НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ
	Заметки о политехническом обучении в школах
	ЕРЕЗ месяц начнется новый

` учебный год. Нонец первого по-
лугодия совпадает с онончанием пя-
тилетки. В феврале 1956 года’ со-
стоится ХХ съезд КПСС! Учителя
и работники народного образования
столицы, вместе со всем. советским
учительством, должны будут дать
отчет в том, как они выполнили ди-
рективы по пятилетнему плану,  что
уже сделано для осуществления по-
литехнического обучения.
	Несомненно, в Москве можно ная-
ти не один десяток школ, проявив-
ших интересную инициативу ‘в той
или иной области политехнизации и
трудового воспитания.
	‚ Вот школы №№ 1 и 545 —
здесь организованы неплохие каби-
неты электротехники и машиноведе-
ния, в школе № 273 открыт «Клуб
юных мастеров», в школе № 429 —
политехническая выставка. Учащие-
ся школ №№ 63, 605 и 653 систе-
матически работают в подмосковных
холхозах.
	Можно назвать еще десяток —
другой столичных школ, в ноторых
успешно осуществляются начала по-
литехнизации. Но если даже будет
сто таких школ из более чем шести-

сот — может ли это нас удовлетво-
рить?
	В Москве не найдется, пожалуй,
ни одной школы, в районе которой
не было бы завода, фабрики, депо,
подстанции. При подлинной инициа-
тиве соседнее предприятие — это
и шеф школы, помогающий в ее
политехническом оборудовании, и
объент для экскурсий, и место пер-
вых шагов по связи обучения с про-
изводительным трудом.
	Но Факты говорят о том, что в
Москве еще мало, недопустимо ма-
ло школ, проявляющих инициативу
и творчески, разносторонне осуще-
ствляющих политехническое обуче-
ние и-трудовое воспитание. Больше
как раз таких школ, в деятельности
которых преобладают пережитки ста-
рых, словесных, во многом фор-
мальных методов обучения и воспи-
тания.
	За последнее время на различных
собраниях и совещаниях много гово-
рится о дисциплине и поведении
школьников. И чаще всего разговор
этот идет в отрыве от вопросов No-
литехнизации. А ведь как раз поли-
технизация способна успешно ре-
тать не только учебные, но и мно-
гие воспитательные задачи. В ней—
	влюч в подлинному воспитанию уча-
щихся.
	Но нельзя дать детям политех-
ническое образование, не зная тру-
да, ‘не будучи знакомым с производ-
	CTBOM. Между тем многим MOCHOB-
ским учителям — и старым и мо-
лодым — не хватает самых необхо-
	димых политехнических знаний.
	Да и подбор преподавателей по
труду, маитиноведению и электротех-
нике идет очень медленно. В Город-
ском отделе народного образования
и, в частности, у заместителя заве-
дующего ГорОНО тов. Богомолова
нет даже сколько-нибудь точных
сведений на этот счет.
	Сейчас август, а подобрано пока
по всей Моснве примерно 150 пре-
подавателей труда для У—УП клас-
сов. Мало подготовлено и препода-
вателей машиноведения и электро-
техники.
	Очень медленно идет повышение
политехнической квалификации учи-
телей физики, химии, биологии. В
Москве, по словам тов. Богомолова,
работает более двух тысяч учите-
лей физики, но лишь крайне незна-
чительная часть их повышает еже-
годно свою .политехническую квали-
фикацию. А ведь существует при-
каз заведующего ГорОНО тов. Нау-
мова от 10 декабря 1953 года, где
предусматривается охват политех-
	нической подготовкой всех учителей
физики, химии и биологии в тече-
ние двух лет. .

В столице насчитывается около
40 учреждений и организаций, име-
ющих отношение к политехнизму.
Это Политехнический музей, Поли-
техническая библиотека,   централь-
ные и областные станции юных тех-
ников и! юных натуралистов, дома
пионеров, институты  усовершен-
ствования учителей, педагогические
институты и училища, секторы по-
литехнического образования ДВУХ
институтов Академии педагогических
наук, ВСХВ, Всесоюзная выставка
детского технического творчества:
	Что и гозорить, ‘есть где побы-
вать, что посмотреть, послушать! Но
эти возможности используются из
	рук EOH плохо.
	ПАРТИЙН  АЯ ЖИЗНЬ
	СИЛА ПАРТИИНОГО СЛОВА
	В ОБЕДЕННЬТИ перерыв рабочие
и работницы окружили инже-
нера тов. МЛынова. По поручению
партийной организации он ведет в
	воллективе агитационно-массовую
работу.
— Сегодня, — начал агитатор, —
	мы побеседуем о рационализации и
изобретательстве, об их роли в тех-
ническом прогрессе народного хозяй-
ства страны. / :

Чувствовалось, что предстоит жи-
вой и интересный разговор. Об этом
говорили, в частности, детали, кото-
рые агитатор разложил ‘на столе.
«Что он скажет об этих хоропто зна-
комых каждому прессовщику дета-
лях?» — задавали себе многие во-
прое.

Напомнив собравшимся о болышсм
значении, которое придается рацио-
нализации и изобретательству в ре-
нтениях ХГХ съезда партии и июль-
ского Пленума ЦН КПСС, агитатор
подчеркнул большую роль этого дви-
жения. в техническом совершенство-
вании производства на заводе и в
цехе. р

— Многое сделано заводскими ра-
ционализаторами для улучшения
производства, но не все еще у нас
ладно, — заявил агитатор. — Под-
час можно слышать нарекания на
качество изделий.
	И, беря в руки детали, сделанные
в прессовом цехе, тов. Лыков начал
показывать характерные изъяны.

— Почему они возникают, как их
быстрее устранить? Об этом должны
подумать рационализаторы цеха.
Скажу, чем им следует заняться в
первую очередь.

В беседу вступили и слушатели,
они высказывали свои замечания и
предложения.

Поделился своей мыслью слесарь
тов. Чугунов. Он рассказал, как сле-
довало бы модернизировать один из
штампов.
	А через несколько днеи в цехе
уже знали, что предложение тов. Чу-
гунова принято. Вскоре его увиде-
ли в действии. Были приняты дру-
гие ценные предложения, высказан-
ные во время беседы.
	Слово агитатора подняло творче-
скую активность людей в цехе, на-
правило их мысль по нужному для
производства пути.
	Инженер тов. Лыков — один из
многих членов заводского агиткол-
лектива. После обсуждения на заво-
де письма ЦК КПСС и Совета Ми-
нистров СССР, Обращения Всесоюз-
ного совещания работников промыш-
ленности партбюро карбюраторного
завода позаботилось об усилении
массово-политической работы в нол-
лективе. Ведь успех развития и вне-
дрения новой техники на предприя-
тии зависит от людей, от их отно-
шения к делу. Долг агитаторов —
помочь членам коллектива уяснить
не только значение технического
прогресса, но и конкретную роль и
место каждого в осуществлении этой
залачи.
	Партийное бюро пересмотрело со-
став агитколлектива. В число аги-
таторов включили многих инжене-
ров, конструкторов, технологов. В то
же время товарищи, недостаточно
подготовленные к агитационной ра-
боте, были освобождены от этого от-
ветственного партийного поручения.
	Рикемесячно в цехах проводится по
четыре-пять бесед. Многие из них
посвящаются принятому заводским
коллективом двухлетнему плану. раз-
вития и внедрения новой техники.
Этот план — боевая программа ра-
боты завода. Коллектив стремится
разработать, испытать и пустить в
массовое производство новые образ-
цы ‘автомобильных приборов и агре-
гатов, соответствующие требованиям
мировой техники.
	План отпечатан в типографии. Ра-
бочие и специалисты имеют эту бро-
птюру на руках. Они знают, что на-
мечено сделать, следят за тем, как
намеченное претворяется в жизнь.

Помогая агитаторам, партбюро пе-
риодически инструктирует их. С аги-
таторами беседовали директор заво-
да тов. Поляков, главный конструк-
тор тов. Панфилов, его заместитель
тов. Ширинян, секретарь партбюро
тов. Девин и другие руководящие
работники. Они вооружают агитато-
ров цифрами и фактами, иллюстри-
рующими задачи коллектива, пер-
спективы технического роста произ-
водства.
	Свое слово агитаторы обращают
к различным группам работников
завода. Беседуя с коллективом одно-
го из цехов об укреплении содру-
жества науки и производства, аги-
татор тов. Закс подчеркнул задачи
инженерно-технических работнинов.
Он покритиковал отдельных инжене-
ров — товарищей по работе за сла-
бое внимание к новой технике и рас-
пространению передового опыта.

В инструментальном цехе как-то
задерживался выпуск нового инстру-
мента. Агитатор тов. Булгаков решил
поговорить об этом в очередной бе-
седе. Он рассказал о значении быст-
рейшего выпуска инструмента для
развития новой технини на заводе и
призвал коллектив ускорить выпол-
нение ответственного заказа. Обра-
щение агитатора было поддержано
слушателями. Рабочие тт. Кудрявцев,
Мохов и некоторые другие тут же
заявили, что обязуются досрочно
	Внимание рабочих привлекает
«Бюллетень рационализатора». На
первом плане — рационализаторы
прессового цеха В. ЧУГУНОВ  и
А. ФЕДОРОВ,
	Агитатор-технолог 4-го механического цеха А. ДУШИНА проводит
во время обеденного перерыва читнку материалов июльского Пленума
	UR HACC,
	столь нужный и карбюраторному за-
воду? Критике подверглись руково-
дители, спокойно взиравшие на без-
действовавшие подъемно-транспорт-
ные сооружения в сборочном цехе.
Критические сигналы рабкоров полу-
чают отклик. По ним принимаются
меры.

На заводе все больше слушате-
лей привлекают лекции о техниче-
ском прогрессе. Недавно замести-
тель главного конструктора автоза-
вода имени Сталина тов. Грачев рас-
сказал работникам карбюраторного
завода о достижениях иностранной
автомобильной техники. С интересом
слушала аудитория работника заво-
да малолитражных автомобилей тов.
Подобеда, говорившего ‘об особенно-
стях конструкции нового малолит-
ражного автомобиля. Выступают и
работники своего завода. Впечатле-
ниями о поездках на родственные
предприятия поделились технолог
литейного цеха тов. Шемуратов, за-
меститель главного конструктора
тов. Ширинян и другие товарищи.

Иногда лекции проводятся в цехе,
у станков. Так было, когда на завод
приехал знатный токарь-скоростник
тов. Бушуев. Его лекция— показ ско-
ростных методов обработки металла
— проходила у токарного станка.

Партбюро завода поддержало ини-
циативу клуба, организовавитего про-
смотры технических и научно-попу-
лярных фильмов. Такие киносеансы
устраиваются два раза в неделю и
привлекают все большее число зри-
телей.

Помогает борьбе за технический
прогресс и заводская библиотека.
Она пополнила свои фонды новин-
ками технической литературы,
устроены книжные выставки.

У входа на территорию завода на
большом алом полотнище начертан
призыв — «Шире развернем сорев-
нование в честь ХХ съезда КПСС!».
Этот призыв отражает сегодняшнюю
жизнь завода. В честь предстояще-
го съезда Коммунистической партии
Советского Союза коллектив. принял
повышенные. социалистические обя-
зательства. Главное в них — до-
срочное выполнение плана, техниче-
ский прогресс. За выполнение этих
обязательств активно борются рабо-
чие и специалисты. Этой борьбе пар-
тийная организация подчиняет и всю
массово-политическую работу. Слово
агитатора и пропагандиста, заметка
стенной газеты, плакат, призыв,
«молния» — все это способствует
совершенствованию производства,
осуществлению указаний июльского
Пленума ЦЕ HIICC.

И. Львов.
	Собрание работников
КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ
	В Октябрьском зале Дома союзов
состоялось собрание актива работ-
ников’ ннижной торговли столицы
совмёстно с представителями книго-
торговых организаций Ленинграда.

С докладом о задачах работников
книжной торговли в свете решений
июльского Пленума ЦН КПСС вы-
ступил начальник  Главкниготорга
Министерства культуры СССР С. Н.
Титов.

В нынешнем году книготорговая
сеть страны. значительно расширяет-
ся. В первом полугодии открыто
около 200 книжных магазинов и
киосков. Только в Москве продано
различной литературы на 27 мил-
лионов рублей больше, чем за тот
же период прошлого года.

На совещании отмечались серьез-
ные недостатки в организации книж-
ной торговли. Часть областных кни-
готоргов не выполнила Полугодово-
го плана. Недостаточно еще удов-
летворяется спрос трудящихся на
многие книжные издания.

Участники собрания приняли об-
ращение ко всем работникам книж-
ной торговли страны, в нотором они
призывают усилить борьбу за до-
срочное выполнение планов, за
лучшее распространение литературы
среди трудящихся города и деревни.
	«ГОРОДСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО
МОСКВЫ»
	СЕДЬМОЙ НОМЕР
ЖУРНАЛА
	Передовая статья июльского но-
мера журнала «Городское хозяйст-
во Москвы» посвящена двадцатиле-
тию Генерального плана реконструк-
ции столицы. Выразительны иллю-
страции на вкладных листах: Моск-
ва до реконструкции и Москва на-
ших дней.

Главное место в журнале занима-
ют вопросы индустриализации жЖи-
лищного и гражданского строитель-
ства.

Сборный железобетон применяет-
ся на стройках столицы гораздо ши-
ре, чем в среднем по Советскому
Союзу. В 1956 году потребление его
в Москве увеличится еще на 30
процентов. Но эти первые успехи да-
леко. не достаточны, а стоимость
сборных железобетонных изделий
все еще остается очень высокой,
пишет начальник Главмосстроя
В. Промыслов.

Профессор Ю. Бутт публикует
статью © быстротвердеющем цемен-
те для железобетонных конструкций
и деталей. Помещена также статья
В. Ребрикова о производстве и при-
менении стеновых блоков из кирпи-
ча. Монтаж зданий из таких блоков
уменьшает трудоемкость строитель-
ства, ускоряет его ход.

Ряд предложений о путях сниже-
ния стоимости строительства выдви-
гает М. Мазур в статье «Некоторые
вопросы экономики жилищного стро-
ительства».

Интересен анализ первых лет де-
ятельности районных ремонтно-стро-
ительных трестов; данный В. Яков-
левским и В. Успенским.

О Фрунзенском районе столицы,
его недавнем прошлом и богатом
настоящем рассказывает  председа-
тель райисполкома А. Макаров.
	В журнале помещены также
статьи Ю. Гриневицкого — «Рекон-
струкция Московского зоопарка»,
В. Порозова — «Обеспечить Москву
посадочным материалом», С. Пермя-
кова и Э. Ариевича — «О конструк-
циях и эксплуатации водостоков
скатных и плоских крыш многоэтаж-
ных зданий».

Под рубрикой «Опыт новаторов»
журнал публикует статью И. Стар-
шинова о борьбе коллектива 1-го ав-
тобусного парка за ховышение про-
изводительности и снижение  себе-
стоимости перевозок.
	ГорОНО слабо, по-канцелярски ру-
ководит политехническим обучени-
ем. Взять хотя бы тот же приказ
от 10 декабря 1953 года. Составлен
он по-маниловски, многие благие
пожелания ничем не подкреплены.
И не случайно поэтому   многие
пункты приказа плохо выполняют-
ся, как, например, пункт, обязыва-
ющий всех учителей изучить кино-
аппарат и уметь им пользоваться,

и ряд’ других.

Московское учительство хочет
видеть в ГорОНО боевой штаб поли-
технизацнии школ, а не канцеля-
рию. Почему бы, например, не на-
стоять на скорейшем открытии в
Москве образцового магазина тех-
нических пособий для школ? Поче-
му бы не побудить издательство
«Московский рабочий» выпустить
книжку «Учись и работай!» — по-
собие детям по труду? Почему бы
не создать в районах небольшие
школьные музеи-выставки по поли-
твхническому обучению? Все по-
добные начинания должны исходить
от ГороНнО, но пока этого нет.
	Плохо снабжаются школы Мос-
квы и необходимым оборудованием
для мастерских и кабинетов. Сей-
час есть замечательное указание
правительства, предоставляющее
предприятиям право безвозмездно
передавать школам станки, маши-
ны, тракторы и прочее оборудова-
ние, не используемое в производ-
стве, но пригодное для целей поли-
технического обучения. Кое-что в
этом направлении уже сделано. Хо-
рошо помогли в оборудовании ма-
стерских школе № 288 завод «Во-
доприбор», школе № 375 — завод
«СВАРЗ».
	Но заместитель заведующего Гор-
ОНО тов. Жохов, ведающий вопро-
сами снабжения школ, руководит
этим делом формально. Он считает,
что его задача — «спустить дирек-
тиву> в районы, а потом проверять,
кан она выполняется. А ведь го-
родекой отдел может и должен сам
многое сделать, чтобы быстрее ос-
настить школы необходимым обору-
дованием: активизировать ‹ помощь
предприятий-шефов, широко про-
пагандировать лучший опыт.

Есть опасность, что HK началу
учебного года во многих школах
Москвы не будут оборудованы ма-
стерские. р у

Существуют и другие наболевшие
вопросы политехнического  обуче-
ния. Пора, наконец, как следует
оборудовать во всех столичных
школах учебные кабинеты физики,
химии, биологии. Городской отдел
народного образования должен до-
биться создания в Москве перво-
классной фабрики наглядных посо-
бий. Нельзя допускать и того, что-
бы дети работали в учебных ма-
стерских без спеподежды, даже без
	CapTy KOB.
	Отлично трудится  швея-мото.
ристна пошивочного цеха фабри-
ни «Нрасная швея» П. Ковалева,
Дневное задание молодая работ.
ница выполняет на 165—170 про.
	центов. НА СНИМКЕ: П. KOBA.
	ЛЕВА.

Фото Р. СЛАВИНА.
		РЕМОНТ ДОМА
ЗАТЯНУЛСЯ...
	ОБЗОР ПИСЕМ
ЧИТАТЕЛЕЯ
	выполнить задание, дать инструмент
высокого качества.
	Сила партийного слова велика.
Для успешного решения задач, по-
ставленных перед заводом, комму-
нисты используют различные формы
массово-политической работы. В це-
хах висят плакаты и призывы, об-
ращенные к работникам отдельных
профессий, разъясняющие их зада-
чи в борьбе за дальнейший подъем
производства.

По плану развития новой техники
1-му механическому цеху необходи-
мо освоить детали для двух карбю-
раторов и воздухоочистителя. Выпол-
нение этого задания наглядно пока-
	зано на вывешенном в цехе гра-
фике.

— Дело как будто подвигается к
концу, — довольно. замечает поло-
	шедший к плакату рабочий. — Се-
годня уже выпускаются 43 детали
из 46.

Шла сборка изделия для сельско-
го хозяйства. Наждый сборщик да-
вал за смену по 12—15 механизмов.
	У плаката с обязательствами
коллентива 1-го  механичесного
цеха, принятыми в соревновании
в честь ХХ съезда КПСС.
	Эти показатели ежедневно вывеши-
вались на доске. Но вот слесарь-
сборщик тов. Рогожкин собрал за
смену 25 изделий. Об этом сообщи-
ла коллективу появивитаяся в цехе
«молния». Она приветствовала пере-
дового рабочего, рассказала о том,
как он завоевал победу. «Молнии»
поддерживают новаторов, подверга-
ют критике проявления рутины, кон-
серватизма.

Привлекает внимание вывешенный
возле проходной «Бюллетень рацио.
нализатора». В нем — фотографии
лучших рационализаторов, рассказы
об их делах, перечисление тем для
предстоящей работы.

О техническом прогрессе пишет из
номера в номер общезаводская стен-
ная газета «Карбюратор». Вот спе-
циальный номер, озаглавленный
«Шире соревнование за развитие но-
вой техники, передовой технологии
и лучшую организацию производ-
ства». В другом номере газета об-
ращается с вопросом к главному
технологу тов. Прусову. Почему,
спраптивает она, не используется
опыт Горьновского автозавода, co-
здавшего автоматический станок,
	RN af ANI casa om poor Riper G)

ID OCTHCJIAB Петрович Король с
	POX HCAAB Петрович Король с

таким увлечением говорит о
пройденных им маршрутах, с каким
может говорить об этом только че-
ловен, страстно влюбленный в ту-
ризм. Худощавый, чуть выше сред-
него роста, он ходит, слегка накло-
няясь вперед, по-юношески легко.
На вид ему не больше тридцати лет,
хотя он и сообщил с едва заметным
вздохом, что «уже 40»... Страстью к
туризму Р. Нороль «заболел» давно
и неизлечимо. Сейчас трудно BCHOM-
нить, как именно возникла эта лю-
бовь. Будучи подростком, Ростислав
интересовался тем же, чем обычно
интересуются ребята его возраста.
Он с упоением читал приключенче-
ские книги, любил спорт: плавал, мог
часами ходить на лыжах, увлекался
велосипедными прогулками. Позднее
велосипед сменился мотоциклом. А
романтика ночей у костра во время
походов по родному Подмосновью!
Впоследствии эти походы стали тре-
нировочными перед сложными и
многодневными путешествиями; со-
вершаются они в альпинистской обу-
ви, с рюкзаком, необходимым для
высокогорных переходов. Пожалуй,
именно в этих однодневных походах
и определились явное предпочтение

туризму, уверенность в том, что это.

замечательный отдых и самый по-
знавательный, разносторонний спорт.
Он раситиряет кругозор и закаляет
физически, воспитывает лучшие чер-
ты характера — волю, мужество,
чувство товарищества, любовь к Ро-
дине.

Двадцать лет назад в первом мно-
годневном путешествии по Военно-
Грузинской дороге (так называемом
зачетном, первой категории сложно-
сти) эта уверенность окрепла окон-
чательно. После того по исхоженным
и хорошо изученным дорогам Рости-
слав Петрович совершил не больше
двух-трех походов. Во всех осталь-
ных он каждый год усложнял марш-
руты, выбирая лишь труднодоступ-
ные: и малоисследованные районы.

От хорошего ухода за домом, сво.
евременного ремонта зависит дол.
говечность здания. Эту истину при.
ходится напоминать потому, что экс.
плуатация зданий далеко не везде
еще поставлена хорошо.

В редакцию поступают письма, в
которых сообщается о случаях во.
локиты с ремонтом.

Читатель тов. Маркевич из дома
№ 10 в Барышевском переулке вот
уже несколько ‘лет’ безуспешно до.
бивается замены в своей комнате
двух прогнивших оконных рам. 1
этому поводу еще в прошлом году
автор письма дважды обращался в
Московское жилищное управление,
Домоуправлению предложили удов
летворить жалобу, назначили срок
ремонта рам. Но волокита продол.
жается по сей день.

Щедры на обещания, но не вы.
полняют их и управляющий ремонт,
	но-строительным трестом Вировско. —
	го района тов. Немировский 4
прораб этого треста тов. Чаплин,
Еще несколько месяцев назад on
успокаивали жильцов дома № 27;
Вишняковском переулке тт. Солда.
	това, Шмелева и других, что ремонт
их квартир будет закончен зв бли.
	жаишие дни». С тех пор ное-что сдь
	лано, но далеко не все. В кварт.
ре № 27, например, не установлен
	ванна. Остались и другие недоде.
KH,

Ремонт в доме почти всегда пр
чиняет неудобства его обитателя
Об.-этом должны помнить строил
и стремиться к тому, чтобы вып,
нять работы. без задержек. В дб
№ 35 на Большой Якиманке делав.
ся вак раз наоборот. Здесь ремонт
то начинают, то бросают.

Рабочие пришли сюда в марте
1953 года. С тех пор их трижды пе.
реводили в другие дома. Недавно
столяры явились снова. Начали оня
с того, что поставили плохие око.
ные рамы, а о подоконниках забы:
ли. В некоторых нвартирах до си
пор не завершена отделка мест 0:
щего пользования.

Длительное время^ испытывают
неудобства из-за ремонта жителя
первой квартиры дома № 14/6 ва
Покровском бульваре. Люди лише
ны возможности пользоваться умы.
	вальником. Об этом они написали о
	депутату Прасногвардейского
онного Совета тов. Фадеевой,

На запрос депутата поступил о
вет от начальника строительного уп
равления Нрасногвардейского pe
монтно-строительного треста 0%
Чистякова. Он признал обоснован.
ность жалобы и обещал исправить
санитарные узлы к 15 феврая
1955 года.

Это была самая настоящая бюро.
кратическая отписка. Тов. Чистяков,
подписывая бумаги, вероятно, He
всегда читает их, иначе он заметил
бы, что его ответ также датирован
15 февраля, то. есть днем, когда ре
монт должен быть завершен.
	При обновлении кровли Дома
№ 57 на улице Горького была, ча.
CTHYHO вскрыта ‘крыша. Поли
	дождь, вода стала проникать в нвар.
тиры, испортила потолки, стены.
Сообщая об этом в редакцию, 48
торы письма называют ‘организацию,
которая выполняет этот «ремонт»,
— 1-е стройуправление треста от.
делочных работ Городского управ
ления капитального ремонта.
Лето — самая благоприятная
пора для капитального обновления
жилых домов. Строителям надо дс:
рожить временем и не затягивать
работы. Об этом и напоминают нм
читатели в своих письмах.
	йз УТРЕННИХ
~ ARET =
	П РЕДСЕДАТЕЛЬ Президиума Вер.

ховного Совета СССР К. В
Ворошилов принял в Кремле Чрез
вычайного и Полномочного Посл
Норейской Народно-Демократиче
сной Республики Ли Сан Чо, вручив
птего свои верительные грамоты.
		{ OCTHOLA SL в Москве делегация

Союзной Народной Скупщины
Федеративной Народной Республийя
Югославии посетила вчера Кремль
Затем югославские гости совершил
поездку по Москве, осмотрели 84
ние МГУ на Ленинских горах, 0382
комились со строительством стадио-
	на в Лужниках. Парламентская де
пегация Югославии посетила вчера
Мавзолей В И Ленина и И. В
	Сталина и возложила венок. В ТИ!
me день парламентскую делегацию
Югославии принял председатель
исполкома Моссовета М. А. Яснов.

БИПЕЛ в свет второй том Bropo
го издания Сочинений К. Марк
са и Ф. Энгельса, подготовленный
	Институтом Маркса—Энгельса -
‘Ленина — Cranuua nou IK KIMCC #
	изданный Госполитиздатом,
	Слов нет, одним росчерком пера
все эти вопросы решить нельзя. Но
под лежачий камень, как говорится,
и вода не течет. Руководители Гор-
ОНО должны проявлять больше на-
стойчивости и творческой инициа-
тивы в политехнизации, быстрее
подхватывать хорошие начинания в
этой области и доводить лучший
опыт до всех школ столицы.
	Скоро учителя города соберутся
на традиционные августовские сове-
щания. Пусть на этих совещаниях
прозвучит смелый голос критики.
Пусть состоится острый и откровен-
ный разговор о нерешенных вопро-
сах пслитехнизации, о неиспользо-
ванных больших возможностях, о
том, кан медленно поворачивается
Городской отдел народного образо-
вания к нуждам новой — трудовой,
политехнической школы.
	В. Проценко.
	#
	— И так каждый отпуск?
— Да разве можно придумать от-
	дых интереснее туристского похо-
да! — удивляется Ростислав Петро-
вич. Он перелистывает альбомы. Вот
стройные, похожие на кипарисы
тяньшаньские красавицы-ели. А ря-
дом — закат солнца на незамерзаю-
щем высокогорном озере Иссык-
Куль... В другом ‘альбоме собраны
снимки, сделанные на Алтае. Изу-
мительное по красоте Телецкое озе-
ро, или Алтын-кол («Золотое озеро»)
— самое большое на Алтае. Оно
сжато со всех сторон отвесными гор-
ными массивами, поэтому почти все
реки при впадении образуют водо-
пады.
	— Ho этому озеру, — говорит ту-
рист, — наша группа в 1950 году
проплыла на лодках около 80 кило-
метров. Ведь ради одной такой про-
гулки стоит совершить поход!
	Сколько сотен километров исхоже-
но по просторам Родины, сколько
приятных неожиданностей и суровых
испытаний поджидало на этих про-
сторах любознательного человека! В
прошлом году во время высокогор-
ного похода по Центральному Тянь-
Шаню наибольший интерес пред-
ставляла первая часть пути— подъем
по Баянкольскому леднику до пере-
вала «4500 м» (через хребет Тер-
скей Ала-Тау). Это был довольно
сложный и малообследованный
район. Шли по ледникам, покрытым
	Последние годы Р. Король не раз
руководил сводными. спортивными
группами. Чаще всего маршруты
этих групп прохбдили «вне троп и
дорог», а то и по диким уголкам
страны, где еще не ступала нога че-
ловека.

Своеобразные отчеты об этих по-
ходах — альбомы туриста. Их четыр-
надцать — столько, сколько совер-
шено путешествий по родной стране.

Зимой 1939 года, еще будучи сту-
дентом МВТУ имени Баумана, Р. Но-
рсль использовал каникулы для гор-
нолыжного перехода через Главный
Кавказский хребет. Через несколько
лет, работая инженером на крупном
московском заводе, во время очеред-
ного отпуска он прошел по Верхней
Сванетии через перевал Бечо, на сле-
дующий год отправился пешком по
алтайской тайге, еще через год пе-
ресек снежные перевалы Заилийско:
го Ала-Тау в Средней Азии. Два го-
да назад группа туристов общества
«Крылья Советов» во главе с Р. П.
Король совершила сквозной высо-
когорный переход по маршруту Хев-
суретия— Дагестан.

— В этом походе, — рассказы-
вает Ростислав Петрович, — нас при-
влекли большая протяженность и
сложность маршрута, отсутствие ка-
ких-либо описаний и данных о его
прохождении другими туристскими
группами. Путешествие продолжа-
лось 15 дней. Прошли 350 километ-
ров, преодолев три перевала,
	в верхней своей части глубоким сне-
гом, мимо голубых ледниковых озер
и сверкающих снегом вершин. По-
года не баловала: днем пылало об-
жигающее горное солнце, а’вечера-
ми шли дожди, переходящие ночью
в снегопады. Глубокий снег местами
доходил до колен. Скрытые под ним
ледниковые трещины крайне замед-
ляли движение группы, и последний
четырехкилометровый отрезок перед
перевалом удалось преодолеть толь-
ко за пять с половиной часов. Одна-
жды утром во время дневни в до-
лине реки Сары-Джас, в одном из
протонов, вытекающих из ледника,
туристы неожиданно наткнулись на
медленно идущий косяк форели.
Единственной «рыболовной снастью»
оказался ледоруб. Форель прижима-
ли ко дну Ледорубом, а потом брали
руками и выбрасывали на берег. За.
час выловили 70 рыб.

Но, пожалуй, самым интересным
и сложным был пятисоткилометро-
вый поход 1952 года по Памиру —
стране высочайших гор, мощных
ледников, стремительных горных рено
и чудесных зеленых долин. По сло-
вам Р. Король, кто хотя бы раз уви-
дел Памир, тот никогда не забудет
его величавой красоты. Особенно
сильное впечатление оставил у ту-
ристов ледник Федченко. Его протя-
женность более 70 цилометров.
Каждое лето под лучами солнца ле.
дяное поле оживает — журчит мно-

кество ручейков, а горные реки, по
		ночам сравнительно спокойные,
днем вскипают и превращаются B
бушующие потоки.

— В одной из таких рек пришлось
как-то искупаться, — вспоминает Ро-
стислав Петрович.

Он был руководителем группы.
Пу1фь туристов лежал через систему
трех рек — Саук-Сай, Каинды и
Сель-Дару. Уснешно преодолев поч-
ти всю водную преграду, группа
остановилась перед последней, са-
мой сложной — рекой Сель-Дару.
Вода, перекатываясь по камням, нес-
лась с головокружительной быстро-
той. До середины реки переправа
шла благополучно. Но на повороте
лошадь руководителя группы спот-
кнулась и через мгновенье вместе с
всаднином скрылась под водой. Еще
через несколько мгновений (испу-
ганньм товарищам они показались
часами) лошадь и всадник были вы-
брошены на отмель. Неожиданное
«нупанье» в ледяной воде не поме-
шало, однако, продолжать дальней-
ший путь. Через несколько дней
группа успешно преодолела изре-
занный трещинами ледник Федчен-
ко, поднявшись на высоту 5000 мет-
ров. Пятьсот километров по Памиру
были пройдены за 29 дней.

тех пор, как Р. Нороль совер-
шил первый туристский поход, он
не может представить себе другого
отдыха.

Шесть лет назад Ростиславу Пет-
ровичу присвоили 1-Й спортивный
разряд по туризму. Через несколько
дней вместе с товарищами он снова
отправится в район Верхней Сване-
тии. На этот раз предстоит переход

через Местийский ледниковый пере-
вал.
		который совершит по родной стране
Р. П. Нороль.
	Л. Напреенко.
					НА СНИМКЕ: на Памире: ка-
менный гриб на ледяной «ножка».
	Фото Р. КОРОЛЬ.