его настолько кустарны и необработаны, что сводятся почти к непосредственному чутью. А, между тем, один вопрос освещения архитектуры в солнечный день - с его скульптурной лепкой и живописностью облачного дня - стоит серьезного вни
мания. Еще больше вопрос света, и, главным образом, искусственного, с его бесконечными комбинациями, - в портрете.
Композиция - наиболее существенное условие художественности в фотографии. Лицо, место, груп
па, совершенно сами по себе безразличные для большинства зрителей, приобретают художественную ценность именно благодаря удачному взаимо
расположению отдельных частей, масс, света и теней и подчинению их общему заданию.
Ничего лишнего, ничего неоправданного.
Здесь открывается новая глава исследования: а если при съемке нельзя избежать чего либо по
стороннего? Как избавиться от него, не только не испортив, но, напротив того, улучшив природу вмешательством обработки негатива или отпечатка?
Фон - совсем отдельная, важная проблема, которая дробится на 2 части: фон внутри снимка и фон, как подклейка под отпечаток. Где сказано о том, как велик должен быть лист фона по отно
шению к отпечатку? Каковы числовые отношения полей верхних к боковым и их вместе к нижним? Каковы наиболее гармоничные отношения тона картонов к окраске отпечатка, когда брать темнее ее, когда светлее, и что в каждом отдельном случае достигается?
Почему - все это может разрешаться в кустарном порядке, когда всего несколько специаль
ных трудов в этой области дали бы сразу богатей
ший материал для дальнейшего изобретательства и вывели бы, наконец, искусство фотографии из дремучих лесов диллетантизма на экономный и рациональный железо-бетон науки?
Жаль, что размер статьи дает возможность только бегло остановиться сейчас на более детальной разработка основных трех моментов.
Хотелось бы. чтобы все сказанное явилось вызовом для т. т. фотографов-специалистов, имеющих огромный опыт, которым так легко, немного лишь оформив литературно материал своей практики, выступить в следующих номерах „Советского Фото
с теми чрезвычайно богатыми и ценными фактическими данными, которыми они владеют, как неиспользованным архивом.
АН. ТЕ
И ЧЕЧУРИН (Омск). „Грызи гранит науки (Из нашего конкурса „За работой“)