К советско- ф ранициузским
торовым отношениям
	В соответствии 6 положениями
франко-советского Торгового Согла-
шения от 15 Июля 1953 года в Моск.
вёс 19 по 28 января 1954 года co-
стоялись совместные заседания пред:
ставителей обеих Сторон с целью
рассмотрения достигнутых результа-
тов и принятия Мер, направленных к
дальнейшему развитию Торговли меж-
ду обенми странами.

Указанные представитёли с удовяё:
творением  констатироБали, что no

истечении шести месяцев после встун-
	ления в силу списков товаров для по-
	ставок с той и другой Стороны, уста-
новленных для первого года действия
Соглашения, большая часть товаров
по этим спискам ужё НостаАвлена или
закуплена и что Соглашение позволни-
	 о увеличитБ в 1953 году no сравне-
	НИЮ С 1352 годом товарооборот мёж-
	AY двумя странами в два раза.
	Представители договорилиев об
увеличении поставок товаров Яо кон:
а первого года действия Соглащё:
ния, а также выразили взанМное же:
лание той и другой Стороны принять
все необходимые меры для дальнёй-
	итего увеличения товарооборота меж-
лу СССР и Франциёй.
	Французскую экономическую деле-
гацию в указанных переговорах воз-
главлял Начальник Эконбмического
Департамента Министерства  иност-
ранных дел П. Шарпантье; а совет-
скую делегацию — ‘Начальник Ло-
гоБорно-Правового управления Мини-
	слерства внешнеи торговли К. К. Бах:
TOR.
		зерлиисное совемание министров
	иностранных дел четырех дерзкав
	при этом будут исключены США и
Англия: Бидо добавил, что француз-
ское правительство якобы стремится
к такому урегулированию германско-
го вопроса, которое предотвратит вос-
становление немецкого милитаризма
и возможность агрессии в Европе, и
что между Францией и СССР нет со-
гласия якобы только в Мётодах до-
стижеёния этих излей.
	Однако он продолжал отстаивать
такой подход к решению германской
проблемы, который означает на деле
отказ от совместных И еогласован-
ных действий четырёх держав и куре
на восстановление германского Ми-
литаризма. Бидо вновь заявил, что
существуют якобы только две альтер-
нативы: либо «принудительный KOH-
троль> над ГерманНей, либо; как он
выразилея, «формула ассоциации»,
т. е создание Западноевропейской
армии с включением в Hee гёрман-
ских  реваншистских вооруженных
СИЛ: з

Очевидно; сознавая шаткость своей
позиции, Бидо заявил, что задачей
совещания четырех министров яв-
ляется не дискуссия, касающаяся
будущего, а облёгчение «начала ре-
шения проблемы». В связи с этим он
высказался против созыва нового со-
вещания; очевидно имея в виду прёд:
ложение делегации СССР поручить
заместителям министров иностран-
ных дел четырех держав в течение
трех месяцев подготовить ПРОЕКТ
мирногс договора с Германией, mpé-
доставив государствам; принимав-
шим участие своими вооруженными
силами в войне против Германии; воз-
можность изложить свои позиции по
вопросу о мирном догаворё и пред-
усмотрев участие представителей
Германии на всех стадиях подготов:
ки этого договора. .
	Бслед за тем выступил А. Иден.
Он начал с признания того, что; по-
скольку Германия разделена, не мо:
жет быть подлинной устойчивости в
Европе. Поэтому, сказал он, задачей
совещания является’ немедленно за-
няться созданием объединенной Гер-
мании. Тем не менев, вопреки этим
своим словам, Иден выразил «глубо-
кое разочарование» вчерашним за-
явлением В. М. Молотова; хотя в
этом заявлении указаны конкретные
и верные пути к восстановлению гер-
манского единства на мирной демо-
кратической основе и к ускорению
подготовки мирного договора с Гер-
манией. Иден отстаивал свой план;
который исходит из того, что не сле-
дует заниматься подготовкой мирно-
го договора, пока не будут проведены
так называемые общегерманские
свободные выборы.
	Иден настаивал на том, что обсуж-
дение германского вопроса должно
вестись на основе представленного
им плана:

В. М. Молотов, взявший слово В

конце заселания, сказал, что ввиду
позднего времени советская делега-
	ция переносит свои заявления на
завтра.

У -ебветской делегации, сказай
	В. М. Молотов, есть что сказать по
поволу сегодняшних выступлений
гг. Даллева, Бидо. и Идена. В. М:
Молотов добавил; что советская де:
легания ‘внесет евой предложения по
вопросу o6 общегерманских` выборах.
	На этом заседание закрылось.
	ментский заместитель министра ино-
странных дел А. Наттинг;

С советской стороны на обеде
присутствовали А. А. Громыко, Я. А.
Малик, В. С. Семенов, Г. Н. Зару-
бин, Г. М. Пушкин; А; А. Соболев.
	ственные сотрудники Министерства
внешней торговли; Министерства
Иностранных Дел СССР, Министер-
ства культуры СССР, советские дея-
тели культуры и представители печати.

В числе гостей были также главы
посольств и миссий, аккредитованные
в Москве:

Прием прошел в теплой, ра
венной атмосфере. (ТАСС).

мероприятий США, направленных к
подготовкё Новой войны, и, в част-
ности, амёриканского закона об ас:
сигновании 100 млн. долларов на
подрывные действия в Советском
Союзё и странах народной дёмокра-
тии, о чем говорил вчера В. М. Мо-
лотов в своем заявлении, Даллес не
постеснялея заявить; будто бы этот
закон продиктован... соображениями
человечности:

‚Вся остальная часть выступления
Даллеса состояла из столь Ke де-
кларативных бездоказательных ут:
верждёний, имевших целью обелить
политику США, изобразить ёе миро-
любивой.

Агрессивный Сёвёро-атлантический
блок изображался им, как мирное обо-
ронительное сообщество государств,
созданное якобы в соответствии с
Уставом Организации Объединенных
Наций.

Баснями о мнимой угрозе со ето-
роны Советского Союза Даллее пы-
тался оправдать проводимую Соеди-
ненными Штатами Амёрики политику
сколачивания агрессивных  вбенных
блоков и осуществление других Me-
Роприятий военного порядка; напра-
вленных против Советского Союза.

Даллес утверждал, что США co-
кращают свой военные расходы и
что так ‘’ же поступают якобы и
другиё страны, входящиё в Атланти-
ческий блок, хотя, как явствует из
многочисленных признаний офици-
альных представителей этих стран и
из документальных данных, в госу-
дарствах — участниках Сёверо-атлан-
тичёского блока -He прекращается
гонка вооружений; которая ложится
тяжелым бременем на нлечи народных
масс. ;

Hocné Даллеса выступил Ж. Би:
до. Он остановился на той части за-
явлёния В: М. Молотова; в которой
говорится о необходимости решить
вопрос о заключении мирного догово-
ра с Германией и указываются кон-
кретные пути к осуществлению этой
задачи.

Бидо выразил согласиё с мнени-
ем Молотова о том, что мирный ло-
говор Может. быть подписан только
общегерманским правительством, об-
разованным парламентом, избранным
	на основе свободных выборов. Олд-
накс ВБидо повторил далее старые
возражения, направленные ‘против
	ускорения подготовки мирного дого-
вора. Он пытался доказать, что под-
готовкой мирного договора якобы не
следует заниматься до тех пор; пока
не будет создано общегерманское
правительство.

Следующую Часть своего выступ-
ления Бидо посвятил попыткам on-
равдать боннское и парижское сог-
лашения; направленные, как извест-
HO, на преврашение Западной Герма-
нии в основной плацдарм подготовки
новой войны в Европе. Он пытался
отрицать это ‘общеизвестное положе-
ние, а также тот факт, что упомяну-
The соглашения являются препятст-
вием к восстановлению единства
германского государства.

Советская делегация, сказал Бидо,
дала понять, что оная желает ‘созда-
ния Такой ‘европейской ‘системы, в
которой Франция, Советский Союз; а
также Германия вместе искали бы
пути К обеспечению безопасности.
Такая цель нам также кажется чрез:
вычайно  желательной, продолжал
	Бидо, поскольку никто не думает, что
	НА КАТКЕ
	Перед первенством
	В ДАВОСЕ,
	Европы по конькам
	ДАВОС, 3 февраля. (По телефону.
Наш корр:). Швейцарский курортный
городок Давос в эти дни неузнаваем.
Здесь царит сильное оживление, выз-
ванное предстояшим би 7 фёвраля
розыгрьнем первенства Европы по
скоростному бёгу на коньках:
	На старт соревнований кроме конь-
кобежцез СССР выйдут спортемены
	Англии, Австрии, Бельгин, Запад-
ной Германии, Голландии, Италии.
Норвегии, Франции, Финляндии,
	Швеции и Швейцарии. Наибольшее
количество участников — 6 — выстав-
ляет Норвегия, Швейцария — 5,
Австрия—4, СССР. Западная Герма-
ния; Финляндия—по 3 ит. д. „Состя-
зания проводятся на личное первен-
ство. Всего в них участвуют 44 чело-
века.
	Звание чемпиона Европы будет
присуждено конькобежцу, `набравше-
му лучшую сумму очков в большом
многоборье (бег на 500, 1500, 5000
и 10.000 м.).
	Советская комаяда живет в гости-
нице «Палас»; в 400 мётрах от катка,
на котором установлено в прошлом
большинство мировых достижений и
который прозван поэтому «фабрикой
мировых рекордов».
	АМ шахматный
	КИЕВ, 3 февраля. (По телефону:
Ham crie#. kopp.). Вчера состбялся
семнадцатый тур. ХХ шахматного
чемнионата СССР.
	После небольших осложнений пар-
тия Шамкович—Авербах перешла в
равный ладейный эндшпиль. На

29-м ходу партнеры согласились на
НИЧЬЮ.
	Острый характер с самого начала
носила встреча Корчного с Лисицы-
ным. Корчной стремился к атаке, но
Лисицын предпринял энергичные ме-
PH, чтобы воспрепятствовать этому.
Черным удалось захватить инициати-
ву — Лисицын превосходно исполь-
зовал отсталость белых в развитии.
Начались материальные потери —
Корчной потерял пёшку. В то же
время проходная пешка Лисицына
дошла до второй горизонтали. Пар-
тия отложена в безнадежном поло-
жении для Корчного. Черная пешка
неудержимо проходит в ферзи.
	Блестяще провел всю партию Тай-
манов против Сокольского. Ворвав-
шись ладьями и конями в лагерь про-
тивника, гроссмейстер выиграл качё-
ство и на 38-м ходу добился побе-
ды:

Фурман отклонил ничью, предло-
женную Лилиенталем, через несколь-
ко &одов получил худшую позицию,
потерял качество, затем две пешки и
сдался:

Лившин допустил ослабление сво-
его королевского ‘фланга, чем хорошо
воспользовался Геллер. Гроссмейстер
с блеском провел финальную атаку
	СЕГОДНЯ

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, 18.00 — Пе-
редача о жизни республик, областей и
городов страны. 19.20 — Концерт по
	программе, составленной радиослуша-
телями. 19.45 — «На темы дня». 90.00—
	Трансляция концерта из Киева. 00.05—
Песни советских композиторав.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.30 — Пере-
	дача «Больше товаров для населения».
19.00 — Избранные произведёния Баха.
	19.30 — Нонцерт китайской музывнн.
20.45 — Консультация в помощь изу-
чающим политэкономию: <Относйтёлядб-
	ное и абсолютное обнищание трудя:
щихся при капитализме». 21.15 — Кон-
церт оркестра народных инструментов
им. Осипова; трансляция из зала име-
ни Чайковского. 22.00 — Монтаж опе-
ретты Зуппе «Прекрасная Галатея».
23.05 — Концерт по программе. состав-
	ленной радиослушателями. 23.85 —
Музыка народов СССР.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Рус.
	ские песни. 20.09 — Симфонический
концерт. 20.45 — А. Корнейчук — «Пла-
тон Кречет»; радиокомпозиция спек-
такля МХАТ СССР им. Горького. 99.00—
Мясковский — 25-я симфония. 22.30 —
произведения русских композиторов В
исполнении зарубежных артЯстов.
23:30 — НамернЫыЫй концерт из произ:
ведений Ан. Александрова.
	ЗАВТРА

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА: 9.30 — «Твор:
чество украинского писателя А. Бой-
	фабрик увольняются тысячи людей,
пополняющих армию безработных.

Из Торонто едем полюбоваться
Ниагарским водопадом, находящим-
ся в Нескольких десятках километров
от города. Дорога идет Вдоль живо-
писного берега озера Онтарио.

Канаду недаром называют краем
Великих озер; значительная часть
страны занята озерами, — Онтарио,
Эри, Гурон, Верхнее, Большое Не-
вольничье и Большое Медвежье. Бо-
гатые рыбой, окруженные лесами,
озера играют немалую роль в эконо-
мической жизни страны.
	Озера, Онтарио и Эри соединены
рекой Ниагарой, образующей знаме-
нитый водопад. Один берег реки при-
надлежит Канаде, другой — США:

Гул падающей воды слышен еще
издалека. Вот и водопад. Действи-
тельно, величественное зрелище! Ты-
сячетонная масса воды низвергается
с высоты в 49 метров, бурлит, ревет,
клокочет. В воздухе носится водяная
пылв: Дрожит, гудит под ногамв
земля:

Американцы построили на Ниагаре
мощную электростанцию; сейчас стро-
ят другую.

Шофер нашего такси (он же и
гид) пускается в объяснения.
	— Видите мост? С него когда-то
прыгнул в Ниагару знаменитый пло-
pet Вебб, тот самый, кто первым пе-
реплыл Ламанш. Но на этот раз ре-
корд не удался: Вебб погиб...
	— Обратите внимание на эту же-
лезную бочку; что стоит на берегу; —
продолжал он. — Это бдна из шести
бочек, в которых шёсть смельчаков
в разное время ‘пытались, гермети-
чески закупорившись, броситься в
Huarapy. Ho только троих из них
выловили потом живыми:
	— Какой же смысл в таких рекот-
	дах?
Гид пожал плечами, улыбнулся:
— Рекорд — слава. А слава в на-
	шем мире — деньги... -
* 1
]

Всемирный конгресс  физиологов
	собирается раз в три года и каждый.
	раз в другой стране. Он всегда яв-
	Советские конькобежцы уже про-
вели тренировки на беговой дорожз
ке. Здесь же готовятся к состяза*
ниям норвежны Ялмар Андерсен,
Роальд Аас, Сверре Хаугли, Финн
Ходт, Торстен Сейерстен, голландцы
Keec Брёкман, Ван. дер Вобрт и
другие. Сегодня ожидается  приезя
финских и швалских конькобежцев,
	Интересно отметить, что междуна:
родные состязания, проведенные 30
и 31 января в Давосе (параллельно
разыгрывалось первенство Швейца:
рии), выиграл Андерсен. В первый
день в хорошую погоду он пробежал
500 м. в 44,3 с. и 3.000 м. в4 м. 49,6 с.
На второй день он показал резуль-
таты: 1500 м. — 2 м. 214 си
5.000 м. — 8 м. 22,1 с., набрав в ма-
лом многоборье 189,910 очка.

Гостинины Давоса принимают всё
	нозых и новых гостей. Среди них
много иностранных журналистов.
Начинают съёзжаться из разных
	стран любители конькобежного спор
Ta, чтобы посмотреть чемпионат
Европы но конькам.
	В. Капитонов.
мастер спорта.
	чемпионат CCCP
	и жертвой качества на 40-м ходу доз
бился победы. Белые неё имели за=
НТИТыЫ ОТ мата.
	Быстро закончилась партия Или-.
винкий—Суэтин. После жертвы ка-
чества Суэтин ворвался ферзем и
ладьей на вторую горизонталь, соз-
дал матовую атаку, я ужена 26-м хо-
ду сверлловский мастер прекратил
сопротивление.
	Нартия Борисенко—Бывшев закон-
чилась вничью.
Остальные партии отложены. Пбс-
	ле сложной борьбы партия Пётро-
сян — Рагозин отложена в рав-
ном эндшпиле. Холмов имеет! неко-
торое преимущество против Бан-
	ника. Флор переиграл Нежметдинова;
выиграл пешку, но в цейтноте играл
неточно; и чемпион РСФСР получил
серьезные контршансы. Партия от-
ложена в сложной позиции,  благо-
приятной скорее для Нежметдинова:
	После семнадцати туров впереди
уверенно идет гроссмейстер Авербах
(Москва), имеющий 13 очков. У ма-
стера Корчного (Ленинград) — 12 оч-
ков и одна отложенная в худшем по-
ложении партия. У гроссмейстера
Тайманова (Ленинград) — 11 очков
и одна отложенная партия.
	До конца турнира осталось два

тура. (Сегодня будут доигрываться
отложенные партии.
	Гроссмейстер
	Флор.
	БЕРЛИН; 2 февраля: (Спец: корр.
ТАСС). Сегодня На восьмом  заседа.
нии министров иностранных дёл че-
тырех держав продолжалось обсуж:
дёние второго пункта повестки дня —
«Германский вопрос и задачи обес-
печения европейской безопасности».
Председательетвовал на заседании
Д. Даллес.

Как известно; На вчёрашнём засе:
дании В. М. Молотов выступил с за-
явлением, в котором изложил пози:
цию советской делегации по второму
пункту повестки дня и передал уча-
стникам совещания два предложения
советской делегации: Проект Совет-
ского Правительства о Марном до:
говоре с Германией и прёдложение О
подготовке Мирного договора с Гер-
маниёй и созыве Мирной конферен-
ции по германскому Мирному дбгово-
We

Ясная, аргументация заявления
В. М. Молстова, в котором он нока-
зал, что Три занадных государства
проводят НЕ политику протИводейст-
вия Возрождёнию германского мйили-
таризма, а политику военного сотруд-
ничества с нынешними офикНальными
кругами Западной Германий, бткры-
те рассчитывающимн На скорую ле-
гализацию германского милитаризма;
вызвала раздражение у Д. Даллеёса.
Взяв слово первым; он сетовал на
обвинение в том, ‚ что Соединенные
Штаты Америки; Англия: и Франция
‘пытаютея сколотить военный блок;
`Чаправленный против Советского Со-
юза; и заявил; что эти обвинения яко-
бы не оправданы и что три западные
державы не являются врагами мира.

‚За отсутствием аргументов в Ноль-
зу своих утверждёний Даллёс занял:
ся фальсификацией исторических фак:
тов, относящихся к периоду начала
втсрой мировой войны. В частности;
он пытался представить в извращен:
ном свете совётско-германскиё отно:
шения в 1939 году, когда, как извест-
но, Советский Союз был поставлен
политикой западных держав, пытав:
шихся натравить tarneboweRy i Fep-
манию на Советский Союз, перед вы-
бором: либо принять, в цёлях само-
обороны, сделанное тогда Германией
предложение о заклю4ений договора о
ненападении и, тем самым, выиграть
время в целях укрепления своёй обо-
роны, Либо отклонитв Это германское
предложение и Дать; тем самым, за-
падным державам возможность нёМед-
ленно втянуть Советский Союз в
вооруженный конфликт с Германиёй в
невыгодной для СССР обстановкё и.
в условиях его полной изоляции.

Даллес на словах выразил согла-
сйе с заявлением Молотова о том,
что германская проблема — это,
прежде всего, дело самого немецкого
народа, самих нёмцев, и что Предста-
вители Германии должны широко
привлекаться на всех стадиях подго-
товки мирного договора. Однако; до-
пуская резкие выпады против пра-
вительства Германской Демократиче-
ской Республики, призванного к вла-
сти огромным большинством Hacené-
ния Восточной Германии, Даллес

пытался отрицать право этого прави-
	тельства представлять насёление Bo-
сточной Германии при подготовке
мирного договора с Германией. В
то же время Даллес голословно ут:
верждал; что боннекий режим внра:
ве якобы выступать от имени насеё-
	ления Западной Германии... Касаясь
	Обед
в честь министра

БЕРЛИН, 2 февраля. (ТАСС).
Свгодня министр иностранных дел
	СССР. В. М. Молотов дал _ обед в
честь министра иностранных дел
	Великобритании А. Идена.
	Второго февраля Чрезвычайный и
Полномочный Посол Аргентины в
CCCP Л. Браво устройл пВием по
случаю пребывания в Москве арген-
тинской техническай Делёгации, Воз-
главляемой заместителем генерально-
го директора по международной тор-
говле и торговым соглашениям мини-
стерства внёшней торговли Хуаном
	Дардалья.
		`В результате успешно законаивних-
	ся переговоров 2 февраля 1954 года
в Москве был подписан Протокол с
товарообороте между СССР и Шве-
цией на 1954 год.

Протэколом прелусматриваётея зна-
чительное увеличение товарооборота
по сравнению с 1958 Гедом.
	Советский Союз будет экспортиро-
вать в Швецию нефть и нефтепродук:
тв, Марганцевую и хромбвую руды,
асбёст, жмыхи, пушнину, автомобили
и другие товары.

Швения будет поставлять в Совет-
ский Союз Штапельное волойно; бума:
гу; рыболовные Ссуда, оборудование
для ЛЕГКОЙ, НИШевой и лесной npo-
мыилеНности,  эзлектрооборудование,
буровые станки; качественный  про-
	, 3 февраля: (ТАСС): Вчера
состоЯлосБ заседание секретариата
Итальянской компартий, созванное с
целью уточнения позиции партии, KO-
торая Должна быть изложена прези-
Денту péeny aia НарламентариямИ-
коммунистами Опубликованном. пос-
ле засёдания коммюнике говорится,
что руководители христианско-демо-
кратической партии намерены создать
правительство; «основывающееся на
нетерпимости и непримиримости к
anes’, «Руководители этой партии,
объединенные в узкую олигархиче-
скую грунпу, — говорится в KOM M10-
никё, — в действительности несут не-
посредственную ответственность за по-
литический кризис; переживаемый
страной уже в течение несколвких ме-
	CHEER:
	кат, сливочное масло и другие то-
вары.

Переговоры происходили в обста-
	новке дружественного взаимопонима-
ния и показали жеданне Стовбн раз-
вивать торговые отНоШения межлу
НИМИ. В соответствии с этим лобеНЕ-
нута договоренность 6 том, что до
истечения первого полугодия 1954 ro-
да Стороны рассмотрят вопрос, , об
увеличении советских поставок в Н1ве-
цию, а также о дополнительном раз-
мещении в Швеции советеких зака-
3CB, 1
Протокол подписали: с Советской

стороны — Министр внешней торгов-
ли И. Г. Кабанов, со Шведской сто-
роны — Чрезвычайный и. Пблномоч-

ный Посол Швеции в ССБЕР Р. Суль-

СЕМНАДНАТЫЙ ТУР
	P A AH H O

Заявление сёнретариата
Итальянсной номпартии
	Первая причина этого кризиса — их
жадное стремлёние ебхранитвь во Что
бы то ни стало в своих руках моно-
полию власти, отвергнув неноерёлет-
венный контроль со стороны других
партий...
	Страна нуждается ныне в ослабле:
Вии BHYTpeHHel напряженности и со-
гласийи, дабы подлинные демократы
мдгли объединиться и сотрудничать с
целью разрешения столь серьезных
проблем; как нищета, безработица и

экономический застой. Как всегда в
проибм, так и нынё клерикальная

нетерпимость препятствует прогрессу
и миру, и здоровые силы нации долж-

ны уметь объединиться для того, что-
бы бороться c ней».
	Норвежская газета выступаёт за расширение торговли
между Востоком и Заналбм
	ОСЛО, 3 февраля. (ТАСС). Газета
«Нашунен» поместила пространную
статью, бзаглавленную «Торговля
между ’ Востоком ‚и Западом снова на
первом плане». В статье указывает-
cH, что за последнее время в ряде
отраслей промышленности Западной
Европы появились признаки пере-
производства. Появилиев также за-
труднения сбыта. У большинства
стран Европы; говорится далее в
СТатве, ощущается большой интерес
K тому; чтобы приобретать товары
из стран, с которыми можно рассчи-
тываться посредством собственного
экспорта. Эта торговля возможна, за
счет сокращения торговли с США и
	другими странами долларовой зоны,
	ДЕЛИ, 3 февраля. (ТАСС). Индий:
0 информационное бюро Нерёдает,
о глава посетившей Индию дёлега-
wi деятелей советской культуры
Н. Н. Беспалов; выступая 2 февраля
на пресс-конференции в Дели; заявил,

что виденные им индийские народные
танцы, исполненные по случаю Дня
индийской республики; пройзвёли ог:
PoMHOE впёчатление на всю советскую
делегацию. «Просмотрев этот фести-
		Ви после выезда Из Москвы
мы были в Гавре — крупном
французском порту,” откуда должно
ло начаться наше плавание через
\тлантику. Садимся на английский
теплоход «Самария», совершающий
рейсы в Канаду.

_ На шеёстыв сутки ноказались бе-
	is Северной Америки. Это был
ъюфаундленд.

Через Залив Святого Лаврентия
	теплоход входит в полноводную и
Широкую реку, носяшую то же на-
ЗВание, и скоро бросает якорь в пор-
ту Квебеке. Мы тут же пересаживя-
емся на поезд и на следующий день
оказываемся в Монреале.

Монреаль — крупнейший город Ка-
Нады; насчитывающий более миллио-
на жителей. Первое, что привлекает
наше внимание; — звучащая отовею-
ду французская рев. Дб 1763 года,
когда страну захватили англичане,
Канада была французской колонией,
H до сих пор 30 процентов ее насе-
ления составляют французы.
	‚ Прёобладание французского Hace-
ления, французские вкусы наложили
на Монреаль свой ofnedatox. S10
отражается и в архитектурном обли-
ке города; напоминающем старые
Чратнузские города; и в характере
олиы — оживленной, приветливой,
экспансивной:

Вот центр города — улица Святой
Екатерины. Здесь, рядом со старыми
бстроверхими домами; высятся кубы
15—20-этажных зданий. Всюду раз-
ноцветные, кричашие рекламы. Мчат-
	ся Машины преимущественно амери-
	канских марок. И цёлый день, еле
перелвигая от усталости ноги; ABH-
Жуся по тротуарам люди —
	ме-
“сЭндвичи» с рекламами р
риканских фильмов; жеватель
инки, сигарет...
	Они еще почитают себя счастливы-
УИ: у них ёсть хоть такая работа.
Между тем почти 500 тысяч человек
совсем лишены работы и не имеют
	никаких средств существования. Кро-
	по отношению к которым имеется
большой дефицит. Газета пишет, что
CCCP имевт большие ‘возможности
для Экспорта нёфти и зерна:
	«Для Западной Европы, — продол-
жает газета, — было бы ‘большим
облегчением трудного долларового
	положения, если бы она могла полу-
чать эти товары из СССР в обмен на
свои экспортные товары: Мы уже
имели примеры успешного, осущест-
вления такой торговли. Достаточно
напомнить, что ряд норвежских пред-
приятий в прошлом году получил
большие поставки русской нефти;
причем условия были такими; что у
нас имеется большой интерес к про-
должению такой торговли».
	валь народных танцев, — сказал Бес-
палов, — мы можем прийти к заклю-
чению; что индийский народ весьма
богат артистическими талантами».
Беспалов сказал также, что прием;
который индийские власти и общест-
венность оказывали советской делега-
ции, вселил большие надежды на ус-
тановление «прочных культурных свя-
зей между нашими двумя странами».
	Пребываниё советских артистов
	в Индии
	ченко». Статья Е. Старинневич и от:
рывок из повести Бойченко «Моло-
дость». 10.15 — Для школьников. В. Ме-
зенцев — Очерк «Как видят в темно-
те». 10.30 — Концерт грузинской му-
зыки. 11.15 — Для школьников. А. Фо-
мина, — <«Плечом к плечу». 11.40 — Для
детей. Из цикла «Мичуринские чте-
ния». 12.20 — Эстрадный концерт.
13.15 — Концерт по заявкам совет
ских воинов. 16.10 — А. Толстой. «При-
ключения Буратинд». 17.30 — К Вев-
российскому смотру сельской художе-
ственной самодеятельности — «Музы-
кальная сельская школа Косино».
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 — Т. Ни:
колаева — концертные этюды для фор-
тепиано. 17.00 — Из серии «Вокальные
циклы русских композиторов».
	ИНститута иностранных языков
- прискорбием изБЕщЩают 0
смерти доцента

Михаила Михайловича
ШИШКЕВИЧА,

последовавшей 1! февраля пос-
те тяжелой болезни, и выража-
от глубокое соболезнование
родственникам покойного.

ляется значительным событием в ми-

ровой науке. Всем памятен ХУ кон-

rpéct, собравшийся в 1935 году в на:

шей стране. Президентом его был
_ ПП Павлов.
	А[Х конгресс открылся в огромном
спортивном зале Мак-Гиляского уни-
верситёта в Монреале. В нем приня-
ли участие около двух тысяч физио-
логов и врачей различных стран, бы-
ло сделано 800 докладов По самым
разнообразным вопросам физиологии.
	Падо заметить, что в большинстве
своём исследования зарубежных уче-
ных, представленные на конгрессе,
относились к отдельным, частным во-
просам физиологии и не были: объеди-
нёны какой-нибудь общей теорией.
Мало внимания было уделено физио-
логии центральной нервной системы
и еше меньше работе головного моз-
га. Не считая докладов советских уче-
ных, веёго лишь три доклада Имели
непосредственное отношение К этой
важнейшей и сложнейшей проблеме.
	Вообще зарубежная физиологиче-
ская наука все енте находится на ана-
литической стадии, когда живой ор-
ганизм рассматривается не как еди-
ное целое; а расчленяется на отдель-
ные части, которые изучаются нё во
взаимосвязи, а изолированно друг от
друга. Этот этап благодаря трудам
И. П. Павлова был пройлен русской
наукой еще 40—50 лет назал.

Однако, судя по тому интересу; коз
торый проявили делегаты к докла-
дам советских физиологов, по множе:
ству вопросов, которые задавались в
частных беседах, физиологическое
учение Павлова привлекает все боль-
ше и больше сторонников среди за:
рубежных ученых. Наиболее прогрес-
сивные из них; несмотря на неодоб-
рёние официальной науки, а B page
случаев и на препятствия, стремятся
в своих исследованиях исходить из
учения И. П. Павлова. Они-то и поз
	лучают самые плодотворные резуль-
таты.
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	у В. М. МОЛОТОВА
	иностранных дел:Великобритании А. Идена
	На обеде также присутствовали
	посол. Великобритании в CCCP
У. Хэйтер, английский верховный
комиссар в Германии Ф. Хойер:
Миллар, главный советник ‘англий:
	ской делегации Ф; Робертс, парла-
	Прием в Арйентинеком Посольстве в Москве
	На приеме присутствовали Same-
ститель Председателя Совета Мини-

стров СССР, Министр Торговли СССР
А. И. Микоян, Министр внешней тор-
говли И. Г. Кабанов, заместители ми-
нистра внешней торговли С. А. Бори-
сбв, П. Н. Кумыкин, заместитель ми-
нистра иностранных дел СССР В. В.
Кузнецов, Ответственный  руководч-
тель ТАСС Н. Г. Пальгунов, отвеёт-
	Надо отметить, что, как и всюду в
капиталистическом Мире, достижения
медицины остаются достоянием лишь
кучки состоятельных людей, боль:
WHHCTBO Ke трудящегося населения
лишено медицинской‘ помощи в си-
лу высокой платы за нее.

В Монреале два университета, в
одном обучение производится на
французском языке; в другом (он на-
зывается университетом Мак-Гилла)
— на английском. Кроме этих двух,
в Канаде насчитывается еще три уни-
вёрситета; институтов в стране HET.

Поэтому университеты готовят
специалистов самых разнообразных
профилей — инженеров, юристов,

врачей, педагогов и т. д. Однако чи-
сло студентов во всех пяти универ-
ситетах лишь немногим превышает
количество учащихся в одном нашем
Московском университете. —Объяс-
няется это не отсутствием желающих
учиться, а высокой платой за обу-

чение;
©
	До и после конгресса у нас было
несколько свободных дней, поэтому
мы имели возможность посетить еще
три канадских города — Квебек, От-
таву и Теронто.

Квебек расположен в устье реки
Святого Лаврентия, на высоком бе:
регу; где еще сохранилась старинная
французская крепость. В Квебеке
также много французов, и он во мно-
гом напоминает Монреаль.

В Квебекском университете мы по-
сетили лабораторию, где занимаются
изучением влияния холода на чело-
вечёский организм. Тема эта имеет
большое значение для Канады, при-
родные условия которой, особенно в
северной части; довольно суровы.

В Квебеке мы побывали в клубе

научных работников. Как непохож
этот клуб на Наши, советскиё! Доступ

в нёго открыт далеко не каждому:
членские взносы довольно высоки.

Два дня провели мы в столице Ка-
нады — Оттаве. Это сравнительно

небольшой, тихий город; наполовину
состоящий из официальных учрежде-
	че ВЕЛИЖ ОЗЕР

в КОНЦЕ 1953 ГОДА В КАНА-
ДЕ СОСТОЯЛСЯ ЖхХ МЕЖДУНА-
РОДНЫЙ КОНГРЕСС ФИЗИОЛО-
ros, НИЖЕ МЫ ПЕЧАТАЕМ БЕ:
СЕДУ С ЧЛЕНОМ СОВЕТСКОЙ
ДЕЛЕГАЦИИ ПРОФЕССОРОМ
Л.Г ВОРОНИНЬМ.
	ме того, много тысяч людей являются
полубезработными. 80 же процентов
тех, кто работает; получает заработ-
ную плату «ниже минимального уров-
ня; необходимого для поддержания
здоровья и приличного существова-
ния», как сообщает  исслёдователь-
ский отдел Канадского конгресса
труда.

Недалеко от Монреаля находится
рёзервация (поселение) индейцев. В
результате физического истребления
и притеснений европейскими колени“
заторами от многочисленного корен-
Horo населения — индейцев и эски-
мосов — осталось. немногим более
100 тысяч человек. Большая часть их
Живет в так называемых резервациях
— своеобразных гетто.
	В резервации под Монреалем мы
увидели кожаные вигвамы, нехитрую
деревянную утварь, мужчин, украшен-
ных орлиными перьями, черноволосых
	> —$ м.
женшин с ребятишками. Вся картина,
	из
	ловно нарочно взятая

Майн-Рида; должна была изображать
самобытную жизнь «детей природы»;
которые, отказавшись от удобств ци-
вилизованных городов, предпочитают,
ий лоно ПБИрбды. По сути же дела
sto был  Нросто-напросто балаган,
устроенный предприимчивым бизнес-
меном, выколачивающим деньги из
унижения человеческого достоинства.
За осмотр’ резервации надо платить,
любой сувенир в НЁЙ можно купить.
	В один из первых дней пребыва-
ния в Монреале состоялась встреча с
американскими физиологамя. Она бы-
ла организована по инициативе из-
вестного американского ученого
Карлссона и проходила в исключи-
	тельно дружеской атмосфере. Мы сде-
лали доклады (о развитии учения
Павлова в СССР, о его значении для
медицины, ответили на десятки воп-
росов, касавшихся не только науки,
но и многих сторон жизни советских
людей. И мы и наши американские
кбллёги лишний раз убедились в том,
что Никакие различия В политических
взглядах, в образе жизни не могут
служить препятствием для плодотвор-
ного обмена достижениями научной
мысли.
	Встреча затянулась далеко за пол-
ночь. Потом группа американцев и
канадцев отправилась провожать нас
в гостиницу. По дороге один из деле-
гатов с грустью сказал:
	— По. возвращении в США многим
из нас придется, вероятно; побывать
в комиссии Маккарти: ведь мы со-
вершили «преступление»,  встретив-
шись с советскими, учеными.

Общественность Канады проявляет
большой интерес к советской науке, ко
всей жизни Советской страны. Недав-
но национальный совет Общества ка-
нало-советской дружбы объявил фев-
раль месяцём канадо-советской друж-
бы. В месячнике примут участие 60-
лёе 10 общественных организаций
Канады. [lo sce стране будут де-
монстрироваться ‹оветские фильмы.
В крупных городах состоятся митин-
ги, на которых выступят члены деле:
гации, посетившей недавно Совет:
ский Союз. В помешениях общест-
венных организаций открыты фотовы:
ставки, Показывающие достижения
Советского Союза в мирном строя-
тёльстВе.

Самый радушный прием встрётили
МЫ с0 стороны научных кругов Кана-
ды. Нас приглашали в лаборатории;
клиники, — научно-исследовательские
узреждёния. В Монрёалёе мы посётй-
ли нейрохирургическую клинику про-
фессора Пенфельда, труд которого
не так давно переведен на русский
язык, физиологическую и биохими-
ческую лаборатории университета
`и другие научные учреждения.

ний. Но раз в году, в дни традицион-
Ной ярмарки, город оживляется. Мы
	попали в Оттаву именно в такой
день.

Ежегодные ярмарки проводятся
	различными фирмами с целью рекла-
мы. А для привлечения публики уст:
раиваются всякие балаганы, откры-
ваются  увеселительные заведения
		Шум и гам царят на ярмарке нево-
образимые. Над каждым балаганом—
громкоговоритель, у входа стоят за:
зывалы с микрофонами: Отовсюду не-
сутся их крики:
	— Только у нас! Женщина с боро-
дой!

— Смотрите четырехногого мужчи-
ну!

Владелец какого-то балагана пред:
лагает по одному лишь взгляду оп-
ределить ваш вес или возрает; уга-
дает — вы платите доллар, ошибется
— доллар платит он. Множество ХИ-
романтов могут «разгадать» salle
прошлое; астрологи предлагают «пред-
сказать» будущее.

И; конечно, дух милитаризма про-
ник и сюда. Вот обыкновенная кару-
	сель. Только лошадки и коляски в
ней заменены... танками и самоле-
тами.
	х

Свой облик у Торонто. Это город
крупных промышленных предприятий,
город банкиров и дельцов. Добавим,
что значительная частв. фирм, пред-
приятий, банков — американские.
Канада, хотя и британский домини-
он, но находится в сильной зависимо-
сти от США. В американских планах
Канаде отводится роль поставщика
стратегического сырья. Американские
монополии прибирают к своим рукам
важнейшие отрасли промышленности
— нефтяную, цветную металлургию;
Металлообрабатывающую, ‚ машино-
строительную и другие. Канадский
рынок наводнен также потребитель-
скими товарами американского произ-
водства, вытесняющими канадские то-
вары. Так, в результате демпинга
АМЕРИКАНСКИХ текстильных товаров
	закрываются канадские фирмы, с