30 лет газете
	«Унита»
	министров иностранных дел четырех держав
	БЕРЛИН, 15 февраля. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня в резиденции Вер-
ховного Комиссара СССР в Герма-
ции состоялось очередное заседание
иннистров иностранных дел четырех
еожав. Председательствовал Д. Дал-
лес

® инистры продолжали обсуждение
sroporo. пункта повестки дня —
Германский вопрос и задачи обес-
чения европейской безопасности».
Как известно, в ходе обсуждения
норого пункта повестки дня совет-
цая делегачия внесла ряд предло-
хений по германскому вопросу, на-
равенных к ускорению объедине-
ня Германии на демократической
= мирной основе и к заключению мир-
юго договора с ней. Однако мини-
цы иностранных дел Франции,
\нлни и США не представили сво-
то проекта мирного договора с Гер-
манией и В ТО же время отказыва-
ть от обсуждения конкретных со-
.тких прелложений по германскому
зяросу. В связи с этим советская
легация, исходя из того, что созда-
sth положение, когда надо решить,
ак быть в тот период, пока мирно-
ю договора с Германией не суще-
ивует, внесла свои предложения. о
ероприятиях, которые следует осу-
детвить до заключения мирного до-
гвора с Германией, а также о мерах
0 созданию системы коллективной
безопасности в Европе. На заседа-
ин 10 февраля советская делегация
весла на рассмотрение совещания
улнистров предложение «Об обеспе-
нии безопасности в Европе» и
проект основных принципов «Обще-
зропейского Договора о коллектив-
-0й безопасности в Европе».

На сегодняшнем заседании было
продолжено обсуждение упомянутых
‘ветских предложений.
	Первым взял слово Ж. Бидо. В
сем выступлении он пытался найти
ккусственные предлоги для отклоне-
ния советских предложений, направ-
жнных к практическому осуществле-
вю идеи коллективной  безопасно-
ци для стран Европы независимо
и различий в их общественном
утройстве. В частности, он сказал,
чо остается неясным, как увязывает-
я осуществление советского предло-
жения с наличием в Европе госу-
дарств. осуществляющих во внешней
политике нейтралитет, а также госу-
дарств, с которыми СССР не имеет
зормальных дипломатических OTHO-
пений. Бидо далее утверждал будто
советское предложение представляет
сбой осуществление лозунга «Евро-
па для европейцев» и ведет якобы к
волянии Европы от других стран
ура,

Запутывая все больше обсуждае-
ый вопрос, Бидо заявил, что сам
еомин «Европа» является  «дву-
мысленным». Эту «двусмысленность»
Бидо усмотрел в том, что интересы
которых стран Европы, например,
Франции, Великобритании и СССР,
простираются за пределы самой Ев-
ры. По мнению Бидо, препятствием
к осуществлению идеи коллективной
безопасности европейских стран яв-
ляется тот факт, что, как выразился
Bano, «сегодня Европа разделена» и
через нее проходит граница, разде-
ляющая два лагеря. Бидо игнориро-
зал при этом тот. общеизвестный
факт, что раскол Европы является
следствием политики западных дер-
Kaa, направленной к созданию воен-
ной группировки западноевропейских
`хударств и к противопоставлению
этой группировки Советскому Союзу
к странам народной демократии. Би-
до утверждал, что он стоит за мир-
Hoe сосуществование между страна-
NH лвух лагерей, на которые разде-
RICH MHD.
	«К этому, — сказал далее Бидо,—
я хотел бы добавить еще несколько
замечаний, продиктованных здравым
иыслом». Эти замечания Бидо све-
лись к тому, будто в Восточной Ев-
ропе создан так называемый «восточ-
ный блок», хотя известно, что отно-
шения между восточноевропейскими
ранами народной демократии и Со-
ветким Союзом основаны на равно-
правии и взаимном уважении, что
зи страны не входят в какую-либо
группировку и что они стремятся
жить в мире и дружбе со всеми на-
родами мира.
	Касаясь советских предложений об
беспечении безопасности в Европе.
Бидо заявил, что они будто бы «уве-
ковечивают» раскол Германии. Бидо
далее спросил, как следует понимате
(Дьмую статью советского проекта
«Общеевропейского Договора о кол-
лективной безопасности в Европе»,
согласно которой государства — уча-
‘ники договора обязуются не прини-
мать участия в каких-либо коалици-
ЯХ или союзах и не заключать ника-
REX соглашений, цели которых про-
тиворечат целям договора о коллек-
тизной безопасности в Европе. Бидо
Уверждал, что текст этой статьи
Якобы неясен, и спросил, считает ли
советская делегация Северо-атланти-
ческий договор совместимым с совет-
нм проектом «Общеевропейского
Договора о коллективной безопасно-
чи в Европе». Он заявил, что запал-
НЫе державы «ценят» те союзы, ко-
торые связывают их с Соединенными
Штатами. Било утверждал, что вхож-
дение Франции в состав этих союзов
совместимо с франко-советскими до-
оворными отношениями и что эти
союзы обеспечивают европейскую
безопасность. Что касается  Герма-
ии, то Бидо вновь повторил, что
возлечение ее в запалноевропейскую
группировку держав якобы служило
бы гарантией против повторения гер-
манской агрессии.
	Затем выступил А. Иден. Он на-
помнил о вчерашнем заявлении
В. М. Молотова, в котором были
опровергнуты утверждения, будто со-
ветское предложение об «Общеевро-
пейском Договоре о коллективной
безопасности в Европе» выдвигает в
качестве предварительного условия
ликвидацию  Северо-атлантического
блока. Иден заявил, что ему нено-
Нятно, как согласовать это заявление
С седьмой статьей проекта упомяну-
того предложения.
	Сославшись на то, что советское
предложение не — предусматривает
вхождение США и Канады в состав
участников Общеевропейского До-
говора о коллективной безопасности
в Европе, Иден утверждал, булто бы
	целью этого предложения является
	направлен  «Общеевропейский До-
говор». Он является альтернативой
«Европейского оборонительного сооб-
щества» потому, что соглашение о
«Европейском оборонительном сооб-
ществе» направлено на возрождение
германского милитаризма. Мы же-
против возрождения германского ми-
литаризма и думаем, что Франция,
Англия и США также заинтересова-
ны в том, чтобы не’ допустить восста-
новления германского милитаризма.
	Касаясь вопроса о том, направлен
ли «Общеевропейский Договор» про-
тив Северо-атлантического пакта,
В. М. Молотов сказал, что нужно
разобраться конкретно, где, в чем и
против какого вида договоров направ-
	‚лен «Общеевропейский Договор», и
	изучить этот вопрос. Этот договор,
как уже отмечено, является альтер-
нативой «Европейского оборонитель-
ного сообщества». Нам говорили, что
в «Европейское оборонительное сооб-
щество» вступают потому, что не су-
ществует альтернативы. Мы отвеча-
	ем; такая альтернатива есть, и пред-
	лагаем обратить внимание на наш
проект «Обшеевропейского Договора
о коллективной безопасности в Ев-
ропе». Этот договор отвечает интере-
сам не только тех государств, которые
были и раньше, во время войны, вме-
сте с нами. Он также отвечает ин-
тересам и германского народа, пото-
му что не откладывает решение во-
проса о включении Германии в об-
щеевропейскую систему безопасности,
а дает возможность теперь же обеим
частям Германии войти в это общеев-
ропейское объединение.
	Давайте, сказал В. М. Молотов,
примем поскорее меры к тому, что-
бы был заключен мирный договор с
Германией, чтобы Германия была
объединена, и тогла объединенная
Германия получит возможность уча-
ствовать в этом соглашении в качест-
ве его равноправнюго члена.
	Здесь был высказан ряд критиче-
ских замечаний в отношении пунк-
тов 9, 7 и 10 советского проекта Об-
щеевропейского Договора, сказал
В. М. Молотов. Мы готовы, если нуж-
но, обсудить эти и другие пункты про-
екта, а также поправки, которые мо-
гут быть предложены в целях улуч-
шения этих пунктов так, чтобы по-
следние отражали позицию, отвеча-
ющую общей точке зрения четырех
держав. .

В. М. Молотов отметил несостоя-
тельность замечаний относительно то-
го, что «Общеевропейский Договор»
может привести к преобладанию в
европейской системе одного госулар-
ства над другими государствами.
Если есть такие опасения, сказал
В. М. Молотов, то мы. готовы рас-
смотреть предложения, направленные
к недопущению преобладания одного
европейского государства над другим.
Мы готовы устранить такого рода
опасения. Говоря о замечании Билдо,
что политика Франции всегда была
направлена к поддержке идеи кол-
лективной безопасности, В. М. Моло-
тов сказал, что если это так, то по-
чему бы правительству Франции не
применить этот принцип.и в данном
случае, когда внесено определенное,
конкретное предложение об осуше-
ствлении идеи коллективной безопас-
ности в Европе. Именно. со стороны
Франции можно было ‘бы: ждать -осо-
бого сочувствия ‘этому предложению.
	Г-н Бидо, сказал далее Молотов,
задал мне определенный вопрос, на
который я постарался дать ясный от-
вет. Я тоже хочу поставить перед
г.г. Бидо, Иденом и Даллесом вопрос,
приемлема ли для них сама идея кол-
лективной безопасности в Европе? За
или против идеи коллективной безо-
пасности стоят правительства Фран-
ции, Англии и Соединенных Штатов
Америки? Если наш проект обеспе-
чения коллективной безопасности в
Европе недостаточен, мы просим вне-
сти другое предложение для осуще-
ствления этой идеи. Было бы важно
договориться о том, что сама идея
коллективной безопасности в Европе
в настоящее время никем из нас не
отвергается. Если мы все за эту идею,
сказал в заключение В. М. Молотов,
то дальше дело сводится к конкрет-
ным формулировкам, которые могли
бы быть приведены в соответствие с
нашими пожеланиями и \могли бы
удовлетворить всех нас.
	После В. М. Молотова выступил
Даллес. который уклонился от ясно-
го ответа на поставленный Молотовым
конкретный вопрос — за или против
илей коллективной безопасности в
Европе стоят СИТА. Даллес говорил о
коллективной безопасности во всем
мире, об Атлантической хартии, 06
Уставе Объединенных Наций, но от-
вета на вопрос советской делегации
так и не дал. Он заявил, что для то-
го, чтобы покончить с расколом Евро-
пы, нужно положить конец расколу
Германии. Он утверждал, что путь к
решению этой задачи указан в пла-
не Идена по германскому вопросу,
хотя, как показала в ходе дискуссии
советская делегация, этот план, в дей-
ствительности, направлен к тому, что-
бы раскол Германии был  увекове.
чен, и к ремилитаризации Западной
Германии.
	Бидо, выступивший вслед за Дал-
лесом, также не дал прямого ответа
на вопрос о том, поддерживает ли
правительство Франции идею кол-
лективной безопасности в Европе. Он
заявил, что, по его мнению, не мо-
жет быть коллективной безопасности
одного только материка или одной
только части света.
	В конце заседания министры обсу-
дили порядок дня своей дальнейшей
работы. В. М. Молотов спросил, по-
лучила ли австрийская делегация
полномочия для ответа на советские
предложения по австрийскому вопро-
су. Иден предложил продолжить на
следующем заседании обсуждение
австрийского вопроса, *если австрий-
ская делегация уже получила эти
полномочия, а в противном случае об-
суждать германский вопрос. Это пред-
ложение не встретило возражений.
	На этом заседание было закрыто.
	вестки дня — «О мероприятиях по
уменьшению напряженности в между-
народных отношениях и о созыве со-
вещания министров иностранных дел
Франции, Англии, США, Советского
	Союза и Китайской Народной Рес-
публики»,
	Далее В. М. Молотов остановился
на третьем пункте советского предло-
жения «Об обеспечении безопасности
в Европе», который предусматривает,
чтобы Германия, пока четыре державы
не договорятся о мирном договоре,
оставалась невосруженной, чтобы бы-
ла обеспечена нейтрализация Герма-
нии, по крайней мере на определенное
ближайшее время, и чтобы был за-
ключен договор о коллективной
безопасности между европейскими го-
сударствами.
	Мы ставим, сказал В. М. Молотов,
простой вопрос: почему возможен
межамериканский союз и почему не
может быть общеевропейского союза?
Говорят, что межамериканский союз
не противоречит принципам Устава
ООН, что он является региональным
объединением, а  межевропейский
союз якобы противоречит принципам
Устава ООН. Но почему в фдном слу-
чае возможно региональное объедине-
ние стран спределенного континента,
а в другом случае оно невозможно?
	Касаясь замечания Бидо о том, что
в Европе есть государства, не имею-
щие дипломатических отношений с
СССР» а также государства, провоз-
гласившие политику нейтралитета, и
что их положение в отношении пред-
лагаемого Общеевропейского Догово-
ра неясно, Молотов сказал, что эти
вопросы можно было бы уточнить до-
пслнительно на приемлемой для всех
четырех держав основе.
	В. М. Молотов указал далее, что
критику вызвал на совещании пункт
девятый советского проекта «Обще-
европейского Договора», в котором го-
ворится о приглашении правительства
США направить в органы, создавае-
мые в соответствии с договором, своих
представителей в качестве наблюдате-
лей. Может быть, сказал В. М. Мо-
лотов, можно иначе сформулировать
этот пункт, иначе определить особое
положение США, или вовсе исключить
данный пункт. Мы готовы обсудить
такие предложения, которые удовле-
творили бы всех. Было бы целесооб-
разным, чтобы в данном случае не
ограничивались простой критикой это-
го пункта, а внесли бы конструктив-
ные предложения.
	В. М. Молотов отметил, что не впол-
не ясным является замечание Идена
насчет Канады. Канада, как известно,
не входит в межамериканский союз.
Но, видимо, считают возможным, что-
бы она входила в общеевропейский
союз. Давайте обсудим и это предло-
жение, хотя оно для советской делега-
пий является несколько неожиданным.
	По поводу замечания Бидо о нали-
чии в мире двух лагерей В. М. Моло-
тов сказал, что это факт, который
трудно было бы не признавать. Есть
группа стран, имеющих одно общест-
венное устройство и ведущих плано-
вое хозяйство, и другая группа
стран — со старой системой хозяйст-
ва, с другим общественным устрой-
ством. Таково положение в середине
20 века, и нет, по-моему, таких сил,
которые могли бы его изменить и вер-
нуть нас, скажем, в 19 век, когда та-
кого положения не было.
	Отвечая на замечания о том, будто
существует «восточный блок», В. М.
Мслотов предупредил против предвзя-
того подхода к этому вопросу. Если
существуют. хорошие отношения меж-
ду такими странами, как СССР, Ки-
тайская Народная Республика, Поль-
ша, Чехословакия и др. страны, ска-
зал В. М. Молотов, то ничего предосу-
дительного в этом нет, ибо эти отно-
шения построены, прежде всего, на
стремлении к защите мира, к урегу-
лированию нормальным порядком спо-
ров между государствами и к прел-
упреждению опасности новой войны.
Наличие таких отношений никому
не угрожает. Союзные договоры меж-
ду этими государствами направлены
либо против возможности новой гер-
манской агрессии, либо против воз-
можности новой агрессии со стороны
Японии. Это значит, что хорошие от-
ношения между восточными странами
не преследуют никаких иных целей,
кроме сохранения мира и развития
нормальных политических, экономиче-
ских и др. отношений как между эти-
ми государствами, так и со всеми дру-
гими государствами.
	В. М. Молотов отметил, что на се-
годняшнем заседании Бидо высказал-
ся за принцип сосуществования госу-
дарств, имеющих различные общест-
венные системы. Я думаю, подчеркнул
в этой связи В. М. Молотов, что ни
одна страна не должна вмешиваться
в дела других стран. Это гдинственнс
правильный принцип нормального со-
существования государств, в том чис-
ле государств, имеющих различные
общественные устройства. Именно по
этому мы предлагаем рассматривать
все европейские, и не только европей-
ские. страны в вопросе сохранения
мира не как два лагеря, а как один
лагерь. Если есть два лагеря в отно-
шении общественного устройства го-
сударств, то в вопросе о сохранении
мира мы все должны отстаивать прин-
цип единого лагеря. Как раз этот
принцип и положен в основу «Обще-
европейского Договора о коллективной
безопасности». Мы предлагаем до-
гоБор о коллективной безопасности
между всеми. европейскими государ-
ствами, которые захотят в нем участ-
вовать, независимо от их обществен-
ного устройства. Таков исходный
пункт нашего предложения.
	Г-н Бидо, продолжал В. М. Моло-
тов, просил ответить на вопрос, про-
тив кого направлен «Общеевропейский
Договор о коллективной безопасно-
сти». Он сказал, что этот договор на-
правлен против Северо-атлантическо-
го пакта, то же самое говорил
г-н Илен.
	Я должен сказать, что такая по-
становка вопроса отражает дезинфор-
мацию, распространяемую рядом ор-
ганов печати, но не отвечает дейст-
вительному положению. Отвечаю пря-
мо на вопрос г-на Бидо, против кого
		пиквидация западной «оборонитель-
ной» системы. В то же время, про-
должал Иден, Советский Союз хочет
		ветскую систему безопасности».
	Представив в столь искаженном
свете действительные цели советско-
го предложения, Иден вновь повто-
рил, что английское правительство
готово продлить срок действия англо-
советского договора. Таким образом,
Иден пытался ‘уверить в том. что
	якобы можно, с одной стороны, со-
действовать созданию военной груп-
	 ировки западноевропейских  госу-
	деарств с участием ремилитаризован-
	ной Запалной Германии, направлен-
	ной против Советского Союза и стран
	народном демократии, и, с другой
стороны, совместить это с выполне-
	“EMP MEE DEY SVBMSL IMIG SIO Сс выполнНе:
нием обязательств по англо- советско-

му договору, направленному противо
	возобновления германской агрессии.
Иден обошел молчанием вопрос о
том, как могла бы Англия выполнить
свои союзные обязательства, поддер-
живая одновременно планы ремили-
таризации Западной Германии.
	Иден признал, что у Советского
Союза есть основания ставить вопрос
о своей безопасности и что этот во-
прос нельзя игнорировать, но при
	№ ее —- ЕЕ ЗЕ 5:
этом он продолжал утверждать, буд-
	то Северо-атлантический блок, «Ев-
	ропенское оборонительное сообщест-
во» одновременно с англо-советским
	договором обеспечивают безопасность
всех стран. Он ссылался также на
Организацию Объелиненных Наций.
	во ничего не сказал по поводу того,
почему же при наличии этой Органи-
	зации некоторые западноевропейские
страны создали свою так называемую
«оборонительную» группировку.
	Затем взял слово В М Молотов.
	Он остановился на тех замечаниях,
	которые были сделаны в ходе дискус-
сии по поводу советского предложе-
ния «Об обеспечении безопасности в
Европе» и проекта  «Общеевропей-
	ского Договора о коллективной безо-
пасности в Европе».
	В проекте «Об обеспечении безопас-
ности в Европе», сказал В. М.
Молотов, Советское правительство
предлагает, чтобы правительства че-
тырех. держав взяли на себя обяза-
тельство прололжать усилия, направ-
ленные к удовлетворительному раз-
решению германского вопроса, свя-
занного с интересами сохранения ми-
ра в Европе. В. М. Молотов напом-
HHI, что на заселании 10 февраля
	Даллес, касаясь первого пункта это-
	го проекта, заметил, что в нем пред-
	лагается, чтобы правительства 4 лер-
	жав направили усилия на удовлетво-
рительное решение германского во-
проса, и что лелегания США вполне
согласна с этим. Советская делега-
ция, сказал В. М. Молотов, с удо-
влетворением принимает это замеча-
ние г-на ДЛаллеса.
	[]ерейдя к сегодняшним выступ-
	лениям Било и Илена, В. М. Молотов
	отметил, что их замечания представ-
ляют для советской делегации боль-
шой интерес, хотя было бы жела-
тельным выслушать более  подроб-
ный OTBeT Ha советские предложения
со стороны английской — делегании.
	В. М. Молотов напомнил, что совет-
	ское прелложение «Об обеспечении
безопасности в Европе» состоит из
трех пунктов. Первый пункт встретил
положительное отношение со сторо-
ны делегации США. Г-н Бидо и г-н
Иден не возражали против этого
пункта. Что же касается второго
пункта советского предложения, в ко-
тором говорится о выводе из Герма-
нии оккупационных войск четырех
держав, за исключением ограничен-
ных контингентов, то он вызвал воз-
ражения, особенно со стороны фран-
цузской делегации. Поэтому, сказал
Молотов, на этих замечаниях фран-
цузской делегации я и хочу остано-
виться.
	Совершенно очевидно, продолжал
он, что в настоящее время нам пред-
стоит выяснить, по каким вопросам,
касающимся германской проблемы,
могут быть сближены и согласованы
точки зрения правительств четырех
держав. Мы не смогли пока догово-
риться по вопросу о’ мирном договоре
с Германией. Значит ли это, что по
всем другим вопросам мы не можем
провести никаких мероприятий, ко-
торые давали бы известное уловле-
творение германскому народу и со-
действовали бы интересам мира B
Европе? Мне кажется, что такого вы-
вола делать не следует. Вывод ок-
купапионных войск из Германии на
взаимно согласованных условиях был
бы, мне кажется, приемлем для
всех четырех держав и принес бы
облегчение германскому народу, ко-
торое он почувствовал бы немедлен-
но. Почему бы нам не изучить этот
вопрос более конкретно и не выяс-
нить, при каких условиях вывод ок-
купанионных войск из Германии мог
бы быть приемлемым для всех четы-
рех держав?

Касаясь замечания Бидо о том,
булто советское предложение о вы-
воде оккупационных войск из Герма-
нии одновременно предусматривает
установление четырехстороннего кон-
троля и восстановление союзного кон-
трольного совета, В.М. Молотов ска-

зал: Это — просто * недоразумение.
Мы готовы отказаться от нашего
		РР <

ронних инспекторских групп в Bo-
сточной и Западной Германии, если
	оно неприемлемо. Пусть будет в За-
падной Германии свой контроль, а В
Восточной Германии — свой. Мы
полагали, что согласование интере-
сов можно обеспечить путем ycTa-
новления четырехстороннего контроля
для всех частей Германии, но если
это неприемлемо, мы на этом не бу-
дем настаивать.

Может быть, продолжал В. М. Мо-
лотов, предлагается обойтись без кон-
трольного органа как в Западной, так
и в Восточной Германии? Давайте и
это обсудим. Мы хотели бы, чтобы
были внесены конкретные предложе-
ния по этому вопросу. Во всяком слу-
чае Советский Союз решительно про-
тив восстановления чего-либо, похоже-
го на контрольный совет. Существова-
	ние этого совета — уже пройденный
		3 акрытое заседание министров
	иностранных дел четырех держав
	РИМ, 16 февраля. (ТАСС). В Ми-
лане состоялось собрание, посвящен-
ное 30-й годовщине со дня основания
печатного органа Итальянской комму-
нистнческой партии — газеты «Уни-
та». На собрании присутствовали ру-
ководящие деятели коммунистической
партии Италии. генеральный секре-
тарь коммунистической партии Сво-
бодной Территории Триест Витторио
Видали, представители общественно-
сти. Театр «Лирико», где происходи-
ло собрание, был переполнен. Много
народа собралось перед театром и
слушало выступления, передаваемые
через громкоговорители, установлен-
ные нз театральной площади.

Выступивший на собрании  гене-
ральный секретарь Итальянской ком-
партии Пальмиро Тольятти подчерк-
нул, что все 30 лет своего существова-
ния газета «Унита» вела борьбу про-
тив сил фашизма и войны, в то вре-
мя как крупные буржуазные печат-
ные органы продавались фашизму, а
ныне являются рупорами американ-
ского империализма.

Остановившись затем на внутрипо-
литической обстановке в Италии,
Тольятти сказал, что все обществен-
ное мнение столь глубоко испытывает
необходимость изменения нынешнего
положения, что это вынуждены при-
знать даже реакционные партии.

Касаясь отношения компартии к но-
вому правительству, Тольятти заявил,
что оно не может получить доверия
коммунистов, потому что это реакци-
онное правительство, ` возглавляемое
деятелем, который. будучи министром
внутренних дел, приказал стрелять в
бастовавших рабочих и крестьян.
	Развитие
машиностроительной
промышленности в Китае
	ПЕКИН, 16 февраля. (ТАСС). В
новом Китае быстро развивается ма-
шиностроительная промышленность.

В 1952 г. машиностроительные за-
воды выпустили продукции в 10,5 ра-
за больше, чем в 1949 г., ив 28 раза
	больше, чем в 1950 году. Как
указывает журнал «Кэскэдачжун», в
1953 г. — первом году первого пяти-
	легнего плана — машиносгроительвые
заводы страны выпустили различных
металлорежущих станков, моторов и
другого оборудования на 65 проц.
больше. чем в 1952 году.

В настоящее время производствен-
ная мощность предприятий машино-
строительной промышленности значи-
тельно выше, чем до освобождения.
Так, например, уже в 1952 году в Ки-
Tae было выпущено горношахтного
оборудования в 3 раза больше, чем в
1943 году, когда был чостигнут наи-
высший уровень в производстве этого
вида оборудования. Если в 1952 году
машиностроительчые заводы освоили
производство 400 новых видов про-
дукции. то в 1953 г. было освоено 600
видов продукции, включая металло-
режущие станки разных типов, воз-
душные компрессоры мощностью в
300 лошадиных сил, подъемные кра-
ны, гидрогенераторы мошностью в
6 тыс. киловатт, паровые турбины,
трансформаторы, буровые машины
ит. д.

Число рабочих и служащих, заня-
тых в машиностроительной промыш-
ленности, теперь в’4;3 раза › больше,
чем в 1949 году я

Значительно выросла техническая
оснащенность машиностроительных
заводов. Так. число металлорежущих
станков в стране в 1952 году возросло
в 12,7 раза по сравнению с 1949 го-
дом. В 1953 году в связи с осуществ-
лением широкого плана экономическо-
го строительства в Китае началось
строительство первого в Китае авто-
завода, завода электрооборудования,
станкостроительного завода, завода
тяжелого машиностроения, судовер-
фей и других предприятий. Некоторые
из них вступят в строй уже в этом
году.

Особенно большой размах промыш-
ленное строительство получило в Се-
веро-Восточном Китае, где, по сооб-
щению газеты «Дунбэйжибао», про-
должается строительство автозавода,
завода точных измерительных и ре-
жущих инструментов, котельного и
электромеханического заводов и за-
вода электроаппаратуры.

С помошью Советского Союза в Се-
веро-Восточном Китае будут реконст-
руированы и значительно расширены
станкостроительный завод, кабельный
завод и завод пневматического обору-
дования в Мукдене.
	ЧЕМПИОНАТ МИРА
ПО ЛЫЖАМ
	ПОБЕДА ВЛ. НУЗИНА —
в ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
	ФАЛУН, 16 февраля. (По телефо-
ну). Сегодня в Фалуне (Швения) —
второй день розыгрыша первенства
мира по лыжам. Состоятся прыжки
с трамплина для двоеборцев. В этих
соревнованиях советские спортсмены
не участвуют.

Соревнования сильнейших лыжни-
ков мира продолжают быть в центре
внимания.

Вчера. вечером при свете зажжен-
ных факелов состоялось торжествен-
ное вручение призов лыжникам —
победителям международных сорев-
нований в гонке на 30 км. и по
прыжкам с трамплина. В. Кузину
вручены Болыная золотая медаль,
диплом чемпиона мира, золотой на-
грудный знак и кубок.

Присутотвовавшие устроили ова-
цию в честь советского спортсмена,
на флагштоке взвился Государствен-
ный флаг СССР.

Советская спортивная делегация
получила много поздравительных те-
леграмм из СССР, разных городов
Швеции и других стран. Советских
	спортсменов поздравили лыжники
комбината «Трехгорная мануфакту-
ра», конькобежцы СССР, выступав-
	шие в Осло, рабочие предприятий
лесной промышленности Швении и др.

Чемпиону мира передано телеграф-
ное сообщение о том, что ему при-
своено звание заслуженного мастера
спорта.

Завтра — третий день соревнова-
ний. Впервые на старт чемпионата ми-
ра выйдут женщины. Они разыгра-
ют эстафету 3 по 5 км. Первенство
записалось оспаривать 11 команд —
СССР, Норвегии, Румынии, Финлян-
дии, Чехословакии, Швейцарии, Шве-
ции и др.

Завтра же будет разыграна гонка
лыжников на дистанцию 15 киломел-
ров. На старт выйдут 107 человек
от 20 стран. От Советского Союза
выступят Баранов, Ерошин, Козлов,
Колчин, Кузин, Ал. Кузнецов, Оля-
	шев и Терентьев.
			ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА. С 1 января 1954
года безвозмездно переданы в собственность Германской Демократиче-
ской Республики находящиеся в Германии 33 крупных предприятия, пе-
	решедших в собственность СССР в порядке уплаты репараций. Среди
них — машиностроительный завод «Полизиус» в Дессау.^ Советсная ад-
министрация снабдила завод современными машинами, и ‘теперь это
предприятие выпускает судовые котлы‘`для торгового флота. НА СНИМ-
	Фото ЦЕНТРАЛЬБИЛЬД.
	КЕ: в одном из цехов завода.
	Поием Исполнительного
	Секретаря Экономической
	Комиссии ООН для Европы г. Мюрдаля Заместителем
Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояном
	15 февраля Заместитель Председа-
теля Совета Министров СССР А. И.
Микоян принял в Кремле Исполни-
тельного Секретаря Экономической
Комиссии Организации Объединен-
ных Наций для Европы г. Мюрдаля,
которого сопровождал Заместитель
Исполнительного Секретаря М. Бу-
ринский. В состоявшейся беседе были
затронуты вопросы, касающиеся дея-
	тельности Экономической Комиссии
ООН для Европы.

На приеме присутствовали Министр
Внешней Торговли И. Г. Кабанов, Зач
меститель Министра Внешней Торгов
ли П. Н. Кумыкин, и. о. начальника
Управления торговли с западными
странами Министерства Внешней Тор-+
говли В. В. Мордвинов.

(ТАСС):
	Обед у Министра Внешней Торговли И. Г. Кабанова
	Москве Исполнительного
	по случаю пребывания в
	Секретаря Экономической Комиссии ООН для Европы
г. Мюрдаля
	ственный Руководитель ТАСС Н. Г,
Пальгунов, Председатель Всесоюзной
Торговой Палаты М. В Нестеров, от-
ветственные сотрудники Министерства
Внешней Торговли и Министерства
Иностранных Дел СССР.
	На обеде был также Чрезвычайный
и Полномочный Посол Швеции в
	СССР Р. Сульман.
	Вчера, 15 февраля, Министр Внеш-
ней Торговли И. Г. Кабанов дал обед
по случаю пребывания в.Москве Ис-
полнительного Секретаря Экономиче-
ской Комиссии Организации Объеди-
ненных Наций для Европы г. Мюрда-
ля и ответственных сотрудников Эко-
номической Комиссии ООН для Евро-
пы М. Буринского, Э. Глезингера,
В. Уэринга, Е. Хосудовского.

С советской стороны на обеде были
Заместитель Министра Внешней Тор-
говли П. Н. Кумыкин, Заместитель
Министра Иностранных Лел СССР
В. А. Зорин, Заместитель Председате-
ля Госбанка В. С. Геращенко, Ответ-
	Обед прошел в непринужденной
дружественной обстановке.
	Вечером 15 февраля г. Мюрдаль
и сопровождающие его лица выеха-
ли из Москвы.
	(ТАСС).
	«На благо широких народных масс»
	ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ ДЕЛЕГАЦИИ ФИНСКОГО ГОРОДА
ТАМПЕРЕ ОТ ПОЕЗДКИ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ
	ХЕЛЬСИНКИ, 16 февраля, (ТАСС).
Члены делегации муниципалитета го-
рода Тампере, побывавшие в Со-
ветском Союзе по — приглашению
исполкома Киевского городского Со-
вета лепутатов трудящихся, делятся
своими впечатлениями OT поездки.
Член Городской управы инженер Па-
ком размахе строительства, которое
ведется в Советском Союзе. Он зая-
вил, что в Киеве закончено восста-
новление жилого фонда, хотя во вре-
мя войны была разрушена почти по-
ловина жилых зданий. Леппянен от-
метил также широкий размах жи-
	‚лищного строительства в Москве и
Ленинграде и указал, что строитель-
ные работы в Советском Союзе меха-
низированы.

Учитель Лаури Сантамяки заявил:
что у него сложилось представление,
что все в Советском Союзе делается
на благо широких народных масс.
“Сильное впечатление, сказал он, на
меня произвело стремление поднять
на еще ‘более высокую ступень всегда
славившееся русское искусство. Сан-
тамяки подчеркнул болыную роль в
жизни советских граждан музеев,
театров и других культурно-просве-
тительных учреждений.
	Je:
aX
HX
ий
OH
		16%
{3°
	ла
	протест пакистанской газеты против
вступления Пакистана в агрессивный блок
	КАРАЧИ, 16 февраля. (ТАСС). В
связи с сообщениями из Вашингтона
о том, что процесс вовлечения Паки-
стана в широкую сеть военных <ою-
зов под эгидой США подходит к кон-
цу, газета «Пакистан таймс» в пере-
довой статье вновь обратилась к па-
кистанскому правительству с призы-
вом всесторонне обсудить этот жиз-
ненно важный для страны вопрос в
учредительном собрании.

Правительство США, пишет газета,
несмотря на протесты Индии, решило
включить Пакистан в Число стран,
	территории и людские ресурсы кото-
рых могут быть использованы для ук-
репления американской «позиции си-
лы» в нынешней холодной войне или
в будущей горячей войне.

Газета выражает надежду, что пра-
вительство и народ Пакистана глу-
боко осознают смысл последних со-
бытий, в частности отказ Саудовской
Аравии принять американскую воен-
ную помошь по тем соображениям,
что она «не вступит ни в какой союз,
наносящий вред ей самой или му-
сульманскому миру».
	Шведские газеты о лыжных соревнованиях в CDaayne
	P

A

H

О
	СТОКГОЛЬМ, 15 февраля. (ТАСС).
Все стокгольмские газеты уделяют
болыное внимание начавшимся вче-
ра в Фалуне лыжным соревнованиям
на первенство мира. Спортивные обо-
зреватели высоко оценивают победу
советского спортсмена Владимира
Кузина на ‘дистанции в 30 км. Газе-
ты называют победу Кузина «рус-
ским триумфом».

«Моргон-тиднинген» отмечает, что,
завоевав звание чемпиона мира на
дистанции 30 км., Кузин доказал, что
его победа над финскими спортсме-
нами, одержанная еще в Свердлов-
ске, не была случайной.

Впервые приняв участие в розыг-
	СЕГОАНЯ
	рыше первенства мира по лыжам,
пишет «Дагенс нюхетер», Советский
Союз уже завоевал первый титул
чемпиона мира.

Газета отмечает исключительную
выдержку Кузина. «Кузин шел ровнее
всех, — пишет газета. — Он шел к
победе, как часовой механизм».

«Моргон-тиднинген» в передовой
статье пишет:

«Для Швеции является честью
быть организатором широких сорев-
нований, как отрадно то, что лыжные
соревнования впервые носят харак-
тер действительно мирового первен-
ства благоларя участию в них рус:
	ских спортсменов».
	телей о жизни за рубежом. 17.50 —
Концерт к Всероссийскому смотру
сельской художественной самодеятель-
ности.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 — Фор-
тепианные пьесы Рахманинова в ис-
полнении П. Серебрякова. 16.00 — Му-
зыкальное чтение: «По страницам нри-
тических статей Ц. Кюи». 17.00—Т. Ни-
колаева — Концерт для фортепиано с
оркестром. 17.45 — Статья проф. А. Со-
колова «Роль минеральных удобрений
в повышении урожайности сельско-
хозяйственных культур».
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАВТРА
	19.30 — Спектакль театра имени Car.
Вахтангова «Много пгума из ничего».
		Московский государстзенный
историко-архивный институт
с глубоким прискорбием изве-
щает о смерти доктора истори-
ческих наук профессора
	Ильи Лукича
МАЯКОВСКОГО,
	последовавшей после тяжелой и
продолжительной болезни
14 февраля.

Гражданская панихида со-
стоится в институте 17 февраля
в 15 час.

Кремация — в 17 часов.

Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, 138.15 — Пере-
дача «Дневник социалистического со-
ревнования», 18.30 — Трансляция кон-
церта из Киева (по станциям). 19.20 —
Опера Сметаны «Проданная невеста».
00.05 — Рахманинов — Симфонические
	танцы.
РТОРАЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Ha-
	родные песни. 20.15 — Эстрадный кон-
церт. 21.00 — Передача, посвященная
творчеству заслуженного деятеля ис-
кусств драматурга Н. Погодина. 22.30
	— Радиосборник <гусская песня».

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 20.00 — Кон-
церт солистов на народных инст-
	рументах и объединенного оркестра
народных инструментов. 20.45 — Бет.
ховен — Седьмая симфония. 22.00 —
Симфонический концерт из произведе-
ний советских композиторов. 22.30 —
Концерт эстрадного оркестра Эстон-
ского радио. 28.00 — Концерт по про-
грамме, составленной радиослушате-
лями. 93.40 — Чувашская музыва.
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — Г. Ка-
линовский — «Изыскатели» (рассказ).
11.15 — «У юннатов Дядновской шно-
лы». 11.40 — И. Назаров — «Дети ики-
пера Горячкива». 12.20 — Песни не-
мецкого народа. 13.15 — Музыкально-
литературный концерт «Поэт-песенник
С. Алымов». 13.45 — Беседа «Научно-
исследовательские учреждения в по
мощь сельскому хозяйству». 14.00 —
	Бородин — Первая симфония. 16.15 —
	Ответы на вопросы юных радиослуша-
ТАСС). Сегодня в 11 часов в рези-
денции Верховного Комиссара СССР
в Германии состоялось закрытое за-
седание министров иностранных дел
четырех держав. Министры продол-
жали обсуждение первого пункта по-