ВЫДАЮЩИЙСЯ ПИСАТЕЛЬ

ТЯ ШУ ТИ Е
	К 7>-летию
со дия рождения
	СПОЛНИЛОСЬ 75
лет со дня
рождения выдающе-
гося писателя, осно-
воположника  крити-
ческого реализма в
литературе хиндустани — Прем
Чанда (настоящее имя  Дханпат
Рай Шривастава). Творчество Ирем
Чанда — писателя, драматурга, пе-
реводчика, общественного деятеля,
реформатора в области Аитературно-
го языка хиндустани.— представ-
ляет собой блестящую страницу в
истории индийских литератур. С его
именем связан значительный этап
в литературной и общественно-куль-
турной жизни Индии. Его творче-
ский путь охватывает тридцатилет-
ний период — от 1905 до 1936 года.

Верный сын своего народа, выхо-
дец из низов, Прем Чанд хорошо
знал жизнь простых людей Индни
— крестьян, мелкой буржуазии, чи-
новников, представителей низших
каст. Рою жизнь писатель считал се-
бя представителем бедноты и на-
зывал себя рабочим. «Если я не ра-

ботаю мотыгой, то работаю пером»,
— говорил он.
	Литературной деятельностью Прем
Чанд стал заниматься с 13 лет. В
1907 году вышел первый сборник
его рассказов «Любовь к родине»,
проникнутый патриотическими идея-
ми. Именно за это сборник был
конфискован, запрещен и публично
сожжен на площади в г. Хамирпуре,
где писатель в то время работал по.
мощником районного школьного
инспектора.

Но репрессии и гонения не могли
заставить умолкнуть страстный го-
лос патриота. Он продолжал сваю
деятельность, выступая в защиту
прав простого человека, разоблачая
колониальный режим и бесчеловеч-
ную эксплуатацию, бичуя средневе-
ковые обычаи, жестокие по отноше.
нию к индийским женщинам.
	Решительной вехой для творче-
ства Прем Чанда явились Великая
Октябрьская социалистическая рево-
люция в России и национально.
освободительное движение в Индии
в 1918—1922 годах. Писатель вос-
хищался тем, что в Советском Союзе
уничтожена эксплуатация человека
человеком, и выражал надежду, что
этот идеал будет осуществлен. и в
Индии. Начиная с двадцатых годов,
лейтмотивом творчества Прем Чан-
да становится жизнь крестьянства.
	В своих романах и повестях 20-х
— начала 30-х годов («Обитель люб-
ви», «Арена», «Действие» и др)
писатель рисует яркую картину
жизни индийской деревни, показы-
вает, какому безудержному  гнету
подвергались крестьяне, изображает
их борьбу за хлеб и за землю,
отражает процесс проникновения
капитализма в индийсную деревню,
разорение крестьянства и уход кре-
стьянской молодежи ‘в города на
фабрики. Однако Прем Чанд не
видел тогда правильного пути раз-
решения крестьянского вопроса.
	Вершиной творчества Прем Чанда
является роман «Годань («Жертвен.
ная корова»), написанный в 1935
ГОДУ. В романе поставлены основные
проблемы города и деревни. На при-
меёре одной крестьянской семьи по-
казана жизнь . индийской деревни
на протяжении 50—60 последних
лет.

С большой достоверностью и убе-
длительностью показаны в романе
процесс разложения крестьянской
семьи, превращение обезземеленных
и разоренных крестьян в рабочих и
батраков. Весь ход событий наталки-
вает читателей на мысль, что выход
может быть только один = непри-
миримая революционная борьба
против эксплуататоров.В своих рас-
сказах, романах и повестях Прем
	НА ТУРНИРЕ
В АНТВЕРПЕНЕ
	Внимание антверпенцев с каждым
днем все более и более привлекает
первенство мира.по шахматам среди
юношей. На турнире идут игры в
финале. В первом туре советский
шахматист Б. Спасский одержал
победу над аргентинцем Швебером.
Во втором туре он встретился с
венгром Портишом, игравшим чёр-
ными и избравшим защиту Нимно-
вича. В сложной игре на 36-м ходу
Спасский одержал победу. Во вто-
ром туре аргентинец Швебер проиг-
pana американцу Меднису, болгарин
Трингов выиграл у финна Хальст-
рема. Ван Остером сделал ничью с
Фарре (Испания).

После двух туров впереди шли
‚Спасский, Трингов и Меднис, У них
по 2 очка.

Вчёра в третьем туре Б. Спасский
встретился с Меднисом. Спасский

играл черными. Партия закончилась
	вничью. Трингов проиграл Фару.
	етию    чанд выступает в за-

с щиту угнетенвых —
«неприкасаемых»,
крестьян, городской
бедноты; рассказыва.
ет о борьбе патрио-
тов против колонизаторов. Прем
Чанд писал не только для взрослых,
HO H для детей. Большое место в
его творчестве занимают сатира н
юмор. :

Достойный‘ продолжатель лучших
реалистических традиций индийской
Литературы, Прем Чанд учился мно-
гому и у руссних писателей — Че-
хова, Горького и Толетого, которых
глубоко ценил и уважал. Ему были
близки и дороги ‘гуманистические
мотивы творчества Горького. «Горь-
кий был подлинно народным писа-
телем», —говорил Прем Чанд, при-
зывая следовать его пути.

Прем Чанд и сам был подлинно
народным писателем, выразителем
мыслей и стремлений индийского
крестьянства. Он считал, что худож-
ник не может жить вне общества,
что реальная жизнь .— единствен-
ный источник для литературы и
писатель должен правильно отра-
жать ее. «Тот не литератор, чья ду-
ша спокойна, чье сердце не трепе-
щет, кто не поднимает голос против

несправедливости...х, — писал Ирем
Чанд. Горячий патриот своей роди-
ны, он говорил в 1930 году: «В на-
стоящее время мое самое сильное
желание добиться успеха в борьбе
за независимость страны... Я хочу
написать несколько хороших книг,
которые должны послужить делу до-
стижения независимости».

Прем  Чанд был одним из ини-
циаторов широкого общественного
движения среди писателей. С 1930
года он стал издавать прогрессив-
ный литературный и общественно-
политический журнал «Хансьх и с
1933 г. — газету «Джагран».

В 1936 году совместно с молоды-
ми писателями Али Сардаром Джаф-
ри и Мульк Радж-Анандом он орга-
низовал «Ассоциацию прогрессив.
ных писателей Индии». :

Секрет. величия. Прем Чанда, по
мнению ‘индийского критика И. Н.
Мадана, состоит в том, что он Cc
большой силой и страстностью отра-
зил внутренний‘. мир крестьянина,
надежды и чаяния представителей
средних классов. как раз в то _Bpe-
мя, когда в Индии происходили важ-
ные коренные изменения.

Произведения Прем Чанда поль-

зуются огромной известностью и
любовью народов. Они переведены
на многие языки.
° НПиватели Индии высоко несут
знамя Прем Чанда, продолжая
разоблачать импёонализм, борлсь за
свободу и мир, за реалистическую,
действенную, подлинно. народную
литературу.

Ю. Тупикова.
	ОТЬЕЗД
ПЕРИФЕРИЙНЫХ
ТЕАТРОВ
	В течение месяца гастролировали
в Москве Владивостокский краевой
драматический театр имени М. Горь-
кого и Сталинградский театр музы-
кальной комедии. За это время гости
дали свыше семидесяти спектаклей,
которые тепло были встречены мос-
квичами. Лучшие постановки коллек-
тивов «Сергей Лазо», «Хрусталь-
ный ключ», «Фальшивая монета»,
«Поют сталинградцы» и другие выз-
вали интерес ‘у столичного зрителя.

Вчера спектаклями «Хрустальный
ключ» и «Фиалка Монмартра» гости
закончили свои выступления в Мо-
скве. В ночь на сегодня оба коллек-
	1тива выехали в Ленинград.
	лектив. — и артисты и техниче-
ский персонал—испытывает чувство
большой радости. Их воодушевляет
тот горячий прием, который был
оказан им в колхозах, совхозах и
на машинно-тракторных станциях.
Только в Шаховском районе спекн-
	такли посетило более семи тысяч
человек. Многочисленные отзывы
колхозников, механизаторов, пред-
	ставителей сельской интеллигенции
содержат слова благодарности за за-
боту, проявленную о сельсном зри-
теле, выражают пожелание почаще
видеть у себя в деревне дорогих го-
стей из Москвы. Секретарь Шахов-
ского райкома КИСС И. Безруков
отмечает, что передвижной театр на
энспериментальной автомашине об-
легчает зрелищным коллективам
возможность выступать перед сель-
скими зрителями, создает необходи-
мые условия и для артистов и для
аудитории.

В колхозе «Аврора» в книгу от-
зывов записали: «От имени молоде-
жи нолхоза благодарим за достав-
ленное удовольствие.. Эти три дня
были для нас настоящим праздни-
ком, На нас произвела большое впе-
чатление вся обстановка передвиж-
ного театра. Конструкция его пол-
ностью себя оправдывает. Благода-
рим артистов за прекрасную игру».

В колхозе «Путь к коммунизму»
	25-я годовщина Народно-освободительной
	Китая
	армии

ПЕКИН, 1 августа. (ТАСС). Нак
передает агентство Синьхуа, вчера в
Пекине состоялось торжественное
собрание в честь 28-й годовщины

Народно-освободительной армии Ки-
тая.
	На собрании присутствовало свы.-
ше 800 человек. в ‘том числе заме.
	ститель премьера и министр обороны
КНР Пын Доэ-хуай, командующие
родами вооруженных сил, высише
	офицеры частей Народно-освободи-
тельной армии, представители пе-
кинского городского комитета НКом-
мунистической партии Китая и др.
	щихея в области внутренней полити-
ки страны.

В данных условиях, говорится в
заявлении; «Месячник коммунисти-
ческой печати» «должен превратить-
ся вширокую кампанию, посредством
которой партия должна расширить
свои связи и вступить в диснуссию
с миллионами итальянцев, с католи-
ками, социал-демократами и респуб-
ликанцами с тем, чтобы убедить их,
что только едвиг влево может выве-
сти страну из трудного положения и
обеспечить создание правительства,
которое проводило бы мирные меро-
приятия, восстановило бы уважение
закона и провело бы наиболее сроч-
ные сониальные реформы».
	Подготовка в Италии к «Месячнику
коммунистической печати» —
	РИМ, 1 августа. (ТАСС). Централь-
ный комитет Итальянской коммуни-
стичесной партии опубликовал заяв-
ление по поводу открывающегося в
сентябре традиционного «Месячника
коммунистической печати».

В заявлении отмечается, что «Ме-
сячник коммунистической печати»
открывается в этом году «в усло-
виях, когда в сердцах всех итальян-.
цев живет надежда на ослабление
международной напряженности, ко-
торая должна положить конец «хо/Г
	лодной войне». В заявлении одно-
временно отмечается, что до сих пор
не удовлетворены многие справедли-
вые треббвания итальянских трудя-
	 ПРИНЛАДНОЕ ИСКУССТВО
COBETCKOH ПРИБАЛТИКИ
	ЛО трех тысяч экспонатов собрано на этой выставке. Здесь

самые разнообразные предметы — от крошечного кожаного

с тиснением футляра для ключей или гребенки до раздвигающего-
ея стола, вокруг которого легко разместить большую компанию
обедающих. Почти невесомые пушистые фуфайки с затейливым
национальным узором и... печка, облинованная разрисовамными
	изразцами.
	Демонратическая Республика
Вьетнам. Древняя пагода в дёрев-
не Колей недалеко от города Нам-
Динь,
	Фото В. ОСИПОВА (ТАСС).
	Прибытие в Пхеньян
делегации деятелей
	советской культуры
	ПХЕНЬЯН, 1 августа. (ТАСС). В
Нхеньян прибыла первая группа де-
легации деятелей советской культу-
ры. Делегация примет участие в
праздновании десятилетия со дня
освобождения Кореи.

На аэродроме представителей со-
ветской культуры встречали руко-
водящие партийные и государствен:
ные работники КНДР, ученые, руно+
водители общественных организа-
ций.
	Снижение цен
в Корее
	ПХЕНЬЯН, 1 августа. (ТАСС).
Центральное телеграфное агентство
Кореи опубликовало постановление
кабинета министров КНДР о сни-
жении государственных розничных
цен на товары широкого потребле-
ния,

Нак указывается в постановлении,
в результате того, что трехлетний
план послевоенного восстановления
и развития народного хозяйства рес-
публики успешно выполняется и в
целях дальнейшего повышения ма-
териального и нультурного уровня
жизни населения кабинет министров
КНДР постановляет снизить с перво-
го августа 1955 года государственные
розничные цены на ряд промышлен-
ных товаров.

Цены на хлопчатобумажные ткани
снижены на 11—31 процент, шелко-
вые ткани на 15—46 процентов, но-
сочно-чулочные изделия на 12—29
процентов; резиновую обувь на 12—
40 процентов, табачные изделия на
17—30 процентов и т. д.
	РАДИО

СЕГОДНЯ
	Заявление Компартии Сирии об экономическом
положении страны
	Сирию товары, производимые внутри
страны, причем на суммы, в несколь-
ка раз превышающие стоимость то-
варов, вывозимых ими из Сирии.
Так, например, США в 1954 году
ввезли в Сирию различных товаров
на 79 млн. сирийских лир, а вывез-
ли всего лишь на 19 млн. лир. Силь-
ная засуха также ухудшила положе-
ние экономики.

Компартия призывает сирийское
правительство в целях преодоления
экономических трудностей немедлен-
но установить прочные экономиче-
ские отношения и заключить согла-
шения с Советским Союзом, Китай.
ской Народной Республикой и дру-
гими демократическими странами на
основе взаимной выгоды и равенства
и не прибегать к иностранным зай-
мам, которые ведут к «политическо-
му порабощению и потере суверени-
тета и независимости Сирии».
	БЕЙРУТ, 1 августа. (ТАСС). Газе-
та «Ан.-Нур» опубликовала заявле-
ние Компартии Сирии об экономиче-
ском положении страны.
	В заявлении отмечается тяжелое
экономическое положение Сирии,
чему способствует, в частности, по-
литика правительств таких стран, как
Ирак и Турция, которые всячески
препятствуют ввозу в свои страны
сирийских товаров. Эти меры, под-
	черкивается в заявлении, являются
одним из средств давления на Сирию
с целью заставить ее отказаться от
‘своей национальной политики и при-
мкнуть к турецко-иракскому пакту.

Причиной тяжелого экономическо-
го положения, отмечается далее в
заявлении, является также и то, что
экономические отношения Сирии
ограничиваются капиталистическими
странами, которые зачастую ввозят в
	Протесты в Западной Германии против
	конфискации земли
	для военных целей
	Все вещи красивы, добротны, сделаны со вкусом и выдумкой.
В них ощущаешь ярко выраженное внимание к человеку, заботу
об его удобствах, об удовлетворении его эстетических запросов.

Прикладное искусство — это мостик, по которому прекрасное
легче и доступнее всего проникает в душу человека. Эта простая
истина вспоминается, когда осматриваешь выставку прикладного
искусства прибалтийских республик, открытую в залё МОССХ’а
(Кузнецкий мост, 11). Литва, Латвия и Эстония, отмётившие на
днях 15-летие своего вступления в семью советских социалистиче-
ских республик, прислали на эту выставку множество экспонатов,
говорящих о расцвете быта, искусства их свободных народов.

Керамика — одна из старинных отраслей художественного
творчества Литовской ССР. Художники Л. Стролис, И. Микенас,
мастера, работающие в каунасском комбинате «Дайль, успешно
ищут и находят новые формы для своих произведений. Вазы,
блюда, целые сервизы радуют красотой линий, благородством рас-

цветки, мягкостью рисунка.
	Литовцы разрабатывают новые отрасли художественной про-
мышленности. Одна из них — гравировка янтаря, осуществляемая
нё с лицевой, а с обратной стороны камня. Искусные мастера до-
стигают удивительных результатов в этом новом виде искусства.
В небольшом, просвечивающем насквозь золотистом куске янтаря
порой словно заключен волшебный мир — лесной пейзаж с дым-
кой облаков, причудливые полуфантастические существа.

Широкую известность получили у нас эстонские изделия из
тисненой кожи. Переплеты для книг, бювары, блокноты, записные
книжки, дамские сумочки, футляры — да разве перечислишь все
формы, в которых проявляются большой художественный вкус,
богатая выдумка, высокая культура труда эстонских худож-
ников. Эти работы отмечены ярким национальным колоритом, на
многих повторяются народные ‘узоры, которые можно встретить на
платьях, платках, посуде. Сдержанной, благородной манерой вы-
полнения выделяются работы художников Э. Адамсона, Э. Кюльв

и многих других.
	БЕРЛИН, 1 августа. (ТАСС). Агент.
ство АДН передает, что Ваварский
крестьянский комитет борьбы про-
тив вооружения, состоящий из бур-
гомистров, общинных COBETHHKOB,
представителей кооперативов и кре-
стьян, опубликовал обращение к ба-
варским крестьянам с призывом за-
	НБЮ-ИОРВ, 31 июля. (ТАСС). По
сообщению агентства Ассошиэйтед
Пресс, прибыли 34 американских
металлургических компаний в пер-
вом полугодии 1955 года после уп-
латы налогов превысили прибыли за
тот же период 1954 года на 73 про-
цента.

За этот же период крупнейшая
моргановская компания’ «Юнайтед

стейтс стил компани» получила на
90 процентов больше прибылей,
	«Бетлихаэм стил компани» увеличила
	свою чистую прибыль Ha 41 про-
	щищать свою землю от нонфискации
для военных целей. Послание подни-
сано председателем комитета Генри-
хом Энгельбрехтом.

В обращении приводится ряд при-
меров того, как крестьяне совмест-
ными действиями добивались отме-
ны приказов о конфискации земли.
	ценх, а «Рипаблик стил корпо-
рейшн»—на 66 процентов. 22 нефтя-
ные компании получили прибылей
после вычета налогов на 12 процен-
тов больше, чем в первом полугодии
1954 года.

Е «Стандард ойл
компани оф Нью-Джерси» сообщает
о рекордных прибылях за первую
половину этого года — 344 миллио-
на долларов, то есть на 17 процен-
тов больше, чем год назад. «Тексас
oli компани» получила прибыли
свыше 124 млн. долларов, то ‘есть
на 28 пропентов больше.
	В искусстве обработки дерева с успехом состязаются худож-
ники и мастера всех трех республик. Образностью, мягким чувст.
вом юмора отличаются скульптуры талантливого литовского скульп-
тора-миниатюриста по дереву А. Лауринкуса «Футболист», «Ры-
	бак», «Официант». Виртуозным
	владением материалом отмечены
	Прибыли американских монополий
	работы латышского мастера В. Тилтиньша: кузнечик, вырезанный
из цельного куска дерева (верхняя крышка настольного блокнота),
нзящный деревянный сундучок с умело вкрапленными кусочками
	аря.
	Внимание посетителей привлекает мебель — продукция пром-
	комбината ЭРСПО Харьюссного
	той отделки, сочетающейся с большим вкусом и изобретатель-
ностью, продуманностью конструкции, заботой об удобстве потре-
бителя отличаются мебельные гарнитуры; некоторые ‚из них рас-
считаны на однокомнатную и двухкомнатную квартиры.

Высокой оценки заслуживают изделия меховых и обувных фаб-
рик, комбинатов Художественного фонда, вязаные вещи, декора-
	тивные тнани.
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — Кон-
церт-песня «Наши ‘труд». 18.30 — Отве-
ты на вопросы радиослушателей по
науке и технике. 19.30 — Радиожур-
нал «Новости сельского хозяйства»
(по станциям). 20.00 —. Репортаж 6
футбольном состязании между коман-
дами «Спартак» (Москва) — «Шахтер»
	(Сталино). 20.15 — Передача для ра-
ботников научно-исследовательских
дрейфующих станций «Северный по-
люс-4» и «Северный полюс-5» (по
	станциям). 21.00 — Передача для ро-
дителей. Обзор журнала «Семья и
школа». 21.15 — «На темы дня». 21.30
Радиожурнал «По родной стране».
23.15 — Новые музыкальные записи:
23.30 — 0. Гончар «На дороге» (ин-
сценированный рассказ).
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 18.00 — UO:
зор журнала «Пионер». 18.30 — ШУ-
берт. Вокальный цикл «Прекрасная
мельничиха». 19.20 — Концерт соли-
стов хора им. Пятницкого. 20.15 —
Концерт заслуженного артиста Армян-
ской ССР Артура Айдиняна (по стан-
циям и городской сети). 21.00 — Уд-
муртские песни. 21.15 — В. Котов.
«Машинист Ухтомский» (радиопоста-
новка). 23.30 — Сметана. Симфониче-
ские поэмы из цикла «Моя Родина»:

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.20 — One:
ра Доницетти «Любовный напиток».
23.00 — Музыка из индийских кино-
фильмов.
		Экспозиция, свидетельствующая о большой культуре быта, о
расцвете прикладного искусства прибалтийских республик, яв-
ляется поучительным примером того, как простыми средствами из
недорогих материалов можно создавать большие эстетичесние
	недорогих материалов можно
ценности.
	Деятельность Чехословацкого общества
Красного креста
	чЧехословацкое общество Красного
креста играет большую роль в деле
медицинской подготовки населения и
оказания помощи в работе органов
злравоохранения. Так, только в тече-
	ние первого полугодия текущего года
более 100 тысяч чехословацких
	граждан сдало эвзамен на право по-
лучения значка и звания народного
медработника.
	ОТОВСЮДУ
	ж ПО СООБЩЕНИЮ делийского ра-
дио, правительство Пакистана решило
провести девальвацию рупии. Обмен-
ный курс будет установлен в следую-
щем соотношении: 1 шиллинг 6 пен-
сов за рупию.

*% КАК` ПЕРЕДАЕТ радио Дели,
премьер-министр Южной Кореи и ми-
нистр иностранных дел Вьон Ион Тэ
ушел. в отставку. Ли Сын Ман назна-
чил Чо Чун Хвана исполняющим обя-
занности министра иностранных дел.
О назначении нового премьер-минист-
ра ничего не сообщается. Бьон Ион
Тэ был премьер-министром и мини-
стром иностранных дел Южной Кореи
в течение четырех лет и был близ-
	ким ‘соратником Ли Сын Мана.
	покоятся на складных шарнирных
металлических ножках. В сложен-
ном виде скамьи занимают в маши-
не мало места, хотя из них можно
	составить 19 рядов.
В переднюю часть автомашины
	вмонтирован металлический шкаф
со щитом элентроуправления и ре-
остатом. Маленькая электростанция
полностью ‘обеспечивает освещение
сцены во время действия и зритель-
ного зала - в антрактах. Установ-
ленный в машине радиоузел позво-
ляет передавать в антрактах музы-
кальные номера.

Много труда вложил в создание
автомашины — передвижного театра
технический персонал  производст-
венных мастерских Малого театра,
театра имени Моссовета, экспери-
ментальной лаборатории Художест-
венного’ тватра.

В распоряжение театральных кол-
лективов предоставлено превосход-
ное техническое средетво, ко-
торое значительно облегчит постав-
ленную перед ними задачу — удо-
влетворять непрерывно возрастаю-
щие духовные запросы сельских
зрителей,
	Ильин.
	ПРАГА, 1 августа. (ТАСС). Че-
хословацкое телеграфное агентство
передает, что в Праге закончил ра-
боту пленум Центрального комитета
Чехословацкого общества Красного
креста, на котором были подведены
итоги работы общества.

В настоящее время Чехословацкое
общество Нрасного креста насчиты-
вает свыше полумиллиона членов.
	Соглашение об обмене
фильмами между Югославией
	и Болгарией
	НА СНИМКЕ: на выставка прикладного искусства прибалтий-
	ских республик.
	Фото Г КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	ЗЕМИИСОНАТ СССР

ПС ФУТБОЛУ
	Вчера на стадионе «Динамо» со-
стоялась очередная встреча на пер-
венство СССР по футболу. Играли
московская команда «Торпедо» и
минский «Спартак», прилагающий
все усилия, чтобы уйти из опасной
зоны, угрожающей переходом из
класса «А» в класс «ВБ».

Минские футболисты, выиграв-
шие перед этим у динамовцев Тби-
лиси, закончили вчерашнюю встре-
чу вничью.

В первой половине игры спарта-
ковец Мозер открыл счет, забив гол
в ворота «Торпедо». Во второй по-
ловине матча Стрельцов провел в
ворота спартаковцев ответный мяч.
Состязание закончилось вничью со
счетом 1:1.

У московского «Торпедо» теперь
17 очков после четырнадцати игр.
Команда идет на четвертом месте. У
минского «Спартака», все еще зани-
мающего последнее место, девять
очков после шестнадцати встреч,

Сегодня на стадионе «Динамо» в
матче на первенство СССР по Ффут-
болу встретятся московский «Спар-
так> и «Шахтер» (Сталино).
	ССРЕВНОВАНИЯ.,
В ЧЕСТЬ
ВСЕСОЮЗНОГО ДНЯ
МЕЛЕЗНОДОРОЖМНИКА
	Вчера на стадионах и в парках
столицы московские спортсмены
провели соревнования и показатель-
ные выступления.

В Центральном парке культуры в
отдыха имени Горького у гранитных
трибун на Москве-реке состоялись
традиционные соревнования силь-
нейших пловцов страны на приз
газеты «Гудок». В них участвовало
около ста спортсменов.

. В заплыве на 400 метров участ-
вовало более 30 женщин — спорт-
еменки Центрального спортивного
клуба Министерства обороны СССР,
	спортивных обществ «Динамо» и
«Шахтер», сильнейшие пловчихи
Метростроя, Московско-Курско-Дон-
	басской, Ташкентской, Юго-Западной
я других дорог страны.

‚.Первой финишировала представи-
тельница Центрального спортивного
клуба Министерства обороны СССР
мастер спорта Т. Тальянская. Она
прошла дистанцию за 4 минуты 58,3
секунды. Среди железнодорожниц
первое место заняла спортсменка
Метростроя М. Ионова, проигравшая
победительнипе менее 30 секунд.
	В упорной борьбе прошли состя-
зания мужчин в плавании на ди-
станцию в 1.500 метров. Победите-
лем вышел армейский спортсмен
Р. Мещеров. Его. время — 19 минут
3,5 секунды. Среди  спортсменов-
железнодорожников первенство за-
воёвал представитель Ташкентской
дороги А. Герасимов. Он проплыл
дистанцию за 19 минут 42 секунды.

Абсолютное первое место и приз
газеты «Гудок» завоевали пловцы
Центрального спортивного клуба
Министерства обороны СССР. Из
железнодорожных коллективов приз
газеты «Гудок» выиграла команда

Метростроя.
	ЮБИЛЕИНЫЙ
ШАХМАТНЫЙ
ТУРНИР
	ПЯРНУ (Эстонская ССР), 31 июля.
(ТАСС). Сегодня здесь в драматиче-
ском тватре имени Лидии Нойдула
закончился юбилейный шахматный
туриир, посвященный 15-летию Со-
Ветской Эстонии.
	Вроме сильнейших ‘эстонских
шахматистов, В нем приняли участие
международные гроссмейстеры Ли-
лиенталь, Рагозин, Толуш, между-
народный мастер Микенас, мастера
Иливицкий, Суэтин. Победу ofep-
жал гроссмейстер Пауль Hepec. Hs
десяти возможных очков он набрал
девять с половиной. На втором ме-
сте — молодой эстонский шахма-
тист, кандидат в мастера Юрий Ран-
двийр, набравший шесть очков.
	БЕЛГРАД, 1 августа. (ТАСС). hax
передает агентство ТАНЮГ, в Бел-
граде между Югославией и Болгари-
ей подписано соглашение об обмене
фильмами. На основе этого соглаше-
ния Югославия поставит Болгарии
10 фильмов, а Болгария предоставит
Югославии 4 фильма.

Югославское экспортное предприя-
тие «Югославия-фильм» поставит
также два фильма Венгрии на осно-
ве недавно подписанного соглаше:
	ния 0б обмене фильмами.
	отметили, что театр, с успехом вы-
ступавший в селах, имеет большое
будущее. При этом колхозники спра-
ведливо указали, что театральный
коллектив должен позаботиться о
репертуаре для детей и было бы
целесообразно, если бы театр сопро-
вождали лекторы.

Удивительно метко и образно вы-
разилась колхозница Яковлева (кол-
хоз имени Жданова) из Лотошинско-

го района: «Театр к дому прикатил».
	Как же устроен передвижной
театр? Все, что составляет его «зда-
ние» и оборудование, находится
	внутри грузовика. Ногда машина ос-
танавливается на предназначенном
ей месте, борта (они несколько уве-
личенного размера) откидываются и
вместе с полом кузова образуют пло-
щадку сцены. Она очень вместитель-
на. Например, в смектанле «Чужой
ребенок» на ней размещается объ-
емная декорация дачи и при этом
остается достаточно свободного места
для действия. Из машины извлека-
ются стойки и фермы, изготовлен-
ные из тонкостенных стальных труб.
Они составляют каркас «здания», ко-
торый обтягивается брезентом. В
машине же хранятся декорации,
костюмы, электроаппаратура, обору-
дование электростаннии ‘и скамьи
	для зрительного зала. Скамьи очень
	удобны — деревянные их сиденья
			{a

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 10.50 — Кон-
нерт «Актеры драматических теат-
ров — исполнители советских песен».
11.15 — Концерт  «Исполнительское
творчество Н. Шпиллер». 12.45 — Пе-
редача из цикла «Лекции ученых и
новаторов на ВСХВ» (по станциям):
13.00 — Передача из цикла «Молодые
строители коммунизма». 13.20 —
В. Другов и М. Товаровский «Тройка
без тройки» (главы из повести). 14.00—
Передача из Софии. 14.30 — Ма Фын
«Бракосочетание» — рассказ китай-
ского писателя. 17.00 — Старинные
романсы и вальсы в исполнении
Н. Обуховой и Г. Виноградова. 17.30 —
Концерт из произведений Шумана и
	Вагнера,
ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 16.00 — Kom
	церт белорусской музыви.
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ
	СЕГОДНЯ
			ДЛЯ КОЛХОЗНОГО ЗРИТЕЛЯ
	1ередвижной театр о
	ливой, Ведь надо было, с одной сто-
роны, предусмотреть множество ус-
ловий, которые позволили бы теат-
ральному коллективу работать в
нормальной творческой обстановке,
а с другой — обеспечить максималь-
ную прочность конструнций и их
транспортабельность, Работа эта
увенчалась успехом.

На днях возвратилась из поездки
по Подмосковью группа. артистов
Московского театра драмы и коме-
дии Гастрольбюро СССР, побывав-
шая в Лотошинском и Шаховском
районах. В течение 25 дней было да-
но 27 спектаклей. Длительная поезд-
ка позволила всесторонне проверить
достоинства и обнаружить недостат-
ки «театра на колесах», созданного
усилиями коллектива во главе с ин-
женером-архитектором И. Мальци-
ным (Научно-исследовательский ин-
ститут архитектуры общественных и
промышленных сооружений Акаде-
мии архитектуры СССР).

Директор гастрольного театра на-
родный артист Армянской ССР
В. Добровольский рассказывает, что
коллектив артистов с радостью при-
нял предложение участвовать в по-
ездке на экспериментальной маши-
не. В этой машине они справедливо
увидели средство улу4шить обслу-
живание сельских зрителей, И ‘на:
до сказать, что теперь, по возвра-
щении из поездки, когда машина
достаточно проверена, весь кол-
	СТАВЛЯЯ за собой легкое об-

лачно пыли, по проселочной до-
роге мчится грузовая автомашина.
Вдали показались высокие кроны
деревьев, ряды изб. Это — большое
село Микулино, Лотошинского рай.
она, одного из наиболее отдаленных
в Подмосковье.

Машина круто разворачивается и,
сопровождаемая ватагой детишек,
останавливается на сельской пло-
щади. Несколько необычный вид
этого крытого грузовика вызывает
любопытство не только у детей, Что
таится под его крышей?

«Тайна» раскрылась очень ско-
ро. Через три часа нельзя было уз-
нать ни автомаитины, ни самой пло-
щади — настольно  преобразилось
все на ней. Машина словно раство-
рилась, а на ее месте возник боль-
шой, просторный театр — самый
настоящий театр со зригельным за-
лом на 400 мест, с удобными
скамьями, с хорошо оборудованной
сценой, с артистическими уборны-
ми, с радиоузлом, с собственной
электростанцией. Как возникло это
«чудо»?

В течение нескольких лет в Ака-
демии архитектуры велась работа по
проектированию конструкций и 06б0-
рудования передвижного театра, ко-
торые можно было бы разместить
на обыкновенной грузовой автома-
шине «ЗИС-150». Работа эта оказа-
лась крайне трудоемкой и кропет-
	19.10 — Для детеи. Мультипликаци-
энный Фильм  «Цветик-семицветик>,
19.30 — Киножурналы, 20.00 — И. Тур-
генев. «Нахлебник», «Завтрак у пред-
водителя» — фильмы-снентакли в ис:

полнении артистов Театра-студии KH
ноактера.
		18.25 — Футбольное состязание на
Кубок СССР между командами ЦДСА—
«Крылья Советов» (Куйбышев). Пере
дача со стадиона «Динамо». 20.20 —
Концерт молдавской музыки. 20.58 —
Итальянский художественный фильм
«Мечты на дорогах».
	Дирекция, партийный коми-
тет, местном и коллентив со-
трудников Московсного госу-
дарственного педагогического
института имени В. И. Ленина
с прискорбием извешщают 0
смерти профессора, доктора
географических наук, члена
Ученого совета МГПИ имени
	В. И. Ленина, члена-корреспон-
	дента Академии педагогических
наук РСФСР
	Александра Александровича
ПОЛОВИНКИНА.
	последовавшей 28 июля в г. Ле-
нинграде после тяжелой болез-
ни, и выражают свое соболеёз-
нование семье умершего.
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.
	НА СНИМКАХ: слева — сборка
помещения передвижного театра;
	справа — сцена из спектакля «Чу-
жой ребенон».