ПЯТНИЗА, 13 ФЕБЗРАЛЯ 13298 Pe ata We ews
er nn CT CC
	области колхозниЕн проявляют живейший
интересе к ирригации, стремятся немедлен-
но приступить к работам. И в области
можно встретить немало председателей
сельских Советов, которые, подобно тов.
Наиитицеяу, проявляют, энергию, показы»
вают свое умение возглавить народную
инициативу. В сожалению, районные и 0б-
ластной неполнительные комитеты не ока-
зывалот им достаточной помощи.

В Ельце имеется проектно-изыскатель-
екая контора, призванная осуществлять
техническое руководство строительством.
Действует она согласно директивам  тре-
ста «Орелводетройпроевт», находящегося в
Орле. Но никаких указавий начинать
строительство. по мере готовности проектов
й рабочих чертежей со стороны главного
ипженера треста тов. Завржевекого не
поступает. От него также никто этого He
требует. Ни заведующий отделом водного
хозяйства тов. Балахнов, ни начальник
областного управления сельского  хозяй-
erga тов. Суверин не решаются заставить
трест дать распоряжение начинать строи-
тельство.

Вот они собрались в кабинете началь-
пика. Жалуются на сельские Советы, се-
туют на министерсгва и железную дорогу.
Тов. Суверин журит слегка своих подчи-
ненных 3& «зимние» настроения.

А в это время издалека, за 230 кило-
метров, звонит председатель сельского Co-
вета:

— Алло! Пришлите кого-нибудь, чтобы
показали, где и как строить...

В кабинете тов. Суверйна вздыхают по
поводу того, что на складах города Орла
собралось семнадцать нереализованных
двигателей.

А в это время за 270 километров отею-
да, в Должанском районе читают бюрокра-
вическую отписку управления  сельекого
хпзяйства на запрое послать двигатель:
«Приезжайте п берите».

Й если бы начальник управления тов.
Суверия вдруг приказал Закржевекому п
Балахнову: «Стройте!», то векрылась бы
вопиющая картина неподготовленноети к
массовым работам. В Задонском,  наибо-
лее благополучном, районе ‘до сих пор’ нет
‘рабочих чертежей, в других районах Ее
закончены даже изыскания.

Изыеканиями и проектированием, 10-
мимо «Орелводстройпроекта», на договор-
пых началах занимаются специальные 0}-
танизации Министеретва сельского хозяй-
ства СССР, Министеротва сельского хозяй-
‘етва РСФСР, Азербайлжанекая контора
	_«Азводпроиз» и другие. Вазалось бы, есть
	кому обеспечить проектирование. Ho see
эти организации не контролируются 0бл-
исполкомом п работают из рук вон ило-
xo. Задание закончить к февралю все
проектно - изыскательские работы на пло-
шади строительства первой очереди сорва-
но. Сесспя областного Совета второго со-
зыва дала отсрочку до   марта. Однако
положеняе и сейчас нельзя признать
удовлетвбрительным.

Перед областью поставлена задача ог-
ромной важности. Народ понимает ее, ве-
рит в ее осуществление. Многие сельские
Советы горячо берутся за работу. Надо,
чтобы и в облисполкоме проявляли боль-
ше интереса к ирригационному  стреи-
	тельству. Н КАСИМОВ
	спец. корр. «Известий».
г. ОРЕЛ.
	Советское строительсто00
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССЕР

В Северной Осетии
	Классики русской литературы
на осетинском языке
	Государственное издательство  Северо-
Осетинской АССР издает произведения
классиков русской литературы. на осетин-
ском языке. Издаются избранные произве-
дения Горького, Лермонтова, Чехова. Го-
товятся к печати сборники произведений
Некрасова, Белинского, А; Н. Островско-
	ГО

Стахановские школы в колхозах
	Во многих колхозах республики начали
работать школы по изучению опыта пере-
довиков. Они пользуются большой попу-
лярностью. Стахановскую школу колхоза
им. Карла Маркса  Куриского района по-
сещают 50 человек. Популярные лекции
по агротехнике читает агроном сельхоз
артели тов. Завадский. Сорок учащихся —
в стахановской школе колхоза «Новый
пахарь». В колхозах» Пригородного района
х чтению лекций привлечены мастера вы-
	соких урожаев.
Народная стройка
	Эльхотовский обводнительный — канал
строят своими силами колхозники Киров-
ского р2йона. Он берет начало. у Эльхо-
товских ворот. Отсюда воды бурного Те-
река по каналу пойдут на расстояние свы-
we 20 километров и будут использованы
для орошения колхозных полей.

М. ЯРОВОЙ,

г. ДЗАУДЖИКАУ.
	Сибирские пчеловоды
	КРАСНОЯРСК, 12 февраля. (Но телеф.
от с0б. корр.). Пчеловодство в Краснояр-
ском крае существует больше ста лет.
Особенно развивалось оно в последние два-
три десятилетия. (Сейчас редкий колхоз
не имеет собственной пасеки, В сельхоз-
артели’ имени Ворошилова Енисейского
района — 1.200 ` семей пчел. В 1942 году
этот колхоз получил от пчеловодства
три миллиона рублей прибыли. 1.250 ты-
cay рублей из. этих денег колхоз внес
на строительство танковой колонны. По-
ловину всех доходов сельхозартели «Путь
Сталива» Бейского района составляют
средства, получаемые от реализации меда.

Десятки колхозных пчеловодов ‘края В
совершенстве изучили свое дело и еже-
годно добиваются высокого  медосбора,
Пчеловод - колхоза «Белка» Тасеевского
района Даниил Иванов в течение послед-
них пяти лет получает в среднем по 112,2
килограмма меда с. каждой пчелосемьи.
Широко известны в крае имена колхозни-
ков тт. Шалагина и Артемьева, которые
за успехи в развитии пчеловодства _Ha-
граждены орденом Ленина.

К 1949 году колхозники Красноярекого
края обязались довести медосбор в сред-
нем ло 136 килограммов на пчелосемью.
	Строительетво
Шаариханской ГЭС
	ТАШКЕНТ, 12. февраля. (По телеф. от
соб. корр.). В „Ленинском районе Андижан-
ской области на реке Шаарихан строится
мошная гидроэлектроеганция. Тысячи кол-
хозников четырех районов области прибы-
ли на место стройки, чтобы помочь строи-
телям уже в нынешнем году сдать гидро-
станцию в эксплоатацию. -

Шаариханская ГЭС намного увеличит
энергетические ресурсы Андижанской об-
ласти и обеспечит электроэнергией нефте-
промысла «Андижан» и «Палванташ».
	‚ Шефская помощь селу
	КИЕВ, 12 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). Свыше 60 предприятий Киева, по-
могая МТС и колхозам в подготовке к
весенним полевым работам, изготовляют
запасные части к тракторам и сельскохо-
зяйственным машинам. В села направляются
песятки квалифицированных слесарей, куз-
нецов, электросварщиков.

Завод имени Артема направил в подшеф-
ную Макаровскую МТС машину-мастер-
скую, оборудованную разными станками и
электросварочным аппаратом. Завод конт-
рольно-измерительных приборов’ изготовля-
ет комплекты предложенных профессором
Кондак приспособлений к сеялкам для
пунктирного сева сахарной свеклы.

Коллектив завода имени Лепсе помог под-
шефному колхозу имени Сталина Шполян-
ского района построить собственную элект-

ростанцию.
	Авиарейсы Ленинград—Пудож
	ЛЕНИНГРАД, 12 февраля. (По телеф. от
соб. корр.). В Пудожском леспромхозе Ка-
рело-Финской ССР в болыших масштабах
ведутся заготовки. дров и строительного ле-
са для Ленинграда, На помощь лесорубам
пришла ‘авиация. Северное управление
Гражданского воздушного флота приступило
к перевозке лесорубов в Пудож на само-
летах.

Ежедневно на линии Ленинград — Пудож
курсируют пять машин. Они уже перевезли
1.300 рабочих и 40 тонн грузов для лесо-
заготовок. Расстояние от Ленинграда до
Пудожа самолет покрывает за два часа,
тогда как до Пудожа зимой обычно прихо-
дится добираться несколько суток.
	Телефонизация подземного
транспорта
	ПРОКОПЬЕВСК, 12 февраля. (По телеф.
er cos. корр.). Ha шахтах Кузнецкого
угольного бассейна телефонизируется под-
земный транспорт. Только по девятнадцати
шахтам комбината «Кузбассуголь» в транс-
портном хозяйстве установлено более пяти-
сот телефонных аппаратов. Это позволило
ввести диспетчеризацию движения. Подзем-
ный транспорт крупнейшей шахты имени
Сталина телефонизирован полностью.
	Врупнейшая соляная шахта
	В ближайшее время сдается в эксплоа-
тацию шахта № 3 треста «Артемсоль» в
Донбассе. Это—крупнейшая соляная шахта
в СССР. Ее сооружение было почти за-
кончено перед войной. Во время оккупа-
ции Донбасса немецко-фашистские захват-
чики взорвали ценное оборудование шахты
и залили ее водой.

Восстановительные работы начались в
прошлом голу. На глубине около 300 мет-
ров в толще каменной соли восстановлены
галлереи, нарезанные для разработки ме-
сторождения. Под землей прокладывается
электрическая дорога, по которой добытая
врубмашинами соль будет` вывозиться на
подземный рулничный двор. Здесь соль
пройдет через мощную длробилку, а затем
будет подниматься наверх с помощью CKH-
	пового под емника.
	Недавно в областном центре открылась
сельскохозяйственная выставка. В павиль-
оне «Полеводетво» представлены достиже-
ния лучших хдеборобов. Предполагается,
что эту выетавку’ посетит около деся-
ти тысяч колхозников и колхозниц, работ-
ников МТС п совхозов. Но армия людей,
которая борется за урожай, во много раз
больше. И поэтому методы  пропатанлы
опыта передорлков должны быть разно-
сторонними и охватывать самые пгирокие
слон деревенского населения. Так должно
быть. На деле же выходит совсем иное.
Областное управление сельского хозяйства
пока-что только собирает сведения 0 Pa-
Sore звеньев. Районные сельскохозяйст-
венные отлелы шают скудные материалы,
мало что дающие для обобщений. В канце-
ляриях завязло живое дело, очень нужное
сейчае, когда развейтываетея подготовка
Е весне.

В свое время Чкаловская областная
опытная станция полеволетва была тесно
связана с колхозных производством. До-
стижения станции внелрялись на к0лх0з-
ных полях. Переписка с колхозниками-
опытниками, звеньевыми, выезды в поле
обогащали работников станции интересным
опытом. Теперь же, когла, казалось бы,
связь эта должна быть особенно крепкой,
когда на колхозных полях достигнуты
прекраеные результаты, имеющие несом-
ненный интерес для науки, связь опытной
станции < производством почти совершен-
но оборвалась. Вак выращивают звенья
высокие урожаи, работники опытной стан-
ции не знают. Областная государственная
селекционная станция также не связана
с передовыми колхозами, с мастерами уро-
жаев. , ‘

Слаба п роль местной печати в пропа-
ганде передового опыта. Областное изла-
тельство до сих пор не удосужилось из-
дать ни брошюр, ни плаватов, посвящен-
ных достижениям передовиков.

Нажюнен, сами звеньевые рады были бы
поделиться опытом © колхозниками своей
артели. Они бы не отказались и к’ 6066-
дям с’ездить. Все колхозники ‘охотно но-
слушали бы лекции звеньевого, побеседо-
вали бы с ним. Но такие выступления, та-
кие встречи надо организовать. А этого не
делают. Исполком областного Совета упу-
скает извиду пропаганду передового опыта.

Вромя не ждет, В. периюд зимнего за-
тинтья на полях не прекращается борьба за
высокий урожай. Около двух с половиной
тысяч звеньев из числа организованных в
прошлом голу задерживают снег на участ-
ках, готовят семена. Берутея за дело де-
вятьсот левяносто вновь организованных
звеньев. Широкое фаспространение пере-
дового бпыта с первых шагов борьбы: за
новый урожай создаст условия Jag Toro,
чтобы этот урожай был завоеван.

В. РЯЗАНОВ;
заместитель представителя Совета по
	делам колхозов при правительстве
СССР по Чкаловской области.
	на поток!
	Возглавить борьбу
за ирригацию
	Еще на.ХУП с’езде партин товари\
Сталин выдвинул идею орошения 3а-
волжья. Февральский Пленум ЦЕ ВЕШ(б)
в 1947 году указал на необходимость
наряду с проведением нового ирригацион”
ного строительства и раенитрением илоша-
ди посева на поливных землях B Сред-
ней Азии и Закавказь., обеспечить значи-
тельное развитие орошения в районах
средне - русской возвышенности (Курская,
Воронежекая, Орловская, Тамбовская 0б-
ласти), Поволжья, Северного Кавказа,
Крыма, Укранны, Западной Сибири и #е-
орошаемых районов Казахской ССР, в це-
зях создания учаетков гарантированного
урожая.

Страна стоит теперь перед таким раз-
махом ирригационных работ, о каком не
могла и мечтать дореволюционная Россия.
Олной из первоочередных задач является
орошение черноземов средне - русской воз-
вышенности.

Только в колхозах Орлорской области к
1953 году орошение будет проведено на
площади 110 тысяч гектаров, в том чи-
сле в 1948 году — на площади в 10
тысяч гектаров. Орошение не только нод-
нимет на новую ступень сельское хозяй-
ство области, но и преобразит ее. Двига-
тели водопод’емных установок будут слу-
жить одновременно и делу ирригации, п
механизации сельскохозяйственных работ,
и электрификации колхозных сел. Новые
водоемы создадут возможность широкого
развития рыбоводства и разведения водо-
плавающей птицы. Обмелевшие ручьи Ha-
полнятея водой, небольшие реки превра-
тятея в судоходные магистрали.

Прекрасные, захватывающие своей гран-
диозностью планы! Ими живет сейчас кол-
хозное село, стремящееся к богатым, устой-
чивым урожаям. Ведь если, кроме всех
агротехнических мероприятий, ‘обеспечить
равномерное и своевременное распределение
влаги, результаты окажутся совершенно
исключительными:

Сейчас наступило время воплошать все
это в жизнь, поднимать на строительство
народ.

Лучшие сельсоветы Орловщины стали
душой народного движения за ирригацию.
Они мобилизуют колхозников на массовые
работы, раз’ясняют им, какие колоссальные
выгоды дает орошение, приводят в пример
звеньевых Орловской области, получив-
ших тройной урожай на поливных участ-
ках лаже в засушливом 1946 году.

В 230 километрах от Орла, на берегу
Дона приютилаеь сельхозартель «Смычка».
Богат был урожай здесь в прошлом году,
п еше больше выросли во борьбе за хлеб
сами колхозники. Легко председателю Хме-
ленецкого сельского Совета тов. Паптиние-
‚ву говорить теперь е людьми, — они хо-
рошо понимают его е полуслова, проявля-
	ют нетерпение и собственную инициативу
	в деле строительства оросительной систе-
мы. Все уже взвешено ‘и подечитано.
Строительные матерпалы заготовлены, люЮ-
да посланы на курсы машинистов, на при-
обретение двигателя будет получен кредит.
Народ потребовал от председателя сельского
Совета, чтобы он скорее привозил спепиа-
листов-технических руководителей строи-
TRALCTRA.
	На примере тов. Нашинцева видно, ка-
кую серьезную оргавизующую роль при-
званы сыграть председатели сельских Сове-
тов в ирригационном строительетве. В ка-
ждом районе, в каждом селе Орловской
	нло поставлено в особые условия. овену
	Шипилова пришлось производить Becho-
вепашку поздно-—27—28 мая. Несмотря на
поздние сроки весновенашеи, на недоста-
точное количество весеннего тенла, болБ“
ой и настойчивый труд звена обеспечил
хороший рост и развитие растений.
	_ В каждом районе области есть звенья,
опыт которых указывает путь KR получе-
нию высоких урожаев на больших масси-
вах. Но, к сожалопию, тавих звеньев He
Tak ym Horo. В ортанизации их в
прошлом году земельные органы по-
	‘дошли формально. Злмою в колхозах чи-
	слилось 5.637 звеньев. 9же в период
весеннего сева многие звенья, оставлен-
ные без внимания и руководетва, распа-
лись. № концу гола в 2.100 колхозах 0б-
ласти было уже всего 3.196 звеньев, и
только 321 звена выполнило обязатель-
ства, собрав урожай зерновых культур от
15 ло 325 центнера < гектара.
	Почему так случилось? Прежде всего
потому, что’ не многим звеньям удалось с
начала и до конца года проводить Бак
слелует вое работы, связанные с подготов-
кой почвы, посевом, уходом за посевами,
з также уборкой. Звеньям артели «Искра»
Тоцкого района участки отвели весной,
пахоту и сев проводили без их. участия.
Колхозницы - звеньевые Валентина Лен-
шина и Ана Клокова все же позадо-
тились 06 уходе за шиеннцей, трижды
уничтожали сорняки на участке. Уже одно
это улучшило состояние посевов. Ленши-
ной, ПВлоковой и членам их звеньев х0-
телось знать, как уродилась пшеница по-
сле хорошего летнего ухода. Ho правление
артели и с этим желанием звенъевых не по-
считалось. Урожай < их участков был
обезличен. Работой звеньев очень мало
интересовались специалиеты сельского хо-
зяйства. В районном сельскохозяйственном
отлеле, в машинно-травторных станциях
Тоцкого района работает более двадцати
агрономов Весной в районе организовали
двести тридцать звеньев. Многие из них
распались, Только двадпать три звена вы-
растили хороший урожай. 0 работе этих
звеньев агрономы района имеют весьма
смутное прелетавление.
	Ho лучше обстоит дело с распространо-
нием перелового опыта и теперь. Чтобы
в опыт, надо учитываль,

:зучать, знать его. Именно этого и не де-
али многие специалисты сельекого хозяй-
ства Чкаловской области. А неполкомы 95-
ластного и районных Советов не наталвн-
вали их на необходимость глубже вникать
в работу передовиков, обобщать их. доети-
жения. Работа © звеньями все еще носит
обзснный характер. Много, например, го-
ворилось о них весной, а потом начали за-
бывать о звеньях, и Мало кто старался
собирать по крупице вее ценное, что при-
меняли на свопх участках передовые лю-
ди. осуществляя и совершенетвуя arpo-
	ТехниИвУу.
	По обязательствам колхозников При
уральской степи еще весною видно было,
что здесь начнется настоящий поход за
урожай. Сотни звеньев, бригад, колхозов
выполнили обязательства. Трудовым усн-
HAM участников всенародного соревнова-
ния за под’ем сельского хозяйства Чкалов-
ская область обязана тем, что в 1947 году
она смогла своевременно выполнить госу-
дарственные поставки и сдать на пятна-
хцать миллионов пудов хлеба больше, чем
в 1946 году.

Опыт передовых звеньев, бригад и кол-
хбзов указал пути дальнейшего повыше-
ния плодородия земли в каждом хозяйстве.
Этот опыт еще раз подтверждает истину,
цто нет секретов в получении высоких
урожаев. Уепех обеспечивают общеизвеет-
ные атротехнические приемы, правильное
и умелое осуществление их, четкая op-
танизация труда.

Пять звеньев волхоза имени Халтурина
Томбаровекого района на участках в де
сать - одиннадцать гектаров собрали боль-
ше чем по тридцати центнеров яровой пите-
ницы © каждого гектара. Волхоз имени
Халтурниа расположен в наиболее засуш-
ливой юго-восточной зоне области. Здесь
сравнительно белные супеочаные почвы с
неглубоким  пахотным  ©л0ем. Й ‘тем
не менее ни один из колхозов 00-
ласти, находящийся в более  благо-
приятных климатических и почвенных
условиях, не может похвалиться таким
количеством звеньев высокого урожая.
Средний урожай яровой пшеницы в колхозе
имени Халтурина Эолее чем в два раза пре
выюнл проплогодний и достиг 10,1 цент-
нера с гектара. Участок звена Бегуновой
дал по 30,98 центнера яровой пшеницы
с гектара.

Мастера земледелия значительно повы-
сили в прошлом году не только урожаи
яровой пшеницы, но и урожаи ржи, проса,
	подсолнечника.
Сомь-восемь лет назад в Чкаловской
областя впервые были организованы
	звенья по выращиванию. проса. Тогда На
больших площадях (в 1939 году на 70 ты-
сячах, зв 1940 году на 105 тысячах гек-
таров) был выращен урожай, превышаю-
щий 12 пентнеров © гектара. В прошлом
голу под просом было занято 379 тысяч
	rextapos. Ho пренебрежительное отношение.
	к посевам сказалось на урожайности. Веть
районы, такие, например, Kak Октябрьский,
Бугуруеланский. где средний ‹бор проса
едва достиг полутора-двух центнеров” ©
тектара. В оправдание этого руковохители
Охлябрьского и Бугурусланекого районов
выискивают различные причины’ весна,
мол, Зыла холодная, залержалось развитие
растений. затянулось созревание их. Опыт
передовых звеньев доказывает обратное,
разбивает необоснованные утверждения.
Звено Андрея Шицилова из колхоза «Пер-
вое Мая» Оклябрьекого района вырастило
на участке в 20 гектаров по 21,8 центнера
зерна с тектара, при чем звено отнюдь не
	Литейное
	Производство
	счет уплотнения вотряхивание» © прин
нением новых, специально разработанных
‘формовочных смесей. Мы механизироза-
ли, например; изготовление стержней для
образования внутренних полостей слож-
ных крупных деталей. Это повлекло за
собой замену цельных стержней сборны-
MH, переход на новые стержневые смеси,
обладающие высокой подвижностью. Ма-
знинные методы изготовления форм и
стержней позволили в свою очередь ео-
кратить и стабилизовать об’ем обрубочных
работ. -

Прогрессивная технология производства
крупных серийных отливок впервые по-
лучила широкое применение при изготов-
лении станин и других больших деталей
металлорежущих станков. Это было связа-
но с образовавшимея острым. недостатком
таких деталей в станкостроении,  тормо-
зившим выполнение государственного пла-
на в этой важной отрасли промышленно-
сти. Тогда перед коллективом завода
«Станколит» было выдвинуто требование
решительно увеличить выпуск литья для
серийных станков и одновременно освоить
производетво отливок для специальных и
агрегатных станков.

Такая задача не могла быть решена на
базе ранее существовавшей на заводе тех-
нологии, общепринятой при изготовлении
Брунного литья, когда производственный
цикл продолжался не менее сорока восьми
часов, нерационально использовалиеь про-
изводственные площади, когда не было
достаточных условий для роста производи-
тельности труда.

Надо было коренным образом изменить
весь технологический процесе, исходя из.
новых, научно обоснованных  поточных
методов. Так, формовка станин была пе-
реведена на встряхивающие переворотные
станки. Отделка, сборка и заливка форм
организованы на непрерывно движущемся
конвейере. Изменению подверглись прин-
ципиальные основы проектирования ли-
тейной формы. Была изменена и усовершен-
ствована технологическая оснастка.

Литейное производство с начала прош-
лого гола стало выглядеть на заводе
«Станколит» совсем по-другому. Теперь
уже накоплен достаточный опыт, чтобы
можно было говорить о прочном, устой-
чивом производственном п экономическом
  эффекте.

В результате применения прогрессивной
поточной технологии. хля выпуска крупного

серийного литья производетвенный - HERA
		сокращен в шесть раз, сем продукции с
той же производетвенной площади увели-
чилея в два с половиной раза, выпуск
литья на одного рабочего вырос на 40 про-
центов. Снизив себестоимость отливок” на
19 процентов, коллектив завола увеличил
свой вклад в фонд социалистических на-
коплений. Большое значение имеет и 10 0б-
стоятельство, чт теперь весъ технологиче-
ский процессе осуществляется малоквази-

фицированными рабочими. г Ре

Выпуск станан для серийных станков’
`В03р0с на заводе в три раза. Но это, ко-
нечно, не является пределом. Мы распола-
таем еще большими резервами для даль-
нейшего увеличения выпуска литья.
Только за счет высвобождения произвотет-
венных мощностей завод смог организо-
вать, например, изготовление крупных от-
ЛИвОк для агрегатных ий специальных

станков в 00’еме государственного плана.
	Нам думается, что разработанная и
внедренная в производство прогрессивная
технология применима в большинстве от-
раелей машиностроения с большой номен-
клатурой и ограниченной серийноетью пз-
делий. Особенно эффективна она при уве-
личении об’ема производства. Известно, что
техниво-экономические показатели крун-
ных литейных нередко не лучше, а иног-
да даже и хуже показателей небольших
литейных цехов. Это  об’яеняется, Kak
правило, несоответетвием между принци-
Dann технологий и 00’емом производетва.

Нрименяя прогрессивную технологию,
можно е большой выгодой расширить ли-
тейную базу советского  маптиностроения,
создать специализированные литейные за-
воды, обеспечивающие потребность в
литье того или иного ^ экономического
района. Изменение технологий литейного
производства позволяет снизить общую
трудоемкость изготовления отливок в пол-
тора-два раза, резко увеличить  про-
изводительность парка литейного оборуло-
вания, а также повысить в Два с полови-
ной-три раза использование существу-
ющих производетвенных площадей. Народ-
нохозяйственный эффект нового дела на-
столько значителен, что следует срочно и
широко использовать его по всей стране.
	A. PABILEB,
директор завода «Станколит».
	В. ШЕСТОПАЛ,

заведующий кафедрой литейного
производства Станкоинструменталь-
ного института имени Сталина,
	Запись лекций на пластинки
	Всесоюзное общество по распростране-
  нию политических и научных знаний в це-
лях широкого использования лекций в до-
мах культуры, избах-читальнях и клубах
решило записывать лекции на патефонные
пластинки. В Политехническом музее в
виде опыта на пяти двусторонних пла-
стинках записана одна из лекций. К пла-
стинкам изготовляются диапозитивы, де-
монстрацией которых будет сопровождать-
ся лекция. ;
Принимаются также меры. к созданию
кинолекций,
	Советские машиностроители все пифе
используюг методы массово-поточного
производства, сокращающие трудоемкость,
позволяющие снижать себестоимость про-
лукции, повышать  производительность
труда.

Однако до сих пор в практике наших
машиностроителей и станкостроителей наи-
более трудным и отеталым участком ое-
тается ‘литейное производство. Читейные
цехи на машиностроительных заводах ча-
сто тормозят работу всех других цехов,
тяжелым бременем ложатся на себеетои-
мость готовой продукции. Между тем
литье занимает ведущее место среди всех
заготовок, применяемых в маптинострое-
нии. Производство литых деталей обходит-
ся в среднем не менее четверти стоимости
мантин.

Интересы досрочного выполнения по-
слевоенной сталинской пятилетки и все-
мерного усиления роста социалистического
накопления настоятельно требуют корен-
ного  усовершенствования технологии и
организации литейного производства.
Нельзя ограничиваться лишь дорогостоя-
шим простым увеличением об’ема литей-
ого производства без совершенетвования
его. Механическое увеличение об’ема ли-
тейното производетва при сохранении су-
шествующего уровня потребовало бы зна-
чительных капитальных затрат, новых
квалифипированных рабочих. Между тем
достижения советской науки п техникн
позволяют решить эту большую  назолно-
хозяйственную задачу эффективно и рен-
табельно.

Воллектив инженерно-технических ра-
ботников  московекого  чугунолитейного
завода «Станколит» в содружестве с на-
учными работниками кафедры „литейного
производства Московского станкоинструмен-
тельного института амени Сталина разра-
ботал; научно обосновал и внедрил в про-
изводетво серийных крупных отливок
новую высокопроизводительную техноло-
тию, остававшуюся до последнего времени
преимущеетвом исключительно массового
производства автотракторных мелких и
средних деталей.

Новая технология потребовала принци-
пиальных изменений во всех процессах
изготовления отливок. Основой прогрессиз-
ной технологии является применение сы-
рой формовка крупных деталей. Оно ста-
новитея возможным только после коренно-
то изменения технология литейной формы,
обеспечения равномерности ‘набивки за
	Три тысячи киноустановок
	В минувшем году более двухсот колхо-
зов Украины приобрели  киноустановки,
Всегд в республике уже имеют киноуста-
новки свыше 600 колхозов.

Быстро  восстанавлявается киносеть в
городах и промышленных центрах Украи-
ны. Строятся новые кинотеатры в Киеве,
Измаиле, Тернополе и других городах.

Киносеть республики насчитывает сей-
час более 3.000 единин. В этом году на-
мечается вчести в действие еще 780 уста-
HOROK, .
	Неотложные задачи восстановления
районных центров
	ского и колхозного строительства. Они
должны иметь в каждом районе специаль-
ные прорабекие участки или конторы, ко-
торым должлы быть поручены все строи-
тельные работы в районном центре, неза-
висимо от ведомственной их подчинен-
ности.

До начала строительного сезона 060609
внимание следует обратить на укрепление
районных строительных организаций, на
укомплектование. их постоянной рабочей
силой. Для этого необходимо форсировать
стронтельетво общежитий и коммунально-
бытовых учреждений — столовых, бань,
клубов. Следует также организовать кур-
сы для лесятников, плотников, печников,
столяров.

Надо принять ерочные меры в укрепле-
нию п расширению  лесопильных заводов,
столярных, слесарных и кузнечных ма-
стереких. В большинстве районных центров
могут быть созданы щеподральные уста-
новки, черепичные заводы.

В строительстве огромную роль играет
	транспорт. Автопарк необходимо  сосрето-
точить в руках районных  етроптельных
	ROATOPD и участков.

Следующим важным вопросом является
планировка районных центров. Следует
ориентироваться на составление простей-
ших схем планировки,

Большое значение имеет использование
местного архитект?рно-строительного опы-
	та и местных строительных материалов.
Реза Wo Ienery — мае зле
	Puebva HO дереву,  стенная роспись,
своеобразные приемы домовых конструк-
ций, саман, внешняя штукатурка. — весе
	это должно применяться в зависимости от
местных бытовых, национальных и при-
юдных условий.

Необходимо, чтобы все ведомства, заин-
терезованные в районном строительстве,
уделяли ему достаточно внимания. В ряде
случаев сами районные руководители идут
на поводу у ведометв, не борются за выпол-
нение строптельно-восстановательных про-
грамм. Веледствие этого строительство ве-
дется медленно, без проектов, на очень низ-
ком уровне.

Задача местных ` Советов и стронтелей—
усилить борьбу за быстрейшее  возрожле-
ние районных центров, в короткий срок
сделать их краше и лучше, чем они были

10 войны.
И. БЕЛОГОРНЕВ,

начальник областного отлела по делам
	архитектуры, кандидат архитектурных
наук.
	г. СМОЛЕНСК.
	В послевоенные годы трудящиеся 0м0-
ленской области провели огромную работу
по восстановлению и благоустройству
разрушенных врагом городов и сел. На
Смоленщине построено около 130 тысяч
домов для колхозников и евыше 43 тысяч
хозяйственных и культурно-бытовых зда-
ний. Теперь, когда в городах п селах проб-
лема ликвидации землянок и переселения
трудящихзя в благоустроенные дома в OC
новном решена, главное внимание должно
быть уделено восстановлению районных
центров. Сделать их в короткий срок бла-
гоустроенными, культурными — неотлож-
ная задача местных Советов и организа-
ций сельского строительства.

В нынентнем году в области преду-
смотрено строительство четырех гостиниц,
восьми Домов Советов, двадцати семи ком-
мунальных электростанций и гидроэлектро-
станций, а также устройетво водопровотла
в пяти районных центрах. Кроме того, в
течение года будет построено пятнадцать
школ, семь файонных домов. культуры,
большое количество районных больниц,
детских садов и бань.

Для выполнения строительной програм-
мы правительство выделило большое коли»
чество механизмов и строительных. мате-
риалов. Только по коммунальному хозай-
ству предусмо?рено вложить в жилиш-
ное строительство районных центров
около пяти миллионов рублей. Значитель-
но расширяется база по выпуску строи-
тельных материалов. В Касплянском и
Томкинском районах строятся мощные из-
вестковые заводы, в Новодугинском —
кирпичный завод, в Демидовском — дере-
вообрабатывающий комбинат.

Отнако в работе. местных Советов и
строительных организаций есть еще немало
серьезных недостатков. Главным из них
является распыленноеть механизмов и
строительных калров. Вак правило, вос-
становлением районных центров занимают-
ся самые различные организации, Предприя-
тия коммунального хозяйства строят элэк-
тростанции, водонроводы н бани. Строи-
тельные организации различных ведометв
заняты постройкой жилых домов, клубов,
лечебных учреждений, кирпичных заводов
и предприятий местной и кооперативной
промышленности. Из-за  маломошности
этих организаций дело идет крайне медлен-
ными темпами. т

Руководетво восстановлением районных
центров необходимо сосредоточить в олних
руках. Эту задачу могут выполнить нанбо-
лее мошные н оперативные тресты сель-
	29 лет якутской книги
	ЯКУТСК, 12 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). 25 лет назад местная типография
выпустила первые пять книг на якутеком
языке. Среди первых книг был перевод
работы товариша Сталина «Марксизм и на-
циональный вопрос».

С того времени’ ‘по сегодняшний день
местное излательство выпустило около 10

тысяч названий различных книг. Почетное
место среди изданий занимают труды
	Владимира Ильича Ленина в Иосифа Бисса-
рионовича Сталина.