высылать работу по проработанному материалу не могу. Некогда и нет возможности заниматься сейчас учебой. Как только окончатся воен
ные действия на этом фронте, постараюсь навер
стать упущенное и выслать все. Причем задание на работу и контрольные вопросы по работе высылайте по адресу: Действующая Красная Армия (следует адрес)».
Нужны ли какие-нибудь комментарии к подобному письму?
Нам кажется, что в отношении этой группы любителей-заочников следует поставить другой вопрос: учеба их должна быть построена так,
чтобы как можно ближе направить их к фоторепортажу, приближать к газетам. Необходимо программу курсов сделать бо
лее газетной, уделить больше внимания и часов изучению основ большевистской журналистики (речь идет не только о теоретических, но и су
губо практических вопросах, начиная от умения разработать тему и сюжет).
Есть и вторая группа учащихся заочных курсов — это фоторепортеры, работающие а редак
циях наших газет. Обучать их, как это сейчас делается, по тому же курсу, что и фотолюбите
лей, разумеется, нельзя. Нужен специальный курс обучения со своей программой для повышения квалификации газетных фоторепортеров. Об этом настойчиво пишут с мест. Курсы получают заявки на учебу от многих газет. И ре
дакции сельской районной Камызякской газеты «Колхозник Каспия», и горняцкой «Стахановец угля» (Подмосковный бассейн), и политотдель
ской железнодорожной «Вперед» (Южно-Донецкая ж. д. ) и многие другие — все проявляют одинаковую заинтересованность в подготовке кадров квалифицированных фоторепортеров. По этим письмам можно наглядно видеть, какое большое место занимает сейчас в нашей печати фотоиллюстрация. Особо следует отметить и похвалить инициативу Сталинградского областно. го комитета профсоюза работников печати, со
звавшего специальное совещание фоторепортеров и фотокорреспондентов областных, ведомственных и центральных газет, работающих в Сталинграде.
«Выступавшие товарищи, — пишут сталинградцы, — выражали желание поступить на курсы, чтобы повышать свою квалификацию. Некоторые
товарищи заявляли, что существующие курсы не могут удовлетворить уже работающих в газетах фоторепортеров, так как рассчитаны на начи
нающих фотолюбителей. Вносим предложение организовать при ваших курсах специальное отделение для повышения квалификации фоторепортеров».
И дальше сообщалось, что хотят учиться 20 человек, что «стоимость обучения редакции оплатят незамедлительно».
Мы считаем, что сталинградцы правы: такой повышенный курс учебы, заочный курс повыше
ния квалификации репортеров городских, районных и фабрично-заводских газет должен быть создан. И как можно скорее.
Нельзя не затронуть и еще одного очень серьезного вопроса — повышения квалификации так называемых фотомастаров, систематической учебы высококвалифицированных республиканских, областных и московских фоторепортеров. Многие из них работают старыми навыками, ремеслен
ническими приемами, не расширяют своего художественного кругозора. И нам кажется, что сле
дует перенять опыт, практикуемый писателями и драматургами: семинар-конференции в Москве на месяц-полтора, где выступили бы с докладами
лучшие пропагандисты, журналисты, художники, писатели, специалисты, где фоторепортеров вплот
ную подвели бы к основным современным вопросам политики, искусства, журналистики и фото
техники. Такие курсы оказали бы неоценимую услугу для дальнейшего роста этой ведущей группы работников фоторепортажа.
Необходимость в таких курсах-семинарах, мы уверены, настолько назрела, что любая редакция с удовольствием поддержит это мероприятие.
Должны ли всю эту работу вести «Заочные курсы фоторепортажа Фотоклише ТАСС»? Обя
заны ли они готовить кадры фоторепортеров для всей печати?
Мы считаем, что независимо от «ведомственных рамок» в Москве должен быть создан учебный центр фоторепортажа. Удобнее всего сосредоточить эту работу при существующих заочных курсах, имеющих и опыт и
соответствующие кадры педагогов. Если для всей
этой работы «ведомственные рамки» окажутся слишком узкими, то не время ли их расширить?
Н. А. ПЕТРОВ

1875-1940

9 апреля с. г. в Киеве на 65-м году жизни, после длительной и тяжелой болезни умер профессор Николай Александрович Петров.
Около 40 лет проработал Н. А. на поприще фотографии, как первоклассный мастер фотопортрета, блестящий журналист, прекрасный педагог, энергичный общественный дея
тель и научный исследователь в области фотографии. Большое количество высших наград получены Н. А. Петровым за портретные фотоработы и пейзажи на русских и между
народных выставках. Его портретные работы, в большинстве выполненные методами бромойля и изоброма, являются значительными произведениями фотоискусства.
В 1936 г. Н. А. Петров постановлением СНК УССР получает персональную пенсию. Художественное наследство Н. А. Петрова — его работы, его статьи по теории и исто
рии фотоискусства — требует специального исследования.