СРЕДА, 14 АПРЕЛЯ 1348 г. № 83 (9613)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ЛЕПУТАТОВ
	ТРУДЯШИХСЯ СССР
	На совещании заместителей
министров иностранных дел
по Аветрии
	ЧОНДОН, 13 апреля: (ТАСС). Вчера со-
етоялось. очередное заседание заместятелей
министров иностранных дел по Австрии.

Английская, американская и франнуз-
ская делегация с непонятным  единоду-
шнем настаивали на прекращении обсуж-
чения вопроса в германских активах и на
переходе к обсуждению других несоглаео-
ванных статей австрийского договора.
	Советский предетавитель вновь указал
	вчера. другим лелегациям, что, по общему
	признанию, вонрое о германских активах
авляется главным вопросом австрийекого
	договора и чт вынекивание различных
	поводов и 6106000в для того, чтобы укло-
наться от его обсуждения, лишь затруд-
няет достижение соглашения по договору
	  В ЦЕеЛМ.
	Решение центрального комитета
действия Национального фронта
  Словакии
	ПРАГА, 13 апреля. (ТАСС). Централь-
ный комитет действия  Напионального
фронта Словакии на заседании 12 апреля
в Братиславе одобрил предложение плену-
ма Пентрального совета профсоюзов Чехо-
словакни о выдвижении етяного кантидат-
ского списка Национального фронта на
предстоящих парламентских выборах п на
территории Словакии, а также прелложе-
ние о совместном праздновании 1 мая.
		Празднование третьей годовщины
освобождения Вены
	Фишер напомнил о том, что после 0659-
	 божления Австрии западные державы не
	сколько месяцев не признавали правнтель-
ства Реннера. «Именно Сталин побудил на
Потедамекой конференции западные дер-
жавы согласиться на признание временио-
№ австрийского правительства. Янь
	20 октября 1945 г. правительство Ренне-
ра было признано четырьмя союзниками,
однако только советское правительство
приняло после этого решение возобновить
	е Австрией дипломатические отношения. В
отличие от Советского Союза западные
цержавы в течение долгого времени ечи-
тали Австрию не освобожденной, а побеж-
денной страной. Мы помним еще проклама-
ции союзнических военных администра-
ций, в которых o6 этом говорилось без
обиняков».

Далее оратор напомнил историю перего-
воров по поводу государственного хотозора
© Арстрией и особенно детально остано-
вилея на нынепнем их этапе. Он подчерк-
нуа, что Советскай Союз продемонстриро-
вал свою серьезную готовность и решт-
мость добиться успетнного завершения этих
переговоров.

` «По-настоящему свободная, поистине не-
зависнмая Австрия, — продолжал Фишер
далее, — исходя из своих коревных ин-
тересов, должна установить дружественные
отношения с Советскам Союзом, ибо наша
экономика без связей с Востоком захирела
‘бы, а наша промышленность и. иродоволь-
 ственное снабжение нашего народы могут
быть обеспечены лишь в том случае, если
будет принята во внимание естественная
связь Австрии с Восточной Европой». —

На вечере выступил ветреченный 6бур-
ными аплодисментами верховный комиссар
СССР в Австрии генерал-полковепе Вура-
сов. Генерал Курасов отметил, что Совет-
ский Союз прилагает все усилия для ско-
рейшего заключения договора, имеющего
жизненно важное значение для Австрия.

Советекий Союз, сказал он, и в даль-
нейшем будет добиваться быстрейшего за-
включения аветрийского договора, — такого
договора, который предоставил бы Австрии
подлинную  с30ободу ‘и независимость, га-
рантировал бы возможность ее демократи-

ческого развития.
	ВЕНА, 13 апреля. (ТАСС). Вчера в
Вене отмечалась третья годовщина се дня
освобождения столицы Австрии Советской
Ариней от гитлеровеких захватчиков.
	У могил советских BOBHOB, павших в
боях за Вену, состоялись  торжественно-
траурные митинги, на которых выступали
звстрийский канцлер Фигль, верховный
комиссар СССР в Австрии генерал-полков-
ник Курасов, заместитель советского вер-
ховного комиссара  генерал-полковник
ЗЖелтов, заместитель бургомистра Вены Xo-
най и другие. На митингах присутство-
	вали вице-канплер Шеф. неполняющий
	обязанности политического предетавителя
СССР в Австрии Коптелов, австрийские
министры и депутаты парламента.

На могилы советских воннов были воз-
ложены венки от аветрийского правитель-
ства, от. советского командования и мно-
гочнеленных австрийских общественных
организаций. На центральном кладбище
Вены, где похоронены советские офицеры
и солдаты, павшие в боях за освобожле-
ние города, был выстроен почетный воин-
ский караул.

На районных митаянгах в Вене высту-
пали зветрийские министры и  предетави-
тели Советекой Армии.
крупнейшем концертном зале Вены с0сто-
ялея организованный Обществом культур-
но-экономических связей с Советским Сою-
зом торжественный вечер, посвященный
третьей годовщине освобождения от гитле-
ровцев австрийской столицы. Ha вечере
нрисутетвовали многочисленные  государ-
стренные. и общественные деятели Австрии.

С большой речью выступил депутат
парламента Фишер.

Подчеркну роль Советской Армии в
разгроме гитлеровской Германии, Фишер
сказал: «Мы не забудем, что оголтелые
германские властители были преисполнены
решимости предать Вену гибели и что
только стремительный и смелый удар’ руе-
ских уберег Вену. Советская Армия не за-
сыпала бомбами нашу Вену, ее постройки
и памятники, ее перкви и культурные
центры, онз вела войну не против наее-
	ления, а только против наемников ! итлера».
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	О присвоении звания Героя Социалистического Труда
передовикам сельского хозяйства Казахской ССР
	CAGTENO KONXO34 области.
	ичу — старшему   149. Рябинину
	(Продолжение. Начало см. «Известия» от 80, 81 марта,
	1, 4 и 1! апреля).
	области, получившей урожай пшеницы 30,6 центнера
с гектара на плошади 27 гектаров.
	158. Рыскуловой Жамале — зБеньевой колхоза
«Алга» Илийского района `Алма-Атинской области,
получившей урожай пшеницы 31,28 центнера с гекта-
ра на площади 10 гектаров.

139: Рябинскому Степану Петровичу — бригадиру
тракторной бригады Луговской МТС Джамбулской
области, получившему в обслуживаемых колхозах
	урожай сахарной свеклы 412 центнеров с гектара на
плонтади 66,3 гектара.
	Ивану Гордеевичу — бригадиру
	150. Поломаниому Максиму Васильевичу — брига-
диру тракторной бригады Кугалинской МТС Талды-
Курганской области, получившему в обслуживаемых
колхозах урожай пшеницы 22,29 центнера с гектара
	на площади 150 гектаров.
131. Примкулову Туйте — предс
	«Октябрь» Джамбулского района Лжамбулской об-
	ласти, получивщему урожаи сахарной свеклы 6532
центнера с гёктара на площади 11 гектаров.
	132. Пукалову Андрею ‘Степанов
	колхоза «Красное знамя» Сарканлского района Тал-
ды-Курганской области, получившему урожай пииени-
	цы 91, центнера
	с гектара на плошади 20 гектаров.
	механику Луговской МТС Джамбулской области, по-
лучившему в обслуживаемых колхозах урожай. са-
харной свеклы 400,9 центнера с гектара на площади
	34Г,о гектара.
	_ 14). Самарскому Михаилу Алексеевичу — звенье-
вому колхоза им. Жданова Кокпектинского района
	Семипалатинской
	Аданова Кокпектинского района
области, получившему урожай ише-
	155. Ишембаевой 1Шолпане — звеньевой колхоза
им. Фрунзе Илийского района Алма-Атинской обла-
	свеклы 1.033.5
	сти, получившей. урожаи. сахарной
	центнера с гектара на площади 2 гектара.
	154. Раимкуловой Жамале — звеньевой колхоза
«Берлик-Устем» Чуйского района Джамбулской о5-
	ласти, получившей урожай сахарн
	ницы 30 центнеров с гектара’ на плошади 10. гекта-
		142. Сатыбалдиеву Абилмажену — бригадиру кол-
хоза «Бель-басар» Чуйского ‘района Джамбулской
	807,5 центнера с
	‚› Чуйского ‘района Джамбулской
шему урожай сахарной свеклы
гектара на площади 8 гектаров.
	eee ма“

ой. свеклы 809,4
avrannnyn области,
	центнера с гектара на площади о гектаров.

135. Расщупкину Ивану Павловичу — бригадиру
тракторной бригады Меркенской МТС Джамбулской
		области, получившему в обслужи
	143. Саурамбаеву Хати — председателю колхоза
«Бель-басар» Чуйского района `Джамбулской обла-
сти, получившему урожай сахарной свеклы 807,5
	центнера с гектара на площади 8. гектаров.
	144. Сборщиковой Анне Максимовне — звеньевой
колхоза «Коллективный труд» Саркандского района
Талды-Курганской области, получившей урожай пию-
нипы 30,37 центнера с гектара на площади. 22 гек-
	тара.
	(Продолжение следует).
	урожай сахарной свеклы 492 центнера с гектара на
	площади 100 гектаров.
	Строительство нового Белграла
	БЕЛЕРАД, 12 апреля: (ТАСС). На строи-
тельной площадке нового Белграда после
проведенной подготовки начались работы
по сооруженню об’ектов нового города.
	Перед началом работ состоялся болышной
митинг мМолотых строителей. На митинге
	  присутствовали министры Югославии Kale
	pau, вечевич, Нетрович, премьер-миннетр
правительства Народной республики Сер-
бии Нешкович. председатель Центрального
веча народной молодежи М. Неоричич и др.
	От имени правительства Югославии вы-
ступил нинистр. строительства Зечевич,
указавший на значение строительства но-
вого Белграда и. призывавший молодежь Е
новым труловым подвигам.
	На Мальту прибыла
американская эскадра
	ПРАГА, 13 апреля. (ТАСС). Вак пере-
дает агентетво Телепресс в сообщении из
Рима, в Ла-Валетту (Мальта) неожиданно
прибыла американская эскадра в составе
авианосца «Филипнин Си», трех легких
крейсеров и тяжелого крейсера «Рочестер»
под флагом командующего военно-морски-
ми сплами США в Средиземном море адми-
рала Шермана. Американские круги в Ри-
ме полагают, что базы на Мальте, как и
базы Гибралтара: ‘будут широко иепользо-
ваны америкакскими судами в их рейсах
по Средиземному морю. Те же круги под-
‘черкивают необходимость включения CH-
‘цилин в систему американских баз и пре-
вращения ее во «вторую Мальту».

*

ПАРИЖ, 13 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Фране пресс. из Пиесабона,
американское посольство сообщило  порту-
гальскому правительству, что в июне в
Лиссабон «с визитом вежливости» прибу-
дет наиболее мощная эскадра, которую ко-
гда-либо видели в этих водах, под командо-
занием командующего атлантическим. фло-
том США. В состав эскадры войдут 13 во-
енных кораблей и, в Частносги, линкор
«Миссури» И авианоспы.
	Нрименяя способы научной антрополо-
	тии. Миклухо-Маклай после упорных и
	длительных наблюдений пришел к выводу,
что среди папузсов существуют Kak
«длинноголовые», так и «короткоголовые»
тины. Это наноеило удар «теориям» мно-
гих недобросовестных наблюдателей, наме-
ренно утверждавшим, что форма черена
той или иной расы всегда неизменна. Тер-
пеливо изучая волосы папуасов, Маклай
доказал, что «прерывистая раесадка» во-
лос у некоторых «цветных» народностей —
ошибка или намеренная вылумва некото-
рых белых ученых.
	Архипелаг Довольных Людей — так на-
звал он острова, лежащие вблизи Бепега
Маклая. ПутетественниЕ открыл широкие
морские проливы, высокие горы, обследо-
вал значительные просторы вокруг залива
Астролябии.
	В Евроне считали Маклая погибигим.
Но, изнуренный лихорадками, петощенный,
покрытый ранами, он самоотверженно про-
должал исследования. И когда моряки рус-
	ского клиппера «Изумруд» увидали живого
Маклая, подымавшего русский флаг над
	кровлей пальмовой хижины, экипаж Ke-
рабля отлал герою воинские почести.
	Де ла-Жироньер, посетивттий «негрито-
сов» или аэтасов на Филипиннах, посие-
ил заявить на весь мир, что народ этот
нохож скорее на «большое семейство
обезьян», чем на человеческие существа.
В 1873 году Маклай разыскал «негрито-
сов» и убедился в злостной выдумее. сво-
ero предшественника. Пугливые, низЕорос-
лые «негритосы» были загнаны белыми
завоевателями в дикие и бесплодные горы,
Вместе с этими обреченными людьми Ма-
клай прожил несколько недель. Й он снова
пришел к выводу, что отличия в форме
черепа не могут противоречить родству
племен. Маклай установил, что «негри-
чосы» — народность, несомненно, папуас-
ското’ происхождения.

На берегу Напуа-Ковиай, куда страши-
лись проникать другие европейны, Маклай
делает важные географические открытия.
Ha этого путешествия он возвращается
снова тяжко больным, но, еше He совсем
оправивщиеь, пускается в Новое стран-
ствие — для поисков «оран-утанов»—кар-
ликового племени Малакки. 06 «оран-ута-
нах» хохили нелепые сказки, но ни один
	ученый никогда не видел живого предота-
	136. Руденко Павлу Зиновьевичу — старшему ме-
ханику Джамбулской МТС Джамбулской области,
получившему в обслуживаемых колхозах урожай са-
харной свеклы 496,4 пентнера с гектара на площади
	239 гектаров.
	137. Рудько Марии Ивановне—звеньевой колхоза
им. Петровского «Лозовского района Павлодарской
	ЛЕНИНГРАД, 13 апреля. (По телеф. от
сб. коро.). Серодня. закончилась сессия
Ленинградекого городского Совета депутатов
трудящихся.

Сессия обсудила воиросы 0. плане вос-
становления и развития городского хозяй-
ства Ленинграда на 1948 год, о бюджете
торода Ленинграда на 1948. год и оргавн-
запионные вопросы.
	С докладом по первому вопросу BHCTY-
пил заместитель председателя исполкома
	Ленгорсовета — председатель городской
плановой комиссии депутат Н. А. Манаков.
— В Ленинграде, -— сказал  доклад-
	Чик, — в текущем году должно быть вве-
		В издательстве Академии наук СССР
вылил в свет новые книги:

\. Л. УЕЪЪШЕВ. Полное ‘собрание со-
чинений. Том И, 520 стр., тираж 5:000
экз.: том И. 414 сто. тираж 5.000 экз.
	Предпринятое Академией наук в 1940
году издание Полного собрания ‘сочинений
П. Л. Чебышева в связи е 50-летием со
{ня смерти великого русского математика
впервые включает все его наследство. В
отличие от вышедшего сорок лет назад
иания сочинений Чебышева Полное соб-
рание включит диссертации и ранее не
публиковавшиеся работы ученого. Все
пзтание рассчитано ва пять томов.
	Вышедший раньше первый том’ посвя-
щен работам по творпи чисел. Второй и
	ретий томы содержат труды Чебышева

рылающийся
I.
	До своего знаменитого путешествия
‚ Новую Гвинею Николай Николаевич
Миклухо-Маклай совершил несколько по-
ходов в далекие страны. Эти походы мало
извсстны, но именно они призвали ученого
в великому подвигу всей его жизни.
	1867 год... Юный Маклай бредет но
торячим пустыням Марокко. Первое, что
навсегда входит в его сознание, это —
рынки рабов, где черных суданских не-
вольников продают, как скот. Через два
да Маклай проходит но странам Красного
моря. Путника можно видеть на границе
Абиссинского нагорья, где какой-нибудь
д назад была пролита кровь свободолю-
бивых племен, В порту Зулле, казалось,
‘ше были заметны следы слонов, тащив-
ших на хребтах пушки британской армии
мя расправы нах народом Эфиопии. В пу-
вом дневнике появляются первые гнев-
’ные записи о позорной работорговле;: Уже
в первом отчете Маклая Русскому геогра-
фическому обществу можно прочесть
страстные строки против  неравноправия
‹пветных» племен.

Так начинается этот славный, трудный
путь защитника угнетенных народов, друга
темнокожих людей. Папуасы и длинново-
лосые арауканы в панцырях из оленьей
ююжи, «негритосы» Филипиин и обитатели
(тненной Земли, орансакаи малаккоких
дебрей, австралийские метатели бумеран-
тов, канаки Новой Каледонии, — Bee Onn
‹ полным правом могли назвать Миклухо-
Маклая своим другом.
	Он всю жизнь боролся с преступными
деями  лже-ученых,  проповедывавших
расовое неравенство людей. В годы, когда
аще серьезные ученые принижали целые
народы, спекулируя на физических особен-
HOCTAX рас, в частности форме и pas-
уерах черепа, Миклухо-Маклай заявил,
что «черепу и его форме далеко нельзя
придавать такого значения...>. Научную
антропологию он понимал, как Естествен-
ную Историю Человека и служил ей ло
последнего дня своей жизни. .

«Опыт о неравенстве человеческих рас»,
сочиненный французским графом Тобино,
императорским комиссаром в Северной
	АО СЕЗАР МОНЫ
	Сессия Ленинградского городского Совета
	дено в эксплоатацию 343 тысячи квадрат-
ных метров жилой площади. В городе раз-
вертывается Новое  многоэгажное строи-
тельство. 0с0бое внимание уделяется ка-
питальнему ремонту существующего жилого
фонда. В этом году ‘резко увеличиваются
эесигнования на капитальный ремонт жи-
Фых домов.

Целый переворот в быту ленинградцев
произведет газификация города. До конца
года будет газифицировано 26 тысяч квар-
тир, а также много школ, лечебных учреж-
дений, гостиниц, бань. и прачечных.
	эначительно улучшит свою работу го-
	овые книг
	по математическому > анализу. Издание
снабжено краткими комментариями. .
Академик Н. С. ДЕРЖАВИН — «История
Болгарии». Том” ТИ, 128 erp., tupam 8.000
BEB. ok
Том посвящен историй борьбы болгар:
ского народа против турецкого владыче-
	ства. Внига содержит шесть глав: болгар-
	ское общество в эпоху чуженационального
гнета; аграрно-правовые отношения; но-
литическая обстановка; идеологические
влияния: положение на внутреннем идео-
логическом фронте в Болгарии под чуже-
национальным угнетением; народные вос-
стания и повстанческое движение в Бол-
гарий с ХУГ до. середилы ХТХ века.

«75 лет периоличаского занена fl. И.
Менделеева и Русского. химичеечого обще-
	ства». 267 стр., тираж 2.000 экз.
	подекой транспорт. Широко развернутся
работы по строительству метрополитена,

С докладом по второму вопросу высту-
пил заведующий городским - финансовым
отделом И. В. Гужков.

После содоклада председателя постоян-
ной бюджетной комиссии депутата Г. А.
Малярова в прениях выступили денутаты.
	Ченинтрадский: городской Совет ›едино-
гласко утвердил представленный исполко-
мом Фенгорсовета план восстановления и
развития городского хозайства Ленинграда
ta 1948 год, а также утвердил бюджет
Ленинграда на этот год и отчет 06’ испол-
нении городского бюджета за 1947 год.
		(-‘езд национального комитета
бельгийско-советской пружбы
	Сингер отметил, что национальный ко-
Murer бельгийско-советской дружбы, на-
считывавиий в 1946 году 5 тысяч чело-
век, в настоящее время об’единяет более
13 тысач. -
	Фернанд лак указал, что трудящиеся
Бельгии в6е более и более убеждаются в
необходимости ‘установления дружествен-
ных отношений с Советехим Союзом. Tpy-
дящиеся: Бельгии, сказал он, признатель-
кы Советскому Союзу За то, что благодаря
ему Бельгия освободилась от немецких за-
хватчиков. В Бельгии знают, что солдаты,
защищавшие Москву, Сталинград и 4е-
нинграл, защищали также и нангу страну.
	Затем е приветствием с’езду выету-
пил повод СССР в Бельгии А. П. Павлов.
	В принятом решения и обращении к
трудяшимея Бельгии с’езд подчеркнул нз-
обходимость еще больше укреплять узы
дружбы между народами Советского Союза
и бельгайским народом. С’езд призвал де-
легатов усилить распространение правды 0
Советском Союзе, так как в этом он ви-
хит залог борьбы за мир в интересах всех
народов, не желающеях войны.
	отречения. Россия жэндармов и банкиров
была страной, тде интересы океанских
плантаторов были поставлены выше судеб
обреченных на гибель племен мира. Буль-
варные писаки Петербурга преследовали
Маклая, называя его «папуасским коро-
лем», уголовный провокатор из  тай-
ной полиции писал на Маклая доносы
на страницах желтого листка. Брат Мик-
лухо-Маклая, ‘Владимир, будущий герой
Цусимы. бесстрашный офицер морского
флота, еще в юности был связан с 10е50-
люнионерами. Давние революционные связи
всей семьи Миклухо-Маклаев вызывали
особую ненависть черносотенной печати.
Невежда-барон Каульбарс, более понимав-
шый в кавалерийском ремонте, решал судь-
бу рукописей Маклая и давал заключение,
что их «нет смысла» издавать.
	‘Лучшие сыны России — des Толстоя,
Тургенев, Й. Мечников и передовые ученые
Западной Европы оценили подвиг Маклая
еще пои его жизни.
	Николай Миклухо-Маклай, замечатель-
ный сын русского народа и друг угнетен-
ных племен, умер 14 апреля 1888 года,
шестьдесят лет назад. 7
		БРЮССЕЛЬ, 13 апреля. (ТАСС). 19 и
11 апреляв Антверпене происходил с’езд
национального комитета бельгийско-совет-
ской дружбы. Присутствовало более 350
делегатов от всех девяти провинций стра-
ны, а также губернатор провинции Ант-
верпен де Клерк, сенатор Ерайбек, делега-
ции обществ англо- -советской, _франко-со-
BeTCKOH, голландеко-советокой, швейцар-
	ско-советской и люксембурго - советской.
	дружбы во главе с их генеральными сек-
ретарями, депутат французского парламен-
та и вине-председатель ассоциации «Фран-
nis—CCCP» Фернан Гренье, представите-
ли посольств Польши, Чехословакии, Ру-
мынии, Болгарии, Венгрии и Югославии в
	Брюеселе. На с‘езле присутетвовал носол.
	СССР в Бельгии А. ПН. Павлов.
	С’езд заслушал отчетный доклад секре-
таря. национального комитета бельгийско-
советской дружбы Синтера и доклад гене-
рального секретаря этото комитета, депу-

тата бельгийского парламента Фернанла
Жака на` тему: «Нагпональный комитет

бельгийско-советекой дружбы на службе
мира».
	вителя этого племени. В самой глубине
полуострова Маклай отыскал и «оран-ута-
нов», и четыре других совершенно неизу-
ченных народности. Все они были род-
ственны туземпам Меланезии. Так наме-
тилась вровная связь оранов с пануасами
Новой Гвинеи и «негритосами» Филинпин.
Стоит ли говорить, что отравленные стре-
лы «оран-утанов» не угрожали великому
другу первобытных племен?
	27 июня 1876 гола Маклай вновь вы-
садился на заветном Берегу Маклая и про-
был там до конна 1877 года. Старые
друзья—пануасы все были живы. Открыва-
тель архинелага Довольных Людей принял-
ся исследовать те районы Новой Гвинен,
которые он не уснел посетить ранее. Но-
том его видят в каторжной столице Новой
Валедонии -— Нумеа, где в ту пору томи-
лись ссыльные парижекие коммунары. Там
он вновь наблюдал позор работорговли,
видел вымирающих канаков, еще находив-
ших в себе силы для восстания против
белых ‘угнетателей. Из. Новой Каледонии
вн отправился в самое сердце Океании, на
Соломоновы острова, . архипелаг Лузиады,
посетил восточный берег Австралии. Тяж-
кая болезнь снова приковала его к постели
на острове Четверга, но он поборол недуг
и начал исследования жизни австралийских
туземцев. Попутно Маклай делает значи-
тельные открытия в области палеонтоло-
гии -—— находит останки ископаемых сум-
чатых чудови.
	Маклай начинает пламенно разоблачать
преступления белых хозяев Австралии. Он
рассказывает 06 ужасах принудительного
труда, 0 нохищениях черных рабов, о
страшных кораблях работорговцев ХТХ ве-
па. Маклай настаивал На создании особых
международных организаций по защите
бесправных племен Океании, но, разумеет-
ся. не находил поддержки. Вся эта, полная
благородства деятельность сочеталась с
неутомимыми научными занятиями. Ма-
клай всегда подчеркивал, что он — прежде
‘всего служитель русской науки, мечтал
06 издании книг о CRONX путешествиях
прежде всего на русском языке. Он заду-
мал путешествие в Африку, где хотел
окончательно уставовить степень родства
негров с темнокожими племенами Окезнии.
	озхват Новой Гвинеи немецкими коло-
низаторами подорвал силы этого железного
человека. Он сознавал, что не сможет
в условиях царской России завершить все-
	Го того, что начал ценою полвига и само-
	Сборник содержит статьи, посвященные
открытию периодической. системы элементов

и организации Русского химического обще-
ства. Содержание: акал. А. И. Бах — Лми-
	  трай Иванович Менлелеер—тордость русской
	и мировой науки; акад. А. А. Байков—Пе-
риодический закон Д. И. Менделеева и его
творец; проф. С. А. Шукарев — Периоди-
ческая система как основа современной хи-
мии; акад. А. Е. Ферсман — Нериодиче-
ский закон Менделеева и его значение. в
	естествознании; акад. В. Г. Хлопин — Пре-
вращение элементов и периодический за-
	кон; акал. A. ©. Иоффе, — Физический
смысл периодической системы; проф. В. В.
Козлов и нроф. А. Й. Лазарев — Три чет-
	верти века Русского химического общества.
	60-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

русский путешественник
	ки музеев Россини и Европы. Он овладел
несколькими отраслями науки. Антрополог,
этнограф, океанолог, зоолог, медик, линг-
вист. палеонтолог, ботаник, историк наро-
дов Океания, — все они сочетались в его
лице. Вот только один из примеров. Ha
пути в Новую ‘Гвинею Миклухо-Маклай
провел ряд наблюдений за температурой
океанской воды, в том числе —- у берегов
Бразилии и в Магеллановом проливе.
В итоге он установил, что так называемый
«закон Гумбольдта» не подтвердился для
островов Тихого океана.

Осенью 1871 года Миклухо-Маклай со-
шел с борта русского военного корабля
«Витязь» на дикий берег Новой Гвинеи и
осталея там один на целый тод. Змен
были частыми гостями его свайного дома,
палающие © деревьев кокосовые орехи
пробивали, как ядра, кровлю ченадежного
убежиша.

Маклай открыл для мира и изучил лю-
дей, животных, растительность Новой Гви-
`неп. Темнокожие хоузья Миклухо-Маклая—
	папуасы. старались облегчить его труд-.
	ную жизнь. Они платили Маклаю 0ез-
заветной ‘преданностью и любовью за 10,
что он пришел к ним, как старигий брат,
как пекренний друг.
	«Наблюдать людей по возможности 063
предвзятого мнения» — такую задачу сра-
зу поставил перед собой  Маклай;: Уже
первые наблюдения опровергли выводы
ученых-человеконенавиетников о’ том, что
пануасы стоят на ‘одной ступени с жи-
вотными. Это; прежде. всего, люди, лю-
бящие труд, умеющие бороться и побеж-
дать стихии, изготовлять орудия и утварь
для жизни. Маклай накоплял подробные
сведения о строении первобытного обще-
ства, о семье, браке, обычаях, верованиях
п зачатке искусств у папуасов.
	Больной и часто голодный, Мавлай не
прерывал своих исследовательских работ.
	Антропологические исследования сменя-
лись трудами по метеорологии и составле-
нием карты Берега Маклая, изучением
языка папуасов, собиранием растений.
Прекрасные «маклаевские» рисунен запол-
	няли альо0м.
	Америке, был немедленно поднят на щит
плантаторами всего мира. В Филадельфии.
выступили Нотт и Глидлон, разделявшие.
великую семью человечества на сто пять-
десят неравнонелных разновидностей! В
1861 году на сезде «южан»-матеж-
ников в Монтгомери было провозглашено...
«великое убеждение в том, что Herp He
равен белому человеку, что рабство, под-
чинение выешей расе, это общественное
H нормальное состояние для негров».
В первой половине прошлого столетия на-
чалось зверское истребление народа маори
в Новой Зеландии; Аветралийский вожль
Паган не мог понять, почему белый чело-
век «имеет больше прав на’ зверей и pa-
етения, нежели другой». 1858 год омра-
чилея  злолеянием во долине `Номевул
в солнечной Калифорнии, где были пере-
биты индейпы вместе с женшинами и
детьми. И в то время, когда «некоторые
ученые» пытались разделить человечество
на короткоголовых и длинноголовых или
писали, что у негров мышны гортани
имеют общее строение с гортанью обезья-
ны, а У индейцев, славян и лопарей
мозжечок недостаточно прикрыт затылоч-
ными долями мозга, белокожие стрелки
разряжали пистолеты в затылки тасманий-
пев или воинов из племени «Черная нога».
	Николай Миклухо-Маклай в 1870 году,
несмотря на свою молодость, успел немало.
преуспеть в науке. Деятельность его была
исключительно разносторонней. Во всех
ero работах чувствовалось влияние эволю-
ционных идей,

Еше в 1868 году он совершенно созна-
тельно стал выбирать такое место на зем-
ном шаре, где еще не ступала нога белого
человека, чтобы в недрах неисследованных
племен узнать правду о жизни первобыт-
ных людей. Он понимал, что в ваби-
нетах, в ученых аудиториях нельзя окон-
чательно разрешить многие сложнейшие
вопросы науки. Это не значит, что Маклай
пренебрегал сокровищами знаний его вре-
мени. Перед поездкой в Новую Гвинею
он несколько лет изучал по книгам все,
что относилось в Океании, осмотрел десят-

Миклухо-Маклай написал. много трудов
в самых разных областях кауки. Эти труты,
воспоминания о встречах с Тургеневым,
альбомы с изображением радужных рыб
мороких вод Берега Маклая, картины ` из
жизни папуасов и австралийцев, дезятеи
статей о людях и природе стран Океании, —
все это богатейшее наследие Маклая дол-
HHO войти в первое полное собрание его
сочинений.
	Антропологические и этнографические
работы Маклая подтвердили, что культур-
ный уровень народа определяется не биоло-
гическими свойствами, а пройдениым этим
народом историческим путем.
	Миклухо-Маклай пошел на подвиг для
TOIO, чтобы отерыть миру научную прав-
ду о биологическом равенстве народов,
п тем самым еше раз подтвердить, что
неравенство людей — социальное зло. Мы
гордимея тем, что именно русский человек
подняя голос в защиту малых народов, бес-
помощных перед европейскими колонизато-
рами. Историю его славной самоотвержен-
ной жизни должны знать все нарохы мира. _
	Сергей МАРКОВ.