В бюджете США wa 1954—1955 финансовый год 41.900 миллио-
нов долларов. составят прямые военные расходы. Расходы на нужды
населения составят весьма незначительную часть ‘ бюджета — 3.372
миллиона долларов (Из: газет).
		Без комментариев.
		Девятая сессия Генеральной
Ассамблеи OOH
	торые Генеральная Ассамблея дол-
жна решительно осудить, тем более,
что в этих действиях повинны не
только чанкайшисты, но и те, кто их
‚ поощряет.
	Поэтому предложение, внесенное в
Генеральном комитете, — отложить
на несколько дней обсуждение вопро-
са о включении в повестку дня этого
пункта на том основании, что относи-
тельно танкера «Туапсе» имеют, мол,
место переговоры при посредстве
французского правительства, — так-
же несостоятельно. Мы указывали,
что и этот мотив лишен всякого ос-
нования, поскольку поставленный де-
легацией Советского Союза вопрос
вовсе не сводится к одному какому-
либо судну или к одному какому-либо
случаю. Вопрос, поставленный нами,
имеет гораздо более общий и гораз-
до более важный принципиальный
характер и ‘принципиальное значение.
Он касается целой системы практи-
ки, которую нельзя иначе назвать, как
практикой пиратских нападений на
торговые суда в открытом море.
	Все это свидетельствует о том, „что
не было решительно никаких разум-
ных = ни юридических, ни политиче-
ских — оснований для того, чтобы
откладывать на несколько дней об-
суждение самого вопроса о включе-
нии его в повестку дня.
	Ясно, что нельзя согласиться с та-
ким решением Генерального комите-
та. Мы можем объяснить его просто
нежеланием действительно прекра-
тить подобную практику, нежеланием
привлечь внимание Генеральной Ас-
самблеи ООН к тому, что такая воз-
	мутительная практика установилась в
открытом море.
	Советская делегация не может со-
гласиться с решением Генерального
комитета и настаивает на том, чтобы
в этой части решение Генерального
комитета было отклонено. Советская

делегация просит два вопроса решать
отдельно.
	Предложение советского делегата
было поддержано представителями
Польши и Чехословакии. Польский
делегат Скшешевский заявил, что его
делегация является представителем
государства, особенно заинтересован-
ного в обсуждении вопроса о пират-
ских действиях чанкайшистов. Поль-
ская делегация, сказал он, полностью
поддерживает предложение советской
делегации о включении пункта «о
нарушении свободы судоходства в
районе китайских морей» в повестку
ДНЯ.
	Томиндановец вновь, так же как и
на заседании Генерального комитета,
предложил отложить обсуждение это-
го вопроса в связи с переговорами
между Францией и Гоминданом от-
носительно судна «Туапсе».
	Тенеральная Ассамблея голосами
40 делегаций постановила отложить
обсуждение вопроса «о нарушении
свободы судоходства в районе китай-
ских морей». Против этого голосова-
	ли б делегаций — СССР, УССР,
БССР, Польша, Чехословакия и Ин.
Дия. 7 делеганий зв. том числе деле-
	  гании Бирмы и Сирии, воздержа-
	лись при голосовании:
Генеральная Ассамблея 55 голоса-

ми постановила включить в повестку
дня сессии пункт «0 заключении
международной конвенции (договора)
по вопросу о сокращении вооруже-
ний и запрещении атомного, водород-
ного и других видов оружия массо-
вого уничтожения». Ни одна из де-
легаций, присутствовавших на засе-
данци, не воздержалась и не голосо-
	вала против.
	В западногерманском
	бундестаге

ЛОНДОН, 8 октября. (ТАСС).
Корреспондент агентства Рейтер со-
	общил из Бонна, что бундестаг одоб-
рил заявление канцлера Аденауэра в
защиту лондонского соглашения 0
вооружении. Западной Германии.
НЬЮ-ЙОРК, 8 октября. (ТАСС).
Агентство Ассошиэйтед Пресс сооб-
щает, что депутаты от социалистиче-
ской партии, имеющие 15  место в
бундестаге (из 487), голосовали про-
	тив резолюции одобрения.
	   HBIO-MOPK, Г октября. (ТАСС).
Вчера на дневном заседании Гене-
‘ральной Ассамблеи обсуждались ре-
‘комендации Генерального комитета
’ относительно включения в повестку
дня пунктов, предложенных советской
  делегацией: «О заключении междуна-
  родной конвенции (договора) по во-
просу о сокращении вооружений и за-
  прешении атомного, водородного и
  других видов оружия массового уни-
  чтожения» и «О нарушении свободы
  судоходства в районе китайских мо-
  рей». Председатель Генеральной Ас-
 самблеи предложил провести голосо-
  вание по докладу Генерального ко-
  митета в целом, а не по предложе-
  ниям советской делегации. Как уже
‚ сообщалось, Генеральный комитет
принял решение включить в повестку
дня первый пункт и временно отло-
жить включение в повестку дня во-
проса о пиратских действиях чанкай-
шистов.
	Представитель СССР А. Я. Вышин-
ский предложил провести голосование
раздельно по обоим предложениям,
внесенным советской делегацией. В
докладе Генерального комитета сооб-
щается, заявил А. Я. Вышинский, что
комитет решил отложить на. несколь-
ко дней обсуждение вопроса ‘о вклю-
чении в повестку дня настоящей сес-
сии нашего предложения о наруше-
нии свободы судоходства в районе
китайских морей. Такое решение Ге-
нерального комитета наша делегация
считает неправильным, поскольку оно
лишено юридических и политических
оснований. Внося наше предложение
включить в повестку дня пункт «о на-
рушении свободы судоходства в
районе китайских морей», наша де-
	‘легация подчеркивала, что это пред-
	ложение вносится ввиду того, что за
последнее время участились случаи
пиратских нападений в районе китай-
ских морей на торговые суда различ-
ных стран и захват этих судов чан-
кайшистскими военными судами.
	В подтверждение этого Вышинский
напомнил ряд случаев. Он указал на
захват советского танкера «Туапсе»,
польского торгового судна «Прези-
дент Готвальд». Он указал также на
ряд нападений на торговые суда дру-
гих стран, и в частности на англий-
ское грузовое судно «Хайфа», на дру-
гое английское судно «Розита», капи-
тан которого был убит, и датское тор-
говое судно «Хейнрих. Иессен».
	Приведенные факты говорят о том,
сказал Вышинский, что, когда мы
вносим предложения о включении в
повестку дня вопроса «о нарушении
ских морей», дело идет о целой си-
стеме преступных действий, представ-
ляющих собой грубое нарушение об-
щепризнанного принципа свободы су-
доходства в открытом’ море, пред-
ставляющих собой преступления, KO-
	Ежедневно в Доме звукозаписи
	проводятся записи выступлении
оперных и драматических артис-
тов, хоров, струнных ансамблей и
других коллективов, Большая
часть этих записей переписы-
вается на восковые диски для по-
лучения с них матриц граммофон-
ных пластинок. НА СНИМКЕ: зву-
кооператор Г. ЖУРАВЛЕВА про-
сматривает восковые диски перед
нанесением граммзаписи.
	Фото Г КОРАБЕЛЬНИКОВА,.
	Дневное заседание 6 октября

Музее изобразительных искусств имени А

. С. Пушкина вновь
	нтальянских мастеров
	„ЗАРЯ“
	К. МОЛЧАНОВА
	ставлены работы Микеланджело и снульптуры
	ли осматривают произведения итальянских скульпторов.
	московские артисты
На Пелинных землях
	540 концертов и спектаклей было
дано в этом году московскими арти-
стами на целинных землях. Артисты
выступали в сельских клубах, в
усадьбах совхозов, непосредственно
на полевых станах.
	Как будут обслуживаться новосе-
лы на пелинных землях осенью и
	зимой этого года? С этим вопросом.
	наш корреспондент обратился к за-
местителю директора  Гастрольного
бюро СССР Е. Елшину.
	— Гастрольбюро, — сообщил тов.
Елшин, — составило большой план
художественного обслуживания ново-
селов Северного Казахстана. До кон-
на 1954 года намечено провести до
600 концертов и спектаклей. Так, на-
пример, 20 октября в Петропавловск,
а затем в Кокчетавскую;, Акмолин-
скую и Павлодарскую области выедет
Гастрольный театр драмы и коме-
дии под художественным руководст-
вом Я. Кракопольского. Театр пока-
жет в сельских клубах спектакли:
«Бешеные деньги» А. Островского,
«Тартюф» Мольера, «Слава» В. Гу-
	cepa, «День отдыха» 56. Катаева,
«Чужой ребенок» В. Шкваркина и

другие. _
	В Казахстан будут направлены две
концертные группы артистов музы-
кальных и драматических театров
Москвы, три концертные группы ар-
тистов Московской филармонии и
труппа артистов Гастрольбюро. Гос-
эстрада выделяет для поездки на
целинные земли четыре бригады. Од-
вой из них руководит заслуженный
артист УССР И. Набатов, в другой
участвует артист Р. Романов. В’ рай-
оны Казахстана выедут также брига-
ды артистов под руководством и при
	участии народной артистки Казах-
	ской ССР Шара и заслуженной ар-
тистки Казахской ССР Р. Багла-
НОВОЙ.
	ОТЪЕЗД ДЕЯТЕЛЕИ
ИНДИЙСКОГО КИНО
В ТАШКЕНТ
	Советском Союзе продолжает

гостить делегация деятелей индийской
кинематографии.
	Ленинтралцы тепло принимали ин-
дийских гостей. В дружеской обста-
новке проходили встречи с трудящи-
мися города. Индийские кинемато-
графисты знакомились с достоприме-
чательностями города, побывали в
Петродворце, на студии «Ленфильм»,
на представлениях балета «Бахчиса-
райский фонтан» в Театре оперы и
балета имени С. М. Кирова и ле-
нинградского цирка, встречались с
мастерами кино.
	Вчера гости вылетели из Москвы
в Ташкент. Там они пробудут не-
сколько дней, а затем посетят Тби-
	лиси, Сочи и Сталинград.
	открыт спецнальный зал, где пред-
ХУ! века. НА СНИМКЕ: посетите-
	Фото 39. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ
ПРАЗДНИК
НА ЭКРАВЕ
	Выпущенный на экраны фильм
«Праздник нашей молодости» запе-
чатлел физкультурный праздник, со-
стоявшийся в Москве 18 июля, все
то, что в этот день было продемон-
стрировано перед десятками тысяч
москвичей и представителями зару-
бежных стран, запслнившими три-
буны стадиона «Динамо» (авторы
фильма — режиссеры В. Бойков,
И. Копалин, главный оператор М.

Ошурков).

Режиссуру и операторов нельзя
упрекнуть в том, что они уклонились
от передачи того или иного номера
обширной и интересной программы.
Мастерски передано все безмерное
богатство красок, которыми изобило-
вало это изумительное зрелиш@ со-
ветской юности — гордой и веселой,
сильной и отважной.
	Однако нельзя избавиться от ощу-
щения, что авторы фильма, увлекшись
общими планами, показывая большие
массы участников парада, как бы от-
казались близко познакомить зрите-
лей со спортсменами, с их деятель-
ностью, характерной для всего совет-
ского физкультурного движения.

Режиссура, к сожалению, не ис-
пользовала всех возможностей, предо-
ставляемых кинематографом, не захо-_
тела`выйти за пределы стадиона, что-.
бы показать. массовость спорта. в на-
шей стране, рассказать, что к спор-
тивному совершенству стремятся не
отдельные группы юношей и. девушек,
а`миллионы молодых людей.
	Нельзя не выразить удивления по
поводу TOTO, что фильм выпущен с
таким опозданием — через 2% Me
сяца после праздника.
	КАК СДЕЛАТЬ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН
ИНТЕРЕСНЫМ
	В течение трех дней (24 сентября,
2 и б октября) в Главном управле-
нии театров и музыкальных учреж-
дений проходила дискуссия на те-
му «Как сделать предстоящий теа-
тральный сезон интересным». Дис-
куссия вызвала огромный интерес у
работников всех театров г. Москвы.
	Вступительный доклад о работе
московских театров и ‘о репертуар-
ном плане текущего сезона сделал
член коллегии Министерства культу-
ры СССР А. В. Солодовников. После
доклада развернулись обширные пре-
ния, в которых приняли участие вид-
нейшие деятели театрального искус-
ства столицы. Среди выступавших
А. Тарасова, ‘М. Астангов, А. Бату-
	рин, Ю. Завадский С. Лукьянов
	Б. Оленин, Р. Симонов и другие,
		«Прочь с дороги, мир отживший,
сверху донизу прогнивший! Молодая
	‘’ Русь идет!» — мошно и широко зву-
	чит за сценой хор мужских голосов.
На сцене же — почти пустой — один
фон Штубе, стоящий у окна. Скры-
ваясь за портьерой, он следит за
кронштадтскими матросами, проходя-
щими по улице, и с мрачной злобой
говорит себе: «Рушится все».

Так начинается новая опера
К. Молчанова «Заря». В ней совет-
ские зрители увидят знакомые и
любимые ими образы — капитана
Берсенева, его дочь Татьяну, Артема
Годуна и ‘других матросов восстав-
шего революционного крейсера. В
основу оперы композитор К. Молча-
нов и либреттист С. Северцев поло-
жили мотивы пьесы Б. Лавренева
«Разлом». В беседе с нашим коррес-
пондентом К. Молчанов рассказал:
	— В центре действия оперы —
Артем Годун, идейный вдохновитель
и руководитель восстания экипажа
«Зари». Не без его влияния совер-
шается и окончательный идейный
«разлом» в близкой ему семье Бер-
сеневых. Годун — главное действую-
щее лицо и в лирической коллизии
произведения. Этот образ нам хоте-
лось дать как можно более много-
гранным. Для этого мы углубляем и
развиваем его лирическую линию,
только намеченную в пьесе Лаврене-
ва (что диктуется также и требова-
ниями оперного жанра).
	Не меньшее место, чем Годун, в
опере занимает образ капитана Бер-
сенева, олицетворяющего собой часть
русской интеллигенции, русского офи-
церства, примкнувшую в революции
к большевикам. Основной музыкаль-
ный ‘эпизод, выявляющий  внутрен-
HIOIO психологическую борьбу» кото-
рая происходит в душе Берсейева,—
это его монолог в первом акте. Ре-
шающий переломный момент роли—
четвертая картина. Берсенев застает
у себя в квартире заседание штаба
контрреволюнионеров, где решается
вопрос о взрыве «Зари». Эта сцена
и разговор < фон Штубе окончатель-
но убеждают Берсенева в том, что
его путь — это путь участия в рево-
люции.
	Опера «Заря» решена авторами, в
основном, как психологическая музы-
кальная драма. В ней немалое ме-
сто занимают и массовые сцены.
Среди них — вторая картина, посвя-
щенная показу июльской демонстра-
ции и ее расстрела, и, особенно, по-
следняя картина — ночь на корабле
перед штурмом Зимнего дворца.
Здесь народ, матросы играют особен-
но значительную, действенную роль.

Опера К. Молчанова принята К
	постановке в Саратовском театре
	оперы и балета.
	Телеграмма Общества англо-советской дружбы
министру иностранных дел Англии Идену
	о рассмотрении возможных новых
предложений относительно oGulerep-
манских свободных выборов, а также
о немедленном выводе иностранных
войск из Германии мы настойчиво
призываем вас встретиться с Молото-
вым в соответствии < нашим догово-
ром о дружбе, заключенным сроком
	на 20 лет, и обсудить мероприятия по
обеспечению европейской — безопас-
ности, которая исключает возрожде-
ние германского милитаризма».
	ЛОНДОН, 7 октября. (ТАСС).
Председатель Национального совета
Общества англо-советской дружбы
Джон Плэттс-Миллс, вице-председа-
тель Национального совета Эндрю
Ротштейн и генеральный секретарь
Пэт Слоун послали 7 октября мини-
стру иностранных дел Англии Антони
Идену телеграмму, в которой гово-
рится: `«В связи < недавним предло-
жением, сделанным Молотовым в его
речи в Берлине, о пересмотре уже
внесенных им и вами предложений и
	Австрийские рабочие о поездке в Советский Союз
	Отовеюду
	Механик Мелкус, член австрийской
социалистической партии, заявил, что,
побывав в Советском Союзе, он убе-
дился в том, что различные реакци-
онные австрийские газеты распростраз
няют клевету о Советском Союзе.
Члены делегации имели возможность
увидеть своими глазами, как живут
трудящиеся в Советском Союзе. По
всей стране идет. огромное строитель-
ство жилых домов и промышленных
предприятий. Целые районы Москвы
выглядят, как строительные площад-
ки. Транспорт в Москве не имеет рав-
ного себе в Европе. В магазинах це-
ны на товары значительно ниже, чем
в Австрии.
	Члены ‘делегации, посетившие Со-
ветский Союз, выражают свою горя-
чую благодарность за отдых, который
они получили в одной из советских
здравниц.
	% ЦЕНТРАЛЬНЫЙ институт стати-
стики Италии сообщил, что с сентября
1952 года по май 1954 года число
безработных в Италии sBdspocno Ha
363 тысячи человек. Газета «Унита»
указывает, что и эти данные являются
преуменьшенными.
	РАЛИО
	СЕГОДНЯ

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА, 13.30 — «На
темы дня». *19.20 — Концерт «Знаете
	ли вы?» (по городской сети). 20.00 --
Репортаж о футбольном состязании
(по городской сети). 20.45 — Выступ-
ление радиокомментатора по. внешне-
политическим вопросам (по, городской
сети). 21.00 — Концерт, посвященный
5-летию. образования Германской Де-
мократической Республики; трансля-
ция из Зала имени Чайковского. 00.05
— Концерт. албанской музыки (no
станциям).

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 13.15 — Пе:
редача из цикла «На Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставке». 18.55 —
Арии из опер в исполнении участни-
ков художественной самодеятельнос-
ти. 19.20 — Лекция. в помощь изучаю-
щим диалектический и исторический
материализм: «Диалектический и ис:
торический материализм — мировоз-
зрение . Коммунистической партии».
19.45 — Радиожурнал «По родной стра-
не». 21.15 — Г. Хардель — «Ровно в
7.30»; радиоспектакль. 23.30 — Хоры
русских и украинских композиторов.
	ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — Тран-

сляция оперетты Оффенбаха «Париж-
ская жизнь». 23.00 — Концерт моло-
лых исполнителей Киргизской ССР.
		ВЕНА, 8 октября. (ТАСС). На. днях
в Австрию возвратилась группа ра-
бочих предприятий Управления совет-
ским имуществом в Австрии (УСИА),
отдыхавших в Советском Союзе. Они
провели несколько дней в Москве,
где побывали в Большом театре, ос-
мотрели Кремль, университет, метро
и посетили Мавзолей В. И. Ленина и
И. В. Сталина. Затем члены делега-
ции на самолете прибыли на берег
Черного моря, где они месяц отдыха-
ли в одном из домов отдыха Лива-
HH.
	«Все, что мы видели, — заявил
техник Роберт Ленер, — произвело на
нас огромное впечатление, которое

трудно передать словами. ‘Повсюду,
где мы были, нас встречали как луч-
ших друзей».
	* MO СООБЩЕНИЮ токийского ра-
дио, вследствие депрессии в угольной
промышленности и стихийных бед-
ствий в Японии значительно ‘возросли
случаи работорговли. Как сообщает
радио, на днях в префектуре Фукуока
полиция раскрыла 396 случаев прода-
жи людей в рабство.

% АГЕНТСТВО Франс Пресс пере-
дает, что, согласно предварительным
данным переписи, проведенной в мае
1954 года, население Франции (без
колоний) составляет 42.174.000 чело-
век

% КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Acco-
шиэйтед Пресс передает из Джакарты,
что индонезийская морская полиция
задержала вблизи Северного Целебеса
чанкайшистское судно «Шучан» водо-
измещением в 120 тонн, так как оно
появилось в индонезийских водах без
разрешения. Судно приведено в га-
вань Донгала для расследования.
		них за развитие национальной анг-
лийской литературы, за возрождение
национального английского театра.
Его репертуар Фильлинг обогатил
своими комедиями.

Всесильный министр Уолпол, заде-
Th в смелой сатире Фильдинга
«Исторический ежегодник» (1737 г.),
добился запрещения его пьес. Выда-
ющийся английский драматург был
вынужден отказаться от любимого
дела, искать других средств к суще-
ствованию. Он стал юристом и в те-
чение долгих лет занимался судеб-
ной деятельностью.

В начале 40-х годов Фильдинг вы-
ступил как романист. Появляются его
«История приключений Джозефа
Эндрюса» (1742 г.), сатирическая по-
весть «Жизнь Джонатана Уайльда
Великого» (1743 г.) и, наконец, луч-
шее из его произведений—«История
Тома Джонса-найденыша» (1749 г.).

Полной зрелости талант Фильдинга
достиг в романах «История приклю-
чений Джозефа Эндрюса» и «Исто-
pun Toma Джонса-найденыша». В
этих монументальных произведениях
он показал себя глубоким знатоком
английского быта, вывел образы, по-
рожденные английской действитель-
ностью ХУП века. Сам Фильдинг
называл свои романы «комической
эпопеей», указывая тем на сатириче-
скую тенденцию своих романов и на
задачу широкого изображения дей-
ствительности, поставленную перед
НИМИ.

Романы Фильдинга ведут читателя
по дорогам современной писателю
Англии, знакомят его с пестрым лю-
лом, который находит себе приют в
харчевнях, вводят его в крестьянские
хижины, в усадьбы провинциальных
помещиков, в палаты столичной зна-
ти. Фильлинг направлял свое острое
перо против пережитков феодализма.
Он создал замечательные по вырази-
тельности сатирические фигуры ту-
пых английских помещиков — тори,
легкомысленных и развратных свет-
ских кавалеров и дам. Но не в мень-
шей степени — и в этом сказывалась
глубокая народность Фильдинга —
произведения писателя направлены
и против буржуазных отношений,
	казмом в них было немало добро-
душного юмора, задушевного веселья.
Но в 50-х годах Фильдинг  прони-
кается все более мрачными мыслями
о будущем Англии. В трактатах, по-
священных состоянию английского
общества, он рисует катастрофиче:
ский рост нищеты и. преступности,
распространение пьянства, которое,
как грозная эпидемия, ‘охватывает
английский городской люд, ‘топящий
в джине свои горькие мысли о безыс-
ходной доле. Писатель видел круше-
ние своих просветительских надежд.

Черты пессимизма, чуждые ранее
творчеству Фильдинга, проступили в
его последнем романе «Амелия»
{1753 г.), который сильно отличается
от произведений, созданных в 30—
40 гг. Тяжелый кризис, переживае-
мый Фильдингом в последние годы
его жизни, — проявление кризиса
литературы английского Просвещения
в целом.

Однако неудача «Амелии» не мог-
	ла заслонить мирового успеха других
его произведений, в частности «Ис-
	тории Тома Джонса-найденыша», пе-
реведенной на многие языки Европы.
	Буржуазная критика за рубежом
старалась и старается уменьшить
значение Фильдинга, исказить содер-
жание его произведений. В противо-
положность ей передовые английские
историки литературы указывают на
демократическое, боевое направле-
ние бессмертных книг и пьес Филь-
динга. Высоко ценил Фильдинга ан-
глийский писатель-коммунист Р. Фокс.
смертью храбрых погибший в Испа-
HHH.

Советские люди знают и любят
романы Фильдинга. Комедии егс идут
на сценах советских театров. Великий
английский писатель близок и по-
нятен нам своей ненавистью К
власти денег, к грязной и кровавой
политике торгашей — английских
шейлоков ХУПТ века, своей любовью
к народу, своим глубоким внимани-
ем к его бедам и страданиям, своей
верой в его душевные силы.
	Р. Самарин,
	Пастор Труллибер из «Истории
приключений Джозефа Эндрюса»,
пастор Твакум из «Истории Тома
Джонса-найденыша», его ученик
негодяй Блейфил и многие другие
персонажи могут служить примером
иронии  Фильдинга, направленной
против буржуазной «морали», против
ханжества, лицемерия и эгоизма воз-
 некающего буржуазного мира.
	В обоих романах Фильдинг выдви-
гает и положительные образы, выра-
жающие его гуманизм, веру в разви-
тие лучших качеств человеческой на-
туры. В романе «История приклю-
чений Джозефа Эндрюса» это чуда-
коватый Абраам Адамс, не прими-
ряющийся с низостью и подлостью
окружающей жизни, в «Истории То-
ма Джонса-найденыша» это прежде
всего сам Джонс, простой, добрый,
отзывчивый юноша, и его невеста Со-
фи Уэстерн, из любви к Джонсу-най-
деныигу готовая покинуть стца — 60-
гатого помешика.
	В положительных образах романов
Фильдинга сказывается  просвети-
тельский характер реализма Филь-
динга. Выступая в лучших своих про-
изведениях с острой критикой ан-
глийской действительности, Фильдинг
надеялся на возможность исправле-
ния пороков общества, видел в чело-
веке существо, прекрасное по нату-
ре, искажаемое дурными влияниями,
но исправимое прежде всего мораль-
	ным воздействием.

Вместе с тем, осуждая многие ха-
рактерные стороны буржуазной ан-
выходил далеко’ за пределы просвети-
тельских иллюзий.
	Горький назвал Фильдинга «отцом
реалистического романа». Это касает-
ся прежде всего «Истории Тома
Джонса-найденыша» — романа, ко-
торый занимает выдающееся место во
всей истории этого жанра, в истории
развития английского романизма. О
ценности этого романа писали Гете и
Пушкин, Белинский и Чернышевский.

Романы Фильдинга, написанные в
40-х годах ХУПТ века, были в целом
	оптимистичны. Наряду с резким сар-
	Генри Фильдинг — драглатуог м рогланист
	®

К 200-летию
со дня смерти

«©
	дажность английского суда, беззако-
ние и произвол, скрывающиеся под
	маской британской юстиции. Судья
Скуизем, сам становящийся жертвой
	задуманной им интриги, держит в
	своих руках полицию, присяжных, ад-
вокатов. Он сделал #3 своей профес-
сии средство вымогательства. «Закон
запрещает бандитам быть присяжны-
ми, но не запрещает присяжным быть
бандитами», — говорит один из пер-
сонажей этой комедии, характеризуя
состав «суда», в котором царствует
Скуизем.

В комедии «Дон Кихот в Англии»
писатель развернул сатирическую
	ГЕНРИ Фильдинг — один из тех

великих народных писателей-реа-
листов ХУШ века, чьи произведения
живут и в наши дни.

Англия в эпоху Фильдинга была
страной противоречий. Все больше
богатств скапливалось в руках зе-
мельной аристократии, банкиров, куп-
пов. Все тяжелее становилась жизнь
широких народных масс.

В парламенте шла борьба партий
— тори“и вигов, оспаривавших друг
У друга министерские портфе-
ли и дохолные места.
	Ненависть простых ‘людей
Англии к лордам и банкирам,
к крупным помещикам и куп-
пам, к чинушам, которые тра-
вили и угнетали народ, вдох-
новляла творчество лучших ан-
глийских писателей ХУПТ ве-
ка — Свифта, Фильдинга, То-
ма Пэйна и Роберта Бернса.
	В свсих произведениях они
поведали правду о жизни ан-
тлийского народа, создали об-
разы большой разоблачитель-

БОЙ силы, заклеймили преступ-

ления правящих классов Анг- é
Лии, высказали надежды ан-
тлийского народа на лучшее
будущее.

Творческая деятельность
Фильдинга началась в театре:
в 30-х годах ХУПГ века он
был одним из самых извест-
ных лондонских драматургов.
Б. Шоу писал, что Фильдинг
«явление величайшее среди
профессиональных  драматур-
гов, появившихся на свет в Англии...
за единственным исключением Шек-
спира...».

Критическое отношение писателя к
английским правящим классам, его
талант обличителя и неисчерпаемо
остроумного сатирика сказались CO
всей силой в его драматургии.

В комедии «Судья в собственной
ловушке» Фильдинг одним из первых
английских писателей показал про-

картину английской действительности.
Сервантес был одним из любимых
писателей‘ Фильдинга. Английский са-
тирик перенес героя романа Серван-
теса в обстановку английской про-
винции XVIII века. Оказывается,
Дон Кихоту найдется немало забот
	‘мв Англии: множество людей страда-
	ет злесь от несправедливости. «По-
смотри вокруг себя, — говорит Дон
Кихот своему верному слуге Санчо,
— что дает жизнь большинству, кро-
ме позора, нищеты и несча-
стья?». ‹..Власть и богатство
приходят к одному лишь це-
ной разорения и гибели тысяч
людей», — заявляет рыцарь
в другом месте комедии.

Его объявляют  безумцем,
так как он слишком разумно
говорит о несовершенствах ан-
глийского общественного строя,
открыто осуждает подкупность
английского, парламента. Но не
Дон КихбР безумен,  утвер-
ждает Фильдинг, безумны лю-
ди, одержимые жаждой золо-
та и власти, превращающие
свою жизнь в цепь преступле-
ний.

В «Дон Кихоте» Фильдинг
выступил против пресловутой
английской избирательной си-
стемы ХУШ века, при кото-
рой процветала  беззастенчи-
вая купля-продажа голосов.
Против нее направлена заме-
чательная комедия «Пасквин»,
смелая сатира на выборы в

Англии. Недаром  Фильдинг
назвал эту пьесу «драматиче-
ской сатирой на наше время»:
	образы «Пасквина», замечательные в
своей обобщающей силе, действи-
тельно типизировали важнейшие яв-
ления английской политической жиз-
ни того времени.

Комедии Фильдинга, остро полити-
ческие по своему содержанию, посто-
янно затрагивали важнейшие вопро-
сы современной литературы, coBpe-
менного театра. Писатель ратовал в
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — Статья
Эуджена ?Жебеляну «Современная ру:
мынская поэзия». 10.00—Туркменские
народные сказки. 10.15 — Трансляция
концерта из Вильнюса. 11.15 — Кон-
перт. «Любимые песни». 12.20 — Транс-
	ляция концерта из Новосибирска (по
станциям). 12.20 — Отрывки из оперы
Глиэра «Шах-Сенем» (no городской
сети). 13.00 — Передача «Юные мичу-
ринцы». 13.25 — Стихи М. Бажана.
14.00 — Концерт польской музыки.
1430 — Статья «Творчество М. Ба-
	жана». 16.10 — Очерк И. Дуброввцко-
го «Секретарь комсомольского комите-

та». 17.00 — Беседа профессора А. УЗзни-
на «Биофизика и сельское хозяйство»:
17.30 — Передача э жизни республик,

областей и городов страны.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.20 — Ilec-
	ни советских композиторов в исиФя-
нении участников художественной
самодеятельности. 16.00 — Концерт
студентов национального отделения
Московской консерватории. 17.00 —
Туркменские песни. 17.15 — Рахмани:.
нов — Первая симфония.
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАВТРА
	18.00 — Для детей: немецкий худо
жественный фильм «Нарушители спо-
койствия». 19.30 — Киножурналы.
20:00 — А. Бруштейн — «Кротика Дор-
pure (по Диккенсу); спектакль драма-
тического театра им. К. С. Станиелав-
ского.
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	доктор филологических
наук.