На Краснознаменной Балтине

Н. Янов
В декабре 1939 года я был командиро
ван в Кронштадт для съемок боевых опера
ций Краснознаменного
Балтийского флота. В тот же день я был в Кронштадте.
Кронштадт только что ураганным артил
лерийским огнем своих фортов смел с лица земли укрепления бе
лофиннов, угрожавшие своими пушками Ленинграду.
Первая моя съемка была на фортах. Там я снял доблестных артиллеристов у их грозных орудий, снял товарищей, вступивших в партию в день объявления войны, и заседание комитета комсомола в боевой обстановке.
3 декабря с десантной группой я отправился на остров Сейскар. Здесь мною была снята высадка десантных частей, затем на острове я снял брошенные белофиннами суда, военное имущество, суровую природу острова и участников десантных операций.
Через несколько дней я на одном из новых кораблей участвовал в операции против укрепле
ний острова Бьерк-Койвисто. Красавцы корабли ночью вышли с кронштадтского рейда. С рассветом мы были против острова. Жестокий артил
лерийский огонь наших кораблей заставил белофиннов открыть ответный обстрел.
Снимки разрывов снарядов, дымовой завесы и снимки краснофлотцев—участников боя—получились у меня удачные.
Третий раз я снимал боевые действия сторожевых кораблей и миноносцев. В этом походе, про
деланном в очень тяжелых ледовых условиях, мне удалось сделать несколько интересных сним
ков, показывающих плавание наших кораблей в этой необычной обстановке. Во время боевых действий флота меня больше всего поражали выдержка, мужество и отличное знание своих обя
занностей со стороны краснофлотцев. Бойцы вы
полняли свою работу уверенно, хладнокровно, так, как будто это происходит в мирной обстановке.
Кроме снимков, связанных с боевыми действиями, и сделал много фото, отображающих быт, учебу и отдых краснофлотцев. Большинство мо
их снимков было использовано газетой «Красный Балтийский флот».
В феврале ТАСС было поручено выполнение специального задания по съемке прорванного нами укрепленного района на Карельском пере
шейке. В числе фоторепортеров ТАСС, выполнявших это задание, был и я. Выполняя эту работу, я старался возможно лучше показать мест
ные условии, детали укреплений, подступы к ДОТ, сами ДОТ и взрыв ДОТ нашими частями.
Внутри ДОТ съемки я производил совместно с оператором кинохроники орденоносцем т. Симоновым.
Почти все съемки во время военных действий я производил на пленке СЧС. Получаемую пленку я предварительно тщательно проверял, подбирая наиболее подходящий проявитель, температуру и время проявки. Благодаря этому я имел возмож
ность экономно расходовать пленку и получать технически хорошие негативы, несмотря на исключительно неблагоприятные съемочные условия во время снегопадов и пасмурной погоды в декабре и январе.
Мое снаряжение состояло из Лейки со светосильным объективом и телеобъектива. Часто помогало наличие мешка для переразрядки имевшихся пяти кассет. Избавляясь от лишнего груза, я отказался от штатива, снимая внутри по
мещений с рук при вспышке магния. Работе в качестве военного фотокорреспондента очень помогала моя прежняя служба в Красной Армии.
Съемка в боевой обстановке закалила нас. Мы научились пренебрегать трудностями, быстро ориентироваться в условиях фронта, оперативно выполнять ответственные задания.
Лидер в бою у острова Биорке Фото Н. Янова
Н. Янов