СРЕДА, 7 ЯНВАРЯ 1948 г. № 5 (3535)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

норвежскит
	товарооборота между обенит странами ино
сравнению с ловарооборотох между ними
за прошлые годы.

Протокол  подпиюали: по уполномочию
Правительства СССР. — Заместитель  Ми-
нистра Внешней Торговли СССР A. A. Rpy-
тиков, по уполномозчию Правительства Нор-
вегии —— Чрезвычайный и Полномочный
	№ советско-
	6 января 1948 г. в Москве, в соответ-
ствии © лотоворенностью, достигнутой в
декабре 1947 г. между Министерством
Внешней Торговли CCCP и  Норвежекой
Торговой Делегацией, приезжавшей в Мо-
скву, был поднисан Протокол о товарообо-
роте между” О0ОР и Норвегией нз 1948.
под.

Сичеюн воаимных постазок наз 1948 го
	В Эстонской ССР
	Реконструкция центоа Таллива
	По решению правительства Эстонской
ССР в этом году развертываются огромные
работы по реконструкции центра’ Таллина.
На месте руин и пустырей возникнет новый
культурный и административный центр: сто-
лицы Эстонии. В первую очередь строи-
тельства входят восемь многоэтажных зда-
ний. Начнется строительство Дома мини-

стерств, Дома ученых, нескольких жилых
домов, здания Центрального союза сельско-
хозяйственной кооперации, большого уни-
версального магазина. В трех восстанавли-
ваемых больших домах разместятся магази-
ны, ресторан, крупные учреждения. Против
Дома министерств будет сооружен величе-
ственный обелиск Победы.
	новые строительвые материалы
	В минувшем году промышленность строй-=
материалов Эстонии. добилась серьезных
успехов. Выработка стекла увеличилась в
полтора с лишним раза, цемента — на 44
процента, извести — в два с лишним ра-
за, кирпича — на 34 процента, изоляцион»
ных плит — в восемь. раз.

Сейчас в Таллине заканчивается строи-
тельство завода «Кукермит», который бу-
дет производить сланцезольный цемент. Из
этого цемента будут вырабатываться блоки
для сооружения стен. Производство слан-
цезольных блоков осваивают также кирпич»
ный завод «Кварц» и завод «Теп». Эти за-
воды почти полностью обеспечат’ потреб-
ность Таллина в стеновых материалах. Кро-
ме того, заводы сланнезольных блоков соз-
даются в Тарту, Кивиыли и ‘на станции
Вайвара.

В республике организуется производство
известково-зольного и известково-пуццола-
нового цемента. В нынешнем году начнут
работать четыре мельницы для выпуска
этих марок цемента: две на «Кукеомите»,
одна на «Тепе» и. одна в Кивиыли.
	Передовые МТС Эстонии
	Большую помощь оказывают ‘эсточским
МТС братские созетские республики. В
прошлом году машинно-тракторные станцим
получили много оборудования, станков,
цветных металлов, инструментальной стали,
запасных частей.

Благодаря этой помощи МТС Эстонии
успешно развернули ремонт тракторов к
весне. Многие станции построили новые
механические мастерские. Квартальный
план ремонта тракторов феспубликой пе-
ревыполнен.

Три передовые МТС — Раплаская, Вы-
руская и Вазалемская полностью заверши-
ли осенне-зимний ремонт тракторов. Сейчас
эти МТС приступили к ремонту уборочных
машин и молотилок,
	Снижение рыночных цен
	  Оживленно на рынках Таллина, Тарту,
‚Пярну и других городов Эстонии. С каж-
‚дым днем приток продовольственных това-
‚ров увеличивается, а цены снижаются. Ноч-
ти все продукты на рынках дешевле, чем
‚в государственных и кооперативных мага-
зинах. Цены на масло сливочное за месяц
понизились в три с лишним раза. Поде-
мевело молоко. В два-три раза снизились
цены на муку, крупу, мясо, яйца. Резко
упали цены на картофель и овощи.
		Г. КЛЕВАКИН,
соб. корр. «Известий»,
	[акануне выборов в местные Советы
	БАБУ, 6 января. (По. телеф. от cob.
корр.). Биби-Эйбат. Еще и сегодня бакин-
ские старожилы так называют старанную
	нефтяную нлощаль е прилегаюлними к ней.
	олесь, в сердце
много пПамятнихр в
	ънлыми кварталами.
Сталинекого района.
	бушки уступили место прекрасным благо“
устроенных зданиям. Только  об’единение
«Азнефть» построило здесь 88 многоэтаж-
ных домов.

Только три олноклассных школы имел
один из самых населенных районов города.
Тенерь 7.000 детей нефтяников обучаются
	в восьми просторных школах. В районе —
	шестнадцать детеких садов, пять яслеи,
школьные и дошкольные санатории.

В дни; когда жители Биби-Эйбата гото-
BATCH к выборам в горолекой и районный
Советы, они обеуждают будущее своего
	3.районе имени велиного вождя
	  работал товарищ Сталин, где впервые 6а-
кинскпо трудящнеся усльшали вдохновля-
`ющие слова вожая. Биби-эйзатские нефтя-
ники гордятся тем, что по их избиратель-.
  HoMy округу товарине Стали баллотирует-
ся в дешутаты Бакинского Совета.

Почзи 90 процентов нефти, добываемой
_в недрах Сталинекого района —это нефть
ы площадей и горизонтов, разработанных
	за голы советекой власти. Неузнаваемым о
	стал и внешний облик района.
	®поровым отношениям
	предусматривают значительное увеличение   Посол Норвегии в СССР г-н А. №. Берг.
			славного прошлого Баку, и злесь особенно.
	наглядно видны чудесные  преооражения
города за советекие готы.

«Еели Вы не видали еще лесов нефтя-
ных вышек, 10 Вы «но видали ничего».
Уверен, что Баку даст Вам ботатейний
материал...х», — так писал в 1924 году
теварищ Сталин Демьяну ВБедному.

«Леса нефтяных вышек» — таков ни
поныне Биби-Эйбат, гле в мололые голы
	Наказы
	АЛМА-АТА, 6 января. (По телеф. от
506. норр.). С огромным политическим
под’емом готовятся трудящиеся Казахской
ССР к выборам в местные Советы депута-
тов трудящихся. Веюду проходят собрания
избирателей, которые вокрывают  недо-
статки в деятельности местных  ортанов
власти, вносят нредложения, направлен-
ные на пох’ем промышленности и  сель-
ского хозяйства, улучшение  культурно-
бытового обелуживания населения. В ©то-
лице реенублики ‘прошлю свыше 150 пред-
выборных собраний, побвященных ветре-
че избирателей с кандидатами в депута-
ты местных Советов.

На прелвыборном собрании в поселке
	[  очтальон
	Вдинственная мошеная улица  о©тарого
	Бакл пролегал» между тряскими болотами.
	Президиума Верховного Совета СССР
	О награждении передовиков сельского хозяйства
	МПурской
	области

71. Сичкареву Anny Трофимовну —
эвеньевую колхоза «Носарь»  Волоконов-
	ского района, получившую урожай ржи
23,42 центнера с гектара на площади 8
тектаров.

72. Сичкареву Феклу Михайловну —
звеньевую колхоза «Восарь» Волоконовеоко-
то района, получившую урожай пшеницы
21,72 центнера с гектара на площади 8
гектаров.

73. Снопкову Anny  Евдодимовну —
звеньевую колхоза «Веселе-життя» Шебе-
кинского района, получившую урожай ку-
курузы 51,60 центнера с гектара на пло-
щали 3 гектара.

74. Сычеву Пелалею  Яковлевну —
звеньевую колхоза «Восарь»  Волоконов-
22.34 центнера © тектара на площади 8
тектаров. -

75. Скрыпник Анастасию Трефимовнум—
звеньевую. колхоза «Путь развития» Воло-
ROBOBCKOTO pahona, нолучившую урожай
шненищьы 22,11 центнера ¢ гектара на
площади 24 гектара.

16. Славгородского Григория Емельяно-
Buda —— бригадира колхоза «Веселе-жит-
тя» Шебекинежого района,  получивигего
урожай пшеницы 21,10 центнера с гекта-
ра на площади 21 гектар.

77. Ступакова Павла Константиновича,
— бригадира колхоза «Косарь» Волоконов-
ского района, получившего урожай ржи
21,44 центнера с гектара на площади 32
тектара.

18. Ткачева Михаила Николаевича —
председателя колхоза «Труд крестьянина»
Корочанского района, получившего урожай
	ржи 20,26 центнера е гектара на плошади.

0 TORTADOB,

19. Ткачева ` Илью Ивановича —
бригадира колхоза «Активист»  Корочан-
екого района, получившего урожай ишени-
цы 20;51 центнера е гектара на площади
19,9 гектара.

80. Усенко Ивана  Пантелеевича —
бригадира колхоза «Красный путиловец»
Тлушковского района, получившего. урожай
ржи 24,74 центнера с гектара на нлоща-
ди 17 гектаров.

81. Феденко Марию Павловну—звень-

евую колхоза «Красный путиловец» Глути-
ковокого района, получивигую урожай ржи
20,95 центнера е гектара на плоюшади 8
гектаров.
’ 82. Чуприну Марпю  Семеновну —
звеньевую колхоза «Посарь» Волоконов-
22,01 центнера © тектара на площади 8
гектаров,

83. Шевченно Филиппа Григорьевича
бригадира колхоза «Веселе-життя» Шеде-
кинского района, получившего урожай
ржи 24,70 центнера с гектара па ило-
mam 20.5 гектара.
	$4. Weeyosy Веру  Гонгорьевну —
звеньевую колхоза «2-я пятилетка» Ко-
рочанекого района, получившую урожай
ржи 21,81 центнера с гектара на площади
8 гектаров.
	(Продолжение следует).
	цеха, присел на скамейку в диспетчер-
ской.

— НУ, как? — спросил юн заместителя
начальника цеха Фетисова. Спросил не
Lid TOTO, чтобы услышать лестный отзыв,
просто была потребность поговорить.
	— Я бы сказал — отлично!

— Перехвалишь, — васмеялея Цышиа-
Thi.

— Ты посмотри, — показывал наекоро
сделанный подсчет Фетисов, — если бу-
дешь не хуже работать, пятьсот тонн ста-
ли сверх плана еваришь за месяц!
	Б тот день Цышнатый не думал, что
ему Удастся  поравняться по выплавке
стали < Дмитрием Мазаловым. Догнать
лучшего на заводе сталевара было трудно.
Кроме того, Дмитрий и не такой человек,
чтобы уступать первенство. Он, конечно,
постараетея снова вырваться вперед. Зна-
чит, чтобы соревноваться с ним, надо сде-
лать большой прыжок вперед. Можно ли
было надеяться на это новичку?

Когда Цышнатый, уходя, прощалея, Фе-
тисов сказал ему:
	— Смелсти бы тебе побольше!
	  ° ..Нотекли дни. Много хороших плавок
‹варил Цышнатый и прочно зажренилея
  за четвертой печью. Он сам прелложал
	Мазалову соревнование. С опытом пришла
	и смелость, раснгирилиеь горизонты. за ме-
			  CH OH сварил не пятьсот, как расечиты-
вал заместитель начальника цеха, & во-
семьсот тонн стали сверху плана, снял ©
‚каждого квадратного метра пола печи поч-

ти на полторы тонны больше, чем было
  SATAHO.
	д, что
	Тут же, у печи, Цышнатый узна
	выне вся центральная и боковые магист- советы, они одеуждают  зудущее своего
рали района залиты абфальтом, покрыв- района, который в ближайниге годы пре-
нию  площадь в 145 тысяч квадратных вратится в образцовый район социалисти-
метров. Землянжи и наснех слепленные из-, ческого города.
		денутагы
	He везде, однако. произволетвенная и
	политическая активность массе возглавле-
	на местными партийными и еоветекими
органами. Коо-где ослаблено руководство
подготовкой к выборам в местные Советы.
В Азыл-Орле, например, многие  агит-
пункты работают  неудовлетворительно.
Слабо поставлена работа на некоторых
избирательных  учаютках  Фрунзенекого
района города Алма-Ата.

Наотийным обоганизациям и исполкомам
	местных Советов нужно C каждым THOM
	все более усиливать ср внимание к
избирательной. кампании © тем, чтобы вы-
боры в республике повсеместно роли
	образцово, организованно.
	рокеш там
	(Продолжение. Начало см. «Известия»
от 8, Чи б января).
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГС НРАСНОГО
ЗНАМЕНИ
	58. Пугачева, Петра Ефимовича — брн-.
	гадира колхоза «Врасный победитель» Суде
жанского района, получившего урожай ржи
21,45 центнера с гектара на площади 20,3
гектара.

59. Рагулина Федора Федоровича — бри-
гадира колхоза «Революционная заря» Ше-
бекинского района. получившего урожай
	ржи 23,60 центнера с гектара на площади.

17 гектаров.

60. Рощупкину Нину Махайловну —
звеньевую колхоза «Новый мир» Старо-
Оскольского района, получивигую урожай
шиеницы 22,56 центнера с гектара на ило-
щаля 8 тектаров.

61. Рубекина Пармена Сергеевича —
бригадира колхоза «13-я годозшина Октяб-
ря» Льговекого района, получившего уро-
жай ржи 21,66 центнера ю гектара на пло-
щади 24 гектара.

62. Руднева Фелора Егоровича — пре-
седалеля колхоза «Путь развития» Вето-
коновокого района, получившего урожай
пшеницы 21,70 центнера c гектар» на
площади 44 гектара.

63. Рябне Ваеплия  Иванвича —
бригадира колхоза «Красный ° Октябрь»
Тлушковокого района, получившего урожай
ржи 23,2 центнера с гектара на площади
21.1 гектара.

64. Рязанцеву Алекеандру  Федотьевну
—. звеньевую колхоза «13-я годовщина
Октября»  Льговекого района, получившую
урожай ржи 21,20 центнера © гектара на
площади 8 гектаров.

65. Рязанцеву Евгению Степановну —
звеньевую колхоза «13-я годовщина Ок-
тября». Льговекото района,  получивиую
урожай ржи 22,10 центнера с гектара на
плошади 10 гектаров.

66. Сабадаша Александра Ивановича —
бригадира колхоза «Красный. путиловен»
`Глушковского района, получившего урожай
фжи 25,00 центнеров © тектара Ha пло-
шали 17 гектаров.
	6. Сабадаш Анастасию Ваеильевну —
	колхозницу колхоза «Красный путиловец»
Глушковокого района, отличившуюся при
работе в звене, на участке которого полу-
	чен урожай ржи 28.60 центнера с гек-
	тара на площади 9 гектаров.

68. Свергунозу Харитину Яковлевну—
звеньевую колхоза «Восарь»  Волеконов-
23,91 центнера с гектара на площади
9 гектаров.

69. Сергеаву Евдокию Михайловну —
звеньевую колхоза «8-0е марта» Валуйеко-
го района, получившую урожай пиеницы
20,50 центнера < гектара на площади 8.1
гектара.

70. Ситьнова Ивана Васильевича —
бригадира колхоз» «Заря побелы» Ново-
	Оскольекого района, получившего урожай
иненицы 22,30 центнера с гектара Ha
	площади 1 гектар.
	канлидлдатам в
	алма-атинекого кирпичного завода избира-
тели упрекнули районный Совет за не-
‘достаточное внимание к этой окраине го-
‚рода. Здесь, наример, не было телефонов
`и радио. Через несколько дней ло указа-
нию исполкома Сталинекого райсовета к
поселку была подведена телефонная ли-
‘ния, 50 квартир получили радяюточки.
В новом Западном районе города 38
рекой Весповкой жители заявили евоему
кандидату, что у них Her поблизости ма-
газина. № началу свободной торговли здесь
были открыты два магазина.
Алма-атинцы, проживающие за вокза-
	JOM, просят отЕрыть у них кинотеатр,
клуб, баню, детевие ясли.
ВЕТВИ: 40

эн спешит в И
	ABOCTH километров он совершает  пепавюм.
Сумку почтальона Дюшебаев принял mo
наелететву ст своего отца. От отда же юн
	унаследовал глубокую любовь к CBOOMY
делу, выносливость и бесе гралние.
Сейчае в Киргизии зима, глубоким
	снегом завалило последние тропы. Груден
путь чючтальона, но он неизменно совер-
шает свон рейсы. .

На-днях Дюпеебаев понее в  Иркентам
целые мешки избирательней литературы,
Сланков и бюллетеней. Накануне в рорах
вытал тлубокий снег. Нод вечер похол9-
дало, разбушюевалея буран. Ho w sro ве
остановило Дюшебаева. ‚Нреополев огром-
ные трулности, он заюветлю перевалил че-
рез хребет, ш почта была поставлена в
CDOR.
			Далеко в горах, почти на самой прани-
пе с Витаем, раскинулся кирпизекий 11ссе-
лок Иркештам. Автомашины туда не про-
ходят. Самолету там нете сесть. Единет-
венный путь — узкие звериные тропы,
вьющиеся по перевалам меж гранитных
скал. Только в июле —— августе, когда
открываются перевалы, опытный веадник
может проехать отсюда в приферганскую
Ёнргизию верхом Ha лошади.

Даже летней порой редкий смельчак
отваживаетея ходить через перевал, пожеи-
мающийся более чем на четыре тысячи
метров над уровнем моря. Но вот уже не-
CEOABRO Лет По этой дороге зимою и летом
ходит почтальон Суфи-Курганекого отде-
ления связи т. Дюшебаев. Весь путь в

С сесс

ЛЕНИНГРАД, 6 января. (fo tenet. of
500. корр.). Сегодня первая сессия Ленин-
пралекоге городского Совета второго с0-
зыва приняла развернутое решение о ме-
pax но улучшению тортовли в Ленинграде
в связи с отменой карточек. Решение
предусматривает дальнейшее — развитие
торговой сети города. В 1948 году будет
дополнительно открыто триста магазинов.
Намечены мероприятия по увеличению
произволетва. расширению аесортямента и
повышению качества продовольетвенных и
промышленных товаров.

Большое внимание уделено расптирению
кооперативной и колхозной  торгован,
улучшению дела  затотовок, подготовке
кадров торговых работников. Будет акти-
эизирована работа постоянных комисеий
по торговле, организован массовый общест-
	венный контроль за работой магазинов и.
	предприятий общественного питания,

С большим вниманием сессия заслуша-
та доклад председателя мандатной комис-
спи депутата тов. Вюдрова.

В Ленинградекий городской Совет из-
брано 1.027 депутатов — 634 члена
ВЕП(б) и 393 беспартийных. Избрано
	Телефон в диспетчерской звонил почти
непрерывно. Ёто-то настойчиво добивался
ответа.

В лнепетчерекую. затлядывали люди.
Каждый раз, когда распахивалаеь дверь,
из цеха врывалась волна  раскаленного
воздуха, на стеклах окон вспыхивали яр-
кие отеветы пламени. Тде-то’ рядом слы-
шались резкий металлический скрежет и
прерывистое гудение мотора.

Распахнулась дверь. Вошла девушка,
сняла телефонную трубку.

— Да, слушаю. Диспетчера нет, пошел
на четвертую к Цышнатому. И вы инте-
ресуетесь четвертой? Тогда позвоните поз-
же. Фетисова нет, тоже там...

Должно быть, у четвертой печи проне-
хило что-то важное. Но с виду у марте-
на все шло, как обычно. На рабочей пло-
щадке командовал молодой сталевар в ко-
ротком бреземтовом пиджаке. Синие очки
былв откинуты на козырек кепки.
	Печь разогревали впервые после холол-
ного ремонта. Первый разогрев всегда да-
валея трудно, но сейчае это  сочеталось
еше и < другим событием: у мартена во-
мандовал новый сталевар, из подручных—
Никнфор Цышнатый,

Часа лва назад мастер Майборода поло-
звал к себе Цышнатого н об’явил, что тот
будет заменять заболевшего сталевара Ми-
шурова. Майборода говорил 0б этом так,
словно речь шла о деле самом обыленном.

— Слелали первую завалку, теперь
лержи печь на пределе. Но, смотри, нагре-
тай, Никифор, осторожней! На чвою долю
досталось самое сложное...

Вот и все, что сказал мастер.

Никифор принял печь. Сразу же после
разговора с Майборолой он направнлея к
пульту управления — в конторку по дру-
тую сторону цеха. Тут соединено все
управление мартеном. Цышнатему  1о-
счастливилесь: его поставили командиром
у новейшей качающейся печи, где вее дей-
ствует автоматически. Надо лишь умело
управлять. Незаметно для глаза подается
газ. Повоотом одной рукояткй поднн-

горах, Виргизии немало тавих тяже-
лых почтовых тра. В Тянь-Шаньской
области, например, от поселка Rom-Tiode
в Вазарман тоже можно попаеть, только
переважив пешком через” высокий горный
хребет. В зимние месяцы почтаяльону при-
холитея оначала целыми часами  протал-
тывать над краем пропасти _ в евежем
снегу тропинюу, чтобы затем пронести
сумку с почтой. На этой трассе семь лет
непрерывно работают Токош Бетпимбаев и
Мукамбай Тюлекеев. Недавно за отин
рейс они прочесли аа плечах около четы-
рех пудов выборной литературы.
	П. АННЕНКОВ,
соб. корр. «Известий»,
	г. ФРУНЗЕ. (По телефону).
	местных Советов
	5957. женщин. Среди депутатов — 382
рабочих, 278 партийных, советоких, ком-
сомольских и профеоюзных работников,
48 ученых, 40 учителей, 38 врачей и
медицинских работников, пять писалелей
HT
	Избран исполнительный комитет Ленин-о
	градекого городекотю Совета. Нредеедателем
неполнительного ° комитета  единоглаено
избран депутат Лазутин Негр Георгиевич.

Сесоня утвердила заведующих отделами
и начальников управлений исполкома I
образовала постоянные комиссии Денин-
градекого городекого Совета.

С огромным воодушевлением. сессия при-
няла приветствие вождю народов товаришу
Сталину.

* >

Вчера первые сессии районных Советов
депутатов трудящихся (второго созыва)
состоялись в Молотовеком, -Вировеком,
Дзержинском, Ленинградеком, Советском,
Октябрьском, Фрунзенском, Первомайском,
Куйбышевском и’ Железнодорожном файо-
нах столицы:

Сосени Дзержинского и Мелезнодорож-
ного районных Советов обсуждали вопросы
	ремонта жилых домов. B Молотовеком,
Ленинградском, Советском, REDOBCROM,
Первомайском, Октябрьском и  Фрунзен-
ском районах фрасематриваляеь  вонросы
озеленения. Сессия Куйбышевекого район-
ного Совета заслушала и обсудила доклад
0 развертывании  торговаи в связи о от-
меной карточной системы,
	С отромным подемом на сессиях
были приняты приветствия товарищу

И. В. Сталину.
se
	В районных центрах и породах М№-
сковской области проходят первые ‹ес-
сны Советов депутатов трудящихея (вто-
рого созыва).

Вопросы © ходе подготовки колхозов,
машинно-тракторных станций и совхозов
к ресеннему севу были обсуждены на
сессиях в Виноградовеком, Дмитровском,
Гремячевеком 1 других файозах. Сессия
Звентторотекого районного Совета расемот-
рела вопрос 0 ходе заготовок и вывозки
дров, Истринского — об электрификации
колхозов, Коломенского — о плане лорож-
	HOMO строительства на 1948 гот.
	Телефонизация колхозов
Сумшины
	СУМЫ, 6 января. (По телеф. от соб.
корр.). Сумская область покрывается сетью
телефонных линий. В ближайшее время все
колхозы будут иметь телефонную связь с
районными и областным центрами. В Глу-
ховском районе артели имени Молотова,
имени Чапаева, «Пнонер» и многие ‘другие
устанавливают телефоны в отдельных хо-
зяйственных службах, в домах бригадиров
и звеньевых,
	Лекции передовиков
сельского хозяйства
	ДЗАУДЖИКАУ, 6 января. (По телеф.
от соб. корр.). В Курнеком районе Север-
ной Осетии состоялось совещание передо.
виков сельского хозяйства; Бригадир по-
леводческой бригады сельхозартели имени
Третьего Интернационала Н. Н. Г ригорьев
прочитал на совещании лекцию: «Как моя
бригада получила по 30 центнеров озимой
пшеницы с гектара». :

Звеньевая колхоза «Крестьянин» В. П.
Халач выступила с лекцией на тему: «Как
я боролась с засухой». Тов. Халач поде-
лилась своим опытом выращивания в сте-
пи высоких урожаев кукурузы. B 1947 ro.
ду она сняла с каждого гектара по 60 с
лишним центнеров зерна.

Участники совешания с болыним внима-
нием прослушали обе лекции; лекторам
было задано много вопросов.
	Садоводство в Сибири
	БАРНАУЛ, 6 января. (По телеф. от
с0б. корр.). На Алтае с каждым годом
растет. колхозное садоводство. В Романов-
ском районе, например, выращивают фрук-
ты двадцать девять колхозов.

Далеко идет слава о мастерах-садоволах
колхоза имени Молотова Шипуновского
района, Доход от фруктов превысил здесь
три миллиона рублей.

Сельскохозяйственная артель «Знамя
труда» в Ромзновском patage peeer oar
	своих фруктовых посалок 300-тысячный
доход.

Научным центром колхозного садовод-
ства является Алтайская плодлояголная
	станция. На ней испытано более нятисот
сортов яблок, груш, слив, винограда. Мз
своих питомников станция отпустила для
	„ зоозных садов полмиллиона саженцев н
черенков.
	Наука и техника
	Новое в области свазки
	  да последнее время научные сотрудники

отдела сварки Центрального научно-исвле-
довательского инсти: ута технологии и \ма-
	_шиностроения добились существенного по-
	ебют сталевар

маются заслонки завалочных отверстий,
поворотом другой подается команда через
контроллер на механизмы для наклона по-
да печи: внеред — на выпуск шлака или
Е разливочной канаве, назад — на выпуск
стали.

Бывало и прежде, — Цышнатый оюста-
вался у мартена за старшего. Уходя по де-
	вслед подручному, уносящему пробу в ла
	бораторию, и вернулея к мартену.
	Тот, кто наблюдал в этот день Цышна-
того, не заметил в нем ни суетливоети,
ни горячки. Конечно, он был взволнован,
—910 видел каждый, но приподнятость
настроения ярче оттеняла в нем черты че-
ловека ‘пельно и решительного. эето-
	—~ НУ как, Никифор?’ — уже который
раз спрашивает мастер Майборода. В этом
вопросе было не простое любопытетво.
Мастер скорее хотел подбодрить новичка.
®лал, что тот станет сетовать на труд-
ные условия, и тогда он скажет давно
приготовленные слова о долге и чести. Но
Цышнатый ни на ч10 не жаловалея.
	Майборода посмотрел через глазок в
печь. Потом оглянулся на торцовую стену
цеха, где в густом от дыма и газов возду-
	хю светились крупные электрифицирован-
ные цифры последнего лабораторного ана-

печей! «Грамотный народ работает сейчас
в мартене — этим и об’ясняется обновле-
ние, — рассуждал про себя Цышна-
тый. — Вот Прокопенко двадцать лет в
‘подручных. Сколько сменилось сталеваров,
‘сколько новых выучилось, а Прокопенко
BCO Ha TOM же месте. Он в совершенстве
знает каждую операцию в отдельности, вю
малограмотносеть словно на вожжах держит
его, не позволяет подняться до коман-
днра».

Сам Никифор получил никольное образо-
вание, читал, интересовалея специальной
литературой. Про Цьиинатого говорят, что
У него «организованная голова». Они ло
войны работал мартеновцем. Ушел на
фронт, когда завод еще не был разрушен,
а вернулея — цех уже опять работал. Ни-
кифор не видел угнетающей картины ие-
калеченных домен, взорванного мартена. В
те дни, когда он шел по дорогам войны,
лежал в окопах, ходил в атаку, его товз-
рищи — сталевары разбирали завалы и
вместе со строителями возрождали завот.
И теперь-у каждой печи трудились впере-
межку бывшие воины и строители.
_ В цехе осталось мало «етариков». И
	лам в контору, сталевар Мишуров пору- рожного в своих действиях.
	Чал ему.
— Смотри, Никифор! Я отлучуеь.
Подручный сам наблюдал за. режимом

печи, давал газ и воздух, брал пробу, Он

был опытным помощником. Но совсем дру-

Moe — самому руководить плавкой,
Цышнатый воглянул на фасположенные

на щите приборы.

— Прибавить гёза? — спросил дежур-
ный тенлотехник, рассматривая вместе ©
ним зигзагообразную линию, выведенную
прибором красной тушью на картографи-
ческой бумаге. —

— Нодождем, — ответил Цышнатый.

Работа требует от сталевара активно-
сти. Надо все время действовать. Н быст-
рее, — чтобы не упустить время. Расечи-
таешь плохо технологический режим, и
получится на час вместо двадцати тонн.
десять. Пересидит плавка — осрамищься
Ha Bech завод. Но спешить — аще хуже:
перегреешь печь. Свод может онлавиться,
огнеупорный кирпич ‘потечет сосульками.
Такого скандала товарищи всю жизнь ста-
левару не забудут. Цышнатый хотел пре-
жде все осмотреть и тогда уже действовать
уверенно, не оглядываясь. Управлять ма-
хиной, каждая плавка которой — триета_
пятьдесят тонн стали, — дело не поостое.
Тем более это не легко новичктх.

Он тщательно шлаковал о ложку, просо-
вывал ее подальше в печь, чтобы захва-
тить пробу из середины кипящей массы,
н потом еливал ее тонкой струйкой на ме-
таллическую плиту, Расплывчатая ле-
пешка стали покрывалась неровной ©изо-
‘ватой корочкой. Цышнатый мысленно
‘сравнивал пробу с теми, что видел рань-^
‘ше. Нет. он ничего не мог угадать. Св.
	сврытым воаненнем сталевар поемотрел
	ee EN EAE NE A A Re Nd CREED if

Это была оценка пробы, которую. ` Никифор знал: не сегодня. так завтра он

oar) Та р > И а.
	Е РН III Е НА С: ED AE

TOR т 1 od   Val
отнес подручный Нрокопенко. Лаборатория станет у одной из печей за crazepapa... On

@TEAWODBATIT?Ss «00   OmANntcAT man 4
			«иосветила» результат.
— Углерола маловато, видишь?
Цышнатый, наблюдая за печью, не за-
метил, как вепыхнули цифры.
	Теперь он обернулся, тоже вглядываясь
в анализ.
	— Нонял! — Энергично махнув рукой
Прокопенко, Цышнатый крикнул: — Чу-
руна горячего из микеера добавить!
	Внешне мастер был скорее суров и хо-
лоден, чем приветлив, но по каким-то не-
уловимым признакам Цышнатый чувество-
вал, что он доволен его работой.
	«Сварю первую сталь, а уже потом бу-
дет легче, — думал сталевар. — Чем я
хуже других? Почему надо многие годы
работать подручным и только чуть не на

склоне лет получить право занять место
сталевара?»
	Так было раньше, — про сорокапятилет-
него говорили: молодой сталевар. Дейетви-
тельно, молодому, не умудренному жизнью,
боялись доверить Мартен. А теперь скоь-
	RO По-настоящему молодых командует у
	вэгланул В Ту сторону, ге тальняя чаеть
	{
цеха была еще темна и холодна, как не-
	обжитой дом.

..Последняя проба ушла в лабораторию.
Сталевар заметил, что кипяший металл в
печи стал сероватоге цвета. Ленелткя тон-
	KUM слоем разливавшаяея на плите. была
	не пузырчатой, как прежде. & еовершен-
но гладкой. Вот уже восемь напряженных
часов вел плавку новый сталевар. Теперь
мастер не отходил от Цыпгнатого.
Кто-то, должно быть, Прокопенко, пер-
вый обратил внимание на появивитийся
новый анализ п закричал: «Добре!»
Цышнатего поздравляли ¢ первой удач-
Ной плавкой, ему пожимали руку началь-
ник цеха, мастер, сталевары. Одобрительно
кивали те, кто был занят у соседних печей.
	`Возбужденный Внкифор стоял срели тозва-
	рищей и, толька услышав команду ма етера
спохватился. Майборода разренил BRIG.
кать сталь. Из пульта, направляемые
опытной рукой, побежали Heart
видимые
сигналы... AHM bie
	Разлили металл, и Цышнатый вышел 3
	NN OOS EE Wt a Nal ТАСЕ

B тот месяц он вышел в соревновании на   ВЫшения производительности ручной элек-
’Первое места спели сталевапов Тозазора ! ТРОСВарки.
	Разработанная ими новая отечественная
марка качественвых электролов ЦМ.-7, ра-
циональная техника наложения швов и про-
изводительные режимы сварки позволили
осуществлять ручную сварку в нижнем по-
ложении тавровых швов со скоростью 96—
30 метров в час, что примерно в пять раз
превынтает существующие нормы,
	Такое повышевне производительвости не
ухудшает качества сварного соединения.
Наоборот, благодаря достигаемому при
этом более глубокому проплавлению уве-
	инчивает прочность его и всей сваренной
конструкции.

Первое месть среди сталевазов Донбасса.
Пусть потом его обогнали, — на то и со-
ревнование! Самое главное, — он знал те-
перь свои силы.
	На «Азоветали». введена еще одна —
цятая мартеновская печь. Она рядом с
той, которой командует Цышнатый. На
очерели пюстая, седьмая... У каждой из.
них в будничном труде решается большая
судьба. У печей взволнованно пробуют CBOH
	силы: молодые сталевары.
. Е. ЧЕРНЫХ.
		г. МАРИУПОЛЬ. «Азовсталь»,