листических архитектурных школ, неизменно, абсолютно. Поэтому они настаивают на бесклассовости искусства, выдвигая различные внеклассовые категории (общечеловечность, нация, вечность прекрасного и т. п.). Эклектики чаще всего целиком от
рицают классовый характер архитектуры и вообще какое-либо значение социальных революций (социалистической в частности) для развития архитектурных форм.
33 ретроперспективизм эклектиков
Наиболее характерным среди архитекторов-эклектиков является течение ретроперспективистов. Ретроперспективисты считают, что «зенит» культуры человечества — позади; кульминационный пункт, наивысшая точка развития человека, пройден. Современная эпоха, по их мнению, неспособна дать новые образцы решений, достойные внимания эсте
тически развитых людей. Именно поэтому они чаще всего и заимствуют свои формы, конструкции, декоративные детали и т. п. из прошлого, в большин
стве случаев отрицая какие бы то ни было элементы новой эстетики, а также нередко совершенно иг
норируя функциональное назначение сооружений, свойства новых материалов, научные методы расчета конструкций и вообще достижения современной нау
ки и техники. Другими словами, они ориентируются только на старое наследство, отказываясь от какой бы то ни было принципиальной его переработки и развития в соответствии с новым социальным содержанием архитектуры и игнорируя новые возможности, вытекающие из развития новейшей науки и техники.
Все это, по мнению ретроперспективистов, только «тяжкий сон», который так или иначе пройдет, когда снова наступит господство старых «проверенныхидей.
Механически заимствуя образцы архитектурных решений прошлого, эклектики как правило не пони
мают того, что, например, в архитектуре античного мира функциональное решение планов и объемов, утилитарное содержание, художественные образы (т. е. художественно-идеологическое содержание), а также пространственные формы и декоративные детали (которые целиком служили целям создания конкретных художественных образов) гармонически взаимосочетались с общественными настроениями и бытом своей эпохи. Возьмите, например, любую постройку итальянского ренессанса и вы легко увидите правильность этого положения. Даже тот факт, что в итальянском ренессансе (в отличие от французского) декоративная отделка зданий производилась после их постройки — ничего не меняет,
так как эта отделка увязывалась с идеей каждого данного архитектурного объекта, прекрасно выра
жавшего социальное содержание своей эпохи. Даже характерная для итальянского ренессанса маскировка фасадов внутреннего (утилитарного) содержания зданий являлась прямым следствием особенностей общественных отношений своего времени.
Кроме того, ретроперспективисты не видят, что в классической архитектуре прошлого конструкции со
четались с материалами и техникой производства. Те группы эклектиков, которые это понимают, приспосабливают «классические» образцы примени
тельно к новым, чуждым их мировоззрению задачам, также чисто механически, нередко насилуя новей
шие легкие конструкции безобразным наслоением тяжелых материалов.
В планировке ретроперспективисты целиком ориентируются на элементы прошлого независимо от исторической и художественной ценности этих эле
ментов (церкви, дворцы, дворянские усадьбы, памятники, особняки и т. д.). Они стремятся сохранить старые улицы (независимо от их ценности), мешающие организации движения нового транспорта, но зато хорошо подчеркивающие социальное содержание старого города.
Это, конечно, не означает, что при перепланировке старых городов можно нигилистически относиться к ценным архитектурным памятникам, ансамблям и т. п. Так, например, такие вещи, как застройка в XIX в. в Ленинграде доходными домами совершенно исключительной по красоте аллеи от Инже
нерного замка до Аничкова дворца или постройка на Сенатской площади (в начале XX в.) зданий отеля «Астория» и германского посольства, которые обезобразили одну из красивейших в мире пло
щадей, — иначе как возмутительным варварством назвать нельзя.
В вопросах расселения ретроперспективисты чаще всего стоят на точке зрения урбанизма, защищая неограниченность (а фактически капиталистическую анархию) в росте городов. Ретроперспективисты утверждают «предопределенность вечности» противоположности города и деревни. Эта противоположность и есть, по их мнению, залог роста «общечеловеческой» культуры не только в прошлом, но и в будущем (при любом социальном строе).
«Рост города нельзя ни предвидеть, ни предотвратить», говорит один из советских представителей этой позиции в градостроительстве. Отрицание самой возможности внесения плановости в развитие социалистических городов — типично для эклектиков. Легко видеть, что во всех этих вопросах эклектики некри
тически переносят в советские условия опыт развития феодального и капиталистического города. Отсюда и внутренняя структура города. По их мнению эта структура складывается всегда (в том числе и у нас),
как сумма «домовладений», связанных в единый «ансамбль» историей или игрой воображения архи
тектора, а не является результатом целостного плана
города, как единого живого организма (комплекса). При новом строительстве в старых городах ретроперспективисты требуют от новых сооружений под
чинения их стиля, форм и т. п. окружающим старым зданиям, т. е. приведения нового в соответствие со старым, каково бы это старое ни было, прикрывая это подчинение нового старому механической трак
товкой идей архитектурной цельности (ансамбля). Само собой разумеется, что при социалистической реконструкции старых городов часто окажется неизбежным сохранение исторически сложившихся пла
нировочных схем этих городов (особенно крупных). Однако задачей архитектора всегда должно быть приведение старого в соответствие с новым содержанием, а не наоборот, как думают ретроперспективисты.
При планировке новых городов в основу их они кладут «классические» образцы старого, преимущественно феодального города, или города эпохи торгового ка
питала, без какой-либо глубокой переработки этих образцов, как наиболее, по их мнению, совершенных, а потому и подлежащих реставрированию в но
вом. Ни о каком зональном принципе эклектики и слышать не хотят, объявляя его «утопией» и фантазерством.
34 классовая сущность и политическая реакционность эклектиков
Эклектики в капиталистических условиях отражают настроение дворянско-феодальных кругов (феодальной реакции), а в советских условиях, кроме того, они отражают и настроения остатков кулацких, нацио