, 14. Среди них
	любители музыки, ком-
позиторы,  музыковеды,
слушатели Московской
	консерватории, учащиеся
музыкальных школ. По-.
купатели приобретают в
магазине ноты, книги по
вопросам музыки. Здесь
	же можно проиграть
на рояле  музыкаль-
ное ‹ произведение НА
	СНИМКЕ: учащийся З-го
курса музыкальной шкс-
лы Октябрьского рай-
она по классу фортепиа-
но Г. Суворкин  знако-
мится с музыкальными
новинками, поступивши-
	ия в Магазин.
	Фото
м. КУЛЕППОВА.
		Газета «Дейли yopxep>   Католический экурнал © политике
покровителях ceHaTopa   — (Франции

BRauvantu
		ПОСЛЕ ТУРНИРА В ГАСТИНГСЕ
	НЬЮ-ЙОРК, 11 января. (ТАСС).
Газета «Дейли уоркер» опубликовала
первую из серии статей своего кор-
респондента Арта Шилдса, который
недавно возвратился из Техаса, где
он, по его словам, беседовал с пред-
ставителями «шайки с миллиардными
средствами, поддерживающей кампа-
нию за выдвижение Маккарти на
пост президента».

Шилдс беседовал с Остином Хэн-
коком из Сан-Антонио (штат Техас)
— председателем «Комитета защиты
американского наследия».
	«Посетив в западной части штата
Техас ‚лидера кампании за выдвиже-
ние Маккарти на пост президента; ся
услышал голос старейшего фаши-
стского движения Америки, — пишет
Шилдс, — то был голос Ку-Клукс-
Клана.
	Аэнкок хвастал успехом проходив-
шего недавно в. Сан-Антонио митин-
га в поддержку Маккарти. «В 1956 го-
ду, — заявил он, — Маккарти за-
воюет всю страну».
	Шилдс, который также присутство-
вал на этом митинге, передает, что на
митинг пришло 250 человек (населе-
ние города Сан-Антонио составляет
полмиллиона человек). Шилдс под-
черкивает, что митинг показал, кто
именно поддерживает Маккарти. Он
сообщает, что главный оратор—быв-
ший сенатор‘штата. Калифорния Джек
Тенни, который много лет возглавлял
пресловутую комиссию по расследо-
ванию антиамериканской деятельнос-
ти в штате Калифорния, «произнес
отвратительную фашистскую речь...
Мне казалось, что я снова нахожусь
на митинге ° нацистского бунда»
(имеетсяв виду шпионско-фашистская
организация «германо-американский
союз». — Прим. ред.).
	Хэнкок дал Шилдсу много брошюр,
опубликованных его группой, вклю:
чая одну анонимную брошюру, в ко-
торой восхваляются Маккарти и Ку-
Клукс-Клан. В этой брошюре «Мак-
	карти назван американской «Жанной
Д’Арк».
	«Борис Годунов»
	на канадской сцене
	ОТТАВА, 11 января. (ТАСС). 8 ян-
варя в Монреальском театре ‘«Гилд
опера». состоялась премьера оперы
Мусоргского «Борис Годунов».

На премьере присутствовали посол
СССР в Канаде Д. С. Чувахин с су-
пругой. В театре советского посла
приветствовали представитель поста-
новочного комитета оперы и предста-
витель мэра города Монреаля. Театр
был переполнен. Публика тепло
встретила оперу великого русского
	композитора.
	ределяется не нашим парламентом,
а атлантическими органами по реко-
мендации «комитета мудрецов». Одна-
ко для того, чтобы сделать нашу стра-
ну сильной, следовало не ослаблять
ее непроизводительным расходовани-
ем кредитов, которые необходимы бы-
ли для капиталовложений в промыш-
ленность и сельское хозяйство и стро-
ительство жилиш. школ. больниц.
	Фрэсс указывает далее, что страх.
	перед коммунизмом привел также к
серьезным последствиям и во внут-
ренней политике Франции, так как ис-
ключение коммунистов, представляю-
щих одну четвертую часть всех изби-
рателей из всякого возможного боль-
шинства, только ослабило большин-
ство, которое не смогло подготовить
и выполнить конструктивную  про-
грамму. .

«С этого времени, — пишет автор,—
мы не переставали  слабеть. Наше
производство переживает застой. На-
ши деятели не находят средств AAA
выполнения программ обшегосударст-
венного масштаба... Мы покупаем са-
молеты в Америке, в то время как у
нас масса трущоб».
	Фрэсс пишет дадее, что Франция
оказалась в «тупике из-за необосно-
ванного страха», в то время как «под-
линная опасность состоит в нашем
собственном разложении и нашей
неспособности решать экономические
и социальные проблемы. Мы стали на
путь борьбы с коммунизмом на внеш-
нем и внутреннем фронтах с помощью
армии, нолиции и избирательного мо-
шенничества. Если, несмотря на эту
безрассудную политику, появился не-
который луч надежды, то мы этим
обязаны не мероприятиям француз-
ского правительства, а пробуждению
народов и некоторым международным
событиям».

Фрэсс заявляет далее, что он твер-
до убежден в «возможности измене-
	ния в настоящее время внешней поли-
тики Франции».
	В заключение Фрэсс пишет: «Меж-
дународная политика мирного  сосу-
ществования между странами... мо-
жет позволить Франции объединить-
ся и не итти по пути раскола, жить
как независимое государство и не
проводить политику забвения своих
интересов».
	нимания между народами Советского
Союза и Великобритании,

Руководитель советской шахматной
делегации международный мастер
В. Алаторцев поблагодарил органи-
заторов турнира за гостеприимство и
указал, что главный итог турнира —
укрепление культурных связей между
народами.

От имени Всесоюзной шахматной
секции Алаторцев вручил  Гастинг-
скому шахматному клубу памятный
подарокь

Советским шахматистам была уст-
роена бурная овация,
	ПАРИЖ, П января. (ТАСС). Вян-
варском номере католического жур-
нала «Эспри» опубликована статья
Поля Фрэсса о политике Франции.
Автор доказывает, что. под влиянием
«страха перед коммунизмом» сменяв-
шие друг друга правительства Фран-
ции совершили много ошибок во
внешней и внутренней политике.

Война в Индо-Китае, которая вна-
чале была колониальной войной, ни-
шет Фрэсс, и о которой мы‘ мегли: ево-
бодно принимать решения, мало-по-
малу стала фронтом западного бло-
ка... и мы сейчас вынуждены  согла-
питаться с тем, что эта война поглоща-
ет ресурсы, которые превосходят аме-
риканскую помощь,  оказываемую
Франции в рамках Северо-атлантиче-
ского союза, и истошает армию, ко-
торую нам удалось восстановить.

Едва был подписан Северо-атлан-
тический договор, как Америка потре-
бовала вооружения Германии. Наив-
ные люди этому удивились, а трусли-
вые — обрадовались. Однако в то
время было действительно трудно
предъявить это требование народу,
который еще не провел суда над
убийцами ° жителей Орадура-сюр-
Глан. Для того, чтобы обойти  трудно-
сти, деятели, лишенные чувства наци-
онального достоинства, изобрели ев-
ропейское оборонительное сообщест-
во, являющееся опасной маскировкой
вооружения Германии, ибо для ней-
трализации Германии ‘мы  согласи-
лись включиться в так называемую
Европу, в которой, Германия при под-
держке Америки нашла бы новое
средство для установления своего гос-
подства. Северо-атлантический пакт
привел нас к вооружёнию Германии.
	’ Оборонительное сообщество требова-
	ло, в свою очередь, создания полити-
ческого объединения Европы, причем
англо-саксонские и скандинавские
страны, озабоченные — сохранением
своей инициативы и независимости. во
внешней политике, отказались всту-
пить в эти сообщества, ограничившись
поошрением одних нас. Мы все более
становились беспомощными, как бы
оказавшись в собственной ловушке.
	‘Наконец, последним следствием на-
	шей атлантической политики явилось
то, что мы выделяем значительную
часть нашего национального дохода
на военный бюджет, что, впрочем, оп-
	ГАСТИНГС (Англия), 9 января.
(По телефону. Наш спец. корр.).
Сегодня в местном театре «Уайт Рок
павильон» состоялось торжественное
закрытие традиционного международ-
ного шахматного турнира.

Мэр Гастингса под: бурные аплоди-
сменты вручил премии английскому
мастеру Р. Александеру и советскому
гроссмейстеру Д. Бронштейну, разде-
лившим первое и второе места.

Мастер Александер в своей речи
подчеркнул, что Участие советских
шахматистов в Гастингском турнире
послужит делу укрепления взаимопо-
	за последние годы в Народной Республике Албании значительно
возросло производство тканей. Мощность только одного текстильного
комбината имени И. В. Сталина составляет 20 миллионов метров тка-
ней в год. Для снабжения сырьем предприятий хлопчатобумажной про-
	мышленности сооружены хлопкоочистительные заводы. НА СНИМКЕ: на
хлопкоочистительном заводе в Фиери.
				СЧАСТЬЕ СВОБОДНОЙ
Жизни
	семилетнее обучение. По сравнению
с довоенным временем количество
начальных школ увеличилось больше,
чем в три раза, Если раньше в Ал-
бании не было ни одного высшего
учебного заведения, то теперь в стра-
не насчитывается пять институтов.
Большую ‘научно-исследовательскую
работу ведет Институт наук.
	В стране созданы четыре профес-
сиональных театра и филармония.
Количество библиотек по сравнению
с 1938 годом ‚увеличилось в 13 раз.
В стране имеются 10 музеев, десятки
	кинотеатров, домов культуры и влу*
бов.
	Партия и правительство проявляют
большую заботу об улучшении здра-
воохранения. По сравнению с дово-
енным периодом количество больнин
и поликлиник увеличилось в 7 раз, а
ассигнования на здравоохранение —
в 43 раза. Рост культуры албанского
народа особенно виден на примере
увеличения тиража газет и журна-
лов. В то время, как ‘в старой Ал-
бании издавалось две газеты тира»
жом около 3,5 тысячи экземпляров,
в настоящее время издаются 12
газет и 33 журнала.
	Албанская партия труда и народ-
ное правительство проявляют огром-
ную заботу о повышении материаль-
ного и культурного уровня народа.
Производство предметов ‘народного
потребления по сравнению с 193$ го-
дом увеличилось почти в семь раз.
Только за последние шесть лет в
Албании было построено 339 тысяч
квадратных метров жилой площади.
Ассигнования на социальное страхо-
вание возросли в 1953 году в три ра-
за по сравнению с 1950 годом. В
стране введено бесплатное медицин-
ское обслуживание. 14 тысяч рабо-
чих и служащих отдохнули в прош-
лом году. в санаториях и домах от-
дыха.

В конце 1953 года албанское пра-
вительство приняло ряд постановле-
ний по дальнейшему развитию. сель-
ского хозяйства_и улучшению усло-
вий жизни населения страны. Кресть-
янство освобождено от уплаты за-
долженности по обязательным по-
ставкам сельскохозяйственных  про-
дуктов. Были значительно повышены
заготовительные цены на некоторые
	сельскохозяйственные продукты и
снижены нормы поставок зерна и
продуктов животноводства. Также
	были приняты меры по расширению
топговли между городом и деревней.
	Основой внешней политики албан-
ского правительства является полити*
ка мира, дружбы и добрососедских
отношений со всеми странами. «Ал-
банский народ и его правительство,
— говорил на \У сессии Народного
собрания Энвер Ходжа, — стремились
и будут стремиться ‘иметь нормальные
отношения со всеми государствами,
а также с соседними странами, если
они будут уважать свободу, незави-
симость и суверенитет нашей роди-
ны, если они будут уважать права и
своболу нашего народа».
	Под руководством Партии труда
трудящиеся Албании уверенно идут
по пути строительства основ социа-
лизма к светлому и радостному бу-
	дущему.

М. Андреев,
	1   ABBAPA албанский ‹ народ, а
вместе с ним и все его многочис-
ленные. друзья ‘отмечают знамена-
тельную дату. Восемь лет назад своз
бодно и единодушно избранное наро-
дом Учредительное собрание, выра-
жая волю всего народа,  провозгласи-
ло Албанию народной ‚ республикой.
Это историческое завоевание албан-
ского‘ народа стало возможным бла-
годаря победе героической Советской
Армии над гитлеровскими войсками
и успехам  национально-освободи-
тельной борьбы албанских трудящих:
ся, руководимых Албанской партией
труда.
Восемь лет — срок небольшой. Од-
нако, какой славный путь побед про-
шла за это время молодая Албанская

Народная Республика.
	В настоящее время удельный вес
промышленной продукции в народном
хозяйстве страны составляет 59,6
процента. Если раньше Албания не
имела своей национальной промыш-
ленности и была единственной стра-
ной в Европе, не имеющей железных
дорог, то сейчас в новой Албании со-
здана собственная, находящаяся, на
современном уровне техники отечест-
венная промышленность. Промышлен-
ная продукция по сравнению с до-
военным 1938 годом увеличилась в 8
раз, а- производство товаров народно-
го потребления — в 10 раз. :

Братская,  бескорыстная помошь
Советского Союза дала возможность
албанскому народу за короткий срок
изменить коренным образом облик
своей страны и заложить прочные
экономические основы для ‘построения
социализма. Гордостью албанского
народа являются текстильный комби-
нат имени И. В. Сталина, выпускаю-
щий 20 миллионов метров ткани в
год, гидроэлектростанция имени В. И.
Ленина, обеспечивающая столицу Ал-
бании Тирану и ее промышленность
водой и электроэнергией, сахарный
комбинат в районе Корчи мощностью
в 10 тысяч`тонн сахара в сезон, дере-
вообделочный комбинат в Эльбасане,
два хлопкоочистительных ‹ завода В
Фиери и Рогожине, металлообрабаты-
вающий завод имени Энвера Ходжа,
фабрика по ферментации табака в
Шкодре и десятки других предпри-
ятий легкой и пищевой промышлен-
ности.

Растет и крепнет молодой рабочий
класс Албании. Он стал руководящей
силой строительства основ социализ-
ма. Число рабочих по сравнению с
1950 годом увеличилось более чем
на 100 процентов.
	Болыних успехов достигло за годы
	народной власти также сельское хо-
	зяйство Албании. Шо сравнению с
довоенным периодом посевная пло-
шадь в стране увеличилась на 64,1
процента. Растет и крепнет социали-
стический сектор. В Албании в на-
стоящее время насчитывается 128
сельскохозяйственных кооперативов.
	До установления народно-демокра-
тического строя 90 процентов населе-
ния было неграмотно. Теперь в новой
Албании наука, культура и искусст-
во стали достоянием широких народ-
ных масс. Почти 80 процентов насе-
ления уже научились читать и пи-
сать. В настоящее время в Албании
введено обязательное начальное и
	НОВЫЕ ОПЕРНЫЕ И БАЛЕТНЫЕ
СПЕКТАКЛИ
		Начало нового года в Большом те-
атре будет ознаменовано постанов-
кой балета С. Прокофьева «Сказ о
каменном цветке». По замыслу ком-
позитора и постановщиков этот спек-
такль должен иметь принципиально
новое значение и для нашего театра
и, пожалуй, вообще для истории хо-
реографического искусства. Впервые
средствами этого искусства создается
спектакль, воспевающий радость и
величие человеческого труда. Эта
идея выражена и в глубоко народ-
ных реалистических сказах П. Бажо-
ва и в талантливой музыке С. Про-
ксфьёва. Постановочная группа —
Л. Лавровский, Ю. Файер, Т. Стар-
женецкая и исполнительский коллек-
тив (среди участников которого — та-
кие артисты, как Г. Уланова, М.^Пли-
сецкая, В. Преображенский и многие
другие) с увлечением работают над
осуществлением этой благодарной и
сложной задачи Мы предполагаем
показать балет в ближайшее время.
	Пе менее ответственна постановка
гениальной оперы Бетховена «Фиде-
лио», которая будет нашей следую:
щей премьерой. Бетховенская музыка
требует от певцов особой вокальной
техники. Трудно и овладение разго-
ворным текстом, который есть в опе-
ре. Но красота и неувядаемая жиз-
ненная сила бетховенских музыкаль-
ных образов, несомненно, помогут на-
шему коллективу успешно преололеть
трудности замечательного произведе-
	HHA, “

Третьей ближайшей постановкой
театра должен быть балет литов-
	ского композитора Ю. Юзелюнаса
«На берегу моря». Он написан. на.
	современную советскую тему, и музы-
	ка его отличается. несомненными до-
стоинствами. Вместе со всеми моск-
	В московских кинотеатрах демон-
стрируется документальный фильм
«Училище № 19». В картине идет
речь об очень интересном учебнюм
заведении — специальном  сельско-
хозяйственном училище, в котором
готовят кадры будущих  полеводов,
овощеводов, садоводов, механизато-
ров.

Училище находится в Орле. Кине-
матографисты Ленинградской студии
кинохроники, снявшие эту картину,
узлекательно рассказали об учебе,
труде и отдыхе учащихся. Здесь для
будущих мастеров высоких урожаев
созданы все условия для плодотвор-
ных теоретических и практических за-
нятий. Училище располагает перво-
классной сельскохозяйственной тех-
HAKOH, имеет свою электростанцию,
строит скотные дворы.
	Мы видим учащихся в самых раз-
нообразных местах — на Орловской
опытной станции Научно-исследова-
	БЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ БОЛЬШЮГО ТЕАТРА
А. АНИСИМОВЫМ
	‚„Училише № 19%“
	Документальный фильм
	Бачами мы ждем с нетерпением дека-
ды литовского искусства и литерату-
ры, во время которой наити литовские
	друзья покажут этот балет в Москве.
Их опыт. мы рассчитываем использо-
вать в нашей работе над балетом.
	Советские зрители вполне законно
требуют от нас и новых советских
оперных произведений. За последнее
время и в этом отношении перед те:
атром появились благоприятные пер-
спективы. Дмитрий Кабалевский за-
канчивает работу над оперой «Ники-
та Вершинин», которую обещает
вскоре исполнить для нашёго кол-
лектива. Среди новых оперных произ-
ведений также «Заря» Кирилла
Молчанова и «Гроза» Ивана Дзер-
жинского. Очень хорошее впечатле-
ние произвело на нас знакомство с
новой музыкально-драматургической
редакцией оперы М. Коваля «Емель-
ян Пугачев», выполненной компози-
тором совместно с поэтом Н. Асее-
вым. Одну из лучших новых совет-
ских опер наш театр рассчитывает
показать до конца года.
	Значительным событием для Боль-
шого театра будет и воплощение за-
мечательной оперы Римского-Корса-
кова «Сказание о граде Китеже». Мы
продолжаем работу и над повышени-
ем качества текущего репертуара, нал
обновлением старых спектаклей и
	пад новыми постановками популяр-
ных опер и балетов.
	Большом театре начался смотр
творческой молодежи. Мы готовим
ряд спектаклей с участием молодых
исполнителей. Почти целиком силами
молодежи — и певцов и оркестра —
будет показана, например, опера
	«Евгений Онегин». Молодежный со-
	став оркестра будет занят также и в
«Ромео и Джульетте».
	тельского института имени И. В. Ми-
чурина, в цветущих фруктовых са-
дах, на учебных полях за освоением
передовой сельскохозяйственной тех-
ники ит д.
	..Заключительные кадры фильма.
Идут государственные экзамены. Че-
рез несколько дней из стен`специаль-
ного учебного заведения выйдет
болышая группа работников сельско-
го хозяйства. В финале картины де-
монстрируется отъезд молодых спе-
циалистов Ha работу в совхозы
Крыма.

*
	На экраны кинотеатров вышел спе-
циальный киновыпуск, посвященный
пребыванию за рубежом советских
футболистов. Операторами сняты вы-
ступления московских команд —
«Спартака» в Польше и Болгарии,
«Динамо» — в Чехословакии и
«Торпедо» — в Германской Демокра-
тической Республике.
		При школе № 664 Сталинской водопроводной станции организована шнольная библиотека. В библиоте-
ке насчитывается свышюе десяти тысяч томов научно-популярной и художественной литературы. НА СНИМКЕ:
		в читальном зале библиотеки.
		это отнюдь не фарсовая, He Bone
вильная фигура, какой Шатрова мо-
жет показаться на первый. взгляд.
Актриса. приносит в роль жизнь.
Пусть жалкую, никчемную, обречен-
ную и смешную, — но какую типи-
ческую жизнь ушедшего класса! Она
тонко, филигранно отделывает харак-
тер, оснащая его наблюдательностью
и острой художественной иронией, бт
которой становится и смешно и до-
сално за человека.
	Эти образы приносят на сцену
куски жизни, эпохи, времени, их соз-
давших, и поэтому они нужны и ин-
тересны в спектакле, посвященном
большой исторической правде.
	Можно и нужно сказать, что дра-
матургический матёриал не так глу-
бок, чтобы дать актерам возможность
раскрыть философию врага, обна-
жить всю его психологию.
	Не очень глубока и роль един
ственной светлой фигуры в этом ста+
не — полковника Шатрова, переходя-
щего на сторону революционного. Ha
рода. Но в исполнении М. Болдума-
на — это одна из сильнейших удач
спектакля. Да, его трудно забыть,
как трудно забыть лино человека,
увиденного в момент его душевного
потрясения. Кажется, каждый мускул
этого обветренного, мужественного
лица пронизан внутренней болью,
тревогой. И голос выдает заботу,
снедающую Шатрова—Болдумана: В
нем что-то невысказанное, нерешен-
ное, тревожное. Как трудно ему`дает*
ся этот перелом всей ero жизни,
сколько. видит он за-кажлым прояв-
лением борьбы, в которой участвует!
	Пам кажется, что всюду, где недо-
статочен драматургический материал,
театр черпает правду в самой жизни,
в. истории. Поэтому в. спектакле
«Залп «Авроры» есть столько поучи-
тельного, познавательного, есть такие
большие идейно-художественные ›до-
	стижения, что спектакль приносит
зрителю истинное наслаждение м
пользу.
	Я. Велехова.
	художественное чувство соразмерно-
сти отличало его великолепную, соч-
ную игру в роли солдата Середы. У
Середы — яркие искры темперамен-
та, чисто народный юмор без при-
меси внешних и выигрышных красок.
Те же чистота и четкость определяют
и отдельные эпизодические ‘фигуры,
среди которых запоминаются стреми-
тельный матрос — А. Щербаков,
юный ‘восторженный вестник —
А. Покровский.

Выделяя и подчеркивая силу и
остроту исторического столкновения
классов. ‘театр создает типическую
галлерею людей, враждебных народу
и революции. Дутая  величина — Ke-
ренский остро ‚и точно. педмечен ар-
тистом М. Прудкиным в главном: в
этом внешние представительном чело-
веке живут внутренняя неуверен-
ность, растерянность, словно Керен-
ский—Прудкин не знает, что же по-
лагается делать в роли главы Bpe-
менного правительства... Так оно и
было! И режиссер кладет последний
штрих на этот портрет: когда Керен-
ский бежал, на его столе остался
лиловый кушак от того женского
платья, в котором спасся «прави-
тель». Брезгливым жестом сброшена
тряпка на пол — это все, что оста-
лось от «правителя».

Отчетливы черты холодного и рас-
четливого собственника в’ образе
	миллионера Липатова — В. Ершо:
ва. Отвратительную, ‘хамелеонскую
сущность угадываем мы в лукавом и
подлом враге Воронкове — В. Му-
равьеве. А вот и самая низшая сту-

пенька этой шаткой лестницы — фи-
лер Яшин — Б. Петкер. Он отмечен,
как клеймом, своей подленькой про-
фессией, ero ‘выдают ‘и: бегающие
глазки, и снующая походка, и осо-
бенно руки — красные, все время
прячущиеся в рукава и словно ис-
пуганно высовывающиеся время от
времени.

Вот. светская лама, воинственная
Анна Шатрова, решившая, что она
призвана «спасти Россию и Керен-
ского». В исполнении О. Андровской
	час борьбы. Да, страстный, неукро-   Ленина о партии — ключ к идее пье-
	сы. Бедь пьеса, поведавшая зрителю
о последней‘и решительной битве на-
рода, должна раскрыть смысл этой
фразы: есть партия, могущая взять
всю полноту государственной власти!
	Наиболее ясно среди соратников и
друзей В. И. Ленина прочерчен образ
молодого Сталина. В исполнении ар-
тиста В. Квачадзе — это глубокая,
яркая индивидуальность, отчетливый,
целеустремленный характер. Множе-
ство живых, внутренних красок най-
дено артистом в роли.
	Образы других деятелей партии ©о-
вершенно_ бездейственны.в пьесе. Мы
их узнаем лишь в массовых сценах.
	В пьесе не отчетливы и не особен-
но новы образы людей из народа.
Есть некоторая дань литературному
штампу и в образе рабочего Багрова,
охраняющего Ленина, и крестьянина
Середы, ищущего свою правду, и де-
вушки Наташи, и ‘узбека Тимура, Нет
у них ничего неповторимого, ничего
своеобразного, яркого, развитие ‚ их
характеров можно определить зара-
нее.

Есть простой ход к поискам инди-
видуализации массы в спектакле —
это поиски характерности, острого
внешнего выражения черт образа.
Есть и другой, труднейший — поиски
внутренней жизни каждого героя, оп-
ределения его жизненной цели. Их
мы и видим в этом спектакле: сие-
нические портреты отмечены строго-
стью рисунка, отбором красок. Для
героев ищется наибольшая степень
внутреннего глубокого участия в с0-
бытиях, органическая связь с проис-
ходящим. Но не все образы пьесы
дают такую питательную среду те-
атру.

И некоторые характеры в спектак-
ле, отнюль не фальшивые, кажутся
несколько. сухими и однообразными.
Это относится и к Бапрову — Н: Бо-
голюбову, и к_Тимуру — А. Вербиц-
кому, и к Наташе — М. Анастасье-
вой. Не было этой сухости. у Н. До-
рохина (недавно умершего), хорошее,
	тимый ум, вождь, олицетворяющий
пламень ‘народных стремлений, —
это главное в рисунке Винникова.
	Режиссура убедительно подчерки-
вает единство Ленина и народа. Толь-
ко огромный труд-и высокое ‘мастер-
ство могли сообщить такой ‘порыв,
такую динамику сцене на броневике,
с которого Ленин произносит речь,
сцене очень трудной для постановки
ее в театре. “Только большой, по-
истине коллективный труд театра мог
создать такую . живую, такую. насы-
щенную внутренним ритмом. жизни
массовую сцену, какой является В
спектакле сцена Первого съезда Со-
ветов. Сила этой сцены в том, что
И здесь мы видим, ошущаем Ленина
вождем революционного народа. В от-
вет на предательские заявления мень-
шевиков о том, что нет партии, . спо-
собной взять на себя всю полноту
власти, раздаются исторические ле-
нинские слова:
	— Есть такая партия!
	Сила правдивого искусства
		РЕД советским драматургом —

богатейший, неисчерпаемый ма-
териал для творчества. Это — наша
жизнь, эпоха величайших историче-
ских свершений, неповторимая эпоха
зари коммунизма. История борьбы
народа за новые формы жизни, за
демократию и социализм, которую
возглавила Коммунистическая  пар-
тия, должна воплотиться в искусстве.
театра в форме ярких народных.
драм, эпопей, нироких исторических
хроник. Но драматургия и театр да-
леко еще не исчерпали всей глубины
этой проблемы, потому что в подав-
ляющем большинстве исторических
пьес не дано глубокого раскрытия
смысла великих дел Коммунистиче-
ской партии.

Не перечень исторических событий
исцен дает глубокое социальное и фи-
лософское раскрытие истории, а жи-
вой художественный образ. И лишь
тогда писатель решает проблему во-
площения великих деяний Коммуни-
стической партии, когда они пред-
стают в пьесе как живые человече-
ские дела и думы, как поиски и твор-
ческие устремления лучших самоот-
верженных и человечнейших людей.

Сила мысли, мошь духа советских
людей — представителей народа в
партии ждут своего воплощения Ha
сцене.

Нашли ли они воплошение в пьесе
М. Большинцова я М. Чиаурели
«Залп «Авроры», пьесе, отразившей
исторические события подготовки Ве-
ликой Октябрьской революции и ее
свершение? Нам кажется — нет.

Авторы умело и ярко воспроизвели
исторические события и значительно
менее внимания уделили образу че-
ловека, участника событий. Следует
отметить, что в пронессе работы нал
пьесой значительно развит и углуб-
лен образ В. И. Ленина; драматур-
ги ищут возможности показать свер-
шение революции, как единое дело
	что все усилия театра направлены Ha
создание цельного, единого, живого и
вдохновенного художественного про-
изведения. Огромный ‘труд театра,
высокое мастерство дали большие ре-
зультаты. Режиссура спектакля —
М. Кедров, В. Станицын и А. Ка-
рев поставили перед собой самую
трудную цель: весь спектакль о Ве-
ликой Октябрьской революции ре-
шить через человека, через человече-
ские думы, помыслы и дела. Это
самая трудная задача потому, что
наиболее слабое место пьесы — внУт-
ренний духовный мир людей. И все-
таки театр обращается к этой цели,
к этому средству сценического ис-
кусства, обходя более легкие и вы-
игрышные пути эффектных постано-
вочных приемов. Театр ищет психо-
логически правдивого рисунка не во
имя мягкой  камерности; он ищет
внутренних красок во имя раскрытия
политической силы событий, во имя
наиболыней убедительности в пере-
даче силы коммунистических идей A
придания большей мощи картинам
победы народа, ибо все это может во-
плотить в искусстве лишь человек,
его живая душа.
	Большая удача спектакля — образ
В. И. Ленина, созданный артистом
П. Винниковым. Образ Ленина в
спектакле—результат творческих тру-
дов, проникновения артиста в жизнь.
Артист настолько глубоко подчинил
все свое сценическое поведение тем
огромным целям и задачам, которые
составляли существо ленинской дея-
тельности, что перевоплошение да-
лось ему органично и естественно.
	Мысль Ленина работает неустанно,
в этом жизнь образа. Очевидно, в те-
чение всего спектакля артиста не по-
кидает состояние внутренней целеуст-
ремленности..Эта мысль бывает гнев:
ной и беспощадной к врагам, ласко-
	вой к простым людям, призывной B
	«Залп «Авроры»
в Художественном
театре

‚партии и народа, они подчеркивают,
как тесно связан был великий Лениз
с монолитной громадой народа, со
сплоченными рядами Коммунистиче-
ской партии. В ряде сцен авторы
стремятся показать руководящую
роль В. И. Ленина в Октябрьском
восстании. Драматурги воспроизводят
общественные события с апреля до
Октября 1917 года, напоминая зри-
телю о дорогих ему датах и сверше-
ниях.

Однако драматурги скорее иллю-
стрируют свои мысли, нежели нахо-
	дят им образное воплощение. Так ил-
	люстративны Фигуры .. соратников
Ленина. для которых не найдено жи-
	вых красок, иллюстративно вообще

большинство героев пьесы.
Каждый оттенок исторического пе-

релома получает в пьесе своего
«представителя», но эти представите-
ли не живые фигуры, они сухи и слу-
жебны и заглянуть в их души, узнать
их мысли не удается читателю и зри-
телю.

Иллюстративность и холодность —
большюй недостаток в искусстве, они
ослабляют идейное воздействие пье-
сы «Залп «Авроры». В ней есть пи-
ща для ума, но нет художественных,
обобщенных образов, есть верная на-
метка идейной проблемы, но нет ее
решения, потому что решением идей-
но-художественной проблемы будут
самое произведение, пьеса, художе-
ственный образ.

Именно тем и примечательна рабо-
та Художественного театра над во-
плошением пьесы «Залп «Аврорыз,
	И когда человек покоряющего вну-
треннего обаяния — Ленин под-
нимается на трибуну ‚откуда-то из са-
мых глубин дышащего борьбой и гне-
вом зала, из толпы людей в тель-
няшках и бушлатах, в красных ко-
сынках и солдатских шинелях зри-
телю открывается весь глубочайший
смысл этих слов. Это — народная
партия, это сам народ, и на трибуне
его гениальное воплощение, его на-
дежда и вера — Ленин.
	Бот где. источник живости, ярко-
сти и ритма этой сложной массовой
сцены — он в мысли, в идее, талант-
ливо воплошенной режиссурой и кол-
	лективом.

Эта сцена, как и многие другие,
вернее, как подавляющее большинство
сцен спектакля, рождает в зрителе
множество мыслей, ассоциаций иза-
ставляет его ждать углубленного раз-
вития. образов, а пьеса движется
по поверхности. Ведь во фразе