ФОТОРЕПОРТАЖ Весны фоторепортеры не заметили...

И. Рубин

Вот, наконец, и долгожданная запоздалая весна. Выставляется первая рама... и в комнату бильдредактора врывается шум больших советских дел.
Идет весенний сев. Вскрываются реки, деловито гудят пароходы, отправляясь в первый рейс. Рыболовецкий флот вышел на путину. На юге уж совсем тепло. Зацвели сады. Дети и молодежь собирают в ожившем лесу, на проталинках, подснежники и фиалки. Спортсмены перебрались по
ближе к солнцу, к воде, закаляют тело, готовясь к большим физкультурным соревнованиям.
Веселое оживление наблюдается и на фронте изобразительного искусства. Художники вышли на лоно природы писать пейзажи. Где-то, с кемто заключают договоры некоторые фотомастера. В фотографических магазинах не протолкнуться. Озабоченные фотолюбители пытливо выспрашивают у бывалого «специалиста», где раздобыть дефицитную деталь. Словом, все признаки весны налицо.
Но вот, медленно поспешая, с развальцей выходит на удину и наш фоторепортер. Выходит,
щурится на яркое солнышко, подставляет лицо теплому ветерку, но не торопится вынимать камеру из футляра. В чем дело? Всю длинную су
ровую зиму бильдредактора заваливали большим количеством нудной серятины. Серое небо, уны
лый фон, постные дина, никакой мало-мальски свежей композиции. Фоторепортеры оправдывались:
— Что вы хотите, погода-то какова? Снимаем с магнием, а магний капризный—хочет, вспыхнет, а не захочет, так никакими усилиями не разжечь его.
Если, бывало, окажешь: а людей-то лучше было бы снять на воздухе, чем в тесной темной комнате — опять были возражения:
—Холодно, затвор мерзнет, не отогреешь...
Словом, зимняя природа, стихия были против хорошего фотоснимка.
Ну что ж, кончились зимние мытарства фоторепортера. Наступили ясные деньки, которых нетерпеливо ждали и бильдредакторы, и фоторе
портеры, но весенних, солнечных снимков чтото все еще очень мало.
Приходит в редакцию вернувшийся из творческой командировки фотомастер- договорник . Чем он может порадовать газету? К сожалению, вся его объемистая пачка фото сделана на зимней натуре. Это «вчерашний» день газеты.
Может быть Фотоклише ТАСС, его обширная сеть фотокорреспондентов покажет нам весну? Берем, на выбор, большой комплект фото за
2 апреля. Перебираем снимки: теплые пальто, шубы, шапки-ушанки. Люди за столом, в комнатах, цехах, хатах-лабораториях, на семенных станциях, в амбарах. Ни одного солнечного луча, ни одного светового блика. Но вот мелькнуло чтото живое. Рассматриваем снимок — оказывается, последний лов рыбы из проруби (Ленинградская область). Это тогда, когда газеты пишут о паводках на реках, об открытии навигации, о на
чавшемся сезоне ужения рыбы на подмосковных водоемах.
Нет ничего удивительного в том, что комплекты газет конца марта и первой половины апреля все еще «щеголяют» в зимнем наряде, и хоро
ший весенний снимок все еще является своего рода лакомством.
Первого апреля вышел очередной номер «Иллюстрированной газеты». В этом номере весна прорвалась одной страницей, которая так и озаглавлена «Весна идет! » Но как ни энергичен за
головок, весна на этой полосе оказалась все же запоздавшей.
Разберемся.
Из восьми кадров на полосе — три изображают сев. Не будем описывать этик кадров. Это давно известный штамп — кусочек поля, полтрактора, полсеялки, один тракторист. Но необходимо от
метить, что это сеют на полях Крыма, Абхазии, Узбекистана, а газета «Социалистическое земледелие» как раз в эти дни сообщает, что в Крыму передовые МТС закончили сев, что только отстающие районы продолжают сев, а в среднеазиатских республиках с севом пшеницы закончено и приступлено к севу хлопка. Следовательно, малость запоздал сев на страницах «ИГ».
В таком же духе почти все остальные кадры. Правильней было бы назвать их «преддверием
весны», так как московские модницы на снимке тов. Амчиславской разгуливают еще во всем зимнем, а жители Сочи окажут, что снимок тов. Хельмера — герои-седовцы в сочинском ден
драрии у скульптуры льва — можно сделать и в конце зимы.
Скажем прямо: снимки не сопревают, не будят никаких весенних настроений. Одного аншлага «Весна идет! » явно недостаточно. Но весна все же идет, пришла, и читатель требует от газеты показать весну во всей ее молодой красе. И хочется сказать несколько теплых слов нашим фо
торепортерам: кончайте зимнюю спячку, скиньте шубы, теплые галоши, расправьте плечи, освободите фотокамеру от «сопревающего компресса», по
кажите вдохновенно новую весну советской страны, покажите ее во всей красоте и значительности!