Сталинабадские фоторепортеры

(Из дорожных записей)
С. Фридлянд

Я

вляется ли фоторепортер полноценным газетным работником? Вправе ли фоторепортер считать себя полноправным членом коллектива редакции, органически связанным со всеми ее интересами? Вправе ли он рассчитывать на заинтересованное к себе и к своей работе отношение со стороны руководителей газеты?
Для подавляющего большинства центральных газет и журналов эти вопросы давно разрешены: фоторепортер в коллективах этих редакций стал
Полноправным и полноценным работником. Роль и авторитет фоторепортажа заметно повысились. На страницах «Большевистской печати» постоян
но освещаются, наряду с другими проблемами газетно-журнальной работы, также и вопросы фоторепортажа. Ряд советских фоторепортеров за свою работу в печати отмечен высокими наградами правительства. i Однако встречи с фоторепортерами периферий
ной печати и знакомство с работой некоторых фотоотделов редакций, к Сожалению, убеждают, что не везде правильно поняты роль и место фоторепортажа. Слишком еще часты жалобы фоторепортеров на свою творческую и производ
ственную неустроенность. А это обстоятельство отрицательно сказывается на качестве фотоиллюстраций в ряде периферийных газет.
**
Художественный отдел Таджикского государственного издательства обслуживает пять газет- Кроме этого четыре фоторепортера отдела помещают свои снимки в пионерской газете и ил
люстрированном журнале. Казалось бы, имеется большое поле деятельности для фоторепортера. Если к тому же учесть огромное разнообразие сюжетов для съемок, замечательную красочность жизни, быта и природы в Таджикистане, то следовало бы ожидать, что фоторепортерская работа здесь чрезвычайно насыщена, творчески плодотворна! и интересна.
Просмотр газетных комплектов и бесед с фоторепортерами в этом не убеждают. На боль
шинстве фотоиллюстраций лежит печать серого однообразия и стандарта. В подаче тем отсутст
вуют журналистская острота, изобретательность в выборе сюжета. Из номера в номер повторя
ются одни и те же снимки. И только прочтя текст под ними, можно догадаться, что сделаны они в разных местах и в разное время. Так например, показывая политическую работу в колхозе, газета помещает один за другим абсолют
но одинаковые снимки с текстовкой «Читка газет в колхозе... », как будто кроме этого сюжета ни
чего больше нельзя найти в многогранной жизни на селе. Но даже и в эти фотоиллюстрации не внесено никакого разнообразия ни в построении планов, ни в освещение, ми, наконец, в выборе места для съемки. Все сюжеты сняты одинаковым
общим планом на фоне, не дающем представления о месте, где происходит действие. Таких примеров можно привести немало.
Не учитывается элементарное требование газетной фотоиллюстрации — предпочтительность крупного плана. Оно особенно важно для газет и издательств, не обеспеченных необходимой полиграфической техникой. Ведь в изданиях Таджик
ского государственного издательства зачастую не разберешь даже, что на снимке изображено: только текстовка под серым пятном расшифровывает с трудом воспринимаемый снимок. Мы не
беремся утверждать, что в этой полиграфической технике виновато издательство, но в невысоком качестве фотоиллюстраций своих газет вина издательства и редакций несомненна.
«Мы не чувствуем себя полноправными работниками. газеты, нами не интересуются», с горечью говорил нам фоторепортер т. Софьин. Эти невеселые слова подтвердили и остальные фоторепортеры тт. Зайцев, Поращук и Сухин.
Вот в этом безразличном отношении к фоторепортерам со стороны руководителей издательства и сталинабадских газет мы и видим основную причину низкого уровня фотоиллюстрации.
В беседах с редакторами периферийных газет нам часто приходилось слышать жалобы на низкую квалификацию и невысокий культурный уро
вень своих фоторепортеров. В ряде случаев это соответствует действительности, но жаловаться на это редакторы имеют право только в том случае, если они обеспечили все условия для ро
ста своих работников. В первую очередь, —это внимание к их работе, толковая ее оценка, всяческое поощрение инициативы.
Ничего этого нет в практике сталинабадских фоторепортеров. Они работают как бы на отшибе. К фотоиллюстрации в редакциях всех пя
ти газет относятся еще равнодушно. Недаром нам пришлось видеть в апрельском комплекте крупной газеты «Таджикистан Сурх» снимок т. Софьина «Занятия в музыкальной школе Ле
нинабада», напечатанный сперва в одном номере, а через три дня — в другом. Один и тот же снимок в двух, почти подряд, номерах одной газеты! Это ли не свидетельство безразличного отношения к фотоиллюстрации и невнимания к читателям своей газеты?
Читатели, однако, не разделяют мнения редактора о маловажности газетной фотоиллюстрации. Об этом свидетельствует следующий факт. Когда фоторепортеры по собственному почину выста
вили в витрине книжного магазина стенд с фо
торепортерскими снимками, то последний привлек большое количество зрителей. Кстати сказать, не поддержанная ни издательством, ни его художественным отделом хорошая инициатива в со