Восстановить законные  права
Китайской Народной Республики в 001!
	СТОКГОЛЬМ, 5 октября. (ТАСС).
Шведская печать, требуя восстанов-
ления законных прав КНР в ООН,
осуждает позицию, занимаемую
Соединенными Штатами Америки в
этом вопросе.

«Нереалистическая H неразумная
политика США» в отношении «вос-
становления прав Китайской Народ-
ной Республики в ООН, — пишет
газета «Моргон-тиднинген», — дик-
туется интересами миллионеров и
миссионеров». Политику США в от-
ношении Китайской Народной Рес-
публики критикует также буржуаз-
ная газета «Экспрессен».

«Абсурдность положения, когда
остатки старого, разбитого  китай-
ского режима, существующего под
защитой США на Формозе, должны
рассматриваться в качестве предста-
вителей китайского народа B OOH,—
пишет газета «Ню даг» — являет-
ся очевидной для всего мира».

Орган шведских профсоюзов — га-
зета «Афтонтиднинген» в передовой
статье указывает на абсурдность
поддержки Соединенными Штатами
Америки чанкайшистской клики на
острове Тайвань и на незаконность
	присутствия представителей этой
клики в ООН. «Представим себе
следующее, — писала газета, — на
острове Готска-Сандён (небольшой
	шведский остров в Балтииском море,
недалеко от острова Готланд) сидят
некоторые личности и утверждают,
	что они являются законным WpaBH- !
	тельством Швеции. Одна великая
держава считает, что это утвержде-
ние вполне правильно, и в соответ-
ствии с этим она вооружает это пра-
вительство на острове, в частности
бомбардировочной авиацией, которая
используется для нападений на швед-
ское побережье и против мирного
судоходства. Если Швеция возымеет
намерение бомбардировать Готска-
Сандён для того, чтобы положить
конец этому безобразию, то эта ве-
ликая держава заявит, что она нач-
нет военные действия с помощью
«сильного воздушного флота», что-
бы совершить акцию возмездия про-
	тив Швеции за то, что она защища-о
	ла себя. Такими являются примени-
тельно к шведским обстоятельствам
взаимоотношения между тремя сто-
ронами — США, Китаем и Формо-
Зой».
	Усилить борьбу за мир
во всем мире!
	Участники «Рейса мира» делятся своими впечатлениями
	СТОКГОЛЬМ, 5 октября. (ТАСС).
Демократическая печать Швеции про-
должает публиковать статьи, в кото-
рых участники «Рейса мира» (двух-
недельного плавания сторонников MH-
ра по портам Балтийского моря) де-
лятся своими впечатлениями от
поездки.

Участники «Рейса мира» подчерки-
вают стремление к миру всех лю-
лей, которых они встречали во время
своего плавания.
	Наиболее сильное впечатление, зая-
вил участник рейса маляр Франс
Шёгрен, на меня произвели совет-
ские люди. «Их великая любовь К
миру, искреннее дружелюбие глубоко
тронули всех наб».
	— Самое большое впечатление во
время ‘пребывання В Ленинграде, —
заявила писательница Рези Флиерль
(Германская Демократическая Рес-
	публика), — произвели на меня со-
ветские люди. Они нас приняли, как
братьев... Для советских людей
	стремление к миру является само со-
бой разумеющимся. Это их стремле-
ние, а также их дружелюбие остави-
ли У нас неизгладимое впечатление.
	Ирма Нильссон из Кируны (Ш ве-
ция), участница «Рейса мира», от-
метив горячее стремление народов к
миру, заявила: «Я еще более убе-

дилась в необходимости усиления
борьбы за мир».
	— Это была чудесная поездка, —
сказала Юлия Шильдт из Лулео
(Швеция). — Во всех странах нам
был оказан сердечный прием. В
Ленинграде мы в течение четырех
	дней восхищались достопримечатель-
ностями города и тем, как бережно
сохраняются ‘исторические памятники.
Мы посетили школы, больницы, пио-
нерский лагерь и ряд предприятий.
В школах и в пионерском лагере я
обратила особое внимание на воспи-
тание детей. Здесь проявляется
огромная забота о развитии способ-
ностей ребенка, о совершенствовании
его талантов. В Советском Союзе
детям оказывается большая помощь
для вступления в жизнь, целью ко-
торой является созидательный труд.

— Мне приходилось довольно мно-
го путешествовать и раньше, но эта
поездка превосходит все виденное

прежде, — подчеркивает председа-
тель спортивного союза «Варта» Хуго
Юханссон. — В Ленинграде мы осма-

тривали Дворец пионеров и там мы
встретили молодежь, полную надежд.
Такое подрастающее поколение яв-
ляется наилучшей гарантией мира.
	Антон Нурлинг (Гетеборг) характе-
ризует поездку как богатую «огром-
ными переживаниями». Повсюду, ука-
зывает он, строят для будущего. В
Гданьске, который сильно пострадал
во время войны, интенсивно ведутся
восстановительные работы.
	Артур Андерссон (Гетеборг) отме-
чает, что среди участников рейса, не-
смотря на различие их политических
взглядов, парила атмосфера дружбы.
Андерссон говорит о широком раз-
махе пропаганды дела мира в Совет-
ском Союзе и в странах народной де-
мократии.

ИН

УГУ
	В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
КОНСЕРВАТОРИИ
	ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
МОСКОВСКОЙ ФИПАРМОНИИ
	Сольным концертом пианиста
Э. Гилельса открыл свой зимний сезон
Большой зал консерватории, в кото-
ром выступают крупнейшие советские
и зарубежные артисты. Этот зал поль-
зуется популярностью у москвичей,
широко посещающих его конперты.
Многолюдная аудитория собралась и
на этот раз послушать Э. Гилельса.
Концерт одного из выдающихся совет-
ских пианистов, исполнявшего инте-
ресную программу из произведений
Моцарта, Прокофьева, Дебюсси, про-
шел с большим, заслуженным успехом.
В октябре состоятся концерты скрипа-
	ча Д. Ойстраха, пианистов В. Софро-
ницкого, Л. Оборина, М. Гринберг,
Я. Зака, певцов Г. Гаспарян и М.
Александровича и других. 6 октября
— первый симфонический концерт.
	Государственный симфонический ор-
кестр, Государственный хор русской
	песни и хор мальчиков Московского
хорового училища исполнят кантату
	Д. Шостаковича «Над Родиной на-
	шей солнце сияет». Б эту же про-
	грамму включены давно не иснол-
нявшийся скрипичный  коннерт С.
Прокофьева и Пятая симфония Чай-
ковского.
	В Москву приезжает известный не-
мецкий дирижер Герман Абендрот.
кестр, оркестры филармонии и Все-
союзного радио исполнят под его уп-
равлением цикл из девяти симфоний
Бетховена. Многие из концертов со-
стоятся в Большом зале консервато-
ряи. Первое выступление Г. Абендро-
та намечено на 9 октября.
	Широкую популярнесть заслужили
у москвичей болгарские певны, высту-
павшие в качестве стажеров в Боль-
шом театре. Ныне они заканчивают
спеническую практику и уезжают на
родину. В Большом зале консервато-
рии состоятся их последние концерт-
ные выступления в опере Пуччини
«Богема» и в симфоническом конпер-
те.
	В других симфонических концер-
тах, которые состоятся в октябре,
будут исполнены многие произведе-
ния русских и западноевропейских
классиков, в том числе редко испол-
няющиеся сочинения Танеева, увер-
тюры из спер Россини инт. д.
	СОРЕВНОВАНИЯ
ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
	В минувшее воскресенье на 25-м
км. Минского шоссе были проведены
состязания велосипедистов  москов-
ских высших учебных заведений.
Команды в составе 8`мужчин иб
женщин выставили Московский госу-
дарственный университет, институ-
Ты — Московский авиационный, Ин-
женерно-строительный, Станко-инст-
рументальный, Технологический пище-
вой промышленности, Сельскохозяйст-
венная академия имени К. А. Тимиря-
зева и др. Погода была хорошая.
	83 мужчины приняли общий старт
на 100 км. Первая половина гонки
прошла бледно, ке было ни высокой
скорости, ни интересной тактики. На
60-м километре — промежуточный
финиш. Его выиграл Готлиб (МИСИ).
Однако судьи не засчитали ему побе-
лы, так как она была завоевана без
борьбы.
	В дальнейшем Готлиб и В. Ильин
(МВТУ) ушли от общей группы и
финишировали на 2 мин. раньше об-
щей группы. Первым пересек линию
Ильин. Его ‘ результат—2 часа 41 мин.
48,5 сек. Готлиб проиграл четверть ко-
леса.

Женщины стартовали также все
одновременно. Дистанция для них бы-
ла 25 км. На промежуточном фини-
ше на 15-м км. первой была Кучумова
(МТИП). Зато последний финиш на
25 км. принес победу Соколовой
(MAH). Ova прошла дистанцию за
45 мин. 17 сек.
		30 сентября 1954 года ‘после тя-
желой и. продолжительной болезни
скончался верный сын Коммунисти-
ческой партии и нашей Родины
Михаил Васильевич Котомкин.

М. В. Котомкин родился в 1888
году. В 1904 году он вступил в чле-
ны РСДРП(б), активно участвовал
в трех русских революциях, неодно-
кратно подвергался преследованиям
и репрессиям со стороны  царскоге
правительства. В 1917 году Михаил
Васильевич был организатором и
первым председателем Белебеевскоз
го уездного партийного комитета
большевиков и в последующие годы
занимал ряд ‘ответственных советч
ских и партийных постов в Уфимской
и Челябинской губерниях. В 1922—
1930 гг. являлся заместителем 324
ведующего орготделом ВЦИК и 3a
велдующим секретариатом (приема
ной) Председателя ЦИК СССР в
ВЦИК М. И. Калинина. Оставив п®
болезни служебную деятельность,
М. В. Котомкин (псевдоним — Ивав
Кулик) занимался литературным
	трудом.
В 1941 году Михаил ВасильевизЗ
	ушел добровольцем в народное ополя
	м В. Котомкин был 6e33aBeTHO
	предан партии и до конца жизни
боролся за великое дело строитель
ства коммунизма, оставался всегда
	скромным и чутким товарищем.
Сзетлая память о Михаиле Ваз
	сильевиче будет всегда жить в серд”
пах его друзей.
	Группа товарищей.
						4 т 1%
	КИТАЯСКАЯ НАРОДНАЯ РЕС-
ПУБЛИКА. Шанхай. Государствен-
ный универсальный магазин № 1.
		«пи одна азиатская страна
НВ может приветствовать
Манильский логовор»
	ДВЛИ, 5 октября. (ТАСС). Как
передает Индийское  информацион-
ное бюро, выходящая в Нагпуре га-
зета «Хитавада» пишет, что если пять
принципов (Чжоу Энь-лая — Неру)
«будут одобрены другими странами,
то они могут проложить путь к уста-
новлению ‘прочного мира, несмотря
на идеологические разногласия». В
этой связи газета подчеркивает, что
«решение идеологических конфлик-
тов не следует искать в применении
силы» и что заключенный в Маниле
договор © создании военного блока
для Юго-Восточной Азии «поворачи-
вает историю вспять».
	«Гот факт, — пишет другая ин-
дийская газета «Амрита базар пат-
рика», — что премьер-министр Неру
	счел необходимым вновь осудить ма-
нильский пакт в резкой и категори-
ческой форме, свидетельствует о
том, что, по его мнению, англо-аме-
риканская оценка этой так называе-
мой региональной организации не
основывается на правильной перспек-
тиве». Газета продолжает: «Маниль-
ский пакт создает’ новые затрудне-
ния, вызывает новые опасения... Он
несовместим с принципами и идеа-
лами Организации Объединенных
	Наций, поскольку он не является
негиональним союзом в подлинно
	’региснальным союзом в UAE TY
‘географическом смысле этого слова».
	По словам газеты, манильский пакт
преследует цель возродить колониа-
лизм в большей части Азии. «По од-
ной этой причине, — заявляет газе-
та,—ни одна ‘азиатская страна не мо-
жет приветствовать манильский до-
говор как вклад в дело’ политической

солидарности и мира».
	раз, как бы выхваченныи из тех го-
рячих дней. Удачей спектакля являет-
ся образ старого рабочего Крыжова,
раскрывшего вредительство на заводе.
Воплощение образа Крыжова Г. Сла-
биняком несет всебету тему большо-
го дыхания, идейной убежденности,
которой не хватает исполнителям ро-
лей Терентьева, Дроздова, Арсеньевой.
Артист С. Годзи повторяет в роли ди-
ректора’ строительства коммуниста
Терентьева внешний, «традиционный»
облик положительного героя, даже не
пытаясь проникнуть в душу образа.
Естественно, что отмеченное Горьким
«добродушие» Терентьева выглядит у
Годзи благодушием и бесхарактер-
ностью. «Красивый, суровый, недовер-
чивый» Дроздов в исполнении артиста
Н. Лебедева лишен этих качеств. Его
сценическому образу не хватает опре-
деленности. Зато она в избытке есть
в трактовке образа учительницы Ар-
сеньевой, характеристику которой ар-
тистка Н. Медведева свела к одной
единственной черте — к деловитости.
	Как видим, в интересном горьков-
ском спектакле театра имени Моссо-
вета есть и несомненные удачи и бес-
спорные актерские и режиссерские
просчеты. Спектакль то вплотную при-
ближается к горьковской мысли, горь-
ковской правде, то неоправданно от-
ходит в сторону от существа пьесы.
Объяснить эти противоречия можно
лишь недостаточной целеустремлен-
ностью режиссерской работы.
	Т. Бачелис,
кандидат искусствоведения.
	НА СНИМКЕ; сцена из спектак-
ля М. Горького «Сомов и другие».
Сомов — К. МИХАЙЛОВ, Лидия —
В. СЕРОВА, Богомолов — Н. ТЕМЯ-
КОВ, Яропегов — Р. ПЛЯТТ, мать
Сомова — Ф РАНЕВСНАЯ.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	В нынешнем учебном году в Москве открылось вссемнадцать новых
школ. В одной из них, находящейся на Боровском шоссе, учится более
	тысячи мальчиков и девочек — жителей нового кзартала, выросшего
на юго-западе столицы. К их услугам просторные, светлые классные ком-
	наты, пренрасно оборудованные
	учебнь!е кабинеты, теплица, библио-
ный зал с душевыми комнатами.
«8» школы № 14 на урока физкуль-
	Фото Л. ГОРБАЧЕВОЙ (ТАСС).
	тека с читальнея, большой спортивный зал с душевыми
	НА СНИМКЕ; учащиеся З-го класса
туры.
		пад какими новыми пьесами и сценариями вы раоотаетег
С этим вопросом корреспондент «Вечеркей Москвы» обратился
к драматургам В. Любимовой, А. Штейну и Г. Мдивани. Вот что
они рассказали:

для юного
ЗОИТЕЛЯ
	В. Любимова,
	лауреат Сталинской премии
	В ближайшие дни в Свердловске
` состоится премьера моей новой пье-
  сы «В стороне». Пьесу эту ставит
Свердловский театр юного зрителя.
Кроме того, она репетируется в Мо-
скве, в Театре-студии киноактера.

В настоящее время я завершаю ра-
боту кад сценарием фильма для сту-
`’дии имени Горького. В нем я расска-
зываю о горячих сердцах наших мо-
лодых людей, о большой любви, ко-
торая возвышает любящего человека
и того, к кому она обращена.

Занимаюсь также редактированием
пяти своих пьес, которые войдут в
сборник, издаваемый Детгизом.

После сценария приступлю к рабо-
те над пьесой о сельской школе, ко-
торую задумала уже давно. Хочу
рассказать о связи школы с окружа-
ющей жизнью, об участии в ней сель-
ских школьников. В конце октября со-
бираюсь поехать в один из колхозов
	Рязанской области, чтобы на месте
поближе изучить жизнь и работу лю-
лей сельской школы.
	«ПЕРСОНАЛЬНОЕ
ДЕЛО»
	А. Штейн,

лауреат Сталинской премии
	Мною закончена пьеса под назва-
нием «Персональное дело». Почти все
ее персонажи — москвичи. Действие
происходит в Москве в 1952—1953
годах, в семье инженера Хлебнико-
ва. Это—рядовая семья, каких у нас
немало. События, связанные с «пер-
сональным делом» коммуниста Хлеб-
никова, — сюжетная основа пьесы.
Мне хотелось поставить в ней ряд
морально-этических проблем, волную-
щих советских людей, воспеть спра-
ведливость, неминуемо торжествую-
шую в нашем социалистическом об-
		Лекции в библиотеке
	МК и МГК КПСС
	СРЕДА, 6 ОКТЯБРЯ
Докапиталистические способы проз
изводства (1-я лекция).
Лектор — кандидат экономических
наук А. Н. Кузнецов.
Германская Демократическая Рес
	‘публика — оплот борьбы немецкого
	народа за единую, миролюбивую и
демократическую Германию (к 5-й
годовщине ГДР).

Докладчик — кандидат историче=
ских наук Г. Л. Розанов,

ЧЕТВЕРГ, 7 ОКТЯБРЯ

«Манифест Коммунистической пар-
тии» — первый программный доку“
мент марксизма (2-я лекция).

Лектор — профессор Г. Д. Обичн
	ИН.
Начало лекций в 19 час.
	РАДИО

СЕГОДНЯ
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 18.00 = lie
редача’ «Дневник социалистичезкого
соревнования». 18.30 — Ленция в по-
мощь изучающим историю КПСС «Ис-
тория Коммунистической партии Со-
ветского Союза — марксизм-ленинизм
в действии» (по станциям). 19.45 —
Передача «Ha темы ДнЯ>. 20.00 —
Трансляция концерта из Ленинграда:
20.30 — Репортаж о футбольном ©о-
стязании команд «Арсенал» (Англия)—
«Динама» (Москва). 21.15 — Беседа на
международные темы. 21.30 — сцены
из спектаклей. 23.00 — Концерт из

`сегии «Советская симфоническая му-
	зыва?. 52
ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 19.00 — Ре.
	`’портаж о футбольном состязании
команд «Арсенал» (Англия) -+ «Динамо»
(Москва). 20.15 — Концерт, посвящен-
ный пятилетию Германской Демонра-
тической Республики. Трансляция из
Центрального дома работников ис-
кусств. 22.30 — Вечер дуэтов.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.55 — Во-
девиль Григорьева «Дочь русэного ake
тера». 20.55 — Азербайджанские на-
родные песни. 21.10 — Концерт С. Рих-
тера. 21.30 — Выступление ансамбля
песни Всесоюзного радио. 23.00 —

Шотландские народные песни. 23.15—
Сцены и арии из оперы Танеева «Оре-

Ньеса репетируется театром имени
Маяковского, с которым я связан
большой дружбой со времени поста-
новки моей пьесы «Закон чести».
Театр предполагает показать премье-
ру в конце ноября. Так же, как и
«Закон чести», постановка осуще-
ствляется заслуженной артисткой
РСФСР Е. Зотовой.
	  Я работаю над новым сценическим
` вариантом историко-революционной
пьесы «Пролог». Первые наброски
` пьесы были сделаны еще до войны.
  Она прошла в Ленинграде в постанов-
‘ке Большого драматического театра.
о мотивам пьесы киностудия «Мос-
`фильм» будет снимать картину, по-
оную первой русской револю-
‘ции, пятидесятилетие которой испол-
  няется в 1955 году. Постановка перу-
`чена режиссеру Е. Дзигану, известно-
‚му зрителям по фильмам «Мы из
Кронштадта», «Если завтра война»,
«Лжамбул» и др.
	«СЕРДЦЕ
МАТЕРИ»
		К участию СЕПГ в выборах в Западном Берлине
	бря этого года. Решение о допуске
СЕПГ к участию в западноберлин-
ских выборах было принято вчера
западноберлинским сенатом. Как из-
веетно, -СЕЛ; имеет свои . ‘организа-
ции во всех секторах Берлина.
	су- ! щего ‹над ‘схваткой», и во весь голос
	выдвигает тему ответственности ин-
теллигенции перед народом. Яропегов
не хочет знать о намерениях Сомова,
Богомолова и других. Веселый, «пе-
стрый» человек, инженер Яро-
пегов у Горького с равным юмором
внимает и тем и другим — Сомову и
Лидии, которая требует у него ответа
на мучающие ее вопросы, и Троеруко-
ву, увлекающему его злобной игрой
слов. Горький наделил характер Яропе-
гова многими привлекательными чер-
тами, которые к концу пьесы начинают
преобладать и`в финале приводят ге-
рояк пониманию собственной вины.
Ноэтого нетв игре Плятта. Артист
лишь подчеркивает момент, когда Яро-
пегов—за несколько минут до ареста—
наконец понял то, чего раньше не хо-
тел замечать и понимать, цель вре-
дительской «деятельности» Сомова.
	Неуверенность театра в трактовке
этого образа и некоторых других
проблем пьесы выразилась в неожи-
данном и непонятном изменении фи-
нала спектакля. Пьеса у Горького за-
канчивалась допросом арестованных.
В спектакле финал оказался перемон-
тированным. Пьеса заканчивается сце-
ной попытки самоубийства Сомова.
Дело не только в изменении горьков-
ского замысла, но и в том, что, упро-
щая эволюцию Яропегова, театр в
этом новом финале полностью реаби-
литирует Яропегова.

Однолинейное решение на сцене
большинства положительных образов
пьесы, как мы уже заметили, ставит
эти образы по существу вне главного
драматического конфликта произведе-
ния. Успеха в этой части театр достиг
лишь в двух ролях — старика Кры-
жова (артист Г. Слабиняк) и комсо-
мольца Миши (артист А. Адоскин).
Достоверен и ярок «Мишка-комсо-
мол» с его молодым энтузиазмом—об-
	БЕРЛИН, 5 октября. (ГАСС). Как
сообщает агентство АДН, Социали-
стическая единая партия Германии
примет участие в выборах в западно-
берлинское городское собрание де-
путатов, которые состоятся Б дека-
	почти мистический паноптикум Cy-
шеств, потерявших человеческий об-
лик, а вместе с ним и всяческую доу
стоверность. Здесь театр нарушил
художественную меру, отошел от
Горького, чьи художественные  пре-
увеличения исключают как мистику,
так и натурализм. -
	Два человека стоят в пьесе как бы
«между двух миров» — жена Сомова
Лидия и инженер Яропегов. Роль Ли-
дии является несомненной удачей ар-
тистки В. Серовой, точно проследив-
шей психологическую эволюцию этой
женщины, тоскующей и опустошенной.
В разладе с собой она доискивается
правды об окружающей ее действи-
тельности, пытается узнать, где источ-
ник веры учительницы Арсеньевой,
горячо отстаивавшей завоевания Ве-
ликого Октября. Она чувствует, что
правда — на стороне новых, совет-
ских людей, и все больше переходит
душой на их сторону.
	Вот этого-то стремления узнать ис-
тину, понять происходящее нет у Яро-
пегова. С присущим ему мастерством
артист Р. Плятт сочетает в Яро-
пегове любовь к жизни и скеп-
тическое неверие, оптимизм и давно
усвоенную иронию. Он хорошо пере-
дает веселую браваду Яропегова, за
которой все больше ощущается, как
тяготит этого человека его преслову-
тая «независимость», позиция сторон-
него наблюдателя. Как завидует он
советским людям, как порой ему хо-
чется отдаться их делу, помолодеть
вместе с ними, поверить в их буду-
щее! Но этим не исчерпывается образ
у Горького. Многое тормозит эволю-
пию Яропегова, многое связывает его
и с опустошенностью Лидии и с ядо-
витым балагурством Троерукова.
	В Яропегове Горькии иронически
разоблачает позицию человека, стоя-
	В скором времени молодые кино-
режиссеры братья Аги Е. Алексеевы
(оператор-—Б. Волчок, композитор —
И. Морозов). закончат на студии «Мос-
фильм» съемки приключенческого

фильма «Опасные тропы», сценарий.
к которому написан мной. Фильм рас-_

скажет зрителям о бдительности на-
ших людей, о смелых охотниках Ус-
сурийской тайги, о воле советского
человека. В последнее время я ра-
ботал также над другим сценарием
— над кинокомедией «Солдат Иван
Бровкин», которая ставится сейчас

на Московской киностудии имени.

Горького режиссером И. Лукинским
(оператор —Л. Гинзбург, композитор—
А. Лепин). Тема будущего фильма:
Советская Армия — школа жизни и
мужества молодого человека.

Завершил работу над пьесой из
жизни городской интеллигенции под
названием «Сердце матери». Пьеса
посвящена проблемам этики совет-
ских людей.

Над перечисленными произведения-
ми я работал два года и, естественно,
с болышим волнением ожидаю оцен-
ки зрителей.
	Команды МТИП, МАИ и МИСИ   ществе, показать победу  принци-
набрали по 5 очков. Однако первое пиальности над карьеризмом, истин-
место присуждено велосипедистам   ной бдительности — над бдительно-
	МАИ, поскольку у них лучшая сумма
времени.
	Мысль о постановке пьесы Мак-

сима Горького «Сомов и другие»
давно занимала умы советских ре-
жиссеров и артистов. Это произведе-
ние великого писателя, обнаруженное
в его архивах и опубликованное после
его смерти, возбуждало интерес ма-
стеров театра подлинно горьковской
темпераментностью, живым драма-
тизмом, емкостью и яркостью челове-
ческих характеров, обрисованных уве-
ренным пером большого художника.
Постановщиков увлекала эта пьеса,
страстно разоблачающая самые осно-
вы человеконенавистнической идеоло-
гии фашизма и обнажающая природу
такого памятного всем советским лю-
	стью фальшивой, показной, правды-—
	нал ложью и клеветои.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — А. Ми-
хайлов «Монтажнинки» (очер®). 10.00 -—
Для дошкольников. Н. Носов «Саша»
(рассказ). 11.15 — Книппер—Концерт-
ная сюита № 1. 11.30 — Трансляция
концерта из Таллина. 12.20 — Кон-
церт из произведений Дунаевского.
13,00 — Tina детей. Л. Безыменский
«В Германской Демократической Рес-
публике». 14.090 — Передача из Буда-
пешта. 14.30 — А. Бек и Н. Лойко
«Молодые люди» (главы из романа).
16.25 — Разучивание польской песни
«Детский марш». 17.30 — Передача 0
жизни республик, областей и городов

страны.
ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.20 — Вь-

ступление хора русской песни Всесо-
юзного радио. 16.00 — Камерный кон-
церт. 17.00 — Беседа «Рождение Зем

ли».
ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — Тран-

зляция оперы ` Мусоргского «Борис
Годунов» из ГАБТ’а.
	ТЕЛЕВИПЕНИЕ ЗАВТРА
	19.15 — Для детей. Алтайская сваз*

ка «Сто умов» (диафильм). 19.30 —
Ю. Маккол «Поезд можно остановить»:
Спектакль драматического театра

им. А. С. Пушкина.

Дирекция, партийный комитет
и местком Мосновского ордена
Трудового Красного Знамени
высшего технического училища
им. Баумана с глубоким при-
скорбием извещают < смерти
кандидата технических наук,
доцента кафедры «Металловеде-
ние, оборудовенне и технология
термической обработки метал-
		Петра Павловича
ПГЯНКОВА,
	последовавшей 5 октября после
тяжелой болезни, и выражают
соболезнование семье покой-
	Диренция, партийная и nposcp-
	союзная организации автобазы
№ 1 «Союзторгтранс» с глубо-
ким прискорбием извещают о
смерти старейшего сотрудника
автобазы

Ивана Михайловича

„СОМОВ м ДРУГИЕ.
		разов. К их числу принадлежит преж-
де всего мать Сомова в воплощении
Ф. Раневской. Сатира Раневской со-
стоит в том, что эта точно изображен-
ная актрисой напыщенная, брюзжа-
шая старая барыня, с манерами, пах-
	нущими нафталином, ненавидящая
победивший народ,  преисполнена
убеждения в своей  избранности.
	Всем своим поведением она как бы
пародирует «деятельность» Сомова и
сама в свою очередь иронически ра-
зоблачается пошлостью и практициз-
мом Титовой (артистка О. Левыкина),
бывшей хозяйки заведения «для ма-
леньких удовольствий».

В той же манере, сочетающей пол-
ную реалистическую достоверность и
убедительность с пафосом сатириче-
ского разоблачения, сыграна в этом
спектакле роль Богомолова (артист
Н. Темяков). Трусливый болтун Бого-
молов, организатор диверсий, скры-
вающий за благообразной внешностью
озлобленность убийцы, в трактовке ар-
тиста Темякова вырастает в образ,
разоблачающий не только политиче-
скую, но и психологическую несостоя-
тельность и гнилость вредительского
«движения».

Выразителен своеобразный «дуэт»
двух выродков попроще из «армии»
вредителя Сомова: разухабистого бан-
дита Китаева, вообразившего себя ге-
роем-разрушителем, и  упадочного
«поэта»-меланхолика Семикова, сы-
гранный с невозмутимостью и внут-
ренним комизмом, не нарушающими
реалистической достоверности обра-
зов. Эту грань кое-где переступает

‘артист Б. Лавров в своем чрезвычай-

но интересном и остром рисунке ро-
ли «учителя пения», авантюриста
Троерукова. В сцене пьяного дебоша
Троерукова, Яропегова и Лисогонова,
глядя на омерзительную, как бы рас-

‚сыпающуюся на глазах фигуру этого

умного и злобного негодяя, переста-
ешь верить в его реальность. Это впе-
чатление усиливается актерским на-
жимом, с каким исполняет артист
Н. Чиндорин «пьяный номер» быв-
шего фабриканта Лисогонова. Да и
вообше вся спена пьяного дебоша в
	конне третьего акта — это какой-то
	Горьковский спектакль
в театре имени
Моссовета
р.
	зов передовых, честных советских лю
дей, изображенных Горьким, перенеся
весь центр тяжести идейного и дра-
матического конфликта в стан врагов
ссциалистического строительства.
Исполнение К. Михайловым роли
Сомова актерски правдиво, по-своему
логично, в иные моменты ярко. Реа-
листически конкретен и верен внеш-
	дям явления, как вредительство. По-  ний облик: подчеркнутая вылощен-
нимая все илейно-воспитательное зна-   ность Сомова, «европеизм» его манер
чение драмы Горького, театры все же   и вкусов — все это естественно и без
	в нерешительности останавливались
перед теми сложными творческими за-
дачами, которые выдвигала постанов-
ка этого произведения, глубокого,
сильного, но незавершенного в неко-
торых немаловажных деталях.

Начало сценической жизни «Сомова
й других» было положено постанов-
кой пьесы в Ярославле. И вот ныне
театр имени Моссовета решил позна-
комить с замечательным произведе-
нием Горького зрителей столицы.

Спектакль, поставленный И. Аниси-
мовой-Вульф, заинтересовал  зрите-
лей, вызвал среди них немало споров.
Чтобы осознать обоснованность тех
или иных суждений, следует прежде
всего обратиться к первооснове ‘спек-
такля — пьесе. Перечитывая ее, нель-
зя не заметить, что произведение это,
написанное почти четверть века
назад, отнюдь не утратило своей по-
литической актуальности. Острие
пьесы направлено не только против
Сомова, но и против других, подобных
ему, против идеологии фашизма во
всех ее проявлениях. Сегодня — это
разоблачение пресловутой идеологии
«с позиций силы», идеологии «круп-
ных зверей». Но пафос пьесы заклю-
чается также в утверждении и про
славлении сопиалистического созида-
ния. Между тем, театр имени Моссо-
вета не направил необходимых уси-

ей >
	лий на убедительное раскрытие обра-
	нажима раскрывает замысел актера
звериная душа в интеллигентной упа-
ковке. Но из всех многосбразных у
Горького чувств и побуждений Сомо-
ва актер обнаруживает в нем по су-
ществу один только страх. В меньшей

р! OUR
	а М, = = И

степени присущи созданному К. Ми-
хайловым образу. честолюбие, полити-
канство, в еше меньшей дозе — при-
способленчество и двоедушие, состав-
ляющие первооснову этого характера.
Причем у Сомова-Михайлова страх
выражен неприкрыто, с какой-то «де-
тективной» подозрительностью, в теат-
рально-суетливом заглядывании Во
все углы — He подслушивают ли?
Сомов в пьесе Горького сложнее, со-
браннее, хитрее. «Совать в жизнь пу-
стое, голое слово»,—это ведь в пьесе
сказано прежде всего о Сомове. Эта
тема жестокого и целеустремленного
двоедушия должна бы доминировать
у Сомова в его отношениях с Те-
рентьевым, Яропеговым и, наконец, в
великолепной сцене объяснения с же-
ной, когда Сомов проверяет силу и
формы своей вождистской демагогии.
Напряженная внутренняя нервозность
Сомова слишком легко у Михайлова
переходит в суетливость, а с прибли-
жением к финалу — в бессильную ис-
теричность. Но это — не сомовская
		tC =-

В спектакле театра имени Моссове-
	та есть ряд мастерски очерченных об-
	и выражают соболезнование
семье покойного.
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.