НАТПИ ИНТЕРВЬЮ
	ДЕТСКАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
	Академия педагогических наук то-
товит для школьников детскую энци-
клопедию. Что будет представлять
это издание? С таким вопросом обра-
тился корреспондент «Вечерней Моск-
вы» к вице-президенту Академии пе-
дагогических наук А. И. Маркушеви-
чу. Вот что он рассказал:
	— Школьников интересуют многие
вопросы из разных областей науки,
техники и искусства, на которые учеб-
ники отвечают слишком кратко. Все
необходимые для ребят сведения они
смогут найти в детской энциклопедии.
Очерки, помещенные здесь, расска-
жут им о достижениях науки и тех-
ники, о фауне и флоре земного ша-
ра, о минералах, планетах, звездах и
о многом, многом другом.
	Энциклопедия будет выпущена -B
десяти томах. Каждый из них отво-
дится какой-нибудь одной теме. Вот
‚перечень их: в первом томе («Земля»)
рассказывается о форме и размере
земли, о морях, океанах, приливах,
отливах, о географических картах, о
замечательных путешествиях. В сле-
дующем томе помещены сведения HO
геологии и астрономии. Третий том
посвящен физике, химии и математи:
ке. Тут говорится о мельчайших ча-
стицах, из которых построено каж-
дое вещество, о движении тел, о том,
как устроены приборы и машины,
и т. д. Четвертый том («Техника»)
рассказывает о важнейших отраслях
промышленности и сельского хозяйст-
ва СССР, о замечательных  совет-
ских людях — мастерах своего дела.
Здесь же описываются всевозможные
виды и средства транспорта и связи.
Из материалов пятого тома («Расте-
ния и животные») можно узнать, как
возникла жизнь на земле и как она
развивалась. Том шестой знакомит с
устройством человеческого тела и его
различных органов; в нем даются све-
дения о происхождении человека, O
том, как человек чувствует и мыслит;
помещены советы, как развивать свою
память, воспитывать волю и харак-
тер; рассказывается о физической
культуре и спорте. О прошлом на-
шей Родины дети прочтут в седьмом
томе. Следующий, восьмой, том наз-
ван «СССР — страна строящегося
коммунизма»; здесь——очерки о совет-
ских республиках, об их природе, про-
мышленности, культуре, О странах
народной демократии, а также и
капиталистических странах юные чи-
татели узнают из девятого тома. Пос-
ледний, десятый, том энциклопедии
посвящается вопросам литературы и
искусства.

Б конпе каждого тома помещается
обширный справочный материал.
	В подготовке детской энциклопедии
участвуют ученые, педагоги, Герои
Советского Союза. В их числе—ака-
демики В. А. Обручев и Д. И. Щер-
баков, доктор . биологических наук
В. А. Варсанофьева, профессора
Б. П. Орлов,.В. Г. Богоров, Н. Н.
Чебоксаров и другие.
	Энциклопедия богато иллюстриро-
вана. В каждом томе будет более 500
карт, схем, таблиц, иллюстраций. В
работе над ними приняли участие
видные художники и графики — про-
фессора В. А. Фаворский, П. Я. Пав-
линов и другие.
	Подписан к печати макет первого
тома «Земля». Научные редакторы его
— действительный член АПН Б. ПП:
Орлов и член-корреспондент АПН
А. И. Соловьев. В ближайшее время
состоится его широкое обсуждение.
В томе помещено более 70 очерков.
	НРАСНЫЕ ЗНАМЕНАМ—
ПЕРЕДОВЫМ
ПРЕДПРИЯТИЯМ
	ВЦСИС и Министерство промыш-
ленных товаров широкого потребле-
ния СССР подвели итоги всесоюзно-
го социалистического соревнования

коллективов предприятий в третьем
квартале.
	Переходящие Красные Знамена Со-
вета Министров СССР и первые пре-
мии присуждены коллективам 18 пе-
редовых предприятий. В числе их —
коллективы Московского кожевенного
завода имени Кагановича, Москов-
ской кружевной  гардинно-тюлевой
фабрики имени Тельмана, Московско-
го кожевенно-обувного комбината,
Московской фабрики кожаных изде-
лий и др.
	Переходящие Красные знамена
ВЦСПС и министерства с выдачей
первых премий присуждены 31 пред-
приятию. Среди них — Московский
кожевенный завод имени Тельмана:

Коллективы 144 предприятий полу-
	чают вторые и третьи поемии.
	териалы — чертежи, расчеты, марки
твердых сплавов...
	Коммунисту Виктору Шумилину
— 27 лет, но он многое успел сде-
лать за свою молодую жизнь. Фами-
лия прославленного токаря-скорост-
ника, лауреата Сталинской премии
известна всей нашей стране и за ее
рубежами. Но он не обольщается
успехами, а попрежнему скромно, на-
стойчиво, увлеченно трудится у сво-
его токарно-винторезного универсаль-
ного станка. Каждому, кто смотрит
на работу Шумилина, припоминают-
ся ленинские слова о том, что ком-
мунизм есть высшая, против капита-
листической, производительность тру-
да.

Станок его приспособлен для ра-
боты на высоких скоростях. С неуло-
вимой быстротой вращаются закреп-
ленные на оправке детали — флан-
цы, кольца, чугунные стаканы для
подшипников. Человеческий глаз не
всегда может уловить стремительное
вращение детали — порой она ка-
жется неподвижной.

1.200 оборотов в минуту совершал
шпиндель станка, когда Шумилин
сказал главному технологу цеха, что
не хватает оборотов при обработке
небольших деталей Необходимые
расчеты были сделаны, шкив сменен,
и число оборотов шпинделя возрос-
ло до 1.500 в минуту.

Казалось, что резервы увеличения
производительности станка исчерпа-
ны: токарь-скоростник  перевыпол-
нял нормы вдвое при отличном каче-
стве продукции. Но творческая мысль
не давала Шумилину покоя.

Слишком много драгоценного вре.
мени уходило на зажим  оправки
	ДЕ
	HB
	ПРЕДПРАЗДНИЧНОЙ
ВАХТЫ
	У Татьяны Сергеевны 1ро-
фимовой начался рано. Перед
уходом на работу надо было многое
сделать по хозяйству. Рано поднял-
ся и муж. В последнее время он
снозаранку уезжает 3a город, где
коллектив завода строит к празднику
три жнлых дома. Несколько семей
«Машиностроителя» скоро справит
новоселье. Муж Татьяны Сергеевны-—
плотник, и работы у него на площад-
ке очень много.

Только дверь закрылась за мужем,
как проснулся шестилетний сын Ва-
лерик. Пора и ему собираться в дет-
ский сад, а самой Татьяне Сергеев-
не — на завод

Дорога в детский сад знакома до
мелочей, и все же у Валерика воз-
	никает по пути Масса вопросов, на

которые он требует немедленного

ответа. .
Проходную завода прошли вме-
	сте — детский сад расположен на
его территории, немного в стороне от
главного корпуса. Опавшие листья
устилают небольшой уютный садик,
сквозь голые сучья деревьев отчет-
ливо видны белые статуя, украшаю-
щие этот уголок.

Руководительница старшей группы
Галина Васильевна Меркулова лас-
ково встретила Валерика, приветливо
	ноздоровалась с матерью.
*

Сахарорафинадный завод имени
Мантулина, где работает Т. Трофа-
	мова, как всегда, встречае!г утреВнюю
смену шумом моторов. Они не замол-
кают ни днем, ни ночью. Процесс
рафинироваяия сахара построен та-
ким образом, что он идет непре-
рывно.

Здороваясь с работниками ночной
смены, только что пришедшие зани-
мают их места, узнают, как вели се-
бя машины, какая была выработка.

У огромного вакуумаппарата вста-
ла варшица тов. Малютина. Ее обя-
занность — превратить приготовлен-
ный иочищенный сироп в утфель, т.е.
смесь сахара с патокой. Начинается
сложный процесс, за ходом которого
по приборам наблюдает тов. Малю-
тина. Когда утфель готов, он авто-
матически переливается этажом ни-
же, в бешено вращающиеся центри-
	фуги.
Здесь за поведением массы  на-
	блюдает вестонщик тов. Ткачев. Вот
на стенках центрифуги начинает об-
разовываться белая кристаллическая
масса, или, как здесь называют, «каш-
ка». Тов. Ткачев переключает ры-
чаг, машина замедляет ход, и «каш-
ка» опускается в отверстие, откуда
по транспортерам идет на прессы.

Среди многих работниц, обслужи-
вающих прессы, самой большой вы-
работки добились тт. Гальяшева и
Рабинова. Их прессы работают без-
упречно. Ровные плитки рафиниро-
ванного. сахара, высушенного и наре-
занного на квадратики, непрерывным
потоком поступают в пачечный цех.

Здесь задолго до начала смены
хлопочет высокая полная женщина—
бригадир 1. Гриценко. Сюда, к свое-
му рабочему месту, и спешила утром
весовшица Т. Трофимова.

— Ну, как, Татьяна, отвела своего
хлопца? — спросила Гриценко своим
певучим голосом с -мягким украин-
ским выговором. — Работы у нас се-
годня много. А тебе надо сделать
еще больше, чем вчера,
	— Постараюсь, — улыбаясь, отве-
чает Трофимова. — Праздник-то ведь
близко.
	Гриценко не случайно напомнила о
вчерашнем дне. Трофимова дала вче-
ра рекордную выработку — 8.500 па-
чек сахара при норме 4.400. Две луч-
шие вязальщины еле успевали упа-
	ковывать пачки. Сегодня Трофимова
решила взвесить 9.000 пачек.

Сигнал к началу работы застал ее
в полной готовности. Белый халат
ладно сидит на худощавой фигуре,
волосы аккуратно подобраны под ко-
сынку. Привычным движением подви-
нула к весам лоток с пачками, B KO-
торые уже уложен сахар, правой ру-
кой взяла первую, быстро опустила
на чашку, через несколько секунд
опустила вторую, затем третью... Так
начался трудовой день, день пред-
октябрьской вахты... .

Вязальшица тов. Озерова быстро
подхватывает пачки, завязывает тесь-
му и ставит их на другой лоток, ко-
торый отправляется на склад готовой
продукции завода, а оттуда в мага-
зины, ларьки, палатки.

У одного из прессов трудится на-
борщица комсомолка Валентина Еси-
на. Сейчас, перед праздником, она
особенно старается. Ее ловкие паль-
цы быстро схватывают и укладывают
нужное количество кусков сахара.
Прошел только час работы, а Есина
уже успела вместо двухсот пачек на-
брать четыреста.

Около рабочего места тов. Есиной
часто останавливаются ‘гости! столи-
цы — представители сахарных заво-
дов страны. Они перенимают опыт
московской наборщицы, добившейся
больших успехов.

*
	Завод работает Ha полную мощ-
ность. Прошло немногим больше ме-
сяца после очередного перерыва. Ма-
шины останавливаются на осмотр и
ремонт один раз в год; тогда же про-
изводится ремонт помещений, обору-
дования. В этом году были установ-
лены 16 новых фильтров, клеровоч-
ные котлы, приведены в порядок все
вакуумаппараты и многие другие
приборы.

Производство все время механизи-
руется. К концу года установят до-
полнительные фасовочные машины,
автоматы. Страна получит сверх пла-
на много рафинированного сахара.

Заводские сводки говорят о том,
что сейчас, в дни трудовой вахты,
количество готовой продукции все
время возрастает. Передовики пред-
приятия тт. Есина, Трофимова, Галья-
шева, Рабинова, Ткачев, Панкратова,
Евтюкова и многие другие борются
за выполнение социалистических обя-
зательств, за честь своего коллектива.
Они хорошо запомнили Призыв Цен-
трального Комитета нашей партии:
«Работники промышленности продо-
вольственных товаров, мясных и мо-
лочных продуктов! Всемерно расшя-
ряйте производство продовольствен-
ных товаров, улучшайте их качество!
Больше сахара, жиров, мясных, мо-
лочных и других продуктов для насе-
ления!». Это указание работники за-

вода имени Мантулина выполнят с
честью.
*
	Смена закончилась. Татьяна Тро-
фимова вместе с группой работниц
покидает цех. Некоторые идут прямо
к проходной, другие направляются к
калитке с надписью «Детский сад».

Меркулова, окруженная детворой,
идет по аллее навстречу родителям.

— Ну, как дела, Татьяна Сергеев-
на, сколько пачек дали сегодня? —
задает она вопрос.

— Девять тысяч,—отвечает Трофи-
мова, и счастливая улыбка озаряет
ее лицо.

Успеху работницы радуются He
только на заводе, но и в детском са-
ду, дома. Это общее дело. Советская
власть ‘дала возможность женщине
плодотворно трудиться на благо Ро-
Дины.
	3. Агнаева.
	ление упаковок, на яркие этикетки,
Этикетка — это красочный паспорт
товара. На этикетках большинства
парфюмерных изделий, независимо от
того, выпущены ли эти изделия в Мо.
скве или в других городах, можно
увидеть где-нибудь сбоку скромную
надпись: «!-я Художественная литог.
рафия. Гор. Ленинград».
	Заместитель директора литографин
тов. Ю. ИШекторов рассказал,
	— Наше крупнейшее в стране 0$.
сетно-литографское предприятие зка,
чительно расширило ассортимент эти.
кетажа. Каждый день цех передает в
экспедицию более 18 миллионов эти.
кеток. Часть из них немедленно забн.
рают ленинградские фабрики и
заводы. Остальные этикетки, аккурат.
но упакованные в пачки (по 12—15
тысяч в каждой), отправляют в де.
сятки городов Советского Союза,
	Больишюе количество этикеток мы
поставляем московским предприятия.
ям, в частности парфюмерным фаб.
рикам «Новая заря», «Свобода», та.
бачным фабрикам «Дукат», «Ява»
(для дорогих сортов папирос и сига.
pet), винодельческой базе Главвино,

С каждым годом расширяется наще
предприятие. Старейший его работ.
ник, контрольный мастер Ф, И, Соко.
лов рассказывал однажды своим то.
варищам, что сорок лет назад литог.
рафия помещалась.В неболыном трех.
этажном здании. Сейчас комбинат за.
нимает 11 тысяч квадратных метроз
производственной площади, его цехи
выходят на три улицы Васильевского
острова.

ee

CY UR we A ath tae com ta”
	У. нас есть огромный офсетный ца
с уникальными машинами, цехи фото,
форм, печатный, лакировальное хе.
зяйство, конгрев (прессы глубоко
печати) и своя лаборатория,
	Сейчас фабрика выпускает красоч.
ные этикетки к празднику.
	ки лишь лет через’ десять. Нужно ди
занимать землю для длительного зы.
ращивания таких медленно растущих
деревьев?

Питомник плохо снабжается семь
нами, черенками, и его работники
вынуждены ходить по скверам, вы.
капывая там разросшуюся сиревь,
жасмин, и в мешках везти их в Под.
лилки. Такая «заготовка» посадочнс.
го материала смехотворна. К тому
же это отвлекает людей, а питомник
и без того неукомплектован рабоч.
ми, икаждый человек здесь на счет,

Городское управление озеленения
не снабжает питомник семенами, се.
янцами, и садоводы вынуждены в.
дить за ними в Мытищинский лесо-
‘парк, в парк имени Дзержинского, в
подмосковные леса.

Много ли семян удается собрать
таким кустарным образом?

В последнее время в питомние
начали выранивать сирень, вю вю
сортовую, а обыкновенную, с край
невзрачными цветками, А ведь в
Москве растет немало прекрасной
сортовой сирени. Почему бы Упра»
лению озеленения не помочь рай
ному хозяйству, снабдив его depen
ками сортовой сирени?

Из кустарника здесь есть в осно
ном лишь желтая акация да боярыт
ник. .А таких растений, как, напрь
мер, махровый сортовой жасмин, Het

Озеленители предъявляют больш Е
спрос на мичуринскую рябину, очеь

красивую, с крупными плодами.

питомнике есть немного ‘рябин, юн *

мичуринских, а простых, лесных. Ни
в питомнике махровой калины, 3010-
тистой бузины с ярко желтыми
листьями и другого декоративном
кустарника. Не занимаются в пятое
нике и выращиванием роз, хотя хе:
зяйство располагает более чем двйя

тысячами кустов шиповника для пре
ВИВКИ.
	Руководителям „конторы зеленого
строительства Кировского района сле
довало бы побывать в питомниках
других районов, где есть чему п
учиться.

Не занимается районными пит
никами Городское управление озеле
нения Москвы, а ведь именно специ

алисты этого управления должны

установить твердый ассортимент Apt
весных и кустарниковых пород и №
требовать, чтобы он выдерживался.
Надо помочь районам в получения
нужных им семян и растений, Боль
ше внимания должны уделять свои
хозяйствам и исполкомы районных
Советов. Сейчас в питомниках иди
осенние работы. Благоприятное вре
мя нужно использовать для того, что
бы полностью освоить все площадь
расширить ассортимент растений,

Я

Агроном В. Золотарев.
	те рабочим своего и других пех   \
приятий столицы. Побывала ив Ки
ве — на заводе имени Горького,
Сначала она демонстрировала 9“   т
тежи и расчеты, а затем иллюстр! “
ровала рассказ работой у станка. В
предоктябрьские дни производитель ,
	гость ее труда превысила 200 про
центов нормы.
	Нина Юшина — человек в вы
шей степени организованный, Боль
шая производственная работа нео
влекла ее от депутатской деятель:
сти в районном Совете и от занятий
	3 кружке по изучению истории пар
тии.
	Виктор Шумилин и Нина Юши
идут впереди в предоктябрьском CO
циалистическом соревновании ©8087
Участка, своего цеха, но немало ет
и других рабочих, которые близки &
тому, чтобы завоевать первенство 8
предоктябрьском соревновании. He
редко выработка замечательных р
вольверщиков Александра Макаровя
ч> Вячеслава Миронова достигает
трехсот процентов. Они знают, 91%

выполняя свою пронзводственную 72° \^

боту, делают большое государстве!
ное и партийное дело.

„.Пятый участок 1-то механи
ского цеха завода «Красный про
тарий» хорошо справляется со сво
ми обязанностями по выпуску све
плана сотен замечательных станков
Этот участок, на котором работаю
Виктор Шумилин и Нина Юшина.
не исключение, Весь 1-Й цех перевы“
полняет государственное задание
Все коммунисты вдвое перекрывают
нормы выработки. Средняя произво»
дительность труда станочников 10
зтигает 160—170 процентов. Здесь 0 .
четливо Видно. как социалистический

ae

трул организует нового человека № >
	как новый человек организует come
	А. КАронов.
	листическии труд.
	Вести с флотилии
«Слава»
	В начале октября Одесса в девятый
раз провожала уходившую в далекую
Антарктику китобойную флотилию
«Слава». Заместитель начальника
Управления антарктической китобой-
	ной флотилией тов. В. Сибиряков,
приезжавший недавно В Москву,
рассказал:

— В этом году суда флотилия под-
верглись капитальному ремонту.
На судах-охотниках установили
	новейшее технологическое оборудова-
ние, электронавигационные приборы.

Уже около месяца советские KHTO-
бои находятся в море. Суда поддер-
живают с управлецием постоянную
радиосвязь. я

Как сообщили нам во время одно-
го из последних разговоров по радио,
на судах флотилии «Слава» широко
развернулось предоктябрьское социа-
листическое соревнование. Команды
берут обязательства лучше и раньше,
чем в прошлом году, подготовиться к
началу промысловых работ, сэконо-
мить болыное количество топлива и
смазочных материалов.

В середине ноября к месту времен-
ной стоянки флотилии управление
посылает танкер, который доставит
китобоям дополнительное снаряжение
и топливо, а затем, забрав первые за-
пасы продукции — переработанный в
котлах базы китовый жир и разде-
ланное мясо. вернется в Одесский
	порт.
Красочный паспорт
‘товара `
	Покупая одеколон «Красная Моск-
ва», принимая в подарок коробку Ge:
коладных конфет, мы невольно об ра-
	щаем внимание на красивое оформ-
	КогдА в Кировском раионе нача-
ли готовиться к осенним посад-
кам, в контору зеленого строитель-
ства поступило много заявок. Из
школ, домоуправлений, с предприя-
тий и из учреждений одно за другим
приходили требования на яблони,
вишни, сливы, декоративный кустар-
ник, многолетние цветы.

— Где взять все это? — гадал на-
чальник конторы, советуясь с това-
рищами по работе.

— А наш питомник? — подсказал
кто-то.

Но’ при упоминании о питомнике
начальник Конторы только махнул
рукой: на него, мол, надеяться нече-
го.

А между тем питомник существует
BOT уже седьмой год. Исполком Мос-
ковского Совета выделил для него
неподалеку от станции Подлипки
10 гектаров земли. Но осваивали эту
землю неумело, и сейчас питомник
не может обеспечить район пло-
довыми и декоративными  расте-
ниями, цветами-многолетниками.

Когда знакомишься с этим хозяй-
ством, то первое, что бросается в
глаза, — это плантации, занятые гу-
сто разросшимся ясенелистым кле-
ном. Присмотра за деревьями нет.
Междурядья покрыты плотным дер-
HOM. Ясенелистый клен мало инте-
ресует озеленителей. Это. некрасивые
деревья, спроса на них почти нет.
Необдуманно заняв ими большую
площадь, питомник оказался в за-
труднительном положении.

Есть здесь яблони, но четырехлет-
ние деревья значительно ниже иных
двухлетних саженцев и могут быть
пригодны лишь в качестве живой из-
городи. За растениями был плохой
уход, правила агротехники не соблю-
дались, и поэтому яблони почти не
выросли.

В питомнике нарушают элементар-
ную агротехнику выращивания де-
ревьев. Здесь нет, например, водо-
проводной сети, в жаркую погоду их
не поливают. Деревья низкорослые,
с искривленными стволами и плохо
сформированными кронами. Даже
	неприхотливые тополи, и те тут не-
пригодны для уличных посадок.
Сильно истощена почва, которая
требует хорошей заправки органиче-
скими удобрениями и известкования.
Площадь, выделенная хозяйству, до
последнего времени освоена линь
	1 частично.
		Коллектив Мосновсного хремового ножевенного завода успешно тру-
дится в дни предоктябрьской вахты. Освоено производство высоконаче-
	ственных хромовых кож
	различных расцветок. НА СНИМНЫЕ: сортиров-
	Фото 3%. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	работу по часовому графику, отлич-
но и в срок выполняют заказы.

Много работниц, учительниц, вра-
чей, инженеров, научных работников
и домашних хозяек шьет празднич-
ные наряды в ателье № 46 на Пиро-
говской улице. Здесь вместо обычных
семисот заказов выполнено в октябре
свыше тысячи.

Директор ателье А. И. Чернышева
рассказала, что сейчас, к празднику,
платья заказываются главным обра-
зом из дорогих, хороших материалов.
	увеличилось количество заказов и
в ателье верхнего платья.
	За последние десять дней октября
по всем ателье Управления предприя-
тий бытового обслуживания местной
промышленности Москвы — количе-
ство выполненных заказов возросло
на 25 процентов. В ателье треста
«Мосиндодежда» за тот же срок из-
готовлено заказов на 19 миллионов
рублей, т. е. почти на такую же сум-

му, как за предыдущие двадцать
пней.
	НА СНИМКЕ: педагог музыналь-
ной шнолы 0. КАРМАНОВА при-
меряет готовое платье нк празд-
нику; справа-занройщица ателье

№ 46 «Мосиндодезкда» Н, KOMPA-
KOBA-
	ото М. ОЛЕХНОВИЧ.
	щица H. ФЕВРОНИНА за проверной готовой. продунции,
	В предпраздничные дни особенно
оживленно в ателье, пошивочных ма-
стерских. Люди разных профессий,

возрастов заказывают новые платья,
костюмы, пальто.
	Вот небольшое ателье «Мосинд-
	одежды» № 25 на Преображенской
улице. Все время хлопают входные
двери, все новые и новые посети-
тельницы спешат на примерку. В од-
ной из кабин примеряет платье-по-
луфабрикат стройная девушка. Яр-
косинее, отделанное черным стекля-
русом платье, понравилось студент-

ке строительного института Ларисе
Черенковой.
	Учительница средней школы Е. А,
Полякова живет далеко от ателье, на
Полянке. Но она — одна из посто-
янных заказчиц этого ателье и в ка-

нун праздника шьет здесь юбку и
шерстяное платье.
	(С опозданием сделала заказ на но-
	вое праздничное платье молодая ра-
ботнипа Л.
	— Мне обязательно нужно платье
к седьмому ноября. Ведь у меня двой-
ной праздник — я выхожу замуж, —
застенчиво объяснила она работни-‘
кам ателье. 1
	И девушке пошли навстречу —
шьют платье вне всяких сроков.
	Много изящных моделей создано
опытным художником-модельером
	ПВ. Ю.`Корж. Более пятидесяти но-
	вых фасонов предлагается посетите-
лям. Из них пятнадцать подготовле-
ны ‘специально к празднику.
	— Мы стремимся возможно лучше
обслуживать москвичей, — говорит
директор А. В. Винникова. — В ок-
тябре вместо пятисот двадцати пяти
апили около шестисот платьев.
	В ателье № 2 комбината бытового
обслуживания Свердловского района
(заведующая Н. Г. Аникина) шьют
только из материала заказчиков. Ко-
гда заходишь в производственный
цех, где висят на вешалках готовые
и еще незаконченные платья, пора-
жает исключительное разнообразие
цветов и фасонов — все вещи, дей-
ствительно, выглядят  по-празднич-
ному: }
	Это ателье отличного обелужива-
ния, и звание это присвоено ему
недаром. Здесь четко. организовали
	В корреспонденции, опубликован-
ной под таким заголовком 16 октяб-
	ря, отмечалось плохое освещение
ряда улиц. Как сообщил начальник
Управления наружного освещения
Мосгорисполкома тов. Николаев,
	корреспонденция обсуждалась на со-
вещании руководителей эксплуатаци-
онно-технических районов треста
	вручную. Быть не могло; чтобы не
нашлось выхода из этого положения.
И вот однажды старший мастер с
технологом принесли Виктору Фи-
липповичу проект цилиндрической
оправки. Действовать она должна
была по принципу прежней, только
человеческая сила. заменялась пнев-
матикой. Шумилин внимательно изу-
чил и одобрил чертеж.

В сентябре этого года новая оп-
равка была установлена. В первые
же дни токарь-скоростник  подсчи-
тал, что времени на подсобную ра-
боту стало уходить втрое меньше,

На производственном совещании
участка Шумилин сказал:

— Чтобы выполнить предоктябрь-
ское социалистическое обязательство,
каждый станочник должен одолеть
почти две нормы. Коммунистам пред-
стоит показать пример коллективу.
	Обещаю выполнять план на 280 про-
нентов.
	НИНА ЮШИВНА.
	ОБНОВЫ
		По следам наших выступлений
	<Погашенные фонари»
	забытые питомники
	ОПЫТ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
	за литературой, для бесед с ‘консуль-
тантами, за справками и методичес-
кими разработками.
	Подготавливаются выступления от-
дельных методистов и инспекторов
на тему «Научно-атеистическое вос-
питание в процессе изучения  OT-
дельных школьных предметов». Бу-
дут заслушаны доклады © научно-
атеистическом воспитании детей в
младших классах.
	В январе 1955 года предполагается
созвать конференцию, посвященную
опыту научно-атеистического воспита-
ния школьников.
	Агитколлектив Главснабпроса си-
лами своих агитаторов стал проводить
индивидуальные и групповые бесёды
на атеистические темы среди населе-
НИЯ.
	Попов.
	Инспекторы и методисты Управле-
ния школ и сотрудники других уп-
я Министерства просвещения

СФСР в нынешнем году самостоя-
тельно занимаются изучением науч-
но-атеистической литературы. В по-
мощь товарищам организован семи-
нар. На этом семинаре инспектором
школ А. Лаговым недавно была про-
читана лекция на тему «Наука про-
тив религии».

Состоялось чтение второй лекции
кМарксизм-ленинизм о религии и пу-
тях ее преодоления». Эта лекция бы-
ла построена в форме ответов на
предварительно заданные — вопросы.
На семинаре товарищи прослушают
лекции «Коммунистическая мораль и
мораль религиозная» и другие.

Товарищи, занимающиеся самооб-
разованием, не обходятся без помо-
щи библиотеки. Они приходят сюда
		«Мосгоревет», а также на нроизвод-

ственном совещании коллектива ба-

зы механизации и автотранспорта.
Намечены меры по улучшению ра-
	боты автобазы. В районах «Мосгор-
света» развернуто соревнование по
приведению в порядок установок на-
ружного освещения.
	Обязательство свое Виктор Фи-
липпович сдержал. Производитель-
ность его труда на обточке колец
превысила 350 процентов,

Это о таких коммунистах, как Шу-
милин, можно сказать, что они уме-
ют. изо дня в день побеждать одно
препятствие за другим, и эти пре-
пятствия не погашают их энергии,
а, наоборот, укрепляют и закаляют
их. Люди, подобные Шумилину, уме-
ют празднично трудиться в буднич-
ной обстановке, ибо ясно видят ко-
нечную цель своих ‘усилий’ — по-
строение коммунизма.

Вокруг восхищаются работой но-
ватора, а он озабочен тем, что у дру-
гих токарей, на других станках слиш-
ком медленно внедряется пневматика
и, как коммунист, ратует за то, что-
бы новшество вводилось скорее.

Его не удовлетворяют собственные
достижения. Авангардная роль ком-
муниста означает — добиться, что-
бы и вокруг все работали отлич-
но. Потому он в свое время взялея
преподавать в школе передовиков и
охотно помогает своему  сменщику
Шарыгину и другим молодым тока-
рям.

Во всю производственную и обще-
ственную деятельность Виктор Фи-
липпович Шумилин вносит подлин-
ную партийность.

Закончив смену, Шумилин часто
появляется на бывшем избиратель-
ном участке, чтобы почитать вслух
интересные статьи из’ газет и разъ-
яснить жителям неясные им во-
просы. Оттуда направляется в вечер-
нюю среднюю школу, где настойчиво
изучает алгебру, геометрию, физику,
русский язык, литературу, историю,
географию и другие предметы.

Коммунистическая партия поддер-
живает все новое, передовое, творче-
ское, что рождается опытом, инициа-
ТИБОЙ масс в великой сбзидательной
	работе. Чувство нового — большая
	Районный питомник должен давать
для озеленения территорий школ, до-
моуправлений, предприятий, для
украшения улиц, скверов и дворов
прежде всего быстрорастущие поро-
ды деревьев, цветущий кустарник,
многолетние цветы. А здесь имеется
участок, занятый дубами и липами,
	которые будут пригодны для высад-
		сила, присущая коммунистам.
драгоценная черта свойственна
молодой ‘коммунистке Нине Ё
НОЯ.
	Мннут за сорок до начала смены
У ворот завода можно увидеть тока-
ря Нину Юшину, одетую в изящ-
ное черное пальто. Цветной шерстя-
ной платок обрамляет раскрасневше-
еся от быстрой ходьбы лицо. Нина
переодевается в рабочее платье и
подготавливает необходимое для бес-
перебойной работы. Все спорится в
ее ловких руках.
	Юиина известна на заводе как
	инициатор движения за сокращение
производственного пикла.
	По замыслу Нины Юшиной и ее
подруги Анастасии Малютнной пред-
стояло увеличить выпуск деталей на
каждом станке и тем самым добить-
ся увеличения выпуска станков всем
заводом. По предложению новаторов,
горячо поддержанному партийной и
комсомольской организациями, мно.
гие станки были модернизированы,
увеличена подача и резко повышена
скорость резания металла. На об.
точке применили керамические резцы.
	По предложению Юшиной техно.
логи разработали несколько усовер-
шенствований. Раньше деталь зажи-
малась двумя гайками, а сейчас —
одной, раньше фланец сначала об.
рабатывался в патроне, а затем об.
тачивался начисто, а сейчас обдир-
ку и обточку стали производить од-
новременне. На расточку деталей
раньше тратили много времени —
сначала растачивали одно отвер-
стие. а затем — другое. Сейчас ком.
бинированный резец делает оба от.
верстия сразу. Это позволило увели-
чить выпуск рычагов для токарного
станка со 120 до 200 штук,
	Выполняя партийное поручение,
Юшина рассказывала о своем опы.

4ИЕ ВПЕРЕДИ
	ВИКТОР ШУМИЛИН.
	решил применить керосиновую смаз-
ку.
	Сотни глаз следили за каждым
его движением.
— Я чувствовал тогда огромную
	ответственность, — рассказывал впо-
следствии новатор. Перед. чехосло-
вацкими рабочими стоял не только
квалифицированный токарь, но и
коммунист. Сознание этого помогло
мне решить трудную задачу,

Одним резцом Шумилину удалось
проточить два ротора. Можно было
приступить к третьему, но в этом не
было необходимости — преимущество
советского метода обточки стало яс-
но всем.

На каждом заводе советские нова-
торы оставляли все необходимые ма-
	B MKTOPY Шумилину, токарю за-
вода «Красный пролетарий», при-
несли письмо с иностранной маркой.
Он распечатал конверт и прочитал:
«Дорогой товарищ Шумилин, вы,
конечно, помните встречу с нашими
станочниками. Мы ее отлично запом-
нили. потому что опыт советских но-
ваторов помог нашему предприятию
преодолеть многие трудности. ` Те-
перь мы завоевали переходящее зна-
мя министерства. Государственный
план наш коллектив перевыполнил
по всем показателям. Шлем вам
братский привет, как активному уча-
стнику нашей побелы».
	Писали Шумилину из Чехослова-
кии. Пробыл сн там около трех не-
дель, ‚ ознакомился с восемью пред-
приятиями. Всюду собирались ста-
ночники для душевного разговора с
советским новатором. Сначала он чи-
тал им лекцию, демонстрировал чер-
тежи, рассказывал, какие твердые
сплавы применяются при скоростном
резании металлов, показывал геомет-
рию резцов, разъяснял режимы реза-
ния. После этого становился к стан-
ку и подкреплял свое слово делом.

На заводе электроаппаратуры мо-
сквичу пришлось особенно трудно.
Здесь обтачивались роторы моторов.
В металле был болыной процент
кремния, вдобавок сталь перемежа-
лась алюминиевыми  прослойками.
Алюминий налипал на режущую
грань. и при переходе к твердым
	дискам резен быстро выходил из
строя.
	— На один ротор резца не хвата-
ет! — жаловались токари.
	НТумилин по-своему рассчитал гео-
метрию резца, а чтобы алюминий
меньше прилипал-к пластинке резца,