В Гослитиздате вышли книги:
	И. С. ТУРГЕНЕВ. Собрание сочи-
нений в двенадцати томах. Том ГУ.
«Дым». «Новь>. 522 стр. Цена 10 р.
	Д. Н. МАМИН-СИБИРЯК. Собра-
ние сочинений в восьми томах. Том У.
646 стр. Цена 12 р.

В пятый том собрания сочинений
Мамина-Сибиряка вошел роман «Три
конца (Уральская летопись)», рису-
ющий заводскую жизнь на Урале в
первые пятнадцать лет после отмены
крепостного права, рассказы «С го-
лоду», «Крупичатая», повести «Вер-
ный раб» и «Братья Гордеевых.
	ВСЕВОЛОД ВИШНЕВСКИЙ. Со-
брание сочинений в пяти томах. Том
И. 852 стр. Цена 11 р.

Второй том собрания сочинений Вс.
Вишневского открывается эпопеей
«Война». Публикуются цикл расска-
зов «Матросы» и «Песнь человече-
ская» — глава из неоконченной по-
вести. В книгу вошли также литера-
турные сценарии «Мы из Кронштад-
та» и «Мы. русский народ», а также
воспоминания писателя, датированные
1914—1991 гг.
	БОЛЕСЛАВ ПРУС. «Сиротская до-
ля». 96 стр. Цена 1 р.
	Болеслав Прус — один из выда-
ющихся польских писателей-реалистов
второй половины ХПХ века. В пове-
сти «Сиротская доля» описывается
тяжелая судьба мальчика-сироты, ни-
щенствовавшего и бедствовавшего в
грязных трущобах старой Варшавы и
пробивавшего себе дорогу в жизнь.

АНТАЛ СТАШЕК. «О сапожнике
Матоуше и его друзьях». 216 стр. Це-
на 4 р. 35 к. у

Антал Сташек — известный чеш-
ский писатель-реалист и демократ, по-
святивший всю свою долгую жизнь
	борьбе за лучшее будущее народа, за.
	расцвет национальной культуры. Ро-
ман «О сапожнике Матоуше и его
друзьях», воскрешающий историю ре-
волюциенных боев чешского народа
в 1848 году, является лучшим и наи-

более популярным произведением пи-
сателя. “
	ПОСЛЕ ГУРНИРА
В ГАСТИНГСЕ
	ВОЗВРАЩЕНИЕ
ПОБЕДИТЕЛЕИ

Вчера в Москву из Англии возвра-
тились победители традиционного
Гастингского шахматного турнира
	гроссмейстеры В. Смыслов (Москва)
и П. Керес (Таллин). Как известно,
Смыслов и Керес разделили первое
и второе места, набрав по 7 очков из
9 возможных и. опередив остальных
призеров на полтора очка.

На Внуковском аэродроме победи-
телей всгречали представители шах-
матеого отдела Комитета по физиче-
ской культуре и спорту при Совете
Министров СССР и шахматной об-
щественности столицы.

В беседе с корреспондентом «Ве-
черней Москвы» руководитель совет-
ской шахматной делегации гроссмей-
стер В. Рагозин рассказал:

— По пути из Гастингса мы сде-
лали остановки в столицах Англии и
Швеции.

В, Лондоне советские гроссмейсте-
ры. встретились с президентом Бри-
танской шахматной федерации г-ном
Уиткрофтом, который поблагодарил
Смыслова и Кереса за приезд, под-
черкнув, что дружба между англий-
скими и советскими шахматистами
носит исторический характер.

В Стокгольме советские гроссмей-
стеры по просьбе Шведской шахмат-
ной федерации выступили с сеансами
одновременной игры. Зал едва вме-
стил всех желающих встретиться с
победителями Гастингского турнира.
Было дано два сеанса на 30 досках.
Смыслов 26 партий выиграл и 4 свел
вничью. Керес выиграл 29 партий и
  проиграл. Состав участников сеан-
сов был очень сильным, против со-
ветских гроссмейстеров играли даже
национальные мастера. Тем не менее
Смыслов закончил сеанс за 3 часа,
чем поразил всех. На следующий день
в газетах были помещены подробные
отчеты с портретами Смыслова и Ке-
реса.

Все встречи прошли в дружеской
обстановке.
		_В Национальном собрании
Франции
	ния германского милитаризма. Как
указывает газета «Юманиге», социа-
листы, голосовавшие против канди-
датуры Ле Бай, заявили в кулуарах
Национального собрания, что пораже-
ние Ле Бай является прямым след-
ствием его речи в Национальном со-
брании в пользу ратификации париж-
ских соглашений.
	Несмотря на протесты Ги Молле и
его сторонников, парламентская груп-
па социалистов выдвинула кандида-
том на пост члена комиссии нацио-
нальной обороны и члена комиссии
по вопросам всеобщего избиратель-
ного права Макса Лежена, голосовав-
шего против «европейского оборони-
тельного сообщества» и против созда-
ния  «западноевропейского союза».
Как известно, Макс Лежен за «нару-
шение партийной дисциплины» был
исключен из социалистической пар-
тии.

Газеты сообщают, что ряд депута-
тов-социалистов, выступающих за ре-
милитаризацию Западной Германии,
вынужден был покинуть заседание
парламентской группы.
	Заседание парламентской группы
социалистов расценивается француз-
ской печатью как серьезное пораже-
ние Ги Молле и других сторонников
вооружения Германии в социалисти-
ческой партии, а также как резуль-
тат глубокого недовольства в этой
партии политикой руководящего ко-
митета.

Газета «Либерасьон» подчеркивает,
что впервые против Ги Молле высту-
пили даже депутаты от департамен-
тов Нор и Па-де-Кале, которые обыч-
но поддерживают его политику. В
этой связи Ги Молле якобы сделал
заявление о возможности своей от-
ставки < поста генерального секрета-
ря социалистической партии.
	По сообщению газеты «Фран-ти-
рер», 12 января руководящий комитет
социалистической партии постановил,
что вопрос о несоблюдении большин-
ством парламентской группы решений
руководящего комитета будет постав-
лен на рассмотрение чрезвычайного
съезда партии, который’ откроется
6 февраля.
	социалистической партии
	дателя до решения чрезвычайного
съезда партии, намеченного на начало
февраля.

Выполнение обязанностей предсе-
дателя парламентской группы социа-
	листов временно поручено Кристиану  :
	Нино.

Подчеркивая усиление конфликта
между парламентской группой и ру-
ководящим комитетом социалистиче-
ской партии, а также рост разногла-
сий внутри самой парламентской груп-
пы, газета «Монд» пишет: «Социали-
стическая партия переживала и пере-
	живает серьезный кризис».
	ПАРИЖ, 14А января. (ТАСС). О0б-
разовано бюро Национального со-
брания на 1955 год; состоящее из 6
вице-председателей, 16 секретарей и
3 квесторов.

Как и в прошлом году, от парла-
ментской группы Французской ком-
мунистической партии в бюро избра-
ны три представителя: Андрэ Мерсье
— вице-председателем и Ивонна
Эсташи и Альфонс Дени — секрета-
рями. Одним из секретарей Нацио-
нального собрания избран член Со-
юза прогрессивных республиканцев
Пьер Менье.

Состав бюро в целом не претерпел
значительных изменений, если не
считать назначения на пост вице-
председателя  социалиста Лакоста
вместо члена партии МРП Раймона
Лорана.

На заседании парламентской груп-
пы социалистов, предшествовавшем
голосованию, генеральный секретарь
социалистической партии Ги Молле
и поддерживающие его депутаты по-
требовали выполнения директивы
руководящего комитета, которая за-
прещала 18 «недисниплинированным»
депутатам-социалистам, выступав-
шим против вооружения Западной
Германии, принимать участие в на-
значении представителей социалистов
в различные парламентские комиссии.
Однако эта директива была отвергну-
та большинством.  деплутатов-соци-
алистов. 47 голосами против 26 (при
11 воздержавшихся) парламентская
группа постановила. разрешить «нака-
занным» депутатам принять участие
в назначении социалистов в комиссии
Национального собрания.

Более того, на пост вице-председате-
ля Национального собрания была вы-
двинута кандидатура Лакоста, голо-
совавшего 30 августа прошлого года
против «европейского оборонительно-
го сообщества».

Затем большинством голосов в со-
став комиссии иностранных дел был
выдвинут депутат Буэ, голосовавший
против парижских соглашений, и
впервые был забаллотирован один из
сторонников Ги Молле — депутат
Ле Бай, известный своими выступле-
ниями в защиту планов восстановле-
	Кризис во французской
	ПАРИЖ, 14 января. (ТАСС). Вчера
состоялось заседание парламейтской
группы социалистической нартии, на
котором с новой силой проявился глу-
бокий кризис в руководящих сферах
этой партии.

На заседании предполагалось из-
брание председателя парламентской
группы социалистов на 1955 год. Од-
нако это избрание не состоялось, так
как бывший председатель группы
Шарль Люсси отказался снова выдви-
нуть свою кандидатуру, и парламент-
ская группа вынуждена была попро-
сту отложить выборы своего предсе-
	ВЕНГСЕЗСКАЯ HA.
РОДНАЯ РЕСПУБЛИ-
КА. Город  Шальго-
тарьян освобожден
Советской Армией. в
декабре 1944 года. За
прошедшее время
здесь возведено мно-
го благоустроенных
домов для шахтеров,
электрифицирова ны
квартиры рабочих,
проведена большая
работа по озелене-
нию‘ города. Шальго-
тарьян — центр но-
митата Ноград. НА
СНИМКЕ: общий вид
города  Шальготарь-
ян,

Фото
МАДЬЯР-ФОТО.
	Произвол американских военных властей на о-ве Окинава
	РА.Л H O
	Из зала суда
	СПЕКУЛЯНТЫ
	ШАНХАЙ, 14 января. (ТАСС). Как
сообщает агентство Киодо Цусин,
японская Лига защиты прав челове-
ка составила доклад, в котором осуж-
дается произвол американских воен-
ных властей на о-ве Окинава.

Как известно, о-в Окинава, который
входит в архипелаг Рюкю, был пере-
дан по сан-францисскому договору
под безраздельный контроль США. В
	СЕГОДНЯ
	частности США получили «право»
осуществлять всю административную,
законодательную и судебную власть
на острове В послевоенные тоды
США истратили сотни миллионов дол-
ларов на превращение Окинава в

свою крупнейшую военную базу на
Тихом океане. Население Окинава в

результате американской оккупации
попало в тяжелые условия.
	Шевченко. 2300 — Эстрадный On
церт.
	ЗАВТРА

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 — “«Но-
вые книги». 10.15 — Арии из опер
	итальянских и французских компо-
зиторов. 11:35 — Трансляция концерта
из Ленинграда. 12.20 — Концерт Т. Ку?
узика (по городской сети). 13.00 —
Передача «Юные мичуринцы». 13.25 —
Прем Чанд «Лесные расеказы». 14.00—
Передана из Праги. 14.45 — Ответы на
вопросы радиослушателей — «Социа-
лизм и коммунизм». 16.10 — Радио»
очерк «Польские пионеры». 17.00 —
Передача из цикла «Происхождение
человека». 17.15 — Песни народов
СССР в исполнении Р. Баглановой.
17.30 — «Писатели у микрофона».
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.20 — Кон-
церт участников художественной са-
модеятельности Центрального Дома Со-
ветской Армии. 16.00 — Монтаж оперы
Вебера «Волшебный стрелок».
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАВТРА
	18.00 — Для детей. Художественный
фильм «Дети партизана». 19.25 —
Опера Чайковского «Иоланта». Переда.-
ча из филиала Большого театра СССР.
21.40 — Художественный фильм «Мой
маленький друг».
	и передавали их проводникам NOC3-
да Г. М. Малышевой, Е. Н. Трусо-
вой и М. И. Цедилову. Проводники
продавали товары по спекулятивным
ценам на остановках в пути следова-
ния поезда.
	При обыске на квартирах у спеку-
лянтов были обнаружены крупные
суммы денег и значительное количе-
ство различных товаров.
	Московский городской суд, рас*
сматривавший это дело, установил;
что все привлеченные к ответствен-
ности лина занимались спекуляцией
систематически. Главные виновники
Османов, Грачев, Малышева и Труз
сова приговорены к пяти годам ли*
шения свободы каждый. Понесли-
наказание и их соучастники.
	Дирекция,
ком и комитет
	партбюро, мест.
ВЛКСМ Москов-
	ПЕВЕМ, СЕВЕРНОЙ ПРИРОДЫ —
	К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В. В КРАЙНЕВА
	ТРЕМЛЕНИЕ стать художником пробудилось у В. Крайнева
рано, еще в те детские годы, когда он плавал с отцом, кочегаром,
на буксирных волжских пароходах, радуясь широким просторам,
светлым зорям и тишине лунных ночей, когда бегал в начальную
школу в родном селе Ключищи. Позже, став кузнецом в Казани, он
посещал «воскресные бесплатные классы» при Казанской художе-
ственной школе. Затем он продолжал образование в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества у таких выдающихся русских
художников, как А. Архипов, А. Васнецов, С. Малютин, К. Коповин.
Демократизм мировоззрения и реалистические принципы искусства,
от которых В. Крайнев никогда не отступал, привели его в Товари-
щество передвижных выставок. После Великого Октября он входит
в Ассоциацию художников революции.

В 1925 году Крайнев впервые попадает на Север и с той поры
остается его вдохновенным певцом. Он побывал на берегах Мурмана,
на Баренцовом море, на Кольском полуострове, в Хибинской тундре.
Никто лучше его не понял величественной красоты северной при-
роды — темные глубины „Ледовитого океана, штормы на Баренцовом
море, красоту северных закатов, суровость скалистых пустынных бе-
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 13.00 — JcT-
радный концерт. 18.30 — «На темы
дня» (по станциям). 19.20 — Легкая
музыка зарубежных стран (по город-
ской сети). 20.00 — Концерт молодых
исполнителей (по городской сети).
21.15 — Монтаж оперетты Оффенбаха
«Трапезундская принцесса» (по город-
ской сёти). 23.00 — Избранные произ-
ведения камерной музыки. 23.30 —
М. Горький — «Сказки об Италии».
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.15 — Бе-
cena В. Воробьева «Проблемы элект-
рификации сельского хозяйства».
18.30 — Камерный концерт из произ-
ведений Глиэра. 19.20 — Лекция в п0-
мощь изучающим диалектический и
исторический ‘материализм: «Какую
роль в истории играют социальные
революции». 20.05 — Трансляция кон-
церта В. Софроницкого. 21.00 — Вы-
ступление радиокомментатора по
внешнеполитическим вопросам (по
станциям второй программы и город-
ской сети). 21.15 — С. Антонов — «<По-
	сланец мира» (радиопостановка).
23.05 — Произведения аргентинских
композиторов. 23.20 — Рахманинов —
	Третья симфония.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — Опе-
ра Делиба «Ланме»; трансляция из
Киевского театра оперы и балета им.
	Работники милиции, дежурившче
на Павеленцком вокзале, заметили, что
часто перед отходом одного из ско-
рых поездов к проводникам подхо-
дили люди с болыцими свертками.
Проводив поезд, они уходили, но
уже без узлов. Это показалось подо-
зрительным. Решили установить, что
это за «провожающие». Их задер-
жали. При осмотре — принесенных
	ими свертков оказалось, что там на-
ходятся тканевые одеяла, отрезы
	шерстяных, полушерстяных и шелво-
вых тканей и другие товары.

Было установлено, что А. Османов,
С. И. Грачев. их жены и некоторые

другие лица покупали в московских
магазинах ‚большие партии. товаров
	ющий Гамлета, еще не во всех ро-
лях получил свое художественное и
философское воплощение. Декоратив-
но и поверхностно в первую очередь
актерское исполнение ролей цинич-
ного, развратного убийцы отца Гам-
лета — короля Клавдия (Г. Кирил-
лов) и королевы Гертруды (Г. Гри-
горьева). Трагедия Гамлета может
быть воилощена полностью только
при сильном, верном освещении ха-
рактеров его идейных антагбнистов,
представителей исторически сложной
и противоречивой эпохи. В рецензи-
руемой нами постановке игра Г. Ки-
риллова и Г. Григорьевой лишь в
слабой степени помогает выявить
главный философский конфликт про-
изведения Шекспира. Угадывается
замысел режиссера внешней похоже-
стью, одинаковым угодливым шутов-
ством подчеркнуть духовную тожде-
ственность, безликость Розенкранца
и Гильденстерна (С. Морской и
И. Агейченков). Но броский внеш-
ний рисунок этих образов не напол-
нен еще тем внутренним содержани-
ем, которое. соответствовало бы их
внешней остроте.

Ближе всех стоит к Гамлету _<о-
гласно замыслу Шекспира юная Офе-
лия. И эту близость постарался от-
тенить театр. Офелию в исполнении
М. Бабановой и Г. Анисимовой сбли-,
жают с Гамлетом—Самойловым кри-
стальная духовная чистота, искрен-
ность всех сердечных порывов. Ми-.
зансценическим рисунком подчерки-
вает режиссер духовную и физиче-
скую хрупкость, беспомощность Офе-
лии — трагической жертвы того жиз-
ненного уклада, против которого гнев-
но ополчился, вступив с ним в едино-
борство, Гамлет. В образе Офелии
главенствует взволнованная лириче-
ская, поэтическая стихия.

Как и трактовке главного образа
Гамлета, постановке трагедии в це-
лом присуща яркая эмоциональность.

Объединенными усилиями художника
	В работах Крайнева всегда присутствует человек: на далеком Св-
вере волею советских людей строится первая электростанция, закла-
дывается город Хибиногорск-Кировск, рождается город Полярный.

Картины В. В. Крайнева экспонируются в Государственной Тре-
тьяковской галлерее, Государственном Русском музее и многих дру-
гих. В историю национального пейзажа прочно вошли такие его кар-
тины, как «Перед штормом», «Северная ночь», <‹В Хибинах», «Мур-
манский берег», «Электростанция на озере Вудзявр» и т. 0.

Теперь художника вдохновляет мечта создать исторический пей-
заж. Новая картина художника «Землепроходцы» изображает мо-
мент вынужденной зимовки смельчаков на неприютных берегах. Вол-
нуются черно-зеленые волны, гаснет над скалами фиолетово-оранжг-
вая заря, люди вылавливают из воды лес-‹плавник» для постройки
		изб, к берегу причалены древние
	И в более ранней картине «Плавание Семена Дежнева», и в но-
вом его произведении чувствуются эпоха, воля человека, побеждаю-
щего стихию природы. Взыскательный художник делает десятки зс-
кизов, прежде чем решить композицию картины. Каждую он пишет
на основе своих многочисленных этюдов с натуры, одушевляя при-
роду творческой мыслью, подчиняя увиденное цельности замысла.
Остроту мысли, молодость глаза и чувство прекрасного сохранил
В. В. Крайнев в 75 лет такими же, какими они были полвека
		К. Кравченко.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
	НА СНИМКЕ: художник В. В. КРАЙНЕВ.
	Тяжелое положение в английской судостроительной
промышленности
	ЛОНДОН, 14 января. (ТАСС). По
сообщениям печати, рост безработи-
цы в английской судостроительной
промышленности вызывает беспокой-

ство профсоюзов.
Как сообщает корреспондент газеты

«Таймс» из Глазго, члены профсоюзов
в Клайдсайде встревожены сокращше-
	светом одни стороны роли, актер
оставляет в тени другие. И это вы-
зывает, на наш взгляд, некоторое на-
рушение идейной и художественной
цельности трагического шекспиров-
ского характера. Колоссальный про-
цесс внутреннего духовного развития
проходит Гамлет Шекспира от пер-
вых сцен пьесы до ее финала. Юно-
ша, опечаленный смертью отца и из-
меной матери, поспешно вышедшей
замуж за нынешнего правителя Да-
нии, брата прежнего короля, выра-
стает в зрелого мужа и сознательно-
го борца со всей несправедливостью
в мире. Шаг за шагом раскрываются
перед героем злобное ‘коварство, ци-
ничное корыстолюбие, продажность,
беспринципность, аморальность окру-
жающего его общества; И чем глуб-
же познает он это, чем активнее же-
лает встать на борьбу, тем сильнее
понимает невозможность изменить
существующее. Так постепенно воз-
никает, принимая катастрофические
размеры, разлад Гамлета со своей
эпохой, обретает философский, траги-
ческий смысл его собственная судьба.

Нам кажется, что, передав с лири-
ческим, поэтическим, волнением чи-
стоту духовного мира Гамлета, ак-
тер пока в меньшей мере показал
постепенное и неуклонное становле-
ние, мужание его характера, как под-
линно трагедийного героя, его жажду
познания, острую, могучую мысль,
беспощадно проникающую в суще-
ство несовершенств жизни.

Не случайно поэтому к лучшим
сценам в исполнении Е. Самойлова
принадлежат такие, как ночная сце-
на с королевой — матерью, лириче-
ская сцена над могилой Офелии.
Бурный всплеск горячих чувств ге-
роя находит страстное выражение в
режиссерски мастерски поставленной
спене «мышеловки», где Н. Охлоп-
ков вместе с В. Рындиным создал в
остроумной театральной форме жи-
вую картину нравов ‚шекспировской
	нием числа заказов, получаемых су-
доверфями Клайдсайда, на постройку
новых судов и отменой уже разме:
	щенных заказов. В настоящее вре-

мя на верфях Клайда имеется на 400
тысяч тонн меньше заказов, чем к
	началу прошлого года,

СОСТЯЗАНИЕ ХОККЕИСТОВ
	Вчера стадион «Динамо» снова за-
полнили многочисленные зрители —
любители спорта. Они пришли но-
смотреть вторую встречу сборных
хоккейных команд Чехословакии 4H
Советского Союза.

Команда гостей выступала своим
основным составом, в сборной же
СССР играла главным образом мо-
лодежь.

Гости начали встречу сильными
атаками, и вскоре Вацлав Бубник за-
брасывает шайбу в ворота хозяев
поля.
	%* ЗАКОНЧИЛСЯ первый этап меж-
дугородных командных соревнований
юных теннисистов. Победителями вы-
шли команды Москвы, Ленинграда,
Тбилиси и Таллина. Они встретятся в
Москве в финальном ‘соревновании,
	которое будет проводиться по круго-
вой системе.

% КОМИТЕТ по физической куль-
туре и спорту при Совете Министров
СССР утвердил выдающиеся результа-
ты, достигнутые советскими стрелка-
ми. В стрельбе из боевой винтовки
	ВТОРАЯ ВСТРЕЧА
	В ответ на это последовали энер-
гичные атаки хоккеистов команды
Советского. Союза, старавшихся срав-
нять счет. Однако сделать это им
удалось’ только в конце первого пе-
риода. Шайбу. послал-в-ворота гостей
Александр Комаров.

Напряженная борьба  продолжа-
лась и во втором периоде, но резуль-
тата она не дала. Встреча закончи-
лась со счетом 1:1.

Четко провели встречу судьи меж-
дународной категории В. Эггинер и
Г. Унгер (Западная Германия).
		ского экономико-статистическо-
го института с глубоким при-
	скорбием извещают о смерти
кандидата экономических наук,
доцента, члена КПСС, бывшего
	директора института
Георгия Георгиевича
КРЬП`ИНА,
	последовавшей 15 января ©. г,
после тяжелой и продолжитель-
ной болезни, и выражают
лезнование семье покойного.

Гроб с телом покойного будет
установлен 15 января с. г. в за-
ле заседаний института (Б. Сав-
винский пер. д. № 14). Доступ к
телу будет открыт с 10 час. ут:
ра до 14 часов. Гражданская
панихида в 14 часов. Вынос те-
ла в 14 час. 30 мин.

Справки о похоронах по теле-
фолту Г 6-34-43.
	и режиссера впечатляюще, театрально
эффектно поставлены многие сцены
пьесы. В основном это сцены най-
большего взлета чувств героев, наи-
большего динамического напряжения
в развитии сценического действия,
как, например, упомянутая сцена
«мышеловки» или сцена поединка
Гамлета с Лаэртом.

Но в постановке в целом меньше
удались некоторые эпизоды, заклю-
чающие в себе трагическое, философ-
	ское раздумье драматурга над
жизнью. Такова, например, сцена с
могильшиками, по-настоящему на-
	родная и идейно очень значительная.
Ведь в ней есть внутренняя связь с
центральным монологом Гамлета о
смысле жизни и смерти. В спектак-
	ле (1-й могильщик — А. Ханов) эта
сцена приобрела скорее жанровый
характер.
	Можно говорить о том, что верный
общий замысел постановки театра
имени’ Маяковского еще не нашел
своего последовательного, глубокого.
воплощения во всех ее частях. Мож-
но возражать против выделения на
первый ‘план одних сторон трагедин
и оставления в тёни других. Можно
и не соглашаться с трактовкой от-
дельных сцен и характеров. Но при
всем том безусловно одно: вернув на
московскую сцену «Гамлета», театр
имени Маяковского постарался разо-
браться в самой сути поведения цент-
рального персонажа трагедии, в са-
мых основах изображенной драма-
тургом эпохи и достиг в этом зна-
чительных успехов. Театр запечат-
лел в образе Гамлета многие важные
стороны гармонической человеческой
личности, донес до зрителей гумани-
стические идеалы лраматурга. И это
делает спектакль заметной вехой 8
истории драматургии Шекспира на <о-

ветской сцене.
	А. Образцова.
	СПОРТИВНЫЙ. ДНЕВНИК
	метров всесоюзный и мировой рекор-
ды установил мастер спорта В. Рома-
ненко. Произведя 50 одиночных и 25
двойных выстрелов, он выбил 430 оч-
коз из 500 возможных. По этому же
упражнению — в стрельбе 50 одиноч-
ными выстрелами — спортсмен на 14
очков превысил мировой рекорд, на-
брав 224 очка из 250 возможных.
Заслуженный мастер спорта А. Богда-
нов в стрельбе из малокалиберной
винтовки на дистанцию 50 метров из
положения лежа выбил 396 очков из
400 возможных. Это выше мирового
	произвольного образца по мишени   рекорда. Спортсмены награждены ме-
«Бегущий олень» на дистанцию 1001 далями и дипломами. :

eG IN, о

ет“ в театре
Вл. Маяковского

ным накалом душевных порывов   нии спектакля. Мы чувствуем, что,
	в большой мере отталкиваясь от них,
театр поставил своей задачей — соз-
дать гармонический, цельный образ
человека, несущего в себе лучшие
идеалы гуманизма, человека, проти-
востоящего нарядно-крикливой и вы-
сокомерной кукольности мира коро-
лей и придворных, не свободных
от оков предрассудков, ограничен-
ности феодальной эпохи и уже ус-
певших погрязнуть в изобилии поро-
ков и преступлений, уготованных че-
ловечеству буржуазным обществом.

От трактовки роли Гамлета, со-
средоточивающей в себе главный фи-
лософский смысл трагедии Шекспи-
ра, зависит в очень большой степени
общая удача постановки. Много ин-
тересного и верного сделано в реше-
нии этого образа театром имени Ма-
AKOBCKOTO.

Светлый мир души Гамлета — вот
что находится в центре внимания
актера и режиссера. Непоколебимо
веришь в чистоту всех помыслов ге-
роя, в сверкающую красоту его жиз-
ненных идеалов, честность, благород-
ство всех его морально-этических по-
буждений. Морально-этическая тема
действительно выступает на первый
план в трактовке роли. Строгим рны-
царем справедливости, правды в сле-
довании сыновнему долгу, в дружбе
и любви выглядит в исполнении
Е. Самойлова стройный, юный, с оду-
хотворенным лицом и открытым
взглядом принн Гамлет. В трактовке
этого образа в спектакле  тватра
имени Маяковского находят отраже-
ние двойственность эпохи, внутрен-
няя сложная противоречивость этого
трагического характера, созданного
Шекспиром. Есть в Гамлете—Самой-
лове и решительность, жажда борьбы,
идущие от его стремления искоренить
зло в мире. Есть и серьезное размыш-
ление о жизни и рождающееся в свя-
зи с этим чувство бессилия восста-
новить в одиночку гармонию «расша-
тавшегося века».
	Однако, освещая ярким, новым
	ным накалом душевных порывов
персонажей. Роль Гамлета раскрыла
светлые, лирические, поэтические сто-
роны искусства Е. Самойлова, он
щедро наделил этими чертами героя
Шекспира.

Одновременно с первых же сцен
отчетливо виден общий идейно-худо-
жественный замысел постановки, осу-
ществлением которого занят весь
коллектив. Театр стремится показать
широкую историческую картину эпо-
хи, воплощенной Шекспиром, и вме-
сте с тем сосредоточить самое при-
стальное внимание на существе тра-
гедии главного героя — благородного
мстителя за коварно убитого отца,
борца, поставившего своей целью
восстановить справедливость в стране.
Смысловым и ‘эмоциональным клю-
чом к ‘пониманию замысла по-
становки в болыной мере служит сце-
на первого появления Гамлета — од-
на из лучших в спектакле.
	‚..В черном траурном платье, скорб-
	ный и порывистыи, словно воплошен-
	ное внутреннее смятение, весь — BO-
прсс, обращенный не то к присутству-
ющим, не то к самому себе, Гамлет —
Самойлов являет с первой минуты
резкий контраст красочному, безоб-
лачному покою обшей придворной
обстановки. Он не выходит, а выбе-
гает на сцену, движимый властным
	порывом внутреннего трепетного вол -
нения. А затем, словно не найдя то-
го, что искал, вдруг останавливается
	в полной неподвижнобти C тоскливо
устремленным прямо в зал взглядом.
И кажется, что смотрит он на нас
хочами» своей растревоженной души.
	— Его я помню, истый был король,

— говорит об умершем короле Гора-
цио, оставшись наедине с Гамлетом.
— On человек был, человек во

всем, — решительно поправляет дру-

га Гамлет.
Слова эти приобретают очень важ-
	ное. принципиальное значение в ре
шении роли, в общем идейном звуча-
	АМЛЕТ» в театре имени Мая-
,“ ковского — событие в теат-
ральной жизни нашей столицы. Вновь
после долгого перерыва зрители Мо-
сквы получили возможность видеть
одно из лучших произведений Шекс-
пира. Театр создал интересную, идей-
о и художественно значительную
постановку. «Гамлет» в театре имени
Маяковского — по-настоящему твор-
ческая, смелая и самостоятельная ра-
бота. В ней ярко и полно проявили
себя такие разные, остро своеобразх
ные художники советской сцены, как
Н. Охлопков, В. Рындин, Е. Самой-
лов, Л. Свердлин. И вместе с тем
спектакль отнюдь не канонически
бесспорен. Трактовка театром содер-
жания трагедии Шекспира, ее цент-
ральных образов, художественная сти-
листика постановки — все это темы
дяя живого и горячего, столь же
творческого, как сам спектакль, об-
суждения. .
Художник В. Рындин внес в спек-
такль присущее ему уменье в живо-
писной, красочной манере создать
исторически конкретную и вместе с
тем театрально выразительную обста-
новку действия. Средневековый замок
Эльсинор предстает перед нами BO
всем своем пышном великолепии. Сме-
няют друг друга залы, покои, интерь-
еры. Кованые тяжелые ворота —
своеобразный декоративный эпиграф
к постановке — словно отделяют за-
MOK от остального мира. Каждая но-
вая декорация свидетельствует 06
оригинальной выдумке, богатой фан-
тазии художника. :
спектакле ясно ошущшается ре-
жиссерский почерк Н. Охлопкова —
его склонность к эмоционально-бро-
скому,  торжественно-приноднятому
театральному представлению, к вы-
ражению ярких и больших человече-
ских чувств, драматических жизнен-
ных столкновений, полных неподдель-
ной героики. Трагедия Шекспира
трактуется им как произведение, за-
хватывающее остротой драматическо-
го напряжения действия, взволнован-
	поры. Слабее же сыграны актером
сцены трудных раздумий героя. Недо-
	статочно выявлено принципиальное
идейное значение заключительных
слов сцены с призраком — страш-
ное открытие Гамлета, что век, в
котором он живет, полон коварства
и зла. Не занял должного места в
трактовке образа и знаменитый мо-
нолог: «Быть или He быть...», рас-
крывающий философские корни ка-
жущегося бездействия героя.

Трепетный юноша с ищущим взгля-
дом, поразивший нас в начале спек-
такля своим резким отличием от тор-
жественного великолепия дворца и
самодовольства его обитателей, Гам-
лет—Самойлов остается неизменно ис-
кренним и правдивым на протяже-
нии всех сцен. Но при этом хочется,
чтобы в своей дальнейшей работе
над ролью — а такая работа неиз-
бежна над шекспировским образом и
после выпуска спектакля — актер и
постановщик ярче выделили бы те-
му становления характера Гамлета,
его духовного роста, глубже пока-
зали его богатый интеллект.

Во враждебном Гамлету мире
дворцовой челяди и королей на пер-
вый план выступил  Полоний
(Л. Свердлин). Улыбчивый и. добро-
душный, по-детски беззаботный ипу-
стой, Полоний — Свердлин олице-
творяет собой духовное ничтожество,
символизирует человеческую пош-
лость с ее низменным расчетом,
трезвым житейским кодексом, под-
личаньем и угодничеством. Его об-
раз занял особенно важное место в
постановке в связи с тем, что мораль-
но-этическая тема оказалась в цент-
ре исполнения Самойловым роли
	Гамлета. Полоний — Свердлин вос-
	принимается как резкая, контраст-
ная противоположность гуманистиче-
ским жизненным идеалам главного
героя.

Но велеречивый, bina и фаль-
шивый в своих основах мир, окружа-
	НА СНИМКЕ: сцена из спектан-
ля «Гамлет» в постановке театра
ымени Мэяковского; слева напра-
во: король-—артист Г. КИРИЯЛОВ,
Гертруда — артистка Г. ГРИГОРЬ-
ЕВА, Гамлет — артист Е. САМОЙ-
ЛОВ, Полоний — артист Л. СВЕРД-
ЛИН.

Фото А. ГЛАШИТЕИЙН.
		Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.