Скончание гастролей
тватра имени
м.  , Ермоловой
	ДВА МЕСЯЦА
НА УКРАИНЕ
		Окончание работы конгресса
британских тред-юнионов
	БРАЙТОН, 1! сентября. (Спец.
корр. ТАСС). В Брайтоне закончил
свою работу 86-й ежегодный конгресс
британских тред-юнионов. Усиливаю-
щееся движение народов всех стран
за мир и демократические права на-
ложило свой отпечаток на нынешний
конгресс, который отличался от мно-
	гих предыдущих остротой борьбы по
всем важнейшим вопросам внешней и
внутренней политики.
	Отличительной чертой конгресса
был боевой характёр выступлений
представителей передовой части анг-
лийского профсоюзного движения
против реакционной политики  руко-
водящей верхушки БКТ.

Особенно жаркая борьба разгоре-
лась в связи с вопросом о вооруже-
нии Западной Германии. Закулисные
маневры, контроль над голосами
крупных профсоюзов; прямой нажим
и нарушение демократических прав —
все было использовано  Генсоветом
БКТ для того, чтобы провести его ре:
	золюцию, одобряющую вооружение
Западной Германии. Формально эта
резолюция была одобрена, однако
	Генсовет собрал столь незначитель-
ное большинство голосов, что даже
буржуазная печать вынуждена расце-
нить результаты голосования как фак-
тическое поражение Генсовета.

Исход борьбы по германскому во-
просу на конгрессе, по мнению печа-
ти, заставит руководство лейборист-
ской партии серьезно задуматься над
своей политикой поддержки вооруже-
ния Западной Германии в связи с
предстоящей ежегодной  конферен-
цией партии. Как отмечает печать,
правые профсоюзные лидеры, поддер-
живающие руководство  лейборист-
ской партии, контролируют на конфе-
ренции партии значительно меньшее
число голосов, чем на конгрессе тред-
юнионов. В то же время силы про-
тивников вооружения Западной Гер-
мании значительно  укрепятся на
конференции за счет делегатов мест-
ных организаций лейбористской пар-
тии, многие из которых выступают
против возрождения германского ми-
литаризма.

Стремление английского народа
жить в мире с народами других стран
отражено в единодушно принятой ре-
золюции, требующей созыва совеща-
ния пяти великих держав в целях ло-
стижения соглашения о запрещении
атомного оружия и сокращении обыч-
ных вооружений. Выступления деле-
гатов на конгрессе по этому вопросу
прозвучали как резкое осуждение
проводимой США политики сколачи-
вания военных блоков. и гонки воору-
жений в целях развязывания новой
мировой войны.

Большое значение имеет и тот факт,
что впервые после выхода британско-
го конгресса тред-юнионов из Всемир-
ной федерации профсоюзов на кон-
грессе был поднят вопрос о между-
народном профсоюзном единстве. Это
свидетельствует о растущем недоволь-
стве рядовой профсоюзной массы по-
литикой руководства БКТ, направ-
ленной на сохранение раскола и недо-
пущение переговоров с ВФП.
	При обсуждении внутренних проб-
лем Генсовет потерпел серьезное по-
ражение. выступив против резолюции,
осуждающей новый закон, который
дает домовладельцам возможность
повышения квартирной платы. Не-
смотря ‘на сопротивление Генсовета,
	были также приняты резолюции, тре-
	бующие улучшения положения преста-
релых, и резолюции, требующие уве-
личения ассигнований на культурные
		На состоявшемся вчера заключи-
тельном заседании конгресса была
единодушно принята резолюция, под-
тверждающая необходимость расши-
рения торговли со всеми восточными
и западными странами и призываю-
щая английское правительство иссле-
довать возможность обеспечения но-
вых рынков в Восточной Европе и в
Азии. Резолюция была внесена объ-
единенным профсоюзом литейщиков.
	Тенеральный секретарь этого проф-
союза Дж. Гарднер обрисовал эконо-
мические трудности, стоящие перед
Англией, и подчеркнул, что Англия
сталкивается с усиливающейся кон-
куренцией Западной Германии и Япо-
нии на мировых рынках. В то же вре-
мя, сказал он, навязанные американ-
цами ограничения торговли мешали
Англии увеличить в широком мастита-
бе экспорт в Советский Союз и другие
страны Востока. Гарднер указал, что
положения американского закона
Бэттла (дискриминационный закон,
ограничивающий торговлю с Совет-
ским Союзом и странами народной
демократии. — Ред.) наносят боль-
шой ущерб Англии.
	Конгресс принял также резолюцию,
внесенную профсоюзом технических
работников почтово-телеграфного ве-
домства. Эта резолюция призывает
принять меры к обеспечению сниже-
ния стоимости жизни.
	Профсоюз рабочих электропромыш-
ленности внес резолюцию, в которой
протестует против всех видов сокра-
щения заработной платы и выражает
поддержку усилиям, направленным на
повышение ставок заработной платы
и улучшение условий труда.
	Против этой резолюции выступили
реакционные представители двух боль-
ших профсоюзов.
	За резолюцию было подано 3.002
тысячи голосов, против — 4.564 ты-
сячи.
	Несмотря на противодействие Ген-
совета, конгресс принял резолюцию,
внесенную профсоюзом рабочих элек-
тропромышленности, — призывающую
распространить национализанию на
имеющие жизненно важное значение
отрасли национальной экономики.
Внесенная профсоюзом пожарников
резолюция, протестующая против им-
периалистической эксплуатации рабо-
чих и народов британских колоний,
вызвала ожесточенные споры. Резолю-
ция требовала немедленного прекра-
шения военных операций в Кении и
Малайе, мирного урегулирования и
проведения в колониальных странах
политики, направленной на повыше-
ние жизненного уровня, предоставле-
ние населению профсоюзных и демо-
кратических прав, уничтожение «цвет-
ного барьера» (т. е. уничтожение дис-
криминации по расовому признаку).
	В поддержку этой резолюции вы-
ступили председатель профсоюза гор-
няков Шотландии Моффат и гене-
ральный секретарь Национального
профсоюза горянков Артур Хорнер.
	Под громкие аплодисменты Хорнер,
отвергая упоминание члена Генсовета
Дикина о «террористах» в Малайе, за-
явил: «Эти люди — не террористы, а
освободители своей страны». Коло-
	ниальные народы больше не хотят
	терпеть эксплуатацию, сказал Хор-
нер.

На заседании Генсовета, которое
состоялось после заключитёльного за-
	седания конгресса, председателем Ген-
	совета БКТ был избран генеральный
секретарь профсоюза  почтово-теле-
графных служащих Чарльз Геддес.
		Международные заметки
	БОННСКИЕ „ХУДОЖЕСТВА“
	Е ТАК давно боннский парламент

— бундестаг в специальном засе-
дании чествовал Фея и Мальската, от-
мечая их «особые заслуги» перед за-
падногерманским искусством. Герр
Аденауэр лично пригласил обоих к
себе на дом в качестве «почетных
гостей»... И вдруг грянул гром: «по-
четные гости» Аденауэра оказались
заурядными мошенниками!

Начало карьеры Фея и Мальска-
та относится еще к годам нацист-
ского господства. Именно тогда
Мальскат получил заказ на рестав-
рацию сильно обветшавших средне-
вековых фресок в одной из силез-
ских. церквей. Засучив рукава, он
принялся за работу. Не будучи, ви-
димо, удовлетворенным ее масшта-
бами, он решил придать полученно-
му- заданию значительно больший
размах. К уже существующим сред-
невековым фрескам он добавил от
себя (то есть попросту нарисовал,
как сумел) 26 новых, объявив, что
он «открыл» их случайно, ‘в ходе
работы, счищая со стен штукатурку.

Находившийся рядом в качестве
«эксперта» Фей стал немедленно
восхищаться сделанным «открыти-
ем», хотя он был, разумеется, в кур-
се всего дела.

После разгрома нацизма Мальскат
и Фей, как и следовало ожидать, от-
лично акклиматизировались в За-
падной Германии. И когда встал во-
прос о реставрации фресок собора
в Любеке, боннские власти без дол-
гих колебаний решили поручить ее
Мальскату.

А он: не преминул повторить свой
«опыт»: как и в Силезии, снова
«открыл» под штукатуркой 21 фре-
ску. Среди изображенных им лиц
оказались его близкие знакомые и
всевозможные политические авантю-
ристы и проходимцы.

Само собой разумеется, что «экс-
перт» Фей все время находился на
страже: он аккуратнейшим образом
и с ученым видом знатока свиде-
тельствовал подлинность «открывае-
мых» Мальскатом фресок.

О вновь обнаруженных средневеко-
вых «памятниках живописи» появи-
лись монографические исследования.
	После двухмесячных гастролей на
Украине возвратился в Москву театр
мени М. Н. Ермоловой. Коллектив
зыступал в Киеве и во Львове. Все.
ю было дано свыше ста спектаклей.
	Во Львове театр показал десять
постановок, среди которых особенным
кпехом пользовались «Европейская
‹роника», «Дачники», «Цюй Юань»
др. Было проведено несколько твор-
«ских встреч. Московские артисты
пбывали на электроламповом и ав-
тобусном заводах, в колхозе имени
Ленина Ширецкого района, и т. д.
Трудящиеся Львовской области пре-
юднесли коллективу подарки. Театр
дал семь выездных спектаклей в
городе Луцке.
	Во время гастролей продолжалась
бота над постановкой пьесы Вик-
тора Гусева «Слава». Ставит спек.
акль режиссер А. Гончаров, оформ-
met художник А. Понсов. Роль Мо-
ЫЛЬКовОЙ исполняет Э. Кириллова,
парого актера Медведева — В. Якут,
Мотылькова — В. Андреев, Лены —
р, Киселева. Музыку к спектаклю
пишет Карен Хачатурян.
	Зимний сезон в Москве откроется
октября в помещении театра имени
Моссовета на площади Журавлева.
	ХГ ШАХМАТНАЯ
ОЛИМПИАДА
	ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ ТУРОМ
В ПОЛУФИНАЛАХ
	АМСТЕРДАМ, 11 сентября. (По
илефону. Наш спец. корр.). в
пром на ХГ Международной шахмат-
Юй олимпиаде доигрывались неокон-
енные партии.
	he приступая к игре, Котов сдал
пртию Принцу. Таким образом встре-
и команд СССР — Голландия закон-
лась вничью со счетом 2:2.
	Результаты остальных матчей сле-
ующие: Австрия—Финляндия 3: 1,
Иландия — Tpeunsa 2 /o: 1 /o, Bonra-
ия — Ирландия 3 /2: Yo, Аргенти-
и — Канада 3:1, Югославия — Да-
и 3:1, Израиль — Швеция 3:1,
Швейцария — Колумбия 21/. : 11/., За-
идная Германия — Англия 21/. : 11/..
	Сегодня во всех четырех полуфи-
эльных группах состоится последний
	Ур. Каково же положение в турнир-
ых таблипах?
	Первая группа. СССР — 13, Ислан-
ия — 105, Голландия — 10, AB:
pat — 8 /o, Греция — 3 и Фин-
ЯНДИЯ — 9!/. очка.
	Вторая группа. Чехословакия и
болгария — по 11 /›, Аргентина — 10,
нада — 7, Италия — 6 и Ирлан-
na —  !/. очка.
	Третья группа. Израиль — 13, Юго-
лавия и Швеция — по 12, Норве-
я — 11 (в последнем туре команда
вободна), Дания — 9!/›, Франция —
	3 №и Саарская область — 6 очков.
	Четвертая группа. Венгрия — 161/.,
ипадная Германия — 15, Англия —
@, Колумбия и Швейцария — по 10,
бельгия — 8!/› и Люксембург — 1
	‘ко (в последнем туре команда сво-
одна).
	Как известно, в финал выходят три
иманды из каждой группы. Из при-
	уденных выше турнирных таблиц
идко, что почти все финалисты уже
иределились.
	(егодня в последнем туре команда
(ССР, уже вышедшая в финал, встре-
иется с шахматистами Исландии.

Завтра начинается финал.
	{ россмейстер
	Флор.
	_В РИГЕ
	ШЕСТОЙ
TYP
		Рис. Н. ЛИСОГОРСКОГО.
	Боннское почтовое ведомство выпу“
стило специальные марки, на ‘кото-
рых поспешили увековечить «отКры-
тие» Мальската. Не выдержали и
поддались общей «атмосфере лико-
вания», как мы уже сказали, бонн-
ский бундестаг и сам Аденауэр-

Все, казалось Ob, WIG, Kak NO Mace
лу... Но вот надо же было боннско-
му университету присвоить «экспер-
Ty» Фею за его «выдающиеся за-
слуги в области искусства» звание
профессора. Этого Мальскат не смог
вынести. Возмущенный тем, что его
обошли, он явился к прокурору и
рассказал обо всем.

Скандал был так велик, а последз
ствия его столь нежелательны, чта
судебные власти первоначально пы-
тались не поверить Мальскату и 0б-
ратить все в шутку. Однако Маль-
скат предъявил сделанные его рукой
эскизы, наброски. фотографии. Миф
о фресках стал рушиться. Пришлось
волей-неволей начать судебный про-
цесс; по данным иностранной печати,
он рассчитан на три месяца, и в хо-
де его будут допрошены . четыреста
экспертов.

БР.
	Большой популярностью у посетителей ГУ!
дожественных изделий. Здесь можно. приобрести
ния народных художественных промыслов. На
унраинская и литовская керамика, хохломские
росписью, богато представлены резьба по кости,
меты, изготовленные из янтаря, папье-маше. ч`
	посетителей ГУМ’а пользуется салон ху-
	URMVVPE- TH различные произвеве-
ыслов. На прилавках и витринах —
хохломские изделия из дерева с
а по кости, дереву и камню, пред-
	папье-маше, чугунное литье. За отлич-

соревновании
ном салоне.
	секцин и отделов ГУМ’а. НА СНИМКЕ: в художествен-
	Фото М. КУЛЕШОВА.
	ОТЕРЫТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	эзов-миллионеров, летчики, налетав-
шие свыше миллиона километров,
ткачиха, давшая свыше миллиона
метров ткани, врубмашинисты, под-
нявшие на-гора миллионы тонн уг-
ля, и т. д. Один из вечеров посвя-
щается встрече с участниками Все-
союзной сельскохозяйственной вы-
ставки.

В сентябре намечается вечер «Ма-
стера искусств Москвы — коллек-
тивам дрейфующих научных стан-
ций». Вечер этот будет транслиро-
ваться в Арктику.

В течение сезона в фойе Дома от-
кроется несколько выставок.  Бли-
жайшая посвящается современной
Индии. На ней будут представлены
20 работ, подаренных индийским пра-
вительством советскому народу, а
также картины советских художников,
побывавших в Индии. Будет развер-
нута выставка плакатов и репродук-
ций, выпускаемых ИЗОГИЗ‘ом, лите-
ратуры,  печатаемой издательством
«Искусство». Откроются также вы-
ставки детского рисунка, фотолюби-
телей — работников искусств, тради-
цибнная выставка русской реалисти-
ческой классической живописи и др.

В новом сезоне усиливается шеф-
ская работа в Броннинком. районе
Московской области. Будут органи-
зованы семинары по повышению ква-
лификации руководителей сельской
художественной самодеятельности,
оказана помошь в проведении рай-
онного смотра, состоятся выездные
	вечера бригад ИДРИ, организуется
	«День колхозника и сельской интел-
лигенпии в ПДРИ» ит. д.
	13 сентября после летнего пере-
рыва возобновляет работу Цент-
ральный дом работников искусств.
В беседе с корреспондентом «Вечер-
ней Москвы» директор Дома Б. Фи-
липпов рассказал:

— Начало сезона отмёчается ве-
чером под названием «Мы откры-
ваем 25-й сезон Центрального дома
работников искусств». В нем при-
мут участие мастера искусств и ста-
рейшие активисты, многие из кото-
рых выступали на открытии Дома
четверть века назад.
	РИ будет вестись большая
	лекционная работа. Совместно с
Московским городским отделением
Всесоюзного общества по  распро-
	странению политических и научных
знаний организуется двухгодичный
курс лекций по вопросам маркси-
стско-ленинской эстетики, художе-
ственной литературы и искусства.
Ряд мероприятий посвящен науч-
но-атеистической пропаганде и про-
паганде здорового быта. Большое
внимание уделяется организации
культурного отдыха работников  ис-
кусств столицы. Возобновляет рабо-
ту сатирический коллектив ЦДРИ
«Будильник», организуются молодежг
ный хор, семинар по мастерству ху-
дожественного слова и т. д.
В гости к работникам о искусств
столицы будут приезжать ‘артистыз
стран народной демократии, а также
прогрессивные деятели капиталисти-
ческих стран. В
	Предполагается провести вечер
«Советские миллионеры», на кото-
ром выступят председатели  колхо-
	Выступления Копленига и Шарфа на предвыборном
собрании в Вене
	ВЕНА, 11  сентября. (ТАСС). Как
сообщает газета «Эстеррейхише
фольксштимме», выступая на пред-
выборном собрании «Австрийской на-
-родной оппозиции» в Вене, предсе-
датель Компартии Австрии Коплениг
осудил политику правительства, пре-
следующую цель реабилитации воен-
ных преступников и видных наци-
CTOB.

Возвращение имущества военному
преступнику Штарембергу, сказал
Коплениг, является вызовом, 6po-
шенным реакцией рабочему классу.
Поэтому «австрийская народная оп-
позиция» требует принятия закона о
конфискации его имущества.

Каждый голос, поданный за канди-
‚датов «австрийской народной хппо-
„зиций», заявил в заключение Копле-
	HHT, является голосом протеста про“ -
тив возрождения фашизма в Авст-
рии, против действий тех, кто хо-
чет возвратить Штарембергу его зам-
ки, восстановить в правах осужден-
ных военных преступников.
Выступивший затем председатель
социалистической рабочей партии Ав-
стрии (левые социалисты) Шарф в
своей речи призвал к укреплению
единства рабочего класса против по-
пыток возродить милитаризм в Авст-
рии. Шарф потребовал запретить
проведение в Австрии «солдатских
слетов». Он указал, что эти «слеты»
служат целям пропаганды милита-
ризма и аншлюсса и организуются“
пою указке милитаристских организа-
ций центры которых находятся в
	Запалной Германии.
	= 22 5 = =
	la
TUB
nN
т

ye
	nad,
			НМ.

1.
а
	`Американский журналист о продажности
бюрократической верхушки в профсоюзах США
	НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. (ТАСС).
Редактор либеральной газеты «Кэ-
питл таймс» Ивджу поместил статью,
	в которой приводит многочисленные
примеры продажности бюрократиче-
ской верхушки в профсоюзах США.

«Дэвид Бек, — указывает Ивджу,
— безжалостный диктатор профсою-
за шоферов грузовых машин и склад-
ских рабочих, достиг влиятельного
положения в иерархии АФТ. Он стал
излюбленным оратором на банкетах
торговой палаты, на которых он осу-
ждает все попытки, предпринимае-
мые < целью обеспечения американ-
скому народу лучшего медицинского
обслуживания по цене, которую он в
состоянии платить.

Председатель объединенного проф-
союза горняков Джон Льюис занят
сейчас осуществлением слияния круп-
	ных банков в Башингтоне, в резульзо
тате чего он будет контролировать
второй по величине банк в столице
страны...
	Председатель профсоюза плотников
и столяров Хатчесон установил се-
мейную династию и передал всю
власть своему сыну, проявив полное
пренебрежение к демократическим ме-
тодам...».
	Но вине этих людей, продолжает
Ивлжу, «человек, который выступает
на профсоюзных собраниях и зани-
мает позицию, противоречащую пози-
ции представителей иерархии, будет
раздавлен обвинениями в том, что он
пытается подорвать профсоюзную со-
лидарность. Сейчас только небольшой
	процент членов профсоюзов посеща-
ет профсоюзные собрания».
	Итоги смотра творчества молодежи
	сцене центральные роли в спектаклях
«Чужая тень» (Лена), «Дядя Ваня»
(Соня), «Горячее сердне» (Параша),
«Поздняя любовь» (Людмила).
Т. Ленникова удостоена первой пре-
мии. Отмечены премиями еще три
артиста Художественного театра —
М. Юрьева, А. Покровский и С. Са-
фонов.
	Премированы также молодые арти-
сты Малого театра, имени К. С. Ста-
ниславского и Вл. И. Немировича-
Данченко, Центрального детского те-
атра, театров имени М. Н. Ермоловой,
А. С. Пушкина, Вл. Маяковского и
др. Среди премированных. артистов
эстрады и филармонии — акробатка
Р. Калачева (первая премия), конфе-
рансье Б. Брунов (вторая премия),
певица Г. Великанова и чтец В. Тока-
рев (третья премия) и др.
	Премий удостоены режиссер теат-
ра имени Евг. Вахтангова Е. Симо-
нов и художник Центрального театра
Советской Армии А. Матвёев.
	В московских драматических и му-
зыкальных театрах, филармонии,
«Мосэстраде» закончился проходив-
WH несколько месяцев смотр творче-
ской молодежи. В нем приняли уча-
стие молодые артисты, режиссеры,
театральные \лхудожники, дирижеры,
артисты филармонии и эстрады: Ми-
нистерство культуры СССР специаль-
ным приказом премировало наиболее
отличившихся участников смотра.

Двенадцать человек получили пер-
вую премию, двадцать три — вторую
и двадцать два — третью премию.

Среди отмеченных — шесть творче-
ских работников  Болышого театра.
Москвичам хорошо известны   имена
солистки оперы Г. Вишневской, со-
листки балета М. Кондратьевой и ди-
рижера Г. Рождественского. Они по-
лучили первые премии. Вторые и
третьи премии получили В. Власов,
Л. Богомолова и Б. Хохлов.

В 1949 году вступила в труппу Ху-
дожественного театра Т. Ленникова.
Молодая актриса сыграла на ero
		За единство действий немецкого рабочего класса
ОБЩЕГЕРМАНСКАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЛЕЙПЦИГЕ
	БЕРЛИН, 1! сентября. (ТАСС).
В Лейпциге состоялась общегерман-
ская профсоюзная конфзренция, на
которой присутствовало около тыся-
чи представителей профсоюзов из
обеих частей Германии. В работе
конференции принимали участие так-
же первый секретарь Центрального
комитета Социалистической единой
	рафанчик» получил поистине всена-
родное распространение.
	Шли годы, имя Полежаева стало
широко известно кругам читающей
публики, а поэт попрежнему оставал-
ся поднадзорным, бесправным солда-
TOM... «Сделаться полицейским по-
этом и ‘петь доблести Николая он’ не
мог, а это был единственный путь`от-
делаться от ранца», — писал Герцен.
Цензура преследовала произведения
поэта-солдата с неменьшей жестоко-
стью, чем царь и его присные — са-
мого Полежаева.
	В сентябре 1837 года Полежаева с
открывшимся туберкулезным процес-
сом свезли в Московский военный гос-
питаль (ныне Главный военный гос-
питаль имени Н. Н. Бурденко на Гос-
питальной улице). Незадолго до этого
поэт за нарушение дисциплины был
подвергнут унизительному и жестоко-
му телесному наказанию. «Долгое вре-
мя после наказания поэта из его спи-
ны вытаскивали прутья», — свиде-
тельствовал очевидец этой расправы.
Дни поэта были сочтены.
	Поэт умер 16 (28) января 1838 г.
Он был похоронен на Семеновском
кладбище. Могила. Полежаева, не от-
меченная в свое время, затерялась.
Поэт словно предугадывал свою судь-
бу, когда писал заключительные
строки стихотворения «А. П. Лозов-
CKOMY?:
	И нет ни камня, ни креста,
Ни огородного шеста

Над гробом узника тюрьмы —
Жильца ничтожества и тьмы...
	Но вечным ` памятником талантли-
вому поэту остались его стихотворе-
ния. Они свидетельствуют о духов-
ных богатствах русского народа, ко-
торые проявлялись даже в мрачных
условиях николаевской России.
	Б. Владимиров.
	партии Германии и заместитель
премьер-министра Германской Демо-
кратической Республики Вальтер Уль-
брихт, министр труда ГДР Махер,
ветеран немецкого рабочего лвиже-
ния Отто Бухвин, представитель Все-
мирной федерации профсоюзов Эмиль
Отто. Конференция проходила под
лозунгом «Создавайте и укрепляй-
те единство лействий всех немецких
рабочих для совместной борьбы про-
тив общего врага — германского ми-
литаризма!».

Председатель объединения свобод-
ных немецких профсоюзов Герберт
Варнке выступил на конференции с
докладом. Он дал подробный анализ
современного положения западногер-
манских трулящихся и их профсою-
зов, уделив при этом особое вни-
мание задачам, которые стоят в на-
стоящее время перед западногерман-
скими рабочими и всем немецким
рабочим классом ввиду проводимой
правительством Аленауэра политики
возрождения агрессивного repMaH*
ского милитаризма и ввиду одновре-
менного наступления западногерман-
ских империалистов на права трудя-
щихся и на их профсоюзы.

Докладчик указал, что развернув=
шееся во всех частях Западной Гер-
мании забастовочное движение ови-
детельствует о готовности западноз
германских рабочих к борьбе за своя
права.

Варнке заверил присутствовавших
на конференции представителей за-
падногерманских рабочих в том, что
профсоюзы Германской Демократиче-
ской Республики будут всемерно раз-
вивать среди трудящихся движение
солидарности < борьбой рабочего
класса Западной Германии и всеми
силами будут добиваться единства
действий всех немецких профсою-
зов. Варнке призвал участников кон-
ференции выработать единую  про-
грамму борьбы немецких профсою-
зов за жизненные права немецкого
рабочего класса, против возрожде-
ния германского милитаризма в За-
падной Германии, за создание еди-
ного, независимого, демократического
и миролюбивого германского госу-
дарства.

В ходе развернувшихся затем пре-
ний выступавшие горячо подлержа-
ли призыв к укреплению единства
действий немецкого рабочего класса
в этот решающий для всего немец-
кого народа момент. .
	РИГА, 11 сентября. (По телефону.
Наш спец. корр.). Началась вторая
®ловина розыгрыша командного пер-
иства СССР по шахматам. Вчера
‘Стоялся шестой тур.
	Шахматисты «Локомотива» выигра-
\ четыре партии у команды «Дауга-
te, причем мастер Аронин нанес Ha
\рзой доске первое поражение моло-
{0му мастеру Талю. Остальные четыре
партии отложены.

Лидер турнира команда «Спартака»
Ктречалась с шахматистами ЦДСА.
Пока счет 3:2 в пользу спартаковцев.

Результаты остальных трех матчей
ковы: «Медик»—<«Динамо» 3! : 2!/»,
Искра» — «Зенит» 3:2 и «Наука» —
Труд» 21 ; 1].

Сегодня состоится седьмой тур.
Завтра будут доигрываться  неокон-
чнные партии.
	Международный мастер
Вл. Алаторцев.
	Из УТРЕННИХ
= fgSET =
	[ГИДРОМЕХАНИЗАТОРЫ «Дубос-

сарыгэсстроя» приступили, к, пере-
ытию русла Днестра. В забой вош-
\ два землесосных снаряда, в том
сле земснаряд «300-40», прибывший
да со строительства Каховской
ГЭС. Здесь применен метод намыва
русловой плотины, разработанный
инженерами К. Копиевским и Д. Ме-
ламутом. В русловую плотину наме-
40 уложить 300 тысяч кубометров
фунта. Она поднимет уровень реки
на 16 метров. Гидромеханизаторы
Дубоссарской ГЭС обязались завер-
шить перекрытие реки на две недели
раныше установленного срока
(«Правда»).

ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. Архитекторы ЕВА ХОЛЛО,
	М. КЕРНЕР и П. КОЗМА ра-
	лауреат премии имены Миклоша Ибл,
	ботают над проектами шахтерского поселка в городе Татабаня.
	“оскве
	густаа дня коронации, — занимался
главным образом военными смотра-
ми, маневрами, а также и «делами
государственными», в частности тща-
тельным рассмотрением первых пло-
дов усердной деятельности только
что созданного пресловутого Третьего
отделения, предназначенного для
политического сыска и сыгравшего в
истории русской литературы столь
печальную роль.
	В поданном в двадцатых числах
июля анонимном доносе «О Москов-
ском университете» говорилось, что
в университете процветают вольно-
любивые настроения, и приводился
отрывок из поэмы Полежаева «Саш-
ка», наполненной, по словам агента,
«самыми ‘пагубными для юношества
мыслями».
	28 июля 1826 года Полежаев был
привезен к царю и по его приказанию
читал крамольную поэму. Усмотрев
в ней «образчик университетского
воспитания», Николай   отправил ее
автора в солдатскую казарму. Так
расправился царь с поэтом, в творе-
нии которого он обнаружил «следы»
ий «остатки» декабристского свободо-
мыслия.
	Годы солдатчины Полежаева свя-
заны главным образом со Спасски-
ми казармами в Москве (Садовая-
Спасская, 1), где помещались части,
нестпие караульную службу. Здесь, во
дворе, находилось помещение гаупт-
вахты, в котором Полежаев проси-
дел целый год в заключении за уча-
стие в распространении  стихотворе-
ния Рылеева «Близ Фонтанки-реки».
	Во время тюремного заключения
	Полежаев написал наиболее извест-
ные свои стихотворения — «Песнь
	пленного ирокезца», «Песнь погибаю-
шего пловца», «Провидение», «Алек-
сандру Петровичу Лозовскому» и ряд
других. В последнем из этих произ-
ведений, адресованном лучшему дру-
гу поэта, с которым около этого вре-
мени познакомился Полежаев, опи-
сывается страшный быт солдатской
тюрьмы.
	В начале 1829 года Московский пе-
хотный полк, в Который был переве-
ден Полежаев, отбыл на Кавказ. Ле-
том 1833 года, после трех с лишним
лет боевой кавказской жизни, Поле-
	жаев вновь вернулся в Москву.
этому времени имя поэта было уже
хорошо известно читателям. В 1832
	году в Москве вышли две книги его
произведений — «Стихотворения
А. Полежаева» и «Эрпели и Чир-
Юрт». Две поэмы А. Полежаева». Зи-
мой 1833—1834 года поэт познако-
мился с Герценом и Огаревым. Есть
сведения о том, что он был знаком с
кругом артистической интеллигенции,
	группировавшейся вокруг П. С. Моча-
	лова. Повидимому, Полежаев бывал
в знаменитой «Литературной кофей-
не», которая, по словам современни-
ка, помещалась в Александровском
саду, в среднем гроте у кремлевской
стены. Здесь собирались близкие к
Мочалову артисты Малого театра —
Ленский, Живокини, Садовский и др.
Из литераторов сюда иногда заходи-
ли Белинский, Герцен, Кетчер. Поле-
жаев юмористически изобразил эту
«кофейню» в большом ‘стихотворении
«День в Москве».

Тогда же стихотворения Полежаева
привлекают внимание композиторов.
Учитель и воспитатель братьев Py-
бинштейнов А. Виллуан пишет’ му-
зыку на слова стихотворения «При-
звание» и шуточную песню на слова
полежаевского перевода из Панара
(«Как смешон, неумен...»). Положен-
ный на музыку А. Алябьевым, а поз-
же А. Гурилевым полежаевский «Са-
	А. И. Полежаев в
	>
К 150-летию
	со дня рождения
=>
	Поэма широко распространялась в
списках среди студентов и близкой к
университету молодежи.
	Время, когда была написана поэма
Полежаева, связано с большими со-
бытиями в общественно-политической
жизни России, вызванными восстани-
ем декабристов. 13 июля 1826 года
	Рис. Н. ПАВЛОВА.
	ИЗНБ и творчество выдающегося

русского поэта Александра Ива-
новича Полежаева тесно ‘связаны с
Москвой: около восемнадцати лет, из
прожитых неполных тридцати четы-
рех, Полежаев провел в столице на-
шей Родины.

Шесть лет жизни Полежаева (1820
— 1826) прошли в Московском уни-
верситете, помещавшемся вто время
в старом здании на Моховой улине
(ныне дом № 11). Здесь Полежаев
слушал лекции словесного отделения
и одно время жил в так называемом
«пансионе для недостаточных студен-
тов и вольных слушателей».
	Друзьями Полежаева были участ-
ники будущих революнионных круж-
ков Петр. Пальмин и’ Федор ^ Гуров;
будущий известный театральный дея-
тель и водевилист Ф. Кони; будущий
артист Малого, а затем Александрин-
ского театра А. Афанасьев — блестя-
щий исполнитель роли Осипа в пер-
вом представлении гоголевского «Ре-
визора» и другие. Полежаев впервые
выступил в печати в журнале «Вест-
ник Европы», издававшемся в.то вре-
мя Московским университетом.

В университете же Полежаев на-
писал свое самое известное произве-
дение — поэму «Сашка», в которой
нашли отражение подлинные настро-
ения поэта. Изображая героя’ поэмы
студента-разночинца Сашку «безбож-
ным сорванцом», который «не верит
Иисусу», Полежаев в резких стихах
бичует чинопочитание и низкопоклон-
ство, сословные привилегии и, нако-
нен, прямо выступает против деспо-
тизма Николая  , против жандармов.
Негодуя, поэт «бращается к своей От-
чизне:

Когда ты свергнешь с себя бремя
Своих презренных палачей?
	Горняки шахты «Коммунар-По-

беда» Криворожского бассейна
одним взрывом обрушили около 600
тысяч тонн руды. Никогда еще в ис-
Тории бассейна за взрыв не отвали-
вали такого огромного массива. Под-
готовка к обрушиванию мощного гор-
в0го блока была завершена на два
месяпа раньше срока. Горняки шах-
ты «Коммунар-Побела» ежедневно
выдают руду сверх плана («Изве.
тия»).
	петля царского палача оборвала
жизнь Рылеева, Пестеля и их спод-
вижников. Эта весть потрясла совре-
	менников.
24 июля царь торжественно въехал
	в Москву на коронацию и до 22 ав-