ЧЕТВЕРГ, 8 АПРЕЛЯ 1948 г. № 83 (9613)
		со дня рождения
А. Н. Островского
	Широко отмечает страна 125-летие со
	4ня рождения великого русского драматур-
га А. ИН. Островекого.
	На предприятиях, заводах, в воинских
частях, вузах и школах проходят кон-
церты, вечера и лекции, посвященные
азизни и творчеству А. Н. Островекого.
	Пьесы А. Н. Островского пользуются
большой любовью советского зрителя. Из
48 пьес драматурга свыше тридцати идет
на сценах драматических театров страны.
В нынешнем году ньеса «Без вины вино-
ватые» ставится в пятидесяти девяти
городских театрах, «Женитьба Beayrn-
на»—в сорока пяти, «Бесприданница» —-
В сорока четырех, «Последняя жертва» —
	в тридцати трех театрах, «Волки и
овцы», «Доходное место», «Гроза», «Позд-
HSA любовь» — в двадцати шести теат-
рах. Многие из этих пьес идут на языках
‘народов СССР — украинском, армянеком,
грузинском и других.

Часто исполняют пьесы А. Н. Остров-
ского коллективы художественной само-
деятельности. Особенной популярностью
пользуются пьесы «Бедность не порок»,
	«Без вины виноватые», «Не в свои сани
не сатлись».
	В репертуар большинства театров стра-

ны с 10 по 15 апреля включены пьесы
Островского.
	В Москве в юбилейные xan Малый
	театр покажет пьесу «Доходное место»,
МХАТ им. Горького — «Лес», театр име-
ни Моссовета — «Без вины виноватые».
	`Геатр имени Вахтангова готовит для. \ ВЫ-
ездных спектаклей пьесу А. Н. Островско-
го «Сердце не камень».

12 апреля в Малом театре состоится
юбилейный вечер, посвященный А. Н,
Островскому. С докладом выступит писа-
тель Н. Погодин. Лучшие артисты москов-
ских театров покажут отрывки из пьес
великого русского драматурга.
	В этот же день во всех драматических
театрах Советского Союза будут проведены
торжественные юбилейные вечера, концер-
ты, показаны лучшие постановки  пьее
Островского.
	К юбилею во всех театрах организуют-
ся выставки, посвященные жизни и твор-
честву великого русского писателя.
	Всероссийская конференция
по дошкольному воспитанию
	Вчера в Москве открылась Веероссий-
ская научная конференция по дошкольно-
му воспитанию, созванная Министерством
просвещения и Академией педагогических
наук РСФСР. Около пятисот научных ра-
ботников и лучших воспитателей детских
садов с’ехалось для того, чтобы обсудить
насущные вопросы советской дошкольной
‚ педагогики, подвести итоги научной рабо-
ты в: этой области, рассказать о практи-
ке хотикольното воспитания детей: ~~~
	Ma конференции были заслушаны до-
клады члена коллегии Министерства про-
cBemenna РСоФСр Е И Волковой о 10-
	школьном воспитании в РСФСР. випе-
	презилента Академии педагогических наук!
	РСФСР К. П. Корнилова — о роли семья
в воспитании ребенка и доклора педагоги-
ческих наук Е. А. Флериной — о развитии
детского изобразительного творчества.
	«Навстречу весне»
	ААРЬЕВОВ, 7 апреля. (Пз телеф. от cob.
корр.). «Навстречу весне» — так назы-
вается короткометражный документальный
кинофильм, подготовленный к началу ве-
сенних полевых. работ харьковским коррес-
пондентским пунктом Украинской кано-
хроники. Фильм рассказывает о том, как
колхоз имени Ильича Коломакского райопа
	TOTOBHTCH к весеннему севу.
	Письма в
		ИЗВЕСТИЯ
COB
ЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХС
Я Е ССВ

C3
	редакцию
	На заседании заместителей
министров иностранных
дел по Австрии
	ЧОНДОН, 7 апреля. (ТАСС). На состояв-
шемся вчера заседании заместители мини-
стров иностранных дел по Австрии уточ-
нили достигнутое ими на предылущем: за-
седании соглашение по поводу общей мощ-
ности передаваемых Советскому Союзу
нефтеперегонных заводов, нефтесбытовых
предприятий, а также сроков. концессий на
разведку и добычу нефти.
	Заседание президиума
немецкого Народного совета
	БЕРЛИН, 7 апреля. (ТАСС). Вчера в
Берлине состоялось очередное заседание
президиума Народного совета, пронеходив-
шее под  председательством Вильгельма
Кюльца. На заседании был утвержден
план организационных мероприятий по
подготовке к сбору поднисей к требованию
референдума о единстве Германии. Прези-
днум Народного совета утвердил также
окончатёльный текст требования, под ко-
торым будут собиратьея подписи среди не-
мецкого населения во всех частях Герма-
нии. В тексте требования говорится о’ не-
обходимости восстановления единства Тер-
мании, в которой отдельным землям будут
предоставлены права, как они были пре-
дусмотрены Веймарской конституцией. В
соответствии © решением второго немецко-
го народного конгресса сбор подписей будет
проводиться с 23 мая по 13 июня 1948 г.
Президиум Народного совета считает, что
особого разрешения на сбор подписей со
стороны союзных властей или Контрольно-
го Совета не требуется. Однако Контроль-
ный Совет и 4 оккупационные власти бу-
дут 0б этом официально информированы.
Организационная подготовка к проведению
сбора подписей возложена на секретариат
	>  Народного совета.
	Тегеранская пресса о внешней политике
иранского правительства
	тригам и провокациям, осуществляемым
подлыми и наемными элементами для ухуд-
шения ирано-советеких отношений. К ве-
личайшему сожалению, —пишет газета, —
провокационные элементы, усиливающие
обиду нашего северного соседа, а иногда и
открыто подстрекающие нашу страну в
вражде и выступлениям против него, явля-
ются сторонниками правительства Хаким,
находятея под его покровительством и
пользуются его доверием».

Газета «Эглам»- заявляет: «Иранские
правители поставили и сохраняют Хакимн
у власти для того, чтобы действовать -про-
тив северного соседа. Разве не наступила
пора положить конец этому?.. Мы должны
сохранить и восстановить дружбу с Созет-
ских С0ю30м».

Реакционные газеты «Эттеляат»,
«Атеш», «Кейхан» и др., известные свои-
мн евязями с англо-американскими круга-
ми, стараются оправдать внешнюю полити-
ку правительства Хакими п выступают с
клеветническими и враждебными статьями
против Советского Союза.
		ТЫЕРАН, 6 апреля. (ТАСС). В связи
с вручением 24 марта ноты советского пра-
вительства иранскому правительству по
новоду  ирано-американского военного со-
глашения от 6 октября 1947 г. и деятель-
ности американских военных советников в
Иране тегеранская пресса оживленно об-
суждает внешнюю политику иранского пра-
вительства и советско-иранские отношения.

Вомментируя ноту советского прави-
тельства, газета «Мардом» в передовой от
29 марта заявляет: «Неправильный курс,
взятый иранским правительством во внеш-
ней политике, с каждым днем все больше
обнаруживает свои отрицательные нослед-
ствия... Вее патриотически и об’ективно
настроенные иранцы проникаются глубо-
ким возмущением политикой  пранекого
правительства, не желающего руководетво-
ваться общественным мнением Ирана и ук-
реплять’ ирано-советские отношения Ha
твердой и правильной основе. Нынешний
вненгненолитический курс Ирана является
авантюристическим курсом, из которого
извлекают пользу только ‘американские и
английские монополисты».

Газета «Иране ма», публикуя полный
текст советской ноты, спраптивает: «Какая
нужда заставила нас подчинить наших
честных и молодых офицеров контролю п
командованию — американских советни-
ков?» Газета требует, чтобы «нынеш-
ний опасный внешнеполитический курс
был пересмотрен... Надо проводить такую
политику, которую поддержали бы патрио-
ты родины». В другой статье, касаясь про-
паганды реакционных иранских и авгло-
американских газет о’ неизбежности п
близости войны, «Иране ма» заявляет:
«Нет сомнения в том, что пропаганда в
пользу войны’ ‘имеет своей целью еще
больше бросить правящие влиятельные
	круги нашей страны в об’ятия политики
доллара».
Газета «Неджате Ирам» в передовой
	статье «Внутренняя политика хуже внет-
ней, а внешняя — опаснее внутренней»
пишет: «Неизвестно, почему нашу не-
счастную страну посредством радио и га-
зет, подлерживающих правительство Хаки-
ми, заставляют ежедневно выступать про-
тив улучшения ирано-советеких отноше-
ний, создавать атмосферу недоверия и по-
дозрений».

Недовольство внешней политикой иран-
ского правительства выражают: даже такие
правые газеты, как «Зендеги» и «Эгдам».
Так; в передовице от 31 марта газета
«Зендеги»  полчеркивает, что «иранский
	парол питает глубокую ненависть к HH-
	даказам лесозаготовителей — особое внимание
	Час закончить подготовку к. предстоящей
работе. А вот на заводе «Красный якорь»
почему-то не спешат с отправкой на
сплавные пункты якорей и цепей. На не-
однократные тревожные сигналы © мест
пирекция завода никак не реагирует.

Работники Горьковской областной кон-
торы Главметалленаба занимаются лишь
регистрацией всего происходящего вместо
того, чтобы повседневно контролировать,
как заводы выполняют заказы  лесозагото-
вителей.

Безлеятельность областной конторы Глав-
металленаба вынуждает организации и ми-
нистерства, заготовляющие лее, присылать
в Горький на длительный ерок своих пред-
ставителей. Некоторые из них орга-
низуют здесь даже свой постоянные енаб-
женческие конторы. Bee это ведет лишь
® растрате государственных средств, а
часто и к грубому нарушению первооче-
редностн снабжения важнейших лесозаго-
товительных организаций нужным обору-
	ADBAHHENM.
Ю. КОБРИН,
	заместитель управляющего Горьков-
ским трестом «Волжлесрыбтрест».
	г. ГОРЬКИИ.
	Для лесозаготовителей в борьбе за план
решающее значение имеет своевременное
получение всего необходимого оборудова-
НИЯ. .
	Учитывают ли это руководители заводов,
производящих моторы, пилы, проволоку,
якори, цепи?

Горьковский металлургический завод
только в четвертом квартале проилого гола
недодал лесной промышленности более
12 тысяч поперечных пил, 8 тысяч рам-
ных и около 14,5 тысячи лучковых. И. сей-
час у лесозаготовителей большие претензии
к заводу. Лесорубам, например, очень нуж-
ны поперечные пилы больших размеров, а
ии присылают такие пилы, с которыми
приходится долго бродить по лесу, что-
бы найти подходящие деревья. Так по
вине завода зря уходит время, срываются
планы лесозаготовок.

Завод «Красная Этна» в большом дол-
гу перед работниками снлава. Этот завод в

последнем квартале прошлого года недодал
20 тонн проволоки. Часто он снабжает
	сплавщиков совсем не той проволокой, ка-
кая им нужна.
	До начала сплава леса остались ечитан-
	ные дни. Все сплавшики торопятся сей-
	Повторяется с
	ТЕГЕРАН, 7 апреля. (ТАСС). Васаясь
приезда; в Иран нового посла США Уайли,
газета «Мардом» резко критикует деятель-
ность американских представителей в Ира-
не, подчеркивая их вмешательство во вну-
тренние пранские дела.

Анализируя деятельность прежнего noc-
ла США Аллена, газета указывает, что
при нем «экономическая независимость
Ирана была принесена в жертву американ-
CKHM  трестам. За подписью Аллена су-
шествуют самые позорные военные согла-
шения Йрана с США, направленные к за-
кабалению Ирана. Шо внушению Аллена
Иран резко ухудшил отношения с СССР, а
меджлие  об’явил несушществующим офи-
циальное соглашение между двумя этими
государствами. В настоящее время в Ира-
He усиливается грубое вмешательство
США. Неважно, насколько внешние формы
деятельности Уайли будут отличаться от
деятельности Аллена».

В связи в новыми массовыми арестами
газета «Мардом» указывает, что власти
‘разработали и намерены осуществить п-
око задуманный план подавления в Ира-
не всех демократических элементов.

«В разработке этого антидемократяческо-
го плана подавления прогрессивных эле-
ментов страны, — пишет газета, — при-
нимали участие не только органы мини-
стеретва внутренних дел, но и некоторые
	НЗ американских офицеров».
	зарая история
	Начиная с 1944 года, Министерство ки-
нематографии РСФСР ежегодно отпускает
средства на восстановление кинотеатра
«Вулкан» в городе Калинине. И вот уже
четыре года под ряд трест «Калининетрой»
(управляющий т. Артемов) срывает вос-
становление театра.

Из 908 тысяч рублей на строительство
израсходовано 340 тысяч, но значитель-
ную часть этой суммы надо считать
выброшенной на ветер, так как установ-
ленные в 1945—1946 годах стропила и
потолок уже прогнили и требуют замены.

Ha 1948 год областное управление ки-
нофикации вновь заключило договор со
строительным управлением № 1 «Кали-
винстроя». Но никакой уверенности в
том, что восстановление кинотеатра будет
закончено в этом году, у заказчика нет.

По договору рабогы должны были быть
начаты 1 марта и завершены 30 сентяб-
ря 1948 года. Идет апрель, а на стройке
ничего не делается. Начальник стройуп-
равления т. Тихомиров ссылается на от-
гутствие материалов и рабочей силы; за-
уеститель управляющего тоестом т. Враю-
	шкин OO ACHACT очередной срыв сроков
	работ тем, что «еще не дошла: очередь».
Словом, повторяется старая история.
	Тем временем горэд в многотысячным
населением обслуживается одним киноте-
атром «Звезка» е одним залом на 390
мест. Второй зал закрыт из-за неисправ-
ности крыши в потолка. Театр ежедневно
недодает в городской бюджет пять тысяч
рублей.

Возмутительная волокита с восстанов-
лением и ремонтом кинотеатров города
Калинина — только небольшой штрих,
характеризующий никуда негодную работу
треста  «Калининстрой». Невыполнение
программы и бесцеремонное нарушение до-
говоров с заказчиками стали в этой строи-
тельной организации снетемой.
	941 году трест не выполнил и по-
ловины годового плана. Местным органи-
зациям и Министерству жилищно-граждан-
ского строительства РОФСР пора навести
порядок в тресте «Калининстрой».

А. МИХЕЕВ,
	г. КАЛИНИН.
	начальник городского отдела
кинофикации.
	Далее президиум Народного совета 0бсу-
лил вопроеы, связанные с началом. работы
комиссий Народного совета. В атмосфере
единодушия было произведено распределе-
ние мест председателей комиссий и их 3а-
местителей между представителями учает-
вующих в народном конгрессе политических
партий и лемократических организаций.
	забастовка горняков в США
раесптиряетея
	НЬЮ-НОРК, 7 апреля. (ТАСС). Заба-
стовка горняков в Соединенных Штатах
распространилась на антрацитовые шахты.
В штате. Пенсильвания 7.000 горняков
прекратили работу в знак солидарности с
бастующими  горняками  битуминозных
шахт. (Горняки антрацитовых шахт явля-
ются членами профгоюза горняков, но
имеют отдельный коллективный договор и
отлельный пенсионный фонт).
	Но сообщению атентства Юнайтед пресс,
забастовка горняков антрацитовых шахт
является ответом на угрозу привлечения
	Льюиса к судебной ответственности за не-
уд
уважение суда.
	Как передает агентство  Ассошиэйтел
преес, бюро горнорудной промышленности
сообщило, что добыча угля упала до
770.000 тонн в неделю против 13 млн.
тонн. Незначительные запасы yraa рас-
пределяются ‘исключительно между болд-
нинами и предпоиятиями общественного
обслуживания. По сообщениям печати,
свыше 100.000 рабочих не работают в
ряде отраслей промышленности в связи с
забастовкой горняков. Половина наровоз-
ного парка’ находитея в депо. Считают,
что на железных дорогах запасов угля
хватит на 16—18 дней. Правительство
намечает новые меры по сокращению пот-
ребления угля.
	шительнее была его критика безидейностн
и формализма в искусстве, об’ективиет-
ското безразличия и барского эстетства. С
особым гневом изобличал он декадентов —
пасквилянтов и мародеров русской литера-
туры. Он заклеймил Арцыбашева, как
«наиболее яркого и характерного выразя-
теля политической реакции». Воровский
показал, что Санин, герой пасквильного
	бульварного романа Арцыбашева, — ти-
пичное порождение  «веховшины». —
«Сумма санинских черт означает, — пи-
	сал Воровский, — отказ от полувековой
традиции разночинской интеллигенции в
прежде всего oTkag от служения угнетен-
ным классам...». Говоря о Леониде Андре-
ese, Coaoryée, “Boponcral отмечал, что они
выступают «в типичной роли мародеров»,
певцов «общественной гнилости». Он ука-
зывал, что «сологубовское кровосмеситель-
ство» и декадентская эротика — «вее это
давно практиковалось  развващенными и
извращенными элементами буржуазии» й
что искусство модернистов-—«доподлинный
плод буржуазного общества, его гнилой
Плод».

Воровский отчетливо видел истоки вы-
рождения буржуазного искусства. Он пря-
мо писал, что прародителем упадочной ли-
тературы и знтинародного искусства в
России является реакционный запад, Это
утверждение Воровского прямо перекли-
кается со словами А, М. Горького; что пе-
риод реакции ознаменовался в русской ли-
тературе анархическим своеволием буржу-
азных писателей и усиленной. пропагандой
консервативных идей западной буржуазии.
Воровекий показал тогда и прямую связь
декадентского искусства с «денежным
мешком», интересы и идеологию которого
это искусетво выражало. В одном из сво-
их памфлетов он так говорил 0б этом ис-
кусстве:

«Возникшее на почве подражания запа-
ду, чуждое русскому обществу, даже наи-
более интеллигентной его части, отверг-
нутое и осмеянное им за претенциозность
н бездарность, оне быстро погибло бы ra-
лодной емертью, если бы... если бы не
купец»,

Анализируя творчество декадентов, Во-
ревский показал его. полную опустошен-
ность п глубоко реакционную сущность,
его разрыв © передовой русской литерату-
	болгаро-турецким отношениям
	ше п его помощника, правительство Тур-
ции считает излишним иметь. в будущем
военного атташе в Софии и поэтому не нз-
ходит возможным дальнейшее пребывание
болгарского военного атташе в Турции. .

После того, как болгарский  воённый
атташе покинул Турцию, министерство
пностранных дел Болгарии вручило турен-
кой миссии в Софии новую ноту. В этой
ноте, датированной 5 апреля, болгарское
правительство отвергает турецкие утверя-
ления о пренятетвиях, якобы чинимых
болгарскими властями в отношении испол-
нения служебных обязанностей бывптим
турецким военным атташе и его помошни-
ком. Одновременно болгарское правитель-
ство протестует против принятых турец-
ким правительством мер по отношению к
болгарскому военному атташе в Турции,
которого нельзя упрекнуть в действиях,
не совместимых с его служебными OYHE-
ПИЯмМи.
	ген американской зскадрвы
	море.. Эскадра состоит из авнаноспа «Вал-
лей Форж» водоизмещением в 27 тыс.
тонн, крейсера «Фресно» и четырех 3с-
минцев. Норвежекое министерство иност-
ранных дел подгвердило предстоящее по-
сещение Бергена американской эскадрой.
		СОФИЯ, 7 апреля. (ТАСС). 13 марта
вице-премьер и миниетр иностранных дел
Болгарии Василь Коларов потребовал от
турецкого посланника в Софии отзыва ту-
ренкого военного атташе полковника Мю-
Hip Арала-и его. помощника капитана
Эмин Ачара. Эта мера была вызвана тем,
что упомянутые военные представители
Турции занялись деятельностью, направ-
ленной против безонасноети Болгарии. По-
еле того, как турецкий посланник в С9-
фии Истиньели лично ознакомилея с доку-
ментами, подтверждавшими обвинения, вы-
двинутые болгарским. правительством прэ-
тив военного атташе Турции и его помон-
ника, ноеледние покинули нределы Болгарии.

Олнако в ответ на это турецкая миссия
в Софии от имени правительства Турции
уведомила болгарское министерство пно-
странных дел, что в виду трудностей, кото-
рые болгарские власти якобы создали в
работе бывшего турецкого военного атта-
	Препетояший визит в Бер
	OCIO, 7 anpeas. (ТАСС). Норвежские
газеты сообщают, что е 29 апреля по
2 мая Берген посетит американская ac-
кадра, которая в настоящее время нахо-
дитея в учебном плавании в Средиземном
	pow. В статье «0 дуржуазности модерни-
стов» Воровский писал, что «прогрессив-
ность литературы возможно понимать толь-
ко так, как она-у нас всегда понималазь,
именно в смысле борьбы с общественной
отсталостью, коеностью, застоем». Упадоч-
ническая же литература периода столы-
пинщины,  восприняв реакционные идеи
Запада, отвернулась от этих задач. «В
противовес общественности эта литература
выдвинула на первый план личность. В
противовес благу всех — индивидуальное
счастье. В противовее идейноети — плот-
ские наслаждения. В противовее потребно-
стям мысли — вожделения пола».
	Б статьях «В ночь. после битвы» и
«0 буржуазности модернистов» Воровский
со всей силой заклеймил проповедников
	антинародных,  зоологических идей, как
мародеров,  «обшаривающих карманы»
павших героев революции, залезающих
	«мародерскими дланями в политику, 3
жизнь и дела революционеров, героев вче-
раптней битвы».
	Эти обличительные статьи Воровского,
написанные сорок лет назад, не утеряли
своего значения и no сей день. Pa-
зоблачая антинародное,  упадочное  пс-
кусство реакции, векрывая гнилостные ис-
токи его духовного оскудения и враждебе
ности веему передовому и прогрессивному,
статьи эти помогают изобличению реакци-
онной сущности современной литературы
буржуазного Запада, ведущей пронаганлу
человеконенавистничества и индивидуа-
лизма_
	hak революционер-большевик, утверж-
дая принцип партийности литературы, Во-
ровский вел непримиримую борьбу с реак-
ционными теориями пассивности, об’екти-
визма и бесплодного эстетства, показывая
полную их враждебность передовой русской
литературе.
	Признавая за Вуприным большой талант
художника-реалиста, отмечая его симпатин
к обездоленным трудовым низам, прогрес-
сивность его творчества, Воровский в то же
время указывал, как на основной порок
ряда его произведений, на аполитизм,
склонность к эстететву и об’ективизму. На
примере Куприна Воровский показал, как
отеталое мировоззрение губительно ска-
	эывается и на творчестве художника. 1
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ИЗВЕСТИЙ»
			тов. И. Площаднов, бюро   бюро и фабрично-заводеких ком
1210  стагью совершенно‘ вопрос о состоянии клубной работы.
	eT PE
	На новы
	е земли.
	правильной и приняло развернутое реше-
ние, направленное к устранению  недо-
статков в работе клуба Красноволжекого
комбината, а также других клубов горо-
да. Бюро обязало первичные партийные
организации обсудить на заседаниях парт-
бюро и  фабрично-заволеких комитетов
	Бюро Кинешемского тородского комите-
та ВЕП(б) обсудило на своем заседании
	статью В. Полторацкого «На Томне», на-  .
	печатанную в «Известиях» oT 6 марта.
Как сообщает редакции секретарь гор-
кома ВКП(б) тов. И. Плотаднов, бюр
	горкома признало статью
	ГАТЧИНА, 7 апреля. (По телеф. от cod.
корр.). Сегодня ранним утром к Гатчин-
скому вокзалу с’ехались десятки подвод и
звтомашин. Волхозники и горожане, руко-
водители советских и партийных организа-
ций встречали но русскому обычаю © хле-
бом и солью очередную партию переселен-
цев из Калининской области. Калининские
колхозники приехали сюда; чтобы укре-
пить гатчинские сельскохозяйственные ар-
тели, сильно пострадавшие во время вой-
ны, и своим трудом содействовать созданию
для Ленинграда мощной овощеводческой п
животноводческой базы.
	Гатчянцы Тепло приняли в свою семью
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	новоселов. В колхозах «Победа», «Труд».
«Красный луч» и других отстроены для
приезжах 400 домов, хозяйственные служ-
бы, заранее подвезэн корм для скота. В
сенях каждого дома имеется запас дров,
избы вымыты и натоплены.

Осмотрев свои дома в деревне Соколов
й познакомившись с членами сельхозар-
тели «Красный луч», колхозник Петр Ар-
темьевич Смирнов, приехавший из Лихо-
славльского района Калининской области,
выражая мнение всех новоселов, заявил:

— Трудитьея на ленинградской земле
мы будем с охотой и не посрамим славы
	калининских хлеборобов.
	БВ статье о Бунине Боровский вновь пи-
сал, к чему может привести художника его
аполитичноеть и приверженность к «бар-
ским вкусам».
	Разоблачая писателей, кичившихся «чи-
стым искусством», беспристрастием своего
творчества, Воровский ярко показывал, что
в действительности эти писатели изменяли
искусству, разменивали его на пустяки или
приносили в жертву прихоти одиночек. В
стремлении писателей-эстетов отгородиться
от живой жизни, стать над борьбою клас-
сов он видел измену народной борьбе, уход
в лагерь врагов. «В капиталистическом об-
ществе, — писал Воровский, — уход от
трудящихся классов неизбежно приводит в
об`ятия классов господствующих, буржуа-
BHD.

Воровский писал о А. М. Горьком как
великом  художнике-реалисте, — источни-
ком вдохновения которого были жизнь И
борьба народа за свое будущее, художнике,
возвысившемея до понимания благородных
целей борьбы пролетариата—«единетвен-
ного носителя начал устроения общества п
уничтожения безвыходного горя утнетен-
ных Масс».

Значение Горького в борьбе за молодую,
новую Россию Воровский справетливо ви-
дел в том, что он «с искренностью, ха-
рактерной для этого цельного человека B
художника... открыто стал па сторону ра-
бочего класса и сопиал-демократии».

Не все в статьях Воровского о Горьком
было правильным. Вритик иногда ошибал-
ся. Но в самом основном, решающем он
исходил из Ленинской опенки великого пи-
сателя. Е

Сборник статей Воровского имеет более
чем историко-литературное значение, Он
не только помогает познанию петорин борь-
бы большевистской партии за передовое
искусство и литературу. Эти статьи co-
звучны и близки нам и сегодня, когда пар-
тия Ведет решительную борьбу с чуждыми
зоветскому искусству п литературе. явле-
ниями формализма, индивидуалистического
штукарства п эстететва, за искусство, близ-
кое и. понятное народу, искусство великих
традиций и возвышенной цели — борьбы за
	коммунизм.

Вас. КУРИЛЕНКОВ.
	Литературно-критические статьи
В. В. Воровского
	борьбы за новую, молодую Россию. Он пи-
сал, что эти два течения искони борются
в истории русской общественности, —
«одно — активное, боевое, творческое,
жаждущее создать новый мир путем глу-
бокого переворота, другое — пассивное,
безвольное, созерцающее, мнящее спасти
мир путем покаяния, опрощения, страда-
HHA»,

В статьях о Белинеком и Добролюбове
Воровский наглядно вскрыл борьбу этих
сил. Либеральные поклонники буржуазно-
конституционных порядков,—писал он,—
враждебны и чужды Белинекому и Добро-
любову. Великие революционные демокра-
ты были учителями того направления, ко-
торое стремилось к «освобождению народ-
ной массы от всякой эксплоатации, TO
есть социализму». Не либеральным «на-
следникам» были близки Белинский и До-
бролюбов. «Добролюбов неповинен в шало-
стях позднейшего народничества», — пи-
сал Воровекий. Белинский был «предтечей
того интеллигентекого пролетарского дви-
жения, которое заполняет общественную
жизнь России в 60-х по 80-е годы». Ва-
детские «Вехи» пытались представить «не-
истового Виссариона» одиночкой, вероучи-
телем «интеллигенции». Гневно обличая
подобную фальсификацию, Воровский спра-
ведливо писал, что память его дорога гро-
мадной массе трудящихся, пролетариату.

Статьи о Белинском и Добролюбове бы-
ли написаны Воровским в 1911 году. Тэ-
гда же С. М, Киров писал о Белинеком,
как о «предтече современного научного
миросозерцания». Это была единая линия
большевистского утверждения великой ро-
ли революционных демократов, роли пере-
дового писателя в освободительной борьбе,
	роли, Которую неоднократно отмечзии

Ленин и Сталин.
Воровский отстаивал искусство kak
	важнеййтее средство идейного и культур-
	 1 ного воспитания народа, как могучее ору-
	жие его борьбы. Тем непримиримее и 1е-
	Ленина н Сталина, большевики-публиди-
сты открыто противопоставили кадетско-
«веховскому» предательству, декадансу в
литературе и реакции в политике, —служе-
ние общепролетарскому делу, боевое, ак-
тивное участие писателя и литературы в
революционно-освободительной борьбе.
	Указание Ленина о партийности литера-
туры, о том, что литература должна
служить народу, что ee животворящей
силой должна быть идея социализма, ста-
л9 исходным и определяющим принципом
большевиков - публицистов в борьбе про-
	тив литературного распада и мракоое-
сия. против оравы «модных» писателей,
	открещивавшихея от революции, от 0689-
бодительных идей и традиций русской ли-
тературы, воспевавитих предательство, 30-
ологический индивидуализм и половой раз-
врат.
	Деятельноеть В. В. Боровского, как лите-
ратурного критика и публициста-большеви-
ка, служила этим задачам и целям партии.
	Вновь изданные ныне отдельным ©001-
ником  литературно-критические статьи
Воровского показывают, как большевики,
разоблачая реакционные идеи, отстаивали
принция партийности, реализм в литерату-
ре и искусстве, возвытали роль и значение
писателя в борьбе и жизни народа.
	Когда «Вехи», а вслед им и вся бур-
жуазно-реакнионная печать  повосили и
привижали революционных демократов, Во-
ровекий писал о Белинском и Добролюбо-
ве. как о великих деятелях русской лите-
ратуры. Когда упадочная литература бур-
жуазного декаданса мародерствовала и 0по-
шляла русскую революцию, он выступал
страстным обличителем распада и антина-
родности этой литературы.

Воровский подходил к освешению лите-
ратурных событий в прямой связи с
ленинеким учением о двух силах, двух
тенленниях в развитии русского освободи-
	тельного движения, определявших исход
	Ропнствующий партийный пропагандист
H литератор, высоко пенимый Лениным,
глубокий и яркий литературный критик,
страстно утверждавший в искусстве бла-
тородную и возвышенную пель—служенье
народу, В. В. Воровекий был одвим из
выдающихся = представителей блестящей
плеяды публицпистов-больлевиков.

Литературная  деятельноегь Воровского
е особой силой развернулась в годы ©т9-
	лыпинекой реакции, когда, как писал
В И. Ленин, «для нае русских» воп-
росы идеологии, литературы и искусства
приобрели значение «громадной, карди-
нальной важности».

Выступившие в те годы в кадетском
	сборнике «Вехи» ренегатетвующие либе-
ралы бешено нападали на революционную
демократию, на марксизм. Отрекаясь от
освободительного движения, от его основ-
ных задач и коренных  тралиций, они
третировали революционно - демократиче-
скую публицистику, пытались  опошлить
русскую передовую обществевную мысль,
русскую литературу. Ленин назвал этот
сборник настоящим знамением времени, эн-
пиклопедией либерального  ренегатства.
В статье «Беспартийные чудаки» Й. В.
Сталин отметил, как «моду» тех лет, стре-
мление либеральствующих интеллигентов к
беспартийности — к замазыванию Классо-
вых противоречий, замалчиванию классовой
ботьбы, к проповеди сопиального Мира.
«Увлекались санинством, занимались  1e-
кадентством, — теперь очередь за беспар-
Фийностью», писал товарищ Сталин.

В этих условиях борьба против «ве-
ховщины», ренегатства, «беспартийности»
и лекалентства вылвинулась как важней-
тая залача партии. Следуя указаниям
	В. Ворогский. — Литературно - крити-
ческие статьи. Подготовка текста, всту-
	пительная статья и примечания И. В. Сер-
“иевского  Гослитиздат. 1948. Crp. 255.
	Тираж 10.000 экз. Цена 6 руб.