ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Историческая справка
	ности Новой мировой бойни»  ). Ответ
английского правительства Ha советскую
HOTY свидетельствовал о нежелании англий-
ского правительства создавать помехи этим
планам гитлеровекой агрессии.
	Он гласил, ‘что конференция для при-
	НЯТИЯ

«согласованных действий против arpec-
сии не обязательно окажет, по мненлю
правительства Его Величества,  благо-
приятное воздействие на перспективы

европейского мира»*“”).
	Слелующим звеном в цепи германской
	згрессии и подготовки войны в Европе был
	захват Германией Чехословакии. И этот
важнейший шаг к развязыванию войны в
Европе мог быть осуществлен Гитлером
только при прямой поддержее Англии и
Франции.

Еще 10 июля 1938 года германский по-
cox B Лондоне Дирксен сообщил в Берлин,
что английское правительство

«сделало поиски компромисса с Герма-

noel одним из существеннейших пунк-

тов своей программы» и что «данное
правительство по отношению к Германи
проявляет такой максимум понимания,
какой только может проявить какая-
либо из возможных комбинаций англий-

ских политиков» ““*).
Дирксен писал, что английское прави-

тельство
«приблизилось в пониманию наиболее

существенных пунЕтТов основных требо-
ваний, выставляемых Германией в отно-
шении отетранения Советского Союза от
решения судеб Европы, отстранения Ли-
ги наций в этом же емыеле, целесооб-
разности двусторонних переговоров и
договоров».
	Диркеен также сообщил в Берлин, что
английское правительство готово принести
большие жертвы во имя «удовлетворения
других справедливых требований Герма-
НИИ».

Таким образом, между английским пра-
вительствем и Гитлером действительно
установилось далеко идущее согласие 80
	внешнеполитических планах, 9 чем так вы-.
	разительно сообщал Дирксен в своем до-
несении в Берлин,

Нет нужды напоминать всем известные
фэжты, относящиеся уже непосредственно к
мюнхенской сделке. Но нельзя забыть, что
19 сентября 1938 года, т. е. спустя 4 дня
	после свидания Гитлера с Чемберленом, при-
	летавшим для этого в гитлеровсвую рези-
денцию Берхтесгаден, представители бри-
танского и французского правительств 1о-
требовали от чехословацкого правительства
передачи Германии чехословацких районов,
населенных главным образом судетскими
немцами. Они мотивировали это тем, что
без этого якобы невозможно поддержание
	мира WE обеспечение жизненных интересов
	Чехословакии. Англо-французекие покрови-
тели гитлёровекой агрессии свое предатель-
стве пытались прикрыть обещанием между-
народной гарантии новых границ Чехосло-
вацкого государства в качестве «вклада в
дело умиротворения Европы» ****),

20 сентября чехословацкое правитель-
ство ответило на англо-французекие пред-
ложения. Чехословацкое правительство за-
явило, что «принятие предложений такого
характера равнялось бы добровольному и
полному искалечению государетва во всех
направлениях». Чехословацкое правитель-
ство обрашало внимание английского и
французского правительств на то, что «па-
ралич Чехословакии имел бы в результате
глубокие политические перемены во всей
средней и юго-восточной Европе».

«Равновесие сил в Средней Ивропе и
Европе вообще, — заявляло  чехоело-

вацкое правительство в своем ответе —
было бы уничтожено; это повлекло бы

за code далеко идущие последствия
для всех остальных государств, а 060-
бенно для Францки».
	Чехословацкое правительство  обраща-
лось в правительствам Англии и Франции
«е последним призывом» пересмотреть
свою точку зрения, подчеркивая, что это
в интересах не только Чехословакии, но и
ее друзей, в интересах «всего дела мира
н дела здорового развития Европы».

Англо-французекие правители остава-
лись неумолимыми.

На следующий день английское прави-
тельство послало чехословацкому прави-
тельству ответную ноту с предложением
взять обратно свой ответ на первоначальные
	англо-французекие предложения и «спешно.

*) «Известия» от 18 марта 1938 года.

+*) Нота британского министерства иност-
ранных дел от 24 марта 1938 г.

***) «Политическое донесение 10 июля
1938 г., в дополнение к донесению А № 2589
от 10 июня с. г.», из Архива германского
министерства иностранных дел.

**#*) Correspondence respecting Czechoslo-
vakia, September, 1938, London, 1938,
ctd 5847, p. 8 —9.

Переписка, относящаяся к Чехословакии,
сентябрь 1938 г., стр. 8 —9, Лондон.
	В этой связи следует отметить заявле-
ние в парламенте английского министра
Саймона 21 февраля 1938 г., что Велико-
британия никогда не давала специальных
тарантий независимости Австрии. Это бы-
за заведомая ложь, ибо такие гарантии
были даны Версальским и Сен-Жермен-
ским договорами.
	Тогда же британский премьер-министр
Чемберлен заявил, что Австрия не может
рассчитывать на какую-либо защиту со
стороны Лиги Наций.
	«Мы пе должны пытаться, — зая-
вил Чемберлен, — вводить себя в 326-
луждение и тем более мы не должны
обманывать малые, слабые нации на-
дежлами на то, 9% они получат от
Мигн Наций защиту против агрессии, и
что можно будет соответственно дейст-
вовать, раз мы знаем, что ничего по-
	добного не может быть предпринято»”).
	Так руководители британской политики
подбадривали Гитлера к захватническим
действиям.
	В захваченном советскими войсками В
Берлине немецком архиве имеется также
запись беведы между Гитлером и британ-
ским послом в Германии Гендереоном, про-
исходившей в присутствии Риббентропа
3 марта 1938 тода””). С самого начала
этой беседы Гендерсон подчеркнул её до-
верительный характер, оРоворив, что 00-
держание беседы не будет сообщено ни
франпузам, ни бельгийпам, ни португаль-
цам, ни итальянцам, которым будет лишь
сказано, что беседа состоялась Rak: про-
должение переговоров между Галифаксом и
Гитлером и была посвящена вопросам, ка-
сающимеся Германия и Англии.
	Выступая в этой беседе от имени анг-
лийского правительства, Гендерсон под-
черкнул, что

«дело. идет не о торговой сделке, а 0

попытке установить основу для иотин-

ной и сердечной дружбы с Германией,

начиная с улучшения  оботановки и

кончая созданием нового духа  друже-

ственного понимания»***).
	Не возражая против требования [итлера
06 «об’единении Европы без России», Ген-
дереон напомнил, что Галифаке, который
к этому времени стал министром иностран-
ных дел, уже согласился с теми террито-
риальными изменениями, которые  Герма-
ния намерена произвести в Европе, и что

«целью английского предложения яв-

ляется участие в таком разумном уре-

тулировании».
	В этой же беседе Гендерсон, как зна-
чится в записи, заявил, что Чемберлен
«выказал большое мужество, когда, не

обращая внимания ни на что, сорвал
маску с таких интернациональных фраз,
как коллективная безопасность И
и»
	«...Ноэтому, — добавил Гендерсон, —
Англия заявляет 0 своей готовности
устранить все трудности и спрашивает
Германию, готова ли она со своей сто-
роны сделать то же canoe» ****),
	horza в беседу вмешался Риббентроп, 0б-
ратив внимание Гендерсона на то, что ан-
глийский посланник в Вене в «драматиче-
ской» форме сделал заявление фон Папену
но поволу событий в Австрии, Гендерерн
	поспешил отмежеватьса от заявления CBO-
	CTO коллеги, заявив, что «часто он сам,
Невиль Гендерсон, высказывалея за ан-

ee
	ий серьезно взвесить» прежде, чем создавать.
ситуацию, за которую английское прави-
тельство не могло бы на себя принять от-
ветственность. В заключение английское
правительство подчеркивало, что оно не мо-.
жет поверить, чтобы чехословацкий проект
06 арбитраже был теперь приемлем. OHO
не может полагать, указывалось в этой
английской ноте, чтобы «германское пра-
вительство считало ситуацию такой, какая
могла бы быть разрешена арбитражем, как
это предлагает чехословацкое правитель-
ство».

В заключение английская нота угро-
жаюше предупреждала чехословацкое пра-
вительство, что, в случае отклонения ан-

тлийского совета, чехословацкое прави-
тельство «ложно иметь свободу каких

угодно действий, которые оно сочтет с00т-
ветствующими ситуации, какая могла бы
создаться позднее».

Состоявшееся 29—30 сентября 1938 г.
в Мюнхене совещание Гитлера, Чемберлена,
Муссолини и Даладье явилось завершением
той постыдной сделки, которая еще ранее
была полностью согласована между OCHOB-
выми участниками сговора против мира.
Сульба Чехословакин была решена без вея-
хого ее участия. Предотавителей Чехоело-
Baku пригласпан в Мюнхен лишь для
того, чтобы они покорно ждали результатов
сговора между имперналистами.

Bee поведение Англии и Франции не
оставляло никакого сомнения в том, что
незлыханный акт предательетва со стороны
английского ин французского правительств
по отношению к чехословацкому народу н
его республике вовее не был случайным
энизодом в политике этих государств, а
являлея важнейшим звеном в этой поли-
THRE, преследовавшей цель направить
гитлеровскую агрессию против Советекото
Союза.

Истинный емысл мюнхенекого сговора
был тогда же разоблачен И. В. Сталиным,
который сказал, что «немцам отдали райо-
ны Чехословакии, как цену за обязатель-
ство начать войну с Советеким Сотозом»*).

Существо всей этой политики англо-
французских правящих кругов в этот не-
риод было вокрыто в следующих словах
Н. В. Сталина ‘на ХУ сезде ВВШб) в
марте 1939 года:

«Политика невмешательства, — гово-
рил И. В. Сталин, — означает попусти-
тельетво агресени, развязывание вой-
ны, — следовательно, превращение ее
в мировую войну. В политике невмеша-
тельства сквозит стремление, желание—
не мешать агрессорам творить свое чер-
ное дело, не мешать, скажем, Японии
впутаться в войну с Китаем, а еще луч-
ше с Советским Союзом, не мешать, ска-
жем, Германии увязнуть в европейских
делах, впутаться в войну с Советским
Союзом, дать всем участникам  войчы
увязнуть глубоко в тину войны, по-
отрять их в этом втихомолку, дать им
ослабить и истощить друг друга, а по-
том, когда они достаточно ослабнут, —
выступить на сцену со свежими силами,
выступить, конечно, «в интересах мира»,
	и продиктовать осдабевшим участникам
войны свои условия» **),
	В демократических кругах разных стран,
в том чиелё в Соединенных Штатах Амери-
ки, Великобритании и Франции, мюнхен-
ское соглашение было встречено с возму-
щением и решительным осуждением. 05
отношении этих кругов к мюнхенекому
предательству. англо-французеких правите-
лей можно судить хотя бы по таким выска-
зываниям, как, например, высказывания в
вышедшей в США книге Сейерса и Кана
«Тайная война против Советской Росеии»,
	Вот что писали авторы этой книги о Мюн-
хене:
	«Правительства нацистской  Герма-
Hun, фашистекой Италии, Англии и
Франции подписали мюнхенекое согла-
шение, — сбылась мечта об антисовет-
ском «Священном союзе», которую ми-
ровая реакция лелеяла еще с 1918 года.
Соглашение оставило Россию без союз-
ников. Франко-советекий пакт — крае-
угольный камень коллективной безопас-
ности в Европе — был похоронен. Чеш-
ские Судеты стали частью нацистской
Германии. Перед гитлеровскими полчи-
щами широко открылись ворота на
воеток» ***),

Из всех великих держав один только
Советский (0103 на всех этапах чехосло-
вацкой трагедии активно выступал в за-
щиту независимости и национальных прав
Чехословакии. Пытаясь оправдаться в гла-
зах общественного мнения, правительства
Англии и Франции ° лицемерно заявляли,
	*) ХУШ сезд ВКП(б), стенографический
отчет. ОГИЗ, 1939, стр. 14.
	**) ХУШ г’езд ВКП(б), стенографический
отчет. ОГИЗ, 1939, стр. 13.
*+*) М. Сейерс и А. Кан. «Гайная война
	против Советской России», 1946, Бостон,
стр. 324—395.
	будто бы они не знают, будет ли выпол-
нять Советский Союз свои обязательства
перед Чехословакией, вытекавшие из до-
говора о взаимной помощи. Но они говори-
ли заведомую неправду, ибо Советское пра-
вительство публично заявило о готовности
выступить за Чехословакию против Герма»
нии в соответствии © условиями этого до-
товора, требующими одновременного вы-
ступления Франции в защиту Чехослова-
кип. Но Франция отказалась Выполнить
свой долг.

Несмотря на это, и мюнхенской
сделки Советекое правительство вновь
заявило, что оно высказывается за созыв
международной конференции для оказания
практической помощи Чехословакии и для
принятия практических мер к сохранению
мира.

Когда захват Чехословакии стал фактом
ц правительства империалистическах стран
одно за другим заявили о своем  призна-
нии совершившегося факта, Советское
правительство в своей ноте от 18 марта
заклеймило захват  Чехословакли, совер-
шенный гитлеровской Германией при ио-
собничестве Англии и Франции, как акт
произвола, наснлия, агрессии. В той же
ноте Советское правительство подчеркива-
10, что действия Германии создали и уси-
лвли угрозу вееобщему миру, «наруппеи
политическую устойчивость во Средней
Европе, увеличили элементы еще ранее
созланного в Европе состояния тревоги и
нанесли новый удар чувству безопаено-
сти народов» *). -

Дело не ограничилось выдачей Чехосло-
вакии Гиглеру. Правительства Аяглия п
Франции наперебой спешили подписать
широкие политические соглашения с гит-
лерзвской Германией. 30 сентября 1938
голь в Мюнхене была подписана Чембер-
леном и Гитлером англо-германекая девла-
рация, в которой говорилось:
	«Мы продолжили сегодня напгу бесе-
ду и едлнодушно пришли к убежденаю,
что вопросе германо-английеких 0780-
шений имеет первостепенное. значение
для обеих стран и для Европы. Мы
рассматриваем подписанное вчера вече-
POM соглашение и германо-анрляйское
морское соглашенле, как символ жела-
ния наших обоих народов никогда более
пе вести войну друг против друта. Мы
полны решимости рассматривать и дру-
тие вопросы, касающиеся низших обеих
стран, при помощи консультаций п
стремиться в дальнейшем  устравять
какие бы то ни было поводы к разно-
тласиям, чтобы таким образом содейство-
вать обеснечению мира в Ёвропе»“*).
	Это была декларация Англий и Герма-
нии 0 взаимном ненападении.

6 декабря 1938 года была подписана
франко-германская декларация Боннэ-—Риб-
бентропа, аналегичная энгло-германской. В
этой декларации заявлялось, что терман-
ское и французское правительства едяно-
душно пришли в убеждению, что марные
и добрососедекие отношения между Герма-
нией и Францией являются одной из су-
щественнейших предпосылок консолидации
отношений в Европе и сохранения всеобще-
го мира и что оба правительства приложат
все усилия, чтобы обеспечить поддержание
таких отношений между своими странами,
Декларация констатировала, что между
Франнией и Германией нет больше никаких
спорных вопросов территориального харак-
тера и что существующая граница между
их странами является окончательной. В
заключение декларация заявляла, что 068
правительства твердо решают, не касаясь
своих особых отношений © третьями дер-
жавами, поддерживать контакт друг е дру-
гом по веём вопросам, касающимся их стран,
й совещатьея между собой в случае, если бы
эти вопросы в своем дальнейшем развитии
могли привести к международным осложне-
HIM.

Это была декларация Франции и Герма-
нии о взаимном ненападении.

По существу дела заключение этих сог-
лашений означало, что и Англия, и Фран-
ция подписали с Гитлером накты о нена-
падении. .

В этих соглашениях © гитлеровекой
Германией совершенно ясно обнаруживает-
ся стремление английского и французекого
правительств отвести от себя угрозу гит-
леровекой агрессни в расчете, что мюнхен=
ское и другие подобные соглашения уже
открыли ворота для гитлеровской агрессии

на Восток, в направлении Советского
Союза.

Таким образом были созданы политиче
ские условия, необходимые для <0б’едине-
ная Европы б6з России».
	Дело шло к полной изоляции Советского
010за.
	(11 родолжение следует)
	*) «Известия» от 20 марта 1939 года.

=*) Архив внешней политики и странове-
дения, crp. 483. «Archiv fir Aussenpolitik
und Lainderkunde», September, 1938, 5. 483.
	(Продолжение. Начало см. «Известия» от 10 февраля)
	Не борьба с германской агрессией,
а политика изоляции СССР
	пись беседы между Гитлером и англий-
ским министром Галифаксом в присутетвии
германского министра иностранных дел
фен-Нейрата, имевшей место в Оберзальц-
берге 19 ноября 1937 г.
	 алифакс заявил. ATO
	Дальнейшее развитие событий еще более
отчетливо показало, что правящие круги
Англии и Франции своими уступками и 10-
блажками фашистским государствам, 0бе-
Динившимся в 1936 году в военно-поли-
тический блок, извеетный под именем «Ось
Берлин — Рим», только иодбадривали и
толкали Германию на путь захватов.

Отвергая политику коллективной 6езо-
пасности, Англия и Франция перешли на
позицию так называемого невмешательства,
о которой И. В. Сталин говорил:

«..политику невмешательства можно
было бы охарактеризовать таким обра-
зом: «пусть каждая страна защищается

‚ от агрессоров, как хочет и как может,
наше дело сторона, мы будем торговать

и с агрессорамя и с их жертвами». На

деле, однако, политика невмешательства

означает попустительетво агрессии, раз-
вязывание войны, — следовательно, пре-
вращение ее в мировую войну» *). —

И. В. Сталин указывал при этом, что

«..большая и опасная политическая
игра, начатая сторонниками политики
невмешательства, может окончиться для
них серьезным провалом»”*). ‘
	Уже в 1937 году было совершенно ясно,
что дело идет к большюй войне, затеваемой
Гитлером при прямом попустительстве Ве-
ликобритании и Франции,
	захвачениые ‘советскими войсками поеле
разгрома Германии документы германекого
министерства иностранных дел раскрыва-
ют подлинную сущность внешней полити-
ки Великобритании и Франции того перпо-
да. Как видно из документов, сущность
	аигло-французской политики заключалась
	неё в обединении снл миролюбивых госу-
харств для совместной борьбы против
агрессии, а в ‘том, чтобы изолировать
СССР и направить гитлеровскую агрессию
на Восток, против Советского Союза,
использовав Гитлера как орудие в своих
пелях.
	При этом правители Англии и Франции
хорошо знали основное направление гит-
леровской внешней политики, которая бы-
ла определена Гитлером следующим обра-
20M
	«Мы, национал-сопиалисты,  созна-
тельно подводим черту под направлени-
ем нашей внешней политики в довоен-
ное время. Мы пачинаем с того, на чем
остановились шесть веков тому назад.
Мы приостанавливаем вечное стремле-
ние германцев на юг и запад Европы
и обращаем свой взор на земли на Bo-
стоке. Мы порываем, наконец, с коло-
пиальной и торговой политикой довоен-
ного временй и переходим к территорв-
альной политике будущего. Но, когда
мы сейчас в Европе говорим о новых
землях, то мы можем в первую очередь
думать только о России и подвлаетных
ей пограничных государствах. Важет-
ся, что сама судьба указывает нам
путь» ***).
	До последнего времени принято было
считать, что вся ответетвенность за мюн-
хенскую политику предательства лежит
на правящих кругах Англии и Франции,
на правательствах Чемберлена п Даладье.
Тот факт, что американское  правитель-
ство взяло на себя опубликование неменц-
ких архивных материалов, исключив при
этом из сборника документы, относящиеся
в Мюнхенскому соглашению,  свидетель-
ствует о ззинтересованности правитель-
ства США в том, чтобы обелить героев
мюнхенского предательства и при этом
понытаться свалить вину на СССР.

Основной смысл мюнхенской политики
Англии н Франции был достаточно ясен
уже и раньше. Имеющиеся в руках Совет-
ского правительства документы из архива
терманекого министерства иностранных дел
Далот, однако, многочисленные дополнитель-
пые факты, раскрывающие действительный
емысл дипломатии западных держав в
предвоенный период, показывая, какая
шла игра судьбами народов, как беззас-
тенчиво торговали чужими территориями,
так втайне перекраивалась карта мира,
Kan подбадривалась гитлеровекая агрессия
и BARNS делались усилия, чтобы напрз-
вить эту агребеию на Восток, против С0-
ветекого Союза.
	QO этом красноречиво говорит, напри-
мер, немецкий документ, содержащий 38-

*) Стенографич. отчет XVIII c’esaa
ВКП(б), ОГИЗ, 1939, стр. 13.

+*) Там же, стр. 14.

***) А. Гнтлер. «Майн камаф», Мюнхен,
	1996, стр. 742:
	«он (лорд Галифакс) и другие члены
английского правительства проникнуты
сознанием, что фюрер достиг многого не
только в самой Германии, но что, в ре-
зультате уничтожения коммунизма в
своей стране, он преградил путь послед-
нему в Западную  Ивропу, и поэтому
Германия по праву может считаться ба-
стноном Запада против большевизма» *).
	От имени английского премьер-миниет-
ра Чемберлена Галифакс указывал на тб,
что имеется полная возможность найти
Бешение даже трудных проблем, если Гер-
мании и Англин удастся достигнуть co-
глашения также с Францией и Италией.
	1алифаке говорил, что
	«не должно быть такого впечатления,
что  <ось Верлин-Рим» или хорошие
отношения между Лондоном и Парижем
пострадают в результате германо-анг-
лийского сближения. После того, как в
результате германо-английского сближе-
ния будет подготовлена почва, четыфе ве-
тиких западно-европейских державы *“*)
должны совместно создать основу, на
которой может быть установлен продол-
жительный мир в Европе. Ни одна из
четырех держав ни в коем случае He
должна остаться вне этого сотрудничо-
ства, так как в противном случае не
будет положен конец теперешнему He-
устойчивому положению» ***),
	Таким образом, Галифаке от  имези
английского правительства еще в 1937 г.
сделал предложение Гитлеру о присоеди-
нений Англии, 8 вместе с тем и Франции
в «оси Берлин—Рим».

Однако, на это предложение Гитлер от-
ветил заявлением, что такое соглашение
Между четырьмя державами ему кажетея
очень легким, если речь идет о доброй
воле и любезном отношении друг в дру-
гу, но дело усложнится, если Германия не
будет рассматриваться «как государегво,
не несущее больше на себе морального
	или материального клейма Версальсвоо
чогоБора»:
	В ответ на это Талифакс заявил согляс-
во записи? °
	С

«Англичане являются резлиетами в,
может быть, больше, чем другие, убзя:-
дены в том, что ошибки Версальского
диктата должны быть исправлены. Анг-
лия и в прошлом всегда оказывала свое
влияние в этом реалистяческом смыгле.
Он указал на роль Англии ири доерич-
ной эвакуации Рейнекой области, пон
разрешении репарационного вонроза, a
также при реоккупации Рейнекой ой
ласти» “***).

Из дальнейшей записи беседы Гитлера
Талифаксом видно, что английское

правительство одобрительно отнеслось в
титлеровским планам «приобретения» Дан-
цига, Австрии и Чехословакии. Обсудив ©
Гитлером вопросы о разоруженни и Лиге
Напий и заметив, что они нуждаются в
дальнейшем обсуждении, Галифакс заявил:

«Все остальные вопросы можно ха-
рактеризовать в том смысле, что они
касаются изменений европейского по-
рядка, которые, вероятно, рано или
поздно произойдут. № этим вопросам
относятся Данциг, Австрия и Чехосло-
вакия. Англия заинтересована лишь в
том, чтобы эти изменения были произ-
ведены путем мирной эволюции и что-
бы можно было избежать методов, кото-
рые могут причинить дальнейшие пот-
рясения, которых не желали бы ви
фюрер, ни другие страны» *****),
Вак видно, эта беседа представаяла не

простой зондаж, прошупывание собеседнй-
ка, что иногда вызывается политической
необходимостью, а сговор, тайное согла-
шение английского правительства © Гит-
лером 0б удовлетворении захватничееких
аппетитов последнего за счет третьих
стран.
	+) «Запись беседы между фюрером и
рейхсканцлером и лордом Галифаксом в
присутствии г-на рейхсминистра ивостр,
дел в Оберзальцберге 19.ХТ 1937 г», из
Архива германского министерства инэст-
ранных деёл.
	**) Имеются в виду Великобритания,
Франция, Германия и Италия.

***) См. цит. «Запись беседы»,

Fees) Там же,

+**) Там жа.
	Таков был язык английской дипломатии
преявоенного периода.
	Велед за этим сговором, уже 12 марта
1938 г. Гитлер захватил Австрию, не
	‚встретив никакого противолейествяя со сто-
	роны Англии и Франции. В тот момент
только Советский Союз поднял свой предо-
стерегающий голосе и снова обратилея с
призывом организовать коллективную за-
щиту независимости стран, которым угро-
жала агрессия. Еще 17 марта 1938 года
Советское правительство направило держа-
вам ноту, выражая свою готовность «при-
ступить немедленно к обсуждению с дру-
тими державами в Лиге наций пли вне ee
практических мер», которые «имели бы
целью приостановить дальнейшее развитие
агрессии и устранение усилившейся опас-
	*) <«1анмс», 23 февраля 1938 г., стр. 8.
	**) «Записка о беседе между фюрером
(и рейхсканцлером) и брит. королевским
послом, которая состоялась в присутствии
г-на рейхеминистра иностранных дел фон
Риббентропа 3 марта 1938 года в Берли-
не», из Архива германского министерства
иностранных дел.

eee) Tan же.
	****) [ам же,
	СОВЕТСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО.