I

Картины, пытающиеся раскрыть ту или иную сторону Октябрьской рево

люции, стали появляться поздно. К 1922 - 23 г. относятся только самые первые роб

кие опыты. 6 лет отделяют их от рубежа революции. Объяснить это явление афоризмом - «пока стреляют пушки, мол

чат музы» или указанием на то, что для крупных полотен требуются соответ

ствующие условия работы и т. д., явно невозможно. Эти мотивировки совсем не убедительны. Великая французская рево

люция протекала в чрезвычайно тяжелой обстановке. Против нее были направлены пушки иностранных интервентов и штыки восставшей Вандеи. Весь абсолютистский мир ополчился против нее. И все-таки она оставила сотни крупных полотен, и первые же годы ее нашли своего певца в лице Давида с плеядой его последователей.

Первая выставка революционных художников открылась в 1791 г., т. е. на вы

ражении, как ни одна другая из европейских стран» 1, что эта революция в сфере изоискусства, как и в сфере других идеологических надстроек, имела в своем распоряжении кадры, являющиеся плотью от плоти революционной тогда буржуазии.

Совсем не таково было положение в области изоискусства на грани Октябрь

ской революции. Эпоха реакции между 1905 и 1917 годами наложила свою тя

желую печать на все виды искусства, хоть сколько - нибудь революционного. Осталось только и процветало искусство, выражающее настроение умирающего по

мещичьего дворянства, реакционной буржуазной интеллигенции, либо крепнувшего после столыпинской земельной рефор

мы кулачества. Зараженное мистическими, шовинистическими, эстетскими и формалистскими миазмами, искусство этого периода основательно похоронило передо

вые традиции, присущие «разночиннойинтеллигенции второй половины XIX ве

ром году революции. Очень важно отметить, что величайшее общественное внимание привлек ряд работ Давида, на

писанных еще до революции (в 1784 г.). Что это значит? Это значит, что фран

цузская революция, которая «разгромила феодализм и основала чистое господ

ство буржуазии в таком классическом вы

ка. Литература, впрочем, сохранила коекакие разрозненные кадры, связанные не только с оппозиционной мелкой буржуазией, но и с пролетариатом. Федор Глад

1 Фр. Энгельс. Предисловие к III изданию «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»; К. Маркс и Фр. Энгельс. «Исторические работы» - Госиздат.

ков, Бибик, Ляшко, Серафимович и ряд других, - все они писали до Октябрьской революции. Не то было в изоискустве, где не сохранилось ни одной скольконибудь живительной связи с революционным движениеим. Это явление не случайное. Писатель через голову своего буржуазного издателя обращается к массам, которые его читают и которые фак

тически оплачивают его труд. Художникстанковист в условиях капиталистического общества продает продукт своего труда в непосредственное пользование бур

жуа. Другой возможности у него нет, так как репродуцирование его произведений, даже высоко-тиражное, в условиях капи

талистического общества не обеспечивает ему прожиточного минимума. Эти условия сбыта, суживая социально-потребительскую зону, на которую ориентируется художник, предопределяют до известной степени и социально-творческую физиономию художников. Именно отсюда проистекает всегда меньшая «демократичность» живописи по отношению к лите

ратуре, а вовсе не из каких-то присущих станковому искусству «абсолютных» и «непреложных» свойств.

В результате бегло очерченных причин, Октябрьская революция не встретила в среде изогруппировок такой, которая была бы ей социально близка и могла бы эту близость проявить в своих произведениях. То же самое и в отношении ис

ОКТЯБРЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ХУДОЖНИКОВ

Шухмин

Приказ о наступлении

СомоваПартизанка