Доклад товариша Н. С. ХРУШЕВА
	(Окончание. Начало на 1-й, 2-й, 3-4 най стр.)
	цели по отношению к данному государству. А ведь именно та-
кое положение сложилось в Германской Демократической Рес-
публике. Поэтому в решении вопроса о Западном Берлине так
	заинтересованы все немцы и особенно жители Германской Де-
мократической Республики.
	Обстановка в Западном Берлине волнует и другие народы
Европы, которые справедливо видят в нем очаг опасной ‘напря-
женности. Они заинтересованы в скорейшей ликвидации ненор-
мального положения в этом городе, которое мешает установле-
нию дружественных отношений между государствами. Вот по-
чему ликвидация оккупационного режима в Западном Берлине —-
это не только вопрос юридического порядка. Его решение нель-
зя откладывать в долгий ящик с помощью малоубедительных

ссылок на то, что существующее положение якобы устраивает
западноберлинских жителей. Нужно считаться и с волей Tep-

манской Демократической Республики. с волей и желанием на-
	родов европейских стран, стремящихся к нормализации обета-
новки в Европе.
	Не следует, наконец, забывать и о том, что войска запад-
ных держав находятся в Западном Берлине по соглашению мел:-
ду союзными державами, а не по просьбе населения Западного
Берлина. Это обстоятельство лишает всякой правовой почвы
попытки выдать вопрос о пребывании войск западных держаз
в Западном Берлине за такой вопрос, который должен ставить-
ся в зависимости от мнения западноберлинского населения.
	Если всерьез иметь в виду интересы немцев, то при сло-
жившихея условиях, когда в Западном Берлине, находящемея в
центре Германской Демократической Республики, существуют
порядки, отличные от ГДР, единственно верным решением во-
проса о Западном Берлине явилось бы превращение его в воль-
ный город. Предложение о создании вольного города в равной
мере учитывает интересы западноберлинских жителей, населе-
ния ГДР, а также и населения Западной Германии, так- как
позволяет ликвидировать очаг, который, если его не потушить,
может втянуть немецкий народ в новую ужасную войну. Тот,
кто возражает против нормализации положения в Западном Бер-
лине и пытается заранее подорвать возможности достижения
соглашения по этому вопросу, наносит ущерб как интересам
немцев, так и интересам укрепления мира в Европе.
	Выступая в Баку, я уже упоминал о заявлении заместителя
государственного секретаря Соединенных Штатов Диллона. В
этом заявлении Диллон, делая как бы предупреждение по по-
воду внешней политики Советского государства, заявил, что
Хрущев, дескать, «идет по очень тонкому льду». Этим он хо-
тел сказать, что, по его мнению, политика Советского прави-
тельства может провалиться. Думаю, вы согласитесь, что забо-
та о нашей политике, о нашей стране со стороны г-на Диллона
по меньшей мере неуместна.

Не беспокойтесь, господа, о нашей политике, мы ходим не
по тонкому льду, а стоим на гранитном монолите, который ни-
кому не под силу поколебать. Этой незыблемой основой внешней
политики Советского правительства является строительство
коммунизма в нашей стране, которое осуществляется советским
народом с невиданным в истории энтузиазмом.
	А если уже говорить о тонком льде, то посмотрите под
свои ноги, на чем вы стоите, г-н Диллон? Ваша политика во
многом зиждется на поддержке колониализма, порабошения и
грабежа, отсталых народов и зависимых в экономическом отно-

шений стран.
	Нашей политике, последовательно и активно добивающейся
упрочения мира и сотрудничества между народами, суждено и
впредь набирать силы, прокладывать человечеству путь к лУуч-
шему будущему. А политика, которая преследует цели экс-
плуатации народов, обречена на гибель. Не сегодня — завтра
люди повсюду поймут и увидят ее подлинную сущность, уви-
дят и поймут, почему они живут в нищете, прозябают в уг-
нетении. Опыт их собственной жизни приводит к единственно
правильному выводу, что в этом повинна политика монополи-
стического капитала, политика «балансирования на грани вой-
ны», гонки вооружений и колониальной эксплуатации. Народы
выступят против такой политики, и это будет означать ее дей-
	ствительный провал.

Мы призывали и призываем правительства западных дер-
жав проникнуться пониманием необходимости мирного cocy-
ществования государств независимо от их социального строя и
будем добиваться смягчения международной напряженности. 0
необходимости смягчения международной напряженности неод-
нократно заявляли и президент США Эйзенхауэр, и президент
Франции де Голль, и премьер-министр Великобритании Мак-
миллан.
	hak же можно оценивать в целом положение, которое скла-
дывается сейчас, накануне совещания в верхах? Я уполномочен
Советским правительством заявить депутатам Верховного Совета,
что последние шаги наших партнеров по предстоящим перегово-
рам, их выступления с изложением своих позиций, их некоторые
действия. о которых я 060бо скажу несколько позднее, к сожа-
лению, дают пока мало оснований для надежды, что правитель-
ства стран, с главами которых мы должны встретиться, действи-
тельно ищут конкретных решений.

Складывается, в частности, впечатление, что определенные
руководящие круги Соединенных Штатов Америки сейчас еще
не пришли к выводу о необходимости смягчения напряженности
и решения спорных вопросов путем переговоров. За последнее
время заметно активизировались в Соединенных Штатах Амери-
ки влиятельные внутренние силы — империалистические круги,
милитаристы, оплотом которых является Пентагон. Эти агрессив-
ные силы стоят на позициях продолжения «холодной войны»,
гонки вооружения и идут даже на прямые провокации.
	Привлекли внимание широкой общественности последние вы-
	ступления Гертера, Никсона, Диллона и других политических
деятелей, которые формируют внешнюю политику нынешнего
правительства США. Эти выступления — плохой признак, они
далеки от того, чтобы давать надежду на благоприятный исход
переговоров, открывающихся 16 мая. К сожалению, эти речи
одобрил сам президент США, который заявил на своей пресс-кон-
ференции, что в них изложена внешнеполитическая линия пра-
вительства США. Это обстоятельство еще больше омрачает поло-
жение.

Или возьмем такой факт. Президент США Дуайт Эйзенхауэр
объявил, что он не сможет быть на совещании в Париже больше
семи дней, так как дела не позволяют ему задерживаться на бо-
нее длительный срок. Возможно, это так. У каждого государ-
ственного деятеля имеется свое расписание.

Следует сказать, что президент Эйзенхауэр прислал мне
письмо, в котором сообщал, что он может быть в Париже до
73 мая, а затем отбудет в США с остановкой в Лиссабоне. Он
	сообщал также, что, если окажется целесообразным продолжать
vain пототпроттт торге 99 мая он назначит вице-президента
	наши переговоры после 22 мая, он назнач
США Никсона в качестве своего ззместителя.
	стояние напряженности, ликвидировать «холодную войну» и
прекратить гонку вооружений. Уж пусть г-н Никсон извинит
меня за откровенность, я говорил ему 06 этом при личных
встречах и надеюсь, что он не осудит меня за то, что теперь я
высказываю это в нашем парламенте. Опасаюсь, что если г-ну
Никсону поручат вести эти переговоры, то как бы не возник-
10 положение, похожее на то, о котором говорится в извест-
ной народной поговорке: «Пустили козла капусту караулить».
	Не свидетельствует о намерении западных держав прийти
в соглашению по важным международным вопросам и ход пе-
реговоров, которые мы ведем с ними о прекращении испы-
таний ядерного оружия, а также переговоров о разоружении.
	Бее это говорит о том, что определенные круги стран, ©
которыми мы встретимся на совещании, видимо, еще не 0осо-
знали, что политика «с позиции силы» в отношении социали-
стических стран потерпела крах, провалилась. Видимо, кое-
кто хотел бы оживить эту политику, как дохлую крысу, с по-
мощью какого-то магического вепрыскивания. И вот сейчас
происходит это «вспрыскивание», предпринимаются попытки
оживления трупа посредством всяческих выступлений и заяв-
лений, выдержанных в духе «холодной войны». Больше того,
за последнее время мы столкнулись с фактами прямых прово-
капионных действий.
	Товарищи депутаты! По поручению Советского правитель-
ства я должен сообщить вам 0б агрессивных действиях, имев-
ших место за послелние недели со стороны Соединенных Шта-
тов Америки против Советского Союза.
	В чем выразились эти агрессивные действия? Выразились
они в том, что Соединенные Штаты Америки посылали свои
самолеты, которые пересекали наши государственные траницы
и вторгались в пределы Советского Союза. По поводу некото-
рых подобных агрессивных актов мы и раньше заявляли про-
тест Соединенным Штатам Америки, доводили до сведения (‘9-
вета Безопасности Организации Объединенных Наций. Как
правило, Соединенные Штаты Америки Формально отписыва-
лись, всячески пытались отрицать факт агрессии, хотя доказа-
тельства были неопровержимыми. Когда же мы давали отпор
этим агрессивным действиям и Соединенные Штаты Америки
терпели ущерб в виде сбитых самолетов, то они лицемерно
обращались с протестами и даже с претензиями, требуя, что-
бы мы компенсировали их потери. ‘
	Предпоследний агрессивный акт был совершен Соединен-
ными Штатами Америки 9 апреля 1960 года. Самолет Соеди-
ненных Штатов вторгся в пределы нашей Родины со стороны
Афганистана. Естественно, что ни один здравомыслящий че-
ловек не может подумать и заподозрить, что это нарушение
было сделано Афганистаном, дружественной нам страной. Мы
убеждены, что этот самолет принадлежал Соединенным Шта-
там Америки и, видимо, базировался где-то на территории
Турции, Ирана или Пакистана. связанных с Соединенными
Штатами обязательствами по агрессивному блоку СЕНТО.
	Rorga было совершено это вторжение, некоторые товарищи
У нас поднимали вопрос — не следует ли предупредить Соеди-
ненные Штаты Америки. Ведь подобные действия никак не вя-
зались с переговорами с президентом США и другими государ-
ственными деятелями Америки, которые мы имели во время ви-
зита в Соединенные Штаты. Мы договорились с президентом
США о встрече в верхах, и эта встреча, как говорится, бук-
вально уже на носу. Агрессивные вторжения в пределы чужой
страны — плохая подготовка для такой встречи. Ведь совеща-
ние глаз правительств преследует цель ослабления междуна-
родной напряженности, ликвидации состояния «холодной вой-
ны», прекращения гонки вооружений, полного и всеобщего ра-
зоружения, урегулирования вопроса о германском мирном до-
говоре, Западном Берлине, всего того, что мешает нормальному
мирному сосуществованию стран © различным социальным и по-
литическим строем.
	Мы обменялись мнениями в правительстве и репили тогда
не принимать каких-то особых мер, не писать ноты или памят-
ные записки, потому что по предыдущему опыту знали, что это
фактически ничего не дает. Агрессивные круги, считая себя
сильнее, действуют по принципу: слабые жалуются на сильного,
	сильный не обращает на эго внимания и продолжает свои
наглые действия.

Мы строго предупредили тогда наших военных. особенно
	тех, которые непосредственно отвечают за состояние противо-
воздушной обороны страны, что они должны действовать реши-

тельно и не допускать безнаказанного вторжения иностранных
самолетов в наше воздушное пространство.
	Американской военщине, видимо, понравилась безнаказан-
ность, как это было в случае 9 апреля, и они решили повто-
рить агрессивный акт. Для этого был выбран самый торжествен-
ный для нашего народа и трудящихся всех стран день 1 Мая —
Международный праздник  боъалекой солидарности рабочего
класса. В этот день, ранним утром, в 5 часов 36 минут (по
московскому времени) американский самолет пересек нашу гра-
ницу и продолжал полет в глубь Советской страны. 06 этом
агреесивном акте министр обороны немедленно доложил прави-
тельству. От правительства было сказано: агрессор знает, на что
он идет, когда вторгается на чужую территорию. Если он будет
оставаться безнаказанным, то пойдет на новые провокации. По-

этому надо действовать — сбить самолет! Это задание было
выполнено — самолет был ебит.
	После первого исследования оказалось, что самолет принал-
лежит Соединенным Штатам Америки, хотя он и не имеет опоз-
навательных знаков.
	Сейчас экспертная комиссия изучает все данные, которые
попали в наши руки. Установлено, что этот самолет пересек
государственную границу Советского Союза, направляясь или
из Турции, или из Ирана, или из Пакистана так же, как и са-
молет 9 апреля.
	После изучения всех материалов, которыми мы сейчас рас-
полагаем, Советское правительство заявит Соединенным Штатам
Америки строгий протест и предупредит их, что, если подобные
агрессивные акты против нашей страны будут продолжаться,
мы оставляем за собой право ответить на них мерами, которые
мы найдем нужными применить, чтобы обезопасить нашу стра-
ну. Думаю, что мы сделаем самое серьезное предупреждение
и тем странам, которые предоставляют свою территорию Соеди-
ненным Штатам Америки для агрессивных действий против на-
шей страны.
	Мы считаем, что такой случай, который произошел 1 Mag,
привлечет к себе внимание всех стран мира, так как является
весьма тревожным сигналом. Представьте себе, что произошло
бы, если советский самолет появился бы к примеру над Нью-
Йорком, Чикаго или Детройтом и пролетел бы над этими города-
ми. Как бы реагировали Соединенные Штаты Америки?
	Официальные лица в Соединенных Штатах Америки неодно-
кратно заявляли, что у них существует дежурство бомбардиров-
щиков с атомными и водородными бомбами, которые, при при-
ближении иностранного самолета, поднимутся в воздух и на-
правятся к указанному для каждого из этих бомбардировщиков
объекту бомбежки. А это означало бы начало войны. Хочется
спросить у этих американских официальных лиц — если вы ду-
маете принимать такие меры в односторонням порядке в случае
предполагаемого совершения згрессии против вашей страны, то
почему же вы не думаете о том, что мы можем ответить та-
кими же мерами, если над нашей страной появится чужой са-
молет, угрожающий безопасности нашей Родины? Ведь мы тах-
же не лишены тех прав, на основе которых вы хотите действо-

вать в подобных случаях.
	Думаем, что никто не сомневается в том, что у Hac есть
чем ответить. Правда, у нас нет дежурства бомбардировщиков,
но ‘у нас есть дежурные ракеты, которые точно и неотвратимо
придут к заданной цели и будут действовать вернее и надежнее,
чем дежурные самолеты.
	Товарищи депутаты! Я считаю, что надо е этой высокой
трибуны самым серьезным образом предупредить и те страны,
которые предоставляют свою территорию агрессивным силам и,
тем самым, облегчают этим силам действия против нас. Прави-
тельствам таких стран уже давно пора понять, что они играюг
е огнем, так как и на эти страны обрушатся ответные удары и
они будут расплачиваться за недальновидные действия своих
правительств, предоставляющих территорию своих стран агрес-
сивным силам третьих государств.

Случай с американским самолетом, вторгшимея в пределы
нашей страны, является весьма тревожным. Поэтому мы поста-
вим этот вопрос перед Советом Безопасности, чтобы добиться
прекращения агрессивных действий со стороны Соединенных
	и   Штатов Америки. так как такие действия чреваты большими
	опасностями.

Трудно себе представить, как надо оценивать такие дейст-
вия агрессивных кругов Соединенных Шталов Америки. Ведь
16 мая на совещании глав правительств мы должны встречаться
с президентом Соединенных Штатов Америки Эйзенхауэром, а
за две недели до этого военно-воздушные силы США предпри-
няли агрессивный акт в отношении Советского Союза. Что это,
поздравление се праздником Первое мая? Разве те, кто посылал
самолет, не понимали, что они делают? Вероятно, они надеялись
на безнаказанность, полагая. что посланный ими © разбойничь-
ими целями самолет вернется. Но ведь такие действия совер-
шенно несовместимы с целями, поставленными перел главами
правительств. встреча которых должна состояться в Париже.
	Невольно напрашивается такой вывод: агрессивные импе-
риалистические силы в Соединенных Штатах Америки за послел-
нее время предпринимают самые активные действия, чтобы
сорвать совещание глав правительств или во всяком случае
помешать достижению соглашений. которых жлет весь мир.
	Возникает вопрос, кто же послал этот самолет, вторгшийся
в пределы Советского Союза? Был ли он послан с санкции
главнокомандующего вооруженными силами Соединенных Штатов
Америки, которым, как известно, является президент, или же
этот агрессивный акт был совершен милитаристами из Пентагона
без ведома президента? Если подобные действия совершаются
американской военщиной на свой страх и риск, то это должно
особенно глубоко встревожить мировую общественность. Может
быть, в результате дружбы, которая сейчас устанавливается
между США и Франко, американские милитаристы решили дейст-
вовать самочинно, как действовала иснанская военная хунта,
выступившая против законного правительства Испании? В так
называемом «свободном мире» военные диктаторы нередко уста-
навливают свои режимы методами Франко.
	Но народы начинают понимать, где настоящая свобода, а
где тирания. Возьмем хотя бы события в Южной Корее. Глава
марионеточного режима Ли Сын Ман, лучший друг США и отец
своей страны, как его называл кое-кто в Америке, ныне сбро-
шен самим народом и является политическим трупом. И не
коммунисты явились подстрекалелями событий. Это вынуждены
признать даже руководящие деятели США. Переполнилась ча-
ша терпения и страданий народа Южной Кореи, он восстал
против чудовищного гнета. Восстал пока стихийно, неорганизо-
ванно. Народ разбирается и все больше видит, что дело не толь-
ко в Ли Сын Мане, но и в тех, кто поддерживал его, кто
посадил Ли Сын Мана на шею народа Южной Кореи. Это они
— главные виновники страданий южнокорейского народа.
	Не случайно, видно, в «свободном мире» так много Ha-
ролных демонстраций с требованиями свободы!
	Товарищи депутаты! Создается впечатление, что агрессив-
ные действия, которые снова совершили Соединенные Штаты
Америки против Советского Союза, приурочены к совещанию
тлав правительств. Делается это с тем, чтобы нажать на нас,
попытаться запугать своим мнимым   военным превосходством
и тем самым ослабить нашу решимость в борьбе за разрядку
международной напряженности, в борьбе за ликвидацию со-
стояния «холодной войны» и прекращения гонки вооружений.
Эти действия направлены на то, чтобы не допустить догово-
ренности по спорным вопросам. Ведь нельзя сказать, что этот
самолет был вестником мира, что он был посланцем доброй
воли. Нет! Это был настоящий бандитский полет с агрессив-
ными целями.
	Мы можем сказать господам, которые послали этот само-
лет, что их попытки согнуть наши колени и нашу спину пу-
тем нажима не могут на нас подействовать. Советский Союз
имеет возможности к тому, чтобы дать отпор всем, кто захочет
путем нажима добиться решения, выгодного для агрессора.
	От имени Советского правительства позвольте выразить
благодарность личному составу воинских частей, которые с
честью выполнили возложенную на них задачу по охране ру-
бежей нашей Родины.
	У нас с древних времен водилось так, что русские люди,
народы Советской страны с хлебом и солью встречают гостей.
Однако тех, кто вторгается с оружием в руках в пределы на-
шей страны, наш народ всегда встречал с оружием и давал
уничтожающий отпор. Недаром в народе издавна говорится:
кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
	Товарищи! Советский народ и наше правительство всегда
проявляли и проявляют свое миролюбие и дружественное отно-
шение к Соединенным Штатам Америки. Однако в ответ на это
мы получили черную неблагодарность. Понятно, что нас охва-
тывает чувство негодования в связи с провокационными дей-
ствиями американской военщины. Но мы не должны этим ру-
ководствоваться в своих действиях. Нужно руководетвовалься
	не чувствами, а разузом.
	века, обеспечивая удовлетворение материальных и духовных за=
просов людей. Если западные державы не захотят разоружать-
ся, то наши солдаты, наши офицеры, наша Советская Армия
должны иметь лучшее в мире оружие и в количестве, необхо-
димом для того, чтобы нанести сокрушительный удар по агрес-
сорам, если они обнажат меч против страны Советов или про-
тив других социалистических стран.

Империалистам ненавистен социалистический строй, нена-
вистно маркеистеко-ленинское учение. Это дело их личных
убеждений, но не повод для развязывания войны. Мы тоже не
питаем симпатий к капиталистическому строю, но мы не хотим
другим странам навязывать евой етрой силой оружия. Пусть
капитализм доживает свой век, как старая лошадь, которая,
одряхлев, в конце концов протягивает ноги, и хозяин выбрасы-
вает ее под откос. Чем больше империализм будет проявлять
свои непримиримые противоречия, которые приводят к бедет-
виям народов и войнам, чем скорее он разоблачит себя, обна-
ружит свои язвы, тем скорее это вызовет гнев и ненависть на-
родов, живущих в империалистических странах. Империализм,
обостряя международную обстановку, создавая всевозможные
кризисы и опасные для дела мира явления, вызывает гнев на-
рода, сам себе роет могилу.
	Товарищи депутаты! Наше правительство проводит ясную
и последовательную политику мирного сосуществования. Это —
ленинская политика, мы отстаиваем ее и будем делать все,
чтобы находить возможности решения спорных вопросов между
государствами путем переговоров. Но если кое-кто все еще
хочет путем проведения жесткой политики «с позиции силы»
ослабить социалистические страны. не понимая, что эта карта
уже бита. то мы говорим им: минуло такое время.
	Мы родились не под звон колокольный. Наша социалиети-
ческая страна родилась под пушечные выетрелы «Авроры», и
крепли мы, сражаясь с интервентами и внутренней контрре-
волюцией, которая пользовалась полной поддержкой империа-
листических стран. Советский народ разбил ее, построил Mo-
гучее социалистическое государство.
	(Сейчас раздаются голоса, что Советский Союз якобы не та-
кой мощный, как его хочет представить Советское правитель-
ство. В какой-то степени повторяются мотивы, которые зву-
чали перед второй мировой войной со стороны Гитлера. Он то-
же утверждал, что Советский Союз — это колосс на глиняных
ногах, но он испытал на собственной шкуре мощь Советского
государства. Тот, кто пыталея изображать Советский Союз ко-
лоссом на глиняных ногах, давно уже сгнил в земле, а Совет
ский Союз послал на Луну свой государственный вымпел, Kak
символ невиданного расцвета социалистической экономики, нау“
ки и культуры, дерзновенного взлета творческого гения нашего
народа.

Мы идем на совещание в Париже с чистым сердцем, доб-
рыми намерениями и не пожалеем сил, чтобы достигнуть
взаимоприемлемого соглашения. Но мы должны трезво оцениз
вать возможности и видеть, что есть признаки, которые ‘пред
вещают, что эти переговоры могут не удовлетворить чаяний
народов всего мира. стремящихся жить в мире,
	Мы прилагали и будем прилагать все усилия к TOMY, что-
бы добиться решения назревших вопросов путем переговоров.
Больше всего мы были бы рады, если бы произошло лучшее,
то есть была бы достигнута договоренность между представи
телями держав, участвующих в совещании глав правительств.
Однако неправильно давать себя убаюкать, потому что можно
оказаться в плену ложных иллюзий. Как говорили в старину;
«На бога надейся. а сам не плошай».
	Поэтому мы будем рассчитывать, что на совещании в вер-
хах состоится разговор по существу тех важных проблем, ко-
торые ждут своего решения. Но если захотят шутить е нами
шутки, если думают собраться лишь для того, чтобы демон-
стрировать силу и вымогать от Советского Союза какие-то од-
носторонние уступки, то из этого ничего не выйдет. Ёто ле-
леет такие планы, пусть знает — не видать ему этого, как
своих ушей. Мы рассчитываем на свои силы, на безграничные
возможности нашего социалистического строя.
	Мы будем и дальше идти по пути мира, развивать эконо-
мику, поднимать уровень жизни нашего народа, крепить 0бо-
рону Советского Союза. Если мы выдержали вторую мировую
войну, преодолели ее последствия, то сейчас Советский Союз,
весь социалистический лагерь в полном расцвете сил и спо-
собны потягаться © капиталистическим миром. Не истощить
империалистическим державам сил наших народов. Мы уве-
рены, что победа будет за нами, победит разум, победят наши
мирные устремления. Если переговоры не будут иметь успеха,
то народы всего мира поймут. кто виновник этого.
	Советское правительство неуклонно добивается ликвида-
ции международной напряженности. Но ликвидация напряжен-
ности — это не беспредметная идея, она должна найти свое
выражение в конкретных делах. Советское правительство исхо-
дит Из того — и я уверен, таково же и ваше мнение, това-
рищи депутаты, мнение всего советекого народа, — что Ha
предстоящем совещании в верхах должны быть предприняты
серьезные усилия для укрепления всеобщего мира, на этом со-
вещании его участники призваны заложить фунламент более
	здоровых, подлинно мирных отношений между государствами.

Товарищи! Наша страна добилась исторических побед.
Советские ученые и инженеры на основе теории Циолковско-
го достигли огромных успехов в завоевании космоса. Они
сделали это благодаря тому, что наше государство, наш народ

обеспечили им все возможности для плодотворной научной ра-
боты, для великих открытий.
	Чтобы послать первые искусственные спутники Земли, за-
пустить ракету в Космос, необходимо было оснастить ее на-
дежными двигателями, подобрать соответствующее горючее,
поставить совершенную аппаратуру, чтобы ракета развила He-
обхедимую скорость и могла преодолеть. силу земного тяготе-

НИЯ.
Все это было сделано, Советская ракета стала первой

искусственной планетой солнечной системы, созданной рука-
ми человека, Вторая наша ракета доставила советский государ-
ственный вымпел на Луну. Третья советская космическая ра-
кета сфотографировала обратную сторону Луны. Советские
люди еще раз продемонстрировали перед всем миром великую
силу и неисчерпаемые возможности нашего социалистического
строя.

Так и в жизни человечества, в развитии общества. `Совет-
ский народ, совершив Великую социалистическую револю-
цию, взяв власть в свои руки, проложил путь строительства
нового общества. Руководствуясь учением марксизма-лениниз-
ма, он достиг великих завоеваний. Теперь по этому пути
идут многие народы Европы и Азии. Развивая свою социа-
листическую экономику, культуру, науку и технику, они, об-
разно говоря, оторвались от капиталистического тяготения,
преодолевая наследие и привычки старого экеплуалаторскоге
строя, вышли на свою социалистическую орбиту и ныне стре-
мительно движутся вперед по широкой дороге строительства
коммунизма.

Теперь, когда Советский Союз. все страны социализма” до-
бились таких выдающихся успехов, когда создали все усло-
вия для быстрого дальнейшего развития, когда в наших стра-
нах воспитана народная интеллигенция, выросли новые лю-
ци, под руководством  марксистско-ленинских партий строя-
щие новую жизнь, разве угнаться  одряхлевшему капитали-
стическому миру за нашим воциалистическим миром, который
неудержимо движется вперед!

Империалисты не в силах затормозить развитие  социа-
листических стран, уверенно идущих к светлому будущему
человечества — к коммунизму.

Товарищи депутаты! Можно с уверенностью сказать, что
вопросы, которые будет обсуждать Верховный Совет, вызовут
чувства высокой гордости у всех советских людей. Еще и еше
раз каждый советский человек скажет себе: да, не напрасно
были потрачены годы, воля и труд действительно сотворили
дивные дивы на Советской земле.

Под знаменем Ленина, под руководством Коммунистиче-
ской партии к новым победам в строительстве коммунизма!
	Доклад Никиты Сергеевича Хрущева все присутствующие
на сессии выслушали с огромным, неослабевающим вниманием.
Доклад неоднократно прерывался аплодисментами.
		5 стр.
	«ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА».
5 мая 1960 г.
		ь 3
	Государственные деятели, если они серьезно заинтересова-
ны в сохранении мира, должны трезво оценить возможные по-
следствия подобных действий, подумать, к чему это может
привести. Самолеты бееноватого Гитлера не раз перед второй
мировой войной вторгались в воздушное пространстве нашей
Родины. Советское правительство протестовало, но Гитлер
не признавал этих протестов, а затем напал на нас. Чем это
	кончилось — всем хорошо известно.

Как мы оцениваем вторжение американского самолета, и
не единственное, а повторенное? Как расценивать его — Kak
	предвестника войны, предвестника нападения, то есть повто-
рение того, что было сделано в свое время Гитлером?
	Советское правительство думает, что все-таки для подоб-
ных выводов пока нет оснований. Сейчас в мире сложилась
другая ситуация, другое соотношение сил. Не последнюю роль
в международных отношениях играет воля народов к миру.
Вот почему мы не приходим к выводу, что это предвоенная
проба сил и военная разведка для нападения. Это — военная
разведка для взвинчивания нервов, для отбрасывания нас на
позиции «холодной войны». Это делается, чтобы сохранить
осколки льдов «холодной войны», заморозить их, вновь вер-
нуться к напряженности с тем, чтобы империалистам можно
было грабить свои народы налогами, продолжать гонку воору-
жений, держать в предвоенном страхе свои народы, держать
	ИХ В ПОВИНОВЕНИИ.
	Советский Союз не имеет никаких агрессивных намерений.
Мы хотим ликвидации «холодной войны», мы хотим разоруже-
ния, и наши предложения, которые мы вносили в Организацию
Объединенных Наций по этому вопросу, остаются в силе и сей-
час. Мы еще раз подчеркиваем, что разоружение и действенный
контроль над ним — верный путь для обеспечения мира во
всем мире. В этих условиях ни одна страна не сможет в однэ-
стороннем порялке вооружаться для агрессивного нападения
	против другой страны.
		глав правительств должен быть подчинен основной задазе —
	ия и его лучше всего
	достижению успеха в работе этого совещан
	Е ФТ.

было бы решить с учетом. хода работы совещания. Л также ука-

ot
	ОНА I о И ЕТУ ЕТ си

зал, что вопрос O целесообразности продолжения совещания 023
али mnantiaauma ополорало бы тептить на самом совещании
	участниками. При этом я имел в
мы обменяемся мнениями, когда
хауэром. господином Макмилла-
	участия президента следовало бы репи
по согласованию между всеми участни
	виду, что по этим вопросам мы ое
встретимся с господином Эйзенхауэрем,
	le

ном и генералом де Голлем в Париже.
	Советский Союз вновь обращается к правительству Соеди-
ненных Штатов Америки с призывом прекратить состояние «хо-
лодной войны», прекратить провокации против других стран.
Во взаимоотношениях между государствами надо руководетво-
ваться мирными устремлениями с тем, чтобы обеспечить спэ-
койствие. мир и счастье для всех людей земли.
	Мы обращаемся к народу Соединенных Штатов Америки и
заявляем, что. несмотря на агрессивные действия, которые бы-
ли предприняты по отношению к нашей стране, мы не забыли
тех дружеских встреч, которые имели в дни визита в Америку.
Я и сейчас глубоко верю, что американский народ, за исключе-
нием определенных, империалистических, монополистических
кругов, хочет мира и хочет дружбы с Советским Союзом. И мы
тем же отвечаем американнам. Но агрессивные действия, 0 ко-
торых я докладываю, должны насторожить и американский
народ.

Bee люди, которым дорог мир и которые не жалеют своих
усилий в борьбе за обеспечение мира и ликвидацию «холодной
войны», должны еще больше мобилизовать свои усилия, чтобы
пресекать агрессивные действия, строго призывать любителей
военных авантюр к порядку с тем, чтобы они не втянули на-
роды в мировую ракетно-атомную войну. В этой войне погиб-
нут и агрессоры, но главным образом своей кровью за нее бу-
дут расплачиваться народы.
	Мы хотим мира. Но стремиться к миру — не значит вы-.
прашивать мир. Мир надо завоевать. А завоевать мир можно в.
труде, наращивая мощь нашей страны, создавая новейшее и
вернейшее оружие, поднимая экономику, развивая технику, нау-
ку, создавая все новые машины, которые облегчают труд чело-.
	Памерение ПРОЗЕ Bblobiee ee
ветским людям, кажется, что сейчас нет более важного дела, в

авы 5-Е о, le
	Пе ыы С В

котором были бы больше заинтересованы все государства и все

о ее ое pmnzaurte МД
	моли Ha 3eMile, TEM YKPEHACHHE а ta
если государственный деятель намеревается ограничить время
своего присутствия на совещании независимо от того, как пой-
тут переговоры, показывает, что вопросы, которые будут 00-
суждаться на совещании в верхах, видимо, He пользуются
полжным вниманием со стороны правительства Соединенных
	Штатов.
Я не сомневаюсь в искреннем стремлении президента Эйзен-

en
	г @ > ^^ Бана

хауэра к миру. Но хотя президент и обладает высшеи властью
в США. имеются круги, которые, видимо, ограничивают его.
	то касается участия в переговорах вице-президента Никсо-
на, то хочу сказать следующее. Я встречался не раз с г-ном
Никсоном в Москве, когда он приезжал к нам открывать аме-
риканскую выставку, имел с ним беседы и в Соединенных Шта-
тах. Мне трудно избавиться от впечатления, что господин Ник-

ee ttm Я ба WAAC...
	ше всего 0 том, чтобы достиг-
рпппогам ликвилирповать с0-
	сон думает о чем угодно, HO меньше во 9
нуть договоренности по спорным вопросам