Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Орган Комитета по делам

кинематографии при СНК СССР № 10 ОКТЯБРЬ 1940

Выставки — творческие отчеты Со времени Первой всесоюзной выставки со

ветского фотоискусства прошло около трех лет. Для многих фотографов — к сожалению, да. леко не для всех! —это был период нового подъема, период повседневного участия в съемках важ
нейших событий, которыми жила и живет наша страна, период интенсивной работы, неустанно
го совершенствования своего мастерства. Новые, талантливые кадры молодежи пришли в фоторепортаж — в Москве и на периферии.
Однако слабая работа профорганизаций, призванных политически воспитывать фотографов, отсутствие творческого объединения, большое число «договорников» и просто «диких» фотографов, работающих вне коллектива, вне обще
ственного контроля, привело многих из них к отрыву от творческой жизни. И только в этом го
ду обнаружилось некоторое оживление среди творческих работников фотографии. Выразилось же оно в том, что было организовано несколько персональных выставок, прошедших с большим успехом. В их числе выставка работ старейшего фоторепортера П. Оцупа, выставка молодых фоторепортеров В. Микоша и С. Струнникова, посмертная выставка работ Ю. Амурского, вы
ставка, приуроченная к 30-летию творческой деятельности Б. Фабисовича.
В течение трех месяцев функционировала выставка работ ленинградских фотомастеров в Ле
нинградском парке культуры и отдыха им. С. М. Кирова. С большим успехом прошла в г. Таллине выставка работ, организованная фотокорреспондентом «Правды» В. Теминым и фотокорреспондентом «Известий» Н. Петровым из фо
торабот, сделанных ими в Эстонской ССР. По решению правительства Эстонской ССР выставка эта превращена в передвижную и будет обслуживать города Эстонии.
Отчетные выставки, как показывает практика, являются одной из лучших форм стимулирова
ния творческого соревнования среди фотомастеров, школой, формирующей их художественное мировоззрение, определяющей пути и перспек
тивы их творческого роста. Выставки помогают выявлению новых дарований, как это было, на
пример, на недавней выставке ленинградских фотомастеров, на которой выдвинулся молодой фоторепортер В. Федосеев.
Обсуждение итогов таких выставок, острых дискуссионных проблем двигает вперед искусство фотографии.
До сих пор, однако, отчетные выставки фотомастеров носили случайный характер. Если бы не инициатива и энергия самих авторов, то, возможно, перечисленные выставки не увидели бы света. Отбор работ на выставки не был всег
да достаточно строгим, а одни и те же работы
упрямо перекочевывают с выставки на выставку из года в год. Надо решительно изменить практику организации такого рода выставок, являющихся по существу отчетами фотомастеров. Свежие, творчески полноценные работы должны ра
довать таз зрителя, должны демонстрировать новые достижения советского фотоискусства!
В настоящее время готовятся к своей отчетной выставке московские фотомастера. Такой выставки не было пять лет. Но в отличие от выставки 1935 года, проходившей в атмосфере замкнутости, кастовости, групповщины очередная московская выставка широко откроет двери всем новым подлинно талантливым работам. Старые фотомастера и талантливая фотографическая мо
лодежь встретятся в творческом соревновании на этой выставке.
Строгий принципиальный художественный критерий при отборе работ на предстоящую вы
ставку должен обеспечить ей глубокое идейное содержание, безупречную технику исполнения, высокий уровень мастерства.