ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 АПРЕЛЯ 1948 г. № 85 (9616)
		наук СССР
	Вчера в Москве состоялось совыестне:
	  заседание отделения литературы и язым

ewer)   6A TrATIN
	и Института мировой литературы имени
Горького Академии наук CCCP, поесвяшен-
ное 125-летию с0 дня рождения великого
русского драматурга А. Н. Островекого.
	В своем ветупительном слове директор
Института мировой литературы имени
Горького профессор А. М. Етолин сказал;
	— Творчество гениального руесвого пи-
сателя - драматурга А. Н. Островского
правдиво отразило настоящую жизнь руб-
ского общества ХШХ века. А. Н. Ocrpos-
ский был беспошадным обличителем «тем
ного царства». Своим творчеством он 9182
близок и дорог демократическим  вругам
России.
	А. Н. Островский боролея за высок»
идейные пьесы, за ‘национальный театр,

за изтнание пошлости со ецены. В социа»
листическом обществе творения великого
драматурга оценены по достоинству. (3+
	  ветекое правительство, народ вы6080 ч1яз
	память А. Н. Оетровекого.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	В связи со 125-летием со дня рождения
А. Н. Островского вчера в Центральном
	доме литераторов состоялся вечер, посвя-
щенный творчеству великого русского

драматурга.
	Доклад о значении творчества,
Островского для советской драматургии п
театра сделал лауреат Сталинской премии
5. ©. Ромашов. Охарактеризовав творчест-
во: писателя, докладчик отметил, ATO про-
	‘изведения А. Н. Островекого волнуют нае
идейной глубиной, остротой этически-мо-
	Литературоведы ведут разработку бога-
тейшего литературного наследия А. Н. 0ет-
ровского, хранящегося в Ленинграде. Гото-
вится к печати научное описание рукопи-
сей великого драматурга. В Институте ли-
тературы Академии наук СССР в числе
других имеются рукописи пьес «Бедность
не порок», «Гроза», «Не в свои сани не са-
дись», «На всякого мудреца довольно про-
стоты». Ряд материалов отражает взгляды
	дел не в покорности н смирении, а в дей
ственной активности, в воле к преодолению
препятствий на своем пути, в стремлении к
свободе, в ненависти ко всему тому, что
принижает человека.

В свое время некоторые критики (Ha-
пример, А. Григорьев) пытались истолко-
вать творчество Островекого, как утвержде-
нив смирения и покорности.

Правильно понял и гениально раскрыл
творчество великого драматурга как Gec-
пошалного сатирического изобразителя са-
модержавно-деспотической России Н. Доб-
ролюбов. В статье «Луч света в темном
царетве» он писал об Островском: «...он за-
хватил такие общие стремления и нотребно-
стн, которыми проникнуто все русское 06-
щество, которых голос ельцинтся во всех яв-
лениях нашей жизни, которых удовлетво-
рение составляет необходимое условие на-
шего дальнейшего развития».
	Органически связанный с народом лич-
ным общением, проникнутый в нему глубо-
KEM уважением и любовью, Островский по
праву причиелял себя к левому лагерю
современной ему литературы.
	Резлистическое творчество Островского,
направленное против насилия и произвола,
оказывало огромную помощь революцион-
ной демократии в ее борьбе с самодержави-
eM.
Продолжая лучшие традиции руеской
прогрессивной драматургия, Островский
явился смелым новатором в областя He

только содержания, но и формы,

Углубляя лучшие традиции  классиче-
ской национальной русской драмы, с та-
ким блеском выраженные в пьесах Грибое-
дова, Пушкина и Гоголя, он соерелоточиз
свой интерес на разработке общественно-
бытовых и сопиально-пеихологичесвих хХ2-
рактеров и нравов своего времени. Добро-
любов назвал пьесы Островского «пъесами
SHE.

Основным источником образности п вы-
разительноети языка его пьес была народ-
ная речь,

Покоряющая сила п красота драматур-
глй Островского обусловлена тем, что в
ней сочетаются совершенная художествен-
ная драматургическая форма с глубокям
содержанием и высочайшее мастерство с
	Этот взгляд на русского человека лишен
наивного и безоговорочного преклонения
перед всяким руеским вообще, ибо сам
Островский в одном письме к поэту Некраз-
COBY называет  славянофильетво  «дет-
ским». Резко отвергал драматург и либе-
ральное западничеетво. Преклонение перед
всем западным он там же называет «шаб-
лонным», т.-е. не имеющим никаких Kop-
ней в русской жизни.

Драматург не желает итти рядом с «уче-
ными мужами», не верившими в творче-
ские силы нашего народа, которые доходи-
пи до прямой клеветы на русский народ.
Его. поддерживал великий русский актер
Пров Садовекий. Он был горячим другом
Островского, и дружба эта была основана
на их общей борьбе за русский, нацио-
нальный общенародный театр.
	Вакнейшую роль в жизни Островского
	сыграля внимание и дружеская &Вритидва’
	самых выдающихея людей того време-
ни — Чернышевского и Добролюбова. Они
разоблачили всякие попытки реакционеров
направить драматурга на путь возвеличе-
ния елейного смирения. Они прекрасно
сказали, что в обличении зла, в активном
свободолюбии, непримиримости к самодер-
жавному гнету —- лучшие черты души
русского человека и лучших героев 06т-
ревекого.

Сразу, рептительно и непримиримо, преж-
де всего в своем творчестве и затем в ог-
ромной общественно-литературной работе
Островский занял позиции, резко враждеб-
ные буржуазному искусству вообще и в
первую очередь буржуазной драме. Пе-
реводные пьесы, относящиеся 5 модным
изделиям западного театра, подражатель-
ство руеских авторов, появлявшиеся туча-
ми плохие и чужие водевили он и He Ha-
зывает иначе. как пошлостью.
	Островский прямо  противопоставляет
буржуазную драматургию подлинной на-
циональной драме, великой силе правды,
берущей начало в народной жизни.

«Театр © честным, художественным, здо-
ровым народным репертуаром необходим
для Москвы», — пишет он. «Мы не хо-
THM умалять своего таланта и писать
пошлости ‘для публики... Мы хотим пи-
сать для всего народа». «Буржуазия и
везде не отличается особенно блатодетель-
ным влиянием на искусство, а в Москве
тем более»... «зачем же нам успокаивать-
ся на пошлостях, тешащих  буржуазное
безвкусие». .

Значит, умаление таланта есть прежде
всего нездоровые нотлости рабекого пре-
клонения перед чужими шаблонами и,
главное, перед буржуазной  безвкуенцей.
Эта непреложная истина остается симво-
лом, законом, внутренним AOCTOMHCTBOM и
направлением Островекого-драматурга:
	Hatt зритель прекрасно разбирается в
ньесах Островского и радуется он именно
там, где радовалея Островский. Радуется он
еще и тому, что Вабанихам и Тит Титычам
нет больше меета в жизни.
	Сорок восемь оригинальных пьес, при-
надлежащих перу Островского, — это це-
лая эноха в русском театре, которая после
Грибоедова и Гоголя блестяще выразила
оригинальную самостоятельноеть русского
драматического искусства и с Чеховым,
Горьким, с театром Станиславского сдела-
ла русское драматическое искусство обще-
	мировым.
Ник. ПОГОДИН.
			мивое, немеркнущее
	Островского, любит и ставит очень высо-
ко его живое слово.
	_ Вообще советский зритель больше знает
	Островского, чем зритель дореволюцион-
ный. При жизни Островского его пьесы
пгралигь ежедневно по Россив в трех—
пяти театрах, что, впрочем, по тем време-
нам было почти неслыханным явлением
признания и славы его пьес. В годы, пред-
шествующие революции, эта средняя цифра
не поднялась больше шести спектаклей по
стране. В советекие времена пьесы Остров-
ского играются свыше чем на тридцати
языках народов Советекото Союза, п число
спектаклей каждый день составляет от
пятидесяти до семидесяти,
	Лишь в наши времена драматическое
искусство стало общенародным B Cepb-
езном смысле этого широкого понятия, и
пьевы великого русского драматурга дошли
до огромных масе новых зрителей, ,

Но, возвращаясь к вышеназванным снек-
таклям двух величайших русских театров,
раздумывая над своими впечатлениями от
этих спектаклей, часто задаешь воп-
poc: какую тайну знал, какой искрой
владел наш несравненный драматический
писатель, что его произведения, рисующие
этот быт, давно минувший, и эти нравы,
тавно исчезнувшие, полны и ныне своего
живого, немеркнущего, могучего воздей-
отвия?

Вот подрядчик Хлынов, в своем фанта-
стическом кураже «купивший пушку» и
забавлявшийся игрой «в разбойники». И,
несмотря на то, что типы, данные в коме-
диях Островского, часто суть типы край-
ние, а WO современным  восприятиям
фантастические, невозможные, — все же
мы легко понимаем их далекий мир. Мы
их видим будто бы в музее  давно-
сти, но мы испытываем живое пристрастие,
осуждаем одних, сочуветвуем другим. Что
же нас приковывает к сцене и заставляет,
часто затаив дыхание, следить за пьесами
Островского, ронять слезу, негодовать, под-
чае и ло слез смеяться?
	Думается мне, что сам Островский луч-
ше всех исследователей его творчества и
толкователей не раз отвечал на этот

вопрос.
	Работая над пятой своей пьесой — «Бед-
ность не порок», он замечательно выра-
зил свой взгляд на драму в следующих
словах:

«Нусть лучше русский человек радует-
ся, видя себя на сцене, чем тоскует.
Исправители найдутся и без нас. Чтобы
иметь право исправить народ, не обижая
его, надо ему сказать, что знаешь о неми
хорошее».
	Эти замечательные слова Островского
как будто не нуждаются в добавочном
истолковании. Здесь только надо яено от-
давать себе отчет в том, что речь идет о
художественном творчестве, где через ха-
рактеры людей, поступки их надо уметь
сказать о человеке так, чтобы он не при-
шел в уныние, а радовался, преисполнялся
желания бороться, творить, быть лучше.
	Вот это хорошее и умел сказать или,
точнее, раскрыть на сцене Островский так
правдиво и с такой любовной тонкостью,
как до него никто не сделал этого в дра-
матическом искусстве. Хорошее, самобытное,
активное, сильное, оптимиетичное, прису-
щее русскому человеку, не может не дойти
до нашего сердца, несмотря на дальность
	расстояний.
	ВОО UCRYCC
	В сонной тиши «завороженного» края ро-
дилея и вырос ‘Александр Николаевич 0ст-
ровекий. «До сих пор известно было толь-
о положение и имя этой страны; что же
касается до обитателей ее, т. е. образ жиз-
ни их, язык, нравы, обычаи, степень обра-
зованности -—— все эте было покрыто мра-
ком неизвестности». -

Этот край или даже «страна» было 3а-
москворечье фамусовской Москвы. Й стро-
ки, здесь приведенные, взяты из единст-
венно  повествовательного произведения
молодого  Островокого «Записки замоскво-
ренкого жителя».
	«Тотда еше тихое, — вспоминал он вре-
мена своего дететва, — Замоскворечье, на-
селенное ботатыми купцами и вообще
людьми достаточными, было особым местом.
Там, в просторных домах, окруженных вее-
возможными службами и большими садами,
мирные обыватели вели совершенно замк-
нутую семейную жизнь». ;

Островский раскрыл в своих пье-
сах материальные и духовные основы
«темного ‘царства». Правливое изображение
«темного царства» стало ‘беспощадным
обличением всех устоев самодержавия, не-
справедливости и угнетения. В то же время
драматург громко сказал о силе русского
нерола и его свободолюбии.

Живое и немеркнущее покоряет нас в
пьесах Островского. На знаменитых пред-
ставлениях в Художественном театре «Го-
рячего сердпа» врезываютея в память
допотопные образы городничего с допотен-
ным именем Сераниона Мардарьича Гра-
добоева и дикой супруги Курослепова Мат-
рены Харитоновны, и уж, конечно, нае
волнует и заставляет радоваться наивно-
трогательный, нежный образ их дочери Па-
раши. .
Да, несомненно, что громадный арти-
стический талант М; М. Тарханова и весь
великолепный ансамбль спектакля © но-
выми артистическими силами, вышедши-
ми на смену первым исполнителям, сде-
лали’в Художественном театре «Горячее
сердце» спеническим шедевром. В оенове
успеха спектакля — замечательная пьеса

Островекого.
	Возьмем другую комедию Островского—
«Правда хорошо, а счастье лучше», что
илет с неизменным успехом на сце-
не Малого театра, — это  влассиче-
ский спектакль русского театра, сохра-
нивший до наших дней блестящие тради-
ции «Дома Островского». И так же несо-
мненно, что громадный артистизм таких
талантов, которые уже относятся к само-
стоятельным явлениям русской сцены,
как Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова,
Н. В. Яковлев. е блистательным анеамб-
лем новых сил создали и сохраняют этот
классический спектакль. В этом спектак-
ле весь Островский налицо без видимых
прикрас и тщетных подновлений,  кото-
рые будто бы необходимы для того, чтобы
старинные картины «доходили» до ны-
нешнего зрителя.

Со времени первой постановки пьесы
Островского в Малом театре «Не в свои
сани не садись» (поставлена 14 янва-
ря 1853 года) прошло девяносто пять
лет, и время не состарило его’ творений.
Наша молодежь последних поколений, ко-
му уже совершенно чужды свахи и вуп-
цы, помещицы и бродячие актеры, при-
хазчики и мученицы-женшины, -— Hane
	молодое поколение восхищается пьесами
	Произведения А. Н. Островского — гор-
дость руеской классической и мировой
драматургин. Его творчество является яр-
чайшим свидетельством той неопровержи-
мой истины, что общечеловеческое интер-
национальное искусство вырастает на осно-
ве расцвета национального искусетва.

Островекому, как человеку и писате-
лю, присуща органическая связь с на-
родом, ¢ лействительностью его родной
страны. Готовясь Е литературной дея-
тельности, Островский думал о ней, как о
гражданско-патриотическом подвиге, как о
служении евоему народу, своей родине.
«Лля того, — писал он, — чтобы быть
народным писателем, мало одной любви в
родине, любовь дает только энергию, чув-
ство, а содержания не дает, надобно еше
знать хорошо евой народ, сойтись е ним
покороче. сродниться. Самая лучшая шко-
ла для художественного таланта есть. изу-
чение своей народности, а воспроизведе-
ние ее в хуложественных формах — ca-
мое лучитее  поприте для творческой дея-
тельнзети».
	Эти взгляды оставались для Островского
неизменными. На всем протяжении его
деятельности драматургия мыслилаеь им
прежде всего как художественное творче-
ство, предназначенное для народа.

Сила и  жизненность драматургии
Островского служат одним из наглядных
подтверждений слов тов. Жданова на со-
вешанни деятелей советской музыки в
ЦЕ ВЕНСб): «Интернационализм в иекус-
стве рождается не на основе умаления п
обеднения напионального искусства. Паобо-
рот, интернационализм рождается там, где
расцветает национальное искусство. За-
быть эту пстиыу — означает потерять
рувоводащую линлю.  Потерять свое лино,
стать безполными кисмополитами».

Показывая облик России прошлого века,
отвечая Ha животрепетушие соппально-
бытовые вопросы своего времени, Остров-
ский написал горок восемь оригинальных
пьес, созлал богатую галлерею образов —
о50ло шестисот дейстьующих лиц, Й. А.
Гончаров, подчеркивая широту творчества
Островекого; справедливо отмечал, что он
‘‹исписал вею Московскую жизнь, не горо-
	эатем собравшиеся заслушали довлад
доктора филологических наук профессора
Н. Л. Бродекого о жизни и творчестве
А. Н. Островекого.
	На сценах Ленинграда
	ЛЕНИНГРАД, 10 апреля. (flo Tene,
от с0б, норр.). Можно без преувеличения
сказать, что в эти дни, когда страна от
мечает 125-летие со дкя рождения А. H,
Островского, весь Ленинград смотрел и
продолжает смотреть бессмертные  творе-
ния великого драматурга.  Шестнадцаль
его пьес идут на сценах драматических
театров города и в ностановках художест-
венных = самодеятельных коллективов,
	На сцене Академического театра драмы
имени А. С. Пушкина в связи с юбилеем

возобновлен «Лес». Интереено от
метить, что «Лес» впервые в 1871 году
был поставлен именно Ha этой сцене.
	Новый театр показал на-днях премьеру
	— «Доходное место» в постановке Заслу.

a А 5 о TT Mace
	женной артистки республики Ц, Сушке
вич-Вромлей.
	Большой Драматический театр имени
А. М. Горького в честь юбилея повазым
вает «Бесприданницу». На сцене это
го театра идут также ньесы «Волки и овцый
н «Сердце не камень».

В тватре. Юного, зрителя двалилть пять
лет беспрерывно пдет «Бедность не по»
рек». Театр пополнил свой репертуар еще
	одной пьесой Островекого — «Не было ни
гроша, да вдруг алтын».

Со спены театра имени Ленинского
	комсомола вот уже двенадцать лет 16
схолит пьеса «Без вины виноватые»:
	ИНремьера в театре
имени Леси Украинки
		Вечер памяти А. Н. Островского
	Рукописное наследие
	ральных проблем, тщательностью раз-
работки характеров, яркостью и красотой
	языка. Писатель смотрел на драматическое
	искусство, как на дело государственной
важности, Kak на служение своему
народу.
	Выступивший на вечере режиссер, на-
	родный артист РСФСР №. А. давадский
рассказал о своей работе над пъесами
Островского.
	Артисты московеких театров показали
отрывки из пьес великого праматурга.
	писателя на русскую драматургию и автер-
ское мастерство.

В Государетвенной Публичной библиоте-
ке имени Салтыкова-ШЩедрина хранится не-
сколько десятков автографов великого дра-
матурга. Среди них — рукопиеи истора-
ческой драмы «Дмитрий Самозванеп и Ва-
еилий Шуйский», комедий «Не было ни
гроша, да вдруг алтын» и «Поздняя лю-
бов».
	ского близки и понятны миллионам чита-
телей и зрятелей.

Островекий писал, думая о народе, для
народа, и это придало его пьесам неуми-
рающую ценность, сделало его художе-
ственные принципы близкими и дорогими
нашему искусству.

В его произведениях, кав и в пьесах
Грибоедова, Пушкина и Гоголя, ярко про-
явился талант русского народа. К Остров-
скому и всей русской передовой драматур-
гии вполне можно отнести слова тов. Жда-
нова, сказанные о русекой классической
Музыке: «она выросла, развивалась и пре-
вратилась в могучую силу именно потому,
что ей удалось ветать на собственные ноги
й найти свои собственные пути развития,
давшие возможность раскрыть богатетва
внутреннего мира нашего варода».
	Цо словам Гончарова, Островекий «до-
строил здание, в основание которого поло-
	жили краеугольные камни Фонвизин, [ри-
боелов. Гоголь».
	Великие традиции руссвой прогрессив-
ной драматургии, великолепно раскрывиаие-
ся в творчестве Островского, были продол-
жены в последующей драматургии.
	Островский оказал мощное йа в высшей
степени плодотворное влияние и на разви:
тие русского реалистического спеничеекого
искусства. Именно на его ролях по прен-
муществу росли и крепли великие деятели
руеского театра —- Саловсний, Мартынов,
Отренетова, Ермолова и многие другие,
вплоть до наших дней. Именно его работа,
как ведущего драматурга. выдающегося об-
щественного деятеля, замечательного тео-
ретика сленичеекого искусства, постанев-
ива своих пьесе и воспитателя актерекой
молодежи, подготовали вобелу принципов
реализма в русском, театре, полностью до-
стигнутую в условиях советской дейетви-
тельноети.
	Вак напболее яркий представитель само-
бытной русской драматургии, развивавшей-
ся самостоятельных путем. Оетравекай
рельефно вылелялея на блелном фоне за-
падно-еврепейской драматургив ХХ века.
Именно оп явняея наиболее верным храни-
телем п выразителем реалистических гра-
диций русской п всей мировой литературы.

Завершая создание национальво-само-
	ВИЕВ, 10 апреля. (По телеф. от cod.
кору.). Вчера Вневекий русский драмати-
ческий театр имени еси Украинки в
ознаменование 125-й годовщины co дня
рождения А. Н. Островского показал но-
BY постановку пьесы «Таланты и по:
КЛОННИкИ».
	релея против засилья в репертуаре пере
водных пьес и низкопоклонства перед ино-
странным буржуазным искусством. Это
был пламенный патриот. «Я как русский
готов, — заявлял он, — жертвовать для
отечества всем, чем могу».

Островекий неустанно пропагандировал
HAC создания оригинальной отечественной
драматургин. «Мы должны, — писал
он, — начинать в начала, должны начи-
нать свою родную русскую школу, а He
слено идти за французскими образцами и
писать по их шаблонам разные тонкости,
интересные только уже пресыщенному вку-
су... зачем ке нам успокаиваться на пон-
лостях, тешаших буржуазное безвкусие»:
	Островский мечтал о создании в Москве
народного театра. Указывая, что импера-
торекие театры являются театрами «бога-
той буржуазии», Островекай полагал, что
народный театр откроет для прогрессивных
писателей возможноеть создания подлинно
народной драматургии,

Произведения Островского, которые пре-
следовала царская пензура, которыми пре-
небрегала дирекция имнератореких театров,
получили мавсовое распространение во пс-
чати и на сцене лашь поеле Великой Ок-
тябрьской  соппалистической — рэволоцин.
Советский театр сумел наиболее правальсо
и полно раскрыть творчество Островекого.

Для артистов советекого театра пъесы
Островекого, созданные им образы, — не-
печерпаемый источник вдохновения, школа
творчества, служащего интересам народа,
выражающего его дух, его устремления.

Наш нарол любит и ценот творчество
Островекого, как одно из величайших до-
стижений руеского искусства, завоевавшего
первое место в мировом искусстве.

Говоря о сушноети и значении драматя-
ческого творчества, Остревскай  нивал:
«История оставила название великих и ге-
ниальных только за теми писателямя, ко-
торые умелн писать для всего народа, и
TRABEO те произвеления пережили века, ко-
торые былн истинно народными у себя до-
ма; такие произведения’ со временем дела-.
TCA понятными п ценным и для других
народов, а наковеп и для всего света». Этя
слова превосходео характеризуют смысл и
значение творчества самого Островского,
	А, РЕВЯКИН.,
	С 1557 года Оетровекий почти все свои
пьесы печатает в «Современнике», а по-
сле его закрытия — в «Отечественных за-
писках», то-есть в самых прогрессивных
тогдашних журналах, которыми руководи-
ли Некрасов и Салтыков-Щедрин.
	Пьесы Островского являются сильным
обличением вылдвигавшейся на общеетвен-
ную сцену буржуазин, экономически и
духовно оскудевавщего дворянства и выра-
вавшей их интересы бюрократии,

Островский раскрыл хищничеетво и са-
мелурство буржуазии в образах Тита Ти-
тыча Брускова («В чужом пиру по-
хмелье») и Савела Дикого («Гроза»). Он
разоблачил бездушие, жестокость H пинизм
внешне вылощенных рыцарей рубля —
Кнурова, Вожеватова («Бесприданница»),
Прибыткова («Поеледняя жертва»), дла
которых человек лить вешь, предмет вуп-
ли-продажи. Он показал страшное липо
паразитировавитего, духовно опустошенна-
го, морально разложившегоея, но веезми епо-
вобами пеплявшегося за жизнь дворян-
ства в образах Глумова («На всякого му-
дреца довольно простоты»), Телятева, Ву-
чумова («Бешеные деньги»), Гурмыжекой
	  («Лес»), Беркутова («Волки и овцы»).
	Правдивость и высокое мастерство твор-
чества Островекого обуеловили не только
отромную силу его сатирических обличе-
ний, но и его светлый оптимизм, его сме-
лое утверждение жизни, так рельефно сва-
завшееся в созданных им положительных
образах (Катерина п Кулигин в «Грозе»,
Лариса в «Бесприданнице», Мелузов в «Та-
лантах и поклонниках», Кручинина в «Без
вины виноватые» ит. д.),
	В этлх положительных образах своих
пьесе он ярко раскрыл богатетво внутрен-
него мира нашего народа, достоинства рус-
ского человека. широту его характера,
его волю, горячую сердечность, прямоду-
шие, нравственную высоту, гуманность.
Показывая положительные характеры,
Островский не только изобразил недоволь-
ство этих людей самолержавно-деепотиче-
ским порядком, но и их стремление к свобо-
де, Наиболее ярко этот протест раскрыт в
образе Катерины («Гроза»). Национальные
	да Москвы; а жизнь Московского, т. е. ве-
ликороссийского государетва...».

Начало деятельности Островевого отно-
CHTCH к концу сороковых годов пронитого
века. На молодого драматурга оказали вли-
яние статьи Герцена и Белинского. Возму-
таясь самодержавно-креностническим про-
изволом, драматург в первых своих пройз-
ведениях («Семейная картина», «Свои лю-
ди — сочтемея», «Бедная невеста») высту-
пил беснощадным критиком порядка, в ко-
тором властвовали сословные привилегии и
деньги.

Самодурство и грабительскую сущность
Пузатовых, Ширяловых («Семейная карти-
на») и Волышовых («Свои люди-—сочтем-
ея»), взяточничестве Беневоленских и 0ез-
походноеть существования бедных невест
Незабудкиных драматург рисовал как
частное проявление общих социально-по-
литнческих условий дореформенной дейст-
вительности. Метя в купеческих самолу-
ров, Островский попадал и в общероссий-
ского самодура: Вот почему николаевской
цензурой были запрещены и «Семейная
картина», и «Свои люди». Ba последнюю
пьесу Островский был уволен со службы
й отлан под негласный . надзор жапларме-
pun.

На творчестве драматурга первой поло-
вины 50-х годов несколько сказалось вли-
яние славянофильства, черты которого мы
находим в пьесах «Бедность не порок» п
«Не так живи. как хочется»,
	Высоко ценя Островского и желая спа-
сти его от тлетворного влияния реакций,
Чернышевский выступил в 1854 году е рез-
кой предостерегающей статьей, в которой
писал: «В правде сила таланта; ошибочное
направление губит самый сильный талант».
	Выше всего в искусстве Островекий це-
нил правду, и она победила. Островский
быстро преодолевает славянофильские ил-
люзин и уже ло конпа своей жизни ук-
репляется на позициях передового pea-
лизма.

Приветствуя это,, Чернышевский писал
в «енльном и благоролном направлении»
творчества драматурга. бо второй половя-
ны 50-х голов Островский все теснее и
крепче связывается е редакцяей «Совре-
	простотой. и доступностью. Ивесы Остров-] бытной храмы, Островекай вею жизнь 60-
	  менника» и в особенности. с Некрасовым.   свойства русского человека Островский ви-