Заочные курсы фоторепортажа

Я. Портнов

В 1940 поду заочные курсы при Фотоклише ТАСС отметят пятилетие своего существования. За пять лет они приняли 6 280 учащихся.
В 1938 году состоялся первый выпуск: 987 человек приема 1936 и 1937 гг. получили удостоверение об окончании курсов; в прошлом году закончили учебу 816 человек.
Учебное заведение, о котором мы пишем, не совсем обычного типа: в нем нет аудитории и лаборатории, весь аппарат его размещается в двух небольших комнатках. И все же здесь занимаются педагогической работой 16 специалистов, сре
ди которых 4 профессора, 1 заслуженный деятель искусств, 1 декан и 3 научных работника.
Это учебное заведение больше других вынуждено преодолевать трудности в подборе соответ
ствующей учебной литературы, а в большинстве случаев заново создает учебники, которых у нас не было, привлекает авторов, издает книги.
Пожалуй, нет в нашей стране учебного заведения, которому бы уделялось столь мало внима
ния со стороны заинтересованных организаций. Да и удивляться этому особо не приходится.
Курсы претерпели довольно много организационных преобразований. Сперва они находились при Полиграфинституте, затем были реорганизованы в учебный комбинат при Союзфото, в ян
варе 1939 г. выделены в самостоятельную единицу при ликвидкоме Союзфото и, наконец, через три месяца, т. е. в апреле 1939 г. были включены в систему ТАСС и переименованы в «Заочные курсы фоторепортажа».
Развитие отечественной фотопромышленности, выпустившей значительное количество фотоаппаратуры, рост культуры и материального благосо
стояния трудящихся города и деревни создали многотысячные кадры фотолюбителей. Вряд ли можно найти сейчас в самом отдаленном районе такое село, где бы ни было нескольких фотоаппаратов. Но количество людей, желающих приобрести Фотокор или ФЭД, значительно больше.
В отличие от буржуазного фотолюбителя, видевшего в фото средство развлечения, советский фотолюбитель, связанный многочисленными нитями с коллективом, видит в фото не только раз
влечение, но и ценит его как один из видов об
щественной работы. Самого фотолюбителя вы всегда увидите на массовых революционных праздниках, массовках, в клубах и в цехах, а фотолюбительские снимки занимают в стенной,
районной и городской газете такое же почетное место, как рабкоровская и селькоровская замет
ка. Именно по этим, столь обычным у нас путям пришли в «большую печать» наши наиболее та
лантливые и способные фоторепортеры. Что же Удивительного в том огромном интересе, который проявляют к учебе и к заочным курсам фотолю
бители? Стоит напомнить, что за 5 лет на курсы подали заявления о приеме 22 тысячи человек. Только в 1939 г., чтобы принять 1 500 учащихся, пришлось рассмотреть 6 000 заявлений. И все же находятся еще такие люди, которые не прочь «ставить вопрос» о целесообразности существо
вания курсов. Так, совсем недавно один досужий автор в статье (правда, нигде не напечатанной), посвященной 5-летней работе курсов, делал неожиданный вывод: курсы надо ликвидировать.
С переходом курсов в систему ТАСС — газетного агентства — все чаще раздаются голоса о необходимости перестроить их работу. Особенно много споров вызывает вопрос, — кого должны обслуживать курсы. На какие кадры учащихся ориентироваться? Кого учить? Некоторые това
рищи считают, что на курсы следует принимать только работников печати (областных и район
ных газет) и людей, рекомендуемых редакциями. Сторонники этой точки зрения ссылаются, конеч
но, на большой отсев учащихся (в среднем 41%), при этом говорят об абстрактном «любите
ле», который-де «учится — учится, а затем снимает собачек и кошечек».
От отсева в той или иной степени не гарантировано ни одно учебное заведение, тем более за
очное. Анализ же состава слушателей, хотя бы последнего набора (1057 человек) лучше всего дает представление о контингенте учащихся: рабо
чих— 23%, служащих—36%, работников печати — 31%, колхозников—3%, учащихся — 4, 6%, военнослужащих — 1, 7%. Среди работников есть инженеры, комбайнеры, токари, учителя, трактори
сты, политработники Красной Армии, редакторы и работники районных газет. 13% имеют высшее образование, 80% — среднее и только 7% — низшее.
Какие есть основания утверждать, что эти люди не думают серьезно учиться фоторепортажу? Противники открытого и свободного приема на курсы массового фотолюбителя забывают об од
ной «мелочи» — газетным фоторепортером не рождаются. Интересны данные о составе группы газетных фоторепортеров, работающих в москов
ской редакции Фотоклише ТАСС. Из 15 человек пять (самых молодых) называют фоторепортаж своей основной специальностью. Остальные же пришли к фоторепортажу от самых различ
ных специальностей: бухгалтер, ткацкий ма
стер, токарь, служащий, чернорабочий, шофер, ученик шофера, музыкант, техник-товаровед и т. д.
Это не значит, конечно, что мы за то, чтобы фотолюбитель после курсов бросал свою основную специальность. Мы за «совмещение профес
сий». Курсы должны готовить кадры активных фоторепортеров-общественников. Как много смо
жет дать и районной и центральной газетам комбайнер, токарь, геолог, учитель, врач, если они овладели искусством фоторепортажа!
Подтверждает это и опыт московской редакции Фотоклише ТАСС, получающей довольно интересный материал от бывших заочников, работающих на московских предприятиях.
Закрыть доступ к фотоучебе тысячам людей, страстно полюбившим фотографию, ни в коем случае нельзя. А об их отношении к учебе говорят не только контрольные работы, но и ряд простых товарищеских писем, адресованных курсам.
Вот письмо заочника Ф. И. Федоровича:
«В связи с тем, что я с 24 сентября 1939 г. находился на западном фронте по освобождению
западных белоруссов и западных украинцев, а с 30 ноября 1939 г. и по сегодняшний день нахожусь на Северном фронте по защите города Ленина и освобождению финского трудового на
рода от международной буржуазии и помещиков, —