Фотография на ВСХВ в 1940 г.

В. К а н
Фотографический фонд ВСХВ за осень 1939 г. и весну 1940 г. увеличился на 26 тыс. снимков. Фоторепортеры по заданиям ВСХВ исколесили страну от Камчатки до Белоруссии, от тундры до хлопковых полей Узбекистана, снимая лучшие достижения социалистического земледелия, запечатлевая стахановскую работу мастеров урожая, отображая культуру и быт колхозного села. В осенних и весенних съемках участвовало 220 фоторепортеров, среди которых были и опытные мастера советской фотографии, и молодежь, впервые принимающая участие в ответственных съемках. В порядке предварительного итога можно отметить, что молодежь успешно соревновалась с квалифицирован
ными фоторепортерами и в оперативности, и в технике.
Можно также признать уже теперь, что общий характер фотографического оформления
выставки несколько изменился. На прошедшей в марте творческой конференции художники и фотографы обсудили спорные вопросы и наметили формы сотрудничества. Конкретное выражение это нашло в том, что фотомонтаж, занимавший в прошлом году 60% площади, сократил
ся до 20%. Естественно, что это поставило перед репортерами повышенные требования. Ведь насилие фотомонтажей в значительной мере объяс
нялось тем, что многие снимки принимались по разряду «условных», т. е. таких, которые пред
ставляли документальную -ценность, но не могли быть экспонированы без известной обработки.
В этом году фотоотдел ВСХВ ввел технические нормы на негатив. Эта мерa большинством фотографов, работающих на Выставке, быта встречена одобрительна В отличниках по тех
ническому качеству, наряду с такими опытными фоторепортерами, как Ю. Еремин, Б. Игнатович, Д. Шулькин, Д. Дебабюв, Е. Игнатович, есть и представители молодежи: Б. Гройсман, В. Гребнев, Л. Доренский и др.
Фоторепортеры Выставки правильно -оценили технические нормы, без которых разговоры о повышении качества фото на Выставке так и
остались бы добрыми пожеланиями... Бороться за оригинальность фото, против вмешательства ножниц, подмалевки, ретушерского зализывания должно прежде всего добро качественным нега
тивом. И на Выставке 1940 г. фотография чаще выступает в своем природном виде, а не при
веском к живописным и натурным экспонатам. В 58 павильонах ВСХВ фотография в общей
сложности заняла 19 тыс. метров (не считая скрытого показа), т. е. в два раза больше, чем живопись. Это наглядно показывает роль фото
графии в отображении действительности. Глаз фотокамеры проник во все уголки нашей цве
тущей родины и принес на Выставку то, что нельзя выразитъ предметно: быт колхозной де
ревни, образы новых людей, самую атмосферу коллективного социалистического труда.
Коллектив фотоработников ВСХВ показал в весенней съемке хорошую оперативность и хорошее качество негативов.
Этому способствовало также и то, что фотоот.
дел ВСХВ создал свою фотолабораторию. Он своевременно позаботился о подготовке кадров ретушеров. Диференцированная оплата негативов, тщательная приемка их по техническому и худо
жественному качеству, оплата фоторепортерам командировочных, более продуманная разработка тематических планов и т. д., —все это содействовало лучшей работе фоторепортеров.
За исключением фотографического оформления павильонов «Грузинская ССР» и «Северный Кавказ и Крым», во всех остальных фотографиче
ские работы сделаны в собственной лаборатории ВСХВ, дававшей в отдельные дни высокие нормы— до 600—650 кв. метров отпечатков. Созда
ние своей технико-производственной базы резко сократило и стоимость изготовления фотоэкспонатов.
Новый фотографический материал экспонирован в павильонах «Украинская ССР» и «Белорус
ская ССР». В первом — снимки Н. Колли, посвя
щенные западным областям УССР; во втором — снимки Л. Доренского, О. Кнорринга и М. Альперта, отражающие жизнь западных областей БССР.
В настоящее время закончена подготовка к открытию в июне нового павильона «Карело
Финская ССР» в ее новой территории, включая территорию, отошедшую от Финляндии. В па
вильоне широко использован материал, снятый фоторепортерами в Карелии, а также хроника событий, снятая фоторепортерами на фронте.
В ряде павильонов («Украинская ССР», «Таджикская ССР», «Киргизская ССР», «Лен — коно
пля», «Технические и лекарственные культурыи другие) все фотомонтажи и фотографическое оформление осуществляла бригада, которой руководил художник В. Корецкий. В состав бригады -входили художник С. Яковлев, А. Зубков, А. Новак, фоторепортер И. Тувин и другие.
Фотомонтажи в оформлении павильонов на ВСХВ в этом году заняли относительно меньшее место, чем в прошлом году. Это не значит, однако, что во всех случаях фотомонтажи да и вооб. ще фотографическое оформление всех павильонов оказались на должном уровне. Еще немало случаев можно указать, когда художники-оформители небрежно, нарочито, неоправданно кромса
ли живую ткань снимков в целях получения до
вольно сомнительного по художественному уровню «синтеза». Так подучались, например, мало выразительные монтажи в павильонах «Животноводство», «Лен — конопля» и т. д.
Еще не найдена наиболее выигрышная форма использования фотографий, часто еще прибегают к искусственным сверхувеличениям, когда резкость изображения падает, грубое вирирование и не менее грубая раскраска отпечатков все еще практикуются, качество позитивной печати отнюдь не безупречное, — одним словом, недостатков в оформлении еще немало. Следует и на этот раз
собрать всех участников фотографического оформления ВСХВ на творческую конференцию для
обмена опытом, для установления достижений и ошибок оформления.