участок. Если литература является наиболее передовым отрядом среди искусств (хотя и ее справедливо обвиняют в отставании от обших темпов строитель
ства), то изобразительное искусство - особенно отстающий отряд искусств. Ибо до сих пор изоискус
ство наиболее оторвано от классовой революционной практики пролетариата, от пролетарских масс.
Область изобразительного искусства меньше других искусств освоена диалектико - материалистическим методом. Идеологические и творческие позиции здесь далеко не уточнены. Нет развернутого пролетарского фронта против чуждых установок.
Единый фронт классовой борьбы заслонен борьбой объединений и групп, в которой классовое иногда подменяется групповым, защитой установок отдель
ных организаций и спорами по третьестепенным вопросам. Конечно, и в групповых спорах проявляется классовая борьба. Конечно, и в отдельных органи
зациях и группах (АХР, „Октябрь ) пролетарскими элементами ведется борьба против чуждых установок и чуждой продукции. Но все это слишком неорганизовано и недостаточно для наших дней социалистичес
кого наступления по всему фронту, большевистских темпов и решительной борьбы за социализм.
Так больше не должно быть. Развернутый классовый фронт в изоискусстве должен стать основной определяющей установкой.
Свободное „творческое соревнование различных группировок должно быть подчинено этой установке. И если резолюция ЦК ВКП(б) от 1 июля 1925 г. (по литературным вопросам) высказалась за сво
бодное соревнование различных группировок в области литературного творчества, то это, конечно, ставилось, как нечто подчиненное основным задачам классовой борьбы пролетариата.
Создание ассоциации пролетарских художников становится насущнейшей задачей дня.
Эта ассоциация должна стать штабом пролетарской реконструкции искусства на основе революционной практики рабочего класса, на основе вовлечения пролетарских масс в дело этой реконструкции, на основе овладения диалектико материалистическим
методом и глубокого усердия и выражения тематики реконструктивного периода.
Конечно, ассоциация должна быть создана не в результате простого сложения сил, а на основе строго принципиальной платформы, заостренной против чуждых идеологических систем, правых и „левых искажений марксистского искусствоведения, против чуждых творческих установок и чуждой практики.
Поэтому активизация работы партийных фракций в художественных объединениях и действительно большевистская самокритика по отношению к своим, в первую очередь, и чужим ошибкам должны предшествовать и сопутствовать созданию ассоциации пролетарских художников.
Должны быть разоблачены и полностью преодолены как остатки мелкобуржуазной революционности установок АХР, так и „левацкие“ ошибки „Октября в вопросах спецификума искусства (идейность
искусства), в вопросах культурного наследства и т. д. Тем более должны быть разгромлены определенно чуждые нам теоретические системы и установки формализма, документализма, конструктивизма, функционализма.
Вопросы творческого метода должны быть поставлены на самое широкое обсуждение. Дискуссия такого порядка должна быть тесно увязана с практикой социалистического строительства и опытом борьбы средствами изоискусства за пятилетку, за промфинплан.
Вопрос о поддержке самодеятельного искусства, об использовании его пролетарских кадров и опыта следует разрешить возможно скорее и во всей его полноте. Эту важную задачу нужно рассматривать, как необходимое условие большевистской реконструкции искусств.
Ассоциация пролетарских художников должна быть широкой организацией, которая включит в себя не только художников-профессионалов, но и проле
тариев-самоучек, изо-рабкоров, изо-кружковцев, ударников от станка и колхозников, изъявивших желание принять участие в общем деле реконструкции искусства.
Такой принцип организации дает возможность практического осуществления участия пролетарских масс в реконструкции искусства и широкого общения профессионалов-художников с рабочими-непосредственными строителями социализма.
Необходимо ко всему сказанному добавить, что борьба за попутчика, борьба за союзника, остается важнейшей задачей пролетарского сектора искусств. И создание ассоциации пролетарских художников нужно понимать, не как отход от попутчиков, не как оставление их, а как новую, более активную форму работы среди них и руководства ими. Ассо
циация пролетарских художников разрешает не
только задачу консолидации пролетарского сектора изоискусств; она же должна открыть художникам - попутчикам, которые решительно включились в революционную практику пролетариата, перспективы их революционного перевоспитания и перехода к коммунистическому мировоззрению.
Орабочение искусств, лозунг „лицом к ударнику , выдвижение художников и представителей массовой критики из рабочих и колхозников, не порывающих связи с производством, должны тоже рассматриваться не как противопоставление попутчикам. Наоборот, это должно тоже стать отправным пунктом для перестройки попутнических рядов на новой, более глубокой и близкой к революционной действитель
ности основе для более плановой, продуманной и инициативной работы среди них.