DEES OSES G $ ЗИМЕ ЗО У 3 Lt AVOUT) to, - ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ:
инвазии ИИА оон
	Ук аз Президиуга Верховного Cosera СССР
	О присвоении звания Герся Социалистического Труда
	передовикам сельского. хозяйства Таджикской ССР
(Окончание. Начало см. «Известия» от 3 июня). \
	Э. Кучарову Намазу — звеньевому колхоза им. МТС Регарского
района, получившему урожай хлопка 91,4 центнера с гектара на площади
	3 гектара.
		Га мети
м И Калянина
	БОЛГАРИЯ
	Всероссийское совешание работников
лекционной пропаганды научных знаний
	`Участвовавшие в работе совещания на-
Haibane Управления  культурно-просвети-
тельных учреждений  Дагестана: т. Хан-
мурзаев, директор Ростовского  городекого
лекционного бюро т. Старикова, заведую-
щий сектором пропаганды и агитации
Свердловского обкома партии т. Силкин,
директор Мурманского лекционного бюро
т. Старченко и другие говорили, что, не-
смотря на возросший размах лекционной
деятельности, ‘важнейний участок — ра-
бота’ сельским населением ло’ сих пор
еще не налажен. Комитет нлохо руково-
	дит лекторскими группами и отдельными
лекторами в перевне.
	‘Участники совещания“ говорили о’ пло-
sou снабжении местных лекционных бюро
н лекторских групп методической литера-
турой, стенограммами лекций, методически-
ми письмами. наглядными пособиями. Не-
	  льзя, действительно, мириться с тем, что на
	Сахалине, например, почти’ совершенно
отсутствуют научно-популярная литература
и пособия, а Комитет не удосужилея при-
слать их.
	Резкая оценка дана журналу «Ryas-
турно-проеветительная работа». Участники
совещания указывали, что редакция жур-
нала оторвана от жизни, пренебрегает
материалами об опыте лекционной работы,
поверхностно освелтает ‘актуальные вопро-
вы пропаганды научных знаний;
	Серьезной критике была полвергнута и
	 -работа Гэскультиросветизлата.
	На Всероссийском. совещании работников
лекционной пропаганды научных знаний,
воторое открылось 1. июня, вчера иродод-
	чались преция по докладу 0 состоянии ^и
	адачах лекинонной пронаганлы научных
знаний и содокладу о повышении илейно-
политического уровня массовых лекций.
Начало широкому развитию лекционной
работы в нашей стране было положено но-
становлением ЦК ВКП(б) о постановке
	партийной пропаганды в евязп с выпуском
	«Браткого курса истории ВКП(б)» и по-
	становлением ЦК ВЕП(5) о научно-просве-.
	тигельной пропаганде. Для повышения
идейно-политического уровня и научного
содержания лекций решающее значение
имеют постановления. ЦЕ BRIT(6) no sonpo-
сам ‘итеологичеекой работы, a также изве-
стные выступления тов. А. А. Жданова на
собрании партийного актива и Ha- to6pa-
	  нии писателей в Ленинграде, ‘ва философ-
ской дискусени и на совещании деятелей:
	советской музыки в ПЕ ВИП).
	За последние годы’ отмечается значи-
тельный рост лекционной работы в’стране
и в частности в Рэссийской Федераций.
Если в 1944 голу только по системе Ко-
	  митета по делам культурно-просветитель-
	ных учреждений было прочитано примерно
	30 тысяч лекций, то в 1947 году число
лекций ‘возросло уже до 830 тысяч. Зна-
	зительно возросло и число слушателей
лекций (соответственно 16 и 52 миллиона)
и кадров лекторов (19 тысяч и. 75 тысяч
человек). В лекционной работе в -поелед-
нее время нашли широкое применение та-
кие новые формы, как цикловые лекции,
лекции для колхозников, для родителей по
вопросам воспитания, передвижные лекто-
рии. Для пропаганды научных знаний ис-
пользуются радио. кино.
	`Однако-в организации и главным obpa-
30м в идейном содержании лекпионной про-
паганды научных знаний имеют ` место
весьма серьезные недостатки.

Выступавшие на совещании директора
краевых, областных н городских  лектор-
ских. бюро, лекторы-общественники, пред-
ставители партийных и советеких органи-
заций отмечают, что. качество лекций зна-
	чительно отстает от требований, пред’яв-
	ляемых постановлениями ЦВ ВКП(б) по
вопросам ндеологической работы, от возра-
стающих культурных запросов населения.
Лекции нередко лишены маркбистско-ле-
нинской методологической основы, содер-
жание их ‘не всегда бывает связано с ак-
туальными задачами, с практикой социа-
листического строительства.
	06060 обращает на себя внимание недо-
статочно высский уровень лекций по воп-
росам советского патриотизма. Некоторые
лекторы обходят вопросы 0 новых каче-
ственных особенностях социалистического
государства и`новых свойствах советского
человека. °-
	Необходимо также улучшить пропаганду
	послевоенной‘ сталинской пятилетки, fem a
ции на эту тему читаются абстрактно, не
	сопровождаются демонстрацией наглядных
нособий. Мало’ сделано для популяризации
новейших достижений науки и техники,

а также опыта ` передовиков промышлейно-
сти и сельского хозяйства. До сих пор не-
которые лекторы-историки оперируют. по-
	рочными данными из трудов: OYPIY ASHBIX
авторов.
	Бее еще не налажена как следует про-
паганда естественно-научных знаний, лек-
ции по этим вопросам носят узкопроеве-
тительский характер и мало ‘способствуют
успешной борьбе против различных пере-
житков и, в частности, религиозных суеве-
рий, имеющих месте. среди некоторой ча-
сти населення, особенно в деревне. -
	Участники совещания подвергли’ резкой,
критике недостатки в’ организационной
работе Комитета по делам культурно-про-
светительных учреждений и Управления
лекционной пропаганды. Выступаватие:
указывали, что и доклад т.. Клабуновского,;
и содоклал т. Витчевекой были недоста-.
точно самокритичными, они не `векрыли
главных. причин недостатков в руководстве:
местными организациями, He -oTReTHAN Ha
вопрос, почему Комитет слабо выполняет
постановления ЦЕ ВКИ(б) 05. организации
научно-просветительной пропаганды, пло-
XO руководит и помогает кадрам р»
общественников. —
	ООО ОАО
	СОФИЯ, 3 июня. (ТАСС). Газеты . <Ра-
ботническо дело», «Труд», «Народ» и дру-
гие’ отметили сегодня вторую годовшину со
дня смерти М. И. Калинина. <

«Имя Валинина, — пишет . газета
«Труд», — связано с рождением Советско-
го государства, со всеми его успехами и
победами...

Соратник Ленина п Сталина Калинин: от-
дал всю свою жизнь верной елужбе наро-
дам. Он был одним из самых любимых
большевистских вождей. В день второй ro-
ловщины смерти М. И. Калинина трудя-
щиеся Болгарии преклоняют свои головы
перед великим лелом этого замечательного
	  Сына советского народа».
	ВЕНГРИЯ
	10. Мамотову Ибрагиму — звеньевому колхоза им. Карла Маркса Ре-
гарского района, получившему урожай хлопка 87 центнеров с гектара на
	площади 3 гектара.
	И. Наимову Карабаю — звеньевому колхоза им. МТС Регарского
района, получившему урожай хлопка 99,3 центнера с гектара на площади
	› гектара.
	12. Нигматову Орифбою — председателю колхоза им. Фрунзе Ленин-
абадского района, получившему урожай египетского хлопка 64,5 центнера
	с гектара на площади 14,4 гектара.
	13. Норматову Ташпулату — звеньевому колхоза им. Фрунзе Ленин-_
абадского района, получившему урожай египетского хлопка 68. центнеров
	с гектара на площади о гектаров.
	_ 14. Парамонову Николаю Петровичу. — секретарю Курган-Тюбинского
райкома КП(б) Таджикистана, обеспечившему своей работой перевыпол-
	нение в целом по району планового сбора урожая египетского хлопка на
	20,6 ‘процента.
	`БУДАНЕШТ, 3 июня. (ТАСС). Вее га-
зеты поместили статьи, посвященные вто-
рой годовщине со дня смерти М. И.
Калинина. В статьях излагается биография
М. И. Калинина, отмечаются его Заслуги
в создании и укренлении Советского госу-
даретва.
Газета «Нецсава» подробно описывает
подпольную революционную леятельность
	М. И. Калинина и подчеркивает, что. «не
	только в Советском Сотюзе, но и далеко за
его пределами, повсюду, где в народе живут
идеи революции, миллионы людей с боль-
шой любовью чтут память МИ. Каливина».
	«М. И, Валинин, — пишет «Эшти Сабал
	Co», — был прямым и чутким человеком,
верным п преданным сыном своего народа,
он пользовался заслуженной любовью не
	только в Советском Союзе, но и за ето
пределами».
	Выступление Плэтте-Миллса
	HURRUH, 5 июня. (1800). Выступая
перел группой ` представителей прогоасгиз-
	перед группой представителей прогрессиз-
ных деловых кругов в Лондоне вечером 2
	июня, Нлэтте-Милле заявил, что. провотя
	‘нолитику умиротворения в отношении п?а-
	вящих сил в Англии, лейбористская пар-
тия придерживается курса, который неиз-
бежно приведет в катастрофе. Когда поли-
тика лейбориетской партии пришла в столк-
новение с интересами капиталистов в тех
отраслях промынгленности, которые. работа-
ли улорлетворительно, как, например. ста-
	  леплавильной промышленности, партия пе-
	пестала лействовать.
	15. Раджабову Саиду—председателю` колхоза им. Кагановича Сталин-
абадского района, получившему урожай: хлопка 88,5 центнера с гектара
	на: площади 10 гектаров.
	16. Самадову Ахмаду — председателю колхоза «Коммунизм» Кани-
	бадамского района, получившему урожай хлопка 89,8 центнера с гектара
	на площади. 11 гектаров.
	„И. Умаровой Хайри—звеньевой колхоза им. Фрунзе Ленинабадского
района, получившей урожай египетского хлопка 63 центнера с гектара
	на площади 3 гектара.
	18. Утабоеву Астанакулу — звеньевому колхоза им. Крупской Кол-
хозабадского района, получившему урожай хлопка 85,4 центнера с гек-
	тара. на площади 3 гектара.
	Содержательную речь произнес на с0-
вещании заслуженный учитель т. Степу-
хин из Валининской области. Он много
лет работает лектором-общественником, на-
копия богатый опыт работы, подготовил
значительное число лекторов из своих
учеников. Заветующий” сельским лектори-
ем в селе Старо-Всеславянское Тамбовской
области т. Артемов рассказал 06 опыте
работы сельского лектория, который. орга-
низовал большую ‘группу лекторов-обще-
ственников, провел ряд интересных лек-
ций, имевших успех у колхозников.
	Сегодня совещание продолжает свою
рабату. : co,
	19. Халифаеву Джума — звеньевому колхоза им, Димитрова Чкалов-
ского района, получившему урожай хлопка 94,8 центнера с гектара на
	площади 3 гектара.
	* Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
		‹ Москва, Кремль. 2 июня: 1948 г.
	Развивать межобластные хозяйственные связи .
	Предметный урок
	° В Свердловске закончилось  межобласт-
Hos: торговое созещание (оптовая ярмарка),
в котором участвовали представители гоеу-
арственной торговли, местной промышлен-
ноёти и кооперации 33 областей, городов и
республик РОФСР.
	Совещание сыграло положительную роль
в развитии межоблаетных хозяйственных
связей. Обращает на себя, однако, внима-
кие TOT факт, что значительная” часть `19-
заров осталась нерезлизованной. Местная
промьниленность смогла продать только 14
процентов предложенных товаров, а промы-
цовая кооперация — 20 процентов.
	3 то же время многие товары отсутство-
май в продаже, хотя на них существует
неограчиченный “спрос. `9то — ведра, тазы,
IONATH, грабли, топоры, колуны, утюг;
фонари, лейки. чугунные сковородки, печ-
ное литье. ножницы. совки,
	На выставочных стандах отчетливо” мож-
во было видеть лицо местной промышленяо-
тии кооперации многих областей п авто-
номных республик. Из Чувашекой респуй-
лики привезли вышитые изделия, из Boao-
гдской и Орловской областей — кружева,
из Кировской области — гармоники и и3-
елия из дерева. Своего лица, к. сожалению,
не могли показать уральские ‘области . —
(вердловская, Молотовекая п Челябинская.
На выставочных. стендах этих областей
ужно было видеть многие товары, за
нключением изделий из металла; И 270 в
областях с широко развитыми werasaypried
и машиностроением!
	Предетавители местных торгов Свердлов-
скай области ходили обрадованные,  Им у:
лось закупить в других областях больнее
роличество наперстков. А ведь при пра-
вильной постановке дела предприятия мест
ной промышленности и промысловой ков-
перации одной толька Свердловской области
	могли бы изготовить этих самых наперст-
ков в количестве, достаточном для всей
Российской Федерации. Десятки представи-
телей областей и городов, в том числе и
Свердловска, ожесточенно спорили между
гобой за право приобрести небольшое коли-
yeeTBO пил; которые привезли из Удмурт-
ской республики.» А. между тем и Свердловск,
и Сверлловекая область в состоянии изго-
товлять эти самые пилы тысячами Штук.
	В 0 же время участники совепания ©
недоумением останавливались возле стэнда
Свердловского горкоопинсоюза, на котором
висели куски“ грубого полотна с намалеван-
ными на них нелепыми медведями. На Кого
рассчитана такая продукция инхустриально-
го- горела, даже. понять- нельзя. `Иеключи-
тельно беден и узок был ассортимент гото-
вых швейных изделий. Везналежно устарев-
шие фасоны набрежный понив — Bee ato
говорило © полном пренебрежении к инте-
резам `иотвебителя. Низким качеством отли-
чалаеь и обувь. ^ особенно ‘изготовленная
нромкомбинатами Сверхловекой области,

Совещание выявило крайне слабое раз-
витие не только межобластных, но и внут-
риобластных хозяйственных связей. Моло-
товёкое областное управление промысловой
кооперании Нредлежило в продаже пять TOUT
во1ы, которая немедленно была куплена
торговые организациями... той же Моло-
товекой области. Сукеунекая артель Моло-
товской области привезла партию хорошях
самоваров. Их приобрел Молотовекий гор-
промторг.

Торговые организации, руководители мест-
Ной промыптленности и кооперации полу-
чили Наглядный предметный урок: Hato
учитывать запросы покупателей, распгирять
ассортимент, повышать качество продукции,
	В. САФОНОВ,
	Письмо министру химической промышленности СССР
	Уважаемый Михаил Георгиевич!
	Своим письмом мы, прупиа художников,
хатим обратить Валте внимание на ху1о-
жественное оформление товаров  пеирокоге
потребления. которые выпускаются пред-
приятиями Главхимпласта.

Изделия из пластмассы очень нуж-
ны, тут и детекая игрушка, и столовая
посуда, и чайные сервизы, и пуговицы, я
самые разнообразные предметы доемапенего
обихода.

Понятно поэтому, как важно, чтобы
эти вещи ‘были красивыми, изящными,
чтобы они воспитывали у советеких лю-
Дей художественный вкуе, украшали наш
быт. К сожалению, руководители главка
и предприятий на художественные качест
ва выпускаемой продукции не обращают
почти никакого внимания и не считают-
ся с запросами покупателей,

Особенно нетернимо то, что сплошь и
рядом на заводах  преклоняютея перед
иностранщиной. Чтобы не утружлать себя
излишними хлопотами. руководители иред-
приятий санкционируют выпуск изделий
по рисункам из заграничных журналов.
Им в этом почему-то потворетвуют и на-
чальник отдела плирпотреба министерства
тев. Курицын, и Всегоюзная торговая па-
лата. :

Охтинский химкомбинат, например, пол-
ностью работает прессформами загранично-
го образца. Вот перед нами игрушки из
плАетуаксы —  тирольекий мальчик В
шляпе с` пером и < неимоверно большой
головой, тирольский пастутпток.

На Московском заводе пластмасеы пар-
тия за ‘партией выпускают штампованные
	(Са стороны Московского п Ленинграл-
ского научно иселедовательских институ-
тов никакого художественного ру ководства
и контроля над выпускаемой продуклией
нет. Чем` занимаются эти ннетитуты, —
остается севретом. За все послевоенные
годы они- разработали лишь одну тему.
	А ведь в све время Вы обратили веть
	езное внимание на нНеобхолимость yaryu-,
шить художественное оформление “Haqe-
	шить художественнюе оформление  изде-
лий, В прошлом голу министерством был
издан приказ о создании на Кусковском
заводе экспериментатьных художествея-
ных мастереких. Прошлю уже полгода, но
приказ не выполняетея, Витимо, началь-
	НИК Главхимпласта тов. Николаев считает

контроль за выполнением принятых реше-
ний излиненим телом.
	Нам кажется, что пришло“ время’ по-
кончить с кустарщиной в художествечном
пфорилении ‚выпускаемых изделий. Пора
регулярно об’являть конкурсы на лучшие
образцы детской игрушки, на предметы
хо мапинего обихола. Нало, чтобы выетавки
Новых образцов были открыты не узкому
кругу людей, как это наблюдается в мп-
нистерстве сейчас, а для всех желающих,
для широкой публики, Пора, наконец, от-
каваться и от копирования  изделнй из
заграничных журналов. .
	Надеемся, ‘товарищ. мавистр, ‘получить
or Bae в ближайшее время ответ.
	М. Г. Первухину.
	пуловицы из фибры. Не отстает и ВБусков.
ский завод, где вырабатывают более чем
на миллион рублей в. месян штамповен-
НЫХ ПУГОРИ ИЗ анрилата. Покупают эту
протуклию лить по нвобходимости, На она
продолжает изо дня в день поступать на
склады и лежит там мертвым грузом.
	важдый гражданин ©. больнюй ‘охотой
купил бы красивую тарелку из пластмас-
сы. Но выпускаемые тарелюн — мелкие
и глубоние —~ ‘неонределенного цвета, и
покупают их неохотно. Коммерсанты из
различных ‘аригелей  растите ватт тарелхи
‘безвкусно, масляными красками; ` после
чего стоимость их повышается ‘© трех
рублей лю 25-30 рублей. Руководители
артелей, конечно. очень лавольны  постав-
	TAKA WH HOY Hao pH Raton. в 3280108 пласт-
WACCEI. .
	Большое ‘удивление вызывает у нас и
	то, что ни на одном заводе Главхимиласта
нет художественного совета.
	„ Отсутетвием хуюжественных советов на
заводах пользуются любители легкого 3a-
	работка, Так, например, на Орехово-Зуев-.
	ском комбинате полвизается. ‚ гастролер,
именуюттий себя художнихом, некий Бер-
линер, За эскизы шахматного столика п
тумбочек он взял несколько десятков ты-
сяч рублей, Не отстает от него ЛТинекая,
поставляющая эскизы для Карачаровекого
завола.
	«Й буду очень удивлен, если мы начнет
	осуществлять проэкт национализации ета-
	еплавильной промьшиленкоети». — заявил
	ОН.
	Илэтте-Милле также заявил, что «план
Марпталла», вначале выпринутый как ма.
	тюд «спасения» Европы, сейчас превпатил-.
	ся лить В военный заговор Америки поо-
	тив кажлюй страны, принимающей участие.

В этом «плане». Америка намеревается _
пользовать промышленную мощь Рура 1
	того, чтобы разрушить английскую. @ран-”
	Цузскую и итальянскую промышленность.
Платт -Милле указал: что если основная
масса английского народа не выступит прэ-
тив лейбористекого руководства и не еме-
нит его, то это может кончиться лишь из-
меной по отношению к Англий и предателе-
ством ее булущей незавиоимаети ‘в инте-
ресах американских хозяев ©  Уолл-етрита.
	К предстоящему об’единению
	коммунистической и сопиальна-
	демократической партий
Чехословакии’
	ПРАГА, 3 июня. (ТАСС), Пентральный
	об’единительный комитет принял решение
созвать 27 июня 1948 года в Праге тор-
зественное собрание представителей ком-
мунистической партии Чехословакии и че-
хословацкой социально-демократической
партии, на котором будет провозглашено
0б’единение обеих партий в единую ком-
партию Чехословакии. - :

ПРАГА, 3 ‘июня. ‹ (ТАСС): Секретариат
чехословацкой социально-демократической
партии опубликовал обращение, адресован-
ное веем местным организациям партии.

Одна из главнейших ‘задач после выбо-
ров,—говорится в обращении, —завершение
подготовки к об’единению чехословацкой
социально-демократичеекой партии © ком-
муниетической партией Чехословакии. По-
этому немедленно организуйте - (гели это
еще не сделано) об’единительные комите-
ты в местных организациях... 0б’елиниь
тельные комитеты должны состоять из
	6 членов — по 3 представителя от ках.
	дой партии. Их состав утвержлает соот-
	ветствующий районный об`единительный
комитет.
	0б’единительные комитеты коортиниру-
	ют работу организаций отдельных партий
10 полного слияния.
	Иранская делегация о поездке
в Советский Узбекистан
	ТЕГЕРАН, 3 июня. (ТАСС). Вернувшая-
	ся из Советекого Узбекистана иранская
делегация, принявшая участие в торжеет-
Bax по случаю 500-летия со дня фожде-
ния Алишера Навой, сделала 1 пюня на
большом собрании, организованном `0бше-
ством культурной связи с Советским бою:
зом, отчет о своей поездке. В летнём са-
лу общества в Тегеране собралось более
400 видных представителей иранской пн-
теллитенции,  литерлуры и искусства,
профессоров и преподавателей университе-
та, студенческой молодежи и других чле-
нов Общества культурной связи. На соб-
рании присутствовали также посол СССР
Садчиков, ответственные сотрудники со-
ветокого посольства, представители ‘пран-
ских правительственных учреждений п
политических кругов. 5

С докладом 9 торжествах и co cROUMEE
личными «впечатлениями о. Советском  Уз-
бекистане выступили. члены делегации:
бывиитй миниетр без портфеля . прафоееор
литературы Тегеранского университета Али
Аскер Хекмат и редактор журнала -«Пай-
ave ноу» Бозорг Алави. Ораторы  призели
	`’фактические данные 06 исключительных
	успехах развития промышленности и сель-
ского хозяйства, а также культуры и нау-
ки в Советском Узбекистане.
	Директор... Московекого института прикладного и декоративного искусства,
	член
Дейнека,
	‚Академии
грулна
	действительный:
искусств А,
	художеств СССР, ‘заслуженный` деятель
професборов и художников: Я. Соколов,
	Й. Вьюев, Н; Тихонов,” А. Барышников, А. Мызин, Н, Благовещун, Н. Ро-
	стовнев.
	лауреатов Сталинской премии второй ете-
пени; — которые усовершенствовали ме-
тоды поисков” нефти. Напряженная работа
геологов в течение нескольких лет увен-
чалаеь полным. успехом. ‚ Методами, предло-

женными ими, уже открыты новые нефте-
носные пласты.
	Теологи —= разведчики  утольных  6бо-
	гатетв достигли. больших. успехов на
Среднем. ‹ Урале; Сталинской ‹ ‘премия
удостоена. группа - геологов, которая’ под
	руководством 1. И. Лорофеева осуществила
иследование и’ разведку Волчанских ме-
сторождений каменного угля. Таким обра-
зом, открыта новая энергетическая база
для промышленности Слелнего Урала.
	Другая группа геологов под руководст-
вом профессора А. А. Гапеева в 1947 ro-
ду завершила разведки в некоторых рай-
онах Карагандинекого’ угольного бассейна
в Казахстане. Эти разведки показали на-
личие запасов ценных коксующихея уг-
лей на многих участках бассейна.
	Сталинекие премии присуждены двум
группам ° геологов: одной, — работавшей
под руководством С. Г. Анкиновича, — и
другой — в составе В. Е, Кожевникова,
Г. В. Горшкова и И, Я. Глинских, успелгно
исследовавших месторождения полиметал-
лов на Алтае и марганца на Северном Урале.
	На Урале же инженер геологического
управления 3. И. Кравцова и начальник ла-
’ бораторяи института «Механобр» Б. Ф. Пы-
лаев открыли и разведали крупные место-
рождения ценных для. нашей промынтленно-
сти графитов. Важное значение для. нашего
народного хозяйства имеет открытие и но-
вых месторождений редких металлов, сде-
данное геологами под руководством члена-
корреспондента Академии наук, СССР. К, А.
Неналкевича. Эти работы геологов также
’ удостоены Сталинеких премий.
	Исследования. нового . отряда советских:
геологов-==лауреатов Сталинских премий—
свидетельствуют о новых победах самой
передовой и прогрессивной науки в ми-
ре — советской науки.
	Академик А. ЗАВАРИЦКИИ.
	соб. корр. «Известий».
	делению мезозойских отложений и текто-
	нике Кавказа.
	Лауреаты Сталинских премии

По почвоведению Сталинская премия
второй степени присуждена профессору
В. А. Чернову, крупному специалисту
в области физико-химических  исследо-
ваний почв. В. А. Чернов показал себя
блестящим экспериментатором. На ocHo-
вании ° прекрасно поставленных опытов
ему удалось изучить природу кислотности
почв подзолистого типа и красноземов,

На основании этих исследований В. А.
Чернов дает метод определения кислотно-
вти почв и приемы расчета норм извест-

кования кислых почв. Эти практические
выволы из работ В. А. Чернова имеют
	больное значение для нашего сельского
хозяйства.
	Работы геологов лауреатов Сталинской
премии В. П. ом Н. М. Страхова,
В. П. Ренгартена и В. А. Чернова нагляд-
но показывают, что в  Советской стране
теоретические исследования тесно связаны
с насущными нуждами социалистического
строительства, свидетельствуют о нераз-
рывном единстве ух нае науки и практики.
	Советские геологи особенно много сде-
лали дая расширения наших познаний 0
запасах угля, месторождениях железа,
нефти, ценных металлов, т.-е, тех подзем-
ных богатств, которые служат основой
ивтустриализации.
	Доктор геолото-минералотических наук
A. Ф. Мурашев и геологи Д. В. Шифрин
и В. М. Вюшип удостоены Сталинской
премии Brop i степени за геологическое
открытие, которое трудно переоценить,
Под. их непосредственным руководством
были. найлены крупные месторождения
железных рух на Кольском полуостреве.,
Исследование этих месторождений 0беспе-
чивает создание мощной сырьевой базы для
новой северо-запатной металлургической
промышыенности СССР. Таким образом гео-
логи. помогли решить важную ‚народнохо-
зяйственную задачу.. :
	‘Болышое- значение имеет также работа
Г, А. Хельквиста, В. Ф. Андрейко, М. И.
Ральзамова и 9. Р. Герцика, — ныне
	Выдающиеся достижения.
	ПОЛО О С
	труда он показывает, как на основе изу-
чения особенностей горных пород мы м0-
жем восстанавливать  физико-географиче-
ские условия геологического прошлого,
	В. И. Батурин рассматривает влияние
климата на судьбу приносимых с матери-
ка составных частей горных пород, дина-
мики гидрооферы и т. д. Минералогия
осадков рассматривается им как выраже-
ние различных физико-географических
обстановок — континентальных и MOp-
ских. Эта часть работы В. П. Батурина
имеет особую теоретическую пенноеть.

Разработанные теоретические положения
В. П. Батурина используются для иссле-
дования. условий четвертичного и третич-
ного времени, которые влияли на 0бразо-
вание нефтеносных толщей, а также чет-
	вертичного оледенения Евроны. Таким обра-
30M, теоретическая работа ученого дает
	возможность создать методы прогноза про-
мышленной нефтеносности отложений.
	Сталинская премия второй степени при-
суждена члену-корреопонденту Академии
наук CCCP Н. М. Страхову за его
труд «Железорудные фации и их ана-
логи в истории земли». Н. М. Crpa-
хов является выдающимся  специали-
стом в области исторической геологии и
изучения осадочных горных пород и CO-
временных осадков. В своей работе он раз-
	бирает с историко-геологической точки
зрения процесс образования осадочных
железных руд и их аналогов — бокситов
	и марганцевых руд. Нужно вопомнить, что
осадочные железные. руды в более или
менее сохранившемся после их отложения
виле (или метаморфизованные) есть глав-
ный источник железа, и изучение про-
исхождения этих руд имеет очень большое
	значение для народного хозяиства.
	В своем труде Н. М. Страхов  делзет
обзор распределения железных руд среди.
осадочных пород, с точки зрения последо-
вательности их образования и показывает,
что процесс накопления железа в осадках
периодичен. Таким образом, на основе ис-
следований Н, М. Страхова выделяетея ряд
«железорулных» энох. Автор. ноказывает,
что руды железа, марганца и алюминия
образовалиеь в условиях влажных и теп-
лых климатов, и, следовательно, распреде-
ление районов железорудных месторожде-
ний зависит от расположения климатиче-
ских зон в геологическом пропглом, .

Затем Н, М. Страхов вскрывает законо-
мерносети в распространении железных руд
в климатических зонах в зависимости от
условий отложения осадков вообще, дви-
жений в земной коре и условий пиркуля-
ции поверхностных и подземных вол. Эти
исследования позволяют сделать вывод,
что подавляющая Macca месторождений
железа образовалась в начальные стадии
наступления моря, и поэтому характер
горных пород может помочь выяснению
положения рудных горизонтов в толще оса-
дочных образований. А это предетавляет
большой практический интерес.

Члену-корреспонденту Академии наук
CCCP B. П. Ренгартену Сталинская пре-
MI Второй степени присуждена за’ Ard
геологические работы о Кавказе, В 1947
году вышел в ecrer tom IX «Геология
СССР», Около одной трети этого тома на-
	нисано В. ПН. Ренгартеном.
	Геологические исследования и изыска-
ENA имеют огромнейшее значение для раз-
вития производительных сил социалистиче-
ского общества. Поэтому закономерно, что
в Советской стране. правительство и пар-
тия, лично товарищ Сталин уделяют боль:
шое внимание геологической науке,

В етвет. на это наши геологи — ученые
п практики самоотверженло трудятся над
решением как теоретических проблем, так
и над разведкой и изучением «кладов зем-
ли» — месторождений полезных ископае-
мых, руд и минералов.

В 1947 году советские геологи заверши-
ли много важных исследований. Авторам
{венадцати важнейших работ постановле-
ниями Совета Министров СССР присуждены
	Сталинские премии. -
` Сели них на первом месте  рабо-
	- Среди них на первом месте ре’
ra профессора В, И. Батурина, скончав-
мегося в 1945 году. Он был одним из
крупнейших = советских ученых, рабо-
тавших в области изучения осадочных
горных пород. Eme в 1937 году его
исследования в этой области были 0т-
	мечены премией имени Спендиарова, при“
сужденной Международным геологическим
конгрессом в Москве.

Улосфоенная Оталинской премии ero pa-
бота носит. название  «Петрографичеекий
анализ геологического прошлого по тер
ригенным компонентам». В первой части
той работы рассматриваются свойства так
называемых терригенных осадочных TOP-
ных пород, т.2е. таких, материал длЯ 0б-
разования которых сносилея © поверхно-
стей соседних материков в морские. 6ас-
сейны, где он и отдагался, подвергаясь 34>
тем различным процессам переработки.
В. П. Батурин рассматривает свойства
этих горных поред, методы и приемы их
псслехования. Во Второй части своего
	советских
		В. Hf. Ренгартен больше сорока лет cpo-
ой. жизни носвятил. изучению . геологии
Кавказа и является лучшим ее знатекам.
Именно ему советская наука обязаиз 00-
временным представлением о геологическом
строении Кавказа. Особенно вылающимиея
авляются работы Ренгартена по распре-