Противоречия между буржуазией и пролетариатом, обостряет одновременно и противоречие между капиталистическим городом и эксплоатируемой им деревней. Он доказал, что капитализм не может раз
решить присущие ему противоречия, не в силах уничтожить обусловленный им способ расселения. В. И. Ленин на основе учения Маркса разбил оппортунистические социал-фашистские теории и разоб
лачил их классово враждебную сущность. Двигая вперед и обогащая учение марксизма, Ленин дока
зал, что империализм, являясь последней стадией капитализма, предельно обостряет все его противоречия, «ставит как город, так и деревню перед не
посредственной опасностью вырождения и гибели(Ленин), ставит пролетариат вплотную перед задачей осуществления пролетарской революции.
Весь ход исторического развития и особенно последнего полувека является блестящим подтверждением учения основоположников марксизма-ленинизма. Победа Октябрьской революции и успехи социалистического строительства в СССР, переживаемый капи
талистическим миром небывалый в истории капитализма всеобщий экономический кризис, крайне обо
стривший все его противоречия, поставивший под реальную угрозу голодной смерти сотни миллионов трудящихся, и одновременный огромный размах ре
волюционного движения во всем мире являются лучшим тому подтверждением.
Капитализм, крайне обостряя противоречие между городом и деревней, «создает в то же время материаль
ные предпосылки нового высшего синтеза - союза земледелия и промышленности на основе их антаго
нистически развитых форм» (Маркс). Развитие этих материальных предпосылок встречает препятствие в самом капиталистическом способе производства. Первым и основным условием к построению нового общества и устранению противоречия между городом и деревней и антагонистического способа расселе
ния является победа пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата. «Только революция пролетариата, - указывает Ленин, - ... соз
дает условия для уничтожения противоположности между городом и деревней. Самостоятельное сельско
хозяйственное мелкое производство потеряет тогда свою последнюю точку опоры».
Октябрьская революция впервые открыла новую страницу истории общественного развития. Только будучи вооружен революционной теорией марксизмаленинизма, пролетариат, руководимый своей партией во главе с великим преемником Маркса - Энгельса Лениным, смог одержать эту победу, имеющую великое, всемирно историческое значение.
Проблема нового расселения непосредственно вытекает из задач социалистического строительства, а следовательно, из необходимости уничтожения противоположности между городом и деревней. Основоположники марксизма гениально наметили исход
ные положения и основные черты социалистического расселения человечества.
Энгельс в «Анти-Дюринге», в учении о социалистическом обществе, пишет: «Только общество, способное гармонически приводить в движение свои производи
тельные силы, согласно единому общему плану, в состоянии организовать их так, что будет возможно равномерно распределить крупное производство по всей стране в полном соответствии с его собственным развитием и сохранением и развитием прочих эле
ментов производства. Таким образом устранение противоречия между городом и деревней не только возможно, но оно стало просто необходимым в интересах индустриального и земледельческого производства, а также в целях общественной гигиены».
Развивая это положение, В. И. Ленин в работе «Карл Маркс» указывает: «Капитализм окончательно раз
рывает связь земледелия с промышленностью, но
в то же время своим высшим развитием он готовит новые элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективного труда, нового расселения человечества (с уничтожением как деревенской заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших городах)».
Новое расселение человечества основоположники марксизма-ленинизма ставят в прямую зависимость от
необходимости соединения промышленности с земледелием, на основе крупного производства, сознатель
ного приложения науки и комбинации коллективного труда, т. е. нового социалистического способа про
изводства. Только социалистическое строительство обеспечивает создание такого крупного социалисти
ческого производства (на высоко-технической основе как в промышленности, так и в земледелии), являю
щегося базой устранения противоположности между городом и деревней и нового расселения человечества. Огромное значение Энгельс и Ленин придавали
электрической энергии. «...B конце концов, - пишет Энгельс, - оно (электричество - Ред.) должно стать самым могущественным рычагом для уничтожения противоположности между городом и деревней». В. И. Ленин наиболее выпукло значение электричества выразил в своем известном программном поло
жении: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».
Основой социалистического расселения является крупное социалистическое производство, более или менее равномерно размещенное. Оно обусловливает и более или менее равномерное расселение человечества по всей стране. Социалистическому способу производства соответствует тип расселения, в кото
ром не будет места ни «деревенской заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противо
естественному скоплению гигантских масс в больших городах» (Ленин). Социалистические населенные пункты, созданные вокруг узлов социалистического производства, более или менее равномерно покрывающих всю страну, допускают лишь такое скопле
ние людей, которое отвечает интересам развития
социалистических производительных сил и прежде всего интересам всестороннего развития нового человека.
Такое расселение обеспечивает правильный обмен веществ между человеком и природой, в частности землей. Этот обмен является одним из основных факторов развития производительных сил социали
стического общества. «Капиталистическое производ
ство, - пишет Маркс - .’. .препятствует обмену ве- ществ между человеком и землей, т. е. возвращению почве ее составных частей, использованных человеком в форме средств питания и одежды, т. е. нару
шает вечное естественное условие постоянного плодородия почвы. Благодаря этому оно разрушает одно
временно физическое здоровье городских рабочих и
интеллектуальную жизнь сельских рабочих». При новом расселении человечества «городские массы населения смогут добиться такого поло
жения, что их отбросы вместо того, чтобы порождать
между ними болезни, станут полезным материалом содействуя успеху сельского хозяйства» (Энгельс)
Ленин, возвращаясь к этой проблеме, подчеркивала что «... рациональная утилизация столь важных для земледелия городских нечистот вообще и человеческих экскрементов в частности, тоже требует уничтожения противоположности между городом и