В честь пятой головшины КНР
	ПХЕНЬЯН; 2 октября. (ТАСС).
Как сообщает Центральное телеграф-
ное агентство Кореи, в столице КНДР
открыты фотовыставки, посвященные
пятой годовщине создания Китай-
ской Народной Республики. Выстав-
ки показывают достижения китайско-
го народа во всех областях полити-
ческой, экономической и культурной
	жизни. В театре Моранбон фотовы-
ставка иллюстрирует успехи тяжелой
промьтиленности КНР. Фотовыстав-

Ka, организованная кинотеатром
«Пхеньян», знакомит с достижениями
китайского народа в области культу-
ры и воспитания молодого поколения.
	Выставки привлекают большое чис-
ло посетителей.
	_ НА СНЕНЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕАТРА.
	_ Коллектив Художественного театра,
вступившего в 57-й сезон, работает
над постановкой нескольких новых
спектаклей. Среди них ряд драмати-
ческкх произведений, принадлежа-
щих перу советских драматургов.

° В постановкё С. Блинникова будет
показана пьеса А. Софронова «Серд-
це. не прощает» — о новых людях
колхозной деревни. Действие проис-
ходит в колхозе на берегу нового
Цимлянского моря. В. центре пьесы
образ колхозницы Екатерины Топи-
длиной, роль которой поручена А. Та-
расовой. В спектакле заняты также
В. Белокуров, Н. Боголюбов, А. Шиш-
ков, С. Георгиевская, А. Жильцов,
В. Попоз, О. Лабзина ин пругие.
Оформление — молодого художника
А. Матвеева. у

Параллельно идет работа над по-
становкой пьесы Б. Лавренева «Лер-
монтов». Пьеса повествует о послед-
кем периоде жизни поэта. Перед зрн-
телями пройдет галлерея его родных
й современников — бабушки Лермон-
тоза — Арсеньезой (артистки В. По-
пова и Е. Елина), Жуковского
(В. Станицыя н С. Сафонов), Белин-
ского (В. Богомолов), Раевского
(В. Трошин и М. Зимин), Александра
Одоевского (В. Давыдов). Карамзи-
ной (А. Степанова и С. Пилявская),
Николяя  ! (П. Массальский и
Ю. Леонидов), Бенкендорфа (Н. Сос-
HHH), великого князя Миханла Пав-
ловича (Г. Конский), Мартынова
(Г. Колчицкий) и др. Роль Лермон-
това репетирует воспитанник шКколы-
студии при МХАТ А. Михайлов:

Постановку осуществляют В. Ста-
няцын и И. Раевский. Оформление
поручено молодому художнику, воспи-
таннику школы-студии А. Понсову.
Оформление этого спектакля являет-
ся его дипломной работой.

Два новых спектакля будут осуще-
ствлены силами молодых артистов.
Так, режиссер А. Карев репетирует с
молодежью пьесу Я. Галана «Лю-
бовь на рассвете», а П. Массальский,
впервые выступающий в качестве ре-
жиссера, ставит молодежный спек-
такль «Двенаднатая ночь» Шекспира.
	Художественное руководство Над
обоими спектаклями осуществляет
М. Келров.
	Театр включает в свой репертуар
хомедию А. Н. Островского «На вся-
кого мудреца довольно простоты».
Интересно отметить, Что эта комедия
была одной из первых Пьес Островско-
то, поставленных на сцене Художе-
ственного театра. Она была сыграна
театром 45 лет назад и более семнад-
цати лет оставалась в его репертуаре.

Режиссер новой постанозки—В. То-
порков. Роль Глумова поручена мо-
лодым артистам, воспитанникам шко-
лы-студии Л. Золотухину и Л. Топ-
чиеву. В спектакле будут играть
А. Зуева и А. Коломийцева (Глумо-
ва), М. Яншин (Мамаев), О. Андров-
ская (Мамаева), В. Готовцев (Кру-
тицкий). В. Станицын и Ю. Леонн-
дов (Городулин), Ф. Шевченко и
Е. Алеева (Турусина), Т. Забродина
и Т. Махова (Маша), В. Топорков
и А. Комиссаров (Голутвин), А. Геор-
гиевская (Манефа) и др. .

Театр предполагает в этом сезоне
приступить к работе над постановкой
«Зимней сказки» Шекспира. На мо-
сковской сцене это произведение ве-
ликого английского драматурга пой-
	дет впервые за последние 50 лет.
	Открытие
Дома актера
	После почти трехмесячного пере-

рыва вчера открылся очередной сезон
в московском Доме актера. Состоял-
ся вечер «В преддверии съезда», По-
священный предстоящему I] съезду
советских писателей. На вечере вы-
ступили член коллегии Министерства
культуры СССР А. Солодовников,
драматурги С. Вургун, С. Михалков,
А. Салынский, Ю. Чепурин, А. Штейн
и др.
_ Вызывает удивление. что присут-
ствовавшие в зале работники москов-
ских театров — режиссеры, артисты,
художники — не сочли возможным
принять участие в обсуждении столь
важного вопроса. Между тем в ПРИ-
гласительном билете было указано,
что выступят А. Тарасова, Ю. Завад-
ский, Р. Симонов, И. Туманов.

Сегодня в ‘Доме актера ‘состоится
встреча с гастролирующим в Москве
коллективом Государственного поль-
ского театра.

5 октября организуется  чествова-
ние старейшей оперной артистки Н. В.
Салиной в связи с исполнившимея
90-летием певицы. С именем Сали-
ной связаны лучшие страницы B HC-
тории Большого театра; Певицу
лично знал и высоко ценил П. И.
Чайковский. По его настоянию Н. В.
Салиной дали партию Лизы в «Пико-
вой даме», которую артистка, по Уве-
рению композитора, спела блестяще.
Она выступала в операх, которыми
дирижировал С. В. Рахманинов, пела
с ХФ. И. Шаляпиным и Л. В. Собни-
HOBHIM. so
	Московский институт народного
хозяйства имени Г. В. Плеханова
— крупнейшее учебное заведение
	страны — готовит ToBapoBeAo®,
технологов общественного ПпИТа-
ния, экономистов BAA торговых
предприятий, промышленности и
сельского хозяйства. В этом УЧеб-
ном году на 1-й КУРС института
принято на 200 человек больше,
чем в прошлом году. НА СНИМКЕ:
в лаборатории неорганической
химии, Преподаватель Т. ЖУРАВ-
ЛЕВА (справа) проводит пранти-
ческие занятия с09 студентами

1-го курса.
Фото Л. ГОРБАЧЕВОИ (ТАСС).
	Международные заметки
	„ПОДРЫВНАЯ“ КРАСОТА
	Рис. Н. ЛИСОГОРСКОГО.
	внимание душу и сердце женщины,
ее идеалы, взгляды на жизнь, нахо-
Hell, просто`ее поведение, и почтенные
судьи ответят вам сначала вэглядом,
полным. недоумения, а затем взрывом
гомерического хохота. Не случайно
для описания красы мисс Стевенсон,
провозглашенной первой красавицей
мира на 1954 год, журналисты, не
прибегая к стихам и пышным эпите-
там, вполне обошлись чисто портнов-
ской статистикой: рост — 5 футов
5 дюймов, бюст — 36 дюймов, талия
— 24 дюйма и т. д.

Но если жюри интересуются лишь
вЕешними данными, то «охотники за
ведьмами» в США проявляют патало-
гически повышенный интерес к дан-
ным анкетным. Когда-то средневеко-
вые мракобесы полагали, что изобре-
тательный дьявол способен появиться
в образе хорошенькой женщины = 8
сбить доброго христианина с пути
истинного. Современные «охотники за
ведьмами»— маккартисты—рассужда-
ют приблизительно так же. Они явно
	опасаются, что  иностранки, еду-
щие в США на конкурс красоты,
угрожают подорзать своей внешно-
	стью существующую в США систему
правления.

Веломство господина Даллеса не
пропустило на конкурс красавиц мо-
лодую гречанку Рику Диалину. Поче-
му? Дело в том, видите ли, что Рика
Диалина, художница по профессии,
сделала рисунки к книге, написанной
человеком, «подозреваемым в комму-
нистической идеологии» (!). Не дове-
лось показать себя в Лонг-Биче и
	 приехавшей из Южной Кореи Пу Лак
	Хи. Посольство США в Сеуле разню-
хало, что Пу Лак Хи когда-то жила
в Северной Корее и следовательно
находилась в «сомнительном окруже-
НИИ».

И, наконец, по причинам, не более
убедительным, чем вышеприведенные,
не смогла попасть на конкурс девуш-
ка из Чили.

Интересно, когда же, наконец, сена-
тор Маккарти обратит свое недрем-
лющее око на статую Свободы? Нет
никакого сомнения, что рано или
поздно.сн заинтересуется анкетными
данными мисс Свободы. И тогда он
узнает, что означенная мисс натура-
лизовалась в США сравнительно не-
давно — в 1886 году. Родилась же
она несколькими годами раньше. во
Франции. Французы собрали 450 ты-
сяч долларов, изготовили на эти
деньги статую и преподнесли ее аме-
риканскому народу, как символиче-
ский дар по случаю столетия со дня
провозглашения независимости США.

А не было ли в этом даре скрытого
намека? — настороженно спросит се-
натор Маккарти. Не хотели. ли этим
французы дать понять, что они рас-
считывают на ответное уважение
США к независимости и свободе
Франции? Кроме того, проницатель-
ный сенатор от Висконсина может
сообразить, что среди французов, со-
бравших деньги на статую и отливав-
ших ее, наверняка были отцы и деды
тех, кто недавно проголосовал про-
тив создания пресловутого «европей-
ского оборонительного сообщества».
Это ли не доказательство, что мисс
Свобода, будучи во Франции, находи-
лась в более чем «сомнительном ок-
ружении»?

И может случиться — «нежела-
тельной иностранке» будет предложе-
но в 94 часа покинуть пределы Сое-
диненных Штатов.
	В. Маркин.
	Против перевоовужения Западной Германии
	Резолюция Французского комитета борьбы за мирное
разрешение германской проблемы
	ПАРИЖ, 9 октября. (ТАСС). Как
	‘уже сосбщалось. на днях состоялось.
	заседание Французского комитета
борьбы за мирное разрешение гер-
манской проблемы. На заседании
присутствовали: бывший министр
Рене Капитан. депутаты Националь-
	  нсго собрания Жильбер де Шамбрэн
	(Союз прогрессивных респуобликан-
wes), Лун Валлон (деголлевец), член
совета республики Жан Жоффруа,
генерал Коргийе, бывший председа-
тель совета министров Франции
Поль-Бонкур, член суда департамен-
та Сена Леви, секретарь Всеобщей
конфедерации труда Гастон Монмус-
со, выдающийся ученый и обществен-
ный деятель Фредерик Жолио-Кюри,
председатель следственной палаты
парижского суда Поль Дидье и мно-
гие другие общественные, политиче-
ские, профсоюзные деятели Франции.
На заседании была единодушно при-
нята резолюция, в которой гозорится:

Проект «европейского обсоонитель-
ного сообщества» отклонен. Это боль-
шой успех, которым ‘мы гордимся,
ибо принимали участие в его обеспе-
чении. Однако ‘угроза вооружения
Германии ‘остается. Именно против
этой угрозы вел борьбу наш комитет;
теперь необходимо ее продолжать.

В этой борьбе мы руководствуемся
следующими соображениями:

1. Вооружение расколотой Герма-
нии создало бы плюстоянную опас-
ность войны в центре Европы;

2. Оно ускорило бы развитие заро-
дыша национализма и милитаризма в
Германии и явилось бы спасным по-
ошрением для тех, кто неоднократно
подтверждал свое стремление добить-
ся удовлетворения территориальных
требований с помошью применения
силы; -

3. Оно ускорило бы во всем мире
гонку вооружений, которая нанесла
бы непоправимый вред нашей эконо-
мике и нашим свободам;

4. Оно помешало бы объединению
Германии и созданию настоящей
Европы, которую мы мыслим не как
коалицию, а как сближение между
странами, стремящимися обеспечить
свою совместную. безопасность и. раз-
вивать торговые и культурные связи.
Оно уничтожило бы, в частности,
шансы на прочное сближение между
Францией и Германией.

Одна лишь перспектива вооруже-
	ния [ермании уже отравила между-
	народные отношения, ухудшила поло-
жение Франции в Европе и внесла
элемент глубокого раскола в нашу
национальную жизнь. Между прочим,
на протяжении трех лет ничто не оп-
равдало необходимости этого воору-
жения. Основной ‘аргумент француз-
ских сторонников вооружения Герма-
нии состоит в том, что этого-де тре-
буют правительства других стран. Но
наше Национальное собрание пока-
зало, что народ, знающий, что его
судьба связана с миром. может отка-
заться принять эти требования. Го-
лосование в Национальном собрании
увеличило престиж Франции во всем
мире. Следовательно, необходимо и
впредь отвергать решения, предусмат-
ривающие отказ от своих интересов,
и это нужно делать для того, чтобы
добиться мирных решений.
	Чтобы добиться мирного разреше-
ния германской проблемы, необходи-
мо отказаться от одностороннего во-
	оружения Германии, являющегося
фактором раскола и войны, и при-
ступить к проведению переговоров.
	Пюследние предусматривают, ‘° чтобы
все заинтересованные правительства
проявляли реальные усилия к прими-
рению.
	Эти переговоры должны вестись
вокруг следующих основных пунктов:
— подготовка мирного договора,
который должен позволить ocylite-
ствить мирное объединение Tepma-
нии;

— изыскание условий, при которых
Германия могла бы приступить К
прсведению всеобщих свободных вы-
боров;

— организация подлинной безопас-
ности для всех европейских стран,
что является основным элементом
коллективной безопасности:
	— всеобщее и постепенное разору-
жение, началом для которого могло
бы быть принятие статута о миро-
любивой и объединенной Германии.
	Находясь в настоящее время бли-
же, чем раньше, к поставленной це-
ли, мы должны удвоить наши усилия,
чтобы помешать возрождению «Bep-
махта» и подрыву дела мира. Мы
призываем всех наших друзей и всех
французов начать с этой целью вели-
кую национальную кампанию в духе
согласия и свободного обмена мне-
ниями, что всегда характеризовало
деятельность нашего комитета,
	KATAACKOTO
	На взаимоотношения и характер
каждого из действующих лиц, как вы-
  разительна вся эта сцена!
  Гравюры на дереве — один из
древнейнтих видов китайского искус-
  ства. Первая гравюра в Китае посяви-
лась в 868 году, т.е. на 540 лет рань-
  ше, чем в Европе. Техника цветной
‘гравюры достигла высокого мастер-
ства. Произведения, представленные
на выставке, принадлежат Кисти
крупнейших современных художников
Китая.
	  О теперешней жизни Китайской
Народной Республики в ярких, доход-
чивых образах рассказывают плака-
ты, экспонированные на выставке.
Художники-плакатисты откликают-
ся в своих произведениях на мно-
гие проблемы, волнующие китай-
`ский народ. Большое место в их твор-

честве занимают темы борьбы за мир,

‘дружбы с великим советским наро-
’ дом. Много внимания уделяют худож-
‘ники детям, широко показывая в
плакатах многогранную счастливую
жизнь юных граждан Китайской На-
родной Республики.

Выставка китайской современной
гравюры и плаката, открытая в дни,
когда отмечается знаменательная да-
та — пятилетие Китайской Народной`
Республики, оставляет яркое впечат-
ление и привлекает еше большие сим-
	патии советских людей к великому,
	талантливому народу-созидателю.

К. Самойло.
НА СНИМКЕ: на выстазке KH-
	таяской гравюры и плаката.
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	TBOPSECTBO
	Близ китайского города Дуньхуан
находится древний пещерный храм
под названием «Тысяча Будд». 469
пещер храма, украшенные росписями
н статуями, представляют собой цен-
нейший памятник художественного
творчества, Безвестные живописцы,
отступая порой от религиозных сю-
	жетов, изображали на стенах пещер
народные сценки, образы простых
люлей-тружеников. Росписи. выпол-
	ненные с Осльшим мастерством, ко-
пируются выдающимися китайскими
художниками.. А иветная гравюра
делаег художественные памятники
прошлого достоянием народа.
	Музей восточных культур в Москве
располагает обширным собранием
цветной китайской гравюры, включа-
ющим как образцы живописи Дунь-
хуана, так и произведения многих та-
лантливых китайских художник®в.
	` Около ста таких произведений экепо-
	нировано и на выставке современной
китайской цветной гравюры и плака-
та. открытой в залах Центрального
дома работникоз искусств.

Стены залов покрыты свитками —
узкими полосками шелковистой бума-
ги. Серебристо-серый ` фон свитков
подчеркивает замечательную гамму
красок, тонкость и изящество линий
рисунка, свойственные работам ки-
тайских живописцев. Поражает ‹ и
	‘мастерство, с которым передано дви-
’ жение. Одна из гравюр изображает

«Пахоту под дождем», другая — сце-
ну охоты. Картинка под названием
«Земледелие» в выразительных реа-
‚листических образах показывает кре-
стьян, занятых пахотой,  жатвой,
очисткой зерна. Выразительны и пол-
ны динамики гравюры «Бурлаки»,
«Конница» и другие.
	Серией замечательных пою тонкости
работ представлено творчество одного
из крупнейних современных художни-
ков Китая — 94-летнего Ци Бай-ши.
Другой известный живописец — Ши
Чжу-цзюй обращается в своих произ-
ведениях к пейзажу, к жанру. Одна
из его гравюр носит название «Уче-
ный © учеником». Действующие лица
очерчены каждый несколькими штри-
хами, а вся сценка легко могла бы
уместиться на ладони. И вместе < тем
с какой меткостью и яркостью пере-
	СОБРАНИЕ
СОЧИНЕНИЙ
лу синя.
	Государственное издательство худо-
жественной литературы выпускает
четырехтомное собрание сочинений
классика китайской литературы Лу
Синя (1881—1936). В новое подпис-
ное издание войдут сборники расска-
зов: «Клич», «Блуждания», «Дикие
травы», сатирические сказки, воспо-
минания, публицистика и письма пи-
сателя. Все четыре тома будут вы-
пущены в 1954—1955 гг.
	Магазин подписных издании и ма-
газин № 90 Москниготорга начали
прием подписки. Новое издание поль-
	зуется большим успехом у москви-
	чей.
	НАРОДА
		кт Кто следующий? — спрашивают

‹ американцы после очередной
выходки маккартистов. Вопрос виситв
воздухе не дольше, чем подкинутый
пятак. Норвежец Селлиот, которому
исполнился 101! ‘год, не мог получить
визу на въезд в США, так как амери-
канские власти установили, что отец
Селлиота ` «симпатизировал русским
во время Крымской войны». Было это
100 лет назад. Нужны ли более убе-
дительные доказательства, что Сел-
лнот-сын — замаскированный  крас-
ный? !

— Кто следующий? Госдепартамент
США не разрешил концертировать в
США Стотейну—гобоисту амстердам-
ского оркестра.  Мотивировка —
Стотейн является членом Всемирного
Совета Мира. А вдруг гобой миролю-
бивого голландца — это нечто вроде
иерихонской трубы, от которой рухнут
стены Уолл-стрита?

— Кто следующий? Следующими
оказались прелестницы, приглашен-
ные на конкурс красоты в США. Не
успели еще претендентки на титул
первой красавицы мира облечься в
купальные костюмы и предстать перед
жюри, как в дело вмешались «жрецы
красоты» из госдепартамента США ия
отвели трех участниц по... политиче-
ским признакам.

Некогда инициаторы конкурса кра-
савиц подчеркивали абсолютно аполи-
тичный характер своей затеи. «Мы
оцениваем красоту, как таковую, и
никаких идей», — говорили они. И
действительно, судей конкурса инте-
ресует лишь экстерьер участниц —
длина ноги и т. д. Каждый год в
курортном городе Лонг-Бич в штате
Калифорния в течение недели под ак-
компанемент неистовой рекламной
шумихи происходят смотры, измере-
ния и киносъемки честолюбивых пре-
тенденток. По нескольку часов под-
ряд девицы в купальных костюмах
прогуливаются неестественной поход-
кой по сцене и скалят зубы в застыв-
шей сладкой улыбке. Что поделаешь!
Приходится подражать голливудским
кинодивам, потому что жюри конкурса
руководствуется исключительно гол-
ливудскими критериями женской кра-
соты.

Спросите у «эстетов» из Лонг-Бича,
принимают ли они при оценке во
		le
		obs ono db
				> boon a
			Заявление генерального секретаря Коммунистической
партии Сирии Жаледа Багдаша
	денцию общественного мнения, тен:
денцию, которая привела к пораже-
нию в городах Дамаск и Хама сто-
ронников имнериалистических пла-
нов».

Отвечая на вопрос об отношении с
другими партиями, Багдаш сказал:
«Наша линия состоит в создании на-
	ционального фронта, объединяющего
народные силы и демократические
элементы, независимо от их полити-
ческих убеждений».
	БЕЙРУТ, 2 октября. (ТАСС). Ли:
ванская газета «Ориан» опублико-
вала интервью генерального секрета-
ря Коммунистической партии Сирии
Халеда Багдаша, избранного. на днях
депутатом парламента.

Х. Багдаш отметил, что результа-
ты выборов в Сирии встречены с
удовлетворением в народных патрио-
тических и демократических кругах.
Багдаш подчеркнул, что его личный
успех на выборах «не является изо-
лированным фактом, а отражает тен:
	Лекции в библиотеке МК и МГК КПСС
	ПОНЕДЕЛЬНИК, А ОКТЯБРЯ
	Борьба Советского Союза за орга-
низацию системы коллективной безо-
пасности в Европе.
	Лектор доктор исторических
наук Францев.
	ВТОРНИК, 5 ОКТЯБРЯ
Французский материализм периода
	подготовки буржуазнои революции
ХУПГ века.
Лектор — кандидат Флософоних
наук М. Цебенко.
	Начало лекций в 19 часов.
	КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА. На морском курорте Бэйдайхэ на берегу. Желтого моря открыто
‚ несколько профсоюзных домов отдыха. В здравнице шахтеров отдыхает более шестисот человек. НА CHHM-

wem. .... А Чаде” бет
			КЕ: группа отдыхающих на прогулке,
			еще одного ученика. Повенького зва-
ли Чжан Бао-жэнем. Он был старше
молодого мастера на один год и то-
же раныше работал простым рабочим.

Так Вэй Шу-жэнь стал работать
уже с двумя учениками.

Когда об этом кто-то рассказал его
отцу, тот не позерил. Старый рабочий,
плавильцик, проработавший на заво-
де более тридцати лет, он никак не
мог согласиться с тем, что его сын,
который и пришел-то на завод всего
лишь год назад, уже имеет дзух уче-
ников. «Не может этого быть, — ка-
тегорически заязил отец. — Я трил-
цать лет провел на заводе, а только
одного ученика имел!».

Дождавигись, когда. Вэй Шу-жэнь
вернется домой, отец сказал сыну:

— Слышал, ты уже двух учеников
обучаешь?

— Да, с двумя работаю.

Трудно. было выразить словами ра-
дость старика. Он теперь всякий раз,
когда встретит кого-нибудь из знако-
мых, обязательно остановит его’ ни
начнет говорить: «Видал, что творит-
ся! А все — коммунисты! Вот это —
	руководители. Весь мир изменили.
Тридцать лет проработал я у печи,
а только одного ученика имел.
	А мой. сын только год работает, и уже
мастер. Двоих учеников обучает!».
Через полтора года работы на
строительстве Вэй Шу-жэнь получил
шестой разряд. А два его ученика
были переведены на самостоятельную
работу: Чжэн Чан-хай сдал на седь-
мой разряд, Чжан Бао-жэнь — на
восьмой. Вместе се Вэй Шу-жэвем
приехало тогда на стройку много юно-
	шей — 881 человек. Почти все они
теперь — квалифицированные рабо-
чие.
	Не только люди старшего покойс-
ния, но и молодежь в прошлом TOW -
на была затратить много времени,
чтобы получить специальность; неко
торые всю жизнь маялись, а ничего
не могли добиться. В новом же Китае
пол’ руководством Коммунистической
партий молодежи стало все доступно.
Всему можно научиться, если только
захочешь. Стремительно растут с
каждым днем наши люди!
	Перевод с китайскогс.
	обгорел. Плотная парусиновая спецовз-
ка. вся промокла от пота. .

Много раз потом выполнял Вэй Шу-
жэнь задания, сопряженные с немень-
шими трудностями. В феврале 1953
года, спустя всего лишь десять меся-
цев после того, как OH пришел на
строительную площадку, он сдал тех-
нический экзамен и получил сразу 7-й
разряд. А ведь его мастер лишь пос-
ле года и девяти месяцев работы по-
лучил 8-й разряд!

Через несколько дней после этого к
Вэй Шу-жэню подошел старший, ведя
за руку какого-то юношу. «Чжэн Чан-
хай, — познакомил его старший с но-
вичком, — твой ученик. Теперь ты не-
сешь за него ответственность».

Вэй Шу-жэнь был смущен; «Какой
же я мастер, когда еще сам учусь!»,—
подумал он и сказал старшему:

— Да, но я сам еще...

— Что сам узнал, тому и его научи,
тогда буду считать, что ты свою за-
дачу выполнил, — сказал старший и
ушел.

Чжэн Чан-хай был старше Вэй Шу-
жэня на два года, раньше он работал
землекопом. «Когда смотришь, —
первое, что ему сказал Вэй Шу-жэнь,
— на электрическую дугу, обязатель-
но пользуйся черным стеклом, иначе
глаза повредишь». И дал ему то
самое стеклышко, которое ему пода-
рил Ван Вэй-чжун.

Во время обеда Вэй Шу-жэнь за-
метил, что глаза у Чжэн Чан-хая по-
краснели. Тогда он снял с себя шер-
стяной платок, намочил его в холод-
ной воде и сказал, чтобы ученик не-
медленно приложил его к глазам. «Ты
	только не волнуйся, — успокоил он.
— День-два, и все пройдет».
Став мастером, Вэй’ Шу-жэнь
	вспомнил, чему его учил с самого на-
чала Ван Вэй-чжун, и приступил к
обучению своего ученика. Он показал
ему, как нужно добиваться, чтобы
шов был ровным по ширине, как из-
бегать попадания нагара электрода в
сплав, как обеспечивать высокое ка-
	‚чество сварки... По вечерам они уса-
	живались рядом около сварочного ап-
парата и изучали его устройство...
Минуло два месяца. Однажды стар-
	ший электросварщик привел к нему
	загрустил. Ему жаль было расставать-
ся с Ван Вэй-чжуном.

На следующий день Ван Вэй-чжун
должен был уезжать. Сварщики, ко-
торых отправляли на новое место, бы-
ли уже в кузове грузовика.

Ван Вэй-чжун перед тем, как сесть
на машину, вытащил из кармана ку-
сочек темного стекла, который всегда
носил с собой, и протянул его Вэй
Шу-жэню. «Возьми себе на память»,
— сказал он.
	Дни летели быстро, Вэй Шу-жэнь
полюбил свою профессию и стал на-
стоящим квалифицированным электро-
	сварщиком.
Как-то однажды, — было это в коч-
це смены, — Вэй Шу-жэнь вдруг по-
	лучил распоряжение отправиться на
строительство водонапорной станции.
Там была какая-то срочная работа.
	Спустившись в глубокий котлован,
он сразу все понял. Из-за непрерыв-
ных дождей в фундаменте появилась
трещина, стена вот-вот могла рухнуть.
Мастер объяснил: надо сварить для
стены пПодпорку и этим обезопасить
работу.

Погода стояла ненастная. Над землей
нависла такая мгла, что ничего не бы-
ло видно. Только вблизи стены, на
самом дне котлована, можно было
разглядеть повреждения в стене. Кое-
где в трещины можно было даже про-
сунуть руку. Работать в таких уело-
виях было очень опасно, при малей-
шем изменении в фундаменте мог
произойти обвал.
	Дно котлована еще не было задито
бетоном, и железная арматура, обра-
зовавигая причудливое сплетение, ме-
пгала проползти в нужное место. В
	‘таком положении даже защитную ко-
	робку для лица трудно взять с собой.
Юноше оставалось одно — лечь нав-
зничь на острые, словно штыки, сталь-
ные прутья каркаса и работать, держа
в одной руке темное стеклр перед
глазами, а в другой — горелку сва-
рочного аппарата,

Больше часа ушло у него на то;
чтобы сварить подпорку. Но когда он
выбрался из котлована, лицо его все
было в ожогах. Шерстяной платок,
	которым у него была повязана шея,
	МАСТЕР И ПОДМАСТЕРЬЕ
	a>
Люди аньшаньской
стройки
>
	°

мелькнула радостная улыбка. Слав-
ный паренек!..

«Ну, что мне так не везет? — по-
думал Вэй Шу-жэнь. — Куда ни су-
нусь, обязательно что-нибудь не
так. Хотя. бы к старому мастеру
прикрепили. А тут — одногодок...
Восьмой разряд! Откуда у него

опыт?! Может_ли он чему-нибудь на-
учить? !».

Знакомясь, Ван Вэй-чжун улыбнул-
ca Вэй Шу-жэню и просто сказал: «Я,
правда, сам только-только выучился
кое-чему. Но это неважно. Все, что
знаю, передам тебе...»
	  Задание они получили на третий
‘день. Им достался участок на строи-

тельной площадке завода  цельнотя-

нутых труб. Стали собираться. Вэй
 Шу-жэнь хотел было взвалить на се-
бя сварочный аппарат, но Ван Вэй-
чжун оставовил ero: «Ты возьми ме-
лочь, с тебя и этого хватит...» — и по-
  нее сварочный аппарат сам.
	Вэй Шу-жэнь шел за ним и думал
о предстоящей ему — первой в его
жизни — настоящей работе — сварке
рамы каркаса. Когда они пришли ча
место. Ван Вэй-чжун подошел к нему,
	передал ему сварочный аппарат, ве-
	лел надеть защитную коробку на ли-
цо, а сам прислонил к глазу кусочек
темного стекла.

Вэй Шу-жэнь взял сварочную *ro-
релку, рука у него дрожала. Только
опустил он электрод к раме, как го-
релка вспыхнула, и искры расплавлен-
ного металла прожгли одежду сразу в
нескольких местах. Вэй Шу-жэнь
испугался.

— Да ты не робей. Я сам два года
учился, пока постиг. Сразу, думаешь,
научишься? — стал успокаивать его
	Ван Вэй-чжун. И, взяв руку Вэй Шу-
жэня, включил ток. Поддерживаемый
рукой мастера, юноша почувствовал
себя уверенней, горелка аппарата го-
рела ровным огнем.

В этот день у Вэй Шу-жэня,  рабо-
тавшего все время < помощью масте-
ра, ушло шесть электродов:

— Пойдет! — сказал Ван Вэй-чжун.
	— ‘Скоро самостоятельно будешь
работать.

поднялся сваривать верхний каркас
перекрытия, а мастер остался внизу
смотреть за аппаратурой.

— Вэй, поднимайся сюда! —
крикнул ему через некоторое время
Ван, Вэй-чжун.
	Вэй Шу-жэнь поднял голову, и ему.
	стало не по себе. Высоко в воздухе,
на стальной раме каркаса, перебро-
шенной словно перекидной мост над
пропастью, работали люди. Снизу они
казались совсем маленькими.
	Вэй Шу-жэнь огляделся по сторо-
нам — все ученики были наверху.
Ему стало неловко, и он, надев спе-
циальный пояс, стал подниматься на
каркас. А две недели спустя он уже
мог довольно неплохо работать само-
стоятельно. Работа наверху у него
тоже наладилась, и он почти не отста-
вал от мастера.
	Чем болыше работал Вэй Шу-жэнь
с Ван Вэй-чжуном, тем больще пони-
мал, как ошибался вначале, когда уз-
нал, что его прикрепили к молодому
мастеру. Работают они вместе не так
уж много, а как сработались! Время,
скажем, приступать к работе, — он
заранее все приготовит, разложит по
местам — и электроды, и конусы, и
все остальное. К концу смены помо-
гает мастеру Вану собирать’ инстру-
мент, сам уносит сварочный аппарат...

Работали они, друг в друге души не
чая, как вдруг пришло распоряжение
перевести Ван Вэй-чжуна на другой
участок строительства. Вэй Шу-жэнь
	АНЬШАНЕ, куда попал Вэй Шу-
жэнь, с самого начала все пошло
совсем не так, как ему хотелось. Ехал
он туда с намерением учиться на сле-
саря, а получилось так, что его опре-
делили в электросварщики. Будто на-
зло!
По окончании двухмесячных кур-
сов его вместе с другими юношами

послали на практику в Управление по
аи. чааппоконстохкиий (В
	смеялись, пели,
	пути ребята много
	’ шутили друг над другом, в общем —
	всем зчыл® DAT EI. MANE ae eee
Шу-жэнь шел унылый, не разделяя
общей радости.

Он пробовал было взять себя в
руки, однако всякий раз одна и та же
невеселая дума бередила сознание.
Ведь как хотелось ему выучиться на
слесаря-инструментальщика, возиться
с угольниками, тисками, собирать и
разбирать станки! И угораздило же
его стать электросваршиком! Говорят,
что на этой работе очень тяжело.
	По своим годам — Вэй Шу-жэню
	‘только недавно исполнилось девятнад-
цать лет — ему бы быть живым, ве-
селым пареньком. Но застенчивый по
‘природе, тихий, словно девушка, он
`даже не мог скрывать своих чувств.
  В управлении старший. электро-
  сварщик, сделав перекличку, объявил,
кто к какому мастеру прикреплен.

_ A кто мой мастер? — спросил
	‚  Вэй Шу-жЖэНь.
	_ Ван Вэй-чжун ето зовут.
— Какой у него разряд?
_— Восьмой.**
	— ‚Он старый мастер или моло-

i?
— Молодой, — в глазах у старшего

дент Центрального органа КИН — ra-
``’, «>2Кэньминьжибао» («Народная
	зеты «Жэньминьжибао»
газета»).
	“Высшим разрядом Ha китайских
	предприятиях считается первый.