2     ® ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ВОСНРЕСЕНЬЕ, 4 АПРЕЛЯ 1948 г. № 80 (3610)

LT 0 C 0OC6ECMCEK ON COM р ане К вопросу об ирано-американском

военном соглашении

ГАЗОПРОВОД г
{ 3 БЕЗ ДОТАЦИИ : ne
ЛАШАВА — КИЕВ   Полевые работы Ha Северном Кавказе   АШХАБАД, 3 апрёля. (По телегр. от ipa Ie cece ae aby tesa. Coe

——

ходится в явном противоречан со ет. 24
вышеувазанного соглашения, в KoTOpOM

TD пала ‘аль чл Там wa.

ВИЕВ, 3 алрёля. (По телеф. от cod.
корр.). На всех 513 километрах трассы
газопровода Дашава-—Киев Идет горячая
работа: Уже сварено’ более 220 километ-
ров труб, а 150 километров уложено в
траншеи. На участке Дашава—Терноноль
ведется подготовка к продувЕе газопрово-
да и его испытанию. В июне трудящиеся
Тернополя получат газ. В августе будет
сдан В экеплоатацию участок, газопрово-
да Тернополь-—Прасилов (ваменен-Подоль-
ская Область). На дешевое топливо Зщесь
булут переведены в первую очередь Ста-
ро-Константиновекий, Красиловекий, Про-
скуровский сахарные заводы и ряд дру-
гих Предприятий.

На протяжении ‘траесы строители долж-
ны пересечь трубопроводом 34 реки, мно-
0 глубоких оврагов, болот, железных и
шоссейных. дорог. Уже пройдены реки
Днестр, Серет, Золотая и Гнилая Липа,
много болот и других препятствий. Сейчас
прокладываются Трубы через’ реки Збруч
я Бобрина.

Полным ходом идет подготовка к при-
вит газа в. Виеве. :
		626. корр.). Коллектив Марыйской фабри-
ки первичной обработки шерети, следуя
	ки первичной обработки шерсти, следуя
славному примеру передовых московских
предириятый, решил работать без государ-
ственной дотации. Под руководством глав-
ного инженера т. Кунакова на фабрике
смонтировали п пустили дополнительно
три трепальные машины, что позволило
увеличить месячный выпуск продукции на
12 процентов.

На фабрике ежемесячно экономят
20 тонн угля п много сырья. Организо-
ванное впервые спепиальное просеивание
отходов шерсти позволяет получить в ме-
CHI дополнительно шесть тонн сырья. He-
сколько цехов нерешли. на хозрасчет.

В результате веех мероприятий фабри-
Ба лосрочно выполнила план первого ввар-
тала и дала свыше миллиона рублей
прибыли,
		РЫБАКИ
ГОТОВЯТСЯ
К ПУТИНЕ
	говорится: «В течение срока действия на-
стоящего Соглашения, или в случае его
продления, правительство Ирана не будет
принимать на службу никаких лиц, с9-
стоящих на службе какого бы то ня было
другого иностранного правительства для
выполнения каких бы то ни было обязан-
ностей, связавных в иранской армией,
иначе, Kak по соглашению между прави-
тельством США и правительством Ирана».
Как видво из Этой статьи, прано-амери-
канеков соглашение от 6 октября 1947 ro-
да не только исключает возможность заня-
тия руководящих постов в ирзнской армия
для военнослужащих других стран, кроме
США, но и вообще лишает их возможно-
ети поступать на службу в иранскую ap-
мию без согласия Правительства США,

Советское Правительство  ОТВОДИТ, как
злоетные измышления, заявления Иран-
ского Правительства в том, что советекяе
представители будто бы были причастны
в событиям в Иранеком Азербайджане,
причина которых в действительности ле-
жит во внутренней политике самого Иран-
	ского Нравительетва.
	ветекого Правительства вручил Йранскому
Правительству ноту по поводу ирано-аме-
риканского военного соглашения от 6 ок-
тября 1947 г. В ноте также приводился
ряд фактов о деятельноети американских
военных советников, направленной На
превращение территория Ирана в военно-
стратегическую базу ОША.

В своем ответе от 4 февраля Иранское
Правительство пыталось оТтрипать факты,
изложенные в вышеуказанной ноте (9-
ветского Правительства, стараясь свести
вес соглашение Е консультациям по ад-
министративным вопросам армяй, вроде
интендантства, санитарной службы и т. 1.
Иранское Правительство отрицало также,
чт0 американские офицеры руководят
иранской армией, утверждая, что на всей
территория Ирана, включая казармы и
пр., не имеется ни одного американского
солдата. Вместе с тем в указанной поте
Иранского Правительства содержались со-
вершенно необоснованные обвинения совет-
ских служащих в Иране в поддержке и
покровительстве, оказываемых якобы ими
иранским «авантюристическим элементам»,
и в причастности советских людей K CO-
бытиям в Иранском Азербайджане.
	24 марта советский посол в Иране вру-
чил премьер-министру Ирана ноту, в Кото-
рой указывается, что Советское Правя-
тельетво не может признать удовлетвори-
тельными заявления Иранского Правитель-
ства о том, что американские военные с9-
ветники не занимают якобы руководящих
Ностов в иранской армии и что им не
дано будто бы никакого права вникать в
суть деятельности Военного Министерства
п других военных учреждений. Несоетоя-
тельность этих заявлений видна Как Ws
существа жрано-змериканского соглашения
от б октября 1947 года, предусматриваю-
mero, что Целью американской военной
мявсни сявляетея сотрудничество в Воен-
пым Миниетеретвом Ирана и с личным 69-
ставом иранской армин на предмет уве-
личения боеспособности пранской армии»,
так и из приведенных в ноте Советского
Правительства от 31 января фактов, под-
тверждающих руководящую роль американ-
ских военных советников в иранской ар-
MOT.
	В связи с попытками Иранского Пра-
вительства отрицать факты, изложенные в
нсте Советского Правительства от 31 ян-
варя по поводу деятельности американских
военных советников в Иране, Советское
Правнтельетво не может не отметить, что
в 1941 году Иранекое Правительство Так-
же пыталось отрицать направленную про-
тив Советского Союза деятельнобть иност-
	ранных представителей в Иране, в то вре-
мя как эта деятельность являлась обще-
известным фактом.

Не соответствует действительности н ут-
верждение Иранекого Правительства о том,
что «американскому правительству ни в
коем случае He предоставлено монопольное
	После Резкого похолодания, снегопадев. и заморозков на Севервом Кавказе
	сноза установилась теплая погода. Все
	колхозы и машинно-тракторные станции
	в предгорьях Северного Кавказа развертывают полевые работы.

Что сейчас . делается на полях? Как внедряется опыт передовиков? Какие
меры принимаются для того, чтобы высокий урожай был получен на больших
	площадях? С такими вопросами редакция «Известий» обратилась к руково-
дителям советских органов Северной Осетии, Кабгрды, Дагестана и Грозненской
		И. Т. ЩЕРЬО,
заместитель Председателя Совета
Министров Кабарлинской АССР.
	‚ В весенним полевым работам приступи-
ли ве пятналиать районов Кабардинской
республики. На полях с первых дней ши-
роко развернулось социалистическое со-
ревнование за высокий урожай. План вес-
повенашки выполнен на 36,5 процента,
сева яровых культур = на 15,6 процента.

Нынешняя весна характеризуется мас-
совым применением опыта передовиков.
Tak, в прошлом году полкормка озимых
была проведена всего лишь На трех ты-
сячах гектаров. Осенью все Увидели, что
эт0 агромероприятие дает прибавку в уро-
жае от двух ло трех центнеров зерна на
гектар. Сейчас озимые подкормлены на
шести с половиной тысячах гектаров. Эта
важная работа будет проведена самое малое
на пятнадцати тысячах гектаров.
	`В борьбе за высокий урожай принимают
энергичное ‘участие тракториеты. Наилуч-
ших результатов добились механизаторы
Екатериноградекой МТС, выработавшие на
15-спльный трактор по 123 гектара.
	A. Д. ДАНИЯЛОВ,

Председатель Совета Министров
Лагестанекой АССР.
	Такой неустойчивой весны в Даэге-
стане давно не было. В феврале стояла
теплая погода, цвели абрикосы и мин-
даль. В поле началась пахота. Потом
наступило похолодание, MOpO3  сковал
землю. Людям приходилось работать урыв-
ками. Но колхозники дорожили каждым
днем, каждым часом, а потому удалось
вспахать за это врёмя около двадцати пя-
ти тысяч гектаров и засеять яровыми
культурами тринадцать тысяч гектаров.

Хуже с подкермкой и боронованием
озимых. Эта работа проделана пока-что
лишь на незначительной площади. Совет
Миниетров республики принимает ерочные
меры к тому, чтобы это важное мероприя-
тие было осуществлено полностью.
	области: Ниже публикуются их ответы.
в
	Г. С. РЕВАЗОВ,
министр земледелия Северо-Осетинской
ACCP.

Вапризная Нынче’ весна. В феврале

стояли теплые солнечные дни, позволив-
шие всюду, За исключением горных райо-
нов, начать Пахоту, боронование зяби,
подкормку озимых и даже сев ранних во-
лосовых культур. В марте теплые солнеч-
ные дни чередовались со снегопадами и за-
  морозками. Работа велась урывками. В
`ЕоНЦе марта зима слово вернулась, пошел
‘снег, резко снизилась температура, п
только теперь енова повеяло весной. Ра-
‘ботая в. таких сложных ‘условиях, кол-
хозники Северной Осетии старались вое
‘полевые работы  провеети Ha Высоком
агротехническом уровне.
_ В 1 дареля в республике забороновано
`90 процентов всей‘ зяблевой пахоты. По-
‚ сеяно ранних Культур на площади в
14.000 гектаров. План подкормки ози-
мых хлебов выполнен на 104 процента.
Колхозы Кировского района это. важное
атромероприятие осуществили на площа-
ди в 1.300 гектаров вместо 400 гектаров
по плану. Развертывается нод’ем паров.
	И. Н. СТАРЧАК,
председатель грозненского
	облисполкома.

Волхозники ‘нашей области xopomo взя-
лись за полевые работы. Дела и помыслы
всех направлены к тому, чтобы вырастить
высокий урожай не на Маленьких участ“
Бах, а на больших масгивах.

Пеемотря на To, что нынешней весной
сев Началея значительное позлнее, чем в
прошлом году, колхозы Все же успели Е
1 апреля посеять яровых 32 пропента Е
плану. Задание по севу ранних колосовых
выполнено на 78 пропеятов, & 16 севу
иненицы = ва 72 процента. Следует от-
метить, что в прошлом голу К этому чис-
лу пненину eMe не сеяли. Ранний сев
шиеницы — Гарантия того, что Мы возь-
мем хороший урожай этой культуры.

Сейчас, помимо сева, звенья заняты
уходом за посевами озимых. Подкормлено
шесть с половиной тысяч гектаров озимых,
проборонована половина. площади.
	Uto gacaetca затронутого в упомянутой
ноте вопроез о предоставленяи Советскяя
Союзбм убежиша  пранским гражданам,
преследуемым пранеким правительством 32
их демократические убеждения и 34 защи-
ту ями дела демократии и прогресса, то
Советское Правительство отводит претен-
зии Иранского Правительства в этом отно-
шеннй, как лишенные всякого основания.
Предоставление права убежища ‘иностран:
ным гражданам, преследуемым за защиту
интересов трудящихся, или научную дея-
тельность, пли национально -освободятель-
ную борьбу, предусмотрено Конституцией
СССР и в соответегвий с этим соблюдает:
ся Советским Союзом.

Утверждения же Иранского Правителе-
ства 0 том, что ираневим политамигрантая
в СССР булто бы разрешается формирова-
ние отрялов для вторжения на территорию
Ирана, как и утверждение о наличий яко.
бы на советской территории «тайкой ра-
диоетанпии иранских политэмиграятов»,
относятся также к числу вымыслов про.
вокапионного характера, Такой же 6330p-
вый характер новят и заявления относи.
тельно каких-то  перебросок  советеких
воинских частей и маневров, якобы пб.
волимых. советсками войсками в погранич-
ных пунктах.

Попытку Иранского Правительства изо.
бразить ноту Советского Правительства 01
31 января, в которой указывается нз не
совместимость прано-американекого согла:
шения от 6 октября 1947 г. с добросо-
седскими отношениями, как вмешательство
во внутренние дела Ирана, нельзя рас.
сматривать иначе, как стремление ‘увло-
ниться от ответственности за проводахую
Иранекии Правительством политику, про-
тиворечащую положениям о добрососелеких
	РИГА, 3 апреля. (По телеф. of cod.
корр.). В нынешнем сезоне рыбаки Латвип
дадут стране рыбы в полтора раза больше,
цем в прошлом. Довоенный уровень будет
превышен на 38 пропентов. . Организация
Ебоперативных рыболовецких артелей дает
возможность использовать все преимуще-
ства Коллективных методов Труда. В арте-
лях сейчае свыше трех тысяч рыбаков. На
весенней путин будет занято 540 мото-
ботов и 500 парусно-гребных лодок.

Впервые будет ироко применен меха-
низированный лов рыбы. В море выйдут
	шестнадцать малых рыболовных тральщи-
ков и четыре крупных мотобота. Будет
	TARE применен эксперяментальный лов
рыбы  кошельковыми неводами при элёк-

трическом свете.
ос

«ДНИ ЛЕСА»
	ТАЛЛИН, 3 апреля. (Йв телеф. ет с0б.
коро.). Coser Министров Эстонской COP
постановил прове^ти с 20 апреля шо 31
мая «Дни леса» в городах и сельских
местностях республики. В общественных
работах в эти дни широкое участие при-
мут молодежь, спортивные организации,
школы. Создаются особые комиссии «Дней
леса» — республиканская, городевие, уезд-
ные и волостные. :

В план работ, намеченных на этот год,

входит посев леса на 12.565 гектарах и
посадка -— на 2.435 гектарах.
		РУССКИЕ
САМОЦВЕТЫ
	СЕЛЬСКОХОЗЯИСТВЕННЫЕ
школы
	АЛМА-АТА, 3 апреля, (По yenep. от
cob. керр.). В колхозах Казахекой ССР ра-
ботают тысячи агрономических кружков и
стахановеких Школ, в которых обучаетея
около 100 тысяч колхозников. Занятиями
руководят опытные агрономы, с леклиями
выступают маетера высоких Урожаев.

В областных городах Казахстана откры-
то 20 одногодичных школ По. подготовке
Болхозных POACBOIOB, овощеволов, ’пасвч-
ников и садоводов. Начали работать три
двухгодичных школы по подготовке руко-
воляших колхозных кадров.

В 29 школах обучаютея будущие меха-
ники, трактористы, комбайнеры, шоферы.
При веех МТС созданы краткосрочные кур-
сы механизаторов. На полях Казахстана в
нынешнем году будег работать более
10 тысяч новых механиков, комбайнеров,
травториетов, приценщиков.

ooo
	НА БЕЛОМОРСКО-
БАЛТИЙСКОМ КАНАЛЕ
	NETPOSABOACK, 3 апреля. (По телеф.
от с0б. норр.). От Повенпа, где начинает-
ея вощяная лестница шлюзов южного сеяо-
на Беломорско-Балтийского канала имени
Сталина, ‘ло СТВОров, открывающих BETXON
в Белое море, идут’ подготовительные ра-
боты к новой навигапии.
	Около миллиона рублей ассигновано на
капитальный ремонт канала. Наряду с
ремонтом шлюзов и других гидротехниче-
скпх сооружений идет ремонт служебных
помещений, квартир рабочих и служащих.
	Ва трассе канала восстановлены старые
предприятия и Возникли Новые. Грузо-
потов ожидается значительно больший, чем
в прошлом голу.
	Нынешним летом отмечается 15-летие
Беломорско-Балтийско в канала, Весь Кол-
лектив, обслуживающий северную водную
магистраль, стремится ознаменовать эту
дату новыми произволственвыми достиже-
	НИЯМИ,
	Выполнен квартальный план
	Предприятия Министерства промышлен-
ности строительных материалов СССР пе-
ревыполнили план первого квартала. По
производству цемента задание вынолнено
на 102,5 процента, оконного стекла —

на 109,3 процента, шифера -— на 107,9
	процента, отопительных радиаторов — Ha.
	105,3 процента и мягкой кровли — Ha
100 процентов. Недовыполнен план. по
производству стандартных домов и кирпича.
По сравнению с первым кварталом
прошлого года выпуевк цемента увеличил-
ся на 53 процента, оконного. стекла —
на 38 процентов, мягкой кровли — на
20 процентов, шифера — на 46 процен-
тов, отопительных радиаторов — на 36
процевтов, а кирпича — в два раза.
	*

Предприятия Taasrasronupoma .opa Co-
вете Министров СССР досрочно выполнили
квартальный план добычи природного газа.
	По сравнению © первым кварталом
прошлого года добыча газа возросла на
18 процентов.
	Со
	Предприятия Министерства черной ме-
таллургии СССР досрочно выполнили
план первого квартала по всему метал-
лургическому Циклу: 100 чугуну — на
102,3 процента, стали — на 104,8 про-
цента, прокату — на 105,8 процента, же-
лезным трубам — на 107,9 процента и
выжигу кокса’— на 102,6 процента.

По сравнению с соответетвующим пе-
риодом прошлого года среднесуточная вы-
плавка чугува увеличилась на 34 про-
пента, стали — Ha 37 процентов, произ
водство проката -— на 40 процентов, же-
лезных труб — на 36 процентов и выжиг
кокса — Ha 27 процентов.
	я

Предприятия Министерства промыш-
ленноети средств связи СССР добились
	вовых успехов в социалистическом сорев-
новании за Выполнение пятилетки в че-
тыре года. Программа Первого квартала
выполнена Ha 104 процента. Ш6 сравне-
НИЮ © соответствующим периодом прош-
	10Гго гола вал9вая продувция увеличилаеь
	Ha ol

процент.
	ской роди
	ЛЕНИНГРАД, 3 апреля. (По телеф. от
cob. корр.). Уральские мраморы, горный
хрусталь, оникс, аметисты, рубины, ор-
ская яшма превращаются в цехах Ленин-
градекого завода треста «Русские самоцве-
ты» в тысячи красивых изделий. Здесь
монтировалась самоцветная карта Совет-
ского Союза, устанавливаемая ныне в
Георгиевском зале Эрмитажа. Завод увели-
чил выпуск продукции более чем вдвое
против довоенных лет, Он выпускает те-
перь, помимо ювелирных, разнообразные
	излелия для технических нужд промыш-
	ленноети. эдесь, например, обрабатывают:
ея с точностью до десятых долей милли-
метра самоцветы, используемые предприя-
тиями машиностроения.

В ныненнем году треет «Русекие само-
цветы» значительно раслииряет производ-
ство. Организуетея специальный завод,
который будет выпускать художественные
резные изделия из янтаря.
	право на занятие руководящих ностов аме-   отношениях, выраженным в COBCTCRO-
риканекими военными чивовнаками». Это   иранском договоре от 26 февраля 1921
утверждение Иранского Правительства на-   года. (ТАСС).

_ ПАЛАУ

Пущена новая мощная турбина

СТАЛИНСК, 3 апреля. (По телеф, от  лено столь совершенное энергетическое

cob. xepp.). На строящейся в городе   оборудование, Управленяе котлами пол-
Сталинске теплоэлектростанции пущены   постью автоматизировано.

С пуском новой турбины значительно
улучшится снабжение электроэнергией
шахт треста «Вузнецкуголь» и предприя-
тий Южного Кузбасса.

Турбнна № 5 дала первый промышлен-
HE TOR. ,
	Бедь ему надо было изобразить страну,
как огромный дом, как хозяйство совет-
ского народа. А хозяин должен уметь охл.
дывать взглялом все свое хозяйство.
	Михайлов и сам учитея и учит чита:
теля смотреть таким хозяйским взгаядом
на страну.

И советский читатель начинает всё боль-
ше сознавать с6бя нев маленьким суще:
ством, ростом меныне чем в два мётра, 8
великаном — тём великаном, который сд-
здает новые озера, орошает пустыни, изуе-
няет течение рек.
	Я сказал, что книга Михайлова — 19р-
трет страны. Но в то же время это порт-
рет советского человека, советского на:
рода.

История творят географию, а народ тво-
рит историю. Две, казалось бы, разные
темы оказываются одной темой: само дело
перестройки страны говорит о мастере, о
народе-творце.

Много страниц в книге Михайлова по-
священо богатствам нашей страны.
	Но он знает: самое большое богатетво—
Человек.
	Михайлов говорит в книге о мощи ве-
ликих рек нашей родины. Но он знает,
самая ценная энергия —= это творческая
энергия народа.
	Й если бы меня попросили сказать &0.
ротко, о чем рассказывает в своей кна
Михайлов, я ответил бы его же собетвеп:
НЫМИ словами.
	Вго книга рассказывает о том, как «0к-
тябрьская соцлалистическая революция 56-
вободила творческую энергию народа, и эта
энёргия проявилась в полную силу. Йля
цо пути, начертанному Лениным я Стала-
вым, советский народ 3a короткий
срок преобразил евою страну. Он сброгил
с нее путы вековой  отеталости, ‘разбил
тяжкие оковы экономического порабоше-
вия, в которых держал старую Росса
иностранный капитал. 08 созлал мощную
звпвалистяческую внлустрею  cauee м6.
ханизированное в марё Калзёнтавасе голь-
ское хозяйство. Од преяратаа. нашу Ро!а.
ну в могущественвейшую державу, йлу-
шую во главе ваего прогресенвного чело-
	вечества».
М. ИЛЬИН.
	  новая мощная турбина № э и два котла.
	Бводом в эксилоатацию. этих агрегатов за-
кончено строительство третьей очереди
одной из крупнейших теплоэлектростанций
Вузбасева.

Стролтелями проделана огромная рабо-
та. Впервые в Зачадной Сибири установ=
	НАВИГАЦИЯ, НА НЕМАНЕ
	ВИЛЬНЮС, 3 апреля. (Пе телей. от 205.
корр.). На Немане открылась навигация.
В рейс отправилиеь первые караваны еу-
дов. Из Клайпеды вышли шесть судов,
труженных строительными материалами
для новостроек Вауваса; Стал под погруз-
Ey речной флот Калининградекого участка.

В этом году флот Немана перевезет гру-
зов Ha 35 процентов больше прошлогод-
		Я CO
	статочно, чтобы увидеть ту новую связь   ‹ Но он не только ученый, он — худож-
	вещей, о которой говорит Михайлов. эЭнер-
гия и вещество — уголь, железо, лес,
хлопок, электрический Ток, — повинуясь
воле человека, текут туда, куда им ука-
зывает дорогу научно-обоснованный план.

Было бы трудно в небольшой статье
пересказать всю большую и разноеторон-
HWOIO книгу, которая говорит «0 новых
землях на старой карте», о новых богат-
ствах земных недр, о новых бастионах
социалистической индустрии, 0 новых
полях, о новых путях, о великом обнов-
лении стравы п жизни народа.

Внига Михайлова охватывает три време-
ни: она сравнивает настоящее с пронтым
дореволюционной России, она’ приоткры-
вает будущее.
	Михайлов говорит и о послевоенной пя-
тилетке, и о прежних сталинских пяти-
летках. Он показывает труд советского
народа в дни мира и в дни войны.

Всего не перескажешь. Шусть моя ста-
ThA будет хотя бы дорожным указатель-
ным знаком: раскройте книгу Михайлова и
прочтите ее сами. Но мне как писателю
хотелось бы еще сказать о тех трудностях,
которые Михайлову удалось преодолегь в
работе над книгой.
	Не так легко написать портрет челове-
ка. Несравненно труднее быть портрети-
стом страны, да еще такой, как наша.

Тут могут руки опуститься: как об’ять
необ’ятное?

Но у Михайлова руви не опустились.

У него был опыт: прежпие книги —
«Ипцо страны меняется», «Повесть о Рос-
	сни», «Земля Русекая»,

У него был метод — научно-художе-
ственный Метод, созловяющий — НАУЧНОЕ
	содержание с художествеяной формой, даю-
щей поэтическое выражение логической
мысли.

Этот метод помог Михайлову охватить
огромный материал, найти те живые дета-
ли, M0 которым легче представать себе
целое.

Приведу пример.

Михайлов говорит д сельской электрифи-
кации: дело большое в важное. Чтобы его
  охарактеризовать, надо было привести не-
мало фактов п статистических данных.
	_ Михайлов так и делает. На то он и уче-
	НИЕ. И он находит в дополнение малень-
кую живую деталь:

«В Сухоложеком районе на Урале была
деревня Темная. Включили свет. Врестьяне
собрались в правлении колхоза и вынесли
решение: просить 0 переименовании их де-
ревни в Светлую» (стр. 109).
	«Темная — Светлая» — всего два сло-
ва. Но разве они не ярче говорят о зна-
чении сельской электрификации, ч6м це-
лые столбцы ‘цифр.

Михайлову надо изобразить лицо стра-
НЫ,

Как сделать, чтобы портрет был похож?

Мы узнаём на портрете липо по «особым
приметам», по черточкам, которые  свой-
ственны только этому лицу, а не какому-
лнбо „другому.

Михайлов — мастер находить такие
детали.

Вот, например, как он рассказывает о
Памире.

«Селения «Крыши мира» подняты почти
Ha четыре километра над уровнем моря.
На такой высоте воздух сильно разрежен.
Когда быстро идешь, задыхаешься. Солн-
це — жара, без солнца — холод. На лу-
ну больно смотреть — так она ярка»
(стр. 176). р

На луну больно смотреть! Тут просто
ошушлешь высоту Памира. Если бы автор
не был художником, а был только ученым,
он ограничился бы сухими фактическими
данными: 4.000 метров, воздух разре
жен — столько-то милламетров ртутного
столба и прочее, и прочее.
	Bee было бы правильно, но расекав He
производил бы того впечатления, которое
нам дает маленьхая художественная де-
таль, внесенная Михайловым.
	Михайлов часто пользуется такям спо.
с0бом изображения: рисует. деталь, чтобы
ярче показать целое. Но он этим не. ог-
раничивается. Он стремится охватить
взглядом всю страну, всю громалную
строительную плошадку, на которой идут
рабаты.

Н это дает читателю такое omy menne,
словно он смотрит на вею страну с горной
вершины.
	Да иначе Михайлов и нё мог бы решить
задачу, которую он 6666 поставил.
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЯ
	COB:
	Среди . писателей — лауреатов . Сталин-
ских премий- 1948 тода. Н. Н. Михай-
лов занимает 06060, несколько необыч-
ное место. Он — писатель, но в то же
время он — ученый, географ.

Его книга «Над картой Родины» при-
надлежит к Той новой научно-художеет-
венной литературе, которая не только у
нас, Но и далеко за пределами нашей
страны расценивается, как одно Из до-
стижений советской культуры.

‚ Внига Н. Н; Михайлова строго научна.
Это — география нашей страны, с цифра-
wu, © фактамя, © обобщением фактов.
	Но в 0 же время — это хуложествен-
ное произведение. Карта нашей родины
предстает перед читателем, как огромное
полотно, на ЕОТОором любящей рукой ху-
хожника изображено живое лино родины.
	Я сказал «Живое лиНо» не ради кра-
воты слога. Под пером Михайлова карга
и В самом деле оживает. Мы видим, как
карта меняется, как ее преобразует co-
пиалистический труд, как история творит
географию. .
	Ничто не остается в мире неизменным,
меняется ‘сама с0б0й и природа страны. Но
несравненно быстрев идет творческое, ос-
нованное на Научно продуманном Плане
преобразование страпы советекам народом.

В главе «Новые богатства земных недр»
Михайлов пишет:

«Что изменилось в Иб@лрах страны за
эти тридцать лет? Прибавилось торфа В
болотах; злееь просочилиеь. там иссякли
ключи: где-нибудь в Пещере  собульки
еталактита и СТалагмита срослись В евди-
gy колонну. Ша образование  Пллетов
угля пла рудных жал потребны миллионы
ет. А сравните прежпюю п нынешнюю
Барту месторожаений Полезных  ипекопае-
мых. Сколько вовых знаков легло на fiy-
магу! В калом 13 вих запечатлены трул
советских лютей, ax Неукротимая воля,
долгие голы Пойсков, преотоленные неула-
чи, восторжествовавигая мысль» (стр. 40).

И лальше Михайлов рассказывает о
	том, как разведчики Наших богатств за-
	крепили за СССР первое место в мире по
запасам железной руды, нефти, фосфорно-
го сырья, калийных солей... «Ёак могу-
чий волшебник, наш народ вызывает к
жизни мертвые клады земли, завоевывает

сказочно обильный мир подземных бо-
гатетв» (стр. 56).
	эти найденные богатства не остаются
лежать праздно, как они лежали прежде.
Нефть, уголь, железо — все идет в ра-
боту, в великую работу преобразования
нашей земли.

Когда читаеть кнлгу Михайлова, начи-
наешь почти физически ощущать мошь
труда — того разумного, иланомерного
труда, который пересоздает землю на огром-
нейшем пространетве.
	«Все окрест изменилось. Свежий пляж
под размытым косогором — ствол дерева
опрокинулся в воду, но еще цепляется за
берег лапами корней. Лохматая сосна сто-
ит но пояс в воде. Холмы стали остро-
вами. жители заботливо свезли © них ло-
сей. Кувшианки цветут там, где цвели рэ-
машки. Случается, со дна веплывает тор-
фяной массив и блуждает по «морю», как
пловучий остров — е травой, деревцами,
пнями. У берега колхозники пашут, и уже
не черные грачи, а белые чайки летят за
плугом...» (стр. 104).

Что све здесь произонло, в этих местах,
0 которых илшег Михайлов? Какой-то вн”-
запный геологичевкий переворот, превра-
ТНРШИЙ ХОЛМЫ в острова, сушу — в 2в01-
вый простор? Нет, переворот совершен не
силой природы, а силой человека.
	торое лип!» вполовину меньше Опежекого
озера, второго по величине в Европе. В
стране появилось Новое искусственное
озеро, п ой далеко лает о себе зчать:
«Понусёй»  Шербаковского гидроузла
сказываются 10 самого камского устья, а
В маловолвые месяты п ниже.
`[ле-набудь под Ульяновском волна 3а-
бежала на прибрежный песок, вчера ee

Эти человек созлал Рыбинское море, Ко-

там не 65420. Пароход не царапнул лно на
	перёкате. Знай: в тысяче  километоов
	вверх по течению на бетонной плотине был
поднят. щит.

В Шербакове думают 06 Ульяновске:
свидетельство единства страны, живущей
одним хозяйством, одной разумной волей»
(стр. 104).

Михайлов показывает в ЕНИгГе это един-
ство страны, эту новую великую связь
вещей, которую вносит в природу разум-
ная воля советского народа, народа-ве-
ликана, творца сониалистичеекой . истории.
	Мы знаем: все в природе связано — и
суша, и вода, н воздух, и солнце, и не-
дра земли. Hak огромный приемник све-
товых волн, наша планета преобразует
солнечную энергию в движение воздуш-
ных массе, в бег воды, в скрытую мощь
угля, торфа, дерева.

Человек издавна вмептивается в круго-
ворот вещества и энергии, заставляя зем-
лю отдавать ему долю того, что ей пода-
рило солнце.

Но никогда еще это вторжение челове-
Ka. B дела природы не производилось с та-
ким размахом, так планомерно и на таком
необ’ятном пространстве, как в нашей
стране.

Это ясно видишь, читая книгу Михай-
лова.

«...С Урала в Кузбасс идет железная
руда. а обратно — коксующийся уголь:
из Средней Азии по рельсам Турксиба
движется в Сибирь хлопок, а обратво —
уголь, л8е и хлеб. Теперь сбздаютея но-
вые «пары». Скоро руда Вольского Севе-
ра ветретятея с углем Печоры, чтобы
дать сталь городу Ленина, который сейчас
получает её издалека. А в будущем П6чо-
ра протянет руку и Уралу...

Снетвиа Прадненровья соединилась с
сиетемой Донбасса — размах чуть He на
половину Унранчы. Нехватает энёргин в
Довбасее — она переливаетея по проводам
© Днепра; обмелел лэтом Днепр, сократи-
лась выработка на Дненрогэсе — Ток
льётся из Донбасса...»
	Это —= тольЕо 183 примера. Но их мо: