ЧЕТЕЕРЕ, 8 ЯНВАРЯ 1948 г. № 6 (935365)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
		В Киргизии
	На вершинах Тянь-Шаня
	Альпинизм в Киргизии — популярней-
ший вид спорта. За минувший год нормы
на значок -альпиниста сдали 486 человек.
Около трехсот альпинистов республики со-
вершило повторные восхождения на горные
вершины Тянь-Шаня. Группы альпинистов
под руководством опытных инструкторов —
мастеров спорта отца и сына Маричек —
форсировали нятьдесят две вершины, трид-
цать пять из которых считались неприступ-
НЫМИ.

Большой спортивный интерес представ-
лял групповой штурм ‘высоты «Безымян-
ная», где путь альпинистов проходил по
вечному льду и отвесным скалам.

Летом нынешнего года альпинисты Моск-
вы и Киргизии предполагают совершить
восхождение на пик Победы — высочай-
шую вершину Тянь-Шаня.
	Произведения композиторов
	Композиторы Киргизии создали новые
крулные произведения. Народный артист
республики В. Г. Фере закончил большую
симфонию «Киргизстан», построенную на
народных мелодиях. Композитор С. Л. Гер-
манов написал «Торжественную кантату».
Оригинальный по замыслу и музыкальному
разрешению струнный квартет создал ком-
позитор Абдраев. Несколько новых песен
написали Малдыбаев и ПТубин.
	Изобнлие плешевых продуктов
	С каждым днем увеличивается подвоз
сельскохозяйственных продуктов на горэд-
ские рынки республики. Цены все время
снижаются. По сравнению с ноябрем прош-
лого года рис и мясо стоят в дза с поло-
виной раза дешевле, овошир—-в четыре раза.

Бойко торгуют артели промысловой коопе-
рании и коолерации инвалидов. К новому
году они вывезли на рынки на пять миллио-
нов рублей всевозможных кондитерских из-
делий, вин, товаров широкого потребления
и предметов домашнего обихода.
		п. AHHEHKOE,
соб. корр, «Известий».
	Первый уральский
домостроительный комбичат
	4Ubd в первую очередь для
новоствояшихея шахт.
	Тлавный инженер строительства Явор-
ский вэволнованно рассказывает о равно-
душин проектных организаций Мивистер-
ства строительства предприятий тяжелой
иниустрии. До enx пор задерживается
	TPOSKT канатно-потлвесных лорог. NOTA по-
	ра уже начинать подготовку к весне...

Включивиись в социалистическое со-
ревнювание за досрочное выполнение пяти-
четки, коллектив домостроителей взял обя-
зательстве к концу ново, 1948 года
освонть проектную мощность комбината. В
первом податгодит юн будет изтотовлять
двухкомнатные дома с кухней и верандой,
а < третьего квзртала — и многотицные
стандартные детали для двух-, трех- и че-
тырехкомнатных коттеджей.

Уральский комбинат домостроения осна-
щен первоклассным оборудованием. Весь
технологический процесс изготовления до-
мов, начиная от подачи древесины и кон-
чая сборкой деталей, механизнрован. Ком-
бинат сможет давать в год четыре тысячи
домов для семей шахтеров н горняков.
	В. БОБРОВ,
соб. корр. «Известий».
	т. МОЛОТОВ. (По телефону).
	страны
	Пригородный оезд, идущий по горно-
заводокой дороге от города Молотова до
станции Сылва, останавливается на сем-
надцалом километре у небольшюто рабоче-
№ поселка.

— Молотовский домостроительный ком-
бннат, — 0б`являот кондутор и добав-
ляет: — Чевивино.

Название комбината на остановка в
Тевшино кондуктор сообщает пассажирам
вопреки железнодорожному справочнику,
ще указана лишь станция  Левшино.
Ветуцивитий здесь в строй один из круп-
нейших в стране комбннатов  домострое-
ния еще не занесен на карту горноза-
водокой магистрали Западного Урала.

Корпуса комбината расположены na
огромной территорин у виаления реки
Чусовой в Каму. Далеко вилны занесен-
ные снегом аюля, темная кайма лесов на
торизонте, скованные льдом уральские

реки. По весне Чусовая принесет сюда
нескончаемые плоты.

Зимний запас древесины уже лежит ка
склалах. Комбинат приступает к строи-
тельетву жилищ для горняков Урала, Ёз-
раганлы, Донбасса.

— Наша продукция, — говорит директор
комбината тов. Васиаьев. — прелназна-
	Б вузах

Немецкая 1лазета напоминает
Бевину о некоторых фактах
	столько же или даже меньше. Что-нибудь
одно является заведомой ложью: либо то,
чт в об’еднненной золе производство до-
стигло 42 процентов довоенного уровня,
либо го, что в Бизонии не изымаются ре-
парации из текущей продукции. Вернее
всего, и 10, и другое является ложью.
Касаясь уровня промыпглениюто производ-
ства, советский министр иностранных дел
Молотов сравнил его с 1938 г., в то ве-
мя как Бевин, передергивая факты, ерав-
нивает ето в уровнем 1936 года. Ш
данным печатных органов самого Бевина,
в Бизонин произволится 32—35 процен-
тов довоенного количества текстиля, На-
селение же получаер в год в 10 pas
меньше текетиля, чем до войны. На эк-
спорт текетиль ле ищет’ (из Бизонии эк-
спортируетея текстиля только на 2 цента
Ha душу населения в год, т. ©. В 6% pas
меньше, чем до войны). Куда же нечезает
в этой образцовой зоне Бевина по мень-
шей мере 100 тыс. тонн токетная в год?
На вилно, чтобы население Бизонин но-
чуветвовало  плоды пофитики «отказа от
репараций», о которой так много трубит
анрла-американекая пропаганда.
	Как заявляет далее Бевин, немецкие
экспортные товары продаются ие ценам
мирового рынка. Может быть, это п пра-
вильню. Но ночему Бевин ничего не гово-
ри’ нам о том, сколько процентов от этих
иен записывается н& счет Германии. За
каждую тонну эвспортированного немецко-
го угля на счет Германии затисывалось В
1946 г. 56 долларюв, ав 1947 г —
от 10 ло 15 лолларов. А каковы цены ми-
рового рынка на уголь? За каждую экс-
портированную «лейку» па счет Германия
записывается 160 долларов, а в Америке
в иодают по 450—500 долларов. 3a
каждую тонну вывезенного леса Германия
получает около двух долларов, a пены ми-
рового рынка на лес составляют 11,2 —
16,4 доллара за тонну, т.-е. в срешем в
8 раз выше. Англичане вывезлй в.Англию
3,5 миллиона тонн немецкого леса. Сколь-
KG же миллионов долларов они заработали
на этом? Англичане вывозят из Германии
металлический лом по цене 26 долларов
(по другим данным только 6 долларов 3a
тонну), тогла как цены мирового рынка
на лом равняются 38 —40 долларам за
тонну. Только один завод «И. Г. Фарбен-
инлустри» в Деверкузене за первую поло-
вину 1947 г. поставил для экспорта на
2—2.5 млн. долларов химических продук-
тов. В то- же время нз счет Германии 3%
экспорт химических продуктов из всей
0б’елиненной зоны за это полугодие было
залиеано только 540 тыс. долларов. Где
же остальные деньги? В чей карман утек-
ли эти миллионы?

Бевин заявляет, UDO вся выручка от
экспорта немецких изделий илет исключи-
тельно для закупки сырья для Германии.
За 1947 г. официально ‘экспорт Германии
составлял 225 миллионов долларов. На
импорт сырья было выделено всего 70 мил-
ионов долларов. Где же остальные долла-
ры? Бевин забывает, видимо, 00 изданном
двухзональным экепортно-импортныег агент-
ством распоряжении все импортированное
сырье н оборудование использовать только
лая произвотства товаров Ha экспорт. За
это сырье и оборудование с нас требуют
самые высокие цены мирового рынка и да-
же выше. В то же время наши изделия,
изготовленные из этого сырья и © помо-
HIbIO “aTore оборудования, забираются у нас
10 ценам стоп-куреа, то-есть в два-три
раза ниже цен мирового рынка. Разница
покрывается за счет немецких налоголла-
тельшихов.
	Сессия американского конгресса
	чиненных Шталов. 7 января Трумэн обра-
THICH К совместному заседанию обеих
	Бевин гордо заявляет, что добыча угля
в Бизонии повысилась до 280 тысяч тонн
в сутки. Действительно, там удалось 8
течение нескольких дней доводить добычу
угля до этого рекордного уровня. При этом.
руреких шахтероз заставляли работать
сверх сил, обещая им золотые горы в ви-
де америкачежих продовольственных посы-
лок. Но чм получили мы от этого увелн-.
чения угледобычи? Может быть, население
получило больше угля нли немецкая про-
мышленность, изготовляющая товары пи-
рокого потребления, начала работать луч»
ие? Ничего подобного. Увеличился разо-
рительный для Германии эксмюрт утля. В
связи с достижением суточной угледобычи
в 280 тыс. тонн была введена новая
скользящая игкала экспорта, предуематря-
взющая значительное увеличение вывоза
угля из Германии. Топерь добыча угля
снова упала ниже 200 тысяч тони, & 00’6м
экспорта, повитимому, не изменится. Нем=
цам приходится теперь расмлачиваться 36
10, Что, поверив в получение американ-
ских посылок, они повысили добычу угая.

Нажонен, Бевин утверждает, что в Бизэ-.
нни реоко повысилось производетво стали.
По данным жубнала «Ди Виртиафт» за
декабрь 1947 года, в советской зоне иро-
изволетво металла в третьем квартале
1947 года уже достигло 26 процентов до-
военного уровня. В антгло-американской
зоне, гхе практически никакого демента-
жа не было, производство металла достиг“
ло лишь 21 процента. Выходит, что хва-
стать нечем, Depa возмущается, когда .B
интересах истины делаются заявления 0
том, что развитие пеменкой промышленяю-
сти в Бизонии умьнилевно тормозится со
стороны Англии и США. Но если промьти“
ленность в Бизонии не работает из-за от
сутетвия угля и электроэнергии, & экенорт
угля и электроонергии неуклоние растег
(экепорт электроэнергии тенерь в 10 раз
выше, чем до войны), то является ли это
стимулом для развития немецкой промытши=
ленноети? Немецкая деревооблелочная про-
уышленность находитея в состоянии за-
стоя, а англичане п американцы вывозят
миллионы тонн немецкого леса по бросо-
вым ценам, оголяя немецкую землю. Если
допустить, что Англия н США не хотят
сокращать немецкий экспорт, то почему
же демонтируютея как-раз те немепкне
предирнятия, которые работают на эк-
спорт, и оставляются военные предприя-
тия? Почему же Западная Германия npe~
вращена в колониального поставщика
сырья, в страну, в которой экепорт гото-
вых изделий составляет только 5 процен-
тов всего экспорта? Бывшая английская
колония Инлня лаже в самые худнше вре-
мена вывозила тотовых изделий только в
	тва таза меныие, чом сырья. Можно ли гэ-
	ворить о политике, якобы направленной
на расширение немецкого экспорта? Не
кто иной, как лорд Цакенхэм, заявил, что
«при существующем уровне цен немецкие
экепортные товары не могут  наводнить
мировой рынок». Английская газета «Ман-
честер тардиан» 8 мая 1947 rola micada
по этому поводу: «Не является секретом
тот факт, что определенные отрасли нс-
мецкой промышленности не имеют разре-
шений ча экспорт своей Продукции, так
как они могли бы ветупать в конвурен-
цию CO CBOHMM соперниками в Антлин п
США».

В заключение «Берлинер нейтунг» пи-
пет, что без подтасовки фактов едва ди
можно опровергнуть приведенные нами
цифры и факты. Вэ всяком случае мы го-
зы в любое воемя претоставить и другие
	данные. На сегодня достаточно и этого.
	палат с посланием 0 положении В
	стране.
	БЕРЛИН, 5 января. (ТАСО). Быходящие
по английской лицензии газеты «Телеграф»
и «Дер соцщиал - демократ» в номерах 34
30 декабря опубликовали под крупными
заполовками заявление английского мини-
стра иностранных дел Бевина в связи ©
окончанием Лондонской конферентии. Ta-
30TH о)’явили о своей полной солидарности
в содержанием заявления Бевина, скрыв от
своих читателей, что это заявление полно
неверных утверждений, которые расечита-
ны на то, чтобы ввести в заблуждение об-
щественное мнение Германии и всего мира.
Газета «Берлинер цейтунг» в номере за
4 января опубликовала болыную статью,
озаглавленную «0 чем умолчал Бевин?»,
в которой напоминает английскому мини-
стру и его немецким прислужникам о не-
которых фактах хозяйничания англо-аме-
риканеких колонизаторов в Бизонти.

«Бевин признал, — пишет  «Берлинер
цейтунг» —что Англия извлекла «некото-
рую пользу» из использования. хостиже-
ний немецкой науки и техники. Но он за-
был упомянуть, что англичане извлекли не

только «некоторую пользу», но и огромное

количество навейлгих машин - уникумов,
из’ятых английскими техническими коман-
дами, которые рыскали но всем немецким
заводам в поисках пеизвестных им мапгин
и изобретений. Как заявило английское
правительство. в 160 фирмах английской
зоны былн из’яты многие уникальные ма-
шины, которые не были включены в счет
репараций, и, как было зачвлено в ан-
глийском парламение, некоторые из них бы-
ли просто украдены у немпев, В антлийекой
зоне изымалиеь сотни машин © целью лик-
видации конкуренции немецкой  промы-
пленности в будущем с тем, чтобы обеспе-
чить новые рынки для английского экетор-
та. Это — не репарации, это — простой
грабеж.

Может быть, английские оккупационные
власти самоуправетвуют и не информиру-
ют своего министра иностранных дел о
том, что делается в Западной Германии?
Отнюль нет. Бевин неоднократно похчерки-
вал, что политика, проводимая в Герма-
нии, строго согласована © английским пра-
вительством. Тогда как же следует раесмал-
ривать отправку в Англию всего машин-
ного парка, в том числе мощных карусель-
ных станков, < двух крупнейлтих заводов
Крунпа в Эесене ею до проведения оцен-
КИ этого оборудования и включения его
в реларационные списки? Или как следует
рассматривать из’ятие англичанами 147
станков на одном из крунповских заводов?
Разве это оборулование было зарегистриро-
вано в межеоюзном репарационном згент-
стве в Брюсселе? Была произведена соот-
ветотвующая оценка этого оборудования,
как заявляет господин Бевин?

Бевин заявляет, что в советской зоне в
счет репараций изымается 70 процентов
продукции. Донуетим, что это так. Про-
мынченное производство в Бизонии, по
подечетам Бевина, достигло 42 процентов
довоенного уровня, & в советской зоне—
40 процентов. Поскольку в Западной Гер-
мании репарацин из текущей продукции
не изымаются, а уровень промышленного
произволетва там выше, чем в советской
зоне, то население Бизонни должно было
бы получать по меньшей мере половину
довоенного количества промтоваров и во
всяком случае в четыре раза больше, чем
население советской зоны.  Здесь-то и
проявляется полнейшая  беспочвенность

утверждений Бевина и его немецких ла-

хеев. Немцы в Бизонии не получают в
четыре раз больше промышленных това-
ров, чем в советской зоне, а получают

ВАШИНГТОН, 7 января. (ТАСС). Вчера
открылась очередная сессия конгресса Coe-
	горн DROP
	В Московском государственном универ-
ситете имени М. В. Ломоносова идет зим-
няя экзаменационная сессия. Особенно
успешно держат экзамены студенты исто-
рического, биологического, механико-мате-
матического и геолого-почвенного факуль-
тетов. Болыше половины экзаменов на
этих факультетах студенты сдали на
«отлично»,

Блестяще отвечал на экзамене по педа-
гогике студент пятого курса. биологическо-
го факультета Л. Никифоров, сталинский
стипендиат, участник Отечественной вой-
	ны. Он обнаружил глубокое понимание
проблем советской педагогики, знание
практической работы школы.

+
	Оригинальную дипломную работу защи-
тил студент Московского технологическо-
го института легкой промышленности
П. Большаков. Он разработал новую кон-
струкцию полуавтомата для прибивки по-
дошв к обуви за один удар. Новая маши-
на дает возможность прибивать подошвы к
правому и левому ботинку одновременно.
Машина приспособлена к современным
условиям поточного производства и, по мне-
нию специалистов, может вчетверо увелн-
чить производительность труда.
		показана новая постановка оперы «Севиль-
ский цирюльник». В Болышом зале кон:
серватории исполнялась новая кантата Мяс-
ковского «Звезды Кремля». В хоре и
оркестре были заняты триста студентов;
солистка—Д. Потаповская: Студенты про-
демонстрировали свои творческие успехи.

Всеобщее внимание привлекла дипломная
работа студента теоретико-композиторско-
го факультета И. Попова «Очерки симфо-
нического творчества Балакирева». Работа
И. Попова — серьезное исследование недо-
статочно изученного симфонического твор-
чества выдающегося русского композитора.
		Авиация в избирательной
кампании
	Президиум Верховного Совета РСФСР
особым постановлением отметил хорошую ра-
боту гражданской авиации по обслуживанию
выборов в местные Советы депутатов тру:
дящихся Российской Федерации.
	Из Архангельска в. Нарьян-Мар и обратно,
из Красноярска в Тувинскую автономную
область, в Эвенкийский и Таймырский на-
циональные округа, в отдаленные районы
Крайнего Севера, Сибири, Якутии и Даль-
него Востока в пургу и непогоду регулярно
летали пилоты гражданской авиации, до-
ставляя агитационно-пропагандистскую ли-
тературу, избирательные бюллетени, доку-
менты о результатах голосования.
	Краевые и областные ‚ избирательные кэ-
	миссии вынесли благодарность и наградили
	ценными подарками экинажи многих самоле-
тов Красноярского;. Дальневосточного, Вос-
точно - Сибирского и других управлений
Гражданского воздущного флота,
	В течение избирательной кампании на тер-
ритории РСФСР было проведено 3.198 выле-
тов самолетов и перевезено воздушным пу-
тем 320 тонн почты и грузов.

Сейчас пилоты гражланской авиации ак-
THBHO обслуживают избирательную кампанию
в отдаленных районах peeny6nak Средней
Азии и Закавказья.
	Памяти великого.
болгарского поэта
	ЛЕНИНГРАД, 7 января. (По телеф. от
соб. корр.). Вчера исполнилось сто лет со
дня рождения великого болгарского поэта
и революционера. Христо Ботева:
	Ленинградское отделение издательства
Академии наук СССР отмечает эту знаме-
нательную дату выпуском биографического
очерка «Христо Ботев». Автор книги ака-
демик Н. С. Державин рассказывает о ро-
ли Ботева в развитии революционных идей
в Болгарии, об его социально-политических
воззрениях и о связи с передовой русской
демократической общественностью ‘69-х го-
ROB.

Книга выйдет в свет в ближайшие дни.
	Сценарная студия Министерства кинема-
тографии приняла новый сценарий «Три
бойца», авторами которого являются вы-
нускники режиссерского факультета Все-
союзного государственного института ки-
нематографии Ю. Егоров и Ю. Побе-
доносцев (мастерская С. Герасимова). Сце-
нарий получил положительный отзыв ма-
стеров кино. Это — повесть о морали со-
ветского человека, о его новом духовном
	облике.
	Московском полиграфическом инсти-
туте молодые научные работники — аспи-
ранты широко поивлекаются к методиче-
ской работе. Так, например, аспирант
Л. Белозерский совместно с‘ доцентом
В. Цацкиным подготовил новый учебник
для полиграфических техникумов «Обору-
	дование полиграфических предприятии».
	При Московской государственной кон-
серваторни имени П. И. Чайковского во-
зобновил работу ‘музыкальный лекторий
для студентов Москвы. В оперной студии

при консерваторни снлами студентов была
	Библиотечки Госполитиздата
	Государственное издательство  полити-
ческой литературы приступило к выпуску
серии брошюр под общим названием — «За
новый под’ем сельского хозяйства СССР».
Брошюры посвящены решениям  февраль-
ского Пленума ЦК ВКП(б) о мерах под’е-
ма сельского хозяйства в послевоенный

период.
	этой серии уже вышли: брошюра
И. Бенедиктова «Развитие сельского  хо-
зяйства в послевоенный период», брошюры
Б. Баратова «Могучий колхозный строй»,
	. Шушакова «укреплять: и развивать
общественное хозяйство артели», Б. Са-
вельева «За 127 миллионов тонн зерна»,
	М. Краснова «Создадим обилие продуктов
животноводства», М. Якушкина «Увели-
чим производство. технических культур»,
И. Кантышева «Превратим совхозы в
образцовые высокопроизводительные хозяй-
ства».

Приступлено к изданию «Библиотечки
агитатера», которая должна обобщить опыт
	агитационной работы и оказать методиче-
скую помощь агитаторам. «Библиотечка
агитатора» будет состоять из 14 Ha3Ba-
ний: «Основные черты бсльшевистской
агитации», сборника статей М. И. Калинина
— «О политической агитации», брошюр —
«Работа агитатора с газетой», «Как под-
готовиться и провести беседу», «Как подго-
товиться к докладу», «О языке агитатора»,
«Художественная лигература в агитацион-
ной работе», «Агитатор и стенная печать»,
«Наглядная агитация на предприятии и в
колхозе», «Опыт политической агитации
в колхозе», «Опыт политической агитации
на предприятии», «Опыт политической аги-
тации среди населения по месту житель-
	ства», «Агитатор — организатор социали-
стического соревнования», «Справочник

агитатора».
	Каждая из брошюр «Библиотечки аги-
татора» будет издана тиражом в 500.000
экземпляров.
	ae eee

eNO OE NOE

Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Нал Волгой. над Окой, над Камой...
	Пророческими оказались предчувствия
поэта: свободна, горда и ечастлива теперь
ето родина, народным достоянием стали
его песни.

Поэзия Некрасова всегда находила Ca-
мый живой отклик и любовь у нашего
народа, у его передовых деятелей, ибо в
ней — разум и сердце великого патриота,
оружнем слова боровшегося за лучше бу-
душее своего нароча. Все знают замеча-
тельные слова из поэмы «Кому на Руси
Жить хорошо»:
	Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,

Ты и бессильная,
Матушка-Русь.
	Некрасов принадлежал в числу тех, еще
немногих в ту пору в России, обществен-
ных деятелей, которые, по’ опрехелению
Ленина, понимали «всю узость, вее убоже-
ство пресловутой «крестьянской реформы»,
весь ее крепостнический характер».
	Творческий диапазон поэта был чрез-
вычайно широк. Лаконично, но сильно, н®-
сколькими штрихами набрасывал Некрасов
портреты н образы людей самых различ-
ных слоев русского общества — от выс-
шей бюрократин и дворянства до мелких
чиновников, городских бедняков и Rpe-
стьян. Как живые, встают они со страниц
его книг. С потоясающей силой отражая
социальные противоречия, юн пробуждал
горячее сочувствие к беспощадно экеплюа-
тируемой городской и деревенской бедно-
те‘`и ненависть к помещикам, финансистам,
торгашам.

В замечательных поэмах Некрасова «ЁКо-
робейники», «Мороз, Красный нос», «Кому
на’ Руси жить хорошю» дано эпически
широкое изображение жизни русского кре-
стьянства. Годами работая над поэмой
«Кому на Руси жить хоропю», ‘Некрасов
надеялся, как он передавал Глебу Успен-
екому, создать «народную поэму», TO-
есть книгу, понятную народу и правди-
вую. В эту книгу, замечает Успенский,
должен был войти весь опыт, данный
поэту изучением народа, все сведения, на-
копленные, по собственному ‹ выражению
Некрасова, «по словечку в течение два-
дцати лет».
	Некрасов верил, что настанет время, ко-
гда русекий народ лодьется освобождения
от векового рабства. Он любил и знат свой
народ, видел, какая великая скрытая сила
таитея в его недрах:
	Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней.

Она не знает середины —

Черна — куда ни погляди!

Но не проел до сердцевины

Ее порок. В ее груди

Бежит поток живой и чистой

Еще немых народных сил:
Так под корой Сибири льдистой

Золотоносных много жил.
	Поэт мечтал о том времени, когда его
книги будут читаться всем народом. Он
часто возвращался к этой теме в своих
стихотворениях п в беседах © близкими. Он
	прославил в своих стихах тех, кто ода
жизнь за счастье народа. В произведениях
«Дедушка», «Недавнее время», «Русекие
женщины», «Пророк», «Суров ты быд...»,
«Не рыдай Чак безумно нал ним» и других
рисует Некрасов незабываемые образы
лучших людей родины, народных заступ-
ников, борцов за свободу.

Глубина патриотической лирики Некра-
сова раскрывается во многях дынащих не-
преклонной ренимоетью строках.
	Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не\ даром... Дело прочно,
Когда пол ним струится кровь...
	Сила воздействия поэзии Некрасова на
умонастроение молодежи Эыла огромна. По-
пулярность его росла с каждым годом. Bo
второй половине своего творческого пути
ен был безраздельным властителем дум ре-
волюнионного поколения 70-х годов.

Тлубокой верой в несокрушимую силу
народа дышали тихи oats, сказавитего:
	Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ...

Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
	Котла Некрасов  переносилея мечтою в
будущее, он видел свой «народ неутоми-
мый» освобожденным от оков. Берега, ро-
димой Волги представлялись ему густо за-
селенными.
	Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...
	Судьбу своей поэзии он неразрывно
связывал е будущим родного нарота. С
потрясающей силой говорится 06 этом
в его предомертных «Последних песнях».
В одном ‘из этих стихотворений образ
музы сливается с образом матери, поющей
колыбельную песню, полную исключи-
тельной глубины.
	Усни, усни, касатик мой!

Прийми трудов венец желанный,
Уж ты не раб — ты царь венчанный;
Ничто не властно над тобой...

Усни, страдалец терпеливый!
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь Родину свою...
	К 70-летию со дня смерти Н. А. Некрасова
	еликий поэт русского народа
	Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь ‘смиренно преклонить колени!..
	Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...
	Поэт твердо верил, что первостепенной
обязанностью подлинного художника может
быть только беззаветное служение родине
и народу, делу освобождения их от самодер-
жавия и крепостничества. Чернышевский
помогал Herpacopy преодолевать времен-
ные колебания, уступки . либерализ-
му. В. И. Ленин с величайшим проникно-
вением характеризовал сложный творче-
ский путь поэта: «Некрасов колебался,
будучи лично елабым, между Чернышев-
ским и либералами, но все симпатии его’
были на стороне Чернышевского. Некра-
сов По Tol же личной слабости грения
нотками либерального угодничества, но сам
же горько оплакивал свои «грехи» н

публично каялся в них.
	Не торговал я лирой, но бывало,
Когла грозил неумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала
Моя рука... о
	«Неверный звук»— вот так называл сам
Некрасов свои либерально - угоднические
грехи».

Дворянские и буржуазные поэты, сто-
ронники «искусства для иекусства», стре-

мились отвлечь чита телей от острых вопро-
сов современности, Каждое стихотворение

Некрасова, напротив, будило сознание чита-
	теля, эвало его к борьбе. «Нет науки для
науки, нет искусства для искусства, — все
они существуют для общества, для облаго-
рожения, для возвышения человека, для его
обогащения знаниями...», — писал Некра-

сов в одной из евоих статей.
(С 1847 гола Некрасов начал издавать.
	обновленный «Современник», который стал
центром лучших литературных сил Россин
	и оставил неизгладимый след в истории
	Семьдесят лет назад несметные толиы
народа шли по улицам Петербурга за гро-
бом великого. поэта, поэта-гражданина, вся
жизнь ив творчество которого были посвя-
щены народу ий борьбе за его оквобожле-
ние. Похороны приняли характер полити-
ческой демонстрации.
	- Чернылевекий, томившийся в ссылке в
далеком Вилюйске, писал, что слава Нек-
расова будет бессмертна, чло «вечна лю-
бовь России к нему, геннальнейшему и
благоротнейшнему из всех руеских 10эт0в».
	Имя Некрасова неразрывно связано ©
именами великих русских  революцион-
ных демократов прошлого’ века — Бе-
линекого, Чернытевского, Добролюбова. До
конца <809г0 сложного и мучительно
трудного пути поэт оставался верен убеж-
дениям своих друзей и единомышленни-
ков. Не случайно, что именно благодаря
Белинскому Некрасов обрел свое наетоя-
щее призвание и что Некрасов в свою оче-
рель несколько поздное помог выйти на ли-
тературную дорогу молодому Чернышевеко-
му. Так на протяженяй многих лет рус-
ская передовая общественная мысль и фуе-
ская поэзия шли рука об руку в неразрыв-
ном союзе к общей великой цели, Счастьем
называл Некрасов свою встречу е Белин-
ским, благодаря общению с которым он очу-
тился в сфере передовой общественной мыс-
ли своего времени.. Именно отсюда вынес
Некрасов взгляд на литературу, как Ha одно
пз самых могущественных орудий преоб-
разования действительности, освобождения
закрепощенной родины, стонавшей  пюд
гнетом царизма.
	Своей плейной высоты творчество Не-
красова достигло именно благоларя тесной
связи поэта с вождями революционной де-
мократий. Чутко улозвив в ранних произ-
	велениях Некрасова задатки свогобразной
	силы, Беличекий раскрыл поэту глаза wa
его настоящие возможности, указал ему
высокую и благоролную пель творчества.
	Через много лет, оглядываясь на про-
иглое, Некрасов писал о Белинеком:
	русской культуры и русского освободитель-
ного движения. «Современник» Некрасова
был знаменем революционно-лемократиче-
ской интеллигенции 50—60-х годов, про-
волником передовых идей, воодушевлявших
русских публицистов, мыслителей п писа-
телей.

Co страниц «Современника» стихи Некра-
сова переходили из уст в уста, рождая са-
мые горячие отклики в сердцах молодого по-
коления. В некрасовеких стихах зазвучали
	слова неприкрашенной правды 0 жизни.
	варода. р

Некрасов-— поэт и журналист, публицист
и глубокий лирик. jx обстоятельство на-
кладывало совершенно своеобразный отие-
чаток на самый строй его стиха, где новое
‘социальное содержание облекалось в новую
форму. Он приближал, насколько возможно,
язык поэзии к разговорной речи, стремясь
К тому, чтобы стихи его были доступны
любому читателю.
	При всей своей оригинальности и Но-
	визне поэзия Некрасова глубокими KODHS-
	ми связана © творчеством его великих
предшественников. Учителями Некрасова
были Грибоедов и Крылов, Пушкин и Лер-
монтов, Рылеев и Кольцов. Выетупив во
второй половине 40-х годов © такими сти-
хотворениями, как «В дороге», «Тройка»,
«Пеовая охота». Некрасов явился провоз-
	вестником репгительногм поворота русской.
	литературы к изображению жизни миллио-
нов простых людей,
	Я призван был воспеть
твои страданья,

Терпеньем ‘ изумляющий народ!
	Он воплотил в свойх поэтических ир9-
изведениях страстный протест против кре-
постничества. Этот мотив в поэзии Некра-
сова все более нарастал и ширился. Ero
не обманула п совершивияся в 1861 го-
ду «крестьянская реформа». Он писал:
	Знаю: на место сетей крепостных
	Люди придумали много иных...
	Они послужили чЧенину эниграфом к
статье «Главная задача наших дней». В
этой статье, написанной в 1918 году,
Ланин развернул программу коренного пре-
образования страны: «<... добиться во что
бы то ни стало того, чтобы Русь перестала
быть убогой и бессильной, чтобы она ста-
ла в полном смысле слева могучей и
обильной.

Она может стать таковой... У нас есть
материал... чтобы создать действительно
могучую и обильную Русь».
	В своей речи о задачах хозяйственни-
ков товариш Сталин также вспомнил эти
некрасовокие слова, когда говорил о ста-
рой России, об ее отсталости.

Оевобождонный Октябрьской революцией
народ под руководством нартии большеви-
ков слелал ранее отеталую Россию могу-
	щественной передовой социалистической
державой, показывающей пример всему
человечеству.
	В сокровищнице русской классической
поэзии етихи Некрасова занимают почет-
нейшее место. Советская поэзия свят
хранит м продолжает его творческие за-
Berl.

Советеким читалелям дороги револю-
цлонно-демократические традиции, вопло-
тившиеся в замечательных созданиях не-
красовской поэзии, поэзии большого поли-
тического размаха, идейной страстности и.
	глубины.
Н. БОГОСЛОВСКИЙ