венные требования к ней — мы это все превосходно знаем — значительно выше и больше то
го, что она дает сегодня. Об этом прежде всего должны помнить руководители и стахановцы на
ших скотопромышленных предприятий и как вывод из этого — они должны утроить, удесятерить свою инициативу и энергию.
Основным условием развертывания и дальнейшего развития скотопромышленности был и ос
тается рост фотографической науки и техники в стране. И здесь есть чем гордиться советской
фотографии. Ее двадцатилетие почти совпадает с десятилетием организации Научно-исследова
тельского кинофотоинститута (НИКФИ), учреж
денного по постановлению СНК СССР от 10 июля 1929 г. В превосходно оборудованных лабораториях и кабинетах, о которых и мечтать не могли пионеры русской научной фотографии (В. И. Фаворский, Е. Ф. Буринский, тот же В. И. Срезневский и др. ), работают десятки и сотни
наших ученых и исследователей, уже стяжавших советской фотографической науке мировую славу и двигающих ее к новым открытиям и завое
ваниям (акад. С. И. Вавилов, проф. А. И. Раби
нович, проф. К. В. Чибисов, проф. Г. П. Кравец, П. В. Козлов и др. ).
Вправе гордиться советская фотография и тем, что в творчестве своих мастеров она высоко под
няла знамя фотографического искусства, причем ее искусству чужды изысканные формалистические кривляния и натуралистическая вульгарщина, — оно полнокровно развивается и ярко рас
цветает по пути социалистического реализма. Его основными темами являются кипучая и радост
ная жизнь Советской страны, великая сталинская дружба народов, беспредельно любимая социали
стическая родина и ее замечательные люди. Опорой советского фотоискусства, неиссякаемым источником, из которого она черпает и свои темы и творческие силы, служит советский фоторепортаж, выпестованный большевистской печа
тью в редакциях газет, в фотоагентствах. Большинство мастеров советского фотоискусства од
новременно является боевыми фоторепортерами. Они всегда готовы лететь десятки тысяч киломе
тров на самолетах, двинуться в арктические
льды, оттуда стремительно переброситься в субтропики и джунгли. Всегда с большой радостью и гордостью они шагают с передовыми отрядами героической Красной Армии, готовые, когда тре
буется, откинув фотоаппарат, взять винтовку, засесть за пулемет, чтобы защищать и укреплять родину не только своими вдохновляющими и впе
чатляющими фотокартинами, но и доблестью, мужеством рядовых бойцов. С глубоким удов
летворением приняла советская общественность сообщение о награждении медалью «За отвагуфоторепортеров М. Бернштейна, В. Темина и П. Трошкина, участвовавших на съемках в боевой обстановке, работавших в славном коллективе редакции газеты «Героическая Красноармейская».
Неисчерпаемым резервом советского фотоискусства и фоторепортажа является наше фото
любительство, насчитывающее в своих рядах до двух миллионов подлинных энтузиастов фото
графии. Советские фотолюбители нисколько не похожи на эстетствующих снобов, «развлекающихся» с фотоаппаратом в руках. Подавляющее
большинство советских фотолюбителей несет ту или иную общественную нагрузку, участвует в
иллюстрировании печатных и стенных газет своего предприятия, колхоза, учреждения, школы, университета и т. д. Подавляющее большин
ство наших фотолюбителей стремится отдать свои фотографические знания и искусство на
службу социалистическому строительству на службу родине. Не случайно, что многие и многие наши выдающиеся мастера фотографии, фо
торепортеры, ученые и изобретатели начинали свой «фотографический путь» в качестве фотолюбителей.
Велика в нашей стране армия людей, вооруженных фотографическими аппаратами, работающих у станков на фотографических предприятиях, у тончайших по точности приборов в фо
тографических лабораториях. Нельзя забыть в
ее рядах и многотысячного отряда работников портретных бытовых фотографий, выполняющих скромную на первый взгяд но, несомненно весьма значительную в культурно-бытовом отно
шении задачу. Вся эта армия выращена за 20 лет
на базе развития отечественной фотопромышленности в результате общего огромного культурного роста нашего народа и нашей страны, пре
вращенной под руководством коммунистической партии большевиков и великого Сталина в самую передовую страну трудящегося человечест
ва по своему идейному уровню, в одну из самых передовых по техническому вооружению.
Отмечая двадцатилетие советской фотографии, нельзя не остановиться с гордостью и восхищением перед тем, что сделано за эти 20 лет на одном из участков науки и культурного строительства — хотя и не столь значительных и решающих по сравнению с многими и многими други
ми. Мы должны в то же время отметить, что предоставленные возможности и открытые перспективы для развития у нас и фотопромышленности, и фотографической науки, и фотоискус
ства значительно шире того, что достигнуто, что у нас в фотографическом деле еще очень много недостатков, неразберихи, а подчас и прямого головотяпства.
Двадцатилетие советской фотографии мы должны использовать для того, чтобы, отмечая и
искренне радуясь успехам советской фотографии, одновременно не ослаблять, а всячески усилить огонь большевистской самокритики против непо
ладок в различных областях фотографии и фотопромышленности.
Мы должны коллективно подумать, поработать над тем, как лучше организовать подготовку кадров, как еще выше поднять производительность и качество продукции нашей фотопромышленности, темпы и глубину наших научных изысканий, художественное мастерство и содержа
тельность наших фотокартин, идейно-творческую глубину к технический уровень нашей фотолитературы, растущей из года в год.
Мы должны подумать над тем, как лучше решать те новые и новые задачи, которые повсе
дневно выдвигают перед советской фотографией, всемерно помогая ее росту и развитию, совет
ское правительство, большевистская партия, великий вождь и учитель трудящихся всего мира наш любимый и мудрый товарищ Сталин