О СВОЕМ РАБОТЕ
	В доме № 17 на Краснопролетар-
ской улице шел капитальный ремонт.
Старые квартиры обновлялись пол-
ностью. Но мне показалось непра-
вильным, что проектировщики запла-
нировали настилку простых полов,
не предусмотрели некоторых других
удобств. Все это мелочи, но они важ-
ны в быту. По моему настоянию в
доме настлали паркет.

Я часто бываю в домах, где идет
ремонт. Слежу, правильно ли там ор.
ганизована работа, разумно ли рас-
ходуются государственные деньги и
материалы. И, если вижу упущения,
вмешиваюсь в дело. Когда He Toso.
гает- мое обращение к руководителям
ремонтного треста, иду в постоянную
жилишно-строительную комиссию
райсовета, и она поддерживает спра-
ведливые требования.

Неприятно выглядели комнаты об.
шежития рабочих в Косом переулке,
Стены  потускнели, закоптились. В
помещении было холодно. По моему
настоянию в общежитии произвели
капитальный ремонт. Больше порядка
и уюта стало и в общежитии на Нег-
линной улице после того, как там
побывали представители районного
Совета.

У депутата нет других интересов,
кроме интересов народа. Отрадне
служить народу, знать, что твоя об.
щественная деятельность идет на
пользу советским людям — хозяе-
вам своей жизни.

К. Голышев,
	дёпутат Коминтерновского рай-
совета, управляющий домами.
	ДОВЕРИЕ.
	ПЕПУТАТЫ
	ПЕРЕДО мной сидела пожилая
женщина. Уборшина Мария Фи-
липповна Волкова в последнее вре-
мя начала чувствовать себя плохо и
решила оставить работу. Но для по-
лучения пенсии ей не хватало Не
скольких месяцев трудового стажа.
Мария Филипповна обращалась В
Отдел социального обеспечення, но
робость и нерешительность помешали
ей доказать, что эцесь нельзя следо-
вать букве инструкции. И вот она
пришла Ко мне, депутату Комиитер-
новского районного Совета, за пПо-
мошью.
	Вместе с тов. Волковой я побывал
в районных и городских организаци-
ях и, наконец, в Министерстве CO-
циального обеспечения РСФСР. Не-
легко было преодолеть формальные
препятствия, но в конце концов Вол-
кова получила пенсию.
	С разными вопросами идут ко мне
	избиратели. И нет большеи радости
	для слуги народа, как оказывать лв
дям помощь, всеми силами служить
им.
	Население нескольких домов Had
Неглинной улице два раза подряд
оказывало мне доверие, избирая де-
путатом районного Совета. Такое
доверие ко многому обязывает.
	Я состою членом постоянной жи-
лищно-строительной комиссии рай-
совета. Вместе с другими депутата-
ми слежу за ходом капитального ре-
	монта домов, за тем, как содержат-
ся здания.
	ВЫСОКОЕ,
		Конституция победившего сопиализма
	их борьбе за укрепление и развитие
социалистического строя. B CCCP
существует. монопольное положение
одной партии; в нашей стране нет
почвы для существования несколь-
ких партий, так как нет антагонисти-
ческих классов, интересы которых
враждебны и непримиримы, а име-
ются только два класса, рабочие и
	крестьяне, интересы которых не тольЬ-.
	ко He враждебны, а, наоборот,
дружественны. В СССР поэтому су-
ществует‘одна партия — партия ком-
мунистов, выражающая коренные ин-
тересы рабочих и крестьян. Высшим
законом нашей партии является ‘за-
бота о благе народа.

Партия всегда и везде с народом,
она неотделима от него; В ‘единении
партии и народа, в нерушимом сою-
зе рабочих и крестьян, в крепнущей
из года в год дружбе народов СССР,
в великом  морально-политическом
единстве нашего общества — основа
несокрушимой мощи Советского. го-
сударства, залог новых побед совет-
ского народа.

Наша Конституция является  яр-
кой демонстрацией Торжества ‘нацио-
нальной политики Коммунистической
партии и Советского правительства.
Она является доказательством того,
что только в условиях, социалистиче-
ского общества может быть разре-
шен национальный вопрос, неразре-
шимый в условиях капитализма. ~

Последовательное осуществление
национальной. политики Коммунисти-
ческой партии привело народы на-
шей страны к экономическому и
культурному подъему.

Отмечая в этом году 300-летие вос-
	соединения Украины с Россией, на-.
роды нашей Родины продемонстри-
	ровали нерушимую дружбу и спло-
ченность. Дружба народов — важ-
нейшее условие побелонюсного KOM-
мунистического строительства,
Советская Конституция отражает
последовательный и до кониа с вы-
держанный демократизм. Конститу-
ния СССР не признает деления об-
	шества на активных или пассиввых о
	граждан, для нее все граждане ак-
тивны. Она не признает разнины в
правах между мужчинами и жен-
щивами, «оседлыми и неоседлыми»,
имущими и неимущими, образован-
ными и необразованными. Для нее
все граждане равны в своих правах.
Не имущественное положение, не на-
	циональное происхождение, не пол, пе.
	служебное положение, а личные спо-
собности и личный труд каждого
	гражданина определяют его ноложе- нап
зле в обиестре. 1 ЗОВ.
	ние в обществе.

Новым проявлением ‘до конца по-
следовательного советского. демокра-
тизма будут выборы`на основе самой
демократической в мире избиратель-
ной системы народных судов, назна-
ченные ‘в Российской Федерации на
12 декабря 1954 roma.

Единство opap 4 o6s3axHucteli
граждан впервые в истории’ челове-
чества нашло свое воплощение в Со
ветском Союзе и получило свое за-
конодательное ‘закрепление в Совет-
ской Конституции. ,

Сбылось предвидение Маркса об
организации такого общества, в KO-
тором восторжествует принцип: «Нет
прав без обязанностей, нет обязан-
ностей без прав».
	Все граждане СССР имеют право.
	на труд, на отдых, на материальное
обеспечение в старости, право на об-
разование и т. д. Таких прав нет у
трудящихся капиталистических стран.

Наряду с правами граждан Совет-
ская Конституция налагает на граж-
дан СССР’ серьезные обязанности:
свято исполнять законы, блюсти дис-
циплину труда, честно относиться к
общественному долгу, уважать пра-
вила социалистического общежития,
беречь и укреплять  социалистиче-
скую собственность, защищать социа-
листическое отечество. «Защита оте-
чества есть священный долг каждого
гражданина СССР». — говорится в
Конституции.
	ну как преступление. ВБ соответствии
с Конституцией в нашей стране дей-
ствует закон, запрешающий пропа-
ганду войны. Советская Конституция
— знамя мира во всем мире. Борьба
за мир была и остается ` основой
внешней политики Советского ‘прави-
тельства. Ярким показателем этой
борьбы является проведение по ини-
пиативе Советского правительства в
Москве Совещания европейских стран
по обеспечению мира и безопасности
в Европе. Оно с предельной ясностью
показало, какие. задачи встают сейчас
перед всеми миролюбивыми народа-
ми. Декларация, принятая *Совещани-
ем и нашедшая подлинно всенарод-
ную поддержку, освещает ^ основные
вопросы современного положения Ев-
ропы. Декларация отвечает коренным,
жизненным интересам. советских тлю-
дей, которые умеют отстаивать эти
интересы. Она выражает интересы
всех миролюбивых народов.
	Таким образом, главную OCHOBY
Конституции ОССР составляют прин-
нипы сопиализма; его основные ус-
	тои: социалистическая собственность
на землю, леса, фабрики, заводы и
	прочие орудия и средства производ-
ства; ликвидация эксплуатации я
эигтнататорских классов” ликвида-
	пия  нишеты большинства и роско-
	ши менышинства: ликвидация безра-
	ботицы; труд как обязанность и дз
чести каждого — работоспособного
	чести KasA reer eee
гражданина по формуле «кто не ра-
	ботает. тот не ест»; право на труд,
	то есть право каждото гражданина
	на получение гарантированной рабо-
	ты; право на отдых; право на образо-
вание ит д
	Советская Конституция коренным
	образом отличается ‘от ‚буржуазных
конституций, которые рассчитаны на
увековечение капиталистической соб-
ственности, антагонистических клас-
сов, сохранение богатств, привиле-
гий и государственной власти в py-
	ках эксплуататоров и всецело защи-
Hiatt интересы эксплуататорских
	щают авнеруь ALi Yara liye
классов. Все блага жизни находятся
в руках капиталистов.
	Ярким свидетельством этого AB-
	ляется тот факт, что в США толь-
ко Морган, Рокфеллер, Дюпон конт-
ролируют 50 процентов всего народ-
	ного богатства страны. Свыше 10
процентов всей земли. сосредоточено
	в СПА в руках крупных фермеров.
	В результате обнишания трудящих-
	ся масс во всех основных капитали-
стических странах наблюдается рез-

кое сокрашение размеров народного
потребления.
	6b то время, как советские люди
	уже давно забыли о безработице, в
странах капитала безработица про-
должает оставаться страшным бичом
для трудящихся. В 1954 году в США
насчитывается около 15 миллионов
полностью и частично безработных.
	Ни в одной буржуазной, стране нет
иствительного всеобщего избира-
	действительного всеобщего избира-
тельного права. В капиталистических
странах избирательная система под-
чинена интересам  империалистиче-
ской буржуазии и рассчитана на то,
чтобы при помощи различных цен-
зов — имущественного,  образова-
тельного, расового, национального,
` оседлости и многих других ограни-
 чений отстранить трудящихся OT
участия в выборах, закрыть им до-
ступ в органы власти. В Соединен-
ных Штатах Америки насчитывается,
	например, более 50 различных цен-
зов, Устраняющих более половины
населения от участия в выборах.
	просфсеоюзы США.
Велико международное значение
Советской Конституции. Она являет-
	ся обвинительным актом; приговором
миру рабства и угнетения.
	Конституция СССР указывает тру-
	дящимся всего мира путь к счастью.
Ныне по этому пути уверенно идут
и победно развиваются народы ‘Ве-
личайшего государства Азии — Ки-
‘тайской Народной Республики, Поль-
ши, Чехословакии, Румынии, Венг-
рии, Болгарии, Албании, Монголь-
ской Наролной Республики и Герман-
ской Демократической Республики,
успешно осуществляют демократиче-
ские преобразования трудящиеся Ко-

рейской Народно-Демократической
Республики и Демократической Рес-
публики Вьетнам. Конституция

СССР явилась образцом для кон-
ституций  народно-демократических
государств. Народно-демократические
осударства создали CBOH конститу-
ции, отражающие завоевания наро-
дов этих стран. 20 сентября текуще-
го года Всекитайское собрание на-
родных представителей приняло Кон-
	ституцию Китайской Народной Рес-
	публики, закрепляющую в законода-
	тельном порядке завоевания китай-
ского народа.
	Пеизмеримо выросли силы лагеря
	социализма, мира и демократии. Ра-
стуший и крепнущий лагерь социа-
лизма, мира и демократии возглав-
ляет Советский Союз. Наша страна
	по праву гордится своей великой ис-
	торической миссией. Шод знаменем
	Советской Конституции, под руковод-
	ством родной и любимой Коммуни-
стической партий советский народ
	стической партии советский народ
идет к новым победам, к торжест-
ву коммунизма. :

Т. Грабарь,
		кандидат исторических наук.
	5 ДЕКАБРЯ 1936 года, 18 лет
назад, на Чрезвычайном VII
Всесоюзном съезде Советов  пос-
ле всенародного обсуждения была
	утверждена Конституция Союза Со-
	ветских Социалистических  Респуб-
лик — Конституция победившего со-
пиализма.
	Эта знаменательная дата вошла в
историю советского народа как его
величайшая победа, а день приня-
тия Конституции стал всенародным
праздником.
	Конституция законодательно за-
крепила всемирно-исторические побе-
ды советского народа, одержанные
под руководством Коммунистической
партии, закрепила всемирно-истори-
ческий факт построения социализма
в нашей стране и возвестила всему
миру о превращении социализма из
лозунга и программы нашей партии
в действительность. Советский народ,
построив социализм, осуществил то,
о чем мечтают ныне трудящиеся во
всем мире и о чем мечтали лучшие
люди прошлых столетий. Социализм
из мечты стал явью.
	Вся наша Конституция проникну-
та пухом диктатуры рабочего клас-
са. Основатель Советского государ-
ства В. И. Ленин учил, что высшим
принципом диктатуры и
является нерушимый союз рабочих и
крестьян. Союз рабочего класса и
крестьянства — основа могущества
и крепости советского строя, реша-
ющая сила в борьбе за построение
норРОГО общества:
	Каждый год, прожитый под знаме-
нем Конститупии, является новой
ступенью в развитии советского об-
шества.
	В 1954 году вся промышленная
продукция страны увеличивается по
сравнению с 1940 годом в 2,8 раза,
пролукция тяжелой  промышленно-
сти возрастает в 3,4 раза.
	Наряду с быстрыми темпами ро-
ста тяжелой индустрии в текущем
году положено начало выполнению
широкой программы подъема произ-
водства предметов народного потреб-
	ления. рольших успехов достигли
тру?

кеники социалистического сель-
то хозяйства. Увеличились в

стране на 15 процентов по-сравнению
с 1950 годом посевные площади. Не-
смотря на неблагоприятные условия
погоды (в ряде районов страны),
увеличилея сбор зерновых культур.
Выполнен на 120 процентов госулар-
ственный план освоения Нелинных
и залежных земель в.районах Казах-
стана, Сибири, Урала, Поволжья 2
Северного Кавказа, а план посева—
на 157 процентов.

Успехи в развитии промышленно-
сти и сельского хозяйства ‘привели
к дальнейшему повышению матери-
‚ального благосостояния  трудящих-
	ся. За четыре года пятой пятилетки.
	реальная заработная плата рабочих
и служащих возрастает примерно» на
	—4

пропента по сравнению с 1940 го-
	дом, а ‹ учетом роста государствев-
ных затрат на культурное и социаль-
но-бытовое обслуживание населения
все лоходы рабочих и служащих за
этот период увеличатся почти в два
раза. Болышое значение в повыше-
нии материального благосостояния
‘трулящихся имеет улучшение жи-
лищных условий.
	За четыре года пятой пятилетки
капитальные вложения в жилищное
строительство возросли в 1,8 раза,
увеличилось строительство новых жи-
лых домов за счет собственных
средств населения и с помощью го-
сударственного кредита. Изменился
облик нашей Родины и прежде все-
го столицы нашей Родины — Моск-
вы. Коммунистическая партия и Со-
ветекое правительство ‘проявляют
неустанную заботу об умножении цу-
ховных богатств нашего народа, о
расцвете социалистической  культу-
ры. искусства, науки и техники. Все-
ми своими завоеваниями и победа-
ми наш народ обязан Коммунисти-
ческой партии.
‘крепляет руководящую роль Комму-
нистической партии Советского Сою-
за, передового отряда трудящихся в
	НА 27 ДНЕИ
САНЫПЕ СРОКА
	Коллектив Сокольнического ваго-
норемонтного завода ‘имени Л. М.
Кагановича добился нового произ-
водственного успеха: на: 27 дней
раньше срока предприятие заверши-
ло годовой план по выпуску валовой
продукции. В сменах и бригадах все
`®шире развертывается социалистиче-
ское соревнование рабочих, инжене-
ров; техников и служащих за досроч-
ное выполнение заданий пятой пя-
‚ тилетки.

Образцы самоотверженного труда
показывают столяры вагонного цеха
тт. Зуев, Малышев, Афанасьев... С
начала пятой пятилетки каждый из
них выполнил. более десяти годовых
норм.

До конца года коллектив завода
даст стране на миллионы рублей
сверхплановой продукции.

С большим интересом проходят
занятия в кружне кукольного те-
атра, организованном в Доме пио-
неров Сталинского района столи-
цы. Под руководством В. Мамо-
новой ребята со своими «артиста-
	ми» подготовили инсценировну
произведений Джани Родари. НА
СНИМКЕ: репетиция в кружне ку-
кольного театра.
	Фото С. МИХАЙЛОВА.
	НА СЛУЖБЕ. НАРОДУ
		Коллентив первого часового завода программу текущего года выпол-
нил досрочно. Выпущено сверх плана 12 тысяч штун часов. НА СНИМ-

р д Зала
	КЕ: участок во втором сборочном
А. КНЯЗЕВА, Н. ТИХОМИРОВА и
	цехе. На первом плане сборщицы
	Фото М. КУЛЕШОВА.
	Н. ТИХОМИРОВА и мастер А. ОРЛОВА.
	Литератупа ко Дню Советской Конституции
	Накануне Дня Советской Консти-
туции и выборов народных судов
москвичи все. чаще обращаются к
литературе по ‘вопросам советской со-
циалистической демократии. Столич-
ные издательства выпустили в свет
значительное количество книг и бро-
шюр на эту тему.
	Вышли в свет брошюры А. Дени-
сова — «Конституция СССР и ee
международное значение», выпущен-
	ная Госполитиздатом. и Т. Анисимо-
	вой — «Конституция CCCP — oc-
новной закон Советского государ-
ства». изданная Госюриздатом.
	О неизмеримом. превосходстве со-
ветской демократии, мощи общест-
венного и государственного строя
СССР, о крепости морально-полити-
ческого единства советского народа
говорится в брошюрах И. Верховце-
ва — «Великая сила дружбы наро-
дов СССР», А. Кс-` ча — «Великая
сила союза рабочих и крестьян», в
сборниках «Торжество советской ле-
мократии» и «Великая сила совет-
ской демократии», выпущенных Гос-
политиздатом, а также в брошюре
С. Исаченко — «Нерушимый союз
рабочего класса и колхозного кре-
сзъянства» (издательство  «Москов-
ский рабочий»).
	Государственное издательство юри-
дической литературы выпустило ряд
брошюр, которые знакомят читателя
с ‘организацией и деятельностью со-
ветских судебных органов и © Поло-
жением о ‘выборах народных <‹удов
	РСФСР. Изданы работы К. Горше-
нина — «Советский суд», П. Кудряв-
нева — «Положение о выборах на-
	HS УТРЕННИХ
_ fA2ET =
	В СВЯЗИ с шестидесятилетием со
дня рождения Председателя
Президиума Верховного Совета _УК-
раинской ССР тов. Коротченко Д. С.
	и принимая во внимание его заслу-
ги перед Советским государством,
Президиум Верховногс Совета СССР
	наградил тов. Коротченко Демьяна
Сергеевича орденом Ленина.
	*
К`олхозы Белорусской ССР вы-

полнили государственный план
заготовок льноволокна и семян льна-
долгунца.
	х
ВЧЕРА, 3 декабря, из Москвы

та MNATIUUUIT оттохуоли п„пеогзаИДиИ —
	на родину выехали делегации —
	участники Совещания европейских
	стран по обеспечению мира и безо-
	пасности в Европе — Польской На-
	родной Республики, Чехословацкой
	Республики, Германской Демократи-
ческой Республики, Венгерской На-
родной Республики и Румынской На-
родной Республики.
	ролных ‹судов РСФСР (в вопросах
и ответах)», Д. Карева — «Демокра-
тические основы организации и цдея-
тельности советского суда», С. Бор-
донова — «Народный суд. на страже
социалистической собственности»,
В. Иванова — «Советский суд на
страже прав граждан», В. Суходре-
ва — «Советский суд на охране прав
женщин, детей, семьи».
	На лнях   осударственное издатель-
ство политической литературы изда-
ло брошюру Г. Миньковского и
В. Туманова — «Суд в СССР и в
странах капитала».
	НАРОДНОЕ
ГУЛЯНЬЕ
В ПАРКЕ
	Завтра в Центральном парке куль-
туры и отдыха имени Горького со-
стоится народное гулянье, посвящен-
ное Дню Конституции CCCP. Оно
начнется праздником детворы. В 12
часов дня юные конькобежцы с фла-
гами и вымпелами пройдут по всем
ледяным полям. Потом на катке
«Зеркальный» юные спортсмены Ле-
нинского района покажут свое Ma-
стерство в скоростном беге на конь-
ках. На ледяных просторах набереж-
ной Москвы-реки и Большого массо-
вого поля в 14 часов начнется геогра-
	фическая игра «Спешим в Москву».
	‚Вечером... продемонстрируют свое
искусство мастера фигурного катания
и танцев на коньках.
	и К выборам народных судов
	мало упущений было обнаружев
там. О них я говорил с трибуны сессии
районного Совета. Совет вынес об-
стоятельное решение по этому BO
просу.

Болыное место в  многообразной
деятельности депутата занимает при-
ем избирателей. Одни приходят вы“
сказать свое суждение о работе ме
стных организаций, вносят предложе
ния, другие обращаются со своими
бытовыми нуждами.

Граждане из дома № 88 на Боль-
шой Серпуховской улице рассказали
о бедственном положении, в котором
оказалась живущая в этом доме се-
милетняя девочка. После смерти от-
ца она осталась беспризорной. [loc
ле моего обращения в Отдел народ-
ного образования девочку определи-
ли в пионерский лагерь, а затем в
детский дом. Сейчас она отлично, се-
бя чувствует, успевает в учебе. Это
один из многочисленных пример
участия депутатов в решении неот-
ложных бытовых вопросов.

Часто за советом и содействием 0б-
ращаются ко мне и товарищи пора:
боте из 8-й дистанции службы пу
Управления московского трамвая
Конечно, я стараюсь сделать все
возможное, чтобы помочь сослужив:
цам. Рад, например, что не без моих
хлопот работник дистанции тов. He
взгодин, находившийся в весьма стес-
ненных жилишных условиях, получил
новую квартиру.
	Пользоваться доверием советских
людей — высокая честь. Большое
счастье сознавать, что в меру своих
	сил служишь народу в его твор\ч
ском, мирном труде.
С. Котов,
	депутат Москворецкого раийсо-
вета, дорожный мастер.
	ОЧТИ шестнаднать лет я Oec-
сменно являюсь депутатом Моск-
ворецкого районного Совета. Много
нового возникло за эти годы на. ули-
цах и в переулках нашего района.
Варшавское шоссе. Что в этой, те-
перь такой просторной и красивой
магистрали напоминает прежнюю уз-
кую, мошеную булыжником улицу?
Преобразились Серпуховской вал,
Болышая Тульская улица, Данилов-
ская и Добрынинская площади. Но-
вые дома выросли на Житной, влоль
Варшавского шоссе, в Черемушках!
Улицы Москворецкого района покры-
лись асфальтом. Радостно сознавать,
что в благоустройстве района есть,
пусть и скромная, частица моего тру-
да. Участник трех войн и строитель
по профессии, я видел много разру-
шений и хорошо знаю цену мирного
труда.

..В’ райойном Совете ‘собирается
постоянная комиссия по строитель-
ству. Депутаты обмениваются мнени-
ями о ходе работ на отдельных пло-
щадках, о качестве и стоимости стро-
ительства. Это веские мнения. И
не только потому, что в составе ко-
миссии квалифицированные строите-
ли, — каждый из нас, депутатов, ча-
сто бывает на месте, по-хозяйски
вникает в суть дела.

Только в последнее время я прове-
рил, как ведется стройка домов на
Нагорной ‘и Мытной улицах, на Вар-
тпавском шоссе.
	Полномочия депутата налагают
высокую ответственность, и я стара-
юсь быть полезным своим  избира-
	телям всем, что.в. моих силах. He
	так давно мне поручили ознакомить-
ся с подготовкой K зиме домов, в
которых живут студенты Московско-
го института народного хозяйства. Не-
	Строительство новых жилых домов в Моснве. НА СНИМКЕ: дом № 558-а на НЦербаковской улице.
Фото Л. ПОЛИКАШИНА.
	На днях я разговорился с двумя
иткольниками из третьего класса. Им
рассказали о Конституции нашей
Родины, а лотом учительница пред-
NORA:
	— Может быть, ребята, кто-нибудь
из вас сам попробует рассказать, ка-
кие у советских людей самые глав-
ные права? Вы подумайте об этом,
а на слелующем уроке ответите.
	И ребята спросили меня:
— Лядя, вы пожилой?
	Я растерялся. Неприятно, когда за-
дают такие вопросы в лоб. Невольно
замаскировался встречным вопросом:
	— A BH Kak думаете? И для чего
вам это?
	— Если вы пожилой, то, наверно,
помните, как люди жили до рево:
люции? Расскажите нам — нам для
урока нужно.
	— Это не так просто: «как люди
жили»! Смотря, что вас интеребует.

— Ну, какие у них были права...

— Легко сказать! Мало ли какие!

— Hy вот, право. на труд. Учи:
тельница сказала, что это — самое,
самое главное право. Это что такое?
И оно у них было или нет?
	Мне очень сложно было отвечать
мальчуганам. Они просто не понима-
ли многих моих ответов, но были
уверены, что я нарочно запутываю
их и говорю о чем-то непонятном.

— Дядя, — убеждали они mMeHA,—
вы же сами говорите, что тогда и
заводов было меньше, и фабрик, и
даже троллейбусов не было, поч-
ти ничего в^ стране не было! А лю:
дям, по-вашему, говорили: «работы
нет». Как же так? Кто же так мог
отвечать? Это же просто глупо. Это
же смешно!

Я так и не смог им объяснить, что
для того, чтобы смеяться над’ этой
«глупостью», в России пришлось со-
	вершить революцию.
			ходилась их родителям  вдвое-втрое
дешевле того, что стоил отдых ребят
на самом деле. А ‘если вдове было
трудно оплатить даже льтотную пу
тевку, то ей предоставляли беспла
ную. `

Я знал все это твердо. И №
счень захотелось сказать моим юным
собеседникам, чтобы они’ ответил
своей учительнице, что знают еще
одно право. которым богаты совет
ские люди, — право на детство. Что
хотя оно не записано в Конституций,
но обеспечено всем советским строем,
всем укладом нашей жизни, что радё
него — неважно, что не записаннс
ro! — их отцы голодали и мерзли
бились на ва жизнь, а на смерть ©
всеми врагами на всех фронтах, &°
торые выпадали на их долю, и 0
стояли это право! Но затем я ре
шил, что по молодости лет мон cote
седники не поймут, что такое прав
на детство.
	Действительно, один из них тяж“
ло вздохнул и произнес тоном фило-
софа:

— Да... Знаете, дядя, хотя вы 8%
и объяснили, что такое право #8
труд и на отдых, и на образование,
но все-таки очень трудно будет рас
сказать все это учительнице. Эт,
наверно, оттого, что я не понимаю,
как все это может быть не так, как
у нас. У нас ведь все очень просто
	Мне пришлось согласиться с мал”
чуганом. Верно, у нас все так про
сто... А когда просто, об этом ве
труднее всего рассказывать...

— Дядя, а почему вы улыбаетесь

— Разве, сынок? Да нет, =
солнышку, вероятно, радуюсь.

Правда, от окон школы вов
отражались яркие лучи и били 3ай-
чиками в глаза. Невозможно было He

улыбнуться!
Стоял обыкновенный, превосходный
	московский день...
	ДОМ НАПРОТИВ МОЕГО

АПРОТИВ дома, где я живу в

Москве, стоит просторное‘ четы-
рехэтажнсе здание средней школы,
Школа построена недавно — восемь
лет назад, но у нее уже есть тради-
ции. Так, каждое лето, в последние
дни августа, она проводит у себя так
называемый «день открытых дверей».
В этот примечательный день всякий

гражданин — даже пятилетний без
провожатых — может прийти в неё и
усесться на любую парту — хоть в

десятом классе, честное слово! —
все равно, никто не смеет  прого-
нять  — и потрогать руками в Физи-
ческом кабинете электрическую ма-
шину, которая дает искры ав
спортзале, если сумеешь дотянуться
до колец, покачаться на них, а в хи-
мической лаборатории посмотреть,
как вдруг из ничего получается во-
да. Конечно, преподаватель. химии
объясняет, что он добыл воду не из
ничего, а из ‘газов: водорода и кис-
лорода. Но они бесцветные, так что,
	хотя OH, наверно, и прав, во Kak
угодно, а кажется, что все-таки из
ничего.
	И в уголок живой природы можно
войти — тоже вход открыт. Всюду
все открыто, над каждой дверью
красное полотнише и болышими пе-
чатными буквами: «Добро пожало-
вать!». А в уголке живой природы
есть настоящий еж. И черепахи. И
говорящий скворец. И вообще столь-
ко всего, что нет посетителя, который
сразу бы не дал слова обязательно
стать биологом, как только вырастет
болышим.
	Особенно много в «день открытых
дверей» семилетних в Школе: че-
рез несколько дней ‘им прийти сюда
уже не гостями. Но так как это бу:
	ку с низеньким забором — через
него даже двухлетний может перева-
литься сам, если ляжет животом,—
и насыпали там желтый песок.

Мы делали все это по воскресень-
ям. Весь наш дом выходил на эти
воскресники — все сто сорок шесть
квартир. И не только, конечно, наш.

На разбивке сквера работали и те,
кто имел детей, и те, кто не имел
их. Работали вдовы, чьи мужья по-
гибли на фронте. Работали инвали-
ды. С ними — ия. В общем, работали
все. Как можно было не выйти? Это
же для детей!

Теперь деревья уже выросли. Вы-
росли и те малыши, для которых со-
оружались загородки с желтым пе-
ском. Они уже ходят в школу. А мы
состарились уже. Конечно, это не
очень приятно, когда вас вместо
«молодой человек» начинают назы-
вать «дядя» или даже уступают ме-
сто в трамвае: «Садитесь, папаша,
вы постарше». Но — что поделаешь!

Все чаще я люблю теперь поси-
деть в свободное время в скверике,
который мы разбили восемь лет на-
зад межд нашим домом и школой.
Послушать, о чем раесуждают меж-
ду собой дети. А они не делают сек-
ретов из своих разговоров: они раз-
говаривают так громко, что не при-
ходится напрягать слуха, чтобы уз-
нать, о чем у них речь. Хотя я де-
‚лаю вид, что вышел посидеть и по-
читать на свежем воздухе газету, —
не верьте: я слушаю разговоры ре-
Gat. Иногда, видя, что я все-таки
бездельничаю, они решаются обра-
титься ко мне: спросить, не знаю ли
я того-то и того-то из их программы,
_или рассудить, кто из них прав в ка-
ком-нибудь споре. До чего это прият-
но — быть нужным молодежи!
	Они сидели рядом со мной на ска-
мейке сквера, разбитого всеми на-
ми, взрослыми, специально для них,
для детей, напротив сверкающей бем-
скими стеклами окон просторной
школы, в которой все было их: и
парты, и снаряды в спортивном зале,
и фотоаппарат в кружке, лучший,
чем у папы, и даже говорящий скво-
рен в уголке живой природы.
	Сидели все-таки не до конца ве-
рящие мне — круглолицые, загоре-
лые, краснощекие, в складных фор-
менных курточках и крепких кожа-
ных ботинках, которые продают во
всех магазинах страны по ненам,
значительно уступающим ценам о на
«взрослую» обувь. Так, если ботинки
или туфли какого-нибудь сорта, ска-
жем, сорокового номера, стоят девя-
	носто рублей, то такого же сорта бо-.
	THHAH, но тридцать шестого, детского
	размера, стоят меньше шестидесяти
рублей.
	Мы так привыкли к этому, что да-
же не замечаем этой разницы цен.
Когда же я попробовал растолковать
суть ее мальчикам, они недоуменно
прервали меня:

— А что же тут особенного? Мы
же бегаем больше вашего!
	Сидели двое мальчуганов — я знал
	обоих, оба были из нашего дома.
Один — сын водителя троллейбуса,
другой’ — сын ткачихи с первой сит-
	ценабивной фабрики. Муж ее вер-
нулся с войны инвалидом и три го-
да назад умер. Им и в голову не
приходило, что когда-то с них обяза-
тельно потребовали бы в школе пла-
ту за учение, и если бы у родите-
лей не нашлось денег, то они оста-
лись бы неграмотными.
	знал (хотя и не спрашивал их
об этом — об этом рассказывал их
	загаф), что лето они провели в пио-
	нерских лагерях и путевка туда об-
	Руд. БЕРШАДСКИИ
a>
	%

дет только еше через несколько дней,
то хозяева (те, которые уже сейчас
хозяева: второклассники и третье-
классники) с невольной улыбкой пре-
восходства знакомят со своей шко-
лой лошкольЬников.
	Облюбовываются парты: «Я буду
сидеть на этой!» — «А я — на той
— «Обожди, я передумал! Я на
той!» — «Ну что ж,. тогда сядем
вместе!» -— «Вместе? Ладно».
	Выбираются кружки: «Я запишусь
в музыкальный, спортивный и фото-
кружок. Если я буду хорошо зани-
маться, папа обешал подарить мне
	фотоаппарат». — «А в фотокружке
аппарат лучше, чем тот, что тебе
подарит пана». — «Да, уж так-таки
и лучше...». — «Факт — лучше! Он
	же — общий, кружковский».

Я вспоминаю, как мы, жильцы
дома, где я живу, готовились в свое
время К открытию этой школы. Эхо
было ровно через год после того,
как кончилась война. Как радовались
мы, вернувшись с фронта, когда уви-
дели, что напротив’ нашего дома на-
чали возводить школу: для нас это
была не просто школа. — мир для
	наших детей, завоеванный нами!
когда змкола была закончена — как
раз в последние дни августа, — мы
	попросили у преподавателей, чтобы
нам разрешили привести в нее на-
ших детей. Заранее. Познакомить.
И мы разбили сквер перед шко-
лой. Посадили деревья. Высадили
цветы. Поставили скамейки. А для
самых маленьких соорудили загород-