ЧЕТВЕРГ, 12 ФЕВРАЛЯ 1948 г. № 35 (9565)

Большинство депутатов в Ярославской
Иласти избрано в Советы впервые. Зна-
ительная часть из них только приоб-
пается к государственной деятельности.
впутаты горят желанием как можно луч-
ие исполнять свои обязанноети.

Как только прошли первые сессии мест-
ых Советов, денутаты стали приходить в
юлолнительные комитеты и требовать:

— Подскажите, что делать. Посоветуй-

в, помогите.
*
	Глафира Ивановна Таланова, колхозница
‘тели «Красный пахарь» Давыдковского
зйона, впервые избрана депутатом област-
того Совета. Образование y нее небольшое,
ыта. советской работы еще нет. Но она
юльзустся понулярностью как отличный
рганизатор колхозного пронзвотства.
	Б тяжелую военную годину муж Гла-
“ppt Ивановны ушел на pour. Ona за-
 нила его на посту заведующего молочно-
уварной фермой колхоза. В военное время
‘нло трудно работать, но благодаря стара-
ям и заботам Таланорой деятельность
рмы из года в год улучшалась.

(амоотверженный труд прославил про-
ay крестьянку. Избиратели послали ee
шим депутатом в областной Совет.
Возвратившиеь после первой сеёени в
мной колхоз, денутат Таланова погово-
ила с чиенами артели, сходила в соседние
эла, рассказала  колхозникам о том, как
фоходила сессия, что решили депутаты.

— Нам надо работать еще лучше, —
дворила она своим избирателям,
Яивотноводы «Красного пахаря» в от-
м на иразыв Глафиры Ивановны обяза-
web B 1948 году перевыполнить госу-
дрственное задание по выращиванию мо-
цняка, довести до 2.200 литров средний
wo на фуражную корову.

Но развитие животноводства теено свя-
зо с помеводетвом и другими отраслями
захозного производства. Принееь поета-
ить вопросе на обсуждение правления и
ущего собрания. артели. Й тут, п там
ивотноводы нашли поддержку. Полеводы
IH обязательства повысить урожайность
вй. «Красный пахарь» вызвал на со-
алистическое соревнование колхоз
обеда». В соревнование за выполнение
занов 1948 года ветупили еще двадцать
i XOB0B.

Таг, во инициативе депутата в районе
звернулесь соревнование колхозников за
‘ильные урожан, за высокую продуктив-
воть скота.

В поселке механического завода города
Дербакова сейчас стали популярными
цепутатские дни». Каждую пятницу в
уаеный уголок поселка праходят депута-
4 Uercunucsoro районного Совета
. Уткина, Зверев, Васильев и другие.
Yb, в. часы, свободные от оеновыой pa-.
ты, они принимают трудящихся.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
			Советское строительство
	OOmee CoOpantue
Axkademuu nayx CCCP
	Вчера в Москве состоялось общее со-
брание Академни наук СССР, которое утвер-
дило план научно-исследовательских работ
на 1948 год и разрешило ряд важных орга-
низационных вопросов.
	С докладом о результатах археологиче-
ских раскопок в Новгороде выступил про-
фессор А. В. Арциховсекий.
	— Русская культура, —говорит профес-
сор Арциховский, — была уже в средние
века одной из передовых в Ёвропе, и это
особенно убедительно доказызаетея новей-
шими раскопками. Последние находки ар-
хеологов в Новгороде характеризуют выео-
кую технику различных ремесел, фортифи-.
кационных сооружений, значительное раз-
витие письменности и искусств.

Доклад о плане Академии сделал акаде-.
мик В. П. Никитин. Он сообщил, что в ны-
нешнем году предстоит разрешить 336 про-
блем по важнейшим отраслям знания. На-
мечена также организация 114 научных
экспедиций.

Далее было заслушано заявление акаде-
мика - секретаря отделения литературы и
языка академика И. И. Мещанинова.

— В Акаломию наук, — сказал он, —
поступили сообщения о враждебной Совет-
скому Союзу «деятельности» турецкого

‚ученого профессора Стамбульского универ-
	ситета Вепрюлю Заде Мехмед Фуада, из-
бранного в свое время членом-корреспон-
лонтом Академии наук СОСР по специаль-
ности восточной словесности (тюркологии).
Этот псевдоученый посвятил свою «лея-
тельность» ‘антисоветской пропаганде. Име-
ютея также неопровержимые факты, сви-
детельствующие о том, что во время второй
унровой войны Кепрюлю полдерживал связь
с немецко-фашистскими агрессорами, про-
являя пря этом особые симпатии к гитле-
ровекой агентуре в турецких учебных за-
ведениях. С конца 1945 года Кепрюлю &н-
стематически выстунает на страницах
реакционной турецкой печати с клеветни-
ческнми измышлениями по адресу Совет-
ского Союза.

Обсудив это сообщение, общее собрание
Академии наук СССР единогласно поста-
нозило исключить Вепрюлю Зале Мехмед
Фуала из состава членов-корреспонлентов.
Акалемии наук СССР. a

В заключение были разрешены органи-
зационные вопросы. Ректор Московского
университета академик А. Н. Носмеянов
избран в состав президиума Академии, ака-
домик М. М. Дубинин избран академиком-
секретарем отделения химических наук.
член - корреспондент Академии наук А. М.
Еголин утвержден директором Института

нивер- ‹мчровой литералуры имени Горького.
ЧН

„Фальсификаторы
истории“
	Смущение английских opuyuar one
кругов
	ЛОНДОН, 11 февраля. (ТАСС). Опубли=
кованная Советским Информационным Бюро
историческая справка «Фальсификаторы ис-
торни» вызвала явное замешательство в
кругах английского министерства иност-
ранных дел. В частности, внимание этих
кругов привлекло содержащееся в справке
замечание 0 предстоящем опубликовании
пуеющихея в распоряжении советского
правительства секретных документов об от-
нопениях между гитлеровской Германией и
правительствами США, Англии и Франции,
скрытых этими правительствами от обще“
сТтрРенного мнения.
	Достойно быть отмеченным то, что в 3a
явлении для печатн представитель англий=
ского министерства иностранных ea Ube
талея отмежеваться от действий государст-
венного департамента США, опубликовав-
шего 21 января сборник «Нациетско-советз
ские отношения 1939—1941 г.г.». 0тз
вечая на вопрос о том, дало ли английское
правительство согласие на опубликование
этого сборника, представитель министеретва
иностранных Дел. пытался сначала отри-
цать, что такое соглаене было дано. Он
заявил, что государственный департамент
США информировал английское правитель-
ство о своем намерении опубликовать ука=
занный сборник лишь незадолго до опубли=
вования. Тогда представителю миннетерет-
ва иностранных ‘дел Великобритании на-
помнили, что некоторое время тому назах
один из предетавителей мннистерства ино-
странных дел, отвечая на вопрос, подтвер-
дил, что государственный департамент
опубликовал документы © согласия Англии
й Франции, а также показали парламент-
ский отчет, в котором был зафиксирован
ответ Бевина Черчиллю в парламенте
4 февраля, когда Бевин признал, что госу
дарственный департамент США опублико-`
вал немецкие документы с согласия англи-
чан. Шосае этого уличенный в извращенин
фактов представитель министерства иност-
ранных дел был вынужден извиниться за
свое ложное заявление.
	Представитель английского  министер-
ства иностранных дет также пытался от-
рицать, что английское правительство от-
клонило: требование советского. правитель-
ства 06 участии советеких экспертов в
совместной разработке немецких материа-
168, захваченных  ангао-американскими
войсками.

Между тем, еше 19 нюня 1945 rota
советский посол в Лондоне Ф. Т. Гусев по
поручению советского правительства 0б-
ратился к английскому министерству ино-
странных дел с предложением об участии
советских экспертов в совместной разбор-
ке и изучении указанных выше герман-
ских архивных материалов. Олнако 10 пю-
Ли зам. министра иностранных дел г. Ва-
доган сообщил Ф. Т. Гусеву, что англий-
ское министерство пностранных дел ечи-
Tu’? несвоевременным проявлять инициа-
тиву в этом вопросе и считает преждевуе-
менной посылку в Лондон советских эке-
пертов. Таким образом, утверждение прел-
ставителя антлийского министерства ино-
странных дел, отрицавшего, что советское
правительство требовало участия свонх
экепертов в изучении захваченных гер-
манских документов, не соответствует дей-
етвительностя.
	Подготовка военного союза,
между странами,
приесединнвшимися к плану
Маршалла,
	НЬЮ-ИОРК, 10 февраля. (ТАСС). Атент=
ство Ассошиэйтед mpece распространило
8 февраля специальную статью лондонско-
го корреспондента Гэвшона, основанную на
интервью, взятых у высоких английских
военных и дипломатических предетавите-.
лей по вопросу о намечаемых планах коор=
динации обороны стран, охватываемых ила=
ном Маршалла.

Гэвшон пишет, что «компетентные ан=
тлийские военные представители заявляз
т, что составление широких планов коор-
динации обороны стран, охватываемых
планом Маршалла, приближается в концу.
Англо-американская об’единенная тгрупла
начальников штабов представит 15 евро-
пейским странам предложения о станларти-
зации многих видов оружия и военного
обучения в. качестве оеновы программы.
военной самопомощи. Стандартизация бу-
дет основана на американских и англий-
ских образцах и методах. Эти источники
подчеркивают, что не следует расематри-
вать эти планы как часть программы Мар-
шалла или как исключающие государства,
не находящиеся в ее сфере действия. Они
нрежде всего преследуют цель установить
военное сотрудничество среди стран, кото-
рые когда-нибудь, возмажно, должны будут
воевать как союзники».

Далее корреспондент пишет: «Нредста-
вители, сообщившие информацию. вырази-
лн уверенность в том, что приниии етал-
дартизации будет < готовностью принят
в Запалной Европе, так как большинство
этих стран в отношения свонх военных
нужд зависит почти исключительно от Coc-
диненных Штатов и Англии».
	Паника в лагере греческих
монархо-шашистов
	ПРАГА, 11 февраля. (ТАСС). Как сооб-
таег корреспондент Телепресе из Афин,
9 февраля гречезкое министерство обще-
ственного порчлка получило приказ немед-
ленно опровергнуть сообщения о партиза-
нах, появивияхея в окрестностях Афин.
Данный приказ был отдан в виду паники,
охвативией греческие  правительственные
вруги после позучения сообщений о том,
HO партизавы атаковали 2 деревни, распо-
ложенные в 10 келеметрах от Афин. Аме-
риканская ми”сия в Гуеции предложназ
греческому правительству рассеять слухи
00 атаках партизан.

Из стах же источников стало извезгна,
	{TO вести 00 атаках партизан произвели
крайне цеморалязующее впечатление в
Афинах.
	депутатов
	ся совещания, в районы направляются ди-
рективы и инструкции. Однако самый
стиль руководства исполкома остается пока
еще старым и мало способствует росту ак-
тивности депутатов и их многочисленных
помощников из среды избирателей.

В середине января исполком областного
Совета разослал в районы директивное
письмо, в котором обращалось внимание
руководителей местных Советов на необхо-
димость составить планы работы, своевре-
менно созывать сессии Совета, правильно
организовать работу с депутатами и совет-
ским активом. Векоре эта директива была
забыта, и никто не требовал ее выполне-
ния. В 5 февраля пз пяти городских и
двадцати девяти районных Советов только
двенадцать прислали свои планы. В по-
давляющем большинстве планы предетав-
amor cofiol лишь повестки дня будущих
засэданий исполнительных комитетов. В
них нет и намека на то. какими oprann-
зационными мероприятиями руководители
местных Советов намерены подкзеплять бу-
душие решения исполкомов. Работа с co-
ветским активом, с депутатами выпала из
планов большинства исполкомов.

В облисполкоме получены десять прото-
колов SHBAPCRHX заседаний  исполкомов
районных Советов. Остальные еше не до-
шли. Поступившие протоколы содержат
127 решений по различным вопросам. Cpe-
AH них нет HH одного 006 улучшении
работы аппарата местных Советов, об ук-
реплении государственной диспинлины, 0
контроле за выполнением решений сессий,
наказов избирателей.

Во многих местных Советах Ярославской
области наметилась определенная  тенден-
ция всю работу с депутатами и советским
активом сосредоточить в постэянных комие-
сиях. Если издается директива, она ка-
сается, главным образом, работы постоян-
ных комиссий. Созывается совещание. —
пригланаются также члены комиссий. Но
ведь не все депутаты входят в их соетав.
В Ярославеком городском Совете из 483
депутатов около ста пятидесяти являются
членами постоянных комнесий. Что же бу-
дут делать остальные депутаты? 06 этом
пока мало задумываются. В некоторых
районах даже руководить активом поруча-
ют председателям постоянных комиссий,
Выходит, что исполнительные комитеты пе-
рекладывают на комисеии обязанности, ко-
торые надлежит исполнять им самим, их
отделам и работникам.
		По сигналам трудящихся депутат Утки-
на ознакомилась с работой почты и обна-
ружнла бездеятельность начальника от-
деления связи Кузнецова. В помещении
почты было грязно, работники волн себя
недисциплинированно, невнимательно отно-
сились к посетителям. Письма часто про-
палали.
°_ Депутат Уткина обратилась в районный
Совет. Исполком заслушал отчет нерадивого
начальника отделения и принял решение об
улучшении работы почты.

Денутату Ярославекого сельского рай-
онного Совета и Гавоиловского сельсовета
Arar Ивановне Шитовой без малого
60 лет, но сколько бодрости п энергии у
этой простой русской женщины! Она ру-
ководит колхозом «Заря»,  предеедатель-
ствует в постоянной сельскохозяйственной
комиссии сельсовета, активно участвует
BO всех начинаниях районного Совета.
	Сельскохозяйственная  комиссня,  воз-
‘лавляемая Шитовой, — первый помощ-
нив в работе исполнительного комитета
сельского Совета. Депутаты п активиеты
не только умеют во-время вскрыть недо-
статки или упущения. Они стараются
предупредить и устранить их.

В колхозе «Расцвет социализма» чле-
ны постоянной сельскохозяйственной 6о-
миссии обнаружили плохо вытертые се-
мена клевера. Депутаты подняли на ноги
колхозный актив. Предеелатель комисени
депутат Шатова показала колхозникам,
как надо доводить семена клевера до вы-
сокой конлинии. Семена быля спасены.
	В колхозе «Парижекая Коммуна» депу-
таты обнаружила, что труд животноводов
оплачивается неправильно. По их предло-
жению исполком сельсовета обязал прав-
ление артели установить сдельную оплату
трула.

В колхозе не было своего клуба, и мо-
толежь не знала, куда деваться в долгие
зимние вечера. Депутат Екатерина Моча-
лова собрала молодежь и порекомендовала
ей заняться оборудованием клуба. Правле-
ние колхоза выделило помешение. Недавно
клуб открылся. На его устройство не бы-
ло затрачено ни одной общественной ко-
пейки. Работу выполняла молодежь села в
свободное рэемя.
	*

Депутаты проявляют большую  актив-
ность. Но какую они получают помощь,
чтобы расти на государственной работе?
hak выполняются предложения депутатов
и наказы избирателей? С такими вопро-
сами мы обращались ко многим работни-
кам советских органов Ярославской обла-
сти и часто слышали в ответ:

— Пока ищем, нашунываем пути пе-

рестройки организационно-массовой работы
Il0-HOBOMY...
	Нельзя сказать, что исполком Йрослав-
ского областного Совета не завимаетея op-
	гавизационно-массовой работои. Созывают-
	Звеньевая Пермякова учит соседей
	кают. Из районного отдела сельекого хо-
зяйства нам дали план -—— три тонны золы
собрать. Это же курам на смех! Мы лолжны
в тридцать раз больше накопить этих удоб-
рений.

Беседа все оживлялась. Колхозники
указывали, что надо не только но-
больше собирать удобрений, но и научить-
ся правильно вносить их в почву. Topo
рнли 06% всем, что нужно для урожая.

— Голая степь кругом, вог чм пл0-

30, — сказал Миханал Глухов.
— dro дело пеправямое, — живо 9т0-
звалась Анастасия Пермякова. — Наш

&01503 весной начнет обсаживать поля за-
щитными полосами. Осенью мы привезли
п прикопали шестнадиать тысяч корней
для посалки. Звенья м тут покажут себя.
Пажлый чаен звена обязалея повадить п
Быраетить по тридцати деревьев.

— Почему же у нас нег звеньев? —
бросила упрек председателю артели [pa-
горию Калашникову колхозница Мария Ce-
роватова. — В прошлом году организовали
WX, да недоглядели, — вот и распались
звенья. Интересно нам слушать Анаста-
сию Антреевну Пермякову. Интереено... и
досадно. Paro © нами люди добились
болыних успехов, а мы... В каждой брага-
fe должны быть звенья! Еели меня наз-
вачат звеньевой, я от Анастасии Анлреев-
ны не отетану.

До позднего Часа совецалось правление
артели с активом. Рассказ звеньевой Ана-
сетасни Пермяковой взволновал колхозни-
ков. пробулил инициативу. Й в колхозе
«Завет Ленина» вскоре произошли переме-
ны к лучшему. Уже приготовлены семена.
Колхозные кузнецы заканчивают ремонт
инвентаря. Вновь созданные звенья рас-
зтавили шиты и рэазбрюсали хворост на
эенмых посевах. После бурана в саням
волбали плосрие днита и поэхали по по-
лям. чтобы уплотнить снег. В короткий
ерок колхозники собрали много золы. Ло
санному путн они вывозят на поля навоз.
В агротехническом кружке начались заня-
тия. Правление колхоза назначило опытно-
го хлебороба Степана Сероватова заведую-
щим хатой-лаборатерией.

Труловыми хлопотами заполнилиеь зим-
ane дни в колхозе. Идет борьба за высокий
урожай.

Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
	_ соб. корр. «Известий».
г. ЧКАЛОВ.
	мый год, когда Суворов явился е русской
армией в Италию. «Я почитаю божеским
наказанием, — сказал Суворов еще в 1797
тоду, — что до сей поры ни разу не ветре-
тилея с Бонапартом».

Но то, что не удалось Румаянцеву и Су-
ворову, привелось в 1812 году Вутузеву.
С тех пор и навсегда заватилась звезда
французского имиератора. Любителям «на-
учных» споров не мешало бы помнить ой
этом так же, как некоторым историкам из
«Визонии» о более свежих примерах, ибо
не всегда «короткая память» способствует
научной истине.

При всем положительном достоинстве
этих сборников необходимо все же отметить
ий ряд существенных в них недостатков.
Прежде веего хочется сказать, что сборник
о Кутузове, к сожалению, не дает необхо-
димых материалов о нем как дипломате.
Надо ли говорить, какое это упущение. Мы
до сих пор еше не имеем, например, иселе-
дования, которое дало бы нам обстоятельно
нарисованный, научно-убедительный и 3а-
конченный образ великого фельдмаршала
как дипломата. Всякое документальное
свидетельство о Кутузове-дипломате имело
бы. таким образом, неоценимое значение.
	Послужные списки Румянцева («форму-
ляры») очень скупы и кратки. Особенно
досадно, что сборник не восполняет пробела
о жизин и деятельности Румянцева в такое
пятилетие, как 1789—1794 тоды.

Сборник, посвяшенный Суворову, даю-
шой немало нового п ценного об птальян-
ской кампании, грешит теми же недостат-
ками, что и все прежние публикации, —
ровно ничего нет в нем о сношениях Суво-
рова с Ушаковым. Известно же, что Уша-
ков не только одновременно с Суворовым
воевал против французов в 1798—1799
годах, но и организационно был связан ©
ним. Документы эти есть и следовало их
обязательно опубликовать. Бе освещает
сборник  пернод деятельности Суворова в
Крыму, обеих Кабардах, на севере Кавказа
(1779—1787 гг.).

В пелом же эти сборники — нужное,
	ценное издание,

Акад. Е. ТАРЛЕ.
	hoaxes — «Переволощк» и  <Завет
Ленина» расположены рятом. Их разделя-
ет лишь невысокий перевал Сырта. 06
успехах или неудачах одной артели сразу
узнают в другой.

Прежде оба. колхоза почти всегда сни-
мали олинаковый урожай и не уступали
Друг другу в соревновании на полях. А вот
в прошлом году случилось так, что хлабо-
ребы артеаи «ПереволоцЕк» шатнули лале-
ко вперед. Артель же «Завет Ленина» не
достигла плановой урожайности.
	Это. взволновало. переволоцкнх хлеборо-
бов. Они решили послать в соседний колхоз
звеньевую Анастасию Пермякову, просла-
вВиБшуюся на всю округу богатым урожаем
пшеницы.

..В тот день людно было в конторе
правления артели «Завет Ленина». Солрал-
ся весь колхоэный актив. Анастаесля Пер-
мякова повела рассказ о том, как ее зва-
но в пронглом году обрабатывало землю и
ухаживало за пюсевами, Что оно. делает
сейчас, в зимнюю пору, чтобы снова уро-
дилиеь отличные хлеба.
	. Шат за шатем хлеборобы артели «Завет
Ленина» проелелили всю работу звена Пер-
мяковой. Они засыпали  знатную гостью
вопросами. Их живо интересовали и глу-
Фина вспашки, п сроки сева, и количество
местных удобрений, внесенных в почву, и
затрата  трудолней на сбработку гектара
nitenann, Мо болыше всего осели pac-
спрантивали © том, что делают звенья ны-
пешней зимой. И Анастасля Шармякоеа
продолжала свой рассказ:

— Еще осенью, перед взметом заби,
каждому звену был отведен участок в
дватпать пять гектаров. Звеньевые сле-
лили за качеством пахоты. Ло снегопада по
зябн расставнли шиты. Сейчае мы часто
паведываемея на учаест“и. чтобы mepecta-
вить щиты, гле нужно. На Сырте ветоы
сильные, н дуют они кажлый день с дру-
гой стороны. Нельзя делать так, как лета-
ли прежле: ставили щиты в январе, а
снимали их лишь в апреле. Чтобы создать
мощный снежный пехров на полях, надо
KARAOMY звену по-настоящему зачиматься
снегозадержанием. Припасаем и ухобрения.
Наши колхозницы обходят хверы, собирают
золу и птичай помет, свозят их в сухие
помещения.

Тут речь гостьи перебил старик-колхюз-
ник Степан Сероватов:

— Ау нас это богатстве по ветру пуе-
	кий интерес предетавляют документы, пред-
шествующие переходу Суворова через Чор-
тов мост, интересно гневное письмо Суво-
рова русскому посланнику в Вене Волыче-
By 06 австрийском министре Тугуте. «Ва-
$06 несмыслие и неблагодарность  Тугу-
tal» — восклицает Суворов. Он предлагает:
«Бульте тверды, не заразитесь воздухом
совиного гнезда...» В ныне публикуемых
документах Суворов просит руееких дин-
нломатов разоблачить Тугута, обнажить
его «несмыелие и предательство» и все
его «глупости, измены и двуличия».
Третий сборник, в котором также немало
новых материалов, посвящен Кутузову.
Значение этого еборника тем более очевид-
HO, 410 он дояжен помочь дальнейшему
изучению жизни и деятельноети великого
полководца и первоклассного дипломата.
° Важнейшее значение среди публикуемых
здесь материалов имеют относящиеся к
1813 оду двадцать три документа о ре-
шатщей роли России в освобождении Прус-
син и всей Гермавыи от наполеонозского
ига. Важдой своей строкой эти документы
говорят о том, как чагло лгала всегда (как.
потом и при Гитлере!) немецкая исторно-
графия, когда речь заходила 06 освобожде-
нии Германия в 1813 голу. Пробуют это
делать ив нынешней «Бизонии», замал-
чивая в «денацифицированных» книжках
ретающую. роль русской армии.
`Публикуемые документы со всей неонро-
вержимой очевидностью восстанавливают
умышленно  попираемую — историческую
истину. Есть еще охотники за рубежом.
вести так называемый «научный» епор о
самоствятельности русской стратегии и
тактики. Не говоря уже о последующем,
скажем только, что не Румяннев учился у
Фридриха Uf, а бил Фридриха под Нунере-
торфом так, что вся прусская’ армия: ча-
стью легла на месте. частью разбежалась,
и сам король еле унес ноги. Суворов же-
стоко бил даже талантливейших поеледова-
телей новой для Франции послереволюцион-
ной школы — Макдональда, Жубера, Моро.
Говорил же последний потом: «Я ставлю
Суворова наряду с Наполеоном». И только
елучай помешал гигенту русского в0-
енного искусства встретиться с Наполео-

ном: Бонапарт завоевывал Египет в тот с3-
	Деятельность местного Совета  стано-
вится плодотворной, котла его руководители
повседневно связаны через депутатов с
массами трудящихся, е советским активом.
	Неустанно расширять и укреплять связь с.
	массами — вот путь к дальнейшему нот е-
	му работы Советов. м
.‚ В. ШИЛКИН,
	г. ЯРОСЛАВЛЬ.
	09. корр. «Известий».
	Ремонтиру-
в первом
	Местные Советы выполняют предложения избирателей
	пути и трамваиных вагонов.
ются водопроводные колонки.
	в MUAY Sal yh пропрагольнуюм NaN ema
удящиеся Ростовской области внесли
 TO ценных предложений. Избиратели
	требовали от маетных Советов еше 00-
\ активной борьбы за высокие умжам,
3 перевынолюение пзанов в промышлен-
ими и на траненорте, за развертывание
Пльтурной советской торговли. Избирате-
и вносили предложения of улучшении
расширении жилищного строительства,
благоустройстве городов, 06 улучшении
зботы культурно-бытовых учреждений.
Предложения трудящихся области ста-
1 важнейшей чаетью программы практи-
кой деятельности местных Советов и
и депутатов. .

Немало иснолкомов районных,  город-
MIX, сельских и поселковых Советов
етовской области уже обсудили претло-
ния избирателей на сессиях Советов

чи зассоланиях исполкомов и наметилн
	пути Ев их реализации. Lak, исполком.
Тарасовского районного Совета, обсудив
ваказы избирателей, запланировал строи-
гельство в районном центре новой элек-
тростанции, средней школы, кинотеатра.

Исполком Федоровского районнего  бове-
73 в 1948 году решил построить клуб,
баню, озеленить улицы, телефонизировать
в(е сельсоветы, оборудовать  киноусга-
новку. Райсовет наметил построить в кол-
Хезах полевые станы и тракторные вагон-
чики, усилить контроль по уходу за озимы-
ми осевами и за подготовкой к весен-
нему севу, чтобы в 1948 году получить
урожай зерновых по 20 центнеров с каж-
duro гектара.

Успению осуществляет наказы избира-
телей исполком Таганрогского горсовета.
Трамвайный трест. приступил к ремонту
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	квартале этого года будет начато раеши-.
	рение водопроводной сети. В городе отремон-
тирована электросеть, для улучшения 0с-
вещения улиц дополяительно установлено
более 300 электрических фонарей.

После выборов в местные Советы орга-
визационно-инструюторский ‘отдел истол-
кома областного Совета внимательно 0600-
щил предложения избирателей и внес на
утверждение исполкома ‹ проект решения
но реализация этих предложений.

Сейчас местные Советы Ростовской 00-
ласти стремятся закрепить актив, вырос-
ший в период избирательной кампании,
привлечь его к деательному участию в
	советской работе.
Г. КОЗЛОВ,
	и. о. зав. орг-инструкторским отделом
Ростовского облисполкома.
	Летописи русской славы
	Почти одновременно вышли в свет е0ор-
шки документов и материалов, посвящен-
ые  Румянцеву. Сувозову и Кутузову *).
дготовители сборников обнаружили не-
умненные знания, вкус й уменье в выборе
экументов из архяввых фондов и боль-
1 внимание к читателю. Сборники ©9-
	автены из наиболее значительных в На-.
	ном огношении материалов, снабжены
\иробными спепиальными словарями, хро-
логическими и именными указателями,
Шблиографией вопроса и т. д.

Яркая инднвидуаавноеть трех замеча-
зльных русеких вождей, выдвинутых
WI веком, давно привлекала внимание
иториков, по до сих пор далеко пе все
‘OTL их историчёекой деятельности могут
читатьея вполне выясненными. Особенно
№ замечание относится в Румяниеву. Цо-
пменты, теперь опубликованные, дают
\ного для понимания Румянцева п как
тлководна, н как дипломата, притом дин-
юмата выдающегося, решительно превое-
здившего совремевных ему  профессио-
алов. Самый характер й обстановка дипло-
\тической службы Румянцева требовали
кобых усилий, исключительной находчи-
BCTH,  самостоятельносги и граждачекого
хужества. Так было в Семилетнюю ВОЙНУ,
Юма в чине генерал-поручака РУмяниев
ютел в Восточную Пруссию, занял Тиль-
ит, взял Кольберг, бил пруссаков при Ry-
hepcanpde, TAR было и в Русско-турецку
юйну 1768—1774 тодов. Его длитель-
ные, труднейшие переговоры © турками
агли быть сорваны тайными и явными
	“Shee ee ee тины»
	происками Франции, Австрии, Пруссии,
Польшн ин упорным нротиводействием вер-
хов магометанекого духовенства. Румянцев
ве только превозмог эти препятствия, HO
Кучук Кайнарджийекий мир был от нача-
ла ло конна дипломатической его победой.

Публикуемые в сборнике документы
включают реляции Румянцева о сокруши-
тельных ударах, нанесенных им туренкой
и татарской (крымекой) армиям под Dap-
гой и Кагулом в июле 1770 года, и важ-
нейшие выписки из «Журнала военных
	  действий» его армяи. Эли документы еще
	раз и наиболее внушительно показывают,
что удар под Кагулом имел уничтожающее
действие. носле которого турецкая армия че
	’ могла уже оправиться дд конца войвы. 19-
	сле Вагула турки тщетно пытались оття-
нуть признание своих поражений, прибе-
гали к дипломатическим уверткам, хлоно-
тали о созыве международного конгресса, 0
временном перемирии. Румянцев докончил
этот разгром ультиматумом верховному BH-
зирю от 28 июня (9 июля) 1774 г. «0 кон-
грессе, а еще менее о перемирии, — писал
оп. —я не могу и не хочу слышать. Ваше
	сиятельство знаете напгу последнюю го-
ЛЮ...»

Румяннев-дииломат завершил то, что еде-
лали Румяниев-генерал и его солдаты на
полях кровавых битв: Турция капитулиро-
вала. Черноморское побережье перешло в
русские руки, так же, как и часть Закав-
казья,

Еше более яркую эпопею подвигов и
побед развертываег длинный свиток доку-
ментов о непрекражавшейся боевой службе
	Ууворова. От 23 эктября 1742 года, нача:
	многие из них появляютея впервые. одесь
мы найдем документы, в которых Суворов
C нескрываемым пренебрежением пимтет о
Мурье (Дюмурье), как тот после разгрома
нод Ланлекороной, «не дождавииеь еще
карьерной атаки откланялся но франдуз-
скому и сделал антрешат (антраша) в Бялу
на границу», реляции Суворова надутому,
накрахмаленному немцу фон Веймариу,
его слова 6 том, что «русские прусских
всегда бивали» и уж если кому что «пе-
ренимать», TO He русским у немцев...
«Я лучше прусского покойного велико-
го короля, я, милостью божиею, баталий
не проигрывал», — писал Суворов, имея
в виду Фридриха 1.

Могучий, несокрушимый дух Суворова
вечно стремился к трудам, — но непремен-
но потруднее. к опаеностям, но непременно
поопаенее. Без жестоких боевых трудов,
без борьбы Суворов не чуветвовал, что жи-
вет полной жизнью. Он не выноеил даже
и кратких передышек в этой непреетанной
борьбе. Дали ему как-то отнуск в два ме-
сяпа.—и уже он горько вздыхает: «Боже!..
	Теперь я унываю в праздной жизни, свой-
	ственной тем низким душам, котерыя жи-
вут только для себя... Уже мрачноеть изо-
бражастся на челе моем; в будущем пред-
вижу еще более скорби. Трудолюбивая ду-
ша лолжна всегда заниматься своим ремес-
	HOM»,
Необычайно важны и интересны все 10-
	кументы, относящиеся к взятию Измаила.
Суворовская диспозиция — образец точно-
сти п ясности. Приложенная к документам
карта  превосходна, она делает эту тис-
позипию наглядной. осязаемой. В краткой
заметке нет возможности сколько-нибудь
полно не только проанализаревать, но да-
же и перечислить вое публикуеные доку-
	менты. Очень характезен мотивированный.
	выговор Суворова австрийскому генералу
Розенбергу, не выполнившему прямого при-
	каза русского главнокомандующего, глу0о-
	#) «Фельдмаршал Румяннев. Сборник до
	9% 5: * г
кументов и Материалов». Госполитизлат,   ла службы двенаднатилетнего «мушкетера»
1047; «Генерллиссимус Сувовов. Сборник   (еменовского полка, до 6 мая 1800 года
документов и материатлов>. Госполитиздат,   рта герой и генералиесимуе русской аэ-
	Семеновского нолка, до 6 мая 1800 года,
когда герой и генералиесимуе русской а-
мии, покрывший ее славой, закрыл свои
орлиные глаза, — рассказывает поевящен-
ный ему сборник. Часть опубликованных
здесь документов была уже известна, но
	1947; «Фельдмаршал Кутузов. Сборник до’
не >. aeanennanmoRs. TLocnoJuTH3ilat.
	кументов и материалоб>.
	1947. Главкое Архивное управление
СССР. Центральный Государственный
	енно-исторический архив.