героическую работу бойцов. Дальнобойные орудия извергают тонны металла. Движения орудийных расчетов ритмичны и точны. Меня радостно приветствуют, встречаю знакомых коман
диров. Должен быть интересным снимок выстрела.
Применяю объектив с f = 90 мм и с 10—15 метров ловлю момент выстрела. Вот боец, оставшись один у орудия, по взмаху руки командира и коман
де «огонь» тянет шнур затвора. Все сотрясающий грохот. Огненный шар вылетает из жерла ору
дия. Я нажал спуск камеры, но замечаю, что одновременно с выстрелом мой аппарат подскаки
вает кверху. Скорость — 1/100 сек., светосила—1: 4. Чувствую, что съемка не удалась. Отхожу дальше и нахожу опору для камеры. В момент выстрела она больше не дрожит. Снимаю увереннее. И все же результаты съемки меня не
удовлетворили. Несмотря на то, что я безусловно снимал без запоздания, — впечатления выстрела не получилось. Были кадры, где ослепительное
пламя вуалировало все изображение. Работать скоростями одной двухсотой или одной пятисо
той секунды я не мог из-за слабого света. В этом была причина неудач. Здесь уже погода решала качество работы. Месяц как не было ни одного солнечного дня. В основном вся съемка идет в лесах. Работаю на пределах возможного, часто снимаю при полном отверстии со скоростью 1/8 и 1/20 секунды.
И там, где, казалось бы, в нормальных условиях работы не было ни малейших шансов на успех, мне все же удавалось сделать, хоть иногда технически не совсем совершенные, но исторически несомненно ценные снимки.

Вместе с героической армией

Марк Редкин От грохота многих
орудий сотрясалась земля. Зарево орудий
ных выстрелов скрыло горизонт. Так ответила Красная Армия на белофинские провокационные выстрелы 30 сентября 1939 г.
В это историческое утро фоторепортеры ТАСС были свидетелями могущества нашей
доблестной армии, вставшей грудью на защиту колыбели пролетарской революции —
города Ленина. Вместе с передовыми частями мы шли к границе. Под стремительным натиском частей Красной Армии откатывались пе
редовые части белофинских банд. Перед нами стояла задача — снять переход наших частей через вражеский рубеж, форсирование реки Сестры, самоотверженную работу саперов.
Разделившись, я и Э. Хаикин решили, заняв две разных точки (одна из них по ту сторону переправы), снять работу саперных частей, строя
щих мост, от быстрой работы которых зависел исход операций дня. Нам удалось снять переход первых танков через границу.
В этот же день нам удалось снять много интересных и волнующих кадров. Благодаря нали
чию «вездехода»—полуторатонной автомашины— мы смогли по почти сплошному финскому бездорожью выбраться на дорогу, ведущую к на
шему исходному пункту, для того чтобы первые кадры отправить в Ленинград. В условленном месте ждал заведующий Ленинградским отделением Фотоклише ТАСС И. Анцелович, который через несколько часов доставил снятый нами материал в редакцию.
Цель достигнута. Газеты получили первую фронтовую фотоинформацию, В последующие
дни нам пришлось преодолевать массу препятствий для того, чтобы оперативно доставить сня
тую пленку в редакцию. Армейская газета «Бое
вая красноармейская» имела возможность в эти дни во-время помещать клише.
Отправившись на фронт, мы много набрали «впрок». В первый же день мы убедились в том, что все наше снаряжение должно состоять из минимума, т. е. камеры, одного фильтра, бленды, кассет и блокнота. Так впоследствии и было. Необходимо было быстро передвигаться, а поэ
тому все лишнее, кроме оружия, мы оставили в машине, которая была нашей базой. В первые же дни мы получили свое боевое крещение. Нашу машину по дороге обстрелял неприятельский самолет, но финский летчик стрелял настолько «метко», что пули не причинили нам никакого вреда, и он вскоре удрал, преследуемый нашим истребителем.
Шли дни. Части Красной Армии подходили к железобетонным твердыням маннергеймовских укреплений. Многочисленные рвы, гранитные надол
бы, проволочные заграждения не смогли сдержать стремительного натиска наших частей. Мы снимали в боевых условиях патриотов нашей роди
ны, — славных танкистов, пехотинцев, летчиков, артиллеристов, саперов. Удалось также снять моменты приема в партию перед боем.
Памятны многие встречи. Замечательные образы бойцов, командиров и политработников — Героев Советского Союза Федора Шинкаренко, майора Торопчина, батальонного комиссара Каликова и других. Эти встречи навсегда останутся у меня в памяти.
Наряду с газетной и репортерской работой нам пришлось выполнять ряд специальных заданий
Политуправления ЛВО. ТАСС было поручено в максимально короткое время снять всех героев и орденоносцев, находящихся на фронте. Это было трудное, но почетное задание. Три дня и три ночи я снимал всюду — в землянках, в батареях, в лесу, снимал днем и ночью, при естественном свете, при магнии, при свете керосиновых ламп и даже при свете автомобильных фар. Задание было выполнено в срок.
М. Редкин