Из редакционной
понты

Поезд следует
до Вернадовки...
	Вечером 22 ноября в ‘службе дви.
жения Московско-Рязанской желез.
ной дороги в пожарном порядке го.
товились к переходу на зимний тра.
фик движения поездов. Инженер тов,
Орлов спешно составлял телеграмму
об отмене некоторых и 06 измене.
нии расписания движения остающих.
ся пассажирских поездов.

Без согласования с пассажирской
службой и без визы ее руководителей
телеграмму дали на подпись началь.
нику дороги тов. Меркулову и. срочео
отправили на телеграф. Узнав of
этом, работники пассажирской слух.
бы всполошились:

— Что? Отмена поезда № 82? Да
как это можно? Ведь мы на неделю
вперед ‘распродали на него билеть

Уже на телеграфе Орлов вычерк.
нул из телеграммы указание об orve.
не поезда № 82. После этого она при.
няла окончательный вид и ее «сту.
стили» на линию.

Работники пассажирской службы
торжествовали. Они были довольны,
что не дали в обиду пассажиров, за:
благовременно купивших билеты ва
поезд.

Как обычно, в 15 часов 15 many
23 ноября поезд благополучно отбыл
с Казанского вокзала в очередной
рейс. А через три часа, когда он уже
подходил к станции Голутвин, в
службе движения вдруг вспомнили,
что поезд отправлен по старому рае.
писанию, тогда как с полуночи дей.
ствует новый график. И в 18 час
40 минут на линию полетела новая
телеграмма, на этот раз согласован
ная тов. Орловым с. главным инжы
нером службы движения тов, Мани»
ковым, с заместителем начальника
пассажирской службы тов. Фоменко.
вым -и подписанная заместителем ха.
чальника дороги тов. Романовым. В
телеграмме указывалось, что поезд
№ 82 до Рязани следует по летнему
графику, а далее — по зимнему в
только до станции Вернадовка.

На утро в пассажирской службе
снова всполошились. По нечетнымт
числам поезд` № 82 следует до стан.
ции Ковылкино, а его повернули ва
Вернадовку. Как же быть с паса.
жирами?

Размышления прервал резкий те
лефонный звонок. Вызывали со стан.
ции Сасово. Начальник вокзала тов,
Минаев докладывал, что поезд № Я
лрибыл на станцию Сасово по расти.
санию, то есть в 3 часа 34 минуты,
что, согласно спущенной управлен.
ем дороги телеграмме, все пассажи
ры, в числе 130 человек, следующие
до станции Ковылкино, высажены 12
станции Сасово и отправлены затем
по назначению в 12 часов 8 минут с
поездом № 56. Далее тов. Munaeg
поведал, что пассажиры были край
возмущены такими порядками на до.
роге.

К сожалению, на. Московско-Ря.
занской дороге так получается вез
первый раз. 11 октября, наприме,
ни с того, ни с сего отменили руза:
евский поезд № 76. Прошли две не
дели, и с 25 октября его снова пу:
стили в обрашение по нечетным чи
лам. А с 12 ноября опять изменил
расписание и стали отправлять поезд
из Москвы по четным числам.

О таких фактах мало сказать «i
хорон!о»: Они ветерпимы на трак:
	порте!
Н. СЕВЕРНЫЙ,
	Радиоусилители-
промышленным
предприятиям
	Радиосвязь на промышленно
предприятии -— могучее средство по
литического и культурного воспите
ния ‘масс, при помощи радио мож
управлять производственными пре
цессами. Однако заводы радиотехни
ческой промышленности почему-то до
сих пор не выпускают радиоусилите
лей производственного типа.

Минвистерствам связи и радиотех
нической промышленности необходь
мо наладить выпуск — высококачест
венных радиоусилителей, рассчитав
ных на мощность от 200 до 500 вап
с выходными напряжениями для 26
нентских линий, начиная с 30 волы.
В них должны входить в качестве 0с-
новного оборудования узла пульты
аппаратной, которые позволили бы
иметь оперативную двустороннюю
оптическую сигнализацию с выносяы:
ми динамическими микрофонами #2
производстве. С них будет вести
передача через радиоузел с микро
фонов директора, главного диспет
ра, студии и т. д.

Разработку и выпуск таких ради
усилителей работники связи и ради
технической промышленности 10.1%
ны осуществить в самое ближайшее
время.

‘Инженер П. ПОЛЯНСКИЙ,
	йз УТРЕННИХ
= ГАЗЕТ =
	(ОПУБЛИКОВАНО Коммюнике ®
пребывании в Финляндии 32№
стителя Председателя Совета Мин
стров СССР А. И. Микояна. (соб
щается, что 1 декабря заместитель
Председателя Совета Министров
СССР тов. А. И. Микоян и сопровож
дающие его лица возвратились в М
скву из Финляндии.
	х
В ГАЗЕТАХ опубликованы orset
ные ноты правительства Франии
на ноты Советского правительства 01
23 октября и 13 ноября, а также пр
вительств Греции и Нидерландов Ha
ноту Советского правительства от 13
ноября.
	x
1 ДЕКАБРЯ делегации Польско
Народной Республики, Чехосло
вацкой Республики и Народной Ре
публики Албании, которые принимаю
участие в Совещании европейский
стран по ббеспечению мира и 68%
пасности в Европе, посетили Маз”
лей В. И. Ленина и И. В. Сталина ®
	возложили венки.

*
B ЦЕХАХ Кузнецкого металлург
ческого комбината именя
Сталина ширится соревнование 3
досрочное выполнение пятой пятиле”
ки. Откликаясь на почин москвичей,
кузнецкие металлурги обязались 8
полнить пятилетний план по выпуску
	  валовой продукции к 38-й годовщиЕе

Великого Октября, по производст!
чугуна — к 15 сентября, а стали ®
проката — к 10 октября 1955 ro
(«Правда»).
	МАЛЫШАМ
К НОВОМУ ГОДУ
	Издательство «Росгизместпром?
полготовило для маленьких _москви-
	чей ряд подарков к новом” году —

к ааа бы Ягр «Елка»
	настольно-печатные. Игры Sida
«Наша азбука», «em MomeM—HOMO-
xem», «Который час», KHHKKH-HT-
рушки «Звери разных стран» и «Ce-
режа-рыболов», альбом картонажей-
самоделок «Украсим елку», книжку“
ширмочку «Пришла зима» и альбом
«Маски-самоделки» для оформления
	Kap Ha BaJIOB.
Выйдет традиционный новогодний
подарок — «Детский календарь на

™ _..
	a oo
1955 год в играх и занятиях», В ка-
лендаре помещена модель для скле-
ивания броненосца «Потемкин», игры
«По ‚следам. героев. Жюль Верна»,
«Артек», «Полет‘на луну», «Мичурин-
ские. плоды». и другие. В’ приложе-
нии даны «книжки-малышки», в КоТО-
рых помещены”рассказы Л. Толстого,
	Пришвина, Бианки, = Скребицкото,

Пантелеева, сказки Андерсена, KH-

тайские сказки. стихи о- школе Барто,
	сборник ребусов и шарад «В зимний
вечер». о

Для школьных праздников и Кар:
навалов предназначаются восемь Ма-
‘сок-самоделок по мотивам сказки
А. Толстого «Приключения Бурати-
но». Интересный спектакль по сказке
«Три медведя» Л. Толстого смогут
показать школьники малышам, поль-
	зуясь листами теневого театра,
Для младших школьников-юннатов
	впервые выпускается «Календарь
	природы» на 1955 год, оформленный
художниками-анималистами Ватаги:

мо

арт г:

ным, Никольским, Комаровым, Белы-
шевым, Райской и Трофимовым.
	Документы по истории
воздухоплавания
и авиации
	Центральный государственный во“
енно-исторический архив СССР про-
водит большую работу, выявляя, от-
бирая и систематизируя документы,
освешающие военную историю  На-
шей Родины. Уже изданы сборники
документов о великих русских полко-
водпах А. В. Суворове, М. И. Куту-
зове и других. Сегодня сдан в Изда-
тельство сборник документов «Возду-
хоплавание в России до 1907 года».

Наша страна является — родиной
многих важнейших открытий и изо-
бретений, в том числе и в области
воздухоплавания и авиации. В сбор-
нике объемом около 70 печатных ли-
стов можно найти материалы, рас-
сказывающие о первых попытках по-
летов в России, о работах Ломоно-
сова в области аэродинамики, о пер-
вых полетах в начале ХХ века BO3-
душных шаров, аэростатов и различ-
ных летательных аппаратов, в том
числе управляемого аэростата Ле-
пиха.

Интересны документы, говорящие
о трудах Можайского, Жуковского,
Циолковского, об опытах воздушно-
го фотографирования, о постройке
управляемых аэростатов. В сборник
включена также переписка, связан-
ная с работами по созданию первого
в мире самолета А. Ф. Можайского.
В докладе военному министру Ми-
лютину от 31 января 1877 года сооб-
щается, что центральная комиссия
рассмотрела проект модели самолета
капитана 1-го ранга Можайского
для выдачи ему’ денежной субсидии
с целью производетва-онытов. Есть
тут и объяснительная‘ записка само-
го Можайского, относящаяся к
1878 году. К ней приложены расчеты
винта проектируемого им самолета,

Все документы, вошедшие в сбор-
ник, представляют большой научный
и исторический интерес.
	пустынь. Советские ученые изучили
пустыни Кыгылкум, Каракумы, Му-
юнкум, Бет-Пак-Дала и другие, Bpl-
яснили многие вопросы, важные для
хозяйственного освоения пустынь.

Новые открытия, существенно
уточняющие географическую карту,
сделаны и в других районах нашей
Родины — на Кавказе, Урале, Коль-
ском полуострове и даже на Русской
равнине. На Урале, например (При-
полярном и Полярном), открыто зна-
чительное количество неизвестных
ранее небольших ледников. На кар-
тах появилась высшая точка Ураль-
ских гор — гора Народная (1.894
метра). На “Русской равнине обнару-
жена неизвестная прежде возвышен-
ность у Онежской губы Белого моря
до 350 метров высотой (кряж Вет-
реный Пояс).

Карту нашей Родины изменяют не
только географические открытия.

При сравнении новых карт с до-
революционными бросаются в глаза
громадные водоемы, которых не бы-
ло раньше. Это — искусственно соз-
данные водохранилища (Рыбинское,
Цимлянское и другие). На карту
нанесены каналы, соединившие Бе-
лое море с Балтийским, Москву-реку
с Волгой, Волгу с Доном, а также
Манычский, Невинномысский, Скоро
на карте появятся новые водохрани-
лища — Куйбышевское и Сталин-
градское моря. Возникают и новые
города, новые магистрали.

Нрироду, ‘теографию нашей стра-
ны сознательно преобразовывает со-
ветский народ, строитель коммуниз-
	В борьбе за досрочное выполнение пятилетнего плана
	ДАВТОМАТНО-токарный цех — один
из крупнейших на 1-м подшип-
никовом заводе имени Л. М. Кагано-
вича. Здесь производится токарная
обработка подшипниковых колен.
	Коллектив ритмично, по часовому
графику выпускает продукцию. За
три года и десять месяцев пятой пя-
тилетки производительность труда в
цехе возросла на 68 процентов, а
себестоимость продукции снизилась
на 25 процентов. Потери от брака
уменьшились в шесть раз. Выпущено
на несколько миллионов рублей
сверхплановой продукции. р
	Б цехе зародились многие ценные
начинания. По предложению новато-
ров К. Дрожжиной и А. Овчаровой
на нашем и многих других заводах
страны развернулось соревнование за
досрочное выполнение пятилетнего за-
дания по росту производительности
труда. Важными новшествами яви-
лись организация работы по с<уточ-
ному, а затем и по часовому графи-
ку, соревнование за стопроцентное
выполнение плана по всей заданной
номенклатуре.
	Коллектив завода в числе трина-
днати других московских предприятий
выступил инициатором соревнования
за досрочное выполнение пятилетне-
го плана. Работники автоматно-то-
карного цеха также приняли повы-
шенные обязательства. Решено вы-
полнить пятилетнее задание по объе-
му производства к 38-й годовщине
Великого Октября, повысить произ-
водительность труда за пятилетие на
75 процентов, повседневно снижать
себестоимость продукции и потери от
брака, более экономно расходовать
‘материалы и все виды энергии, обу-
чить всех рабочих передовым прие-
мам труда.

Какими же резервами располагает
коллектив цеха для выполнения этих
ответственных обязательств?
		он обслуживал большее количество
станков, чем положено по норме.
	Работа производственных бригад
сейчас перестраивается. Наладчик по-
лучает месячный план производства
деталей на каждый станок и на каж-
дого рабочего своей бригады. В вы-
полнении этого плана ‘он отчитывает-
ся ежедневно перед мастером, а по
	итогам месяца — на производствен-
ном совещании. Теперь наладчик ста-
новится командиром производства,
	надежным помощником мастера.
	Если раныше организационную и
массово-политическую работу мы
обычно проводили в смене, то теперь
она сосредоточивается в производ-
ственной бригаде. Это приближает
командный состав и общественные
организации цеха к рабочим местам,
позволяет полнее учесть недостатки,
добиться общего улучшения работы.
	Передовые наладчики цеха тт. Во-
робьев, Солодовников, Сазикова,
Болышов, Новиков, Кривицкий, Гор-
пенков, Кабанов, Платонов, Манай-
кин, Яничева, Манугина и многие
другие систематически, из месяца в
месяц, перевыполняют план на всех
станках своего участка. Они доби-
лись резкого снижения брака и вы-
полнения норм всеми рабочими своих
бригад. Этому способствовали отлич-
ное овладение наладчиками своей
специальностью, обучение и постоян-
ный инструктаж членов бригад, шеф-
ство мастеров и наладчиков над от-
стающими   рабочими.
		Аим РЕЗЕРВЫ
	можность поднять  производитель-
ность труда в отделении на двадцать
процентов. Сейчас мы внедряем но-
вые резцы и применяем большие по-
дачи на других группах станков.
Подсчитано, что это повысит произ-
водительность труда на 12—15 про-
центов. .
	При работе на автоматических и
многорезцовых станках большое
влияние на рост производительности
труда оказывают быстрота и качество
их наладки. Поэтому внедрение бо-
	лее совершенных, научно обоснован-
	ных методов наладки станков пред-
ставляет важный резерв  дальней-
шего повышения производительности
труда. В цехе внедряются новые
конструкции инструментальной ос-
настки, выполненные по принципу
взаимозаменяемости и обеспечиваю-
щие высокопроизводительную и более
совершенную наладку станков на
точность. Теперь процесс наладки
резца на размер выносится со стан-
ка на специальное приспособление и
выполняется в то время, когда ста-
нок работает. При смене резца от-
падает необходимость его регулиров-
ки, в связи с чем затраты времени
на наладку и неизбежный при этом
брак резко уменьшаются, а произ:
водительность труда возрастает на
18—20 процентов.
	В цехе разработан и успешно осу-
ществляется план комплексной меха-
низации. Впервые в нашей промыш-
ленности практически решается зада-
ча комплексной автоматизации не
вновь проектируемого, а действующе-
го большого цеха. Успешно работают
автоматические поточные линии кон-
струкции инженеров Морозова и
Князькова, включающие в себя свы-
ше семидесяти станков. Эти поточ-
ные линии дали возможность повы-
сить производительность труда на
15 процентов. Себестоимость про-
дукции лишь на линии тов. Князь-
кова снижена на 23 процента. В бли-
жайшие годы решено автоматизиро-
вать все участки цеха.
		Коллектив ткацной отделочной фабрики - имени Маркова принял
	выполнить пятилетния план по вы-
	обязательство досрочно, за 4% года,
	пусну валовой продунции и изготовить 750 тысяч метров готовых тка-
ней сверх плана. НА СНИМКЕ: начальник ткацного цеха В. ШИБАЛЕВ
и ткачиха Н. МИЛЕХИНА, выполняющая сменные нормы на 130—150
процентов, осматривают новую плюшевую скатерть увеличенного раз-
’ мера, Выпуск таних скатертей освоен фабрикой в последнее время.
	Фото В. НУНОВА и А. СТУЖИНА (ТАСС).
	BATAPKEH НЕ ГРЕЮТ
	Обзор писем читателей
	‚В ПЕХИ, НА ПРОИЗВОДСТВО”:
	Жители дома № 1 в 1-м Шавлов-
ском переулке были довольны, когда
в их квартиры пришли рабочие вто-
рой конторы «Мосгазсетьстроя». Они
поставили на‘кухнях автоматические
газовые водогрейные колонки, про-
	вели от них трубы, навесили в ком-
	натах батареи. Да и как было нера-
доваться? Ведь автоматическая-газо-
вая колонка ‘это маленькая ко-
тельная без’ истопника. Она дает не
только тепло, но и горячую воду для
всяких бытовых нужд.
	Однако всех этих удобств жители
так и не дождались, xara со времени
появления газификаторов в доме
прошло полгода’ Руководитель вто-
рой конторы тов.’ Шереметьев ue cile-
шит < пуском” системы отопления,
вынуждая людей жить в холоде.
	Сыро и холодно в восьмой квар-
тире дома № 6/1 на Кадашевской на-
бережной. Живущий там тов. Сидо-
рин пишет: 1

«Несколько лет центральное отоп-
ление в нашей квартире неисправно.
Батареи почти бездействуют, и мы
	вынуждены обогреваться с помощью
газовой плиты. 2
	В этом году в ’ломе проводился ре-
монт центрального отопления, его
выполнял районный ремонтно-строи-
тельный трест. И‘ хотя денег на ре-
монт было истрачено немало, бата-
реи в нашей комнате попрежнему не
прогреваются. Поразительную черст-
вость проявляет теплотехник район-
ного жилишного ‘управления тов. Бу-
ров, который никак не откликается
на все наши многочисленные прось-
бы».

После «ремонта» хуже стала рабо-
тать система отопления в доме № 3/5
на улице Фурманова. В тридцать
второй квартире-этого дома темпера-
тура ниже восемнадцати градусов.
На плохую работу недавно смонти-

рованного центрального отопления
жалуется и житель дома № 9 на ули-
це Станкевича тов. Коршунов.

«Отопительная система принята в
эксплуатацию с недоделками, — пи-
шет он. — В двадцать первой квар-
тире тепло только’ в двух. комнатах,
в остальных же батареи холодные.
Мы много раз обращались в домо-
управление и в Советское районное
жилищное управление, но перемен
никаких».
	В заключение тов. Коршунов спра-
ведливо спрашивает: «Несет ли кто-
	либо в районном жилищном управ-
	лении ответственность за подготовку
жилиит к холодам?».
	Из дома № 26/2 на Игральной
улице (Сокольнический район) так-
же пишут о мытарствах из-за ремон-
та отопления. Строители появились
там более семи месяцев назад, но
не управились со своей работой до
наступления холодов. Часть недавно
переложенных печей дымит, плохо
греет.
	«Денег на ремонт дома израсхоло-
вано много, — говорится в письме, —
а результатов не видно».
	Ha бесхозяйственность ремонтни-
ков жильцы обращали внимание нс-
полкома райсовета, районного жи-
лищного управления. Всякий раз ла-
вались щедрые обещания, но все
осталось попрежнему.

В этом году жилые дома подготов-
лены к зиме лучше, чем в предыду-
щие годы, Все же, как показывает
редакционная почта, еще имеются
жалобы на плохую работу централь-
ного отопления, на неисправность пе-
чей. Сигналы эти должны побудить
Московское жилищное управление
более внимательно относиться к при-
емке новых систем отопления, строже
контролировать работу домоуправле-
ний. Ведь зима только начинается.

В цехе постоянно изучается, обоб-
щается и широко’ распространяется
передовой опыт. За последние годы
лучшим приемам труда обучено свы-
ше шестисот рабочих. Сейчас мы ста-
вим перед собой задачу организовать
изучение опыта передовиков по всем
основным ‘профессиям и обучить их
приемам весь коллектив. Для этого
выделяются лучшие рабочие. В по-
мощь к ним прикрепляются техноло-
ги, нормировщики и мастера. Прак-
тика показывает, что производитель-
ность труда у рабочих, обученных
передовым приемам, повышается на
10—15 процентов. Как правило, улуч-
шаются показатели работы и у самих
учителей — инструкторов передовых
приемов труда. ъ
	В цехе систематически проводятся
«дни мастера». Лучшие из мастеров
делятся на совешаниях опытом борь-
бы за выполнение плана по всем по-
казателям, рассказывают о том, как
руководят соревнованием. Готовясь к
таким совещаниям, экономисты, тех-
нологи, нормировщики в содруже-
стве с мастерами анализируют рабо-
ту той или иной смены, бригады.
«Дни мастера» приносят, как показал
опыт. большую пользу.
	В социалистическом соревновании
участвует весь коллектив цеха. Про-
грамма одиннадцати месяцев была
завершена досрочно. Передовые сме-
ны закончили ее еще раньше. Участ-
ки тт. Макарова, Косырева, Степано-
ва выполнили в ноябре годовую про-
грамму. 162 лучших рабочих цеха за-
вершили пятилетние нормы. В числе
передовиков—тт. Чистякова, Лосберг,
Валеткина, Ермошина, Жильпова,
Гришкина, Костина, Гончаров и дру-
гие.
	В цехе, на производственных сове-
щаниях, регулярно подводятся итоги
соревнования и определяются побе-
дители. Налажены ежедневный учет
и показ результатов соревнования.
Такая организация соревнования по-
могает коллективу успешно преодоле-
вать трудности. постоянно выполнять
план.
	Инженер А. Дербишер,
начальник автоматно-токарного
цеха.
	ножурнала и пожелали успехов его
создателям — работникам  Москов-
	ской — студии научно-популярных
фильмов.
	Кафедра кинематографии решила
регулярно устраивать просмотры до-
кументальных и научных фильмов.
	ной Арктике. Отвергнуто высказы-
вавшееся некоторыми учеными пред-
положение о существовании в Арк-
тике «второго магнитного полюса».
Предполагавшееся его местонахож-
дение оказалось центром большой
магнитной аномалии, которая рас-
пространяется узкой полосой через
весь Арктический бассейн.
	За годы советской власти интерес-
ные географические открытия сдела-
ны и на северном побережье Сибири.
Исчезло «белое пятно» на географи-
ческой карте, лежавшее во внутрен-
ней части полуострова Таймыр. Здесь
обнаружены горы высотой более
1.500 метров, исследованы раститель-
ность и животный мир тундры, вер-

но определены очертания большюго
Таймырского озера.
	В результате экспедиций советских
ученых коренным образом измени-
лись представления о расположении
хребтов и речных долин Северо-Во-
сточной Сибири. На дореволюцион-
ных географических картах и атла-
сах горные цепи и гряды были на-
несены как простирающиеся в основ-
ном на северо-восток параллельно
главным рекам. Работы экспедиции
геолога С. В. Обручева существенно
изменили эту карту. В 1926 году экс-
педиция открыла горную систему,
названную хребтом Черского. Это—
мощные параллельные горные цепи,
направленные с северо-запада на
юго-восток.

Открытие хребта на месте предпо-
лагавшейся низменности было са-
мым значительным и для всех неожи-
данным результатом экспедиции,
проникшей в места, до той поры со-
вершенно неизвестные. Сравнительно
недавно в восточной части хребта
Черского обнаружена вершина высо-
той 3.147 метров, получившая назва-
ние гора «Победа».

Рядом экспедиций исправлена кар-
та бассейнов Колымы, Индигирки и
соседних с ними районов. В 1944—
1946 гг. здесь сделаны болыпие и
	неожиданные открытия. В области,
где болынинство ученых считало не-
	KOH
	СПО
	чем
KON
cK}
MO}
pec
пре
ДИО
же

«Пр
	лы:

set
лю

мас
дек
дет
НИЯ
	ВЫ!
ван
спо
	НЫ
	вил
ДЫ,
ры
	FON
ВИЛ
спо

КОН
	лы
Het
con
	f@e Бью
		Одним из главных резервов повы-
шения производительности труда и
на этой основе увеличения выпуска
продукции является постоянное со-
вершенствование технологии произ-
водства, внедрение новой техники.
	До последнего времени поковки на-
ружных колен конических роликовых
подшипников изготовлялись с ци-
линдрическим. пояском по внутренней
поверхности, как этого требовала
конструкния зажимных устройств то-
карных полуавтоматов.
	Ilo предложению технолога С. Аб-
бакумова в цехе успешно испытан и
внедряется новый технологический
процесс. по которому поковки изго-
товляются без поясков, с paBHO-
мерным припуском: Для зажима та-
ких поковок отдел главного техноло-
га завода разработал оригинальную
конструкцию пневматического патро-
на. Переход на новый процесс толь-
ко по одной детали обеспечит годо-
вую экономию металла в размере не
менее шестисот тонн, резко повысит
производительность труда. В ближай-
шее время все типы колец серийных
подшипников будут переведены на
обработку по новой технолони. ’” °

Опробуется еще один новый техно-
логический процесс — обработка за-
готовок колец методом горячей ка-
либровки с минимальными припуска-
ми. Заготовки деталей при этом де-
лают на мощных прессах, а не на
ковочных машинах. Такие кольца  не
имеют припуска на токарную обра-
ботку, за исключением размера по
высоте. Применение их повысит про-
изводительность труда на соответ-
	ствующих операциях на 20—25 про-
центов.
	В отделения полуавтоматов вне-
дрили резцы из более стойкого твер-
дого сплава и перешли на работу с
большими полачами. Это дало воз-
	Одну из аудиторий здания Москов-
екого университета на Ленинских го-
рах заполнили студенты, аспиранты,
	преподаватели. Они собрались сюда

для просмотра и обсуждения специ-
ального выпуска киножурнала «Ново-

сти сельского хозяйства», посвящен-
	ОСМОТРИТЕ на современную

карту нашей Родины, сравните
ве со старыми картами, изданными в
дореволющионное время. Нетрудно
увидеть, что, несмотря на огромные
достижения русских исследователей,
ко времени Великой Октябрьской со-
циалистической революции на карте
России было еще много «белых пя-
тен».

Благодаря усялиям географов, гео-
дезистов, топографов, геологов и
многих других специалистов за годы
советской власти были впервые изу-
	чены территории, площадь которых
во много раз превышает площади
крупнейших государств Западной
	Европы. Особенно много важных гео-
графических открытий было сделано
в районах Арктики.
	Как известно, Северная Земля бы-
ла открыта гидрографической °экс-
педицией на судах «Таймыр» и «Вай-
гач» еще в 1913 году. Но расположе-
ние островов Северной Земли и их
особенности были выяснены лишь в
1930—32 гг. Это сделала экспедиция
Арктического института. Отважные
советские полярники во главе с Г.А.
Ушаковым‘ стерли с карты Арктики
громадное «белое пятно», нанеся на
нее 37 тысяч квадратных километров
суши. Участники экспедиции изучи-
ли рельеф и геологическое строение
Северной Земли, климатические ус-
ловия и другие ее природные особен-
ности, выяснили и характер ледового
режима омывающих Северную Зем-
лю морей. На карте появились на-
звания, дорогие и близкие каждому
советскому человеку: острова Ок-
тябрьской революции, ольшевик,
Комсомолец, Пионер, пролив Крас-
ной Армии и многие другие.

Другими советскими экспедиция-
ми было открыто большое количество
новых островов в Карском море —
Ушакова, Визе, Арктического инсти-
тута. и т. д.

Выдающиеся географические от-
крытия сделаны в советское время на
Новой Земле, на Земле Франца-Ио-
сифа, острове Врангеля ‘и других
	С переходом на работу по часово-
му графику в цехе улучшилось обслу-
живание рабочих мест, сократились
непроизводительные потери времени,
в частности на получение поковок и
сдачу продукции. Инструменты до-
ставляются к станкам и обменивают-
ся на месте. Осуществлены и другие
мероприятия. В сентябре—октябре в
цехе провели общественный смотр ор-
ганизации труда. Собрано много цен-
ных предложений, составлен и успеш-

но проводится в жизнь план их вне-
дрения.
	Па одном из участков было очень
тесно расставлено оборудование, что
затрудняло обслуживание станков.
По предложению смотровой бригады
станки переставляются сейчас по-но-
вому. Условия их обслуживания 3Ha-
чительно улучшатся. Вместо двух
станков рабочий получит возмож-
ность обслуживать три. _Производи-
тельность труда у него возрастет на
30—40 процентов.
	Па другом участке также произ-
ведены перепланировка и объедине-
ние: промежуточных складов. Высво-
бодилась полезная площадь, которую
мы использовали для установки но-
вого оборудования.
	В нашем цехе много автоматиче-
ских, полуавтоматических и многорез-
цовых станков. Ведущая роль в борь-
бе за план и улучшение всех каче-
ственных показателей работы таких
цехов принадлежит наладчикам. Но
до настоящего времени они подчас
не выполняли такой роли. Сказыва-
лись недостатки в организации ра-
боты производственных бригад. Не-
редко высокая зарплата наладчика
обеспечивалась ‘не за счет перевы-
полнения норм на всех обслуживае-
	мых им станках, а за счет того, что
	Просмотр сельскохозяйственного фильма
	ного обработке почвы по методу
Т. С. Мальцева. Просмотр организо-
вала кафедра кинематографии универ-
	ситета вместе с кафедрой агрономии
биолого-почвенного факультета.

При обсуждении выступавшие от-
метили достоинства и недостатки ки-
	МЕНЯЕТСЯ НАРТА РОДИНЫ
	<
Профессор
Н. ГВОЗЛЕЦКИИЙ,.
	доктор географических наун
>
	арктических островах. Советские уче-
ные изучили рельеф ›’ дна морей,
омывающих северное побережье Си-
бири, уточнили их глубины. и грани-
цу материковой отмели. В централь-
ной области Северного Ледовитого
океана впервые были обнаружены
глубины свыше 5.000 метров. Пред-
ставление о глубинах океана у полю-
са получено впервые благодаря ис-
следованиям, производившимся на
дрейфующей станции «Северный по-
люс-1». Окончательно установлено
отсутствие суши в районе полюса.
°В последнее время советскими по-
лярниками сделаны новые  выдаю-
щиеся географические исследования.
Открыт подводный хребет, прости-
рающийся от Новосибирских octpo-
вов поперек центральной части Се-
верного Ледовитого океана до земли
Элсмира. Этот хребет назван име-
нем Ломоносова. Проведенные ис-
следования огромных ледяных остро-
вов дали возможность разгадать тай-
ну легендарных земель Санникова,
Андреева и других, долгое время
волновавшую ученых. Выяснено, что
все эти «земли», некогда открытые
и затем «исчезнувшие», представля-
ют собой огромные айсберги.

В результате научных исследова-
ний, осуществленных  высокоширот-
ной воздушной арктической экспеди-
цией, и работ дрейфующих научных
станций «Северный полюс-3» и «Се-
верный полюс-4» получены новые
ценные материалы о природе Аркти-
ки. Помимо хребта Ломоносова, под-
нимающегося на 2.500—3.000 метров
над ложем океана, выявлены другие,
значительные по площади поднятия
океанического дна,

Советские полярники установили,
что подводный хребет Ломоносова
оказывает существенное влияние на
динамику водных масс в Централь-
	Более ста работников завода «Ме-
таллист» переходит... из управленче-
ского аппарата: в. цехи. Тов. Черняк
работал мастером по’ комплектова-
нию деталей. Теперь’ эту обязанность
возложили Ha кладорщика, а тов.
	5 горах Тянь-Шаня.
	Черняк работает по своей основной
специальности электросварщиком.
Изъявила желание перейти в цех
нарядчица тов. Куприянова. Она по-
лучит специальность фрезеровщицы.
	щины, которые являются высочаиши-
ми в СССР, а также самые глубокие
впадины поверхности.

В 1943 году экспедиция  геодези-
стов и топографов открыла высшую
точку Тянь-Шаня, вторую по высоте
вершину в СССР — пик Победы. До
этого считалось, что в горах Тянь-
Шаня нет вершины более 7.000 мет-
ров высотой. За высшую точку при-
нималась вершина Хан-Тенгри —
6.995 метров. Пик Победы, высота
которого 7.439 метров, поднимается
в высочайлем и наиболее оледене-
лом районе Центрального Тянь-Шаня.

Важнейшие географические откры-
тия сделаны советскими учеными на
Памире. В 1928 году в горах Запад-
ного Памира обнаружена высочай-
шая вершина СССР — пик © отмет-
кой 7.495 метров. Несколько позже
ему было присвоено имя Сталина.
Одновременно были открыты средняя
и верхняя части ледника Федченко.
Длина его оказалась более 70 кило-
метров. Это — крупнейший горно-
долинный ледник мира. На Юго-За-
падном Памире советские экспедиции
открыли высшую точку Рушанского
хребта — пик Патхор и лежащий у
его подножья крупный ледник (лед-
ник Марковского), а также исследо-
вали Шахдаринский хребет с еговы-
сокими вершинами.

Существенно изменились наши
представления об оледенении Пами-
ра. В 1930 году на Памире было из-
вестно 278 ледников, сейчас их чис-
ло возросло до 1.085.

«Белые пятна» уничтожены на ог-
	ромных территориях среднеазиатских   ма.
	возможным существование — значи-
тельных ледников, обнаружены гор-
но-ледниковые районы. По площади
оледенения и числу ледников они
стоят на четвертом месте в СССР
после высокогорных областей Сред-
ней Азии, Кавказа и Алтая, Изучив
северо-восток Азии, советские иссле-
дователи создали верное географи-
ческое представление о самой даль-
ней окраине нашей страны.
Большое научное и народнохозяй-
ственное значение имело открытие
геологом С. В. Обручевым в преде-
max Средне-Сибирского плоскогорья
	Тунгусского  угленосного бассейна
(1917—1924 гг.).
Важные географические — исследо-
	вания и открытия сделаны за послед-
ние годы на территории Тувинской
автономной области, на Байкале, в
Приамурье, на Сахалине, Куриль-
ских островах и Камчатке, Так, про-
изведенные промеры глубин показа-
ли, что Байкал глубже, чем думали
прежде, На картах появилась новая
отметка его глубины — 1.741 метр,
которая позволяет считать его глубо-
чайшим озером мира. Изучая Кам-
чатку, советские ученые в 194] году
впервые обнаружили к югу от Кро-
ноцкого озера гейзеры. Океанологи-
ческой экспедицией на судне «Ви-
тязь» недавно в Курильско-Камчат-
ской впадине Тихого океана обнару-
жена глубина более 10 километров.

Исключительные по своему значе-
нию географические открытия сдела-
ны в горной и в пустынной областях
Средней Азии. Здесь за годы совет-
	ской власти обнаружены горные вер-