10 ФЕВРАЛЯ 1948 г. № 33 (9563)
	Лиги Наций, не получив никаБого дриже-
НИЯ.

Было ясно, что Англия и Франция, ко-
торые руководили тогда Лигой Наций, от-
казываются от коллективного отпора не-
мецкой агрессии. Отказываются же они от
коллективной безопасности потому, что она
мешает им проводить усвоенную ими но-
вую ‘политику «умиротворения» немецкой
згрессии, политику уступок гитлеровской
агрессии. Конечно, такая политика но
могла не повести к усилению немецкой
агреевин, но англо-французекие  правя-
щие круги считали, что это ие онаено,
так как, удовлетворив гитлеронекую arpec-
сию уступками на Западе, можно было.
направить ее потом на Восток и использо-
вать ео в качестве оружия против СССР.
	В отчетном докладе Ha ХУШ еезде
ВЕП(б) в марте 1939 года, об’ясняя при-
	чины усиления гитлеровской агрессии,
И. В. Сталин говорил:
«Главная причина состоит в отказе
	большинства неагрессивных стран и, пре-
mie всего, Англии и Франции от полити-
RA коллективной безопасности, от полити-
ки коллективного отпора arpeccopaM, в
переходе их на позицию невмешательства,

на позицию «нейтралитета»“).

Чтобы запутать читателя и одновремен-
но оклеветать Советское Правительство,
американекий корреспондент Нил Стэнфорд
утверждает, что Советское Правительство
стояло против коллективной безопасности,
что М. М. Литвинов был смещен в поста
Наркоминдела и заменен В. М. Молотовым
потому, что он проводил политику увреп-
нения коллективной безопасности. Трудно
представить что-либо более глупое, чем
это фантастическое утверждение. Понятно,
что М. М. Литвинов проводил He свою
личную политику, а политику Советского
Правительства. С другой стороны всем из-
вестна борьба Советского Правительетва п
ето представителей, в том числе М. М.
Литвинова, за коллективную безопасность
з течение воёго предвоенного перпода.

Что касается назначения на поет На-
годного Комиссара Иностранных Дед
В. М. Молотова, то совершенно ябно, что
в сложной обстановке подготовки фашист
скими агрессорами второй мировой войны,
при прямом попустительстве и подталкива-
нии агрессоров на войну против СССР со
стороны Великобритании и Франции, за
спиной которых стояли Соединенные Шта-
ты Америки, необходимо было иметь на
таком ответственном посту, как пост На-
	родного  Вомиссара Иностранных Дел,
более опытного и более популярного в
стране политического деятеля, чем
	М. М. Литвинов.

Отказ Западных держав от пакта 0 кол-
пективной безопасности был не случай-
ным. В этот период развернулась борьба
между двумя линиями международной по-
литики, Одна линия — это линия борьбы
За мир, за организацию коллективной 06з-
опасности и за противодействие агрессии
0б`единенными усилиями миролюбивых
народов. Эту линию вел Советский Cows,
последовательно и стойко защищая инте-
ресы всех больших и малых миролюбивых
народов. Другая линия — это линия йа
отказ от организации коллективной
Зезопасности, на отказ от противодействия
агресеин, что неизбежно поощряло фанеист-
ские страны к усилению их агрессивной
активности и тем самым способствовало
газвязыванию новой войны.

Йз веего этого видно, что историчес-
кая правда заключаетея в том, что гитлё-
ровская агрессия стала возможной, 30-
первых, в силу того, что Соединенные
Штаты Америки помогли немцам создать
% короткий. срок  военно-экономическую
базу германской агрессии и вооружили
таким образом эту агрессию, и, во-вторых,
в силу того, что отказ англо-французеких
правящих кругов от коллективной 6езо-
паености расстроил ряды миролюбивых
втран, разложил единый фронт этих стран
против агрессии, очистил дорогу для He-
мецкой агрессии и помог Гитлеру развя-
зать вторую мировую войну.

Что было бы, если бы Соединенные
Штаты не финансировали тяжелую про-
уышленность гитлеровской Германии, &
Англия и Франция не отказались бы OT
коллективной безопасности, а, наоборот,
арганизовали бы вместе се Советским Сэю-
	30M коллективный отпор немецкой аг-
peecun?

Гитлеровская агрессия оказалась бы без
достаточного вооружения.  Гитлеровская
	захватническая политика очутилась бы в
тисках режима коллективной безопасности.
Шансы успешного для гитлеровцев развя-
зывания второй мировой войны уменьши-
лись бы до минимума. И если гитлеровцы,
несмотря на эти неблагоприятные для них
условия, все же решились бы развязать
вторую мировую войну, они были бы раз-
биты в первый жё год войны.

Этого, однако, пе случилось, к сожале-
ийю, вбледетвие пагубной политики, про-
Болившейся Согдивенными Штатами Аме-
рики, Англией и Францией в течение все-
Py предвоенного периода.

Вот кто виноваты в том, что гитаеров-
цы смогли не без успеха развязать вторую
	мировую войну,  продолжавшуюся почти
	Шесть лет и поглотившую  мадлионы
жертв.
	(Продолжение следиует)}
	*) Ш. В. Сталин. Отчалный доклая на
	речи,   УПТ с’езде партни о работе ЦК ВКП(б),
	«Вопросы ленинизма», стр. 570.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Реторическая справ ка)
	своей стране, стоящих за улучшение от-
ношений с СССР. Удар по прогрессивным
элементам в США имеет, несомненно, при
этом своей целью ослабить их влияние,
ввиду предстоящих осенью 1948 г. выбо-
ров нового Президента США,
	Сборник насыщен документами, состря-
панными гитлеровскими дипломатическими
чиновниками в дебрях немецких диплома
тических каннелярий. Уже одно это 06-
стоятельство должно было бы предостеречь
от одностороннего использования и опубли-
вования документов, отличающихся‘ одно-
сторонностью и тенденциозностью, изла-
гающих события с позиций гитлеровекого
прарительства и преследующих цель дать
этим событиям благоприятное для гитае-
ровцев освещение. Именно поэтому Совет-
ское Правительство было в свое время про-
тив одностороннего опубликования трофей-
ных терманских документов без предвари-
тельной и тщательной совместной их про-
верки. Даже французское правительствен-
ное агентетво Франс пресе вынуждено при-
знать, что порядок публикаций материа-
лов, преданных глаености тремя Правитоль-
ствами без ведома Советекого Союза, «не
совеём соответствует нормальной диплома-
тической процедуре».

Тем не менев, Английское Правительство
пе согласилось с этим. Американское, Анг-
лийское и Французское Правительства по-
шли на отностороннее опубликование не-
мецких документов, не останавливаясь пе-
ред фальсификацией истории, пытаясь
оклеветать Советский Союз, вынеситий на
своих плечах основную тяжееть борьбы
против гитлеровской агрессии.

Тем самым эти Правительства взяли на
себя всю ответственность за последствия
такого одностороннего акта.

Ввиду такого обетоятельства Советекое
Правительство считает себя вправе, в свою
очередь, опубликовать те секретные доку-
менты об отношениях между гитлеровской
Германией и ГПравительствами Англии,
Франции и США, которые попали в руки
Соретекого Правительства ни которые скры-
ли эти Правительства от общественного
	мнения. Они скрыли эти документы, не.
	хотят их публиковать. Во мы считаем, что
эти документы, после всего случившегося,
должны быть преданы гласности, чтобы
можно было восстановить  нсторическую
правду.

Советское Правительство располагает
важной документацией, захваченной совет-
свими войсками при разгроме гитлеровской
Германии, опубликование которой поможет
правильно осветить действительный ход
подготовки и развития гитлеровекой агрес-
сии п второй мировой войны.

Этой же задаче служит и публякуемая
ныне Советским Информационным Бюро
при Совете Министров CCCP историческая
справка «Фальсификаторы истории».

Относящиеся к этому вопросу секретные
документы будут опубликованы в ближай-
	Шее время,
	питалов, а также английского капитала
может служить известный банк Шредера,
B KOTODOM зувоволашую роль играл .гёр-
	манский Стальной трест -— «Ферейнигте
Штальверке», организованный Стиннесом,
Тиесеном и другими промвииленными маг-
натами Рура, е центрами в Нью-Йорке и
Лондоне. В делах этого банка играли ве-
дущую роль Аллен Даллее, директор лон-
донских, кёльнеких и гамбургских Ире-
дерсв в Нью-Йоркё — фирмы «И. Г.
Шредер Бэнкинг Корпорейшен». В нью-
йоркском центре этого банка играла ве-
дущую роль известная адвокатская фирма
«Салливан энд ИКромвел», возглавляемая
Джоном Фостером  Лаллесом, нынешним
тлавным советником г-на Маршалла, и те-
ено связанная с мировым нефтяным рок-
феллеровским трестом «Стандарт Ойл», а
также е самым мощным банком Америки
«Чейз Нешенел Бэнк», вкладывавшими в
терманекую промьшиленноеть огромные ка-
питалы.

В вышелшей в Нью-Йорке в 1947 г.
книге Р. Сесюли подчеркивается, что как
только в Германии в послеверсальский
период была остановлена инфляция п
марка укрепилаеь, иностранные займы
буквально хлынули потоком в Германию.
В период между 1924 и 1930 годами
иностранный долг Германии увеличился
более чем на тридцать миллнардов марок.
	С помошью иностранного. тлавным 0об-
	разом, американекого капитала  герман-
ская промышленность, особенно «Ферей-
нигте  Штальверке» (немецкая фирма),
	была широко реконструирована и модер-
низирована. Некоторые займы шли ‘непо-
средственно фирмам, ‘игравшим главную
роль в перевооружении *).

Одновременно ©  англо-германо-амери-
канским банком Педера в финанеирова-
нии германского стального треста. «Фе-
рейнигте Штальверке» в эти толы руко-
	волянгую роль играл один из крупнеиших.
	НЬЮ-Иорвеких банков Диллон Рид энд Е°, в
чнеле директоров которого в течение ряда
лет состоял нынешний миниетр обороны
Форрестол **).

Вот этот золотой дождь американских
долларов оплодотворил тяжелую промынш-
ленноеть гитлеровекой Германии и, в част-
ности, военную промышленность. Это мил-
лпарды американских долларов, вложенных
заокеанскими монополиями в военную эко-
номику гитлеровской Германии, воссозлали
германекий военный потенциал и вложили
з руки гитлеровского режима оружие,
	необходимое для осуществления его аг-
	россии.

> В короткий срок, опираясь на финансо-
вую поддержку, главным образом, амери-
канйких монополий, Германия воссоздала
мощную военную  промьшиленность, епо-
собную производить в огромных  количе-
ствах первоклассное вооружение, многие
тысячи танков, самолетов, зртиллерийских
орудий, военно-морских кораблей новей-
шего тина и другие виды вооружения.

Bee это хотелогь бы забыть фальсифика-
торам истории, нытающимея уйти от от-
ветственности за свою политику, восру-
жившую гитлеровскую агрессию, развязав-
шую вторую мировую войну и приведшую
к невиданной еще в истории военной ка-
тастрофе, стоившей человечеству миллино-
нов и миллионов жертв.

Таким образом, нельзя забывать, что
первой и важнейшей предпосылкой гитле-
ровекой агрессии было возрождение и 0б-
новление тяжелой промышленности. и
военной индустрии Германии, что стало
возможным лишь в силу прямой и широкой
финансовой поддержки правящих кругов
Соединенных Штатов Америки.

Но это не все.

Другим решающим обстоятельством, е0-
действовавшим развязыванию гитлеровской
агрессии, явилась политика правящих вру-
гов Англии и Франции, которая известна,
как политика «умиротворения» гитлеров-
ской Германии, политика отказа от кол-
лективной безопаеноети. Теперь всем долж-
Но быть яено, что именно эта политика
англо-французеких правящих кругов, ко-
торая выражалась в отказе от коллектив-
ной безопасности, в отказе от отпора: не-
мецкой агрессии, в потакании агрессивным
требованиям гитлеровской Германии, —
привела ко второй мировой войне.

Перейдем к фактам:

Уже вскоре после прихода Гитлера к вла-
сти, в результате усилий Английского и
Французского Правительетв, в 1933 году
был в Риме подписан «Пакт согласия и 60-
трудничества» четырех держав — Велико-
британии, Германии, Франции и Италии,
Этот пакт означал стовор Английского и
Французского Правительств с германским и
итальянским фашизмом, уже тогда не скры-
вавшим своих агрессивных намерений. Вме-
сте с тем этот пакт с фашистскими госу-
Дарствами означал отказ от политики укре-
пления единого фронта миролюбивых дер-
жав против агрессивных государетв. Cro-
	вариваясь с Германией и Италией, в обход
остальных держав — учаетнин пронсходив-
	шей тогда конференции по разоружению,
обсуждавшей советское предложение за-
ключить пакт о ненападении и пакт об
определении нападающей стороны, — Ве-
ликобритания и Франция нанесли удар по
делу обеспечения мира и безопасности на-
родов.

Велед за тем, в 1934 г. Англия и Фран-
ция помогли Гитлеру использовать вра-
	*) Richard Sasuly, «I. G. Farben», Boni
	and Gaetr, New York, 1947, p. 80.

**) Stock Exchangs Year Book, Lendon,
1925; Who’s Who in America; Who s Who in
American Finance; Moody’s Manual of Cor-
	ВТОРНИНИ,
	В конце января Государственный Депар-
тамент Соединенных Штатов Америки в
сотрудничестве с английским и француз-
ским Министеретвами Иностранных Дел
опубликовал сборник донесений и различ-
ных записей из дневников  титлеровских
дипломатических чиновников, снабдив этот
сборник таинственным заглавием «Нацист-
ско-советские отношения 1939—1941 г.г.».

Rak видно из предисловия в Этому coop-
нику, Правительства США, Великобрита-
вии и Франции еще летом 1946 тода до-
говорились между собой об опубликовании
захваченных в Германии американскими и
английскими военными властями архивных
матёриалов германского министерства ино-
странных дел за 1918—1945 г.г. O6pa-
щает на себя внимание при этом то 0б-
стоятельство, что в опубликованный chop-
ник оказалиеь включенными лишь мате-
рналы, относящиеся к 1939—1941 rr,
материалы же, относящиеся к предшеетву-
ющим годам и, в частности, к мюнхенекому
периоду, в сборник Государственным Депар-
таментом не включены и, таким образом;
скрыты от мирового общественного мнения.
Это, конечно, не случайно и преследует
цели, не имеющие ничего общего с об’ек-
тивным и добросовестным отношением в
петорической правде.

Чтобы как-нибудь оправдать в глазах
общественного мнения одностороннее ‘опуб-
ликование этого сборника непроверенных
и произвольно надерганных записей гит-
леровеких чиновников; англо-американекая
печать пустила в ход выдуманное об’яене-
ние, будто «русские отвергли предложение
запада совместно опубликовать полный от-
чет о нациетеной дипломатии».

Это заявление англо-американских кру-
Гов не соответствует действительности.

В действительности, дело обстояло так.
Советское Правительство, в связи с поя-
вившимися летом 1945 года в иностран-
Ной печати бвообщениями о начавшейся в
Англии подготовке в опубликованию тро-
фейных документов, захваченных в Герма-
нии, обратилось к Правительству Велико-
британии, настаивая на том, чтобы совет-
екие эксперты УЧаствовали в совместной
разработке немецких материалов, захвачен-
ных англо-американскими войсками. Co-
ветское Правительство считало недопусти-
мым издание таких документов без общего
сотласования и, вместе с тем, не могло
Взять на себя ответственность за опубли-
кование документов без тщательной и 0б’-
екливной проверки, так как опубликование
указанных матерналов без этих элементар-
ных условий могло бы только привести к
ухудшению отношений между государства-
NH — членами антигитлеровской  коали-
ции. Однако, английское Министерство
Иностранных Дел отклонила  советеное
продлешение, сославшиеь на то, что по-
становка Советским Правительством  во-
проса об обмене копиями захваченных гит-

*
		ждебную позицию воюзной с ними панокой
Польши в отношении СССР, в результате
чего был заключен германо-польский пакт
0 ненападении, явившийся одним из серь-
езных этапов в подготовке немецкой агрес-
сии. Этот пакт нужен был Гитлеру для то-
TO, чтобы расстроить ряды сторонников
коллективной безопаенобти и показать на
этом примере, что Европа нуждается не в
коллективной безопаености, а в двухеторон-
них соглашениях. 910 давало возможность
немецкой агрессии самой решать, с кем и
котдаззаключать соглашение, на кого и ко-
гда произвести нападение. Несомненно, что
немецко-польский пакт был первой серьёз-
ной брешью в здании коллективной 0е30-
паености.

Осмелев, Гитлер принял ряд мер к откры-
TOMY восстановлению вооруженных сил Tep-
мании, что не вызвало никакого противо-
действия со стороны английских и фран-
цузеких правителей. Наоборот, вскоре, в
1935 году в Лондоне, куда прибыл для это-
го Риббентроп, было заключено англо-гер-
манское морское соглашение, в силу кото-
рого Великобритания согласилась на вос-
становление германских военно - морских
вооруженных еил в 0б’еме, почти равном
французекому военному флоту. Вроме того,
Гитлер получил право строить подводные
лодки общим тоннажем, равным 45% сри-
танского подводного флота. В этому же пе-
риоду относятся и односторонние акты гит-
леровской Германии, направленные на лик-
видацию всяких других ограничений роста
вооруженных сил Германии, установленных
Версальским Договором, — не встретившие
со стороны Англии, Франции и США ника-
кого противодействия.

Аппетиты фашистеких агрессоров разы-
грывались: се каждым днем, при явном по-
пустительстве со стороны США, Велико-
британии и Франции. Не случайно, разу-
меется, в это время и Германии п Итални
легко сходили с рук их военные интер-
венции в Абиссинии и Испании.

Только Советекий Союз последовательно
й твердо проводил свою политику мира,
ототаивая принципы равноправия и неза-
висимоети Абиссиний, являвшейся к тому
же членом Лиги Наций, и право законного
республиканского правительетва в Иепа-
нии на поддержку ео стороны демократи-
ческих стран против немецко-итальянской
интервенции.

— «Советский Cons,— говорил В. М.
Молотов на Сессии ПИК (Союза CCP
10 января 1936 г. по поводу нападения
Италии на Абиссинию,—продемонстрировал
в Лиге наций свою верноеть этому прин-
ципу, принципу государственной незави-
симости H  напионального. равноправия
всех государств, на примере одной из ма-
лых стран — Абисеинии. Советекай Cows
использовал также свое участие в Лиге
наций, для того чтобы на практике про-
водить свою линию в отношении имп6-
риалистического агрессора» *).
	В. М. Молотов говорил тогда, что «ига-
ло-абиссинская война показывает, что
угроза мировой войны все больше нара-
стает, все больше захватывает Ев-
ропу» **).

Что же делали в это время Правитель-
ства США, Великобритании и Франции, на
глазах у которых фашиетекие разбойни-
ки все более и более нагло расправлялись
со своими жертвами? Они пальцем не по-
шевелили, чтобы обуздать германекого и
итальянекого агрессоров, чтобы защитить
попираемые права народов, чтобы сохра-
нить мир и остановить  надвигавшуюся
вторую мировую войну.

Только Советекий Союз делал все, что
было возможно, чтобы преградить путь
фашистским агрессорам. Советский Союз
выступил инициатором и поборником кол-
лективной безопасности. Еше 6 февраля
1933 года в Генеральной Комисспи по
разоружению  поедставитель  Советекого
Союза М. М. Литвинов предложил принять
декларацию 06 определении агрессии и
нападающей стороны. Предлагая дать
определение нападающей стороны, Совет-
ский Союз исходил из необходимости, в
интересах всеобщей безопасности и облег-
чения соглашения о максимальном сокра-
щении вооружений, определить возможно
более точным образом понятие «нападе-
ние», чтобы «предупредить всякий пред-
лог к его оправданию». Однако, это пред-
ложение было отклонено конференцией,
действовавшей под руководством Англии
ий Франции, — в угоду немецкой агрессии.

Beem известна настойчивал и длитель-
ная борьба Советского Союза и его деле-
гации в Лиге Наций под председательет-
вом М. М. Литвинова за сохранение п
укрепление коллективной безопасности. В
течение веего предвоенного периода от-
стаивала советская делегация в Лиге На-
ций принции коллективной безопасности,
подымая свой голос в защиту этого прин-
ципа почти на каждом заседании Лиги На-
ций, почти в каждой комиссия Лиги Нз-
ций. Но, кав известно, голос советекой
делегации  осталея голосом вопиющего в
пустыне. Всему миру известны предложе-
ния советской делегации 0 мерах укрбн-
ления коллективной безопасности, на
правленные по поручению Советского Пра-
вительства  тенеральному секретарю Лиги
Наций г. Авенолю 30 августа 1936 а
просьбой обсудить эти предложения в Лиге
Наций. Но известно также и то, что эта
предложения были похоронены в архивах
	Статьи и речи,
	CraTbH и
	*) В. М. Молотов,
1935—1936, стр. 176.
	**) В. М. Молотов,
1935-=1936, стр. 177.
	леровсьих
временной.
	Довументов является прожле-
	Известно также, что б сентября 1945 г.
американская делегация в Политическом
Директорате Контрольного Совета в Герма-
нии представила свой проект директив 0d
обращении с германскими архивами и до-
кументами. Этот проект предусматривал
установление единого для всей Германии
порядка сбора и хранения архивов, а так-
же права доступа к ним. представителей
государетв, входящих в Организацию 0б’-
единенных Наций. Предусматривалаеь так-
же возможность снятия копий с докумен-
тов и их издание. Это предложение рас-
смалривалось на четырех заседаниях По-
литического Директората, но по просьбе
англичан и американцев было отложено
под предлогом отсутбтвия у них указаний,
д затем после заявления американского
	предетавителя, что Правительство ОША го-
	товит новое предложение и просит прел-
	ставленный проект считать недействитель-
	ным, вопрос с повестки дня Политическо-
го Лиректората был енят.
	Таким образом, заявление, что, якобы,
Советское Правительство отказалось от
участия в подготовке публикации герман-
ских архивных материалов, является
ложным.

- Одновременно с опубликованием упомя-
нутого выше сборника в Соединенных Шта-
тах и зависимых от них странах, как по
мановению волиебной палочки, поднялась
новая волна травфи и разнузданной кле-
ветвической кампании uO породу завлю-
	ченного в 1939. г. межлу СССР и Герма-.
	нией пакта о ненападении, якобы направ-
ленного против’ западных держав.

Таким образом, подлинная цель опубли-
кования в США сборника об отношениях
между CCCP u Германией в 1939 —
1941 гг. не вызывает никаких сомнений.
Эта цель заключается не в том, чтобы дать
об’ективное изложение историческия собы-
тий, а в том, чтобы исказить действитель-
ную картину событий, оболгать Советский
Союз; ОБлеветать ето-и ослабить междуна-
родное влияние Советекого Сотоза, как, под-
линно демократического и стойкого борца
против агрессивных и антидемократических
CHI.
	Такая вероломная позиция соответствует
взглядам на характер межеоюзнических от-
ноптений, типичным для праващих кругов
англо-американсвих стран и заключающим-
ся в том; что вместо честных и искренних
отношений между союзниками, их взаимно-
го доверия и поддержки проводитёя поли-
тика использования велких возможностей
вплоть до клеветы — дая ослабления свое-
то союзника, для использования его в своих
узких интересах и укрепления своего по-
ложения за его. счет.

Нельзя также упускать из вилу стрем-
ление правящих кругов СПГА своей клевет-
нической кампанией против СССР подо-
рвать влияние‘ прогрессивных элементов в
	Как началась подготовка немецкой агрессии
	Америванские  фальспфикаторы и их
англо-французекие пособники пытаются ео-
здать впечатление, будто подготовка гер-
манекой агрессии, вылившаяея во вторую
мировую войну, началась е осени 1939
Тода. Но кто в наши дни. кроме совсем на-
	- HIBREIX людей готовых поверить в любую
	дутую сенсацию, Может попаетьея на ary
удочку? Вто не знает, что Германия на-
Чала ПодтотовкУ ВОЙНЫ сразу же после
прихода Гитлера в власти? Вто не знает
далее, что гитлеровский режим был с0з-
дан германскими монополистическими кру-
тами с полного одобрения правящего лаге-
ря Англии, Франции и Соединенных Шта-
тов?

Для того, чтобы подготовиться к войне
и обеспечить себя новейшим вооружением,
Германия должна была восстановить и раз-
ВИТЬ свою тяжелую индустрию и, прежде
всего, металлургию и военную промышлен-
ность в Руре. После поражения в первой
имперналистической войне Германия, нахо-
дившаяся под гнетом Версальекого догово-
ра, пе могла этого сделать в короткий срок
своими силами. Германский империализм
получил в этом мощную поддержку со сто-
роны Соединенных Штатов Америки.
	Ё№то неё знает, что американские банки и
_тресты, действуя в полном согласии с пра-
вительством, в послеверсальский  пернод
вложили в германскую экономику и Ipe-
доставили Германии кредиты; исчисляемые
миллиардами долларов, которые пошли на
восстановление и развитие военно-промыш-
ленного потенциала Германии.
	Известно, что  послеверсальский период
ознаменовался для Германии целой систе-
мой мероприятий, направленных на восста-
новление германской тяжелой индустрии, в
частности, германекого военно-промьшилен-
Horo потенциала. Громадную рюль в этом
деле сыграл так наз. репарационный план
Дауэса для Германии, при помощи которого
США п Англия раесчитывали поставить
терманскую промышленность в зависимость
от американских и британских монополий.
План Лауэса раечистил путь для усиленно-
	го притока и внедрения в германскую про-
мышчленность иностранного, преимущеетвен-
но американского, канитала. В результате,
уже с 1925 года начался под’ем герман-
ского хозяйства; обусловленный интенсив-
ным процессом перевооружения производ-
ственного аппарата. Вместе с тем, резко
возрастал германский экепорт, достигший к
1927 году уровня 1913 года, а в отноше-
нии готовых изделий даже превысивший
этот уровень на 12% (в ценах 1913 го-
да). За б лет с 1924 года по 1929 тод
прилив иностранного. канитала в Германию
составил свыше 10—15 млрд. марок дол-
госрочных вложений“и свыше 6 млрд. марок
краткосрочных вложений, По некоторым
источникам, 0б’ем капиталовложений был
	значительно больше. это привело в гигант-
скому усилению экономического и. в чает-
	ности, военного потенциала Германии. В
этом деле ведущее значение принадлежало
американским капиталовложениям, состав-
лявшим не менее 70% суммы всех долго-
срочных займов.

Хорошо известна роль, которую сыгра-
ли в финансировании германской тяже-
лой индустрии, в создании и расширений
теснейших связей между американской
промышленностью и германской промыш-
ленностью американские  мононолни во
тлаве с семьями Дюпонов, ‘’Морганов,
Рокфеллеров. Ламонтов” и других  инду-
сетриальных магнатов СЛГА. Ведущие аме-
риканекие монополни оказалиеь тесней-
шим образом связанными © германекой
тяжелой индустрией, военными концерна-
ми и банками. Ведущий американский
химический концерн «Дюпон-Де Немур»,
Вританский имперский химический трест
(«Империал Вемика Индастрис»), являв-
шийся одним 43 крупнейших акционеров
автомобильного треста «Дженерал Мо-
торс», находилиеь в тесных. промыныен-
ных отношениях © германским  химиче-
‘свим концерном «И. Г. Фарбениндуетри»,
в Которым в 1926 году заключили кар-
тельное соглашение о разделе мировых
рынков сбыта пороха. — Председателем
правлення фирмы «Ром и Хаае» в Фила-

дельфии (США) до войны был компаньон
главы этой фирмы в Дармштадте (Герма-
ния). Истати сказать, сейчас бывший ди-
ректор этого концерна Рудольф Мюллер по-
двизается в «Бизонии» и играет видную
роль в руководящих кругах Христианско-
Демократического Союза (ХДС). В период
между 1931 г. п 1939 г. немецкий капи-
талист Шмитц, председатель концерна
«И. Г. Фарбениндуетри» и член Совета
«Дейче Банк», контролировал амеёрикан-
скую фирму «Дженерал Дейетаф Ворпорей-
шен». После мюнхенской конференции
(1938 г.) американский трест «Стандарт
Ойл» заключил договор в «И. Г. Фарбенин-
дустри», согласно которому последний но-
лучил участие в прибылях с производимого
в США авиационного бензина, взамен этого
легко отказавииеь от вывоза из Германии
своего синтетического бензина, занасы кото-
рого Германия накапливала тогда для воен-
‘ных целей.
_ Такие связи характерны не только для
‚американских капиталистических монопо-
‚ли. Теснейние экономические  отноше-
  НИЯ, имеющие не только коммерческое, но
и военное значение, существовали, напри-
мер, перед самой войной между Федера-
цией британской промьниленноетн и Гер-
манской имперской промышленной груп-
ной. Представители этих двух монополи-
стических  об’единений опубликовали в
1939 г. в Дюссельдорфе совместное заяв-
ление, в котором, между прочим, говори
лось, что целью соглашения является
«стремление обеспечить возможно более
полное сотрудничество промышленных си-
стем.нх стран». И это было в дни, когда
гитлеровская Германия поглотила Чехо-
словакию! Не удивительно, что по этому
поводу лондонский журнал «Экономист»
нисал: «Нет ли в атмосфере Дюссельдор-
фа чего-то, заставляющего разумных лю-
дей терять рассудок?» *).

Характерным примером  тееного пере-
плетения американекого и’ германского ка-
	*) Корвин Д. Эдвардс. Международные
	СОВЕТСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО.
	‚картели в экономике и политике, 1947 г.   ротаНоп; Роогз Маниа , 1924—1939.