‚ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА
	ОСТАЛОСЬ ТРИ ПАРТИИ
	Матч на первенство мира по шах-
матам между чемпионом мира М.
Ботвинником и победителем турни-
ра претендентов. гроссмейстером В.
Смысловым играется, как ‹ известно,
на болынцинство из 24 партий. Сы-
грана 21! партия. Счет матча 11:10
в пользу Ботвинника.
	Сегодня в Концертном зале имени
Чайковского состоится двадцать вто-
рая партия. Белыми играет Ботвин:
ник. Если партия останется не закон-
ченной, доигрывание будет проведено
завтра в Концертном зале ЦДСА.
	f

Ниже мы приводим двадцать пер-
вую партию матча:
	Французская защита
В. СМЫСЛОВ — М. БОТВИННИК
	1. е4 еб 2. 44 45 3. Ксз СЫ 4. а3
С: с3- 5. be de 6. Фс4 К!6 7.Ф:57
Ле8 8. Фрб с5 9. Ked Jig6 10, Фа?
Kbd7!) Il. Cb2 b6. 12. hs Cb7 13.
ЛЕ! Фс7 14. 0—0—0 0—0—0 15. ФМ
Фсб 16. 942) КаБ 17. Ф:е4 Фа4 18.
С=23) 15 19. Фаз*) с4 20. Фёз КИ5
21. КА К:№М 22. С: 57+ Кр 57
23. Ф: М Kd5 24. Of3 Л!8 25. ide!
@e8) 26. g5 h6 27, h4 hg 28. JI: g5
JI: g5 29. fe Лэ8.
	Сегодня
	МЕНЕВОКОЕ СОВЕЩАНИЕ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
	шению корейского вопроса на основе
учета различных точек зрения.

В отличие от представителя Фи-
линпин и других стран американско-
го лагеря, участвовавших в амери-
канской ‘военной интервенции в Ко-
рее,* представитель Новой Зеландии
Клифтон Уэбб отказался от истори-
неского «экскурса» в послевоенные
события в Корее, заявив, Что «из-
лишне задерживаться на прошлом».
Новозеландский делегат выразил го-
товность сосредоточиться на вопросе
о том, как решить поставленную пе-
ред участниками совещания корей-
скую проблему. Он сказал, что уча-
стники совещания должны подойти
к расемотрению корейского вопроса
«в духе примирения». и стремиться
к соглашению «на основе взаимных
уступок».

Уэ6б признал, что Организация
Объединенных Наций не сумела осу-
ществить возлагавшихся на нее «на-
дежд» в корейском вопросе. В то же
время он заявил, что не может под-
держать и позицию делегации Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики, хотя она, как известно,
внесла конкретные предложения о
мерах по восстановлению националь-
ного единства Кореи и проведению
свободных общекорейских выборов.

Новозеландский представитель сде-
лал свои замечания по отдельным
пунктам корейских предложений. Он
сказал, что «не следует отклонять
немедленно тот пункт этих предложе-
ний, который касается проведения
свободных выборов в Корее, и что
его «следует изучить».

Последним на сегодняшнем засе-
дании выступил представитель Ко-
лумбии Сулета Анхель. Как и в
своем первом выступлении на засе-
	дании совещания 2/ апреля, Сулета
	ЖЕНЕВА, 7 мая; (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня под председатель-
ством В. М. Молотова состоялось:
восьмое заседание Женевского сове-
щания министров иностранных дел.

Участники совещания продолжали
обсуждение ‚первого пункта повестки
дня — корейского вопроса.

Первым получил слово представи-
тель Филиппин Карлос Гарсиа. Его
выступление явилось повторением тех
фальшивых дозолов, которые были
использованы делегациями США и
некоторых других стран, послушных
американскому диктату, для того,
чтобы  воспрепятствовать мирному
урегулированию корейского вопроса
на’демократических началах, в’ соот-
ветствии с национальными чаяниями
корейского народа.

Гарсиа защищал незаконные резо-
люции Генеральной Ассамблеи ООН,
навязанные американским большин-
ством в ООН и направленные на то,
чтобы помешать корейскому наролу
самому решать свои собственные
дела.

Уклонившись от делового обсужле-
ния стоящего в повестке дня совеща-
ния вопроса, филиппинский делегат
отнял у совещания много времени
повторением вздорных измышлений
американской пропаганды, направ-
ленной против Советского Союза,
Китайской Народной Республики и
других стран лагеря мира и демокра-
тии. Одновременно Гарсиа вернопод-
данически восхвалял политику США,
направленную на сохранение обре-
ченных на гибель колониальных ре-
жимов в Азии.

Участники совещания так и не
услышали от представителя Филип-
пин ни одного конкретного предло-
жения, которое могло бы хоть в ка-
кой-либо степени содействовать ре-

ЛОНДОН, 7 мая. (ТАСС). Вот уже
несколько дней английская печать
продолжает публиковать отклики на
недавнее выступление Уинстона Чер-
чилля на собрании членов консерва-
тивной организации «Примроз-лиг».
Особое‘ внимание печати самых раз-
личных направлений привлекло к себе
в этом выступлении 30 апреля сле-
дующее высказывание Черчилля об
англо-советских отношениях:

«Мы должны установить с Россией
такие связи, которые, несмотря на все
раздражения, опасения и разногласия,
убедят русский народ и Советское
правительство в том, что мы желаем
им мира, счастья, все возрастающего
процветания и все более прекрасной
жизни в их могучей стране и что мы
желаем видеть их играющими достой-
ную и слазную роль в руководстве
человечеством».

Именно это место из речи премьер-
министра вызвало весьма оживлен-
ные комментарии, в нем многие увиде-
ли отражение чувств и настроений
широких слоев английской обществен-
ности, обеспокоенной существующей
международной напряженностью и
жаждущей ее ослабления.

В Англии ширится ныне движение
за запрешение атомного и водородно-
го оружия, растет недовольство поли-
тикой возрождения милитаризма в
Занадной Германии и особенно
попытками заокеанских ‘агрессивных
кругов принудить Англию к созданию
нового агрессивного блока, направ-
ленного против народов Азии. Говоря
о заявлении Черчилля, английская
газета «Скотсмен» с удовлетворением
констатирует: «Это, конечно, не аме-
риканский подход». Газета «Йоркшир
пост» в редакционной статье от  ! мая
	  пишет, что Черчилль сформулировал
	утверждал, что решение корейского
вопроса может быть достигнуто тольз
ко на основе резолюции Организаз
ции Объединенных Наций. Исходя из
этих незаконных решений, которые,
как известно, были приняты без всяз
кого участия. представителей корей-
ского нарола и являются односто-
ронними решениями, навязанными
Генеральной Ассамблее американ-
ским большинством в ООН, Сулета
предложил провести в Корее выборы
под контролем иностранных ^ госу-
дарств и в условиях присутствия в
стране иностранных  восруженных
сил. Колумбийский представитель
пытался утверждать, что такие вы:
боры могут якобы послужить сво-
бодному выражению корейским наз
родом его воли,
	Заключительная часть речи колум-
бийского представителя, в которой`он
угодливо восхвалял политику Соеди-
ненных Штатов и так называемый
«американский образ жизни», лиш-
ний раз показала, об удовлетворе-
нии чьих интересов он заботился;
выдвигая предложения, направлен-
ные против объединения Кореи на.
подлинно демократических началах.
	После выступления Сулета пред-
седательствующий В. М. Молотов
заявил, что болыше никто не запи-
сался для участия в прениях. Он ска-
зал, что завтра пленарное заседание
по корейскому вопросу не состоится
как ввиду отсутствия ораторов, так
и ввиду того, что возможно проведе-
ние заседания по индо-китайскому
вопросу. В. М. Молотов добавил, что
окончательно этот вопрос можно бу-
дет решить на основе тех сведений,
которые будут получены к концу дня
или завтра утром.

На этом заседание закрылось.
	роз-лиг» Черчилль на ежегодном обе
де Королевской академии художеств
высказал озабоченность по поводу уг-
розы атомной войны. Он выразил на-
дежду, что величайшие открытия на-
уки не будут использованы во зло че-
ловечеству и что возросшая опасность
приведет «к запрещению войны». Оче-
видно, ЧТо в этих словах Черчилля
нашли отражение широко распростра-
ненные в Англии и других европей-
ских странах убеждения, что атомные
бомбы, которыми грозят из-за океана,
в случае конфликта в первую очередь
начнут падать на эти страны.

Как здесь отмечают, пожелания
главы английского правительства мо-
гут способствовать улучшению меж:
лунаролной обстановки.
	бовский не выдерживает принятого
темпа и отстает. Окончательная борь-
ба за победу на этапе развертывается
в 4 км. от финиша. Побеждает Даль-
горд, с результатом 4 ч: 53 м. 09 с. Та-
кое же время у Бровика, но он чуть
позади. У Кубрика 4 ч. 53 м. 42 с.

Через. 35 сек. финишировала вто-
рая группа участников в составе 9 че-
ловек. Среди них были Немытов, Пе-
дерсен и Ривот (оба Бельгия), Кирхо-
вен (Голландия), Нахтигал (Чехосло-
вакия), Герард (Англия) ит. д. Клев-
цов прибыл 14-м с результатом 4 ч;
54 м. 58 с.

Снова не повезло Вершинину, ехав-
шему во второй группе. За 5 км. до
финиша у него соскочила с колеса
шина и порвалась. Рассчитав, что сме-
на ее займет много времени, Вершич
нин подхватил шину руками и закон»
чил дистанцию на ободе, показав вре-
мя 4 ч. 5$ м. 03 с.

В командном зачете на этапе побе-
дили датчане — 14 ч. 42 м. 23 с. (за-
чет по трем лучшим). За ними гол-
ландцы — 14 ч. 43 м. 35 с. и бельгий-
цы — 14 ч. 44 м. 42 с. Поляки пока-
зали пятый результат — 14 ч. 46 м.
59 с. Время команды СССР — 14 ч.
47 м. 38 с.

По сумме результатов, показанных
на пяти этапах, лидером гонки остает-
ся Вильчевский (Польша).

В командном зачете лидируют вело-
сипедисты Польши — 59 ч. 09 м. 40 с.
Далее идут: Дания — 59 ч. 15 м. 00 с.,
Бельгия — Б9 ч. 17 м. 55 с. Команда
СССР на шестом месте — 59 ч. 33 м.
17 ¢.

Сегодня участники велогонки на-
правляются в Берлин. Старт дается в
г. Котбусе.

М. Семенов,
	судья всесоюзной категории.
	30. Фе2б) `Фсб 51. Ф:е6б7) Ф:еб
32. Л: еб JI: g5 33. ЛеБ®) Kpc6 34.
Kpd2 25%) 35. a4 Jih5 36. Леб-- Кре7
37. Jle5 Kpc6  88. Jle6+ Kpc7 39. JIe5
Крсеб 40. Леб--°). Ничья.

1. После 10... Ксб 11. 4 могла
получиться позиция, встретившаяся
уже в девятнадцатой партии. Бот-
винник избирает новую систему за-
щиты, развивая слона на Ъ7.

2. Смыслов оригинально разыграл
дебют, намереваясь после КрЗ дер-
жать под обстрелом пешку «е». По-
зиция белых заслуживает предпочте-
ния. Ботвинник на. следующем ходу
жертвует пешку за ‚ инициативу.

8. Препятствуя 18... КЬА. .

4. Если 19; 212; то 19.., Л: 59! с
последующим КЬ4.

5. Лучший ход. За пожертвован-
ную пешку черные добились некото-
рой компенсации. Слон белых на b2
Вне игры, в 10 время как черный
KCHb занял превосходную позицию.
Однако, вряд ли это достаточная
компенсация за пешку. Белые не мо-
гут играть ‘26. 55 Л: 727. Ф: 15
из-за 27... е 28. JI: e8 JI: gi+ 29,
Kpd2 Jifi 30. Jie) JI: f2+ unr д.
Ввиду угрозы следующий ответ
белых единственный. `

6. Лучше было сохранить пешку
«в». Играя 30. Кра!! с последующим
31. Сс1, белые вводили в игру бездей-
ствующего слонё’и удерживали про-
ходную пешку %5». Нельзя играть
30... Л:55?, так как тогда 31.
Ф: 45-Е! Белые избрали неправиль-
ный план игры. Они стремятся вы-
играть пешку «е».

7. Эту позицию выгоднее играть
при ферзях. Поэтому сильнее для
и было 31. ФПБ или даже 31.

gl.

8. Если 33. Л@б, то £4!

8. Последовательнее 34... Б5,

10. На 40. СаЗ черные могли отве-
тить 40... ЛНЗ! с контригрой.
	в Киеве
	Международный мастер
Вл. Алаторцев.
	Б предмайские дни к новому дом
	I я.
мебелью. Рабочие,
жащие и инженерно-технические работники завода им. ВБладимыира и
	вселялись в новые квартиры. В чы
квартиру старший контрольный м:
лай Иванович Киреев, более три;
НА СНИМКЕ: Н. КИРЕЕВ, его сын —
и жена сына табельщица того же

квартире. Man Г pwnpa:
	НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ
	числе других получил трехкомнатную
Й мастер моторосборочного цеха Нино-
тридцати лет работающий на заволе.
	me Ee BO РУЗ ea Ha заводе.
слесарь механического цеха БОРИС
	ue EEO же цеха БЕРА устраиваются в новой
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА и г. ЯБЛОНОВСКОГО.
	СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ
	СОКРОВИЩА ПАРФЯНСКОГО
LIAPCTBA
	Их ДИКОВИННЬТЕ стрелы неви-
‚,** димы в полете и раньше, чем
заметишь стрелка, пронзают насквозь
все, что ни попадется на пути, а во-
оружение закованного в латы всадни-
ка такой работы, что все пробивает,
3 само выдерживает всякий удар».

Такие рассказы римлян © воинах
Парфянского царства приводит рим-
ский историк Плутарх. Парфия — од-
к из самых крупных рабовладельче-
ских государств древнего мира, суще-
ствовавшее с ПП века до нашей эры
по Ш век нашей эры.

История этой могущественной
древней державы, представляющая
большой научный интерес, мало ис-
следована, так как до сих пор почти
не было достоверных источников для
ee изучения. Этот пробел теперь
в большой мере восполнен работами
советских ученых. В Южной Туркме-
ини, где находились коренные обла-
сти Парфянского государства, Южно-
туркменская археологическая . экспе-
диция Академии наук Туркменской
ССР открыла недавно ряд важных
памятникоз материальной культуры
парфян. Открытия археологов явля-
ются ценным вкладом в мировую на-
уку.
Руководитель экспедиции заслужен-
ный деятель науки профессор М. Е.
Массон рассказал об этих интересных
икследованиях корреспонденту «Be-
черней Москвы».

— Осенью прошлого года, — гово-
рит тов. Массон, — один из наших
отрядов вел раскопки на  городише
Старая Ниса, неподалеку от Ашхаба-
да. В Ш веке до нашей эры Huca
была первой резиденцией парфянских
парей. Впоследствии ее перенесли в
другое место, а внутри` крепости раз-*
местилось, повидимому, — дворцово-
храмовое хозяйство. Здесь мы обна-
ружили часть обширного архива —
1.300 полностью сохранившихся до-
кументов и сотни фрагментов. Доку-
менты находились в помещениях
винных складов, где в то время хра-
нились огромные глиняные корчаги—
пифосы с вином и уксусом. Все до-
кументы написаны на  парфянском
языке чернилами на глиняных череп-
ках и относятся к Г веку до нашей
эры. Они охватывают период около
восьмидесяти лет.

Среди расшифрованных пока доку-
ментов большинство связано с еже-
тодными взносами храму натурой ви-
на с различных виноградников. Здесь
также много хозяйственных инвентар-
ных описей. Тексты содержат назва-
Ния местностей и участков, имена
парфянских чиновников и работниксв
храмового хозяйства, а также сведе-
ния о землевладении. Упоминаются
царские земли, участки крупных ра-.
бовладельцев, земли обшинников.
	Находка архива — чрезвычайно
редкое событие в археологической
практике, а для изучения истории
	Парфии имеет исключительное значе-
ние, так как до сих пор письменных
	источников парфянского происхожде-
ния мы почти не имели.
	Дальнейшая расшифровка докумен-
тов даст, несомненно, богатые данные
06 истории, экономическом укладе и
быте Парфянского государства, поз-
волит правдиво осветить один из наи-
менее изученных периодов истории
Среднего Востока.
	Сокровища древней культуры от-
крылись перед нами, когда мы закан-
чивали раскопку расположенного ря-
дом большого квадратного дома, в
котором помещалось, вероятно, двор-
цово-храмовое хранилище. Здесь най-
дены различные предметы придворно-
го быта и культа. Среди них — брон-
зовые фигурки крылатого грифона и
скачущего кентавра, много изделий из
самоцветов — агата, лазурита, сердо-
лика, горного хрусталя. Но особен-
ную ценность представляют обнару-
женные здесь же фрагменты = He-
скольких скульптур из мрамора. Луч-
шая из них; относящаяся ко И веку
до нашей эры, является подлинным
шедевром и уникальным произведени-
ем искусства древности. Это фигура
молодой полуобнаженной женщины.
Тело изваяно из белого мрамора, в
драпиравки одежды из серого. Статуя
выполнена в традициях эллинистнче-
ского реализма и по стилю близка к
классическим образам Афродиты. Од-
нако лицо —с суровым, величествен-
ным выражением, строгими, прекрас-
ными чертами — чуждо — канонам
классической скульптуры и носит
явную печать портретности. По ряду
деталей можно предположить, что это
изображение ^^ Радагуны — парфян-
ской героини, дочери парфянского
царя Митридата (II sex ло нашей
эры). :

‚ Другим нашим-отрядом,  продол-
жавшим в прошлом году исследова-
ния древнего Мерва, бывшего когда-
то одним из наиболее значительных
городов Парфии, раскопан дом бога-
	того ремесленника (1—1! веков нашей.
	эры). в доме находились, помимо жи-
	лых комнат, и мастерские. Вскрыто
	семь небольших — производственных
помещений, в каждом из которых
некогда работали по 2—3 человека. В
одних помещениях, судя по остаткам
плавильных печей и литейных форм
из глины и камня, а также медных
лаков, работали литейщики по брон-
зе и другим металлам. В других —
трудились специалисты по обработке
железа, золотильщики, резчики по
кости. Всего в мастерских работало
около двадцати человек, включая ра-
бсв. Здесь найдены специально обра-
ботанные бараньи лопатки, на кото-
рых делались записи чернилами с по-
мошью кисти, а также стило из сло-
новой кости для писания на восковых
табличках. Эти предметы свидетель-
ствуют о существовании учета про-
изводства.

Весь этот интересный  производст-
венный комплекс впервые дает нам
наглядное представление об органи-
зации производства в эпоху расцвета
рабовладельческого общества в Юж-
ном Туркменистане,
	К выступлению. У. Черчилля на собрании
	консерваторов
	политику, которая в конечном счете
должна стать «единственно возмож-
ной политикой по отношению к Рос-
сии».

Газета «Дейли экспресс», коммен-
тируя заявление Черчилля, писала:
«Это заявление свидетельствует о
том, что премьер-министр преисполнен
решимости упорно продолжать свои
попытки улучшить отношения между
Востоком и Западом. Его новый жест
в сторону Москвы — накануне май-
ского дня — следует за его решитель-
ным отказом согласиться с точкой
зрения Америки на Индо-Китай».

В журналистских кругах Лондона
обращают внимание также на то, что
за день до произнесения своей речи на
ежегодном собрании членов «Прим-
	ТЕРЛИЦ. 8 мая. (По телефону.
Наш корр.). Дождь. Ветер. Резкое по-
нижение температуры до +5—6°. K
тому же на пути затяжные подъемы
и спуски. В таких тяжелых условиях
протекала вчера велогонка мира на
этапе Вроцлав—Герлиц. протяжением
167 км.

Принят старт. Позади 10 километ-
ров. Велосипедисты разделяются на
две группы © просветом в 3—4 мину-
ты. Однако еще через 15 км. вторая
группа достает ведушую, и теперь
впереди идут 65—70 участников` состя-
зания. Часть гонщиков на трудной
трассе безнадежно отстает.

При встречном ветре ведущая груп-
па растягивается то в одну, то в две
длинные цепочки.

45-й километр. Подъем. Здесь иду-
шие впереди, скрывшись за поворо-
том, усиливают темп. Гонщики, кото-
рые находились в середине, не могли
видеть этого тактического маневра, а
когда выбрались на вершину холма,
то было уже поздно, — лидеры были
далеко.

На 65-м километре от старта — про-
межуточный финиш. Первым пересе-
кает его Грабовский (Польша). Вто-
рым был Шульц (Германская Демо-
кратическая Республика), третьим —
В. Клабинский (Польша).
	Погода становится еще тяжелее.
Группы велосипедистов  перестраи:
ваются. К ведущей подтягиваются Чн-
жиков, Вершинин, Клевцов и Крюч-
ков.

До финиша — 50 км. Здесь, сде-
лав сильный рывок. уходят вперед
Грабовский, Дальгорд (Бельгия),
Бровик (Голландия) и Кубрик (Чехо-
словакия). Прилагая все силы, они
	удаляются вс® дальше и дальше.
До г. Герлица остается 7 км. Гра-
	Зелогонка мира
	Патый этап
	Декада русского искусства и литературы
	HO
та.
УГО
	18,
		КИВВ, 8 мая. (По телефону. Наш
спец. корр.). Огромен интерес киевлян
к спектаклям, концертам, литератур-
ным вечерам дорогих гостей из Моск-
вы, которых встречают везде, как
родных братьев и сестер.
	При переполненных залах прошел
первый спектакль Большого театра,
первые концерты Русского народного
хора имечи Пятницкого, Краснозна-
менного имени Александрова ансамб-
ля песни и пляски Советской Армин,
четыре литературных вечера. Тысячи
людей хотели попасть на первое. пред-
ставление одного ‘из лучших театров
страны. Те, кто не мог попасть в
театр, слушали вчерашний спектакль
по радио и смотрели по телевизору.

Перед началом спектакля MOCKOB-
ских артистов горячо приветствует
Зоя Гайдай. С ответным словом от
коллектива Большюго театра высту-
пает Максим Михайлов.

Здравицей в честь Советской Ук-
раины, Советского правительства,
родной Коммунистической партии за-
канчивает свое выстулленйе М. Д. Ми-
хайлов. Деятели украинского искусст:
ва преподносят москвичам большие
букеты цветов. >

В обстановке большой сердечности
прошли литературные вечера и кон-
перты хора им. Пятнинкого и Красно-
энаменного ансамбля Советской Ар-
мии. Русские писатели встретились с
производственниками двух крупней-
ших промышленных предприятий го-
рода:  станкостроительного завода
им. Горького и завода «Большевик»,
	а также со слушателями республикан-
ской партийной школы, побывали в
Доме культуры железнодорожников
им. Фрунзе. В этих литературных ве-
черах с чтением своих произведений,
со словами братской любви к украин-
скому народу выступили Сурков, Ти-
хонов, (Симонов, Полевой, Алигер,
Караваева, Безыменский, Жаров,
Первенцев, Васильев, Кирсанов, Ленч
и другие приехавшие в Киев русские
прозаики и поэты. Трудящиеся столи-
цы Украинской республики горячо
приветствовали ‘русских писателей,
чьи произведения хорошо известны и
любимы на Украине.

Сегодня коллектив Большого театра
показывает балет «Лебединое озеро»,
котсрый также будет передан по те-
левидению. ‘Солисты театра дадут
первый болыной открытый концерт, в
котором примут’ участие Лемешев,
Алексей Иванов; Рейзен, Давыдова,

исициан, Корень и другие. С концер-
тами выступят художественные кол-
лективы, молодые исполнители — вос-
питанники москоёской консерватории,
хореографического ‘училища “и ‘т.”д;

Днем, в свэбодное время, гости
осматривают город, знакомятся с его
достопримечательностями. Артисты
Большого театра  нобывали уже в ря:
де музеев Киева, а вечером соверши-
ли большую прогулку на пароходё по
Днепру.

Завтра московские писатели и ма-
стера искусств выедут в город Пере-
яслав-Хмельницкий.

В. Шевнов.
		Yt.

1ey

о Ry
	Pe ee, FR eR PhP PGE UR Ayan PR Ath gaa fOgel™ ое. ВЕ от, Pen fF gen gt hen PR рр чей роет, р ft gh eh gale PO pre an, не Е дыся
	музыку духом народности, сооощить
национальную окраску хорам, во-
кальным ансамблям, ариям, целым
партиям главных действующих лиц
оперы. Очень показательны в смыс-
ле близости оригинальных мелодиче-
ских тем композитора к темам народ-
ных песен звучащий в прологе хор
«Черный ворон в поле кружит» и 60-
евая песня «ОЙ, не ликуйте, вельмо-
жи-магнаты». .

Встречаются в партитуре и рус-
ские мелодии, главная из них — рус-
ская народная песня «Слава». Ком-
позитор не просто цитирует ее; а де-
лает одним из важнейших компонен-
тов музыкальной драматургии, дает в
развитии, последовательно раскрывая
с ее помощью величественный образ
русского народа, тему воссоединения.
Активно участвуют в развитии сюже-
та и многие другие музыкальные те-
мы, подобно теме фанфар, символи-
зирующей величие и несгибаемую си-
лу народа, теме песни  «Розлилися
крут! бережечки», звучащей в трех
картинах и убедительно  раскрываю-
щей нерастержимое единство Богда-
на Хмельницкого с народом. Ярки,
предельно выразительны  музыкаль-
ные темы, которыми композитор ри-
сует массовые сцены и сюжетные по-
ложения оперы.

Очень хороши в опере хоры, в
большинстве своем проникнутые ду-
хом народности, эмоциональные, яс-
ные по своей фактуре, одинаково. убе-
дительно0о передающие настроения
скорби, протеста, борьбы и ее побед-
Hore завершения. Превосходно напи-
	санс большинство арий, являющихся
важнейшим средством раскрытия ха-
рактеров действующих лиц. Так, в за-
мечательных ариях Богдана Хмель-
ницкого в органическом единстве ча-
ходятся присущие ему черты муже-
ственвости, героического пафоса и
глубокой человечности, я бы сказал,
сердечной теплоты.

Исключительно ответственную, раз-
вернутую партию Богдана Хмельниц-
кого превосходно поет и играет на-
родный артист СССР М. Гришко. В
его исполнении перед зрителями пред-
стает живой образ легендарного на-
родного вождя, мудрого государствен-
ного деятеля, человека большой, от-
крытой души, кровно связанного с
родным народом. Прекрасно звучит
лирико-драматический баритон арти-
ста. он поет проникновенно, с боль-
шим чувством, легко преодолевая
значительные вскальные трудн эсти
своей  партии.

Талантливо в актерском, безуко-
ризненно в вокальном отношении про-
водит партию Максима  Кривоноса
народный артист СССР Б. Гмыря.
Прославленный народный герой, че-
ловек огромной воли и отваги, с ка-
кой сердечностью, с каким глубоким,
искренним чувством обращается’ он в
сцене суда над полковником Богуном
к кевинно осужденному другу! Пси-
хологически насыщенная, проникнутая
подлинной народностью, эта. ария
Кривоноса является, на мой взгляд,
лучшей в опере.

Глубок и содержателен образ

предводительствуемое Богданом
Хмельницким. Мудрый государствен-
ный деятель, пламенный патриот род-
ной Украины, Богдан извещает на-
род, что от его имени он попросил
исмощи у великого русского народа.

Картины героической, самоотвер-
женной борьбы украинского народа
против польской шляхты проходят
перед зрителем и во втором акте оле-
ры, рисующем осаду народным вой-
ском крепости, где укрылись полки
Потоцкого. Напряженно и драматич-
но развиваются события третьего ак-
та, в котором иезуиты предпринимают
попытку убить Богдана, сорвать его
переговоры < Москвой. В заключи-
тельном акте оперы украинский на-
род торжественно и радостно встреча-
ет русских послов, прибывших с гра-
мотой о согласии на воссоединение,
на вековечное братство русского и ук-
раинского народов.

Болышная заслуга авторов и поста-
новщиков оперы состоит в том, что
главным герсем спектакля является
народ, борьба которого за свою сво-
боду и независимость определяет дра-
матургию и музыку произведения.
Можно C полным основанием сказать,
	что талантливым украинским компо-
зитором К. Данькевичем написана
народная опера. И дело здесь ue
	столько в использовании им фольк-
лорных мелодий, существующих в пар-
титуре, как цитаты. Важнее то; что,
горячо любя и хорошо зная песенное
творчество украинского народа, чу-
десные песни и думы кобзарей, ком-
позитор сумел насытить собственную
		Хмельницкого — Богуна в исполнении
народного артиста ССР В. Бори-
шенко. Артист прекрасно поет, вы-
разительно и правдиво раскрывает
в своей актерской игре черты муже-
ства и преданности народному делу,
присущие Богуну, его светлую любовь
к Соломии. С болыним сценическим
обаянием играет обладательница
очень красивого голоса заслуженная
артистка УССР Л. Руденко эту роль
дочери сожженного на костре казака
Журбы, заменившей отца в боях за
свободу и счастье своего народа.
	1 лубоко впечатляет и другой жен-
ский образ — Варвары — умной,
сильной, готовой к самопожертвова-
нию украинской патриотки. Она вы-
	пивает яд, предназн аченный для
Хмельницкого, HO ее трагическая
смерть воспринимается зрителями,
	как победа жизни, во имя которой
бъется < врагами народное войско под
водительством Богдана. С подкупа-
ющей искренностью и глубоким дра-
матизмом воссоздает заслуженная
артистка УССР Н. Гончаренко трога-
тельный и возвышенный образ Вар-

вары.
	Выразительно сыграна еще одна
женская роль — жены гетмана, иезу-
итской шпионки, отравительницы Ге-
лены. Показать этот сложный, проти-
воречивый образ женщины, призван-
ной иезуитами лишить жизни Богда-
на Хмельницкого, но глубоко и ис-
кренне полюбившей его, оказалось
под силу актерскому дарованию за-
служенной артистки УССР Л. Лоба-
новой-Рогачевой.
	Из остальных исполнителей следует
отметить заслуженного артиста УССР
С. Когана, создавшего четкий, остро-
характерный образ агента иезуитов,
предателя Лизогуба, заслуженного
артиста УССР П. Гайчука, сыгравше-
го роль старого казака Тура, народ-
ного артиста УССР М. Роменско-
	го, хоропю воплотившего в своей
	игре юмор и сочный колорит роли
дьяка Гаврилы.

На высоком профессиональном уро-
вне находится исполнение хора и
оркестра (хормейстер В. Колесник,
дирижер Н. Покровский). Чрезвычай-
но действенным элементом в спектак-
ле является яркое художественное
оформление (художник А. Петриц-
кий). Талант и мастерство режиссера-
постановщика М. Крушельницкого
глубоко раскрывают и во многом до-
полняют замысел авторов оперы.

С благодарностью отдавая должное
авторам и театру, создавшим талант-
ливую оперу, следует, однако, поже-
лать, чтобы работа над произведе-
нием была продолжена. Мне пред-
ставляется, в частности, что за исклю-
чением Гелены и Лизогуба остальные
отрицательные персонажи оперы, олч-
цетворяющие польскую шляхту, обри-
сованы недостаточно четко, их музы-
кальные характеристики мало чем от-
личаются одна от другой. Спектакль
очень растянут, либретто оперы, вдум-
чиро и серьезно переработанное авто-
рами, все еще перегружено второсте-
пенными деталями; встречаются в нем
сюжетные линии, существующие как
бы самостоятельно от всей музыкаль-
но-сценической драматургии.

Эти недостатки, которые, бесспорно,
будут устранены, не заслоняют глав-
ного, основного. Зрители присутство-
вали вчера на ярком, реалистическом,
талантливом спектакле, воспевающем
бессмертные подвиги украинского на-
рода, прославляющем великий исто+
рический акт его воссоединения ©.
Россией.

Опера «Богдан Хмельницкий» —
большое и радостное событие в жизни
советского искусства.
	НА СНИМНЕ: сцена из последне-
го действия оперы H. Данькевича
«Богдан Хмельницний» в поста-
новке Государственного театра
оперы и балета Украинской ССР
имени Т. Г. Шевченко.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	На спектаклях Киевского театра оперы и балета
	/Гевченко
	имени Т. Г.
	b
„оотлан ХЖиельницкий“”
	ВЧЕРА в Москве ° а а ан
на - С р,
аи Вано МУРАДЕЛИ реттисты и коллек-

ния Киевского те- & тив театра в тече-
	атра оперы и бале-

та имени Т. Г. Шевченко. В этот же

день и час взвился занавес над сценой

киевской оперы, и перед зрителями

украинской столицы предстал коллек-

тив Государственного академического
ышого театра Союза ССР.

Есть прекрасный и глубокий смысл
В таком обмене спектаклями, он ярко
свидетельствует о плодотворном вза-
имном влиянии культур двух брат-
ских народов.

Показанная вчера на сцене Боль-
шого театра опера «Богдан Хмель-
НиЦкий», созданная композитором
К. Данькевичем по либретто писа-
телей В. Василевской и А. Корнейчу-
ка, уже знакома москвичам: ее пред-
ставление состоялось в 1951 году во
время декады украинского искусства
и литературы в Москве. В те дни пар-
тийная печать, советская обществен-
ность указали авторам и театру Ha
существенные недостатки этого лроиз-
ведения. В статье «Правды», в част-
ности, указывалось, что, вопреки исто-
рической действительности, на сцене
«не отображено горе, нищета и бес-
правие украинского народа, изнемо-
гавшего под игом польской шляхты.
Поэтому не возникает у зрителя и
ясного представления о коренных
причинах, вызвавших движение укра-
инского народа за свое освобождение,

за установление дружбы и союза с
Русским народом».
	Правильно восприняв- доброжела-
	. ние двух лет созда-
ли ‘новую редакцию оперы, в которой
указанные печатью существенные не-
достатки были устранены. Уже в са-
мом начале спектакля мы видим кар-
тину народного горя, страданий укра-
инских казаков и крестьян в период
польско-шляхетской оккупации, видим
мужественных патриотов -— сотника
Ниву (Ю. Кравченко) и казака Жур-
бу (П. Иванов). Они выступили про-
тив захватчиков, и за это шляхтичи их
приговорили заживо сжечь на костре.
	Измученные неволей и нуждой
женщины, старики, дети, которых со-
гнали сюда по приказу польского
магната Потоцкого, чтобы устрашить
картиной лютой казни, скорбно про-
вожают народных героев. Но предста-
вители гордого, свободолюбивого на-
рода’ — Нива и Журба даже в час
своей мученической смерти не поко-
ряются врагу. Героические сподвиж-
ники Богдана Хмельницкого не про-
сят пощады; прошаясь с жизнью, они
запевают песню о грядущем возмез-
THK.

Эту песню подхватывает народ, она
звучит гневно и мужественно, как
	клятва.

Таково содержание первой карти-
ны, вводящей зрителей в атмосферу
суровой борьбы украинского народа,
отстаивавщего свои права на счаст-
ливую, свободную жизнь. Cae-
дующая картина первого акта пере-
носит нас в лагерь Запорожской се-
	чи, где собрано народное войско,