и министров иностранных дел четырех“ держав ТО февраля 1954 зода
	безопасности в Европе не затрагивает ком-
петенции четырех держав — СССР, США,
Англии и Франции в германском вопросе,
который поллежит урегулированию в
установленном ранее четырьмя державами
порядке.

2. Государства — участники Договора
обязуются воздерживаться от всякого на-
паления друг на друга, равно как возлер-
живаться в своих межлунаролных отноше-
ниях от угрозы силой или ее применения,
и, В соответствии с Уставом OOH. разре-
шать все споры. которые могут возник-
	  нуть межу ними, мирными срелетвами
	таким образом, чтобы не ставить под угро-
зу международный нир и безопзеность В
Европе.

3. Государства — участники Договора
будут консультироваться между собой вся-
`кий раз, когда, по мнению любого из них,
возниянет угроза вооруженного нападения
в Европе на одно или несколько гоеу-
дарств — участников Договора, в Целях
принятия эффективных мер для устране-
ния подобной угрозы и для поддержания
безопасноети в Европе.

4. Вооруженное нападение в Европе на
одно иди несколько государетв — Участ-
ников Договора’ ‹0 стороны какого-либо
государства или группы государетв бу-
дет рассматриватьея как нападение на
всех участников Договора. В случае та-
кого нападения каждый участник Догово-
ра в. порядке осуществления права на ин-
дивидуальную или коллективную  само-
оборону окажет помощь государству или
государствам, подвергигимся такому напа-
дению. всеми доступными ему средствами,
включая применение вооруженной силы,
в целях восстановления и поддержания
международного мира и безопасноети в
Европе.

5. Государства — участники Договора
обявуются в кратчайший срок совместно
обсудить и установить порядок, которым
определяется оказание помощи, в том чис-
ле военной, со стороны государств — уча-
стников Договора в случае возникновения
в Европе ситуации, которая потребовала
бы коллективных усилий gag восстанов-
ления и пожжержания мира в Европе.

6. Государства — участники Логовора
будут немедленно направлять Совету Безо-
паснозти 00Н. в соответствии © положе-
	ниями Устава Организации Объелиненных
	товора 0 коллективной безопасности,
предусматривающего   соответствующие
гарантии против агрессии и нарушения
мира в Европе. С этой целью четыре
державы согласились взять на себя ини-
циативу в созыве соответствующей кон-
ференции европейских государств».

В соответствии с тем, что сказано в
только что оглашенном мною документе,
Советская делегация представляет на рас-
смотрение настоящего совещания проект
«Общеевролейского Договора о коллектив-
ной безопаеноети в Европе».

Вот содержание этого проекта:
	«Общеевропейский „Договор о коллектив-
ной безопасности в Ееропе
	(Основные принпипы)
	Б целях обеспечения мира и безопаено-
сти и предотвращения агрессии против ка-
вого-либо государетва в Европе,

в целях укрепления. международного со-
трудничества в соответствии с принципа-
ми уважения независимости и суверените-
та государств, а также невмешательства
в их внутренние дела,

стремясь предотвратить создание , груп-
пировок одних европейских государств
против других европейских ‘ государетв,
вызывающих обострение и трения в отно-
шениях между странами, и достигнуть со-
гласованности усилий всех европейских го-
сударств в деле обеспечения коллектив-
ной безопасности в Европе,

европейские государства, руководствуясь
целями и принципами Устава ООН. за-
ключают Общеевропейский Договор е кол-
лективной безопасности в Европе на сле-
дующих основах:

1. Участниками Дотовора могут быть все
европейские государства, независимо от их
общественного строя, признающие цели и
принимающие на себя обязательства, пре-
дусматриваемые : Договором.

Впредь по создания единого, миролюби-
вого, демократического германского госу-
дарства, равноправными участниками ДЛо-
говора могут быть Германская Демократи-
ческая Республика и Германская Федле-
ральная Республика. При этом имеется в
виду, что после объединения Германии
участником Договора на общих основаниях
может стать единое германекое государ-
ство.
	Заключение Логовора о коллективной
	государствами До-} «Европейского оборонительного сообщест-)
	Настоящее совещание уделило большое
внимание германскому вопросу. Выясни-
10бь, ЧТо между позицией трех западных
государств и Советским Союзом, выражаю-
щих точку зрения ряда государств Европы,
имеются существенные расхождения.
	Советская делегация ирндает значение
состоявшемуся обсуждению германского
вопроса. Мы исхолим из того, что это 05-
суждение следует продолжить. ®
_ Hamu народы заинтересованы в том, что-
$ы решение германского вопроса не откла-
дывалось в холгий ящик. Следует продол-
дать усилия в направлении возможного
сближения и согласования наших  пози-
ций. Необхолимо обеспечить удовлетвори-
тельное, с точки зрения всех наших rocy-
даретв и всех миролюбивых стран Европы,
разрешение германского вопроса. Оно дол-
но соответствовать принципам сохранения
ияра и национальной свободы Германии и
вместе с тем, соблюдению ‘национальных
werenecoR Bo fetonaenaem: neay «iri. 4

интересов и 0е30п
in ности всех народов
ero следует изб
0 erath, Tak
3T0 — ра
С -
	кола Европы на военные группировки.
Нельзя не напомнить, в связи с этим, слова
г-на Илена, сказанные им на ассамблее
иги Наций 25 сентября 1936 года против
разделения государств на’ группировки,
зогда он заявил; «Последняя вещь, кото-
рую мы хотели бы видеть, — это государ-
ства, разделенные на лагери по признаку
применяемой ими формы правления». .

Мы уже пережили две мировые войны.
Бах первой, так и второй мировой войне
предшествовал раскол Европы, и не только
Европы, на противостоящие xpyr другу
военные группировки держав.

Перед первой мировой войной создалась
сначала австро-германская группировка.
31а группировка превратилась в «Трой-
ственный с0юз» — Германия, Австро-Вен-
грия и Италия. :

В ответ на создание этой группировки
возникла другая группировка. Был создан
сначала Франко-русский союз. Затем появи-
лось «Тройственное соглашение» или «Ан-
занта», объединившая Россию, Францию
я АНГЛИЮ. : :

Велех за оформлением как первой, так и
второй группировки, вспыхнула мировая
война: Это была война, в основном, между
указанными двумя группировками держав.

Второй мировой войне также прелшест-
вовало создание группировок держав.

Мы помним, сколько было шума вокруг
группировки, известной тогда под именем
‹0&ь Берлин—Рим». Эта -грунпировка
нашла свое завершение в так’ называемом
антивоминтерновском пакте, подписанном
гитлеровской Германией, фашистской Ита-
шей и милитаристской Японией. Между-
народный военный трибунал в Токио. с0-

Сстявшийся в 1946—1948 голах. под-
твердил, что именно эта агрессивная
группировка, противопоставлявшая  еебя
	другим государствам, и развязала вторую
уировую войну. Уместно в этой связи на-
помнить слова Государственного секретаря
США Корделла Хэлла, который в свое вре-
уя сказал: «Хотя пажт внешне был заклю-
чен для самообороны против коммунизма.
фактически он являлея подготовительвным
иагои для дальнейших мер насильствен-
HoH экспансии со стороны разбойничьих
Tocyxapere»,

Вторая мировая война была развязана
сначала на западе — в Европе. Через два
11а милитаристская Янония напала на
Соединенные Штаты Америки на востоке.
‚ Эли факты приходится напомнить, что-
бы трезво смотреть на события, происхо-
дащие в ваше время. :

(т наших стран. зависит — быть или
1 быть третьей мировой войне. Если Сое-
линенные Штаты Америки, Англия, Фран-
ция и СССР решат помешать возникнове-
HED новой мировой войны, — они могут
это сделать.

Чтобы не лопустить новой войны, мы
тижны считаться с уроками истории:
Прежде всего, необходимо признать, что
ли мы не хотим допустить новой ми-
ровой войны — & это вместе с тем значит
i не допустить новой войны в Европе, —
следует сделать все возможное для того,
чтобы не допустить создания в Европе во-
енных группировок государств,  противо-
поставленных друг другу. Ни этом нельзя
забывать особо опасную роль германского
милитаризма как в развязывании первой
хнровой войны, так и в развязывании вто-
№й мировой войны. .

Веем известные факты послелних лет
ввилетельствуют о том, что мысль о е9-
здании военных группировок. противопо-
ставляющих себя, прежде всего, Советеко-
му (Союзу и странам народной демократии,
стала претворяться в дело. Дорогу в этом
отношении. проложил  Северо-атлантиче-
ский блок, созданный пять лет тому назал
80 главе с Соединенными Штатами Амери-
вн и Англией. Именно Северо-атлантиче-
ский блок теперь всячески толкает вперех
планы создания” военных ‘группировок в
Европе, в Азии, на Тихом океане, & -TaR-
5 на Ближнем и Среднем Востоке.

(еверо-атлантический пакт во многом
валоминает антикоминтерновский пакт,
приведший к развязыванию Второй мМи-
ровой войны. Нет оенований сомневаться
ЕВ том, что сульба Северо-атлантическо-
№0 пакта будет не лучше, чем судьба ан-
тикоминтерновского пакта. То, что ока-
залось несостоятельным в 30-х годах в от-
ношении планов, направленных, против
СССР, не может, оказаться более надежным
в 50-х годах или в 60-х голах.

На настоящем ‚Берлинском совещании
мы, естественно, уделили особое внимание
германскому вопросу и обеспечению 0е30-
пасности в Европе.

В связи с этим Советская делегация
снова и снова указывает на опасности
планов создания «Европейского  оборони-
тельного сообщества». Эти планы несовме-
стимы с признанием необходимости 00ес-
печения коллективной безопасности наро-
дов Европы.

Г-н Бидо, г-н Иден, г-н Дайлес защища-
ти здесь необходимость @оздания «Евро-
пейского оборонительного сообщества».

Нам заявляют, что этот план будто бы
не направлен против Советского Союза и
стран народной демократии. Нам намека-
BT, что будто бы м при создании «Евро-
пейского оборонительного сообщества», то
ть так называемой «европейской ар-
мии», с включением в нее ремилитаризи-
рованной Западной Германии, Советский
С0юз и другие миролюбивые европейские
страны могут иметь гарантии безонасно-
сти.

Так ли это?

Конечно, это не так.

Любые гарантии безопасности в. Евро-
пе предполагают, прежде всего. наличие
гарантий от возрождения германского ми-
литаризма, который дважды на продяже-
нии 25 лет ввергал европейские народы в
войну. Между тем планы западных держав
6 создании «Европейского: оборонительно-
го сообщества», то есть военного блока с
участием Западной Германии, неизбежно

‚ведут вк возрождению германского  мили-

таризма. Цоскольку Западная Германия
располагает самыми большими военно-про-
мышленными и людскими ресурсами, гер-
мансвий милитаризи будет играть в <Ев-
ропейском оборонительном = сообществе»
главную роль. Таким образом; связывая
гарантии безопасности Советскому Союзу
е созданием «Европейского оборонитель-
ного сообщества», ‘западные державы, тем
самым, возлагают роль гаранта дезопаено-
сти на германекий милитаризм, восстанов-
ление которого и представляет главную
угрозу безопасности в Европе.

До сих пор западным державам не уда-
лось создать «Европейское оборонительное.
сообщество» ввилу упорного сопротивле-
ния народов европейских стран. Теперь,
давая словесные обещания насчет «гаран-
тий» безонасности Советскому Союзу a
другим странам, западные державы хотят
использовать эти. свои словесные обеща-
ния с той целью, чтобы добиться, наконец,
создания «Европейского оборонительного
сообщества». .

Создание военного блока из шести ев-
ронейских стран —- Запалная Германия,
Франция, Италия, Бельгия, Голландия,
Люксембург — означало бы  противопо-
ставление их остальной Европе, усиление
раскола. Европы, нарастание междунарюд-
ной напряженности и явилось бы угрозой
жизненным интересам всех европейских
народов, в том числе и интересам терман-
ского народа. Конечно, не случайно, что
«Европейское оборонительное сообщество»
является узкой и замкнутой военной груп-
пировкой, куда не допускаются ° другие
государства Европы.

Планы запалных держав предусматри-
	оборонительного сообщества» вступит в
пействие так навываемый «боннский до-
говор», который вместе с «парижским ло-
Товором» прелоставляет возможное тте-
	вором» предоставляет возможность пре-
бывания в центре Европы иностранных
вооруженных сил в течение 50 лет. С9-
вершенно очевидно, что это в корне про-
	тиворечит требованиям. гарантий безопах-
	ности Советского Союза, а также требова-
	ниям обеспечения нормальной мирной жиз-
	ни народов Евроны.

Создание «Европейского оборонительного
сообщества» означало бы увековечение
раскола Германии, подорвало бы: возмож-
ность заключения мирного договора с Гер-
	маниеи, что противоречит элементарным
требованиям безопасности в Евроне.
	Что могут означать лекларативные заяв-
	ления о «гарантиях» безопасности Совет-
	скому Союзу со стороны США. и Англии?
	Будучи руководящими участниками Севе-
	ро-атлантического блока, составной частью
которого должно стать «Европейское оборо-
нительное сообщество». США и Англия
	станут партнерами ремилитаризированной
	западной Германии. При таком положении
	они не могут быть гарантами безопаености
Советского Союза от нападения германского
милитаризма. -
	Следует напомнить, что даже по Докарн-
	скому договору Англия и Италия, высту-
	павигие в роли гарантов статус-кво Фран-
ции от угрозы нападения со стороны мили-
	таристекой Германии, не состояли в воен-
	HOM блоке с Германией.
Все сказанное показывает, что планы
	сообщества» не могут служить укреплению
	мира и безопасности в Ёвропе.
Нас спрашивают, какова же альтерна-
	тива «Европейскому оборонительному со-
обществу»? Чем можно заменить «Евро-
пейское оборонительное сообщество», если
	отказаться от планов его создания? 0со-
бенно этим воиросом интересуются во
Франции, что мы считаем вполне есте-
ственным.

Мы отвечаем на этот вопрос: вместо
планов создания «Европейского оборони-
	тельного сообщества» необходимо правти-
чески осуществить Hiew коллективной
	чески осуществить идею коллективной
безопасности для всех народов Европы.
Безопасность должна быть обеспечена в
Европе для всех стран, независимо от раз-
личий в их общественном устройстве.

2 сентября 1947 года в Рио-де-Жанейро
был заключен межамериканский договор
0 взаимной помощи. Участниками этого
договора являются Соединенныё Штаты
Америки и вее-латино-американские рес-
публики. Этот договор был заключен уже
после создания Организации Объединенных
Наций. Никто не ечитал это недопусти-
УЫМ ИЛИ ЛИШНИМ,

Спрашивается — почему может иметь
место межамериканский договор о взаим-
ной помощи, а не может существовать,
скажем, европейский договор 0 коллек-
тивной безопасности в. Евроне? Нет ни-
каких оснований отвергать такого рода
предложение. Такой договор вполне совме-
етим с существованием Организации
Объединенных Наций.

Булучи убежденным в том, что решение
вопроса. 0б обеспечении безопасности в
Евроне, как и задач. ноддержания всеоб-
его мира, возможно только путем кол-
лективных усилий всех миролюбивых го-
сударетв, Советский Союз считает необхо-
димым, чтобы вместо противопоставления
одних гоеударств другим европейским го-
сударствам была бы создана общеевропей-
ская CHCTeMa коллективной безопаености.
Эта система лолжна прелуематривать тес-
ное сотрулничество всех европейских го-
сударств в деле недопущения нарушения
мира в Европе. в деле необхохимого отпора
в случае нарушения мира и, вместе с тем,
должна предусматривать соответствующие
конкретные обязательства государства,
включая обязательства военного хатакте-
ра, чтобы сделать эту систему действен-
ной. эффективной.

За нееколько лет до второй мировой
войны Советское правительство всячески
подчеркивало. значение вопрова о коллек-
THBHOH безопасности. Тогда главным про-
тивником идеи коллективной  безопаено-
сти было гитлеровское правительство. Гит-
лер с его планами агрессии был, по понят-
ным причинам, противником коллективной
безопасности.

Но чем булет плохо, с точки зрения ин-
тересов укрепления мира, чтобы в ны-
	‚непгних условиях европейские нации 6су-1 между европейскими
	ществили бы илею коллективной безопас-
ности и заключили бы соответствующий
общеевропейский логовор?

Заключение общеевропейского договора
о коллективной безопасности в Европе
будет отвечать глубочайшим стремлениям
народов Европы к укреплению мира. ‘Это
булет важным вкладом в дело упрочения
мира во всем мире.

Итак. перел нами не простая. но впод-
не осуществимая задача.

Мы должны продолжить усилия. Ha-
правленные к уловлетворительному разуе-
шению германского вопроса. Того. чего мы
‘не достигнем в этн дни совещания. можем
постараться достигнуть в ближайшее вре-
мя, отнюдь не отклалывая мирного урегу-
лиролания германского вопроеа рали oey-
‚ществления тех или иных сепаратных пла-
HOB.

’ Советскоё правительство считает. что
как интересы урегулирования германского
вопроса, так и интересы обеспечения безо-
пасноети Европы в целом требуют того,
чтобы ‘с территорий как Восточной. так и
Западной Германии были бы вывелены
оккупационные войска. за исключением
ограниченных контингентов. оставляемых
для выполнения охранных функций, вы-
текающих из контрольных залач четырех
держав. Вывол оккупационных войск с
территории Германии способствовал бы
уменьшению напряженности в отнонениях
между европейскими государствами й не
только между европейскими госуларетва-
ми. Это уж само по себе имело бы большое
значение для ‘укрепления мира в Европе.

Нам следует договориться о некоторых
неотложных мероприятиях, — в чаестно-
CTH, 0 TEX мероприятиях, которые следует.
осуществить до заключения мирного до-
говора с Германией и 30° воссоединения
Германии Ha демократических и миролю-
бивых началах.

Вместе с тем, четырем державам следо-
вало бы принять безотлагательные меры,
чтобы содействовать заключению между
европейскими государствами  логовора 0
коллективной безопасности. Такой договор
должен предусматривать соответствующие
мира в Европе. _

Создание системы коллективной Ge30-
пасноети в Европе не может и не должно
в какой бы то ни было стенени умалять
значение необходимости скорейшего уре-
гулирования германского вопроса в соот-
ветствии с требованиями поддержания ми-
ра в Европе. Более того. Осуществление
системы коллективной безопасности м-
жет содействовать созланию более благо-
приятных условий для урегулирования
терманского вопроса, поскольку она иек-
лючает вовлечение той или иной части
Германии в военные группировки и ует-
раняет, таким образом, одно из главней-
ших пренятствий на пути создания еди-
ного миролюбивого и демократического
германского государства.

Само собой разумеется, что при создании
системы коллективной безопасности нель-
зя не считаться с тем, что Германия 0с-
тается пока расколотой на лве части. Из
этого следует олин важный вывол, а имен-
но. —— интересы похлержания мира в Евро-
пе, как и интересы самого германского
народа, требуют того, чтобы, впредь 10
заключения мирного договора с Германией
и воссоелинения Германии в ехиное „госу-
дарство, Участниками общеевропейской
коллективной безопасности, нарялу в IDY-
гими госуларствами, были бы как Герман-
ская Демократическая Республика, так и
Германская Федеральная Республика и
чтобы они действовали в соответствии с
принципами и целями этой системы,

Советская делегация считает, что на-
стоящее совещание сделало бы важный
шаг в направлении -укрепления мира в
Европе, если бы его участники достигли
соответствующего соглашения, исхоляще-
го из признания идеи коллективной 0езо-
насности в Европе. С этой целью еовет-
ская делегация вносит на рассмотрение
настоящего совещания следующее предло-
жение*

«0б обеспечении бёзопасности в Европе
	1. Нравительства Франции, Англии,
США и СССР берут на себя обязательство
продолжать усилия, направленные к удо-
влетворительному разрешению германеко-
го вопроса в соответствии с принципами
сохранения мира и национальной своболы,
& также в соблюдению прав всех других
европейских госуларотв, заинтересованных
в том, чтобы каким-либо государством не
было лопущено нарушения их националь-
ных интересов и безопасности.

2. Впредь до’ заключения мирного 10-
говора с Германией и воссоединения Гер-
мании на демократических и миролюбивых
началах, осуществляются слелующие м6-
роприятия:

а) С территории как Восточной, так и
Западной Германии одновременно, в ше-
стимесячный срок, выводятся оккупаци-
онные войска, за исключением ограничен-
ных контингентов, оставляемых для вы-
полнения охранных функций. вытекаю-
щих из контрольных залач четырех дер-
жав:; для СССР — в отношении Восточной
Германии, для США, Англии и Франции —
в отношении Залатной Германии.

Вопрое 0 чиеленности таких контин-
гентов подлежит согласованию между
Правительствами четырех держав.

Ь) В случае возникновения угрозы для
безопасности в той или другой части
Германии, за державами,  осуществляю-
щимн в настоящее время оккупационные
функции в Германии, предусматривается
право ввода своих войск: для СССР — в
отношении Восточной Германии и для
США, Англии-и Франции — в отношении
Западной Германии. .

с) Для поддержания внутреннего по-
рядка и охраны границ Германская Де-
мократическая Республика и Германская
Федеральная Республика будут иметь по-
лицейские части, численность и воору-
жение которых должны быть установас-
ны по соглашению четырех держав. 7%

Для наблюдения за выполнением дан-
ного соглашения в Восточной и Западной
Германии создаются нненекторекие груп-
пы из представителей четырех держав.

3. В соответствии с изложенными вы-
не положениями, осуществление которых
обеспечивает  нейтрализацию Германии и
создание благоприятных условий для
разрешения германской проблемы в ин-
тересах укрепления мира в Европе, че-
тыре державы примут безотлагательные
меры, чтобы солействовать заключению

Наций, ‘информацию о хдействиях, пред
принятых илй намечаемых во исполнение
права на самооборону или для целей под=
держания мира ий безопасности в Европе.

7. Государства — участники Договора
обязуются не принимать участия в каких
либо коалициях или союзах м не заклю-
чать никаких соглашений. цели которых
противоречат целям Договора о коллектив-
ной безопасности в Европе.

8. В целях осуществления предуемат-
риваемых Договором. консультаций межлу
государствами — пчастниками Договора
й для рассмотрения вопросов. возникаю-
щих в связи © залачей обеспечения
безопасности в Европе. презусмотоеть:
	а) периодические и в необхолимых елу-
чаях специальные совещания, на которых
важдое государство будет представлено
членом Правительства или другим 06060
назначенным прелетавителем:
	Ь) создание постоянно действующего
консультативного политического  комите-
та, обязанностью которого должна являть-
ся подготовка соответствующих  рекомен-
хаций Правнтельствам государств — уча-
CTHHEOB Договора;

с) созлание ‘военного консультативного
органа. полномочия которого должны
быть мточнены лополнительно.
	Э. Пуизнавая особую ответственность о
ва подлержание международного нира и
безопасности, лежащую на  гоеудар-
ствах — постоянных членах Совета
Безопасности ООН, государства — уча-
стники Договора пригласят  Иравитель-
ства Соединенных Штатов Америки ий Ки-
тайской Народной Республики направить
в созлаваемые в соответствии с Договором
органы своих представителей в качестве
наблюхателей.
	10. Настоящий Договор ни в какой ме-
ре не ослабляет силы обязательств, содер-
жащихся в тех международных договорах
и соглашениях ‘между европейскими стра-
нами, принципы и цели которых находят“
ся в соответетвии с принципами и целя-
ии настоящего Договора.

11. Срок действия Договора — 50
лет». .

Советская  лелегация надеется, что
представленные вю предложения будут е
должным вниманием рассмотрены на на-
	стоящем совещании.
		ть
			м

БЕРЛИНСКОЕ СОВЕШАНИЕ
	министров иностранных дел четырех держав
	HHH якобы не направлен против Совет-
ского Союза и стран народной лемокра-
тии. Вместе с тем он заявил. что готов
рассмотреть возможность осуществления
«дополнительной гарантии» Советскому
Союзу, игнорируя при этом тот факт. что
никакие гарантии безопасности в Европе
не могут быть реальными, если они не
предусматривают гарантии против возрож-
дения германского милитаризма.
	Белед за Било взял слово Иден. Он вы-
сказался против предложений, советской
делегации, направленных на то. чтобы
предотвратить создание в Европе военных
группировок государетв, противопоставлен-
ных друг другу, и заявил. что Северо-
атлантический союз является основой по-
литики Англии. Не утруждая себя лока-
зательствами, Илен попыталея ‘предста-
вить советские предложения. как напрзв-
ленные против воссоединения Германии и
как основанные на недоверии в ее лемо-
кратичееким силам.
	Иден, подобно Даллесу и Било, утверж-
дал, булто Северо-атланТический союз но-
сит «оборонительный характер». и вая-
BAR, что советская делегация, предлагая
ликвицировать Северо-атлантический союз,
В TO же время хочет сохранить «советекую
оборонительную систему и ве союзников».
Иден так и He сказал, о какой «оборо-
нительной системе» Советского Союза илет
речь, ла и не мог этого сказать. ибо из-
вестно, что Советский Союз не входит в
какую-либо военную группировку госу-
ларств. а основывает свою политику на
стремлении жить в мире со всеми народами.
	эатем слово взял В. М. Молотов. Он от-
ветил на возражения министров трех ва-
пайных держав против предложений, вне-
сенных на сегодняшнем заседании совет-
ской делегацией.
	Б. М. Молотов указал. что советская ле-
легация предлагает продолжить обсужде-
ние и подготовку решений по германекому
вопросу лля того. чтобы ускорить объели-
нение Германии на демократической и мир-
ной основе и заключение мирного догово-
ра © ней. Молотов отметил при этом тот
факт, что три запалных государства до
сих пор не представили своего проекта
мирного хоговора е Германией и отказы-
ваются приступить в обсужлению вопроса
о нем. Поэтому создалось положение, ког-
да Halo решить, как быть в тет период,
пока мирного договора с Германией не су-
ществует. Молотов сказал, что уже те-
перь надо приступить к созданию системы
коллективной безопасности в Европе. В
связи © этим Молотов указал на прелло-
жения, которые внесены советекой деле-
тацией на сегодняшнем заседании, и нод-
черкнул важное вначение этих предложе-
ний, в частности, основных принципов
проекта общеевропейского договора о код-
лективной безопасности в Европе.
	ВБасаясь упоминания Бидо о франко-со-
ветеком договоре, Молотов спросил: Ho
что осталось от этого логовора? С олной
стороны, Франция и СССР являются <оюз-
никами по Франко-советскому — логовору’
1944 гола, но, е другой стороны, при по-
мощи Франции создается «Европейское
оборонительное сообщество» с участием ре-
милитаризованной Занащной Германии. на-
правленное против Советского Союза и
стран народной демократии. Можно только
удивляться‘ тому. сказал Молотов, что
Французское правительство ваявляет о сво-
ем желании придерживатьея одновремен-
но и франко-советекого договора и догово-
ра о «Европейском оборонительном с00б-
ществе». Можно удивляться и тому, что
правительство Франции. вдруг уверовало
B TO, YTO оно может обеспечить безопзс-
ность Франции путем союза с ремилита-
ризованной Запахной Германией, направ-
ленного против СССР.
	(Окончание на 4-й стр.)
	БЕРЛИН, 10 февраля. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодкя пол  председательством
В. М. Молотова состоялось очередное за-
седание министров иностранных дел четы-
рех держав.

В начале заседания В. М. Молотов вы-
ступил с заявлением по вопросу об обеспе-
чении безонаености в Европе. (Заявление
В. М. Молотова мубливуется в. этом номере
газеты). По. окончании, своего, заявления
В. М. Молотов передал министрам иност-
ранных дел Франции, Англии и США тек-
сты предложения советской делегации «05
обеспечении безопасности в Европе» и
проекта основных принципов «Общеевро-
пейского Договора о коллективной безопас-
ности в Европе».

Поеле того, как В. М. Молотов закон-
чил свое ваявлёние, Паллес попросил
устроить перерыв пля того, чтобы он смог
изучить заявление и предложения совет-
свой делегации.

По окончании перерыва Даллес зая-
вил, что он хочет сделать несколько крат-
вих вамечаний по существу предложений
советской лелегации.

Даллес выразил согласие с той частью
советского предложения. «0б обеспечении
безопасности в Европе», где говорится, что
правительства Франции, Англии, США и
СССР. берут на себя обязательство  про-
должать усилия, направленные к удовле-
творительному разрешению  германекого
вопроса. Затем он остановился на втором
пункте’ упомянутого советского предложе-
ния, предусматривающем впредь’ ло 3a-
ключения мирного договора с Германией и
ее воссоединения вывод с территории как
Восточной. так и Западной Германии o1-
новременно, в шестимесячный срок, окку-
пационных войск, ва исключением огра-
ниченных контингентов, оставляемых для
выполнения охранных Функций. Лаллес
	заявил, что его позиция в отношении
предложения 0 выводе войск остается
неизменной. Он указал, что делегация
	США не может принять этого нредложе-
ния, так как его осуществление оставило
бы якобы Западную Германию и большую
часть Западной Европы «беззащитными
‚ перед угрозой агрессии».
	 Даллее высказалея отрицательно и по
поволу третьего пункта советского пред-
дожения, прелусматривающего созыв вон-
ференции европейских государств с целью
ваключения между ними тоговора о ‘кол-
лективной безопасности.

Даллес не сказал, почему он против
этого предложения. Единственный ero
«ловол» заключался в том, что нынешнее
совещание «ведет к новому совещанию».

Затем Даллесе изложил свою - позицию
HO поволу советского проекта основных
принципов «Общеевропейского Договора о
коллективной безопасности в Европе». Он
сказал, что, так как США, согласно про-
екту, не являются участником этого до-
говора, он ограничится только замечания-
ми, относящимися не к тексту предложен-
ного проекта, а к некоторым моментам,
связанным с этим проектом и затрагиваю-
щим интересы США. Даллес заявил, ^ что,
насколько он понимает статьи Ти 10
упомянутого проекта, a также замечания
Молотова по поволу Северо-атлантическо-
го договора, общеевропейский договор 0
коллективной безопаености в Европе пред-
назначен для замены Северо-атлантиче-
ского договора. Он заявил, что США «ни-.
как не могут обижаться на предложение
представителя Советского Союза 0 том,
чтобы европейские страны собрались вме-
сте без участия ОША». Даллес пытался
представить дело так, будто США никогда
не вмешивались в европейские дела и
отрицал тот факт, что послевоенная поли-
тика США по отношению к Европе при-
вела к ее расколу.

Повторив известные басни американ--
ской пропаганлы о том, булто создание ar-
рессивного Северо-атланическохо блока и
	корр.   в» ЯВИлЛоеь следствием «угрозы» CO CTo-
	роны СССР, Даллес безуспешно пытался
поставить под сомнение цели  советекого
предложения о созлании подлинной кол-

Затем выступил Било. Он заявил, ITO Ta
часть советеких предложений, которая ка-
сается германской проблемы, показывает,
Что советская делегация остается на своей
прежней точке зрения. Затем он остановил-
ся на советских предложениях, относящих-
ся к организации коллективной безопаено-
сти в Европе. Он выразил несогласие _с
мнением В. М. Молотова о том. что раскол
Европы м создание в ней различных про-
тивостоящих пруг другу военных грунпи-
ровок держав были причинами как первой.
так и второй мировых войн, и что для то-
го, чтобы предотвратить новую войну в
Европе, следует сделать вее возможное,
дабы не допустить создания в Европе
противопоставленных друг другу военных
группировок. Бидо, как и прежде. пы-
талея представить Северо-атлантический
блок, а также военную группировку нести
запалноевропейеких государетв: известную
под названием «Европейского оборонитель-
Horo сообщества», как чисто «оборонитель-
ные» организации. Бидо признал, что воп-
росе о европейской безопасности. как он
	выразился. «конечно, включает воре 0
безопасности Советекого Союза» и что
«“HYRHO понять справедливые заботы of

этом Советского &ююза». Олнако он протол=
жал отстаивать и защищать план создания
«Европейского оборонительного сообщест-
ва», который неизбежно ведет к возрожле-
нию германского милитаризма и к созланию.
новой угрозы безопасности всех  наролов
Европы.

Било пытался ответить на вопрое, для
какой цели создается сепаратная группи-
ровка_ шести госухаретв, не представляю-
щих 6060й всю Европу, но так и не смог
сделать этого, ограничившись туманной
фразой о том, что участники этой rpyn-
пировки не руководствовались «сепарат-
ными мыслями», а имели в виду «целый.
ряд различных обстоятельств, которые
всем известных.
`Бидо заверял, что. он является еторон-
Ником илеи коллективной безопасности, но
в то же время возражал против конкретных
мер по ебзланию общеевропейской спетемы
коллективной безопасности, предложенных
советской делегацией. Он бездоказательно
отрицал необходимость осуществления илеи
коллективной безопаеноети государств Ев-
ропы заявив, что невозможен якобы дого-
`вор 06 обеспечении коллективной безопас-
ности в Европе без участия США. При этом
он обошел вопрос о том, почему может
иметь место межамериканский договор о
взаимной помощи, без участия европейских
стран, а не может существовать европей-
ский договор о коллективной безопасности
в Европе без участия США. Било заявил,
что созданию системы коллективной 0ез-
опасности должно прелиествовать урегули-
ревание германского вопроса и заключение
мирного логовора. Отнако он повторил свой
возражения против советского предложе-
ния о выволе из Германии оккупационных
войск, что солействовало бы разрешению
германского вопроса и упрочению безопас-
ности Европы в целом.

Французский миниетр иностранных дел
далее повторил старые. ‘ несостоятельные
доводы в ващиту политики. направленной
на раскол Евроны, на созлание группиров-
ки запалноевропейских госутарств, с уча-
стием Запалной Германии и ее реванши-
стских вооруженных сил в качестве основ-
ной утарной силы этой группировки. При
этом Було отметил, что французское пра-
вительство всегла рассматривало франко-
советский договор как «олин из необхо-
димых элементов безопасности» Франции.

Он повтбрил также не новые и давно
опровергнутые рассуждения O том, что
план создания «Европейского  оборони-
тельного сообщества» © включением в не-

го ремилитаризованной западной. Герма-