У ленинградских фотоработников

Ю. Пригожин

В Ленинграде работает значительная группа фотоработников. Здесь существует крутей
шее отделение фотоклише ТАСС, объединяющее несколько квалифицированных фоторепортеров— Э, Хаикина, М. Редкина, Р. Мазелева, Б. Фе
досеева, Н. Янова и других. У «Правды» и «Известий» есть в Ленинграде свои специальные фотокорреспонденты — А. Агич и А. Бродский. Н. Штерцер является специальным фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты». В «Ле
нинградской правде» работает Г. Чертов. Есть свои фотокорреспонденты и в других местных газетах.
Ленинградский горком фотоработников объединяет немало квалифицированных фоторепор
теров и фотохудожников, таких, как Я. Штейнберг, С. Бамунер, А. Рахмилович, Л. Патлис, Л. Зиверт, М. Мицкевич, С. Лаптев, В. Наливайко и другие.
Недавно нам довелось встретиться с ленинградскими фотоработниками на одном из заседаний горкома. Обсуждался проект устава со
здаваемого в Ленинграде фотографического клуба. Затем происходил очередной просмотр работ для выставки, организуемой в честь бойцов, командиров и политработников Ленинградского военного округа.
В те дни Ленинград горячо и торжественно встречал бойцов-победителей, возвращавшихся
с фронта. Большинство фоторепортеров было занято на съемках, но они почти все пришли на приветливый огонек горкома.
Правда, в самом помещении горкома в этот вечер было достаточно неуютно. Но живая общественная струя всегда отличала ленинградских фотоработников, и они с большим воодушевлением обсуждали вопросы, стоявшие в повестке дня.
Шумно, несколько беспорядочно, но прямолинейно, а главное, искренно обсуждались работы, представленные для отбора на выставку в Доме Красной Армии им. С. М. Кирова. В этом обсуждении не всегда даже были -слышны голо
са членов жюри, — больше, энергичнее, убеди
тельнее защищали или отвергали просматриваемые работы рядовые участники собрания. Эта активность радовала. Неудивительно, что обсуж
дение затянулось до поздней ночи. Именно на таких просмотрах конкретных работ обычно и разгораются непринужденные и плодотворные творческие споры. Критика воспринималась дру
жественно. Одним помогали после обсуждения и голосования отобрать лучшие из своих работ; от других, как например, от Э. Хаикина и М. Редкина требовали -обязательно представить
работы более высокого художественного уровня, отвечающие их квалификации и опыту.

Ленинградцы критиковали работы своих товарищей довольно сурово, справедливо, по-дело

вому, принципиально, хотя и не очень глубоко. Все-таки это была не специально организован

ная дискуссия, а только товарищеский коллективный отбор экспонатов для выставки с попутной их оценкой.
Что же показала эта встреча, на которой просматривались работы Э. Хаикина, Г. Чертова, Я. Штейнберга, Л. Патлиса, А. Рахмиловича, С. Бамунера, Р. Мазелева, В. Наливайко, Н. Янова и других?
В целом, просмотренные на сей раз работы нас не удовлетворили. Впрочем, не удовлетвори
ли они, очевидно, и самих ленинградцев. Во всяком случае многие из них сами резонно указывали на основной порок в работах: на почти полное отсутствие в них -отражения живой, кипучей жизни. Только фоторепортеры, принимавшие участие в съемках на финском фронте, на
съемках Балтфлота да на съемках в дни воз
вращения в Ленинград победоносных частей Красной Армии, как бы приоткрывали дверь в сегодняшний день: в их снимках, по преимуществу хроникальных, —дыхание самой жизни, ее недавних событий, грозных и героических. Но и этих снимков было до досады мало.
В суровой боевой обстановке, в чрезвычайно сложных съемочных условиях -невозможно, разумеется, требовать от фотокорреспондентов безусловных творческих удач. Все же некоторых фоторепортеров можно упрекнуть в том, что они
недостаточно владеют техникой съемки. Работа в труднейших фронтовых условиях, несомнен
но, обогатила творческий опыт ленинградских фоторепортеров. Они, наряду с лучшими мос
ковскими фоторепортерами, самоотверженно делали свое скромное, ответственное дело. И мы бесконечно благодарны им за эти снимки, —иссторические, незабываемые фотодокументы, простые и волнующие. Они ближе, дороже зрителю, чем многие и многие виртуозно сделанные пейзажи известных ленинградских фотомастеров.
Помимо фронтовой тематики, внезапно и сравнительно ненадолго ворвавшейся в поле зрения ленинградских фоторепортеров, разве мало тем
для съемок в городе Ленина? Разве он не жил и не живет жизнью большого советского города, -первого после Москвы?
Ленинградцы частенько жалуются на то, что тем для съемок мало, что все уже «обснято», а главное, что не дли кого снимать, — в Ленинграде-де нет специального иллюстрированного жур
нала типа «Огонька» или «Иллюстрированной га
зеты», а существующие издания пользуются снимками своих штатных фоторепортеров.
Ленфотохудожник работает замкнуто, без общественности. Он больше пользуется снимками Фото-клише ТАСС, архивами фоторепортеров, репродукциями картин... Он вовсе не привлекает свежие силы, не воспитывает творческие кадры.
И они жадно смотрят на карту страны, которую вдоль и поперек исколесили и продолжают коле
сить подвижные московские фоторепортеры с командировочными удостоверениями от ВСХВ,